Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки


Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт

Иерей

Олег Давыденков

КАТИХИЗИС

Курс лекций

Москва
2000




По определению "Пространного Катихизиса", Священным Писанием называются

"книги, написанные Духом Божиим через освященных от Бога людей, называемых

Пророками и Апостолами. Обыкновенно сии книги называются Библиею"14.

Откуда произошло это название? Примерно в 20 км севернее г. Бейрута на

средиземноморском побережье находится небольшой ныне арабский, в прошлом

финикийский, город Жибел. В Священном Писании он упоминается под названием Гевал

(Иез. 27, 9). Греки называли этот портовый город "Библос". Поскольку через этот

порт в Грецию доставлялся писчий материал, само слово "библос (bivblo")" стало у

греков означать книгу. "Библия (bibliva)" - это множественное число от bivblo".

Таким образом, буквальное значение слова "Библия" - книги15. Слово bivblo" в

греческом языке среднего рода. Со временем слово bibliva (мн. ч., ср. р.)

"превратилось в слово единственного числа женского рода, стало писаться с

большой буквы и применяться исключительно к Священному Писанию, сделавшись его

своего рода собственным именем: Библия. В этом качестве оно перешло во все языки

мира. Оно хочет показать, что Священное Писание есть книга по преимуществу, то

есть превосходит по своему значению все прочие книги благодаря своему

Божественному происхождению и содержанию, Вместе с тем, оно подчеркивает и ее

существеннейшее единство: несмотря на то, что в ее состав входят многочисленные

книги самого различного характера и содержания <…> она, тем не менее, является

единым целым благодаря тому, что все разнородные элементы, вошедшие в ее состав,

содержат раскрытие одной и той же основной истины: истины о Боге, открывающемся

в мире <…> и строящим наше спасение"16.



2.2. Богодухновенность Священного Писания



Отличительным видовым признаком книг Священного Писания является их

богодухновенность (2 Тим. 3, 16), то есть единственным подлинным автором этих

книг является Сам Бог.

Необходимо сказать несколько слов о неправильном понимании богодухновенности.

Иногда богодухновенность понимается чисто отрицательно. Дело написания священных

книг всецело усвояется человеку, а действие Духа Святого ограничивается лишь

тем, что Он гарантированно предохраняет автора от возможных еретических

заблуждений. Фактически такое понимание ведет к отрицанию богодухновенности как

таковой, ибо со стороны своего содержания священные книги оказываются

произведениями чисто человеческими, а деятельность Святого Духа сводится к

своего рода духовной цензуре, которая "не пропускает" никаких ложных мнений.

Противоположная крайность выражается в отрицании за человеком вообще всякой

свободы, и авторы священных книг рассматриваются как некие автоматы, механически

выполняющие волю всецело владеющего ими Божества. Конечно, Бог вдохновляет

авторов священных книг, влагает в их сознание определенное догматическое и

нравственное содержание, но личная самостоятельность человека при этом не

устраняется. Создание священных книг - творческий процесс, требующий от человека

напряженного интеллектуального труда. Чтобы убедиться в этом, достаточно

обратиться к первым стихам Евангелия от Луки (Лк. 1, 1-3). Библейские книги

значительно разнятся и по стилю, и по языку, передавая яркие индивидуальные

особенности их авторов.

Дать исчерпывающее определение богодухновенности представляется практически

невозможным. Постараемся пояснить смысл этого понятия с помощью примера. Почему

книги Священного Писания мы называем богодухновенными, тогда как другим

достойным уважения писаниям, например творениям свв. отцов или гимнографическим

произведениям, отказываем в этом праве, хотя часто они также были созданы

людьми, исполненными Святого Духа? Отличие книг Священного Писания от прочих

произведений отчасти можно выразить посредством таких понятий, как авторство и

соавторство. В творениях свв. отцов или в богослужебных гимнах в качестве

автора, субъекта творчества, выступает человек, а Бог лишь вдохновляет человека,

помогает ему. В случае создания священных книг подлинным автором является Сам

Бог, Он определяет их догматическое и нравственное содержание, а человек только

воплощает, впрочем не автоматически, а творчески, замысел Божий, выступая в роли

соавтора.

