20:16 РАСТЕМ И РАЗВИВАЕМСЯ | |
Каждый ребенок хотя бы раз в жизни что-нибудь крадет. Возможно,существуют исключения, но я ни разу не слышал опровержения, высказывая этоутверждение в самых различных аудиториях старшеклассников, студентов, молодых ине слишком молодых родителей. Обычно события разворачиваютсяследующим образом. Ребенку очень нравится какая то вещь, и он не может поборотьсоблазн. Он берет эту вещь и уже в следующий момент испытывает целую гаммучувств. Радость обладания желанной вещью - только одно из них. Одновременноребенок испытывает страх быть застигнутым на месте преступления, стыд, боязнь разоблачения.Несколько позже ребенок обнаруживает, что он не может свободно пользоватьсяприсвоенной вещью, если не объяснит факт ее появления. Когда родителибдительны, это может быть совсем не просто и очень неприятно. Еще черезнекоторое время ребенок может стать свидетелем горя бывшего хозяина украденнойвещи. Горя, которое причинил лично он, в этом у ребенка нет сомнений. Онслышит, как единодушно осуждают вора окружающие люди, и его еще сильнее охватываютстыд и страх разоблачения. Этого бывает достаточно, чтобы ребенок большеникогда не захотел присвоить чужую вещь- даже если его не поймали. Если же воришку уличают и он проходит все стадииразоблачения и прилюдных извинений, это, как правило становится уроком на всюжизнь. Важно только правильно выбрать меру наказания. С одной стороны, неподорвать у ребенка веру в то, чтоон все-таки любим, что он может быть прощен и сможет вновь добиться уваженияокружающих и доверия друзей. С другой стороны, ребенок должен почувствовать,насколько его проступок серьезен. Некоторые дети воруют много раз. Среди них есть те, ктоне чувствует ни любви, ни даже симпатии со стороны окружающих людей и уже ненадеется их когда-либо ощутить. Они полагают, что в глазах людей им нечеготерять. В этом случае неразоблаченная кража - чистый выигрыш. Такие воруют обдуманно и осторожно, принимают меры, чтобы не быть застигнутыми на месте преступления, придумываютправдоподобные легенды, оправдывающие появление у них вещей. Из-за «пустяков»стараются не рисковать. Особенно обидно бывает встречатьсреди детей этой категории тех, кто на самом деле любим, но кого взрослые изтеоретических соображений решили воспитывать «в строгости - чтобы неизбаловать». В этом случае, необходимо повыситьсамооценку ребенка, дать ему понять, что есть люди, которые его любят, которымне безразлична его судьба и что все плохое еще может быть исправлено и забыто. Некоторые дети воруют, чтобы«отомстить» родителям, заставить их изменить отношение к себе. Это можетпроисходить в тех случаях, когда взрослые, демонстрируя на людях своиродительские чувства, на самом деле игнорируют ребенка, отдавая все свои силыи время карьере - «светской» жизни, другим детям в семье, экзотическомукрокодильчику в террариуме. Кражами ребенок сигнализирует окружающим: у нас всесовсем не так хорошо, как они говорят, они "все врут", помогите мне.Одновременно это сигнал и для родителей: если вы не измените свое поведение,я не позволю вам притворяться перед окружающими, что вы хорошие родители. Чтобы прекратить кражи в этомслучае, необходимо наладить отношения ребенка с родителями. Кража может быть способом местине только родителям, но и другим людям. Например, ребенок может украсть вещь,которую он просил на время, но получил отказ: "Я у тебя просил, и ты недал. Так вот тебе!". Такая месть может закрепиться и стать патологическойпривычкой. Чаще это происходит с детьми, которые не выражают открыто своиобиды, негодование, оскорбленное самолюбие. Отрицательные эмоции требуют выходаи находят его в кражах и других подобных поступках (например, порче вещейобидчика). Если научить ребенка открыто выражать свои чувства приемлемымиспособами, потребность красть вещи постепенно уменьшится и исчезнет. Подросток может красть