Навигация

ИУМК "Экология. Конструирование биосферы"

Главная
Об авторе
     Урочное:
Биология + компьютер:
         полные уроки по типам
Компьютерные программы
         на уроках
 Биософт                 Планшет
 Учебные рисунки и
           карикатуры
 Фотографии           Проекты
 Художественная
         литература на уроке
 Наглядные пособия
 Олимпиадное
 Книги и статьи
 ''Биология-10'':
         попытка учебника
 ''Игра и биология''
 ''Информационная
       культура и/или компьютер
       на уроках биологии''
 ИУМК ''Экология.          Конструирование
         биосферы''
 Проектно-ролевая игра
         ''Генная инженерия''
 ''Библейская генетика''
 Рабочие тетради
         по общей биологии
 Педагогическое
 Блог

Инновационный учебно-методический комплекс
«Экология. Конструирование биосферы, 10 (11) класс,
Авторский коллектив Шабанов Д.А., Козленко А.Г. (), Кравченко М.А.»

Разработан по заказу НФПК совместно с издательством "Квазар-Микро"

ИУМК предназначен для преподавания экологии в 10 (11) классе в рамках среднего (полного) общего образования. Курс рассчитан на 68 часов (полнофункциональный вариант с сетевой работой в компьютерном классе и расширенной коммуникацией в виде семинаров по презентации результатов работы и их экспертной оценке).
ИУМК представляет собой комплект материалов:
I. Электронная составляющая ИУМК.
I.I. Базовая модель (поэтапное конструирование искусственной биосферы):  автономная версия.
I.II. Исследовательские модели (примеры ниже).


 


 


(кликабельно)


 


 

                   См. также на batrachos.com и модели в Excel.
I.III. Справочник (представлен в электронном виде вместе с материалами, соответствующими собственно печатному учебнику, содержит также глоссарий, все интерактивные модели и оффлайновые версии сайтов - 828 Мб).
I.V. Контрольный блок (предназначен для предъявления пре-тестов и итоговых тестов) и др
.
II. Полиграфическая составляющая ИУМК.
II.I.   Учебник. Достаточно традиционный учебник, отражающий базовый учебный материал и представляющий логику курса
(60 Мб).
II.II. Сборник раздаточных материалов (расшиваемый набор страниц-бланков заданий этапов и заданий в тестовой и другой форме)
(640 кб).
II.III. Методическое руководство для учителя
(57 Мб).

Основу курса составляет перевод изучения экологии в деятельностный режим работы над проектом, состоящим из ряда этапов и объединенных общим сюжетом и общей цифровой моделью. В реализации проекта создания искусственной биосферы ученики применяют закономерности, которые определяют с помощью исследовательских моделей и теоретического материала, представленного в учебнике и справочнике. Проектные группы формируют и отстаивают свои предложения по работе над этапами проекта (проектно-ролевая деятельность-игра). Одной из ценнейших характеристик данного ИУМК является множественность выборов внутри курса: ролей и форм деятельности учащихся (и учителя), вариантов решений поставленных задач, форм предъявления и защиты результатов деятельности и др.

Подробнее см. Презентацию о курсе ( 4,7 Мб):

На выходе:
I. Новые компетенции:
1. Коммуникативные: взаимодействие в рабочем коллективе, распределение ролей, защита позиции при презентации результатов.
2. Социальные: получение представления о рыночных механизмах финансирования научных разработок (системе грантов), формирование навыков оформления заявок на получение финансирования и приемов взаимодействия с организациями-донорами, подготовка к выходу на рынок труда.
3. Информационно-культурные: навыки получения информации при помощи компьютерных моделей; отбора информации, оценки и самостоятельного поиска недостающей информации; представления информации (выбор оптимальных способов представления данных, приемов презентации полученных сведений и решений другим).
II. Новые отчуждаемые образовательные продукты: результаты групповой проектной работы (заявки на грант, календарные планы, договора заказов, постерные доклады, бизнес-планы и др.).

Этапы конструирования биосферы:
I этап. Выбор планеты для создания биосферы
II этап. Прокариотический «десант» и кислородная революция
III этап. Адаптирование пионерных наземных растений и животных
IV этап. Управление модельной популяцией
V этап. Размещение на планете устойчивых экосистем
VI этап. Заселение планеты человеком
 
Изменение форм предъявления и получения информации (приоритет электронной составляющей курса, опора на исследовательские модели – базовая и рабочие). Современные учебники в подавляющем большинстве представляют собой собрание нудных ответов на неинтересные ученикам вопросы, заданные кем-то другим. Попытка уйти от этого подхода заложена в ИУМК: например, проблемная задача выбора планеты при подаче заявки на I этапе приводит к необходимости оценке значимости для выбора ряда параметров в ходе изучения исследовательских моделей (биогеохимических циклов и источников энергии для них и шире – источников энергии для всех процессов на осваиваемой планете). Эти модели достаточно различны по типам – от виртуальных лабораторий и довольно распространенных математических моделей до сложных понятиеобразующих моделей (например, «Экологические факторы») и элементов тезауруса (модель «Уровни биосистем»).

Еще одна важная особенность курса – готовность брать на себя ответственность за сделанные выборы и принятые решения: например, выбор действий на втором этапе работы с базовой моделью скажется на четвертом и – особенно существенно – на шестом этапе, а сам выбор планеты на первом наложит существенный отпечаток на работу на всех остальных этапах.

Результат обусловлен:
- интенсификацией изучения предмета (экологии) благодаря его деятельностному освоению, т.е. решению образовательных задач более эффективными средствами;
- изменением роли учителя, выступающего как организатор процесса (само)обучения и со-исследователь;
- приоритетом электронной составляющей, эффективными формами локально-сетевой организации курса и взаимодействия участников процесса;
- формированием ряда новых компетенций: коммуникативных, социальных, информационно-культурных;
- освоением ряда современных практик, принятых в науке и бизнесе (заявки на грант, бизнес-планы);
- созданием отчуждаемых образовательных продуктов: документов, презентаций, раздаточных материалов, символики и т.п.

Апробация проводилась в течение 2007-08 учебного года в трех школах Красноярского края: Гимназии 106 "Универс" г. Красноярск, Гимназии 91 и Школе космонавтики г. Железногорск. Видеоотчет об апробации в Универсе можно посмотреть здесь.
С любезного разрешения авторов:
сценарий - Денисова Татьяна Сергеевна, преподаватель биологии гимназии "Универс";
оператор - Денисова Анна (10 класс);
монтажер и звукооператор - Денисов Иван (студент 3-го курса СибФУ).

См. также литературные источники проекта.