При изучении Священного Писания необходимо иметь в виду, что Священное Писание

имеет две стороны - Божественную и человеческую. Божественная сторона состоит в

том, что Священное Писание заключает в себе Богооткровенную Истину. Сторона же

человеческая - в том, что эта вечная, неизменная Истина выражена на языке людей

определенной эпохи, принадлежавших к определенной культуре, поэтому библейские

книги отражают космологические, естественнонаучные, исторические представления

людей эпохи их создания. Говоря, что Священное Писание содержит неизменную

Богооткровенную Истину, необходимо четко понимать, что это утверждение относится

только к веро- и нравоучительным истинам, но вовсе не означает непогрешимости

Библии с точки зрения наук естественных и исторических.



2.3. Канон книг Священного Писания



Слово "канон (kavnono")" по-гречески буквально означает "тростник". В древности

из тростника делали мерные палки, которые использовались при землемерных

работах. Со временем это слово стало обозначать вообще норму, меру, стандарт. В

Церкви канонами называют правила, регулирующие жизнь церковной организации17.

Применительно к Священному Писанию каноном называется официально принятый

Церковью список книг, которые Церковь признает богодухновенными. Эти книги

называются каноническими.

"… Церковь, руководимая Святым Духом, особо выделила эти книги в совершенно

отдельный сборник, который она утвердила и предложила верующим как книги,

которые содержат образец истинной веры и благочестия, пригодный на все времена.

К канону Священного Писания нельзя прибавить новых книг и также нельзя от него

чего-либо убавить… "18.

В зависимости от времени написания книги Священного Писания разделяются на "два

отделения".

"Те Священные Книги, которые написаны прежде Рождества Христова, называются

Книгами Ветхого Завета, а те, которые написаны после Рождества Христова,

называются книгами Нового Завета"19.

Слово "завет (евр. berit)" означает в первую очередь "контракт, договор, союз".

Но так как обетования Божии были обращены к будущему и Израиль должен был

унаследовать связанные с ними блага, то на греческий язык это слово было

переведено как diaqhkhvЌ, то есть "завет или завещание"20.

Началом, сопрягающим оба Завета в единое и неразрывное целое, является личность

Господа Иисуса Христа.

"И Ветхий и Новый Заветы воспринимаются Церковью через Иисуса Христа…, потому

что они ведут к Нему, говорят о Нем и в Нем находят свое исполнение"21.



2.3.1. Священные книги Ветхого Завета



Ветхий Завет есть "древний союз Бога с человеком", сущность которого состоит "в

том, что Бог обещал человекам Божественного Спасителя и приготовлял их к

принятию Его через постепенные откровения, через пророчества и

прообразования"22.

Ап. Павел свидетельствует о богодухновенном достоинстве ветхозаветных книг:

"Все Писание богодухновенно, полезно для научения, обличения, для исправления,

наставления в праведности" (2 Тим. 3, 16).

А ап. Петр, говорит, что

"никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда

пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые

Божии человеки, будучи движимы Духом Святым" (2 Пт. 1, 20-21).

Само наименование "Ветхий Завет" введено в употребление св. ап. Павлом (Евр. 8,

13).

Канон книг Ветхого Завета

"Христианская Церковь приняла … от Ветхозаветной Церкви Еврейской"23.

Хотя канон книг Ветхого Завета окончательно был утвержден на Лаодикийском Соборе

364 г. и Карфагенском Соборе 397 г., фактически Церковь пользовалась

ветхозаветным каноном в его настоящем виде с древнейших времен. Так, свт.

Мелитон Сардийский в Письме к Анесимию, датируемом примерно 170 г., уже приводит

список книг Ветхого Завета, почти полностью совпадающий с утвержденным в IV

столетии24.

Книги Ветхого Завета

"можно разделить на четыре следующие разряда":

а) "Книги законоположительные, которые составляют главное основание Ветхого

Завета".

К ним относятся книги: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.

"Сам Иисус Христос дает сим книгам общее наименование Закона Моисеева (Лк. 24,

44)".

б) Книги исторические, "которые содержат преимущественно историю благочестия":

Иисуса Навина, Судей, Руфь, Царств, Паралипоменон, Ездры, Неемии и Есфирь.

в) Книги учительные, "которые содержат учение благочестия": книга Иова,

Псалтирь, Притчи Соломона, Екклесиаст, Песнь песней.

г) Книги пророческие, "которые содержат пророчества или предсказания о будущем,

и наипаче о Иисусе Христе": книги великих пророков Исайи, Иеремии, Иезикииля и

Даниила, а также книги двенадцати малых пророков Осии, Иоиля, Амоса, Авдия,

Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии25.

