Семинарская и святоотеческая библиотеки.

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки.

Добротолюбие, все тома (RAR)

«Добротолюбие» — сборник духовных произведений православных авторов IV—XV веков. Большая часть текстов принадлежит к традиции исихазма. Сборник составлен Никодимом Святогорцем и Макарием из Коринфа и был впервые опубликован на греческом языке в 1782 году.

Полностью его название звучало как «Добротолюбие священных трезвомудрцев, собранное из святых и богоносных отцов наших, в котором, через деятельную и созерцательную нравственную философию, ум очищается, просвещается и совершенствуется. Исправленное и теперь первым изданием изданное на средства честнейшего и боголюбивейшего господина Иоанна Маврокордата, на общую пользу православным.

На славянский язык «Добротолюбие» переводил Паисий Величковский, первый и главный перевод которого вышел в 1793 году. Позднее большую работу по переводу на русский язык, составлению и дополнению сборника проводил Феофан Затворник.

В период с 1793 по 1857 год славянский перевод «Добротолюбия» выдержал не менее шести изданий. Следующие издания выходили в 1877 и 1880 годах, а еще три издания публиковались в период 1878—1914 годы.



Добротолюбие - том первый

Содержание
Вступление

СВЯТОЙ АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ

Несколько слов о жизни и писаниях святого Антония Великого

  1. Наставления св. отца нашего Антония Великого о жизни во Христе
  2. О доброй нравственности и святой жизни, в 170 главах
  3. Устав отшельнической жизни
    а) Внешнее течение и внешние порядки такой жизни
    б) Строй внутренней жизни
    Заключение
  4. Изречения св. Антония Великого и сказания о нем
    1. Об отречении от мiра
    2. Общие ответы на вопрос: что же делать?
    3. Сила, движущая на подвиги и поддерживающая в них
    4. Руководители ревности
    5. Чем возгревать ревность?
    6. Подвиги и доброделание, в частности
    7. Последняя цель всего и верх совершенства
    8. Совершенство св. Антония и слава на небе
  5. Объяснение некоторых изречений св. Антония Великого

СВЯТОЙ МАКАРИЙ ВЕЛИКИЙ

Сведения о жизни и писаниях св. Макария

  1. Светлое первобытное состояние
  2. Мрачное состояние падшего
  3. Господь Устроитель спасения
  4. Образование твердой решимости спасаться в Господе
  5. Состояние трудничества
  6. Состояние приявших действенность Духа
  7. Высшая степень совершенства христиан
  8. Будущая жизнь

ПРЕПОДОБНЫЙ АВВА ИСАЙЯ

Краткое сведение о преподобном отце нашем Исайи, авве Нитрийском и его писаниях

  1. Слова преподобного аввы Исайи к своим ему ученикам
    1. Заповеди аввы Исайи жившим с ним братиям
    2. О законе естественном
    3. О состоянии новоначальных и келлиотов
    4. О спутешествовании живущих в кельях, и о совести
    5. О заповедях верным, и о домостроительстве желающих в мире жить вместе друг с другом
    6. О желающих безмолвствовать добрым безмолвием
    7. О добродетелях
    8. Изречения
    9. Заповеди отрекшимся от мiра
    10. Другое слово (к отрекшимся же)
    11. О зерне горчичном
    12. О вине
    13. О подвизавшихся и совершивших (подвиг) свой добре
    14. Деяния плача
    15. Об отречении от мiра
    16. О радости, бывающей в душе, желающей работать Богу
    17. О помыслах при отречении от мiра и странничестве
    18. О незлопамятстве
    19. О страстях
    20. О смиренномудрии
    21. О покаянии
    22. О действовании нового человека
    23. О совершенстве
    24. О бесстрастии
    25. К авве Петру, ученику своему
    26. Слова, которые передал авва Петр, ученик Исайи
    27. О "внемли себе" (Втор. 15, 9)
    28. О ветвях зла
    29. Рыдания
  2. Правила и советы новоначальным инокам
  3. Изречения аввы Исайи
  4. О хранении ума: 27 глав
  5. Главы о подвижничестве и безмолвии

СВЯТОЙ МАРК ПОДВИЖНИК

Сведения о жизни и писаниях святого Марка

  1. Послание к иноку Николаю
  2. Наставления святого Марка, извлеченные из других его слов
  3. 200 глав о духовном законе
  4. К тем, которые думают оправдаться делами, 226 глав

АВВА ЕВАГРИЙ

Сведения о жизни Аввы Евагрия

  1. Главы о деятельной жизни к Анатолию
  2. Евагрия монаха – о деятельной жизни, сто глав
    Изречения святых старцев
  3. Евагрия монаха изображение монашеской жизни,
    в коем преподается, как должно подвизаться и безмолвствовать
  4. Евагрия монаха 33 главы аналогий, или уподоблений
  5. Его же изречения о духовной жизни, по алфавиту
  6. Его же – другие изречения
  7. О восьми помыслах к Анатолию
  8. Мысли его же, соединяемые со статьею о восьми помыслах
  9. Наставления братиям, живущим в киновиях и странноприимницах
  10. Его же – наставления девственницам
  11. О различных порочных помыслах главы
  12. Евагрия монаха – Изречения




Добротолюбие - том второй

Содержание

Предисловие

Святой Иоанн Кассиан Римлянин

Краткое сведение о нем

  1. Цель и конец подвижничества
  2. Смотря на сию цель надлежит определять и то, каково должно быть наше отречение
  3. Борьба плоти и духа
  4. Общее очертание страстей и борьбы с ними
  5. Борьба с восемью главнейшими страстями
    –  Борьба с чревоугодием
    –  Борьба с духом блуда
    –  Борьба с духом сребролюбия
    –  Борьба с духом гнева
    –  Борьба с духом печали
    –  Борьба с духом уныния
    –  Борьба с духом тщеславия
    –  Борьба с духом гордости

  6. Борьба с помыслами, и чрез них со злыми духами
  7. Борьба со всякого рода скорбями от бед и напастей
  8. О божественной благодати и свободном произволении
  9. О молитве
  10. О руководстве в духовной жизни – рассуждении с советом опытнейших
  11. О степенях совершенства духовной жизни, по побуждениям к ней
  12. О конце покаянных трудов

Преподобный Исихий, Пресвитер Иерусалимский

Краткое сведение о нем

К Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве

Преподобный Нил Синайский

Краткое сведение о нем

  1. Слово о молитве, 153 главы
  2. О восьми духах зла
    –  О чревоугодии
    –  О блуде
    –  О сребролюбии
    –  О гневе
    –  О печали
    –  Об унынии
    –  О тщеславии
    –  О гордости

  3. Увещательные главы
  4. Мысли, отводящие человека от тленного и прилепляющие к нетленному
  5. Подобные предыдущим мысли и увещания, извлеченные из других писаний преп. Нила
  6. Увещание к монахам

Святой Ефрем Сирианин

Краткое сведение о нем

  1. Увещание к покаянию и содеванию спасения
  2. Уроки о покаянии
  3. Общее очертание жизни посвятивших себя на угождение Господу
  4. О добродетелях и страстях
  5. О борьбе с восемью главными страстями, вообще
    –  О борьбе с чревоугодием
    –  О борьбе с блудною страстью
    –  О борьбе с сребролюбием
    –  О борьбе с гневом
    –  О борьбе с печалью
    –  О борьбе с унынием
    –  О борьбе с тщеславием
    –  О борьбе с гордостью

  6. Общие уроки о подвижнической жизни
  7. Советы подвижникам

Святой Иоанн Лествичник

Краткое сведение о нем

  1. Общие начала подвижничества
  2. О покаянии
  3. О добродетелях и страстях, – и о борьбе с последними – вообще
  4. О борьбе с восьмью главными страстями
    –  Борьба с чревоугодием
    –  Борьба с блудом
    –  Борьба с сребролюбием
    –  Борьба с гневом
    –  Борьба с печалью
    –  Борьба с духом уныния
    –  Борьба с тщеславием
    –  Борьба с гордостью

