Навигация

Темперамент: человек на карте мифа

Главная
Об авторе
     Урочное:
Биология + компьютер:
         полные уроки по типам
Компьютерные программы
         на уроках
 Биософт                 Планшет
 Учебные рисунки и
           карикатуры
 Фотографии           Проекты
 Художественная
         литература на уроке
 Наглядные пособия, игры
 Олимпиадное
 Книги и статьи
 ''Биология-10'':
         попытка учебника
 ''Игра и биология''
 ''Информационная
       культура и/или компьютер
       на уроках биологии''
 ИУМК ''Экология.          Конструирование
         биосферы''
 Проектно-ролевая игра
         ''Генная инженерия''
 ''Библейская генетика''
 Рабочие тетради
         по общей биологии
 Педагогическое
 Блог

Описание урока из 1 лекции курса "Использование игр на уроках биологии" - подробнее см. тут

Рис. из marinni (подборка старинных гравюр о темпераменте)

Ход урока:

Заканчивается перемена, ученики в классе, учитель тоже – что-то написал на доске и закрыл ее «крыло».
Звонок. Ритуал приветствия, принятый у учителя (определенная поза, ритуальная фраза), начало урока. Учитель называет тему и цель урока (в данном случае это «Темперамент»), и говорит об особенностях урока: о том, что традиционного опроса не будет – только одно небольшое стартовое задание с вопросом, ответ на который будет обсуждаться в конце урока – или после домашнего обдумывания, а потом – лекция по новому материалу и выполнение лабораторной работы на мобильных компьютерах. Он открывает крыло доски, там написаны 4 анаграммы; их нужно решить и исключить лишнее слово (КНИТНИСТ, ВЫКНА, АЗИНЕН, ОРСТИПЕЕТ). После решения анаграмм (это обычно не занимает много времени) обсуждаются варианты, какое слово лишнее: могут быть варианты, не предусмотренные принципом, который заложил в задание учитель. Затем учитель предлагает запомнить тот критерий, который назвали некоторые ученики (и предложил он сам) – о врожденных и приобретенных элементах поведения; и обратить на него внимание по ходу этого урока – в форме вопроса, является ли темперамент врожденным или приобретенным свойством человека.
После этого идет школьная лекция. Начав с античности (представлений о темпераменте у древних греков и римлян) и описав основные черты темпераментов, учитель иллюстрирует лекцию цитатами из повести
 Р.Шекли. Четыре стихии, герои которой являются воплощениями четырех темпераментов. После этого учитель рисует на доске схему темпераментов и упомянутых в повести стихий, а потом дополняет ее, цитируя другие источники (Книгу пророка Иезекииля, "Салернский кодекс здоровья", Х.Л. Борхеса, Папюса и др., попутно отмечая, т.е. ставя отметку, если кто-то заметил противоречия в источниках), и показывает с помощью мультимедийного проектора иллюстративный ряд из произведений живописи (иконография «Спаса в Силах» и символы евангелистов, их изображения в западноевропейской живописи,  цветовой круг Гёте, портреты великих людей разного темперамента – до рисунков Херлуфа Бидструпа). Завершается лекция теорией И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности, и рисуется (учителем - но можно и кем-то из учеников) «дерево», граф типов ВНД.

После этого на ноутбуках/нетбуках выполняется лабораторная работа с компьютерным вариантом теста Г.Ю. Айзенка (и последующим рассказом о классификации типов личности по К.Г. Юнгу) . В результате обработки теста получается вектор определенной длины, направленный в один из секторов координатной плоскости, которую образовали на доске границы между описаниями четырех темпераментов.

Подведя итоги работы и задав домашнее задание, учитель добавляет к нему вопрос, заданный при работе с анаграммами. Затем он предлагает попытаться представить один из видов темперамента в виде небольшого скетча или пантомимы, причем выбрать для показа темперамент, противоположный тому, который получился по тесту (возможны и парные сценки, но на этом уроке учитель предложил это сделать отдельным ученикам и прямо с места, не выходя к доске); другие ученики пытались определить и аргументировать, почему именно этот темперамент представлен. На третьем представлении звучит звонок, учитель благодарит всех за работу, называет тех, чья работа отмечена тем или иным способом, и заканчивает урок.
 

