Навигация

Статья "Учитель и ученик за одной партой"

Главная
Об авторе
     Урочное:
Биология + компьютер:
         полные уроки по типам
Компьютерные программы
         на уроках
 Биософт                 Планшет
 Учебные рисунки и
           карикатуры
 Фотографии           Проекты
 Художественная
         литература на уроке
 Наглядные пособия
 Олимпиадное
 Книги и статьи
 ''Биология-10'':
         попытка учебника
 ''Игра и биология''
 ''Информационная
       культура и/или компьютер
       на уроках биологии''
 ИУМК ''Экология.          Конструирование
         биосферы''
 Проектно-ролевая игра
         ''Генная инженерия''
 ''Библейская генетика''
 Рабочие тетради
         по общей биологии
 Педагогическое
 Блог

Российская академия образования. Институт общего среднего образования РАО

Logoambrosimov's bannerЦентр дистанционного образования "Эйдос

Всероссийский конкурс "Дистанционный учитель года 2000"

15 октября - 25 декабря 2000 г.

УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК ЗА ОДНОЙ ПАРТОЙ,

или Условность понятия “Дистанция”

    “Интернет” - мифологема и реальность

    Если верить Джеймсу Джорджу Фрэзеру, цивилизованность и рациональность современного человека – лишь тонкая корка, под которой по-прежнему бушует вулкан первобытных страстей, образов мысли и способов действия. Поэтому так легко – и ХХ век видел это неоднократно – прорываются на поверхность в самых разных точках земли и у самых разных народов волны агрессии и отрицания всех гуманистических ценностей. И уровень культуры не играет особой роли – одна из самых жутких трагедий века, Холокост связана с одним из самых культурных народов Европы.

    Мышление человека скоро (а похоже, что и уже) не поспеет за прогрессом науки, как не успевает за прогрессом пищевой промышленности доставшийся от неандертальца кишечник, привыкший к грубой растительной пище и минимуму жиров. Ведь мозг, которым так гордится человек – тоже “лишь мешок с нейронами” (Френсис Крик), не изменившийся анатомически со времен кроманьонского человека. Как не изменились и структуры мышления, архетипы бессознательного, которыми пользуется разум, чтобы “обжить”, благоустроить, упростить и категоризировать бесконечно сложный мир.

    В современном мире удивительно переплетено древнее и новое: огромные успехи химии и фармакологии в лечении заболеваний и широчайшее распространение наркотиков, бурный прогресс науки и расцвет магии, оккультизма, астрологии, глобализация экономики и информации и ксенофобия, рост национализма и изоляционизма. Но (прав Ницше!) “вечные вопросы ходят по улицам” - и несвободность нашего сознания от архаичных конструкций проявляется не в лозунгах или философских трактатах, а в повседневности.

    Поэтому не удивительно, что и Всемирная Паутина является не только техническим или информационным явлением, перевернувшим наши представления о размерах мира и провинциальности, движении информации и свободе личности. WWW, безусловно, явление нашего сознания, и понимание этого необходимо для осознания возможностей и недостатков Интернета в области образования.

    На наших глазах формируется новая мифологема – ведь обычный человек далеко не всегда имеет представление и технических подробностях, структуре и функционировании Интернета. Да ему это и не нужно. Уже создан и циркулирует в массовом сознании “Миф об Интернете”. Так быстро создан – видимо, потому, что не “из ничего”. За основу взяты мифологемы Города и Лабиринта, освоенные с эпох Вавилона и античной Греции. Мифологема “Лабиринт”, столь очевидная для побывавшего в Паутине, напрашивается сама собой (возможно, благодаря распространенности этого образа в современной литературе – от изысканного Х.-Л. Борхеса до борзописного Г.Л. Олди). Несколько сложнее с Городом, хотя формальные черты сходства найти легко: почта, магазины, пресса, работа. Сам архетип Города, по Вяч. Вс. Иванову, восходит к впечатлению, произведенному Вавилоном на древних иудеев и через Ветхий Завет распространившийся в Европе. Образ огромного скопища людей, не знающих друг друга и не связанных моральными запретами (“Великая Блудница”), сладострастно-привлекательный и непознаваемый, насыщенный богатством и гордыней – вот лишь блеклая проекция на бумаге этого архаичного переживания. Стихийно выросший мир Интернета обрел многие черты этого архетипа. В нем “есть всё”, там никто не ограничивает другого в проявлении склонностей и инстинктов, в т.ч. и низменных – агрессивных (жестко или скрыто, в виде ненормативной лексики), сексуальных… Эдакий огромный Диснейленд для взрослых, к прогулкам по которому легко пристраститься как к наркотику (кстати, в США в психиатрических справочниках уже есть среди патологических зависимостей и пристрастие к Интернету).

