Навигация

Рейтинговая система

Главная
Об авторе
     Урочное:
Биология + компьютер:
         полные уроки по типам
Компьютерные программы
         на уроках
 Биософт                 Планшет
 Учебные рисунки и
           карикатуры
 Фотографии           Проекты
 Художественная
         литература на уроке
 Наглядные пособия
 Олимпиадное
 Книги и статьи
 ''Биология-10'':
         попытка учебника
 ''Игра и биология''
 ''Информационная
       культура и/или компьютер
       на уроках биологии''
 ИУМК ''Экология.          Конструирование
         биосферы''
 Проектно-ролевая игра
         ''Генная инженерия''
 ''Библейская генетика''
 Рабочие тетради
         по общей биологии
 Педагогическое
 Блог

Старая, 1999-го года статья, однако не утратившая некоторой полезности и актуальности...

1. Смысловое наполнение понятия «рейтинг», история использования рейтинга
2. Накопительный рейтинг и его преимущества
3. Делительный рейтинг и его преимущества

1. Смысловое наполнение понятия «рейтинг», история использования рейтинга

По «Современному словарю иностранных слов»,
«РЕЙТИНГ [англ. rating – оценка, класс, разряд] - 1. Индивидуальный числовой показатель оценки спортивных достижений шахматиста в классификационном списке (рейтинг-листе) сильнейших шахматистов мира. 2. Индивидуальный числовой показатель популярности, авторитета какого-то лица, организации, группы, их деятельности, программ, планов, политики в определенное время; выводится на основе итогов какого-то голосования, социологических опросов, анкет; вообще степень популярности известного деятеля.»

Несмотря на то, что приведенное определение ничего не говорит об использовании термина в педагогической практике, оно выделяет несколько важных аспектов понятия. Во-первых, рейтинг - обязательно числовой показатель, и для его получения нужна определенная математическая обработка «сырых» баллов. Во-вторых, рейтинг определяет место в классификационном списке, а значит, ранжирование является обязательным аспектом и следствием рейтинга.

Следствием первых двух моментов является третья особенность рейтинга – объективность метода. Четкость и строгость, присущие математическим методам и не оставляющие места для эмоций, предубежденности, в сочетании с наглядностью и простотой обеспечили рейтингу как «индивидуальному числовому показателю» заслуженную популярность в разных сферах человеческой деятельности.

Однако применение подобных методов в педагогике значительно старше модного сейчас слова. Так, еще в дореволюционной России в гимназиях применялось ранжирование по успехам в учебной деятельности - преподаватель составлял список учеников класса в порядке снижения результатов. Наглядным отражением этого списка было распределение учеников в классной комнате - их пересаживали в зависимости от места в списке: сильных - вперед, слабых - назад, на «Камчатку».

В Советском Союзе ранжирование оказалось не в чести, возможно, потому, что противоречило принципам общего равенства. Но необходимость административного контроля в образовании, поиск объективных подходов по сравнению разных ученических коллективов вызвал к жизни появление среднего балла, который получался путем простого подсчета среднего арифметического баллов группы учеников. В дополнение к этому рассчитывались проценты успеваемости и качества знаний учеников, по которыми делались выводы о работе школьной администрации и педколектива в целом. Как следствие, много кто из учителей тоже начал подсчитывать средние баллы своих учеников за определенный отрезок времени.

