Темперамент: источники и цитаты |
Папюс. Практическая магия
- СПб., 1912. Репринтное воспроизведение
1992 г. - С. 44-45.
Бык - означает
флегматичную натуру, работу и
материальное тело.
Лев - сангвинистическую натуру, смелость
и жизнь.
Орел - меланхолическую натуру, интуицию
и нервную силу.
Ангел - венец человеческого совершенства
- означает холерическую натуру, волю и
разум. |
Книга пророка
Иезекииля
(Иез. 1:4-6,
10-11, 13, 15-16, 18, 22, 26-28)
«И я видел, и вот бурный ветер шел от
севера, великое облако и клубящийся
огонь, и сияние вокруг него. А из
середины его как бы свет пламени из
средины огня; и из средины его видно
было подобие четырех животных, — и таков
был вид их: облик их был как у человека;
и у каждого — четыре лица, и у каждого
из них четыре крыла... Подобие лиц их —
лице человека и лице льва с правой
стороны у всех их четырех; а с левой
стороны лице тельца у всех четырех и
лице орла у всех четырех... у каждого
два крыла соприкасались одно к
другому... И вид этих животных был как
вид горящих углей, как вид лампад; огонь
ходил между животными, и сияние от огня
и молния исходила от огня... И смотрел я
на животных, и вот, на земле подле этих
животных по одному колесу перед четырьмя
лицами их. Вид колес и устроение их —
как вид топаза, и подобие у всех четырех
одно; и по виду их и по устроению их
казалось, будто колесо находилось в
колесе... у всех четырех вокруг
полны
были глаз. Над головами животных было
подобие свода, как вид изумительного
кристалла, простертого сверху над
головами их... А над сводом, который над
головами их, было подобие престола по
виду как бы из камня сапфира; а над
подобием престола было как бы подобие
человека вверху на нем. И видел я как бы
пылающий металл, как бы вид огня внутри
него вокруг; от вида чресл его и выше и
от вида чресл его и ниже я видел как бы
некий огонь, и сияние было вокруг него.
В каком виде бывает радуга на облаках во
время дождя, такой вид имело это сияние
кругом»
Описание
Сидящего на престоле, данное у
Иоанна
Богослова (Отк. 4:2-8):
«И тотчас я был в духе; и вот, престол
стоял на небе, и на престоле был
Сидящий; и Сей Сидящий видом был подобен
камню яспису и сардису; и радуга вокруг
престола, видом подобная смарагду… И
перед престолом — море стеклянное,
подобное кристаллу; и посреди престола и
вокруг престола — четыре животных,
исполненных очей спереди и сзади. И
первое животное было подобно льву, и
второе животное подобно тельцу, и третье
животное имело лице, как человек, и
четвертое животное подобно орлу
летящему. И каждое из четырех животных
имело по шести крыл вокруг, а внутри они
исполнены очей; и ни днем, ни ночью не
имеют покоя, взывая: свят, свят, свят
Господь Бог Вседержитель, Который был,
есть и грядет» . |
Х.Л. Борхес. Бестиарий. - в
кн.: Х.Л. Борхес. Письмена бога. - М.:
Респеблика, 1994. - С. 337.
Иезекиилю в Вавилоне предстало видение -
четверо животных или ангелов, "и у
каждого четыре лица, и у каждого из них
четыре крыла", и "подобие лиц их - лице
человека и лице льва с правой стороны...
а с левой стороны лице тельца у всех
четырех и лице орла у всех четырех". Они
шли, куда их вел дух, "каждое в ту
сторону, которая пред лицом его", или
его четырех лиц, возможно чудесным
образом разрастаясь в четырех
направлениях. Четыре колеса, у которых
ободья "высоки и страшны", шли за
ангелами и "вокруг полны были глаз".
Воспоминания об Иезекииле вдохновили
святого Иоанна, в "Откровении" которого,
в главе IV, мы читаем:
"И пред престолом море стеклянное,
подобное кристаллу; и посреди престола и
вокруг престола четыре животных,
исполненных очей спереди и сзади. И
первое животное было подобно льву, и
второе животное подобно тельцу, и третье
животное имело лице, как человек, и
четвертое животное подобно орлу
летящему. И каждое из четырех животных
имело по шести крыл вокруг, а внутри они
исполнены очей; и ни днем, ни ночью не
имеют покоя, взывая: свят, свят, свят
Господь Бог Вседержитель, Который был,
есть и грядет".
В "Зогаре", или "Книге Сияния",
прибавлено, что четыре животных зовутся
Ганиэль, Кафзиэль, Азриэль и Аниэль и
что глядят они на Восток, на Север, на
Юг и на Запад.
Стивенсон задавался вопросом: если такие
чудеса есть на Небе, то чего только нет
в Аду! Из приведенного пассажа
"Апокалипсиса" Честертон почерпнул свою
блестящую метафору ночи: "чудовище,
состоящее из глаз". Четвероликие ангелы
"Книги Иезекииля" названы "гайот"
("живые существа"); в "Сефер Ецира" они
- десять чисел, которые вместе с
двадцатью буквами алфавита послужили для
сотворения нашего мира; согласно "Зогару",
ангелы эти спустились с горних высот,
увенчанные буквами.
От четырех ликов "гайот" евангелисты
позаимствовали свои символы: Матфею
достался ангел, иногда в виде бородатого
мужчины; Марку - лев; Луке - бык; Иоанну
- орел. Святой Иероним в своем
комментарии к Иезекиилю попытался
разумно обосновать эти атрибуты. Он
говорит, что Матфею был дан ангел
(человек), ибо он представил
человеческую природу Спасителя; Марку -
лев, ибо он объявил о царском
достоинстве Христа; Луке - бык, эмблема
жертвенности, ибо он показал
священническую сущность Христа; Иоанну
же орел - за возвышенный полет его веры.
Немецкий исследователь, доктор Рихард
Хеннинг, ищет отдаленный источник этих
эмблем в четырех знаках зодиака,
отстоящих один от другого на девяносто
градусов. Что до льва и быка, тут нет
никаких трудностей; ангел
отождествляется с Водолеем, у которого
облик человека, а Иоаннов орел - со
Скорпионом, но это отвергают, так как
Скорпион считается предвестником зла.
Никола де Вор в своем "Астрологическом
словаре" также выдвигает эту гипотезу,
замечая, что четыре эти фигуры
сочетаются в сфинксе, у которого может
быть человеческая голова, туловище быка,
когти и хвост льва и крылья орла. |
|
|
|