    Кажется, мне удалось создать у читателя образ Автора как консерватора и мракобеса в стиле “Запрещать! – Не пущать!”; что ж – тем лучше будет принята следующая глава. Тем более, что в пассаже-то речь идет не о реальном информационном пространстве, а о мифологическом образе, сформировавшемся (или кем-то сознательно насаждаемом!) у неопытного и незащищенного психологически пользователя.

    Новый “любовный треугольник”

Информатизация мира смогла с мефистофельской легкостью завладеть умами и душами миллионов и существенно сдвинуть некоторые предельно консервативные пласты сознания. Стоит ли удивляться, что ее напору поддалась и вторая по консервативности система – образование. Сейчас, когда волна восторгов поулеглась, и Интернет, как инфаркт по Жванецкому, “стал мельче, но шире”, появились и возможность, и потребность некоторого анализа.

Похоже, что взаимоотношения “Учитель – Ученик – Интернет” складываются по схеме классического любовного треугольника “Муж – Жена – Любовник (Любовница)”.


Обсуждение с коллегами показало, что необходимо сделать оговорку: речь идет о Муже, Жене и Любовнике как о персонажах фольклора (в первую очередь анекдотов) – что-то типа Пьеро, Арлекина и Коломбины из комедии дель арте. Автор не посягает на святые устои семьи, верность и преданность в браке etc.


Ученик (“Жена”) устал от долгого, почти десятилетнего “брака” (кстати, совсем не по любви и даже не по расчету – никто не спрашивал его мнения относительно необходимости ходить в школу). Учитель (“Муж”) постоянно предъявляет свои требования, от которых не увильнешь, и требует покорности или хотя бы ее видимости – роль семейных обязанностей типа стирки, уборки, приготовления пищи выполняют домашние и классные задания, рефераты и т.п. Естественно, что Ученик (“Жена”) начинает тихо негодовать и искать отдушину. Так складываются условия для появления третьего. Ученик (разумеется, имеющий возможность – не имеющий протестует иначе) сбегает к Интернету в роли Любовника – и получает море новых впечатлений и удовольствия. Всё ярко, свежо, завораживающе красиво – и никаких обязанностей, никакой нудоты!

Первое время Учитель (“Муж”) не замечает начавшие пробиваться рога. Да и некогда – как настоящие мужья за кружкой пива, нормальные учителя любят пожаловаться друг другу на занятость и нехватку времени. А если и замечает, то подчас даже доволен – как герой старого еврейского анекдота, который не мог нарадоваться новой женой: старая всю ночь просила то форточку открыть, то “Корвалола” накапать, а молодая с вечера уходит – и он спит всю ночь… В результате даже в не в пример более благополучной Германии, как сообщает “Немецкая волна”, умеют и обращаются к Интернету 80% старшеклассников и 20% учителей.

( Сопоставление Интернета с любовником (любовницей) не такое уж и “притянутое за уши”. Вспомните, что делают школьники и студенты в Паутине, если над ними не стоит надзиратель или счетчик… Вспомнили? Правильно: “чатятся” с подружками в Австралии или Аргентине, лазят по секс- и просто порносайтам. Даже в Рамблер'овском рейтинге двадцати наиболее популярных образовательных серверов (на октябрь 2000 г.) только два нерефератных – INTELL (что объяснимо) и Sex.ru, что по-человечески понятно – и показательно. Многие вирусы передаются по WWW “половым путем”, как прикрепленные к фоткам с попками и проч. Вспомним и американский термин “Интернет-вдовы” – женщины, чьи мужья или бой-френды душой и мыслями в Паутине, а с тела даже для ночного горшка ничего не возьмешь…)

Надо сказать, что педагоги довольно быстро увидели опасность ухода самых пытливых, самых интересующихся и неравнодушных учеников. Тогда и возникли первые образовательные сайты, до сих пор мало посещаемые (и потому стыдливо не устанавливающие счетчик “заглядываний” или спорящие, что же считать за посещение – случайное открытие страницы или ее перелистывание). Надежда на то, что ученик сам придет к Магомету-создателю страницы трогательна – как попытка жены (по рекомендациям советских сексопатологов) сделать новую прическу, приготовить роскошный ужин и заново соблазнить поохладевшего муженька.


