05:26
КОНСТРУКЦИЯ ЛЕЗВИЯ И СПОСОБЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ САМУРАЙСКИХ МЕЧЕЙ

    Бытует мнение, что все без исключения самурайские мечи имеютчрезвычайно сложную конструкцию лезвия. Это далеко не всегда так.Не следует забывать, что кузнецы, изготовлявшие самурайские мечи,прежде чем достигли вершин мастерства, прошли долгий путь проб иошибок. Да и во времена своего расцвета из-за большой потребностив мечах некоторые из них делали дешевые мечи простой конструкции.
    Самурайские мечи по конструкции лезвия можно классифицироватьследующим образом.
    1) МАРУ - ГИТАЕ. Это самая простая конструкция, в которойиспользуется однородная по качеству сталь. Подобная конструкцияхарактерна для мечей массового изготовления. Ее частоиспользовали кузнецы периода Нового меча и кузнецы,изготавливавшие мечи из импортной стали. Мечи этой конструкцииимеют гладкую, мелкозернистую поверхность.
    2) ВАРИБА - ГИТАЕ. В лезвиях этой конструкции режущая кромкалезвия изготовлена из более твердой стали, нежели основная частьлезвия. Подобная конструкция более прочна, нежели конструкция,описанная выше.
    3) МАКУРИ - ГИТАЕ. В данной конструкции также используются дватипа стали - твердая и мягкая. Однако, помимо твердой режущейкромки, лезвие содержит сердцевину из твердой стали, которая«упакована» в оболочку из более мягкой стали.
    4) ХОН – САНМАЙ – АВАСЕ - ГИТАЕ. Этот тип характерен тем, чтотвердую режущую кромку и сравнительно мягкую сердцевину (но нетакую мягкую, как в описанных выше типах) по бокам прикрываютпластины стали, имеющей среднюю плотность.
    5) ШИХО-ЗУМЕ-ГИТАЕ. Данный тип почти полностью совпадает поконструкции с предыдущим. Разница состоит только в том, чтотыльная поверхность клинка (МУНЭ) также покрыта накладкой изстали средней плотности.
    Сложная конструкция самурайского меча позволяла получитьклинок, обладающий отличными режущими качествами, твердый и в тоже время не ломкий. Разумеется, существовали и другие конструкцииклинков, но они не получили сколько-нибудь массовогораспространения и потому здесь не приведены.
    Перед тем, как меч принимает свою окончательную форму, металлпоследовательно многократно нагревали, растягивали и остужали.Таким образом, к завершению обработки после полировки на лезвиипроявлялся своеобразный узор. Подобный узор неразрывно связан соструктурой металла и называется ХАДА. Со временем количествоповторных проковок увеличивалось. Нередко количество слоевдостигало тридцати трех тысяч. Существует классификация основных,наиболее часто встречающихся узоров. Правда, в данной работеприведена упрощенная классификация, так как некоторые мечиобнаруживают узор не одного типа, а двух и даже трех, но такихмечей не так уж много. К сожалению, следует отметить, чтонекоторые кузнецы, не желая себя утруждать сложным процессоммногократной проковки, но желая выдать свой товар закачественный, применяли искусственные (чаще всего химические)методы получения узора. В общем виде узоры можно разделить напять типов.
    1) Простой тип или отсутствие структуры (Мудзи). Подобный типвстречается чаще всего на мечах Мару - Гитае периода нового меча(1530-1868) и в мечах, изготовленных в период Новейшего Меча (с1868 года).
    2) Прямой узор (Масаме - Хада).
    3) Деревянный узор (Итаме - Хада).
    4) Завитковый узор (Мокуме - Хада).
    5) Изогнутый узор (Аясуге - Хада).
    Когда в технике владения мечом преобладание уколов сменилосьпреобладанием рубящих ударов, кузнецы были поставлены передзадачей изготовления таких мечей, лезвия которых имели бы форму,эффективную для рубящих ударов по всей длине лезвия. Путеммногочисленных проб и ошибок они обнаружили, что мечи сбритвенной остротой лезвия, изготовленного из твердой стали,часто ломались при ударах о доспехи противника. Мечи же.изготовленные из более мягкой стали, быстро тупились и гнулись.Еще одной немаловажной проблемой был вес меча. Хотяпрофессиональные солдаты - самураи отличались отличной физическойподготовкой, но для ведения длительного боя требовался достаточнолегкий меч. Тем же методом проб и ошибок было установлено, чтовес меча в 1000-1300 граммов является самым оптимальным.
    Начиная фактически с первых же дней периода Старого Меча,каждая школа кузнецов стала искать свой собственный способ итехнологию изготовления клинков. Эти сведения держались встрожайшем секрете и передавались из рук в руки, от мастера кученику или от отца к сыну. Для лучшего сохранениятехнологических секретов производства мастера почти никогда незаписывали их и передавали своим преемникам устно с нагляднойдемонстрацией процесса. Подобное положение вещей сильно тормозилопрогресс в искусстве изготовления мечей.
