Венециановская школа

Алексей Гаврилович Венецианов вошел в историю русской живописи не только как замечательный художник, но и как педагог новатор, разработавший свою систему преподавания.

Первых учеников Венециановская школа приняла в период между 1823 и 1825 годами.

Педагогические методы Венецианова порождались его идеями показать естественную поэзию повседневности, которые опирались на правило - писать не a' la Рембрандт или a' la Рубенс, а a' la натура.

Важнейшее значение отводилось практическому владению перспективой, точности изображения предмета при этом "ничего не изображать иначе, как только в натуре, что является, и повиноваться ей одной, без примеси манеры, какого бы то ни было художника" ("Русская старина", 1878, октябрь - ноябрь). В отличие от академистов, подопечные Венецианова не занимались копированием чужих оригиналов. Реальные предметы являлись для них источниками постижения законов формы, перспективы, цвета.

Обучение проходило в несколько этапов: на начальной стадии ученики постигали натюрморт, затем переходили к изображению интерьеров, следующей ступенью являлась живая натура, и в заключении художественного образования осваивалась живопись на открытом воздухе.

Среди начинающих художников были дети обедневших дворян-разночинцев, небогатых мещан, крепостных крестьян. Многие из воспитанников являлись иждивенцами живописца. Для них наставник покупал холсты и краски, устраивал заказы. Некоторые талантливые ученики Венецианова благодаря его хлопотам продолжали обучение в Академии художеств.

За 20 лет существования Венециановской школы через нее прошло порядка 60-70 человек. Наиболее известными художниками из них стали: Н. С. Крылов, А. В. Тыранов, Е. Ф. Крендовский, Л. К. Плахов, Денисов А. Г., А. А. Алексеев, С. К. Зарянко, Г. В. Сорока.

К сожалению постоянного финансирования, со стороны государства или частных лиц Венецианову добиться не удалось. Некоторая поддержка Общества поощрения художников и личные доходы художника с трудом покрывали содержание школы. Алексею Гавриловичу даже пришлось закладывать имение Сафонково, чтобы свести концы с концами. Однако материальные затруднения привели к тому, что в начале 40-х годов учеников у мастера практически не осталось.

Картины художников Венециановской школы

Алексей Тыранов, Мастерская художников Чернецовых. 1828 г.

Александр Денисов, Матросы в сапожной мастерской

Александр Денисов, Матросы в сапожной мастерской. 1832 г.

Лавр Плахов, Кузница. 1845 г.

Григорий Сорока, Гумно

Григорий Сорока, Гумно. Около 1843 г.

Евграф Крендовский, Сборы на охоту

Евграф Крендовский, Сборы на охоту. 1836 г.

Капитон Зеленцов, Мастерская художника П. В. Басина. 1833 г.

Сергей Зарянко, Портрет княгини М. В. Воронцовой

Сергей Зарянко, Портрет княгини М. В. Воронцовой. 1851 г.

Сергей Зарянко, Портрет художника и скульптора Ф. П. Толстого

Сергей Зарянко, Портрет художника и скульптора Ф. П. Толстого. 1850 г.

Спящий мальчик (портрет Тыранова)

Никифор Крылов, Спящий мальчик (портрет Тыранова), 1824 г.

 карта сайта
Copyright ©2006-2013 Webmaster: webstarco@yandex.ru
Полное или частичное использование материалов сайта только с указанием активной ссылки детские образы в живописи
Hosted by uCoz