Объединение обоих подходов - ранжирования и математических методов обработки баллов, было сделано уже после распада советской административно-командной системы. Так возник рейтинг в педагогической практике. Сначала его применяли как один из важных элементов контроля, но без осмысления его специфических особенностей. А к таким, безусловно, следует отнести неодинаковую «вес» оценок учеников за разные формы контроля знаний. Наверное, впервые понятие «рейтинговый коэффициент» как мера сложности задания в сравнении с другими занимает надлежащее место в системе обучения, которую называют модульно-развивающей. Не случайно преподаватель физики средней школы № 242 г. Киева Благодаренко Л.Ю. говорит об «модульно-рейтинговой системе», тем самым подчеркивая исключительное место рейтинга в модульном обучении. «Каждый вид контроля, - пишет Л.Ю. Благодаренко, - оценивается по своему "рейтинговому" коэффициенту. Рейтинговый балл получается умножением оценки ученика (от 2,5 до 5) на рейтинговый коэффициент, который соответствует сложности материала или задания. Подборке рейтинговых коэффициентов нужно уделять внимание с тем, чтобы они адекватно представляли представление о тех или другие формы контроля, а главное, оказывали содействие заинтересованности ученика в обучении. Рейтинговые баллы должны быть четко дифференцированы, что оказывает содействие большей точности оценки работы учеников. Нужно рассчитать максимальное количество баллов, которую может получить ученик, выполнив весь объем работы, а также соответствие этого количества баллов оценкам за принятой четырехбалльной шкалой.»

В приведенной цитате коротко перечислены наиболее важные аспекты понятия «рейтинговый коэффициент» и намечен круг вопросов, на которые следует обратить внимание при введении такой системы контроля и коррекции знаний учащихся.

Сегодня рейтинговые системы используются на разных уровнях контроля - от отдельных работ учеников на уроке до общей характеристики учебного заведения с помощью квалиметрического метода, который был разработано Г.В. Ельниковой.

Нужды педагогической практики - необходимость введения дифференцированных, понятных и «прозрачных» для учеников, объективных форм и методов контроля знаний - при некотором отставании теории - привели к тому, что учителя начали сами разрабатывать собственные рейтинговые системы. Знакомство с ними и их авторами позволило нам сделать следующее обобщение.

Все многообразие таких систем условно может быть сведено к двум основным вариантам. В первом из них рейтинг получается в результате суммирования баллов за разные виды деятельности на протяжении какого-то периода или фрагмента материала. Такой рейтинг мы предлагаем назвать накопительным, так как происходит постепенное накопление учениками баллов после выполнения определенных задач. (Стоит отметить, что такая система получила распространение в некоторых ВУЗах после введения Болонской системы, например, в Киевском национальном университете им. Тараса Шевченко студент должен набрать определенное количество баллов за семестр, и если он набирает требуемое количество до итогового контроля, зачета или экзамена, то получает оценку за курс автоматом). Второй вариант представляет собой творческое развитие на новом уровне идеи среднего балла. Преподаватель во время тематического контроля выставляет оценки за разные виды работ (по обычной четырехбальной системе или дифференцируя оценки за счет введения десятых и сотых балла - такой подход позволяет повысить качество оценивания знаний, ввести корректирующий аспект в контроль знаний учеников). Умножив оценки учеников на рейтинговый коэффициент и разделив на общее количество оценок, получаем итоговый рейтинговый балл. Такой балл уже привязан к обычной системе оценивания («От двух до пяти»), дифференцирован и довольно точно отражает уровень оцененных отметками знаний. Именно потому, что заключительной операцией при подсчете рейтингового балла является деление, автор предлагает назвать такой вид рейтинга делительным.

Оба варианты предполагают ранжирование учеников по рейтинговым баллам, а также четкое и понятное объяснения принципов расчета рейтинга. Вполне допустимо вообще рассчитывать итоговый или семестровый рейтинг вместе с учениками - это только повысит престиж учителя и заинтересованность учеников в результатах обучения.

2. Накопительный рейтинг и его преимущества

Под накопительным рейтингом мы понимаем такую форму рейтинга успеваемости, при которой оценки, выставляемые на протяжении определенного промежутка времени или фрагмента материала (тема, модуль, четверть, семестр), накапливаются и подытоживаются. Расхождения в полученных за указанный отрезок баллах довольно точно отражают различие в уровне овладения материалом разными учениками. Можно рассмотреть несколько разновидностей накопительного рейтинга.

