20:16
РАСТЕМ И РАЗВИВАЕМСЯ

Каждый ребенок хотя бы раз  в жизни что-нибудь крадет. Возможно,существуют исключения, но я ни разу не слышал опровержения, высказывая этоутверждение в самых различных аудиториях старшеклассников, студентов, молодых ине слишком молодых родителей.

Обычно события разворачиваютсяследующим образом. Ребенку очень нравится какая то вещь, и он не может поборотьсоблазн. Он берет эту вещь и уже в следующий момент испытывает целую гаммучувств. Радость обладания желанной вещью - только одно из них. Одновременноребенок испытывает страх быть застигнутым на месте преступления, стыд, боязнь разоблачения.Несколь­ко позже ребенок обнаруживает, что он не может свободно пользоватьсяприсвоенной вещью, если не объяснит факт ее появления. Когда родителибдительны, это может быть совсем не просто и очень неприятно. Еще черезнекоторое время ребенок может стать свидетелем горя бывшего хозяина украденнойвещи. Горя, которое причинил лично он, в этом у ребенка нет сомнений. Онслышит, как единодушно осуждают вора окружающие люди, и его еще сильнее охва­тываютстыд и страх разоблачения. Этого бывает достаточно, чтобы ре­бенок большеникогда не захотел присвоить чужую вещь- даже если его не поймали. Если же воришку улича­ют и он проходит все стадииразоблачения и прилюдных извинений, это, как правило становится уроком на всюжизнь. Важно только правиль­но выбрать меру наказания. С одной стороны, неподорвать у ребенка веру в то, чтоон все-таки любим, что он может быть прощен и сможет вновь добиться уваженияокружающих и доверия друзей. С другой стороны, ре­бенок должен почувствовать,на­сколько его проступок серьезен.

Некоторые дети воруют много раз. Среди них есть те, ктоне чувству­ет ни любви, ни даже симпатии со стороны окружающих людей и уже ненадеется их когда-либо ощутить. Они полагают, что в глазах людей им нечеготерять. В этом случае неразо­блаченная кража -  чистый выигрыш. Такие воруют обдуманно и осторожно,   принимают меры, чтобы не быть застигну­тыми на месте преступления, при­думываютправдоподобные легенды, оправдывающие появление у них ве­щей. Из-за «пустяков»стараются не рисковать.

Особенно обидно бывает встре­чатьсреди детей этой категории тех, кто на самом деле любим, но кого взрослые изтеоретических сообра­жений решили воспитывать «в стро­гости - чтобы неизбаловать».

В этом случае, необходимо по­выситьсамооценку ребенка, дать ему понять, что есть люди, которые его любят, которымне безразлична его судьба и что все плохое еще может быть исправлено и забыто.

Некоторые дети воруют, что­бы«отомстить» родителям, заста­вить их изменить отношение к себе. Это можетпроисходить в тех случаях, когда взрослые, демонстрируя на людях своиродительские чувства, на самом деле игнорируют ре­бенка, отдавая все свои силыи время карьере - «светской» жизни, другим детям в семье, экзотическомукрокодильчику в террариуме. Кражами ребенок сигнализирует окружающим: у нас всесовсем не так хорошо, как они говорят, они "все врут", помогите мне.Одновременно это сигнал и для роди­телей: если вы не измените свое по­ведение,я не позволю вам притворять­ся перед окружающими, что вы хоро­шие родители.

Чтобы прекратить кражи в этомслучае, необходимо наладить отно­шения ребенка с родителями.

Кража может быть способом местине только родителям, но и дру­гим людям. Например, ребенок может украсть вещь,которую он просил на время, но получил отказ: "Я у тебя просил, и ты недал. Так вот тебе!". Та­кая месть может закрепиться и стать патологическойпривычкой. Чаще это происходит с детьми, которые не выражают открыто своиобиды, него­дование, оскорбленное самолюбие. Отрицательные эмоции требуют вы­ходаи находят его в кражах и других подобных поступках (например, пор­че вещейобидчика). Если научить ре­бенка открыто выражать свои чувст­ва приемлемымиспособами, потреб­ность красть вещи постепенно умень­шится и исчезнет.

Подросток может красть потребованию своей группы. В этом случае прекратить кражи можно только оторвавребенка от асоциаль­ной компании.