Православная Церковь в изданиях Библии помещает в составе Ветхого Завета

несколько неканонических книг: 1-я, 2-я и 3-я Маккавейские, 2-я и 3-я Ездры,

Товита, Баруха, Юдифь, книга Премудрости Соломона, книга Премудрости Иисуса,

Сына Сирахова. Неканонические книги рекомендуются Церковью для назидательного

чтения и пользуются большим веро- и нравоучительным авторитетом. По словам свт.

Афанасия Великого, эти книги

"назначены Отцами для чтения вступающим в Церковь"26.

Формальным признаком, отличающим неканонические книги от канонических, является

язык, на котором эти книги дошли до нас. Все канонические книги Ветхого Завета

сохранились на древнееврейском языке, тогда как книги неканонические дошли до

нас на языке греческом, за исключением 3-й книги Ездры, сохранившейся в

латинском переводе.

В III в. до Р. Х. большая часть книг Ветхого Завета была переведена с

древнееврейского языка на греческий по требованию египетского царя Филадельфа

Птолемея. По преданию, перевод был выполнен семьюдесятью еврейскими

толковниками, поэтому греческий перевод Ветхого завета получил название

"Септуагианта". Православная Церковь усвояет греческому тексту Ветхого Завета

авторитет не меньший, чем тексту древнееврейскому. Пользуясь ветхозаветными

книгами, Церковь опирается в равной степени и на древнееврейский, и на греческий

текст. В каждом конкретном случае предпочтение отдается тексту, который более

соответствует церковному учению27.



2.3.2. Священные книги Нового Завета



Новый Завет есть "новый союз Бога с человеками", сущность которого состоит

"в том, что Бог действительно даровал человекам Божественного Спасителя,

Единородного Сына Своего, Иисуса Христа"28.

Само наименование "Новый Завет" впервые встречается в Иер. 31, 31, где Бог

говорит через пророка, что некогда Он заключит "с домом Израиля и с домом Иуды"

новый союз, отличный от завета, заключенного через Моисея. Это пророчество

исполнилось на Тайной Вечери, когда Господь Иисус Христос назвал новый союз с

человеками, установленный в Его Крови, "Новым Заветом" (Мф. 26, 28). Ап. Павел

именует Иисуса Христа "ходатаем нового завета" (Евр. 9, 15).

О богодухновенном достоинстве книг Нового Завета, в частности, Павловых

посланий, свидетельствует ап. Петр, когда называет послания ап. Павла

"Писаниями" (2 Пт. 3, 16). Слово "писание (grafhv)" уже в апостольский период

являлось техническим термином для обозначения именно священных богодухновенных

книг29.

Священные книги Нового Завета со значительной степенью условности также можно

разделить на:

а) книги законоположительные, "преимущественно составляющие основание Нового

Завета".

"Сим именем справедливо можно назвать Евангелие, которое составляют четыре книги

Евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна".

Само слово "Евангелие (eujaggevlion)" "есть греческое, и значит Благовестие, то

есть добрую весть или радостную весть… " Потому,

"что для человеков не может быть лучшей и более радостной вести, как весть о

Божественном Спасителе, и о вечном спасении".

б) книга историческая, а "именно книга Деяний Святых Апостолов". Греческое слово

"апостол (ajpovstolo")" значит посланник.

в) книги учительные: семь Соборных Посланий: (Иакова, 1-е и 2-е Петра, 1-е, 2-е,

3-е Иоанна, Иуды) и четырнадцать Посланий Апостола Павла (к Римлянам, 1-е и 2-е

к Коринфянам, к Галатам, к Ефесянам, к Филиппийцам, к Колоссянам, 1-е и 2-е к

Фессалоникийцам, 1-е и 2-е к Тимофею, к Титу, к Филимону и к Евреям).

г) книга пророческая: Апокалипсис, содержащая в себе "таинственное изображение

будущей судьбы Церкви Христовой и всего мира"30.

Греческое слово "апокалипсис (ajpokaluvyi")" в переводе значит "откровение".

Все книги Нового Завета написаны на александрийском диалекте древнегреческого

языка - койнэ (koinh;).

Канон книг Нового Завета сформировался не сразу. Новозаветные книги,

впоследствии вошедшие в канон, были написаны между 40 и 100 годами по Р. Х.