Не всегда последовательными бывают и педагоги – авторы Web-страниц: действительно интересные материалы жалко бесплатно отдавать в мир, а то, чего не жалко – так оно никому и не нужно, ибо сводится к общим местам, банальностям и трюизмам. Вопросы же авторства и оплаты в Интернете не решены и в обозримом будущем решены не будут – сошлемся на известную историю с публикациями в Паутине книг Стивена Кинга. Может, потому большинство известных автору образовательных страниц – сплошное

ё-моё 

Впрочем, как к этому относиться – тоже вопрос. Насильно мил не будешь – пожалуй, так передается по-русски мысль Клиффорда Килиана (статья “Клик-кланк” в журнале “Эйдос”) о тех, кто лучше переходит на обучение через компьютер, а кто – хуже: “…Отрезвляющим для меня было понимание, что мои самые лучшие самопродвигаемые (курсив мой – А.К) студенты могли бы благодарить себя, а не меня, за свои успехи. Мои методы обучения были действительно несущественными, пока я фактически не препятствовал их обучению. И когда эти студенты закончили бы учиться у меня, они бы проигнорировали сообщение о том, что обучение заканчивается. Они просто бы продолжили свое непрерывное обучение”. Получаются “ножницы”: те, кто хотят добывать знания, самопродвигаемые, делают это успешно и с компьютером, и без него, и фронтально, и наедине с учебником; те же, кто ценит в образовании сопутствующие удовольствия (общение со сверстниками, самоутверждение и т.п.) – таким мешают и учитель, и компьютер. Для последних Интернет никогда не перестанет быть Диснейлендом, красивой дорогой игрушкой с видимостью серьезности и взрослости и минимумом пользы.

Получается: “Уходя – уходи!”? Развод и никаких перспектив? Но продолжим аналогию: всегда ли вмешательство в семейную жизнь двоих третьего, постороннего лица (ну, или другой части тела) заканчивается разрывом отношений Мужа и Жены? Ведь далеко не всегда! Если отношения в семье строились на взаимном уважении и ценности уз, если привязанность и взаимная забота крепки, то “шквал” эмоций может не разрушить, а закалить отношения. (Заметили, как изменился стиль Автора? – это он подходит к родным педагогическим штампам и патетическим лозунгам следующих фраз.) Если отношения учителя и ученика строились на взаимном уважении к личности, а процесс обучения был взаимным, даря радость творчества и открытий обоим субъектам учебно-воспитательного процесса, не потерявшим (правда, вопреки разным внешним воздействиям, давлению разных социальных факторов) способность учиться и просто восхищаться перед Новым, Красивым, Интересным – для таких отношений Интернет не мифологический враг, а реальный помощник и союзник. (Фу-у-у-у-у…) Одним из таких плодотворных творческих решений указанного противоречия и является дистанционное образование.

И главным становится вопрос о том, как совместить использование достоинств с успешным преодолением недостатков электронного, экранного обучения. И те, и другие общеизвестны, поэтому (не претендуя на полноту), просто обозначим их “галочками”:

Достинства Недостатки
  • Оперативность контактов (по сравнению, скажем, с заочным образованием), возможность обратной связи, своевременного разрешения вопросов и получения помощи;
  • Огромные ресурсы, к которым может обращаться обучаемый (и преподаватель), в т.ч. иностранные;
  • Попутное овладение навыками работы с компьютером, электронной почтой, Интернетом;
  • Актуализация “правополушарного” типа мышления, иное, целостное восприятие и видение проблемы, вопроса и способа ответа на него; творческий рост;
  • Возможность нового уровня представления ответов, результатов работы в графическом, в т.ч. объемном, и видеорежимах.
  • Ориентация на обучение, не ограниченное заведомо рамками одного правильного ответа, а предполагающее множество правильных решений (т.е. опять-таки развитие креативных способностей обучаемого).
  • Отсутствие живого общения и замена его суррогатами (увы, даже чат-конференция уступает обычной по качеству и стилю обмена мыслями, продуктивности);
  • Неодинаковая доступность Интернет-образования для разных слоев населения (в отличие от всеобщего среднего), выпадение ряда талантливых, но не имеющих доступа учеников из образовательной среды и замена их на “кормильцев”;
  • Компьютерофобия и просто гигиенические ограничения на продолжительную работу с машиной, гиподинамия;
  • Недостаточная отработанность поисковых систем для учебной и научной деятельности в Интернете, трудности поиска действительно ценной информации.

(Супругам психологи тоже рекомендуют составлять списки качеств себя и друг друга, а потом сравнивать точки зрения…

Смотря что считать дистанцией…

Сразу оговорюсь: на взгляды, излагаемые в этом, ключевом, по моему мнению, разделе, повлиял опыт работы в провинциальном лицее, дающем все-таки приличное профильное образование, в первую очередь – опыт подготовки к Всеукраинским предметным олимпиадам и конкурсам научных работ Малой академии наук Украины.

Представляется, что существуют два варианта дистанционного образования: столичный и периферийный. Различаются они по подходам, возможностям, целям – наверное, и результатам, хотя судить об этом сложнее. Различаются столь разительно, что с точки зрения первого, возможно, второе – и не дистанционное образование вовсе. Смотря что считать дистанцией…

Столичный


речь идет не обязательно о Москве (Киеве, Минске), а вообще о крупном городе с мощной образовательной индустрией.


вариант характеризуют такие черты:

  • Профессионализм – сотрудники центров занимаются только дистанционным образованием, со всеми достоинствами и недостатками узкой специализации; зачастую - ВУЗовская база.

  • Техническое обеспечение – хорошие, новые машины с большой памятью и быстродействием, богатое программное обеспечение, хорошая связь и т.п.

  • Достаточно большое количество учеников – есть возможность выбора, комплектования групп занятий, основанная на достаточно высокой вероятности сочетания желания учиться и материальной возможности оплатить хорошее обучение.

  • Высокая стоимость образовательных услуг, покрывающая не только расходы на первые два пункта, но и на активную рекламу.

  • Отработанность, обкатанность методик, проверенных на многих поколениях учеников, системный подход.

  • Интернет выступает в первую очередь как средство связи между преподавателем и обучаемым, обеспечивая оперативность и двусторонность контактов.

Еще полгода назад у меня, классического “учителя-меловика”,


жаргонный оборот, называющий так учителя, способного при помощи только доски и мела объяснить самую сложную тему.


такой список достоинств вызвал бы немой восторг и трепет в животе. Сегодня же – с опытом – пришло новое видение возможностей Интернет-образования, постепенно складывающееся в устойчивую позицию.

Стоит ли перечислять черты провинциального Интернет-образования? Измените в предложенном выше списке полярность – и получите верный результат. Компьютерный класс с хилыми “четверками” (а в школах еще хуже), без выхода в Интернет; безобразная связь там, где в Сеть можно выйти; все попытки, чаще оборачивающиеся потугами, только в свободное от уроков время; и всё на ощупь, в слепую, переоткрывая для себя известное другим. Из этих недостатков и прорастают достоинства провинциального ДО!

На что всегда жалуется провинция? На недостаток умных, желающих учиться, а то и по-настоящему талантливых детей? Нет. Такие дети, в соответствии с законами генетики, рождаются и у родителей в глуши. Нет, жалуются провинциальные преподаватели на невозможность доступа к качественной информации, трудность контактов с “товарищами по оружию”, методический голод. Все эти проблемы решает Интернет (с очевидными техническими оговорками выше).

Как выглядит провинциальное Интернет-образование по мнению автора? Учитель, ставящий перед учеником определенные задачи (или помогающий решать поставленные другими), оказывается сидящим за одним столом с учеником, и вынужден, чтобы быть “в форме”, сам расти, развиваться и учиться. Снимается пресс авторитарного давления на ученика и вкушения сладости власти, о котором писал К. Килиан в уже упоминавшейся статье “Клик-кланк”. Интернет становится тем, чем он должен быть – средством, а не целью.

