Крамской вышел из Артели и занялся созданием Товарищества передвижных художественных выставок... Творчество Крамского сыграло огромную роль в формировании традиций русского реализма... |
Крамской Иван НиколаевичКрамской Иван Николаевич - художник-портретист, мастер исторической и бытовой живописи, общественный деятель и художественный критик. Крамской родился в небольшом уездном городке Острогожске недалеко от Воронежа в семье мещанина. Рано оставшись без отца, мальчик был вынужден рассчитывать только на собственные силы. В 1850 году Иван Крамской окончил с отличием уездное училище. Затем он поступил учеником к одному воронежскому иконописцу. Однако самостоятельной работы ему не давали, поэтому мальчик вернулся в Острогожск. В 1853 году проезжий харьковский фотограф взял юношу в ученики, одновременно предложив работу ретушера. После трех лет службы у фотографа, Крамской оказался в Петербурге, где осенью 1857 года стал студентом Академии художеств. В учебном заведении Иван Николаевич быстро вышел в число передовых учеников. Его первая программная картина "Смертельно раненный Ленский" в 1860 году была удостоена малой серебряной медали. В 1862 году, будучи студентом, Крамской стал преподавателем рисовальной школы общества поощрения художеств (здесь познакомился с Ильей Репиным, на живопись которого оказал значительное влияние). Год спустя очередная программная картина "Моисей источает воду из камня" получила малую золотую медаль. Впереди оставался самый главный конкурс на Большую золотую медаль и возможность пенсионерской поездки за границу. Впрочем, затем произошло известное событие "бунт четырнадцати", после чего Крамской вместе с другими конкурентами покинул Академию. По выходу из Академии "бунтари" организовали Артель художников - первое русское самостоятельное художественное объединение. Иван Николаевич, обладавший редким организаторским даром, возглавил группу. Однако в 1869 году, ввиду возникших разногласий, Крамской вышел из Артели и занялся созданием Товарищества передвижных художественных выставок, идеологом и руководителем которого он являлся в течение многих лет. Преподавание в школе поощрения художеств, общественная работа занимали очень много времени, что накладывало определенный отпечаток на раннее творчество Крамского. В этот период художник пишет портреты, которые приносят ему известность и звание академика (1869). В 70-х годах живописец работает увлеченно и плодотворно. Творчество Крамского становится особенно вдохновенным, его мастерство достигает совершенства. Художник пишет портреты, среди которых выделяются изображения известных людей: Ф. А. Васильева (1871), И. И. Шишкина, Л. Н. Толстого (оба 1873), П. М. Третьякова, М. М. Антокольского, Д. В. Григоровича (все 1876), А. Д. Литовченко (1878), А. В. Прахова, М. Е. Салтыкова-Щедрина (оба 1879). Эти и другие произведения укрепили славу Ивана Николаевича как выдающегося русского портретиста. В творчестве Крамского художника-гражданина всегда мощно звучала тема простого народа: Портрет крестьянина (1868), Пасечник (1872), Мельник (1873), Полесовщик (1874), Созерцатель (1876), Крестьянин с уздечкой (1883), и др. Крестьянские портреты Крамского демонстрируют стремление живописца раскрыть народный характер, показать умственные и душевные качества русского мужика. Иван Николаевич был замечательным мастером исторической и жанровой живописи. Картины Крамского "Русалки" (1871), "Христос в пустыне" (1872), "Осмотр старого дома" (1873), "Деревенская кузница" (1874), "Лунная ночь" (1880), и др. занимают значительное место в творческом наследии мастера. Крамской остро воспринимал изменения в общественной жизни страны. Кризис демократического движения 80-х годов коснулся живописи художника. Портреты Крамского приобретают обличительные черты. Ярким примером подобных тенденций является портрет А. С.Суворина. В 1984 году художник пишет полную скорби, отнявшую у него много сил, картину "Неутешное горе", которая становится своего рода реквиемом - после этого произведения Иван Николаевич ничего значительного уже не создал. Смерть настигла Крамского за мольбертом 24 марта (5 апреля) 1887 года. Творчество Крамского Ивана Николаевича сыграло огромную роль в становлении традиций реализма в отечественной живописи. Его жизнь художника-гражданина является примером служения своему народу и русскому искусству. Детские образы в творчестве КрамскогоИзвестные портреты и картины Крамского |
Copyright ©2006-2013 Webmaster: webstarco@yandex.ru
Полное или частичное использование материалов сайта только с указанием активной ссылки детские образы в живописи |