21:30 Каратэ - в школе? | |
Элитный стиль каратэдо Дзёсинмон-Шоринрю ("Школа непоколебимого духа") берет начало в системе боевого искусства монастыря Шаолинь. Основателем Шоринрю является японский мастер боевых искусств Мацумура Сокон (Мунехиде), правительственный чиновник, живший в XIX в. и в течение нескольких лет по специальному заданию совершенствовавший свои знания в воинских искусствах в Китае в монастыре Шаолинь. После долгого обучения у мастеров Шаолиня Мацумура Сокон систематизировал свои знания, создав школу Шоринрю (японская транскрипция Шаолинь). Сам Мацумура был удостоен звания Верховного наставника воинских искусств острова Окинава. Он пропагандировал жесткое, силовое каратэдо в классической старошаолиньской манере, обращая особое внимание на быстроту, резкость, силу и четкое знание базовой техники. Современная интерпретация Дзёсинмон оформлена Со-Шиханом Хошу Икедой (Япония, 8-й дан, черный пояс). Хошу Икеда родился в 1942 г. Свои занятия каратэдо он начал в возрасте 12 лет. Многолетний труд и изучение громадного наследия школы Шоринрю позволили мастеру Икеде создать свою собственную интерпретацию под названием Дзёсинмон ("Школа непоколебимого духа"), которая была зарегистрирована во Всеяпонской федерации каратэдо в 1969 г. Его название как нельзя более точно отражает смысл традиционного боевого искусства, которое учит владеть не только телом и оружием, но и духом. Духом в первую очередь, ибо побеждает в конечном итоге не техника рук или ног, а совершенное владение самим собой. Побеждает тот, кто обладает "непоколебимым духом "(дзёсин), так как поколебать можно все что угодно, только не "пустоту отрешенности". Взгляды Верховного Учителя иллюстрирует следующее высказывание: "Вы не можете обучать каратэ как средству нанесения ущерба другому человеку, это нарушает гармонию Природы. Но вы можете учить каратэ как средству, позволяющему остановить того, кто хочет причинить вред вам или другим людям. Таким образом, вы восстанавливаете гармонию Природы". Значительный вклад в развитие и совершенствование стиля был внесен Шиханом Раулем Рисо (Куба, 6-й дан, черный пояс). Стиль Дзёсинмон весьма популярен на Кубе, где является одним из основных стилей каратэ ("каратэ – оружие революционеров", как неоднократно говорил Фидель Кастро). В СССР до 1991 г. стиль Дзёсинмон практиковали исключительно сотрудники КГБ и МВД под руководством Шихана Юрия Евгеньевича Маряшина (6-й дан, черный пояс) и Алексея Дмитриевича Александрова. В 1994 г. в Министерстве юстиции России была зарегистрирована международная общественная организация "Международный Союз Дзёсинмон-Шоринрю", президентом которой стал Юрий Евгеньевич Маряшин. Центральной идеей концепции этой организации стало формирование личности в ее физическом, интеллектуальном и нравственном аспектах. "Голая техника каратэ и грубая физическая сила, не оправленная этическими установками, приносит человеку лишь вред – и об этом следует помнить", – отмечал Ю.Е. Маряшин. В 1996 г. школа вошла во Всемирный союз организаций каратэдо (ВУКО). В настоящее время стиль Дзёсинмон имеет своих последователей более чем в 30 странах мира. В Москве сборная России тренируется под руководством Сэнсэев Вахтанга Юзовича Шарадзе (3-й дан, черный пояс) и Андрея Владимировича Маряшина (3-й дан, черный пояс). Стиль Дзёсинмон включает в себя технику и методику традиционного каратэ (общий и специальный разделы), технику и методику кобудо (техника с использованием оружия), основанная на искусстве применения традиционных окинавских видов оружия (бо, дзё, нунчаку и т.п.) и разновидность мануальной терапии (сэйтайдо). В школе Дзёсинмон-Шоринрю строго следуют клятве каратэка: "Я обязуюсь всегда и везде придерживаться духа справедливости и нигде не применять полученных мною знаний, за исключением случаев самозащиты, защиты моей семьи или близких друзей в минуты крайней опасности для их жизни, а также для поддержания закона и порядка". Поэтому с первого дня своего существования работа клуба была направлена не только на физическую, но и духовную и моральную подготовку школьников в области боевых искусств, конечной целью которой являлось совершенствование характера занимающихся. С этой целью каждому принимаемому после испытательного срока в состав клуба новичку вручалась памятка Дух Воина, в которой были описаны традиции школы, основные правила поведения и нравственный этикет занимающихся боевыми искусствами. Все занятия в клубе проводились и проводятся в строгом соответствии с программой для школ подготовки резерва мастеров региональных и национальных организаций Международного Союза Дзёсинмон-Шоринрю, утвержденной президентом Международного Союза Ю.