  5. О бесстрастии

Святые Преподобные Отцы Варсануфий и Иоанн

Краткое сведение о них

Подвижнические наставления

Преподобный Авва Дорофей

Краткое сведение о нем

Подвижнические наставления

Святой Исаак Сирианин

Краткое сведение о нем

Подвижнические наставления






Добротолюбие - том третий

Содержание
Предисловие

Блаженный Диадох,
епископ Фотики в Епире Иллирийском

Краткое сведение о нем

  1. Блаженного Диадоха указание последних пределов или верха совершенства главнейших добродетелей

  2. Того же блаж. Диадоxа подвижническое слово, разделенное на сто глав деятельных, исполненных ведения и рассуждения духовного

Преподобный Отец наш Иоанн Карпафский

Краткое сведение о нем

Преп. отца нашего Иоанна Карпафскаго к монахам, находившимся в Индии, писавшим к нему, сто увещательных глав

Блаженный Авва Зосима (Палестинский)

Краткое сведение о нем

Блаженного Аввы Зосимы собеседования

Святой Максим Исповедник

Краткое сведение о нем

  1. Слово подвижническое, в вопросах и ответах
  2. Четыре сотни глав о любви
    – Предисловие к Элпидию
    – Первая сотница о любви
    – Вторая сотница о любви
    – Третья сотница о любви
    – Четвертая сотница о любви

  3. Умозрительные и деятельные главы, выбранные из семисот глав Греческого Добротолюбия

Блаженный Авва Фалассий

Краткое сведение о нем

Аввы Фалассия о любви, воздержании и духовной жизни к пресвитеру Павлу:
– Сотня первая
– Сотня вторая
– Сотня третья
– Молитва
– Сотня четвертая

Св. Феодор епископ Едесский

Краткое сведение о нем

Преп. отца нашего Феодора Едесского сто душеполезнейших глав

Преподобный Феодор

Краткое сведение о нем

Преп. отца нашего Феодора слово умозрительное

Преподобный Отец Св. Авва Филимон

Краткое сведение о нем

Многополезное сказание об авве Филимоне

Преподобный Отец Феогност

Краткое сведение о нем

Преп. отца нашего Феогноста о жизни деятельной и созерцательной, и о священстве главы