Рассуждения стоят гораздо меньше практики, поэтому проиллюстрирую их самым свежим примером из опыта работы. Одной ученице 11-го класса химико-биологического профиля пришли очередные задания Открытого лицея “Всероссийская заочная многопредметная школа” МГУ. Среди вопросов по цитологии был и такой (в упрощенном пересказе – и все равно пусть простят меня небиологи…):

Почему в молекулах гистонов (белков, на которые “намотана” ДНК в хромосомах) в период клеточного цикла, когда происходит удвоение молекул ДНК, остатки основных аминокислот (лизина, аргинина и гистидина) подвергаются химической модификации?

Ответ на этот вопрос можно было дать и теоретически: глобула гистонов, имеющая положительный заряд, образует комплекс с ДНК, которой, как и всякой кислоте, присущ отрицательный заряд, на основе электростатического взаимодействия. Когда должна происходить репликация (самоудвоение) ДНК, последняя должна быть отделена от гистонов, что и достигается за счет модификации основных аминокислотных радикалов, снимающей заряд. Но увлечение Интернетом, передавшееся от преподавателя к ученице, позволило ответить на этот вопрос так. В PDB (Банке белковых структур - http://www.rcsb.org/) была общими усилиями найдена и “скачана” молекула одного из гистонов. Потом с помощью программы Rasmol (и – отчасти - преподавателя информатики) в этой молекуле были выделены и крупно показаны остатки основных аминокислот, после долгих “вращаний” было найдено наиболее показательное положение молекулы (наглядно показывающее, что эти радикалы обращены наружу). Для сравнения был сделан вариант структуры гистона с выделенными гидрофобными радикалами, “спрятанными” внутри белковой молекулы. После этого осталось экспортировать рисунки в графический редактор, создать текстовый файл с пояснениями и рисунками, распечатать и отослать проверяющему. (Могу выслать и другим интересующимся.)

Подобного рода работы учат использовать Интернет не как библиотеку готовых рефератов и иллюстраций, которые можно копировать и выдавать за свои, а как средство расширения возможностей творческого поиска развивающейся личности.

Наверное, идеальным вариантом было бы сочетание провинциального ДО со столичным, профессионалы которого могли бы по достоинству оценить развивающие потенции периферийного крыла. В таком случае ответ на вопрос можно было бы высылать не в виде жесткой копии, припаянной принтером к листу бумаги, а в объемном виде, с указанием необходимых операций. Проверка такого ответа доставила бы удовольствие и столичным педагогам.

Кроме того, провинциальное ДО, которое “ближе к народу”, могло бы уберечь столичное от опасности соскальзывания с пути развития креативных качеств учащихся. Поэтому ответ на заданный коллегам в “Визитке” вопрос

  • “Можно ли считать Internet-уроком такой урок, в котором используется материал, найденный учителем в Internet'е предварительно, а на самом уроке нет прямого обращения к ресурсам Internet'а?”,

  • очевидный для столичного ДО (“Конечно, нет! Что за глупости!”) не так однозначен для провинциала. Чему мы хотим научить ученика – искать информацию или осмыслять ее, применяя для решения прикладных задач? Ведь принципы поиска нужного слова, текста одинаковы (ну, или, по крайней мере, сходны) в локальной сети кабинета информатики и Всемирной сети – а применить найденные сведения можно и без on-line'а.

    С Интернетом связан третий коренной сдвиг в изменении представлений человека о мире и расстояниях в нем. Первый был вызван Великими географическими открытиями, второй - выходом за пределы поверхности планеты, началом космической эры. WWW стирает преграды и расстояния, делая несущественными разделяющие людей за компьютерами дистанции. Поэтому её детище, дистанционное образование, как наиболее динамичная и гибкая из современных образовательных систем, должна быть последовательной в стирании сословных различий и преград. Вместе с тем ДО предстоит осмыслить накопленный в других системах опыт, не сбрасывая (по-Пролеткультовски) с парохода современности учителей-меловиков. “Не спешите нас хоронить” – из нас тоже могут получиться неплохие дистанционные учителя! Мы не только можем, мы хотим этого.