Реализм

Реализм (от позднелатинского realis - вещественный, действительный) в искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества.

В своём исторически конкретном значении термин "реализм" обозначает направление литературы и искусства, возникшее в 18 в., достигшее всестороннего раскрытия и расцвета в критическом реализме 19 в. и продолжающее развиваться в борьбе и взаимодействии с другими направлениями в 20 в. (вплоть до современности).

Говоря о реализме середины XIX в., имеют в виду определенную художественную систему, нашедшую теоретическое обоснование как эстетически осознанный метод.

Во Франции реализм связывается прежде всего с именем Курбе. Обращение к современности во всех ее проявлениях с опорой, как провозглашал Эмиль Золя, на точную науку стало основным требованием этого художественного течения.

Реалисты заговорили четким, ясным языком, который пришел на смену 'музыкальному', но зыбкому и смутному языку романтизма. Революция 1848 г. развеяла все романтические иллюзии французской интеллигенции и в этом смысле явилась очень важным этапом в развитии не только Франции, но и всей Европы.

Обращение к повседневной жизни простых людей, пристальное внимание к индивидуальным характерам, сатирическое изображение общественных нравов в творчестве художников, были обусловлены идеями Просвещения.

Особое место в становлении метода занимает творчество Ф. Гойи, как прокладывающего новые пути беспощадному анализу социальных противоречий. Гойя становится одним из основоположников открыто обличительного искусства.

В России в 1-й половине 19 в. тенденции реализма присущи портретам Кипренского О. А. и Тропинина В. А., картинам на темы крестьянского быта Венецианова А. Г., пейзажам Щедрина С. Ф..

В русской живописи во 2-й половине 19 в. утверждение реализма неразрывно связано с демократическим подъёмом общественной мысли: пристальное изучение натуры, глубокое сочувствие к жизни и судьбе народа сочетаются здесь с обличением существующего государственного строя.

Блестящая плеяда мастеров-реалистов в последней трети 19 в. объединяется в группу передвижников: Перов В. Г., Крамской И. Н., Репин И. Е., Суриков В. И., Ге Н. Н., Шишкин И. И., Саврасов А. К., Маковский В. Е. и др., окончательно укрепивших позиции реализма в бытовом жанре, историческом жанре, портрете и пейзаже.

В начале 20 в. традиции реализма в России были особенно устойчивы ( Серов В. А., Коровин К. А., Иванова С. В., Голубкина А. С. и др.); после Октябрьской революции 1917 г. эти традиции стали одним из источников формирования искусства социалистического реализма.

Перов Василий Григорьевич, Тройка

Василий Перов, "Тройка". Ученики мастеровые везут воду. 1866

Константин Маковский, Дети в поле

Константин Маковский, Дети в поле. 1870-е

Корзухин Алексей Иванович, Девочка

Алексей Корзухин, Девочка. 1877

Гойя, Семья короля Карла IV

Франсиско Гойя, Семья короля Карла IV. 1800

Суриков, Меншиков в Березове

Василий Суриков, Меншиков в Березове. 1883

Поленов, Московский дворик

Василий Поленов, Московский дворик.
1877

О. Домье, Вагон 3-го класса

Оноре Домье, Вагон 3-го класса. Около 1862-64

Хогарт, Вскоре после свадьбы

Уильям Хогарт, Вскоре после свадьбы. Около 1743 года

Курбе, Веяльщицы

Гюстав Курбе, Веяльщицы. Около 1853

 карта сайта
Copyright ©2006-2012 Webmaster: webstarco@yandex.ru
Полное или частичное использование материалов сайта только с указанием активной ссылки детские образы в живописи
Hosted by uCoz