Преподобный Филофей Синайский

Краткое сведение о нем

Преп. отца нашего Филофея Синайского 40 глав о трезвении

Илия Пресвитер и Екдик

Краткое сведение о нем

Цветособрание излюбомудрствованное Илиею, малейшим пресвитером и Екдиком






Добротолюбие - том четвертый

Содержание
Предисловие
Очерк жизни св. Феодора Студита

Св. преподобный Феодор Студит
Подвижнические монахам наставления

  1. Сколь высоко служение иноческое...
  2. Не мудрствовать о себе высокая...
  3. Бодрствуйте: ибо враг не дремлет, – в утешение и пастырю...
  4. Помните смерть и отчет и ревнуйте об обетах...
  5. Соревновать друг другу в добром, но не в худом...
  6. Против похоти; ибо этим огнем огонь вечный возжигается; и смерть может застать на деле...
  7. Высоко звание; благодарить хранением обетов...
  8. Не ослабевайте: труд мал; воздаяние безмерно...
  9. Поле души очищать, засевать, орошать, чтоб плоды духовные приносила...
  10. Господь сшествует, – терпите; – и чем подкрепляться...
  11. Враг воздымает страсти; но противьтесь и одолеете; Господь помощник...
  12. Идем отсюда... т.е. из области страстей, чрез воздержание чрева, очей, языка, слуха, рук и ног...
  13. Вставание; утреня; первый час; работы...
  14. К Богу устремитесь, и все другое ни во что вмените...
  15. Убежали от мiра; но не убежали от волнений страстных, врагами воздымаемых: внимать надо и противостоять...
  16. Видя преуспевание ваше, радуюсь; но боясь, не остановились бы, молю, не пресекайте течения, уклоняясь от всего неподобного, и ревнуя о всем должном...
  17. За чем вышли из мiра? Чтоб очиститься; и блажен, кто живет в духе сей жизни, особенно в вере настоятелю...
  18. Прехвально общежитие; и блажен кто живет в духе его...
  19. Паче и паче преуспевай каждый в своей добродетели; послушливый в послушании; смиренный в смирении; трудолюбивый в трудах...
  20. Радуют меня ваши успехи... в ком смирение, в ком... (перечисляет иноческие добродетели)...
  21. Будьте в добром, – и врага не пускайте к себе, чтоб он завопил: все злы стали...
  22. Все от Бога; однако же требуется и наше усилие, чтоб хранить и подвигаться вперед...
  23. Противьтесь врагу, страсти воздвигающему...
  24. Против распаления страстей слово Божие, блюдение чувств, паче зрения, недавание покоя плоти: блюдись; пал ты после крещения, не пади и после обетов схимы...
  25. Побеждающим страсти – венцы, поддающимся им – муки; если вы в первом ряду, – добре, если во втором, поспешите исправиться...
  26. С высоты иноческого жития воззрев на мiр, видите море суеты волнующееся; радуйтесь же, что избавились от сего...
  27. Много трудов и терпения требуют дневные службы церковные, скудость в содержании, исполнение правил общежития, штрафы и епитимии; но как это ко спасению, и за это венцы; то мужайтесь...
  28. Вы, как добрая земля, кто такой, кто другой добродетели плод приносите...
  29. Мало-мало, и исход отселе; но да будет он у нас с добрым напутием...
  30. Во избежание переменчивости подчиняться уставу общежития, исключающему всякую отособленность в братиях, ровно всех держащему в деланиях, и тем обезопашивающему от падений...
  31. Что ни потерпим здесь, там будет воздаяние неописанное; будем же тещи не леностно трудным путем нашим, в след святых, прошедших им, кои такие же были люди, как и мы...
  32. Путь царский – все делать по уставу; отступающий уклоняется или в излишество, или в умаление; позволительно и отступление, но с ведома игумена, без чего оно не кончается добром...
  33. При ведении из слова Божия, как жить, надо воспоминать жития святых, кои делом то исполнили, – начиная страхом Божиим и кончая глубоким смирением...
  34. Для предупреждения возмущений против порядков, надо давать знать настоятелю, как только заметит кто замыслы и стачки...
  35. Проявления действий в нас духа Божия, и духа лестча, указываемые с тем, чтоб зная то, о первых ревновали, а от вторых отвращались...
  36. Подвиги необходимы; но как за всякий есть свое воздаяние, то они не удерживают мудрых от преуспеяния...
  37. При вере и любви ко мне будьте работящи; распорядители работ распоряжайтесь разумно и подчиненные исполняйте то верно...
  38. Образ жизни в послушничестве выше всех: его и Господь избрал...
  39. Предзрите Господа пред собою, да не подвигнетесь ни на что худое; нудьте себя на добро, поминая об исходе, и паче о страшном суде и его решении...
  40. Страх Божий отвращает мечи врага нашего...
  41. Относясь к эконому, как к самостоятельной власти, вы вводите двоевластие и разделение; а при разделении власти царство не станет...
  42. Четыредесятница требует воздержания не телесного только, но и душевного...
  43. Ублажаются общежительные труженики: радуйтесь!
  44. Страх за себя по поводу настоятельства...
  45. Бесы увлекают чрез возбуждение страстей, и губят: бороться надо...
  46. Призваны мы к высокой жизни: но так ли живем, как вознамерились сами, и как другие ожидают?
  47. Будь тверд в воспринятой жизни, и сам себя не лишай радостей, предлежащих тебе...
  48. Вот-вот смерть: готовьтесь, очищая себя от страстей...
  49. Картина страданий ради нас спасителя: слава и благодарение Ему!
  50. Урок при виде умершего: не о теле, а о небе пещись...
  51. Все в обители трудятся, привнося свою жертву в общее; почему делаемое от монастыря всякому присвояется...
  52. Братолюбие да пребывает; спаситесь все, очищая себя; бегайте многоречия и смехов; больно мне слышать, когда что неисправно у вас...
  53. Отлучаюсь, но душу оставляю с вами; будьте и без меня, как были при мне...
  54. Благоугождайте Богу; друг о друге пекитесь, не себе угождая; не будьте мудры о себе; единодушны будьте...
  55. Выражает свое благоволение к ревностным труженикам и просит ревновать и о духовных деланиях, и о монастырских послушаниях...
  56. Новоначальным сильны искушения, по причине остатка грешных пристрастий и привычек...
  57. В войне состоим: я, как военачальник, речью возбуждаю вас: стойте...
  58. Поминаю смерть и все бывающее тогда, и молюсь, чтоб дано было мне очиститься и не испытать огня, вы же радуйтесь, взирая на воздаяние, хотя настоящее ваше и скорбно...
  59. Побыв среди суеты мiрской, возблагодарил я Бога, что мы с вами убежали оттуда...
  60. Встаньте и взыщите исцеления у всеврача Господа...
  61. Преполовение Великого поста; потрудились, видим плоды: милость Божия; возблагодарив устремимся далее...
  62. Положение ваше благоустроено: блюдите его...
  63. Отпраздновав, пасху, пойдем далее в духе четыредесятничного времени, чтоб не растратить стяженного, в продолжении его, а умножить...
  64. Высокого сподобились мы звания; будем радоваться, благодарить, и действовать, всякой труд ради его подъемля, и все претерпевая...
  65. Помышляя, что претерпели Пророки, Апостолы и другие Святые Царствия ради Небесного, возревнуем...
  66. Богом поручены вы мне; почему ревную учить вас...
  67. Любя вас, радуюсь, когда преуспеваете, и скорблю, когда вижу какое настроение...
  68. Мiр в суетах ничтожных; наши же цели высоки, и труды многоплодны...
  69. Надо терпеть все, что приходится встретить неприятного; и будем достойны стать в сонме страстотерпцев...
  70. Чего требует от вас Бог? Отречения от своей воли и покорности единой воле настоятеля; потому не дерзайте особиться от других ни в чем, даже добром...
  71. Причины греха – гордость и непослушание; и от них всякое горе: напротив от смирения и послушания – всякое благо...
  72. Как спасительны епитимии, и другие меры исправления? Они путь в рай...
  73. Тяжек и прискорбен путь; но за то ожидают утешения безмерные: потерпим...
  74. Когда царь зовет на вечерю, все спешат. Нас позвал Царь небесный; как не спешить, все перенося: не будем же малодушествовать, а бодро бороться со всем...
  75. Видя плоды доброго, по нашему чину, жития, строже держитесь его: и сделаетесь селением бога триипостасного...
  76. Кто свято живет, у того всегда праздник. Хотите ли сего? Будьте ревностны о богоугождении, и все терпите за него...
  77. Многоволненна жизнь; но во 1-х молитесь, чтобы кормчий ваш был бодрен и мудр; потом веселите себя упованием достигнуть благого конца...
  78. Как при приближении арабов всячески заботимся, как бы не попасть им в руки так будем блюстись от мысленных врагов, облекшись в оружия духовные...
  79. Время бежит: надо внимать, как вы и делаете, особенно заботясь о смирении и кротости, Христу подражая...
  80. Хвалю послушливость вашу: и пребудьте таковы; и раздаятели потреб и послушаний, – и получатели их действуйте богобоязненно...
  81. Страшнее меча восстание страсти будем внимать, ограждая себя заповедями и вооружаясь отвращением... ко греху...
  82. Брат ушел. Отчего? Себе не внимал и помыслам прельстительным поддался; если б внимал себе, псаломские внушения вразумили бы его; и воля не тверда была...
  83. Ничто да не отлучает нас от любви Божией; но пребудем в подвигах и добродетелях, пока достигнем в меру Христову...
  84. Кто не тако нечестивии? Все, дурно живущие; особенно же недовольные скудным содержанием монастырским, в противность обетам...
  85. Горько, что еще двое ушли...
  86. Утешаюсь твердостью вашей и постоянством; преуспевайте и еще, нудя себя, – и благословение Божие; будет на вас; те же, кои не таковы – не Божии...
  87. Отрекшись от мiра, и опять к нему воззревая, – и неразумно и пагубно поступаете вы: отрезвитесь же, прошу...