В первом случае учитель пользуется стандартной четырехбалльной системой оценивания, подытоживая текущей оценки за семинарские занятия, решение задач, тематические зачеты и т.д. Пример использования такого рейтинга приводит О.Г. Братюк (Оброшинская средняя школа, Львовская обл.). Максимальный рейтинговый балл по теме «Общие сведения о неметаллах и их соединениях» (110) состоит из оценок за 14 семинарских занятий, 2 уроков решения задач, 3 практических занятий, 3 тематических зачеты. Преимуществом такого рейтинга является возможность четко сравнить удельный вес отдельных тем в курсе, так как максимальный рейтинговый балл в разных темах будет отличаться.

Во втором варианте накопительного рейтинга преподаватель не только определяет общее количество и виды учебной деятельности, которые подлежат оцениванию. Он вводит также разные рейтинговые коэффициенты для оценивания вклада той или другой формы учебной деятельности в суммарный рейтинг.

Этот подход к подсчету накопительного рейтинга описан преподавателем биологии из Лицея № 18 г. Каменца-Подольского Хмельницкой области В.Д.Николайчуком. Чтобы получить соответствующую оценку за семестр, ученик должен набрать, на «5» - 350 и больше баллов, на «4» - 280 - 349 баллов, на «3» - 180 - 279 баллов, те, что набрали меньше 180 баллов, получают оценку «2».

Работая по такой системе, ученики стараются накопить как можно больше баллов до конца семестра, улучшить свои показатели. Дух соревнования, заложенный в основу накопительного рейтинга, является, безусловно, большим преимуществом этого подхода. Из-за того, что рейтинговые баллы накапливаются постепенно, есть возможность проследить динамику накопления оценок по месяцам. Привлекает учеников и возможность графического представления данных в сочетании с простотой и объективностью метода.

Определенные проблемы возникают, когда ученик по объективным причинам (болезнь, семейные обстоятельства и т.п.) пропускает учебные занятия. Тогда он в специально отведенное для этого время должен выполнить пропущенную практическую работу, написать самостоятельную или контрольную работу, сдать зачет по теме. Это, во-первых, приближает к вузовской системе, во-вторых, практически исключаются пропуски без уважительных причин.

В некоторых особых случаях возможный и полный отказ от сведения рейтинговых баллов к стандартной оценке. Такая - третья - форма накопительного рейтинга была использована автором и хорошо зарекомендовала себя как способ повышения познавательной активности учеников при преподавании факультативного курса «Основы биоорганической химии» в 11 классе химико-биологического профиля Рубежанского лицея ( пример расчета в Excel). На каждом из занятий ученикам предлагались разные вопросы, задачи, тесты и т.д. Каждое из заданий оценивалось определенным баллом, который зависел только от сложности самой задачи. При наборе до конца курса определенного уровня баллов зачет ставился автоматически, те же ученики, которые не набрали нужного количества баллов, сдавали обычный зачет, степень сложности которого была пропорциональна рейтинговым баллам. Применение возможностей программы Excel для графического представления хода накопления баллов и промежуточных итогов повысили интерес учеников к необыкновенной форме оценивания знаний.
Если подсчитывать рейтинг по тесту в MS Excel, можно применить и более изощренные метолы анализа, например, с помощью Statistica for Windows построить филогенетическое древо различий между работами, отражающее сходство/различие вариантов ответов теста, в т.ч. списывание (Statistica for Windows импортирует данные из MS Excel). Внизу на рисунке набранные в накопительном рейтинге баллы, а также занятые места.

3. Делительный рейтинг и его преимущества

Сохранить преимущества накопительного рейтинга (объективность, дифференцированность оценок, индивидуальный контроль и учеты личностных характеристик учеников) и скорректировать присущий ему недостатки призван делительный рейтинг. Он представляет собой развитие идеи среднего балла с учетом разного «весового» коэффициента оценивания и последующего ранжирования учеников за найденными показателями. Примером применения такого подхода может служить Система Индивидуального Контроля (СИК), описанная учителем математики СШ № 1 г. Луганска, преподавателем Луганского госпединститута Л.В. Жовтан. Суть данной методики можно сформулировать так: «Во время выставления итоговой оценки каждая текущая оценка подытоживается с учетом своего весового коэффициента. В зависимости от важности того или другого вида контроля предлагается такая раскладка коэффициентов: ведение тетради - 1; ответа возле доски - 2; экспресс-контроль - 3; текущая самостоятельная работа - 4; итоговая самостоятельная работа - 5; контрольная работа - 6; индивидуальная задача - 6.» Итоговая оценка получается при делении суммы множеств текущих оценок и рейтинговых коэффициентов на общее количество оценок. Похожую систему использует и Л.Ю. Благодаренко. Нами также (см. рис. 2,  пример расчета в Excel) широко применяется в тематическом и семестровом контроле система делительного рейтинга, которая отличается лишь некоторыми деталями:

  • высокой дифференцированностью текущих оценок за счет использования десятых и сотых балла;
  • использованием собственных рейтинговых коэффициентов (0,5 - для оценок за ведение тетрадей, простых домашних и урочных письменных работ, 1 - для ответов возле доски и тестовых работ, 1,5 - для разноуровневых самостоятельных работ, 2-2,5 - для оценок за эксперт-семинар и рейтинговую контрольную работу).

При таком способе подведения тематического итога удается получить высокоточную оценку знаний учеников, наглядную не только для преподавателя, но и для ученика и его родителей; ранжировать учеников по уровню знаний; избегнуть дискриминации тех учеников, которые пропустили несколько уроков в теме. Благодаря тому, что при делении берется в расчет реальная, а не максимально возможное количество оценок). К недостаткам следует отнести, наверное, более объемную процедуру вычисления рейтингового балла, который требует определенных затрат времени учителя.

Делительный рейтинг с дополнительными призовыми баллами можно использовать и при подведении итогов работы класса за большой промежуток времени, например, семестр. Методика подсчета практически не изменяется. Если темы, которые изучались в этом полугодии, приблизительно одинаковые по объему, то можно просто найти среднее значение, к которому прибавляются баллы за места в верхней части рейтинга отдельных тем. Например, за каждое первое место ученик прибавляет к рассчитанному среднему 0,06 балла, за 2-е - 0,05, за 3-е -0,04, за 4-е - 0,03, за 5-е - 0,02, за 6 - 7-е - по 0,01 балла. Если же темы, которые были изучены, существенно различались по объему и сложностью, можно ввести весовой коэффициент, который берется во внимание в расчетах. Так, если ученик Б.Ю. получил по первой теме семестра 5,00 баллов (первое место в рейтинге), по второй - 4,61 (третье место), по третьей - 4,74 (пятое место), но третья тема была приблизительно в 2 раза большая по объему первых двух, то ее полугодичный рейтинговый балл будет рассчитываться так:

хі =(x12 +2*х3)/4+ПрБ =(5.00 + 4.61 +2*4.74)/4 + 0.06 + 0.04 + 0.02 = 4,89

Исходя из того, что подобные расчеты не сложны, а ученики хорошо знакомы как со своими рейтинговыми баллами за темы, так и с общими принципами подсчета семестрового балла, целесообразно его рассчитывать вместе с учениками во время последнего урока в семестре (предварительно рассчитав в Excel). При таком подходе контроль перестает восприниматься учениками как система наказаний, а естественно включается в процесс обучения как его составная часть, и, шире - как часть общего процесса роста и развития каждого ученика. Формируется принципиально новый стиль отношений между учеником и учителем, в котором оба участники процесса обучения выступают как равные субъекты, общение которых обогащает обоих.

Однако рейтинговые методы целесообразно применять не только в тематическом или семестровом контроле. Они могут прийти на помощь преподавателю при проведении самостоятельных работ, которые включают разные задания как репродуктивного, так и творческого характера, примером которых является рейтинговая самоиндивидуализирующаяся контрольная/самостоятельная работа.

Файл

Название и краткая характеристика содержащегося материала

 kou.doc

"«Коэффициент индивидуального участия» ученика в общей работе" - статья, посвященная интересной методике, позволяющей довольно точно и справедливо оценить индивидуальный вклад каждого ученика в общий результат (53 кБ).