Е. Маряшиным. При этом каждому занимающемуся выдаются "Квалификационные требования для сдачи экзаменов в школах подготовки резерва мастеров Дзёсинмон" и "Программа подготовки на год". Большинство новичков (более 90%) приходят в клуб для того, чтобы научиться постоять за себя. При этом многие из них считают, что, позанимавшись две-три недели и изучив пару-тройку приемов, они станут "крутыми" и будут способны доказывать свое превосходство на улице. К сожалению, такому превратному представлению способствует множество низкопробных фильмов о каратэ, заполонивших экраны кинотеатров и телевизоров, в которых герой от каратэ одним ударом руки или ноги разметает толпу врагов, пробивает головой или протыкает пальцами железобетонные стены, уворачивается от пуль и совершает многие другие "чудеса", возможные только в кино. Поэтому частенько приходится разочаровывать вновь прибывших новичков в "сверхъестественных" возможностях каратэ, настраивая их на каждодневную тяжелую работу, в которой, как и во всем, 1% зависит от таланта и 99% – от труда. Вместе с тем я всегда рассказываю новичкам притчу о молодом человеке, решившем посвятить всю свою жизнь изучению приемов и способов борьбы с драконом, терроризировавшим его деревню. Когда после многих лет труда и лишений он наконец овладел искусством борьбы с драконом и вернулся к людям в родную деревню, то выяснилось, что никакого дракона в деревне уже давным-давно нет, и все, чему он выучился, никому не нужно. Поэтому я всегда задаю новичкам один и тот же вопрос: "Действительно ли вам необходимо каратэ? Миллионы людей даже не знают о его существовании, и многие из них живут счастливой жизнью. Подумайте, что вы хотите получить от каратэ?". После этого я назначаю новичкам двухнедельный испытательный срок, во время которого они занимаются вместе со всей группой, после чего вновь обращаюсь к ним с этим же вопросом. Но мальчишеская психология есть мальчишеская психология, и подавляющее большинство из них заявляют, что каратэ им необходимо. Для них это модно, престижно, да и перед девочками можно похвастаться. Тем больше для них разочарований, когда изо дня в день идет кропотливая, в большинстве своем однообразная работа по отработке стоек, передвижений, ударов и блоков руками и ногами. В этом плане я всегда привожу в качестве примера слова гранд-мастера М. Ояма, заявившего, что только после 40 лет занятий каратэ он наконец понял, как правильно нужно наносить удар рукой, и привожу дневник его занятий по самосовершенствованию каратэ в течение 7 месяцев в уединении, в горах: подъем в 4 утра, после медитации в течение 2 часов бег по горам, затем после трапезы, совмещающей завтрак и обед, тренировка, включающая в себя тысячу отжиманий на пальцах и кулаках, сотню подниманий шестидесятикилограммовой штанги и подтягиваний на перекладине, упражнения на пресс, лазанье по канату, сотню повторений одного из выбранных ката, разработку приемов спарринга, упражнения с макиварой, разбивание камней. И так до 5 часов пополудни, после чего следовали ужин, медитация и отход ко сну. В добавление к сказанному и в назидание легкомысленным новичкам я замечаю, что многие подвижники и энтузиасты боевых искусств придерживались подобного распорядка дня не год и не два, а двадцать, тридцать лет или всю жизнь. Многих школьников приводят в клуб родители, которые в большинстве своем так же поверхностно судят о каратэ, как и их дети. Для них каратэ – это тоже нечто экзотическое, с налетом таинственности, познав которое, их ребенок сможет стать суперменом. Я, как могу, стараюсь развеять представление этих родителей о каратэ, как о чем-то сверхъестественном, и всегда приглашаю их в зал на тренировку, чтобы они воочию посмотрели на то, чем занимаются их дети. Я всегда приветствую тех родителей, которые интересуются успехами и достижениями своих детей, регулярно посещают тренировки и соревнования с их участием, но я категорически против того, чтобы родители насильно заставляли ребенка заниматься каратэ, если у него не лежит к этому душа. Я всегда говорю таким родителям, что на свете есть много других прекраснейших и достойных занятий, в которых их ребенок может проявить себя, ну а, насколько мне известно, в истории человечества только один человек достиг высот гениальности, занимаясь из-под палки, – это Паганини. | |
|