В психиатрии описаны слу­чаи,когда люди крадут для того, чтобы испытать сильные чувст­ва, даже несмотря нато, что эти чув­ства - тревога и страх. Если вдумать­ся, это не так уж иудивительно. Ведь известно, что по меньшей мере, неко­торым из тех, кто воевал,трудно при­способиться к мирной жизни имен­но потому,что она лишена такого ос­трого ощущения опасности и необ­ходимости борьбыза жизнь.

Кража может быть интереснымприключением для скучающего, ни­чем не занятого ребенка, и свидетель­ствовать,что в обычной жизни он не находит применения своим силам (о таких случаяхпринято говорить "с жиру бесится»). «Лечение» в таком случае сводится ктому, чтобы освобо­дить ребенка отизлишней опеки, дать ему возможность вкладывать собст­венные силы в борьбу засвою жизнь и благополучие.

Но ощущение своего "омертве­ния",постоянная необходимость ис­пытывать острые эмоции, чтобы доказать себе, что тыеще жив, может свидетельствовать и о начале психи­ческого заболевания, так чтотребует­ся обращение к психиатру.

Некоторые дети могут про­стозабывать - вернуть вещь хозяину или заплатить за нее, поскольку ссылки назабывчивость яв­ляются обычным детским оправдани­ем, взрослые не склонны имдоверять. Однако если на забывчивость ссыла­ется не умница и лукавый хитрец, авсегда простодушный и откровенный ребенок, который к тому же действи­тельноиногда отличается рассеянно­стью, стоит повременить с обвинени­ями и задуматьсяо том, не нуждается ли ребенок в помощи врача.

 Некоторые дети воруют совершенно особым, «нелепым» образом.Они берут вещи вовсе им не нуж­ные, иногда сущую ерунду, которую гораздо прощепопросить или кото­рая у них уже есть. Например: школьник  перио­дически приносил домой чужие ша­риковыеручки (часто самые дешевые), ластики, хотя и у того и другого у него было болеечем достаточно, а однажды украл женскую косметичку. Другой мальчик восьми летотличился тем, что к тому килограм­мумандаринов, который для него по­купала мама, украл еще один.

Часто украденными вещами совсемили почти совсем не поль­зуются. Их могут прятать, могут вы­брасывать,могут, набравшись смело­сти, пытаться вернуть хозяину. Мама ребенка, о которомшла речь выше, однажды нашла за его крова­тью колоду карт, которые он украл усвоего дяди, живущего в той же квар­тире. При этом у мальчика были свои карты,играть ему не запрещали, и дя­диной колодой он так и не восполь­зовался.

Воровство не планируется и частосовершается «глупо» - почти на виду или в тех случаях, когда вора легковычислить. Например, ребенок просит разрешения вернуться в груп­пу во времяпрогулки, чтобы сходить в туалет, и в это время крадет. Естест­венно, воралегко определяют. При­мечательно то, что подобные глупос­ти могут делать вполнеинтеллекту­ально развитые дети в возрасте стар­ше пяти лет. То есть тогда,когда они вполне могли бы отдавать себе отчет, что будут уличены.

Будучи пойманы, дети пере­живаютслучившееся. Они дейст­вительно выглядят очень расстроен­ными, переживают свойпозор и пре­исполнены отчаяния от того, что их родители и друзья могутотвернуться от них. В своем горе они ничем не отличаются от детей, которыекрадут единственный раз в жизни, поэтому окружающие обычно прощают их ивпоследствии бывают совершенно вне себя оттого, что ребенок совер­шаетследующую кражу буквально че­рез пять минут.

Мальчик, укравший пенал у од­ноклассника,был уличен мамой и получил за это. Мама была в отчаянии от этой кражи,поскольку знала, что это не первый и не послед­ний такой случай, и чувствоваласебя совершенно беспомощной. Если эта кража раскроется, сын станет изгоем вклассе - ни дети, ни их родители не простят ему воровство. Ей было невы­носимостыдно за сына, и она чувст­вовала себя плохой матерью. Все эти чувства онапопыталась передать сво­ему ребенку. Она говорила сыну про то, как ужасночувствует себя мальчик, у которого пропал пенал, как ругают его родители. Онаговорила о том, что может случиться, если родители мальчика устроят настоящийро­зыск». Как сына уличат в воровстве пе­ред всем классом и как ребята пере­станутдружить с ним, не будут при­глашать его к себе домой, будут пока­зывать на негопальцем общим знако­мым и предупреждать их: «Ты с ним не дружи, он вор. Онаобъявила ему, что завтра же он должен отдать пенал тому, у кого он его взял, иизвиниться, иначе она сама вынуждена будет сде­лать это перед всем классом.Мальчик как будто вполне прочувствовал ска­занное. Он сильно плакал, говорил,что не сможет пойти завтра в школу, поскольку ему очень стыдно. Но он поклялся,что все-таки пойдет и от­даст украденную вещь. Он плохо спал ночью: вертелся ивскрикивал...

