Навигация

Свойства воды. Вода, лед, жизнь

Главная
Об авторе
     Урочное:
Биология + компьютер:
         полные уроки по типам
Компьютерные программы
         на уроках
 Биософт                 Планшет
 Учебные рисунки и
           карикатуры
 Фотографии           Проекты
 Художественная
         литература на уроке
 Наглядные пособия
 Олимпиадное
 Книги и статьи
 ''Биология-10'':
         попытка учебника
 ''Игра и биология''
 ''Информационная
       культура и/или компьютер
       на уроках биологии''
 ИУМК ''Экология.          Конструирование
         биосферы''
 Проектно-ролевая игра
         ''Генная инженерия''
 ''Библейская генетика''
 Рабочие тетради
         по общей биологии
 Педагогическое

Свойства воды Вода как растворитель Вода как среда обитания

Уникальные свойства воды, очень важные для живых организмов, проявляются в своеобразном, почти исключительном поведении воды вблизи точки замерзания.
1. Максимальная плотность при to = + 4oC.
Общеизвестно, что с понижением температуры плотность большинства веществ возрастает, а объем, занимаемый единицей массы, соответственно уменьшается. Та же закономерность присуща и воде, если ее постепенно охлаждать... но до температуры  (точнее, + 3,98oC). Дальнейшее охлаждение в интервале + 4o ... 0оC  вызывает ее расширение.

Таким уникальным свойством обладают очень немногие вещества. Это (и другие свойства воды) позволило герою Андрея Битова сказать:
"Вода! - вот что изобличает в творении творца, в творце - художника. Как там она расширяется и сжимается, кипит и замерзает единственным и противоречивейшим способом из всех жидкостей? ... Из воды и вышла жизнь, что всем известно. Так вот не жизнь изумительна, а - вода! Она есть подвиг творца, преступившего гармонию во имя жизни. Не нам себе представлять, чего это ему стоило. Вот что он воистину создал! Воду... От ее капли до нас с тобой меньшее расстояние, чем от неживой материи до воды. Эволюция - это всего лишь роман с неизбежной развязкой; возможно, мы и закроем всю книгу... "
        А. Битов. Человек в пейзаже // "Новый мир" № 3, 1987

В результате в водоемах зимой более охлажденная вода, как менее плотная, поднимается вверх, а в придонном слое сохраняется температура + 4oC. Это обеспечивает возможность нормального перенесения холодного сезона для водных организмов, в первую очередь - пойкилотермных животных. Впрочем, это же затрудняет перемешивание слоев воды и поступление минерального питания в поверхностные слои (из-за чего продуктивность океана существенно ниже продуктивности суши).

2. Лед имеет меньшую плотность, чем вода.
Большинство веществ в твердом состоянии имеют большую плотность, чем в жидком, а следовательно, тонут, как, например, твердый бензол в жидком. Вода же, замерзая, расширяется (как висмут и серебро, еще два исключения). (Рассмотрите это на графике выше.) Причина такой аномалии в том, что в кристаллической структуре льда молекулы как бы "держат" друг друга на расстоянии вытянутой руки. В жидком же состоянии молекулы воды скорее напоминают пассажиров городского транспорта в "час пик".
  Вопрос 1. Сравните структуру льда (справа) и воды (слева). Обратите внимание на различие в плотности (количестве молекул в единице объема) и шестилучевую симметрию, присущую кристаллу льда. Есть ли какая-то упорядоченность, закономерность в расположении молекул воды в жидком состоянии?
Об особом "Льде-9" из романа К.Воннегута "Колыбелька для кошки" см. тут.

Значение для водных организмов меньшей плотности льда очевидно: если бы лед был тяжелее воды, он опускался бы на дно, и водоем промерзал бы полностью. Т.к. лед плавает на поверхности (а охлажденная вода с to = + 4o ... 0оC также не опускается вниз из-за меньшей плотности), в воде сохраняются благоприятные (или хотя бы терпимые, в пределах толерантности) условия для живых организмов.
  Вопрос 2. Подумайте, в каких случаях свойство льда иметь объем больший, чем у такого же количества воды, вредно для живых организмов? Чем вредно? Как живые организмы выходят из положения? (Подсказка: ключевой термин для ответа на третью часть вопроса - криопротекторы).
UPD. Статья Джирла Уолкера "Необычные фигуры, появляющиеся в замерзающей воде и плавящемся льду" ("В мире науки", рубрика "Наука вокруг нас", 1986, № 9, с. 84: справа - рис. из статьи - фигуры Тиндаля во льду).
Ледяные цветы (необычное арктическое явление образования кристаллов высотой в несколько сантиметров на тонком льду, слева, статья на английском).

Сосульки
Слева - фото из статьи A.SH. Chen и S.W. Morris (Университет Торонто, Канада), показавших, что складчатость у сосулек обусловлена присутствием и концентрацией солей ( текст, абстракт, видео).
Интересно, что сосульки довольно часто образуют гауссиану - кривую нормального распределения (справа - фотография  соседского балкона и отсюда).

3. Снежинки

Внимательное знакомство с молекулярной структурой кристалла льда позволяет ответить и на интересовавший с детства вопрос: почему снежинки шестилучевые?
Истории изучения снежинок посвящена статья в англоязычной Википедии. Первыми присмотрелись к снежинкам китайцы в 150 году до н.э. Впервые обстоятельно гексагональную структуру снежинки описал Иоганн Кеплер в труде Strenaseu De Nive Sexangula в 1611 году.
Первым фотографировать снежинки научился Уилсон Бентли (Wilson Bentley) в 1885 году, он сфотографировал около 5000 снежинок (рисунок слева на синем фоне - с его фотографий, статья о нем, книга Snowflakes: a Chapter from the Book of Nature, 1863).
Самая большая снежинка зафиксирована в 1887 году и была 38 см в диаметре (статья).

По записи в блоге  progenes "Про снежинки".

Анимация справа отсюда, сайт SnowCrystals.com, автор Kenneth G. Libbrecht.
Компьютерному моделированию снежинок посвящен сайт Gravner-Griffeath Snowfakes (например,  слайд-шоу).
О фрактальных структурах, примером которых могут служить и снежинки, а также морозные узоры на стеклах, см. тут.

Диаграмма зависимости форм снежинок от температуры и насыщенности водяных паров (в г/м3) - справа, по NewScientist. См. также разработку для школьников Snowstorms на сайте NASA, в т. ч. диаграмму:
  Вопрос 3 (проектное задание). 3-1. Дождитесь снегопада и подсчитайте количество снежинок разных типов, зафиксировав при этом погодные условия, в которых проводилось исследование (можно перевести инструкцию по проведению наблюдений и таблицу для подсчета типов снежинок).
3-2. Создайте дерево типов снежинок по материалам сайта A Guide to Snowflakes. Ср. дерево определения растений, филогенетические деревья и кладистика).