Навигация

Личный сайт Козленко Александра Григорьевича

Главная
Об авторе
     Урочное:
Биология + компьютер:
         полные уроки по типам
Компьютерные программы
         на уроках
 Биософт                 Планшет
 Учебные рисунки и
           карикатуры
 Фотографии           Проекты
 Художественная
         литература на уроке
 Наглядные пособия, игры
 Олимпиадное
 Книги и статьи
 ''Биология-10'':
         попытка учебника
 ''Игра и биология''
 ''Информационная
       культура и/или компьютер
       на уроках биологии''
 ИУМК ''Экология.          Конструирование
         биосферы''
 Проектно-ролевая игра
         ''Генная инженерия''
 ''Библейская генетика''
 Рабочие тетради
         по общей биологии
 Педагогическое

Этот сайт - преподавателя и для преподавателей, тех, кто учится сам и учит других; очно и/или дистанционно, биологии, экологии, химии, другим предметам - с помощью компьютера и Интернет.
И для всех освiтян
(от укр. освiта - образование, однокоренное со "свет"),
даже если на родине их называют
"образованцами".

Наверное, начать надо со следующего: с тех немногих (трех-четырех) фраз (потом - двух-трех книг, одного-двух фильмов, музыкальных альбомов и другого), оказавших наибольшее влияние на точках бифуркации, встречавшихся на более чем сорокалетнем пути. Итак, фразы из разных времен:
1. В первые годы работы в школе на пролетарской окраине Харькова зам по воспитательной работе пригласила в школу выступить перед учениками Вениамина Смехова (ученики его иначе как Атоса и не знали). Так он сказал фразу, в правильности которой убеждаюсь который год: "Люди делятся не на белых или черных, русских, евреев или немцев, а на тех, кто работает, и тех, кто не работает".
2.
Премудрость Соломона, 7: 13-14: "Без хитрости я научился, без зависти преподаю, не скрываю богатства ее, ибо она есть неистощимое сокровище для людей..." и дальше по тексту.
3. У В.Г.Короленко в "Истории моего современника" молодой учитель-разночинец произносит замечательную фразу о педстаже: "Мы, - говорил он, - три года мучимся, три года учимся, три года учим, три года мучим -  а там хоть к чёрту..."
4. Всегда восхищался тем, как невозможно тиражировать опыт преподавания предмета: всё равно каждый учитель преподает свой вариант [биологии]. И вот в прошлом году встретил чеканное по красоте определение, почему так происходит:
«Преподаватель должен уметь "развернуть", закодированные науками до знаковых систем и представленные в учебном процессе в виде "дидактического материала", элементы учебной новизны, раскрыть их в реальностях предметного и социального мира (в том числе, для обеспечения нужд профессионального деятельности). Новизна становится понятной обучаемым лишь в формах адекватных этим реальностям. Преподаватель обязан именно - не повторить, но трансформировать через преподавательское естество и в значительной степени авторизировать эти "свёрнутые" сентенции, выразить и воплотить их в содержании своей учебно-познавательной и обучающей деятельности…» (Лобашев В.Д. Дидактические функции учебных текстов).
       Не могу не назвать и одну книгу. Когда начал работать в школе (по распределению!), было очень сложно - никакой ВУЗ к этому не приготовит - и не потому, что плох (см. фразу 3 выше). На мое счастье, я попал на группу продленного дня, и мне встретились "Детям моим. Воспоминания прошлых дней" о. Павла Флоренского - тогда еще не изданные отдельной книгой, а фрагментами публиковавшиеся в разных журналах от альманаха "Прометей" до "Литературной Грузии". Именно описание того, как впечатления детства повлияли на всю дальнейшую жизнь и подвигло попытаться и самому дать детям (с пролетарской окраины) какие-то яркие интересные впечатления... с этого и пошел позитивный педопыт: я начал учиться. И в любой беллетристике ловил интересные задачи, красивые цитаты: часть улова тут.
         Литературные пристрастия лучше всего характеризует цепочка из лиц: вычитанная у Орхана Памука фраза Борхеса: "Впервые прочитать первый раз Достоевского - такая же важная веха в жизни, как первая любовь, как первая встреча с морем" ("Другие цвета", с. 171). С книг начинались и некоторые музыкальные пристрастия - так, Чарли Паркер (Charlie Parker), один из двух полных гениев джаза, для меня родом из "Преследователя" Хулио Кортасара (недавно нашел на Торренте саундтрек к роману "Игра в классики" - подборку упоминаемых композиций Jazzuela, и саундтреки к Х. Мураками). А что-то пересеклось и с биологией - альбом "DNA" Matthew Shipp и William Parker 1999 года, с рисунком Jeff Schlanger.
        Своеобразной вехой в моем учении стали тетради с печатной основой по общей биологии, изданные харьковским УМЦ "Школьник" (скорее, "Шкодник"):
"Эволюция. Экология" (, 1996) и "Цитология. Генетика" (, 1997), особенно - первая: полночи не спал, как вышла... А уже потом была "Проектно-ролевая игра по биотехнологии и генетической инженерии", с другой харьковской фирмой, "Основой", и соавторство с Д.А. Шабановым и М.А. Кравченко в ИУМК "Экология. Конструирование биосферы" для НФПК, и учебник для профильных 10-х с Машей Кондратовой для изд-ва "Ранок", не тем будь помянуто.
        Фильмы. 2007: "All That Jazz" Боба Фосса (film.ru IMDb 7,5/10), 2010: "Аватар" (урок тут); сериалы: 2009 - "Доктор Хаус" (о нем на уроке - тут), 2010 - "Звездный крейсер "Галактика" (тичерский пассаж - тут); 2011 - "NCIS" (песенку о химических элементах из одной из серий см. тут) и "Хранилище 13" в стиле cabinets of curiosity.

Есть блог в Живом журнале, что-то из текущего попадает туда. Правда, попадает почему-то преимущественно эстетическое...
Остальное - здесь, на этом сайте...