  88. Радуюсь, что вы благоустроились; но это не мое дело, а дар Божий; радуюсь же я, потому что мы едино с вами: Господь да хранит вас, и да поможет вам преуспевать...
  89. Вняв званию Божию, подобно Аврааму, оставили вы все: не тужите же, но надеждою воодушевляясь, переносите все: впереди венцы...
  90. Как на мне долг – всегда воодушевлять вас на брань: так на вас – всегда стоять во всеоружии духовном и бороться...
  91. Весна настала: блюдитесь, советую воздерживаться от вина, не есть досыта, и в город ходя быть осторожными, и оттуда не заносить в обитель мiрских речей...
  92. Отсечение своей воли наша первейшая добродетель...
  93. В добре подвизаетесь во всем; велик труд, но воздаяние больше; преуспевайте же паче и паче...
  94. Зачем пришли мы в обитель, знаете: не допускайте же ничего противного тому...
  95. Мы – воинство Христово: смотрите, наготове ли всеоружия ваши; ибо враг не дремлет, – и боритесь...
  96. Будем поминать, что были мы прежде, как позваны и каковы теперь; – и благодарить Бога и словом, паче же исправностью жития...
  97. Вы несомненно наследуете блаженство вечное за ваше от мiра отречение, мученическое послушание и борьбу со страстями и врагами невидимыми: стойте же...
  98. Мы бедны; но Бог питает нас; благодарение Ему; но и нам не следует лежать; но да работает каждый по своему послушанию: тогда и Бог умножит малое наше...
  99. Поучения не бесполезны: они пробуждают спящих, а бодрствующих укрепляют и руководят...
  100. Тяжело управлять; но ради Господа, ради нас пострадавшего до смерти крестной, терплю; терпите и вы...
  101. Призваны мы трудами, лишениями и прискорбностями очиститься от грехов...
  102. Ублажаю вас за ваше искреннее и успешное пребывание в подвигах общежития...
  103. Мысли и чувства, слова и дела в мiре, совсем иные от тех, кои у нас: мы все это держим так, как бы находились в раю...
  104. На мне долг говорить, на вас – слушать...
  105. Время теперь льстивое (весна); держите тело в руках...
  106. Будем все терпеть в надежде блаженства вечного, по слову и примеру св.Павла...
  107. Ныне четыредесятница: благоустройся же каждый, как она требует...
  108. Не допустим разленения помня, что Богу работаем, который и воздаст по усердию и ревности...
  109. Ревностно и всесильно ищите не земного: Бог благословит...
  110. По общению вашему добро каждого переходит на всех, и добро всех на каждого...
  111. Поучения говорятся, чтоб вы, слушая их, исправлялись, а вы все такими же остаетесь: перестаньте же быть так мало внимательны, и деятельны...
  112. Духовный у нас бег: кто зрители? На что должно быть обращено внимание бегущих? Кто образцово бежит?
  113. Доброе положили вы намерение; но это не избавляет вас от искушений врага, кои и испытываете...
  114. Будем возделывать души свои, делая в духовном смысле все, что делает земледелец, возделывая поле свое...
  115. Отвергши все похотное и гневное, прилепимся к Господу, работая Ему не ложно в делах нашего послушнического звания...
  116. По случаю убежания неких: стойте и совершенствуйтесь, всячески опасаясь действовать по своей воле, даже и в добром...
  117. Опять убежавшие. – Как избежать такого падения?
  118. Подвиги кратки, но блага за них вечны; сласти греховные мимолетны, но муки за них бесконечны: их не миновать нерадивым...
  119. Вышли мы из мiра: что дивного, если страждем в мiре? Но это не вред для нас, а способствование...
  120. В жизни нашей духовной будем отображать черты жизни Господа на земле во плоти...
  121. Никто ни особься, и веры к отцу своему не теряй; врага же, искусного изобретателя зла, не слушайте...
  122. Путники, смотря на конец пути, охотно переносят все трудности, встречаемые на пути: как и нам надо все терпеть царствия ради небесного...
  123. О чем друг пред другом ревновать должно, чем друг друга превосходить, и в чем друг с другом согласоваться...
  124. Будьте во всем исправны, и внутреннем и внешнем...
  125. Держитесь заповедей Божиих и порядков наших, подражая древним, – все как один человек...
  126. Оставив земное, устремляйтесь к небесному, борясь особенно против гнева и похоти...
  127. Радуюсь, что опять собрались вы от рассеяния и благоустроились, как должно...
  128. Вы живете добре; и да не будет среди вас ни одного худонравного...
  129. Всех приглашает Бога благодарить, что изведен из темницы...
  130. За тем оставили мы все, чтоб благоугождать Богу...
  131. На пути в обитель молитв о себе просить, и им помощи Божией желает в трудах их: ибо жатва...
  132. Софронию внушает – смотреть за исполнением отеческих уставов: ибо от этого всякое добро, а от противного всякое зло...
  133. Труды наши не велики, а награды безмерны...
  134. Будьте во всем исправны, чтоб послужить доброю закваской для имеющих поступить в обитель после вас; имейте Бога пред очами, смерть и решение Суда Божия: отыдите, или придите...
  135. Подвизайтесь, помня об исходе и суде: причем указываются благопотребные деяния и особенно, что потребно для борьбы с похотью плотской...
  136. Вопросами о том, в каком положении у них достодолжное, и не уклоняется ли кто на недолжное, приводить на память весь строй обязательной жизни...
  137. Наставления, как, во время жатвы, службы совершать, подкреплять себя пищей и отдыхать, как ночь проводить и как вообще вести себя...
  138. Услышав добрые о братиях вести, радуется, и внушает паче преуспевать, изображая, как должны действовать начальствующие; и каковы быть все братия...
  139. Страх Божий и любовь возжигают ревность и держат на добром пути; не имеющие же; их предаются нерадению и падают...
  140. Скорбит о нарушающих обеты и оставляющих обитель, и всячески убеждает их возвратиться на добрый путь и пребывать твердыми в иночествовании...
  141. Убеждает оставить свое мудрование и свою волю, и с верою предаться руководству, для прочного преуспеяния в должной жизни...
  142. Приглашает радоваться, что проходят жизнь нищенскую, полную лишений и скорбей, при подвижнических трудах, с оставлением всего мiрского; потому что это верный путь к наследию Царства Небесного...
  143. Сравнивает подвижничкскую жизнь с бегом на ристалищах, и подробные дает наставления, как успешно кончить сей бег и награду получить...
  144. Возревнуем о всякой добродетели, от всего же недоброго будем блюстись, особенно такого, какое кажется добрым...
  145. Жизнь терпеливая в общежительном послушничестве; есть настоящее мученичество...
  146. По случаю землетрясения напоминаете о потрясении неба и земли в последний день и дает соответственное тому наставление...
  147. Паче и паче преуспевать будем, во всякой добродетели, ревнуя и всего недоброго избегая, и подвигами Ангельского общежительства украшаясь, по примеру св... отцов и в чаянии великих обетований...
  148. Доброе трудно прививается к нам, а худое удобоприемлемее...
  149. Обличает уступающих внушениям врага и падающих, и убеждает противостоять им, обнадеживая помощью Господа...
  150. Определив, что мы, зачем мы, где мы и куда отойдем, изображает решение страшного суда и участь десных и шуих, и выводит назидательный урок...
  151. Из того, как приготовляются к состязаниям на мiрских зрелищах выводить наставления и для подвизающихся в духовной невидимой брани...
  152. Примером земледельца, пловца, купца, путешественника возбуждает ревновать о стяжании благ духовных...
  153. Указывает, как блаженно работать Господу; и помянув, что и братия для этого вступили в обитель, оставив все, воодушевляет их словом Господа: ищите и обрящете...
  154. Помянув, как тяготит его бремя настоятельства, особенно при мысли об ответе за каждого, просит помочь ему. Чем? Преуспеянием в жизни иноческой...
  155. Как гражданин доблестный, будучи позван царем для получения награды, радуется: так радуется и брат наш Харитон, позванный отселе Господом, вкушая теперь неописанные блага небесные за понесенные им подвиги и труды обительские...
  156. В Далматскую обитель избрали нового настоятеля, не за что другое, а за одно смирение...
  157. Пришел пост; и упорядочил и внешнее и внутреннее...
  158. Ублажив иноков, что чрез отречение от мiра, отстали они от наслаждений и утех, подобных мясопустным и призваны служить Богу в преподобии и правде, в чем истинное веселие и непрестающий праздник...
  159. Бдите над собою; ибо внезапно может напасть враг и сгубить вас...
  160. Радуясь благочинию братий и тому, что у них все идет по уставу и все довольны монастырским содержанием, – прибавляет; но это не первое; главное – так жить, чтоб по смерти внити в покой Божий: к чему и направлять надо все...
  161. Поем мы: "чашу спасения приму". Сия чаша есть приятие мученичества, которое для нас состоит в мучительной борьбе со страстями...
  162. Описав вид усопшего и помянув о том, что видится в усыпальнице; и поместив краткий очерк доброй жизни почившего, – выводит урок о хранении чистоты тела и души, чтоб сделаться достойной Христа невестою...
  163. Наша брань к духам злобы с вождем их дьяволом...
  164. Описание внешнего вида человека Божия, истинного инока...
  165. Приведши слово Апостола: "се ныне время благоприятно", сказывает, что сим Апостол возбуждает ревность нашу о содевании спасения...
  166. Будьте тверды в жизни и все терпите: ибо за то вечное блаженство, которого когда сподобитесь, еще пожалеете, что не потерпели больше...
  167. Брань наша с духами злыми...
  168. Теча путем своим не будем смотреть на земное и скоропреходящее; но на небесном и вечном утвердим взор свой: ибо то расслабляет, а это исполняет мужеством...
