Навигация

Мастер-класс "Биология"

Главная
Об авторе
     Урочное:
Биология + компьютер:
         полные уроки по типам
Компьютерные программы
         на уроках
 Биософт                 Планшет
 Учебные рисунки и
           карикатуры
 Фотографии           Проекты
 Художественная
         литература на уроке
 Наглядные пособия
 Олимпиадное
 Книги и статьи
 ''Биология-10'':
         попытка учебника
 ''Игра и биология''
 ''Информационная
       культура и/или компьютер
       на уроках биологии''
 ИУМК ''Экология.          Конструирование
         биосферы''
 Проектно-ролевая игра
         ''Генная инженерия''
 ''Библейская генетика''
 Рабочие тетради
         по общей биологии
 Педагогическое
 Блог

Российская академия образования Институт общего среднего образования РАО  
Центр дистанционного образования "Эйдос.
3-я Всероссийская дистанционная августовская педагогическая конференция "ОБНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЫ"
28 августа - 1 сентября 2001 г.

Козленко А.Г.Ведущий - Козленко Александр Григорьевич, преподаватель биологии высшей категории, старший учитель; Соросовский учитель; призер 2 Всероссийского конкурса "Дистанционный учитель года 2000" и конкурса на лучшие уроки с применением Интернет, проводившимся Прожект Хармони, Инк. в рамках Программы "Обучение и доступ к Интернет" (IATP) (г. Киев, Украина).

Ключевые проблемы, которым посвящены занятия участников Мастер-класса:

  • А) Как сделать преподаваемый (с использованием компьютера) материал сравнимым по яркости и занимательности с компьютерными играми (без потери качества материала и научности)?
  • Б) Какие формы и методы оценивания очных и удаленных учеников целесообразно применять при разных видах работы? Как оценить вклад каждого отдельного участника группового проекта?
  • В) Сможет ли компьютер полностью заменить всё оборудование биологического кабинета - от доски и тетрадей до микроскопов, таблиц, гербариев, микропрепаратов, коллекций и т.п. Нужно ли это?

ПРОБЛЕМА А. Как сделать преподаваемый (с использованием компьютера) материал сравнимым по яркости и занимательности с компьютерными играми (без потери качества материала и научности)?  
Предполагаемый продукт:
Сценарный план компьютерной игры обучающей направленности.

План проведения занятий по дням конференции:

  • Подготовительный этап. Предложение выбрать себе роль для предстоящей ролевой дискуссии по предложенной проблеме. Алгоритмические предписания
  • 1 день, 28 августа. Ролевая дискуссия по предложенной проблеме (интернет-форум), рассылка заданий на следующий день (предложение разработать сценарный план компьютерной игры на заданную тему по определенному материалу из курса биологии).
  • 2 день, 29 августа. Размещение на сайте первых предложений по создаваемой компьютерной игре.
  • 3 день, 30 августа. "Мозговой штурм" (в режиме интернет-форума) по плану игры, возможности моделирования определенных биологических процессов и их визуализации. Подготовка ведущим Мастер-класса итоговой версии скелета сценария игры, рассылка участникам проекта, задания на следующий день.
  • 4 день, 31 августа. Поиск и обсуждение необходимого иллюстративного материала для визуализации определенных процессов и явлений, лежащих в основе игры. Создание картотеки гиперссылок, необходимых для ее иллюстрации. Задание на последний день, размещение итогового продукта на сайте.
  • 5 день, 1 сентября. Обобщение полученного материала. Предложение оценить роль каждого из участников проекта в создании продукта (объединение с работой над проблемой Б).

ПРОБЛЕМА Б. Какие формы и методы оценивания очных и удаленных учеников целесообразно применять при разных видах работы? Как оценить вклад каждого отдельного участника группового проекта?  

Предполагаемый продукт: Опыт применения разных подходов при оценивании работы учащихся, протокол интернет-форума по достоинствам и недостаткам разных методов оценивания и границам их применения

План проведения занятий по дням конференции:

  • Подготовительный этап. Подготовка к эксперт-семинару (он-лайновому дистанционному занятию) на тему "Методы, достижения и проблемы генетической инженерии": ознакомление с правилами проведения занятия, его тематикой, работа с необходимыми источниками информации, в т.ч. в Интернете. Эксперт-семинар: описание принципов проведения этой формы дистанционного занятия, рассчитанного на несколько групп удаленных учеников.Алгоритмические предписания
  • 1 день, 28 августа. Принятие заявок на участие в эксперт-семинаре, согласование времени проведения занятия, предлагаемых участниками вопросов.
  • 2 день, 29 августа. Проведение эксперт-семинара на тему "Методы, достижения и проблемы генетической инженерии" (активное он-лайновое занятие в чате). Обсуждение итогов занятия, способов оценивания, предложенных на нем. Задание на самостоятельное обдумывание на следующий день (предложение составить задания для итогового контрольного занятия по одной из тем курса биологии и предполагаемую разбалловку для него).
  • 3 день, 30 августа. Сбор предложенных вариантов системы контроля, размещение их на сайте.
  • 4 день, 31 августа. Обсуждение в режиме гостевой книги достоинств и недостатков разных способов оценивания работы учащихся. Вынесение на обсуждение проблемы оценивания групповой работы.
  • 5 день, 1 сентября. Обобщение результатов работы над проектом тематического оценивания, оценивания групповой работы и коллективного проекта, определение границ применения безотметочных, рейтинговых, квалиметрических подходов в учебном процессе (интернет-форум).