Через день он украл у своегодвоюродного брата сломанный перо­чинный нож.

Описывая свои чувства в моментсовершения кражи, дети говорят, что не могли не украсть, их как будто что-топотянуло».

Подобные кражи ставят родите­лейв тупик и приводят их в отчаяние, поскольку обычные воспитательные мерыоказываются в этих случаях ма­лоэффективными. Именно такое во­ровство называютклептоманией.

Клептомания - психиатричес­кийтермин, Одно время о клептома­нии говорили и писали очень много. Сейчас этослово чаще употребляет­ся в обиходе, чем в медицине. Воз­можно, потому, чтопсихиатры так и не смогли договориться о природе этого нарушения.

Прежде всего, необходимопро­анализировать все известные случаи воровства, которое совершал ребе­нок.

Можно ли найти кражам ка­кое-торазумное обоснование, хотя бы некоторые признаки целесооб­разности? Например,стремление на­казать обидчика, привлечь к себе вни­мание родителей, заставитьродите­лей объединиться для решения про­блемы ребенка и, тем самым, отвлечь ихот мыслей о разводе-

Все факторы, которые могутпровоцировать ребенка на воровст­во, должны быть устранены как мож­но быстрее-

Обратите внимание на все обстоятельствакраж; возможно, удастся выявить какие-то закономер­ности. Как распределяютсякражи во времени, всегда ли интервалы между ними приблизительно равны, или ониосуществляются как бы «запоя­ми"? Не совпадают ли кражи с каки­ми-тособытиями в жизни ребенка, например периодами обострения от­ношений в семье,конфликтами в школе, ссорами с друзьями? Не совпа­дают ли периоды, когдаребенок со­вершает кражи, с периодами пони­женного настроения, плохого сна? Нежалуется ли ребенок в это время на головные боли чаще, чем обычно? Не крадет лиребенок чаще к концу учеб­ной четверти или после болезней?

Факторы, перечисленные выше,могут провоцировать самые разные нарушения поведения у детей с ос­лабленнойнервной системой или ос­таточными явлениями травм голо­вного мозга. Возможно,наладив ре­жим, проведя общеукрепляющие ме­роприятия, вам удастся прекратитькражи.

Совпадают ли проявления во­ровствас теми, которые описаны нами выше как типичные для клепто­мании?

Если совпадают, если прекра­титькражи с помощью обычных воспитательных мероприятий и всех вспомогательных мер,описанных выше, не удается, есть смысл обра­титься за помощью к врачу.

Какие выводы можно сделать извышесказанного?

Родителям необходимо внима­тельноотноситься к появлению у де­тей вещей неизвестного происхожде­ния. Предметы,которые ребенок «на­ходит», лучше не оставлять в его соб­ственности. Взависимости от места, где они найдены, их надо отдать вах­теру, учителю,сторожу. Тем не менее, нельзя обвинять ребенка в краже без серьезных на тооснований. Прими­те версию находки.

Если ребенок уличен в краже, ондолжен быть наказан. Наказание должно быть достаточно серьезным, чтобы ребенокраз и навсегда уяснил себе недопустимость серьезных по­ступков, однако недолжно ломать ребенка. После того как ребенок по­нес наказание, инцидентследует счи­тать исчерпанным.

Если ребенок крадет повторно,нужно очень внимательно проанали­зировать ситуацию, чтобы верно оп­ределитьпричины, побудившие ре­бенка красть. Чтобы кражи прекрати­лись, необходимо непросто наказать ребенка, но и устранить причины.

Если же никакого разумногообъяснения краж найти не удается и все испробованные меры не дают ре­зультатов,обратитесь за помощью к специалистам, не дожидаясь, пока ситуация станетсовершенно нетерпимой. Нарушения поведения, которые стали хроническими,исправлять значительно трудней. Сначала можно посоветоваться с психологом. Принеобходимости он порекомендует обратиться к психоневрологу или психиатру.

Просмотров: 249