  169. Вы воины Христовы; и вам непрестанно надо быть во всеоружии – вот каком...
  170. Сравнивает с уходом за виноградом уход за душой...
  171. Внимать надобно, чтоб не соступить с пути заповедей, с которого столкнуть нас всячески старается враг; для успеха же в сем будем блюсти чувства...
  172. Нашим брашном должно быть творить волю Отца небесного, живя по правилам подвижничества и порядкам послушания обительского...
  173. Возделание души не требует особого времени и сборов, как возделание земли: оно во всякое время удобно, и сборы все здесь состоят в желании и решимости все недоброе подавлять, а всему доброму благоприятствовать...
  174. Получив, ради оставления мiра и вступления в обитель с обетами, силу на Богоугодное жительство, возблагодарите призвавшего на сие вас Господа, не словом, а делом избранной вами жизни: в сем победа над мiром...
  175. Отлучаясь на время, просит начальствующих и подчиненных действовать и жить по уставу, указывая и как именно...
  176. Стойте доблестно, взирая горе, и Божественными созерцаниями, как стрелами, отражая врагов спасения...
  177. Многие нападают на нас страсти по действию врага. Бороться надо, держа себя облеченными во всеоружие духовное...
  178. Добре совершили вы ныне св.Четыредесятницу и обогатились плодами духовными... Храните же их, строго внимая себе...
  179. Не будем внимать внушениям врага: праотец наш внял, и изгнан из рая...
  180. Пост Богу приятен, когда воздерживаемся и душевно и телесно; если же только телесно, то он неугоден Ему...
  181. Трудитесь в исполнении заповедей Божиих и обетов общежительных, и будете обрадованы от Господа радованием неописанным...
  182. Ни моих поучений, ни наставлений отеческих, ни слова Божия не слушаете, и остаетесь неисправными: чему причиной ваше плоти угодие и нерадение о спасении...
  183. Многие из вас таковы, как следует быть: от чего же не все?
  184. Образ подвижничества в общежительном послушничестве выше всякого другого: он Христоподражателен...
  185. Сравнением подвизающихся с виноградными лозами доброплодными, возбуждает ревность к плодоношению добродетели...
  186. Помня, зачем вышли мы из мiра, и вступили в обитель, будем ревновать достигнуть того, избегая преткновений опытом указанных...
  187. Все вместе стройно будем тещи, преуспевая всякой в своей добродетели, не ища однако же своего, и не отказываясь ни от каких трудов, в уверенности, что за сие несомненно получим царствие небесное...
  188. Как праотца нашего прельстил враг: так и нас прельщает, обманно представляя благом, что зло...
  189. Если опыты худых последствий от удовлетворения пожеланий самоугодия не научают нас воздержанию от сего...
  190. Трудно нам: враг всюду строит козни на прельщение нас; но зная сие будем внимать себе и противодействовать...
  191. Терпением победим врага и сподобимся неизреченных благ ради коих мученики предавали себя на муки, а преподобные на всякие строгости самоумерщвления...
  192. Воззовем и Господь избавит нас от рабства греху и врагам...
  193. Помня, чем кончится жизнь наша, будем ревновать об угождении Богу, подражая отцам нашим...
  194. Вы как сад добрый, произращаете разные плоды добродетелей: смотрите же, не дайте себе завянуть...
  195. Именоваться вам должно по имени духовных отцов ваших, и жить в едином духе иноческом по установленным правилам...
  196. Поучения говорят о главнейшем деле, – спасении души; потому слушать их должно со всем вниманием и желанием...
  197. Во время войны воины покоя не имеют, воюя; и успокаиваются, когда уже домой воротятся...
  198. Мы на ристалищном состязании: надо усиливаться; иначе ничего не получим...
  199. В изречениях указываются добродетели и подвиги иноческие с внушением преуспевать в них...
  200. Ублажив братий за строгую иноческую жизнь и указав в этом черты мученичества, убеждает продолжать так, обнадеживая, что в будущем станут вместе с мучениками...
  201. Изобразив братий совершенными во всех иноческих подвигах, прибавляет: будем на всегда таковы, делая каждый свое дело в свое ему время...
  202. Отсечением своей воли в жертву себя приносите Богу: будьте всегда таковы и во всем, и милость Божия выну будет с вами...
  203. Хвалю вас, что все оставив, охотно течете тесным путем...
  204. Удаляйтесь от всего, что может раздражать нечистую похоть, и терпите все неприятное: за что воздаяние велико...
  205. В Мясопуст надо не невоздержанию предаваться, а углубляться в чтенное Евангелие, и соответственное тому полагать намерение жить святее, да наследуем царствие небесное...
  206. Хоть у нас всегда пост; однако же всякой да приложит что-либо и еще в наступающий пост...
  207. Один одно, другой другое прилагает, по уставу, обще же всем да будет: ничего не делать по своей воле, и внимать себе, чтоб чрез помыслы не дать входа в себя врагу, и беспрепятственно преуспевать во всем добром...
  208. Постнические труды облегчаются навыком, при терпении и постоянстве; наипаче же богомыслием коего и предметы указуются...
  209. Прежде всего благодарить Бога надо – за бытие, за всыновление через св... крещение, за монашество, за исповедничество пред иконоборцами...
  210. Воодушевлением к подъятию тяготы поста да служат: благотворность его, – при хранении впрочем мирного и любительного настроения; и великие обетования несущим труды его...
  211. Наставление о мiре и согласии; о любви к Богу горячей; о ретивом труде в содевании спасения; и вообще о подобающем иноческом житии...
  212. Говорю поучения по долгу; но чтобы плод был, помогите мне вашим преуспеванием при содействии поучений...
  213. Смерть близ: надо готовиться. Как? Все во славу Божию творить...
  214. Помня о Боге, помни и о смерти...
  215. Мир дал нам Господь, обязующий нас внешне со всеми быть в мiре, а внутренне мирствовать в себе от страстей и угрызений совести...
  216. Слушать надо поучения, и, поверив им, исполнять то, что они внушают...
  217. Освободившись от уз житейских, мiрских и греховных не допустим себе опять возвратиться к ним...
  218. Внимательно надо слушать слово Божие: ибо отсюда всякие духовные расположения...
  219. Будем поминовения совершать, не внешне только, но и духовно; – поминая при сем, что и мы отойдем; и – воодушевляясь тем готовиться к отходу...
  220. Конец четыредесятницы поставляет нас пред лице Пасхи; но и вся жизнь наша стоит пред лицом Пасхи, не временной, а вечной, неизмеримо лучшей...
  221. Как после зимы раcцветает и плоды дает царство растительное: так душа, после лишений, скорбей и притрудностей духовно раcцветает и приносит плоды духовные, коими услаждается и питается Господь...
  222. Перечислив подвижнические добродетели, в коих кто особенно преуспевал в пост, – прилагает: пребудьте таковыми на всегда не изменяясь с переменой времени...
  223. Напоминает о каком-то событии, яко искушении для всех, добре всеми пережитом...
  224. Не перестанем воспоминать о страстях и воскресении Господа, чтоб не быть уловленными от страстей...
  225. Пасха прошла, и страстная прошла; но радование пасхальное и память о страстях Господа должны быть живы в нас; чтоб, живя, мы не себе жили, но умершему за нас и воскресшему Господу...
  226. Будем держать себя, в мiре бывая, так, чтоб заграждать уста тех, кои охочи хулить наш образ жизни...
  227. Постом собрали вы духовных благ; теперь постарайтесь хранить их...
  228. Не предавайтесь беспечности: ибо смерть всегда близка; а по смерти суд и воздаяние...
  229. Вся тварь празднует Воскресение Христово, покрываясь цветами и распространяя благоухание: и нам надлежит праздновать сей праздников праздник, распространяя от себя духовное благоухание, уготовав его в себе сочетанием всяких добродетелей...
  230. Помышляя, до чего возвышено естество наше вознесшимся Господом не допустим и помрачить его недостойной жизнью...
  231. В вознесении Господа вознесено естество наше: почтим величие дара, и будем благоукрашаться всякими добродетелями...
  232. Обетовал Господь послать иного утешителя: что и исполнилось в Пятдесятницу; велико сие...
  233. Праздник всех Святых. – Кто они? Все мученики: одни мученики крови, а другие – подвигов самоумерщвления...
  234. В воскресенье поучением для нас да служит воспоминание о благах, кои стяжал нам Господь своим воскресением...
  235. Помянув, как некто, умирая, воззвал: "врасплох застигнут я", и испустил дух, не успев докончить речи своей, – выводит урок: так жить, чтоб всегда готову быть к смерти...
  236. Будем в бодренности, оживляя ее словом Божиим, и ожиданием внезапного пришествия Господа, когда бодренные восхищены будут в сретение его...
  237. Рассеяны. Внушает радоваться о сем...
  238. Теперь время жатвы. Похожа на нее и наша жатва духовная...
  239. Жатва. Все трудятся, не зная утомления: так и нам надо, – всякому в своем деле трудиться...
  240. Мiряне, умирая, оставляют завещание; и от иноков бывает завещание; какое?
  241. Терпение – величайшая добродетель; она – путь святых; будем и мы преуспевать в ней...
  242. Преображение – образ будущего века... К такой светлости и красоте мы предназначены, как и созданы первоначально...
  243. Преставился блаженный Михаил, Митрополит Синадский: почтим память его, ибо это и еще молитвенник о нас...
  244. Возвратившись с похорон Святителя Халкидонского Иоанна, хвалит братий, что нашел их в обычном добром порядке, и желает, чтоб они всегда были таковыми...
