15:29
Почему роман Гончарова назван "Обыкновенная история"?
                 ПОЧЕМУ РОМАН И.А.ГОНЧАРОВА
               НАЗВАН " ОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ "

                       Несносно думать, что напрасно
                       Была нам молодость дана,
                       Что изменяли ей всечасно,
                       Что обманула нас она;
                       Что наши лучшие желанья,
                       Что наши свежие мечтанья
                       Истлели быстрой чередой,
                       Как листья осенью гнилой.
                                   А.С. Пушкин.

     Однажды, готовясь к зачету по литературе,  я  заинтересо-вался книгой  известного в середине 19 века писателя и литера-турного деятеля А.В.Дружинина  "Литературная  критика".  Средипрочих там была и статья об Иване Александровиче Гончарове.  Язнал этого писателя только по статье "Мильон терзаний", посвя-щенной комедии "Горе от ума". Дружинин, в частности, писал: "Вписателе, подарившем нашей словесности "Обыкновенную  историю"и "Обломова"  мы  всегда видели и видим теперь одного из силь-нейших... русских художников".

     Я обратился  к  нашей  учительнице  литературы АлександреДмитриевне с вопросом,  почему не  нашлось  места  в  школьнойпрограмме для  этого писателя.  Оказалось,  что раньше изучали"Обломова". Александра Дмитриевна,  к тому же,  полагала,  чтоотдали предпочтение другим, например, Н.Г.Чернышевскому, пото-му, что Гончаров не разделял взглядов  революционных  демокра-тов. Зная мой интерес к литературе,  она посоветовала мне про-честь "Обыкновенную историю"- книгу,  по ее словам,  необыкно-венно полезную для юноши. И вот теперь, когда Гончаров включенв экзаменационные билеты по литературе,  я очень благодарен ейза совет.

     Жизнь главного героя романа  Александра  Адуева  проходитпередо мной. "Ему было двадцать лет. Жизнь от пелен ему улыба-лась: мать лелеяла и баловала его, как балуют единственное ча-до; нянька  все пела ему над колыбелью,  что он будет ходить взолоте и не знать горя: профессоры твердили, что он пойдет да-леко... О горе,  слезах, бедствиях он знал только по слуху..."Жил он до поездки в Петербург в провинции,  где жизнь была спо-койна и патриархальна, воспитывался на романтической литерату-ре. С одной стороны, такое воспитание сделало из него горячегоромантика с  высокими чувствами,  который верит только в самыепылкие страсти и сильные порывы. С другой- не дало правильногопредставления о  трудностях  жизни,  о  том,  что человеческиепоступки чаще бывают низки,  чем высоки. По словам Белинского,такие люди "долго бывают помешены на трех заветных идеях: это -слава, дружба и любовь".

     Александр весело собирается в столицу и непреклонен передпросьбой матери остаться. Голова его полна прекрасных, светлыхпланов и мечтаний.  Трогательна сцена прощания юноши с Софьей,первой любовью.  Ему кажется,  что он никогда не сможет забытьсвое увлечение.  Прощаясь  с другом Поспеловым,  он восклицает:"О,есть дружба в мире! Навек, не правда ли?"

     Итак, горячий  юноша-  мечтатель в Петербурге.  Он едет кдяде Петру Ивановичу Адуеву, статскому советнику, умело делаю-щему карьеру.  Приезд племянника был для него неприятным сюрп-ризом: здесь ждало молодого человека первое разочарование. Дя-дя устраивает  родственника  на  службу.  И  второе огорчение:Александр мечтал о  высоких  свершениях.  О  таких  писал  Бе-линский: "Манит  их и гражданская слава,  но не иначе,  как натаком условии,  чтоб им прямо махнуть в министры и  сейчас  жепреобразовать государство..."  А  тут скромная должность пере-писчика бумаг, а всеми проектами Адуева обклеены стены.

     Юный провинциал считал,  что у него талант поэта и он мо-жет прославиться на этом поприще. Но дядя, прочитав его стихи,посоветовал поступить с ними так же,  как и с проектами.  И эторазочарование перенес Адуев. Так, желчная, язвительная критикаПетра Ивановича, его насмешки развевают иллюзии и мечты юноши.От неверных взглядов надо избавляться,  но Адуев  отказываетсяот своих горячих замыслов чрезвычайно легко,  без борьбы,  безжелания преодолеть рутину службы и достигнуть положения, кото-рое позволит  исполнить  полезный проект государству.  Или безстремления доказать,  что он истинный поэт.  Ведь  не  сломилаНекрасова неудача с первым стихотворным сборником! Значит, этобыли не настоящие,  а надуманные идеалы, просто забава молодо-го, богатого и односторонне образованного мальчика.  В чем-то,в своей горячности, Александр Адуев напоминает Александра Чац-кого. Но последний - боец, а первый- нет.

