|
Святитель Лев I Великий, папа Римский (440 - 461), получил прекрасное и разностороннее
образование, которое открывало перед ним блестящую светскую карьеру. Однако, стремясь
к духовной жизни, он избрал иной путь и стал архидиаконом при святом папе Сиксте III
(432 - 440), а после его смерти был избран, в сентябре 440 года, папой Римской Церкви. Это
было трудное для Церкви время, когда еретики осаждали твердыню Православия своими соблазнительными
лжеучениями. Святитель Лев умел совмещать пастырскую мягкость и доброту с несокрушимой твердостью
в вопросах вероисповедания. Именно он явился основным защитником Православия против ереси Евтихия
и Диоскора, учивших об одном естестве в Господе Иисусе Христе, и ереси Нестория. Он употребил всё
свое влияние для того, чтобы умирить смущаемую еретиками Церковь и своими посланиями к святым
Константинопольским царям Феодосию II (408 - 450) и Маркиану (450 - 457) деятельно способствовал
созыву IV Вселенского Халкидонского Собора (451) для осуждения ереси монофизитов. На Соборе,
где присутствовало 630 епископов, было оглашено послание святителя Льва к уже почившему тогда
святителю Флавиану, Патриарху Константинопольскому (447 - 449), пострадавшему за Православную
веру от разбойничьего Ефесского собора в 449 году. В послании святителя Льва было изложено
Православное учение о двух естествах в Господе Иисусе Христе. С учением этим согласились
все присутствовавшие на Соборе епископы. Еретики Евтихий и Диоскор были отлучены от Церкви.
Святитель Лев явился также защитником своего отечества от натиска варваров. В 452 году он
силою своего слова удержал от разорения Италии грозного предводителя гуннов Аттилу, а в 455 году,
когда предводитель вандалов Гензерих вторгся в Рим, он сумел убедить его не предавать город
разрушению, не жечь зданий и не проливать крови. Святитель Лев дожил до глубокой старости.
Он заранее знал о своей смерти и приготовил себя теплой молитвой и добрыми делами к переходу
из этого мира в вечность.
Он умер в 461 году и был погребен в Риме, в Ватиканском соборе. Его литературное и Богословское
наследие состоит из 96 проповедей и 143 посланий, из которых самое знаменитое - к святителю Флавиану.
|