  245. Празднество обычное, – и духовное; купля обычная и духовная...
  246. Бог Сына Своего единородного послал в мiр целителем всех недугов наших духовных и телесных и подателем всех благ: что и когда был на земле, делал Он, и теперь делает, как всякий по себе знает...
  247. Ныне время собрания винограда: от сего и урок нам, ибо и мы виноград...
  248. Получив дар освящения, будем хранить его, бегая наипаче похоти плотской: ибо она противна состоянию во благодати; низвергает в рабство; исполняет страшливостью...
  249. Смотря на то, как засевают поля, возьмем урок засевать себя семенами духовных расположений...
  250. Указывает, коль велико благо нам во Христе Иисусе – обновление жизни...
  251. От болезни своей – переходит к мысли о смерти и от страданий в болезни – к мукам вечным...
  252. Богоявление приводит на ум величие благ от пришествия Господня на землю во плоти...
  253. Странствующему в пустыне Израилю был обещан покой; но не все вошли в него...
  254. Девство выше брачной жизни...
  255. Сколько у нас скончалось братий в изгнании за иконопочитание и от мук? Это свидетели истины православия...
  256. Праздновать праздники в духовных утешениях должно...
  257. Подражать надо св... отцам; но подражай тем, кои одного с тобою рода жизни: иначе вред выйдет...
  258. Указав, что есть монах, – изображает, в чем нынешние монахи отстали от прежних...
  259. Помня, что даровано нам воплощенным домостроительством, – будем жить в обновлении жизни, по духу его, – бегая ветхости...
  260. Указав, как обозрение житий святых отцов оживляет в нас все доброе, и отревает от всего недоброго, – приглашает подражать им всякого, по роду послушания своего...
  261. Все желаемое по духу мiра непрочно; одна добродетель вечно блаженна...
  262. Много благодеяний от Господа было нам при перехода из пустыни сюда: благодарить должны не словами только, но и делом...
  263. Всякий исполняй свое послушание, всеусердно, как пред Богом...
  264. Подрались: обличает...
  265. Еще обличает подравшихся; и – приглашает всех к миру, заимствуя побуждение к тому из св.Причащения...
  266. Ревностный не от дел только худых воздерживается, но и от помыслов: чрез что стяжает мир Божий, в коем упоевается божественными созерцаниями...
  267. Послушания связаны одно с другим; почему надо друг другу помогать, и всегда, не отрицаясь и не медля, слушаться распорядителей послушаниями...
  268. На маслянице разгул чувственных удовольствий противен духу Христианства...
  269. Гонение при дверях: встретим его благодушно, уповая на помощь Божию и воодушевляясь обетованиями за претерпение гонений – за веру...
  270. Опять укор разгулу масличному, и вообще мiрской жизни, и благодарение, что Бог избавил от сего иночествующих...
  271. Четыредесятница пресекла шум и молву, и мiрян призвала к порядку благочестному...
  272. Дом души созидать должно с большим рачением, чем житейский...
  273. Неделя поста прошла. Смирив плоть, душе придали мы добротности, да благоугодна будет Жениху Христу...
  274. Был натиск от иконоборцев. Устояли...
  275. Не надо общиться с еретиками...
  276. Передает сказание, как в Болгарии верные христиане скорее согласились смерть претерпеть, чем во св... четыредесятницу есть мясо...
  277. Благовещение начало воплощенного домостроительства обязывает нас духовно его праздновать...
  278. В день благовещения восхваляет девство...
  279. Вожделенна пасха – праздник; но пасха духовная – очищение от грехов и страстей вожделеннее...
  280. Блаженно спострадать Христу, воодушевимся же и уготовимся на страдания...
  281. Обозрев страдания Господа, возбудимся на спострадание...
  282. Предивно, что Господь – таковой, так страждет?
  283. Радуюсь о ваших преуспеяниях в добром...
  284. Получив рану, я прибегнул к врачевству, и – се беседую с вами...
  285. Приглашает благодарить Бога, что и на чужой стороне ущедряет их всяким довольством...
  286. Внешние искушения человеческие суть, и легки...
  287. Естество наше сонливо и лениво. Слово об обетованиях возбуждает его...
  288. Нынешнее гонение слабее; но все же терпеть надо; и нынешний род имеет похвалу в сем...
  289. Гонение – дар: надо жить в гонении достойно сего дара; указывается, как именно...
  290. Отошел виденный мной умирающим, и с нами то же будет; что ж лелеем плоть?
  291. Спасение содевать надо непрерывно и с охотным рвением...
  292. Всем заповедую ревновать о спасении неопустительно...
  293. Будем внимать и бодренно воевать: ибо врагов много, и неусыпных...
  294. Скорби и гонения посылает Бог для испытания; по испытании же пресекает их...
  295. Как ни будь кто грешен, покаяться может: примеры – Давид разбойник, Мария Египетская и другие...
  296. Житейские много терпят ради ничтожных благ: нам ли не терпеть ради благ вечных...
  297. Путешественники все терпят в надежде на покой: будем и мы все терпеть в надежде на покой вечный, да прославляется нами Бог...
  298. Сколько ни толкую, у неких из вас все прорывается немирность...
  299. Св.Феодор не принял, что прислано было в обитель теми кои покаялись в еретичестве иконоборном, а потом опять отпали...
  300. Будем претерпевать все скорбное, и во вне и внутри, пользуясь обычными нам к тому средствами, наипаче молитвою с несомненной верою...
  301. Враги окружают нас, и нападают всегда и везде нечаянно: охранять себя надо...
  302. Чтоб ум не осуечался и не влаялся в греховных помыслах, надо держать его в богомыслии – созерцании свойств и дел Божиих, Ангельских чинов, обителей святых и сего видимого мiра: сим хранится красота души...
  303. Помянув об удалившихся из обители, потом впадших в ересь и развратившихся...
  304. Будем бодрствовать особенно по причине гонения: ибо тут враг налегает сильнее...
  305. Указав заповеди закона и Евангелия, с различием их, и сказав, что не исполняющие ни тех ни других царствия Божия наследити не могут...
  306. Похвалив послушание, как подвиг многоплоднейший и укорив живущих не в послушании...
  307. Помянув о доброплодности поучений, приглашает всех взаимно – содейственно созидаться в жилище Божие...
  308. Жизнь наша похожа на плавание по морю...
  309. Пришел вчера посланный от царя; и мы все всполошились, зная, что царь не благоволит к нам...
  310. Вперед – вперед – по пути добродетели...
  311. Скончался некто с похвалами: дается урок подражать ему...
  312. Радоваться могут только одни истинные монахи, по причине беспопечения о житейском, и попечения об одном угождении Богу, и за хранение девства...
  313. Изменчива жизнь земная, сделавшись такой от первого преслушания...
  314. Брат почил внезапно: отсюда воодушевленное увещание быть готовыми к исходу, и всегда помышляя о нем пребывать в делах Богоугодных...
  315. Храня веру, преуспевать надо и в доброй жизни; особенно в целомудрии, против коего паче всего воюет среди нас враг...
  316. Величает монахов, называя их родом избранным, и воинством Христовым...
  317. Один брат умер, другой при смерти. Мы же разве бессмертны? – Будем же помнить час сей...
  318. При слухе о готовящихся новых притеснениях за веру, выражает воодушевленную готовность все перетерпеть...
  319. В Вифинии явились два леопарда, и похищают людей. Это дает мне повод напомнить вам о невидимых зверях, всюду рыщущих, чтоб поглощать нас...
  320. Житейские своими делами занимаются; а мы – своим, которое выше всех...
  321. Приближается последний час: не будем нерадеть...
  322. Время бежит, смерть подходит: что всуе мятемся?
  323. Скончался старец высокой жизни. Похвалив его за подвижничество и терпение мук от иконоборцев... – дает братиям урок – памятью о смерти отклонять себя от всего мiрского и возбуждать ревность к стяжанию всех добродетелей...
  324. При нападении невидимых врагов, прибегнем к Могущему спасти нас; и Он защитит...
  325. Подобно обычным путешественникам, и нам, странникам на земле, в небесное отечество стремящимся, не должно ни к чему здешнему привязываться, ничем себя не обременять, и стремиться прямо к намеренному, воодушевляясь неописанностью тамошних благ, и ужасами, какие ожидают нас, если не туда попадем...
  326. Где убежище от уловлений вражеских? В удалении от всего грешного, от помыслов и влечений порочных...
  327. Убеждает к беспрекословному послушанию: примерами доказывая, коль благотворно послушание, и как пагубно непослушание...
  328. По воплощенному домостроительству смерть христианам радостна, если они готовыми себя имеют к сретению ее...
  329. Отсечение своей воли – самый великий подвиг, Христоподражательный и Апостольский, хотя ныне не все видят высоту его...
  330. В духовной невидимой брани, с упованием небоязненное и воодушевленное противоборство врагу всегда одерживает победу: от таковых убегают враги...
  331. Прочие дела свое имеют время; дело же спасения всегда должно быть содаваемо...
  332. Указывая, что цели и занятия монашества выше всех других состояний и званий, и – что оно привлекает к себе всех, не смотря на прискорбности, – приглашает радоваться и благодарить Господа сподобившихся его, и стараться быть настоящими монахами...
  333. Учащающие умирания утверждают память о смерти, память о смерти и ее соприкосновенностях водворяет страх Божий; страх Божий очищает сердце от страстей...
  334. Укоряет, что перестали открывать помыслы...
  335. Сказав, что любит братию, и уверен, что и они любят его, приглашает благодарить Бога за такой союз, и потерпеть, когда случится ему строго укорить их...