ПРОБЛЕМА В. Сможет ли компьютер полностью заменить всё оборудование биологического кабинета - от доски и тетрадей до микроскопов, таблиц, гербариев, микропрепаратов, коллекций и т.п. Нужно ли это? 

Предполагаемый продукт: Итоговое обобщенное summary по проблеме, размещенное на веб-сайте.

План проведения занятий по дням конференции:

  • Подготовительный этап. Ознакомление с правилами участия в телекоференции.
  • 1 день, 28 августа. Начало телеконференции. Стартовый вопрос для начала обсуждения: "Предложите виды и типы уроков, виды деятельности учащихся: a) которые с компьютером проводятся эффективнее, чем с любым другим оборудованием биологического кабинета; b) в которых использование компьютера принципиально невозможно или крайне неэффективно."
  • 2 день, 29 августа. Обмен письмами по предложенной проблеме.
  • 3 день, 30 августа. Внесение новой, углубленной темы для обсуждения. Продолжение телеконференции.
  • 4 день, 31 августа. Продолжение обсуждения. Подготовка ведущим Мастер-класса итогового обобщенного summary, рассылка участникам телеконференции для обсуждения и оценки/
  • 5 день, 1 сентября. Завершение работы телеконференции. Размещения на веб-сайте итогового обобщенного summary по проблеме.

Центр дистанционного образования "Эйдос"
4-я Всероссийская дистанционная августовская педагогическая конференция
"Обновление российской школы"
ДИСТАНЦИОННЫЕ МАСТЕР-КЛАССЫ
27 - 31 августа 2002 г.

Занятия Мастер-класса "Биология" будут посвящены разным вариантам использования компьютеров на уроках биологии (от одного компьютера в демонстрационном варианте до работы в классе с выходом в Интернет). Участники Мастер-класса смогут познакомиться, принять участие в проведении и оценке достоинств и недостатков таких уроков, а также разработать собственные способы использования компьютеров в преподавании биологии. Большое внимание будет уделяться именно вопросам оценки преимуществ использования вычислительной техники и современных информационных технологий на уроках и во внеурочной работе и возможным проблемам, связанным с их широким внедрением.
Целью деятельности
участников Мастер-класса является (на взгляд ведущего) приобретение навыков использования вычислительной техники и информационных технологий на реальных уроках биологии, во внеурочной деятельности и при подготовке к проведению уроков. 
Ключевыми проблемами
, которым будут посвящены занятия, являются:

  • Осознание специфики использования компьютера как педагогического инструмента, определение его возможностей и недостатков;

  • Приобретение опыта применения веб-ресурсов как способов подачи материала и контроля знаний учащихся;

  • Овладение конкретными приемами работы с прикладными программами и приложениями для преподавателей биологии.

Предполагаемым продуктом будут методические рекомендации по проведению и оценки разных типов уроков с использованием ВТ, а также собственные разработки участников мастер-класса (планы уроков, отдельные задания, веб-квесты предложенных ресурсов Интернет), итоговые рефлексии.

План проведения занятий:

  • 1 день, 27 августа. Работа в "режиме ученика" - самостоятельное выполнение участниками Мастер-класса заданий уроков по указанным в письмах по электронной почте веб-ресурсам. Выполнение тестовых заданий, лабораторной и практической работ. Подготовка текстовых отчетов  о выполнении заданий, графических файлов.
  • 2 день, 28 августа. Работа в "режиме учителя" - составление плана реального урока по предложенному веб-ресурсу, сравнительная оценка предлагаемых уроков.
  • 3 день, 29 августа. Работа в "режиме методиста" - составление методических комментариев к урокам разного типа с использованием компьютера. Обсуждение в интернет-форуме изученных уроков. Размещение комментариев к урокам на сайте.
  • 4 день, 30 августа. Работа в "режиме web-серфера" - посещение участниками Мастер-класса образовательных и научных сайтов Интернет, составление аннотированного списка веб-ресурсов по предложенной тематике, размещение полученного веб-квеста на странице Мастер-класса.
  • 5 день, 31 августа. Работа в "режиме web-учителя" - участие в дистанционном эксперт-семинаре на тему "Успехи, перспективы и проблемы генетической инженерии" в режиме чата. Выполнение заданий по подготовке собственного веб-ресурса урока на заданную тему. Обобщение полученного материала, выполнение итоговой рефлексии.

Основой для работы Мастер-класса является раздел ресурса Уроки: биология + компьютер.