потребованию своей группы. В этом случае прекратить кражи можно только оторвавребенка от асоциальной компании. В психиатрии описаны случаи,когда люди крадут для того, чтобы испытать сильные чувства, даже несмотря нато, что эти чувства - тревога и страх. Если вдуматься, это не так уж иудивительно. Ведь известно, что по меньшей мере, некоторым из тех, кто воевал,трудно приспособиться к мирной жизни именно потому,что она лишена такого острого ощущения опасности и необходимости борьбыза жизнь. Кража может быть интереснымприключением для скучающего, ничем не занятого ребенка, и свидетельствовать,что в обычной жизни он не находит применения своим силам (о таких случаяхпринято говорить "с жиру бесится»). «Лечение» в таком случае сводится ктому, чтобы освободить ребенка отизлишней опеки, дать ему возможность вкладывать собственные силы в борьбу засвою жизнь и благополучие. Но ощущение своего "омертвения",постоянная необходимость испытывать острые эмоции, чтобы доказать себе, что тыеще жив, может свидетельствовать и о начале психического заболевания, так чтотребуется обращение к психиатру. Некоторые дети могут простозабывать - вернуть вещь хозяину или заплатить за нее, поскольку ссылки назабывчивость являются обычным детским оправданием, взрослые не склонны имдоверять. Однако если на забывчивость ссылается не умница и лукавый хитрец, авсегда простодушный и откровенный ребенок, который к тому же действительноиногда отличается рассеянностью, стоит повременить с обвинениями и задуматьсяо том, не нуждается ли ребенок в помощи врача. Часто украденными вещами совсемили почти совсем не пользуются. Их могут прятать, могут выбрасывать,могут, набравшись смелости, пытаться вернуть хозяину. Мама ребенка, о которомшла речь выше, однажды нашла за его кроватью колоду карт, которые он украл усвоего дяди, живущего в той же квартире. При этом у мальчика были свои карты,играть ему не запрещали, и дядиной колодой он так и не воспользовался. Воровство не планируется и частосовершается «глупо» - почти на виду или в тех случаях, когда вора легковычислить. Например, ребенок просит разрешения вернуться в группу во времяпрогулки, чтобы сходить в туалет, и в это время крадет. Естественно, воралегко определяют. Примечательно то, что подобные глупости могут делать вполнеинтеллектуально развитые дети в возрасте старше пяти лет. То есть тогда,когда они вполне могли бы отдавать себе отчет, что будут уличены. Будучи пойманы, дети переживаютслучившееся. Они действительно выглядят очень расстроенными, переживают свойпозор и преисполнены отчаяния от того, что их родители и друзья могутотвернуться от них. В своем горе они ничем не отличаются от детей, которыекрадут единственный раз в жизни, поэтому окружающие обычно прощают их ивпоследствии бывают совершенно вне себя оттого, что ребенок совершаетследующую кражу буквально через пять минут. Мальчик, укравший пенал у одноклассника,был уличен мамой и получил за это. Мама была в отчаянии от этой кражи,поскольку знала, что это не первый и не последний такой случай, и чувствоваласебя совершенно беспомощной. Если эта кража раскроется, сын станет изгоем вклассе - ни дети, ни их родители не простят ему воровство. Ей было невыносимостыдно за сына, и она чувствовала себя плохой матерью. Все эти чувства онапопыталась передать своему ребенку. Она говорила сыну про то, как ужасночувствует себя мальчик, у которого пропал пенал, как ругают его родители. Онаговорила о том, что может случиться, если родители мальчика устроят настоящийрозыск». Как сына уличат в воровстве перед всем классом и как ребята перестанутдружить с ним, не будут приглашать его к себе домой, будут показывать на негопальцем общим знакомым и предупреждать их: «Ты с ним не дружи, он вор. Онаобъявила ему, что завтра же он должен отдать пенал тому, у кого он его взял, иизвиниться, иначе она сама вынуждена будет сделать это перед всем классом.