    Добротолюбие - том пятый

    Содержание


  336. Предисловие

    Святой Симеон, новый Богослов

    Краткое сведение о нём

    Деятельные и богословские главы
    Подвижническое слово старца Симеона благоговейного

    Преподобный Никита Стифат

    Краткое сведение о нем

    Деятельных глав сотница первая
    Вторая сотница естественных психологических глав об очищении ума
    Третья умозрительных глав сотница, – о любви и совершенстве жизни

    Феолипт, митрополит Филаделфийский

    Краткое сведение о нем

    Слово, в котором выясняется сокровенное во Христе делание...
    О том же девять глав

    Святой Григорий Синаит

    Краткое сведение о нем

    Главы о заповедях и догматах, угрозах и обетованиях...
    Наставления безмолвствующим

    1. Как сидеть в келье
    2. Как произносить молитву
    3. Как держать ум
    4. Как отгонять помыслы
    5. Как петь псалмы
    6. Как пищу принимать
    7. О прелести, – и о других предметах
    8. Что делать, когда бес преобразуется в Ангела света...

    О безмолвии и молитве

    1. Как надлежит творить молитву
    2. Внимать себе должно и памятовать Бога
    3. Как петь подобает безмолвникам
    4. Откуда это – различие, что одни учат много петь, другие – мало...
    5. О прелести
    6. О чтении

    Никифор Уединенник

    Краткое о нем сведение

    Слово о трезвении и хранении сердца многополезное

    Святой Григорий Палама, архиепископ Солунский

    Краткое сведение о нем

    Ко всечестной во инокинях Ксении, о страстях и добродетелях...
    Десятословие по христианскому законоположению
    О священно-безмолствующих
    О молитве и чистоте сердца, три главы

