23:45 Проблема культуры человека | |
Один из крупных мыслителей ХХ века, Клод Леви-Стросс,говорил, что культура – это система табу и так было всегда. И вот в истории ещене было эпохи, когда объявлялись ненужными, изжившими себя все табу, кромеюридических ("Разрешено все, что не запрещено”), когда финансовые иидеологические элиты при помощи купленных ими средств культуры, информации ипропаганды стремились бы лишить вечности, упразднить разницу между черным ибелым, верхом и низом – без такой разницы жить, мол, легче и приятнее, и этоназывается прагматизмом. Я убежден, что здесь начало неслыханнойвсемирно-исторической катастрофы, куда страшнее налета "боинга” на Всемирныйторговый центр... Чтобы это предотвратить, надо для начала хотя бы отдать себеотчет в том, что происходит, разуть глаза и открыть заткнутые уши. Вспомним,что всегда, во все эпохи все религиозные, нравственные, идеологические ученияисходили из того, каким ДОЛЖЕН БЫ быть человек. Представления об этом моглибыть разные, но сам импульс был поступательный, творческий, он требовал отчеловека трудиться над собой, в чем-то преодолевать себя. Сейчас пестуетсядругой импульс – потребительский, удобственный, исключающий внутреннююпоступательность, вообще всякое самосозидание. Душа не обязана трудиться, лучшевоспроизводить себя такого, как я есть, а совершенствовать лишь условия иудобства моего существования. Ничего стыдного нет, запретного тоже, стыд изапрет – тоталитарные категории, а у нас свобода. Понятия чести и достоинства остались только в формулировке судебногоиска, в остальной жизни их, по-видимому, уже стесняются. Нравственные понятия"можно" и "нельзя" заменены физическими"возможно" и "невозможно". Что возможно, то и можно. Этоживотный принцип, и это антропологическое преступление. Ведь без различениямежду человеческим и, условно говоря, животным невозможно адекватное родовое самосознание человека. Без него онпогибнет, сойдет на нет. В каждом человеке две сущности, в каждом есть верх и естьниз, "природа" и дух, между ними идет постоянный диалог, нередко онперерастает в борьбу. Дело культуры – не пресмыкаться в нижних этажах натуры,не потакать нашим слабостям, низменным тяготениям и дурным привычкам, нопомогать тому, чтобы натура служила духу, а не наоборот. Цивилизация служит удобству, культура требует труда. ЛеонидХейфиц недавно сказал жестко и прекрасно: высокую культуру надо навязывать! Мне скажут: а как же свобода? А яотвечу: когда твой ребенок упрямо идет на красный свет - тащи его за шиворот, иникакой свободы! Свобода -положительная ценность только тогда, когда она всистеме других ценностей. А когда свобода подменяет собой все другие ценности,когда остается одна, она истребляет все вокруг - и себя тоже. Кактеррорист-камикадзе... Сочинение: Автор данного текста – выдающийся ученый-литературовед иавтор ряда телевизионных передач Непомнящий Валентин Семенович. В своей статьеон задается вопросом: что станет с человеком без нравственных понятий и чтотакое культура человека? Затронутая автором проблема чрезвычайно актуальна, посколькув наше время у людей пропал стимул совершенствоваться , «в чем-то преодолеватьсебя». Вместо этого человек совершенствует лишь условия и удобства своегосуществования. Автор убежден, чтобез нравственных понятий, понятий чести и достоинства человек просто погибнет,«сойдёт на нет». В заключение автор приходит к выводу, что без культурныхценностей и нравственных понятий можетпроизойти всемирно-историческая катастрофа, предотвратить которую можем толькомы. Трудно несогласиться с мнением авторитетногоученого в том, что человек погибнет как личность, если не будет двигатьсявперёд, совершенствоваться, если не будет внутри человека некого нравственногостержня. Справедливость данной мысли подтверждается рядом примеров излитературы. Например, Глеб Нержин, герой романа А. И. Солженицына "В кругепервом", даже находясь в тюрьме, оставался человеком высоких моральныхустоев. Когда ему предложили изобрести подслушивающее устройство для Сталина вобмен на свободу, он пожертвовал личным счастьем, но не пал нравственно. Однако многих людей устраивает"растительное" существование, как, например, героя романа И Гончарова"Обломов" Илью Обломова. Обленившись, перестав даже переодеваться издомашнего халата, ограниченный Обломов являет нам образец лености, праздности,отсутствия духовного и нравственного развития. | |
|