Мальчик как будто вполне прочувствовал сказанное. Он сильно плакал, говорил,что не сможет пойти завтра в школу, поскольку ему очень стыдно. Но он поклялся,что все-таки пойдет и отдаст украденную вещь. Он плохо спал ночью: вертелся ивскрикивал... Через день он украл у своегодвоюродного брата сломанный перочинный нож. Описывая свои чувства в моментсовершения кражи, дети говорят, что не могли не украсть, их как будто что-топотянуло». Подобные кражи ставят родителейв тупик и приводят их в отчаяние, поскольку обычные воспитательные мерыоказываются в этих случаях малоэффективными. Именно такое воровство называютклептоманией. Клептомания - психиатрическийтермин, Одно время о клептомании говорили и писали очень много. Сейчас этослово чаще употребляется в обиходе, чем в медицине. Возможно, потому, чтопсихиатры так и не смогли договориться о природе этого нарушения. Прежде всего, необходимопроанализировать все известные случаи воровства, которое совершал ребенок. Можно ли найти кражам какое-торазумное обоснование, хотя бы некоторые признаки целесообразности? Например,стремление наказать обидчика, привлечь к себе внимание родителей, заставитьродителей объединиться для решения проблемы ребенка и, тем самым, отвлечь ихот мыслей о разводе- Все факторы, которые могутпровоцировать ребенка на воровство, должны быть устранены как можно быстрее- Обратите внимание на все обстоятельствакраж; возможно, удастся выявить какие-то закономерности. Как распределяютсякражи во времени, всегда ли интервалы между ними приблизительно равны, или ониосуществляются как бы «запоями"? Не совпадают ли кражи с какими-тособытиями в жизни ребенка, например периодами обострения отношений в семье,конфликтами в школе, ссорами с друзьями? Не совпадают ли периоды, когдаребенок совершает кражи, с периодами пониженного настроения, плохого сна? Нежалуется ли ребенок в это время на головные боли чаще, чем обычно? Не крадет лиребенок чаще к концу учебной четверти или после болезней? Факторы, перечисленные выше,могут провоцировать самые разные нарушения поведения у детей с ослабленнойнервной системой или остаточными явлениями травм головного мозга. Возможно,наладив режим, проведя общеукрепляющие мероприятия, вам удастся прекратитькражи. Совпадают ли проявления воровствас теми, которые описаны нами выше как типичные для клептомании? Если совпадают, если прекратитькражи с помощью обычных воспитательных мероприятий и всех вспомогательных мер,описанных выше, не удается, есть смысл обратиться за помощью к врачу. Какие выводы можно сделать извышесказанного? Родителям необходимо внимательноотноситься к появлению у детей вещей неизвестного происхождения. Предметы,которые ребенок «находит», лучше не оставлять в его собственности. Взависимости от места, где они найдены, их надо отдать вахтеру, учителю,сторожу. Тем не менее, нельзя обвинять ребенка в краже без серьезных на тооснований. Примите версию находки. Если ребенок уличен в краже, ондолжен быть наказан. Наказание должно быть достаточно серьезным, чтобы ребенокраз и навсегда уяснил себе недопустимость серьезных поступков, однако недолжно ломать ребенка. После того как ребенок понес наказание, инцидентследует считать исчерпанным. Если ребенок крадет повторно,нужно очень внимательно проанализировать ситуацию, чтобы верно определитьпричины, побудившие ребенка красть. Чтобы кражи прекратились, необходимо непросто наказать ребенка, но и устранить причины. Если же никакого разумногообъяснения краж найти не удается и все испробованные меры не дают результатов,обратитесь за помощью к специалистам, не дожидаясь, пока ситуация станетсовершенно нетерпимой. Нарушения поведения, которые стали хроническими,исправлять значительно трудней. Сначала можно посоветоваться с психологом. Принеобходимости он порекомендует обратиться к психоневрологу или психиатру. | |
|