Икона

Икона(от греч. eikon — изображение, образ) в христианской религии (православии и католицизме) в широком смысле — изображение Иисуса Христа, богоматери и святых, которому церковь приписывает священный характер; является предметом культа; в узком значении — произведение станковой живописи, имеющее культовое назначение. В католицизме преобладают скульптурные изображения, в православии — живописные на дереве.

В первоначальном христианстве культа иконы не было, он зародился во 2 в. н. э. и расцвёл в 4 в., вопреки постановлению Эльвирского собора, запретившего иметь в храме изображения. (Источник: Большая Советская энциклопедия))

Адрей Рублев, Троица

Преподобный Андрей Рублев "Троица Ветхозаветная"

В качестве предка средневековой иконописи выступает античная живопись. Ее трансформация в иконопись началась во времена первых христиан. Христианство было запрещенной и преследуемой религией. Поэтому местом сбора верующих для совместной молитвы были уединенные места. Христиане Рима и Неаполя, Керчи и Сиракуз, Милоса и Александрии построили целые подземные лабиринты. Стены белили и покрывали живописью, в которой использовались сюжеты античности. Постепенно античные образы стали приобретать новый, символически-аллегорический смысл.

Иконописцы сознательно отходят от передачи человеческого образа в гармоническом единстве его морального и физического совершенства, все больше стараясь передать духовную сущность. Таким образом, христианский иконографический канон начал складываться самопроизвольно, и лишь много позднее был узаконен церковью и традицией.

В церквах иконы помещали на стенах, столбах и алтарной преграде. В 14-15 вв. низкая алтарная преграда превратилась в высокий иконостас (Греч. eikonostasis, от eikon - образ и stasis - место стояния). Иконостасы украшались резьбой, позолотой и т. п. На центральной оси иконостаса расположены "царские врата", которые ведут в алтарь. Иконы на иконостасе размещены по ярусам (чинам) в строгом иерархическом порядке.

Иконы являлись отдельными живописными композициями, выполнявшимися первоначально в технике энкаустики, мозаики, затем главным образом темперы, позднее (в основном с 18 в.) масляной живописи на деревянных досках, холсте, реже на металлических пластинах и др. Это сближает иконопись со станковой живописью; однако иконы нельзя считать вполне станковыми произведениями, так как они органически входили в единый идейно-художественный комплекс с архитектурой, декоративно-прикладным искусством и выполнялись обычно для определённого места, например в ансамбле Иконостаса.

Древнейшие сохранившиеся памятники иконописи происходят из Передней Азии и относятся к 6 в.

Икона получила особенно широкое развитие в Византии. Иконопись Византии оказала огромное влияние на искусство других стран — от Италии до Эфиопии. Крупнейшими центрами иконописи были Египет, Балканские страны, Грузия. На Руси искусство иконы достигло высочайшего расцвета в XII-XVI вв. и приобрело исключительную художественную яркость и своеобразие. Крупнейшими мастерами иконописи были Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий и др.

 карта сайта
Copyright ©2006-2009 Webmaster: webstarco@yandex.ru
Полное или частичное использование материалов сайта только с указанием активной ссылки детские образы в живописи
Hosted by uCoz