    Как уже говорилось выше, ранние мастера, изготавливавшие мечи,не оставили нам письменных источников. С течением времени они все- таки стали доверять свои секреты мастерства бумаге. Однако этизаписи, далекие от математической точности современных химическихформул, изобиловали сравнениями с окружающей природой. Например:«Нагревать сталь до тех пор, пока она не примет цвет луны,путешествующей по небу в июньский или июльский вечер» или «послеокончательного нагрева опустить меч в воду, которая имееттемпературу воды в феврале или августе месяце». Здесь следуетсделать небольшое отступление. Это не опечатка, древние мастерадействительно полагали (хотя абсолютно непонятно почему), чтовода в феврале и августе месяце имеет одинаковую температуру. Этосовершенно точно установленный факт, хотя сколько-нибудьразумного объяснения ему нет, даже с учетом того, что климат вЯпонии мягче, чем в Европе. Как бы то ни было, но факт остаетсяфактом. Более того, кузнецы при простановке даты изготовлениямеча часто проставляли только один из двух этих месяцев без даты,что, зачастую, абсолютно не соответствовало реальной датеизготовления клинка.
    Один из величайших мастеров изготовления мечей периода НовогоМеча Суишинши Масахиде (1750-1825) обучался этомумастерству умногих старых кузнецов. Во многом благодаря его усилиям мысегодня хоть что-то знаем о методах, использовавшихся древнимимастерами при изготовлении мечей.
    Первоначально все кузнецы тщательно очищали руду от песка. Стечением времени, примерно с 1450 года, фабрики, изготавливавшиеоружие, постепенно ослабили «контроль качества» очистки руды,что, в свою очередь, в худшую сторону отразилось на качествемечей. После 1600 некоторые кузнецы стали активно использовать всвоей работе привозную руду, импортируемую из-за границы. Однакобольшинство кузнецов предпочитало все-таки отечественную руду.Существует немало методов изготовления мечей. Так как даннаяработа не претендует на фундаментальное исследование пометаллургии, то здесь будут приведены только основные моменты втехнологии изготовления самурайского меча.
    Одним из простых методов является следующий. Несколько кусковметалла нагревают, затем растягивают и сгибают в длину. Подобнуюоперацию повторяют несколько раз, пока он не приобрететдостаточную плотность. Постепенно заготовка приобретаетзаконченные формы меча, но не ранее, чем весь процесс будетповторен от шести до пятнадцати раз, а иногда даже до тридцати.
    По-другому, более сложному методу, куски стали нагревали,проковывали в длину и складывали. Широкие полосы складывалисьпополам и проковывались в такие же широкие полосы еще раз.Процесс также повторялся неоднократно. При этом каждый раз передновым складыванием кузнец тщательно очищал заготовку от грязи иокалины, которые могли серьезно снизить качество будущего клинка.
    Описанные выше различные виды стали имели различную степеньтвердости, которая зависела от методов изготовления.
    Помимо соответствующих инструментов, для обработки металла, приизготовлении меча использовалась своеобразная паста,изготовленная из глины, абразивный порошок, смолотый из камня,древесный уголь и некоторые другие элементы. При сжигании углядостигалась температура, необходимая для разогрева металла,каменный порошок использовался для шлифовки, а глиняной пастойпокрывался клинок перед нагревом и опусканием в воду длязакаливания. Это являлось одной из самых сложных операций приизготовления клинка. Требовалось особое мастерство для нанесенияпасты, так как от толщины ее слоя зависела степень и скоростьостывания металла в воде, а значит, и степень закаливания, что, всвою очередь, влияло на качество меча.
    Необходимо сказать несколько слов об особом отношении кузнецовк своей работе и атмосфере, в которой они работали. Всредневековой Японии все люди, к какой бы профессии они непринадлежали, имели свое собственное божество покровителя, ккоторому они обращались за помощью и благословлением. Кузнецытоже не были исключением. Самурайский меч был, помимо всегопрочего, предметом синтоистского культа. Разумеется, все кузнецыбыли последователями этого религиозного учения. В каждой кузницебыл небольшой алтарь с изображением божества покровителя. Работанад каждым новым клинком начиналась с длительных молитвсинтоистским богам, покровительствующим кузнецам,жертвоприношений (в основном пища, чаще всего рисовые лепешки) иголодания, так как считалось, что «чистый» клинок можетизготовить только человек, очищенный и внешне, и внутренне.
    После того, как кузнец заканчивал работу и ставил свое клеймо,клинок попадал в руки полировщика. Используя абразивный порошокразличной зернистости, полировщик полировал меч в течение неделиили двух. Тем временем работали другие мастера, каждый из которыхспециализировался на различных частях меча: орнамент рукояти,затыльник рукояти, гарда и ножны - все эти вещи изготавливалисьразличными мастерами. Только после того, как все они заканчивалисвою работу и собирали воедино все составные части, меч был готовк использованию. Однако, начиная со Второй Мировой Войны,подобная специализация стала постепенно исчезать.

Просмотров: 251