|
Феофил Антиохийский
Где и когда родился свт. Феофил и как он провел свою молодость, неизвестно. Из его первой
книги к Автолику (14 гл.) можно только видеть, что он родился и воспитался в язычестве, а христианство
принял уже в зрелых летах, после знакомства с книгами Священного Писания. Особенно сильное впечатление
произвели на него «книги святых пророков, которые по вдохновению от Духа Божия предсказывали и
прошедшее так, как оно совершилось, и настоящее так, как оно происходит, и будущее в том виде,
как оно исполнится» (там же). Убедившись на основании этих книг в превосходстве богооткровенного
учения перед язычеством, Феофил оставил прежнюю веру и познал истинного Бога, на служение
Которому он до конца своих дней посвятил свои силы и способности. Его глубокая сознательная вера,
научное образование, приобретенное в языческий период его жизни, и совершенный образ жизни обратили
на него всеобщее внимание, как на выдающегося члена христианской общины. Поэтому, когда умер пятый
антиохийский епископ Эрос (168), он был избран ему в преемники. В епископском служении ему открылось
широкое поле деятельности на пользу Церкви, изнутри колеблемой еретиками-гностиками, а извне
угрожаемой язычеством. Свт. Феофил показал себя истинным пастырем в эти трудные для Церкви времена,
как видно из похвального отзыва о нем Евсевия. «Так как, — говорит Евсевий, — в это время еретики,
подобно плевелам, нисколько не менее грозили чистому семени апостольского учения, то пастыри Церкви
повсюду старались отогнать их от стада Христова, как диких зверей, иногда наставлениями и увещаниями
к своим братиям, иногда открытой борьбой против врагов, то устными состязаниями и опровержениями,
то через сочинения. Восставал на них, вместе с другими, и Феофил: это видно из превосходной его
книги, написанной против Маркиона» (Евсевий. «Церковная История», IV, гл. 24). Далее Евсевий говорит,
что он писал и против Гермогена (там же).
|