     Однако у юноши есть знание иностранного  языка.  И  опятьразочарование. Для  перевода  вместо  пьесы  дядя приносит емустатью о картофеле.

     Итак, мечты  о славе развеялись.  Но осталась любовь!  Онвлюбляется в Наденьку.  "Каким светлым умом блестят ее  сужде-ния! что  за  огонь  в  чувствах!  как  глубоко  понимает  онажизнь!...как прекрасна жизнь! как я счастлив!

     У него выступили слезы; он бросился и с размаху обнял дя-дю". Любовь поглощает все внимание: заброшены служба, журналь-ные труды.  "Его уже обошли местом: он едва приметил это". Ка-жется, что такие люди хотят все получить сразу,  только  самойвысшей пробы, но трудиться для своего счастья не желают.

     И вдруг- новая катастрофа.  Мечтам о женитьбе на Наденькене суждено сбыться.  Она предпочла графа Новинского.  Отчаяниюнет предела, невозможно понять такое предательство. К счастью,дядя убеждает его отказаться от мысли вызвать соперника на ду-эль,поясняя, чтобы впредь с любовью был  поосторожнее.  А  тутеще бывший  друг  Поспелов  не  проявил достаточной вниматель-ности. Но дядя не разделяет обиды  племянника.  "Вышел  совсемсух из  воды.  Постой же выведу тебя на свежую воду",- говоритон ему.

     И вот постепенно совершается,  к сожалению, та обыкновен-ная история,  когда под влиянием первых же трудностей, несоот-ветствия жизни  и  мечтаний  из  романтика  рождается трезвый,расчетливый и эгоистичный человек, который теперь больше веритв богатство, должность и умение вести себя в обществе, которыйстыдится бывших  своих  идеалов.  Первым   таким   шагом   дляАлександра было согласие поволочиться за Юлией Тафаевой.  Дядяхотел, чтобы он отбил от Тафаевой его компаньона Суркова,  по-тому что любовные увлечения последнего мешали делу. НеожиданноАлександр влюбляется вновь.  Однако на этот раз изменяет люби-мой сам.  То,  что  он оказался способен на низость,  поражаетего. Но история потому и называется обыкновенной,  что раз  отразу герой  совершает все более эгоистичные поступки и все ме-нее способен стыдиться их.  Он вновь встречает любовь прелест-ной девушки Лизы,  которую долгу мучит своей холодностью.  Какже меняется его отношение к любви.  "Она  любит  меня,-  думалАлександр, едучи домой.- Боже мой,  какая скука! как это неле-по..."

     Герой романа уезжает в деревню.  Но мечты о славе еще жи-вы. И после смерти матери он вновь в столице. Прошло нескольколет. История подходит к концу. "Как он переменился! Как попол-нел, оплешивел,  как стал румян! С каким достоинством он носитсвое выпуклое  брюшко и орден на шее!" Александр- действитель-ный статский советник,  собирается жениться на девушке из при-личной семьи и с хорошим приданым. О любви, конечно, нет и ре-чи. Племянник отлично усвоил уроки дяди.  Теперь, когда он за-нимает высокий чин, ни о каких полезных проектах и не мечтает,сердце свое ничем не беспокоит.

     История эта тем и обыкновенна,  что и во времена Гончаро-ва, и после,  и сегодня тысячи и тысячи восторженных, не знаю-щих жизни молодых людей мечтают о славе,  великих свершениях ивысокой любви, но, столкнувшись с прозой обыденности, с реаль-ностью, раньше или позже отказываются от своих высоких принци-пов, предпочитая обыкновенные материальные блага.  Не мне, ко-нечно, судить их. Белинский писал, что "развязка романа... не-естественна и ложна".  Я не согласен с критиком. Напротив, онаочень типична.  Каждый  человек волен строить свою жизнь,  каксчитает нужным.  Но если молодые люди  вовремя  прочтут  романГончарова, может быть,  они поймут,  что,  во-первых, не нужнонадеяться, что  славу,  должности  можно  завоевать  легко.  Аво-вторых, что жизнь гораздо сложнее и противоречивее, чем онипредставляют себе.  И тогда, возможно, им легче будет пережитьразочарования и они сумеют лучше бороться за свои идеалы.     
Просмотров: 208