Приложения:

Магия чисел в средиземноморской цивилизации привела к учению о четырёх темпераментах (в то время как на Востоке развивалась пятикомпонентная «система мира»). Исходной была четырехчастная структура мира (земного мира) с четырьмя сторонами света (север, запад, юг, восток), к которым приписывались существа-охранители; особые ветра, наделяющие человека соответственными свойствами (древние греки считали, что именно ветер, дующий во время зачатия, формирует характер ребенка). Легко проследить логику связи между ветрами и темпераментом как энергетической характеристикой (темпераментный как энергичный), и получить ответ, почему темпераментов именно четыре, а не три, пять и т.п.
Связь между сторонами света и человеком земного мира (в противопоставлении миру скаральному, божественному) прослеживается в трактовках имени Первочеловека - Адама:
"Стоит также отметить, что в христианском богословии, начиная с раннего времени и до позднего средневековья, было весьма распространено восприятие имени ADAM как аббревиатуры греческих названий четырех стран света: А как ANAТОЛН — восток, D как ΔΥΣΙΣ — запад, А как ΑΡΚΤΟΣ — север, Μ как ΜΕΣΕΜΒΡΙΑ — юг." (
Augustin. In loan, evang. tract. 9, 14 и 10, 12; Isidor. De ordine creat. 11; Beda, Hexaem. 2 и мн. др.)
См. статью о темпераментах в Википедии.

Признак

Темперамент

Источник

Сангвиник

Флегматик

Меланхолик
 гравюра А.Дюрера

Холерик

Преобладающая жидкость в организме Кровь
(сангва)
Слизь
(флегма)
Черная желчь
 (мелэн холе)
Желчь
(холе)
Древние римляне: Клавдий Гален
Темперамент по И.П. Павлову: «Подвижный» «Инертный» «Слабый» «Неуравно-вешенный» И.П. Павлов
 - сила процессов возбуждения Сильный Сильный Слабый Сильный  Представьте описание свойств темпераментов в виде схемы
 - сила процессов торможения (подвижность) Высокая подвижность Малоподвижный (сильное торможение) Малоподвижный (сильное торможение) Высокая подвижность  
 - уравновешенность процессов Уравновешенный Уравновешенный Неуравновешенный, возбудимый Неуравновешенный, возбудимый  
Г.Ю. Айзенк (К.Г. Юнг) Экстраверт,
уравновешенный
Интроверт,
уравновешенный
Интроверт,
неуравновешенный
Экстраверт,
неуравновешенный
 Тест Айзенка
Описание темперамента Активный, энергичный, легко приспосабливающийся Пассивный, очень трудолюбивый, медленно приспосабливается, эмоции внешне проявляются слабо Пассивный, легко утомляющийся, тяжело приспосабливающийся, очень чувствительный Активный, очень энергичный, настойчивый, эмоции неуправляемые

Психология эмоций. Тексты. - Хрестоматия. - М.: Просвещение, 1984.

Примеры: В.А. Моцарт
Наполеон
М.Ю. Лермонтов
И.А. Крылов
М.И. Кутузов
Ньютон
Н.В. Гоголь
П.И. Чайковский
Петр  I
 А.С. Пушкин
А.В. Суворов
Робеспьер

 Р.Шекли. Четыре стихии - Фрагменты повести о темпераментах, представленных в разных личностях

- А. Дюма, "Три мушкетера" Портос Атос Арамис д'Артаньян  
Сторона света Восток Север Запад Юг  
Стихия Огонь Земля Вода Воздух  
Евангелисты
картина  А. Дюрера
Марк Лука Иоанн Матфей

Александр Подосинов Символы четырех евангелистов

Символ (животное)

ср. Китайские животные
Лев Бык Орел Ангел

Иконография "Спаса на престоле": статья, изображения
(
 1, 2, 3, 4, 5).
См. также
 Келлское Евангелие (конец VIII - начало IX в., Ирландия, Тринити-колледж, Дублин)

Свойства человека Смелость и
жизнь
Работа и
материальное тело
Интуиция и
нервная сила
Воля и
разум
Папюс. Практическая магия
"Гайот", "живые существа" Иезекииля Ганиэль Кафзиэль Аниэль Азриэль

Книга пророка Иезекииля
См. Х.-Л. Борхес. Бестиарий

Ангелы
по иудейской традиции (по сторонам света)
Михаил Гавриил Рафаил Уриил Александр Подосинов
Знак Зодиака
( зодиакальное созвездие)
Лев Телец      
Алхимический элемент  Сера  Соль  Ртуть  Азот Albert Pike, 1871
     
Графическое представление в алхимии и астрологии
PSYLIB® – Г. О. М. Курс энциклопедии оккультизма

Кватернер Иезекииля

Кватернер Ап.Иоанна
Китай: животные-охранители по сторонам света (см. Подосинов) В Китае распределение «животных» по странам света строго фиксировано во всех памятниках письменности и иконографии, где они описываются или изображаются. Так, например, в каменной гробнице в Инани (Шаньдун) II-IV вв. свод передней камеры поддерживает колонна, на базе которой изображены все четыре «животных»; при этом дракон глядит на восток, птица — на юг, тигр — на запад, черепаха в объятиях змеи (символ Черного воина) — на север (Сычев, 1987, 373, 375).