    Каллист патриарх и сподвижник его Игнатий Ксанфопулы

    Краткое о них сведение

    Наставления безмолвствующим, в сотне глав

    1. О нужде научать друг друга добру.
    2. Указывается, что настоящее наставление пишется по просьбе некоего брата...
    3. Программа предлежащего наставления.
    4. Основное начало наставления.
    5. Слава благодати св. крещения, и – что омрачает ее, и что восстановляет.
    6. Во святом крещении мы туне приемлем божественную благодать; когда же закрываем ее страстями, то опять возочищаем исполнением заповедей.
    7. Живущему по Богу надо все заповеди проходить...
    8. Начало всякого Богу угодного действования есть с верою призывание имени Господа нашего Иисуса Христа, и с ним воссиявающие из него мир и любовь.
    9. Каждым из сих трех и всеми тремя вместе подается нам обилие всех благ.
    10. И Господь наш Иисус Христос, в дни спасительной страсти, их оставил ученикам своим, как окончательные заповеди и наследие божественное, также и по воскресении.
    11. В сих трех совмещены все добродетели.
    12. Дар и присещение Святого Духа подается верным от Бога Отца о Христе Иисусе и о святом имени Его.
    13. Святыми отцами и с живущим в них Духом Святым преподобно определено молиться нам Господу нашему Иисусу Христу и у Него просит милости.
    14. Тому, кто возжелал непадательно шествовать о Господе путем безмолвия, паче всего надлежит со всецелым от всего отречением избрать и совершенное повиновение.
    15. Какие признаки истинного послушания, кои имея истинный послушник, мог бы послушничествовать без падений.
    16. Искренно и по Богу возжелавшему безмолвствовать должно при православной вере стараться быть исполнену и благих дел, – и проч.
    17. О страхе Божием, что Он двояк: один новоначальных, другой совершенных.
    18. За заповеди и веру Господа нашего Иисуса Христа, должны мы и самой жизни не щадить, когда потребует того время.
    19. Естественный метод вхождения внутрь сердца вниманием чрез дыхание с творением при сем молитвы: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя. Метод сей немало способствует к сосредоточению помышлений ума.
    20. Еще – о естественном методе призывания Господа Иисуса Христа вместе с дыханием.
    21. И Св. Златоуст учит молитве внутрь сердца с словами: Господи Иисусе, Христе, Сыне Божий, помилуй мя.
    22. Свидетельства о том же св. Лествичника и Исихие.
    23. Желающему мысленно трезвенствовать, – всякому, паче же новоначальному, – надо, для удобнейшего упражнения в молитве, жить в келье безмолвной и несветлой, потому что чрез это ум и мысли естественно некако собираются во едино.
    24. Главным образом непарительность подается уму Господом нашим Иисусом Христом при призывании в сердце с верою святого имени Его; а этот естественный метод (прием) схождения в сердце путем дыхания, и это уединение в месте безмолвном и несветлом, и все другое подобное, только способствуют к сему некако.
    25. Как безмолвствующему надлежит проводить время от вечера до пробуждения от сна.
    26. Как, востав от сна, проводить время до утра.
    27. Как подобает жительствовать с утра до обеда.
    28. О том, сколь потребно избегать праздности, и о том, что церковное предание должно соблюдать и безмолвствующему.
    29. Еще о молитве, и что молиться надлежит всегда.
    30. О телесной диете, т.е. как должно питаться безмолвствующему.
    31. Как подвизающемуся должно питаться в понедельник, среду и пяток.
    32. Как должно питаться во вторник и четверток.
    33. Как надлежит питаться в субботу. Также о бдениях, и о том, как подобает принимать пищу во время оных.
    34. Как подобает питаться по Воскресеньям, – и о других вещах, также о труде и смирении.
    35. Какую диету держать и как жительствовать должно в посты, и особенно в пост великий.
    36. О рассуждении в частности, и о том, что умеренному деланию цены нет; и о послушании.
    37. Как подвизающемуся надлежит проводить время от вкушения пищи до заката солнца; и о том, что веровать должно, что по труду и мере делания нашего прибавляется нам и подаяние божественных даров.
    38. Чистая молитва есть больше всякого делания.
    39. О количестве коленопреклонений в продолжении дня и ночи.
    40. О том, что раздаяние даров божиих бывает не только по мере подвига и делания нашего, как сказано, но и по навыку и способности. по вере и естественному нашему предрасположению.
    41. О всеобъемлющей и совершеннейшей рассудительности; и о том, кто живет противоестественно и плотски, – кто – по естеству и душевно, и кто выше естества и духовно.
    42. Еще о рассудительности, в уподоблениях.
    43. О преложении и изменении, бывающем с каждым человеком, и о высокой славе смирения.
    44. О покаянии, чистоте и совершенстве.
    45. О пяти деланиях первоначального, или вводного безмолвия приступающих к нему, именно: молитве, псалмопении, чтении, богомыслии и рукоделии.
    46. С чего начинать надо восхотевшим разумно безмолвствовать, какое сему начало, возращение, преуспеяние и совершенство.
    47. О чине безмолвия новоначальных.
    48. О внимательной и трезвенной сердечной молитве и делании ее.
    49. Как святые отцы предали нам говорить молитву.
    50. О том, что не только у св. отцов, но и у св. Апостолов обретаются, тайноводственно изреченные Духом, словеса священной молитвы сей.
    51. О том, что и новоначальным можно молиться иногда всеми словами молитвы, иногда частью их, – внутри однако же сердца и всегда, и о том, что не надо часто переменять речения молитвенные.
    52. О том, что плод внутрь – сердечной молитвы требует долгого времени подвига и нуждения себя, и что вообще все доброе немалым трудом и временем достигается.
    53. О молитве сердечной нечистой; и о том, как достигает кто молитвы чистой и непарительной.
    54. О непарительной и чистой сердечной молитве, и рождающейся от нее теплоте.
    55. Теплота различное имеет порождение; но та, которая происходит от чистой сердечной молитвы есть самая настояще истинная.
    56. Какое непосредственное действие теплоты сердечной.
    57. О вожделении Господа и расположении к Нему, кои рождаются от теплого внимания и молитвы.
    58. О слезах сердечных; и еще о божественном вожделении и расположении.
    59. Увещание – не искать ничего, что выше меры; и – еще – руководство относительно непрестанного сердцем памятования Господа нашего Иисуса Христа.
    60. О теплой ревности, о божественном в нас явлении, и о существенном просвещении благодати.
    61. О действах Божеском и вражеском.
    62. Об учителе просвещенном и незаблудном.
    63. О просвещении истинном и ложном, т.е. о свете Божеском и лукавом – вражеском.
    64. О мечтании непотребном и благопотребном и как должно относиться к ним.
    65. Не только непотребное, но и благопотребное мечтание неуместным признано святыми отцами в чистой молитве и в умном делании простом и единичном.
    66. Об уме, душе и сердце – чистых и совершенных.
    67. Как Пророки видели образные видения.
    68. О чистой молитве.
    69. Иное есть бесстрастие ума, а другое молитва истинная, – что и выше.
    70. Еще о мечтаниях и воображениях ума, – и о признаках прелести и истины.
    71. Об утешении божественном и поддельном.
    72. О сладости божественной из сердца источающейся.
    73. О том, что духовная сия сладость много знамений имеет, и не имеет наименования.
    74. Желающие надлежащим образом безмолвствовать по всей необходимости должны кроткое иметь сердце.
    75. Как преуспеть в кротости; и о трех силах души – раздражительной, желательной и разумной.
    76. Надобно скорее каяться в случае падений каких-либо, и тем мудро укреплять себя против будущих искушений.
    77. О поскользновении и покаянии.
    78. О покаянии, страхе, любви, плаче, слезах и самоукорении.
    79. О внимании, и о том, что с мудрою осторожностью должно твердо держаться на своем пути.
    80. О том, что безмолвствующему надо быть рачительну о всем сказанном, паче же всего, быть тиху и кротку, и всячески стараться чисто призывать Господа Иисуса Христа внутрь сердца.
    81. О добром и восторженном Боголюблении, и о божественной красоте.
    82. О брани, обучительном попущении, и об оставлении по отвращению.
    83. О бесстрастии, – и о том, что есть человеческое бесстрастие.
    84. О бесстрастии и совершенстве.
    85. О страстности, сладострастии, пристрастии и бесстрастии.
    86. Кто страстен, сладострастен, пристрастен и бесстрастен; и о врачевании каждого из них.
    87. О вере, надежде и любви.
    88. О святом причащении, и о том, скольких благ бывает для нас виновно частое с чистою совестью сие причащение.
    89. Необходимо знать чудо Святых тайн, что они суть, для чего даны, и какая от них польза.
    90. Конец всех пространно изложенных вещей; и частное увещание просившему о том.
    91. Как должно слушать и принимать духовные словеса отцов.
    92. Возглавление всего (главнейший пункт), – как должно молиться, – и об истинном просвещении и божественной силе.
    93. Другое возглавление.
    94. О том, что сей есть воистину незаблудный, истинный, и отцепреданный образ жизни по Богу, т.е. безмолвие после послушания, которое достойно названо святыми жизнью во Христе сокровенной.
    95. О том, что хотя и другие есть спасительные пути, но этот предпочтительно царский есть, ведущий к усыновлению.
    96. По причине высоты – делания жительство сие многоименно.
    97. Нравоучение, – что с Божией помощью и благодатью и нам, сколько можно стараться, должно и подвизаться; да сподобимся от – ныне еще в виде залога, таких сверхъестественных и величайших даров, и ради малого разленения, увы! да не упустим их: что да не буди нам!

    Блаженного Каллиста патриарха главы о молитве
    Господина Каллиста Тиликуды о безмолвнической жизни
    О внимании и молитве собрано из святых отцов

    Блаженнейший Симеон архиепископ Солунский

    О священной молитве
    "Истолкование молитвы – Господи помилуй!"

    Симеон новый Богослов

    О вере, и к тем, которые говорят, что живущему в мiре невозможно достигнуть совершенства...
    О трех образах внимания и молитвы

    Из жития преподобного отца нашего
    Максима Капсокаливита

    Об умной благодатной молитве

    Из жития святого Григория Паламы
    архиепископа Солунского Чудотворца

    О том, что всем вообще христианам надлежит непрестанно молиться


    Приложение

    Преподобный Петр Дамаскин

    Предисловие к русскому переводу
    Предисловие

    Книга Первая

    Книга Вторая

    1. О духовной мудрости
    2. О вере
    3. О страхе (Господнем), вводном и совершенном
    4. О благочестии
    5. О терпении
    6. О надежде (будущего)
    7. О беспристрастии
    8. Об умерщвлении страстей
    9. О честных страданиях Христовых
    10. О смирении
    11. О рассуждении
    12. О ведении чувственных творений
    13. О ведении мысленного
    14. Об истинном бесстрастии
    15. О любви
    16. О ведении Бога
    17. О мудрости
    18. О целомудрии
    19. О мужестве
    20. О правде
    21. О совершенном мире помыслов
    22. О духовной радости
    23. О Божественных Писаниях, что в них нет разногласия
    24. О том, как человек приходит в чувство и познает полезное

    Святой Каллист Катафигиот

    Предисловие к русскому переводу

    Уцелевшие главы св. Каллиста Катафигиота, обдуманные и весьма высокие...