Однако наряду с ними в первые века исторического бытия Церкви существовало

множество других книг, претендовавших на место в новозаветном каноне. Хотя в

общих чертах канон Нового Завета сложился уже к середине II века31, относительно

некоторых книг (Иак., Иуд., 2 Пт., 2 и 3 Ин., Евр., Апок.) долгое время

сохранялось сомнение. В то же время в канон иногда включались книги, которые

затем были из него исключены: "Дидахэ", "Пастырь" Ермы, Послание Варнавы,

Послание Климента Римского к Коринфянам и др. В настоящем виде новозаветный

канон окончательно был утвержден на поместных соборах в IV веке: Иппонском

Соборе 393 г. и Карфагенском Соборе 397 г.32. Большинство книг, не признанных

Церковью в качестве богодухновенных писаний, были отвергнуты как вышедшие из

среды еретиков, их называют апокрифическими. Некоторые книги, хотя и не были

признаны богодухновенными и не входят в канон, тем не менее, рекомендуются

Церковью для назидательного чтения, например протоевангелие Иакова, евангелие от

Никодима, "Пастырь" Ермы и др.



2.4. Признаки того, что Священное Писание есть истинное слово Божие



"Пространный Катихизис" указывает пять таких признаков33:

а) "Высота сего учения, свидетельствующая, что оно не могло быть изобретено

разумом человеческим".

б) "Чистота сего учения, показывающая, что оно произошло от чистейшего ума

Божия".

Сравнительный анализ христианского Откровения и древних религий и философий

убеждает в том, что христианское веро- и нравоучение не могло возникнуть

естественным путем, не могло развиться ни из языческих религий и философий, ни

даже из богооткровенной религии Ветхого Завета. Так, ни одна естественная

философия не смогла возвыситься до учения о Боге Троице или о Боговоплощении, ни

в одной языческой религии нет учения о любви к врагам. Между христианским

учением и духовным опытом дохристианского человечества нет плавного перехода,

между ними - разрыв, который может быть объяснен только непосредственным

вмешательством Бога, новым этапом Божественного Откровения.

в) "Пророчества".

Предвидеть события будущего с определенной степенью вероятности может всякий

человек, обладающий научными знаниями, жизненным опытом и интуицией. Однако

библейские пророчества несравненно превосходят естественный уровень человеческих

знаний, это не прогноз, не указание тенденций развития, но предсказание

совершенно случайных конкретных событий, неповторимых в опыте.

По способу своего произнесения библейские пророчества резко отличаются от

предсказаний, с которыми мы встречаемся в мире языческом. Последние имеют своим

источником мир падших духов. Следует отметить пять основных отличий:

1) Библейские пророки всегда пророчествуют не от своего лица, но от имени Бога,

ощущают себя органами Божиими.

"Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня"(2 Цар. 23, 2), -

восклицает царь и пророк Давид.

2) Библейские пророчества не предваряются никакими приготовлениями в виде

совершения тех или иных обрядов, ритуалов, медитаций, необходимых для

установления контакта с миром падших духов, как, например, на спиритических

сеансах.

3) Библейские пророки, пророчествуя, полностью сохраняют свое сознание, не

впадая в состояние транса, подобно шаманам или древним пифиям.

4) Библейские пророчества имеют конкретный, определенный характер и лишены

всякой двусмысленности.

5) Деятельность библейских пророков несовместима ни с какой личной корыстью.

Ощущая себя служителями одного только Бога, пророки вынуждены пророчествовать

даже в ущерб себе, как, например, пророк Иеремия, когда он предсказывал

разрушение Иерусалима и плен богоизбранного народа.

Конечно, пророчества, исполнение которых находится в хронологических рамках

библейской истории, не могут убедить человека скептически настроенного. Поэтому

с апологетической точки зрения наибольший интерес представляют пророчества,

которые исполнились значительно позднее, чем был написан Новый Завет, например

безвозвратная гибель галилейских городов, осужденных Спасителем (Мф. 11, 21-24).

Протестантский библеист Дж. Макдауэлл в своей книге "Неоспоримые свидетельства"

подробнейшим образом рассматривает ряд библейских пророчеств, которые

исполнились в мельчайших подробностях, причем исполнение этих пророчеств от

времени их произнесения отдалено порой столетиями и даже тысячелетиями34.

г) "Чудеса".

"Пространный Катихизис" называет чудесами

"Дела, которые не могут быть сделаны ни силою, ни искусством человеческим, но

токмо Всемогущею силою Божиею"35.

Чудеса не есть нарушение законов природы, Бог не разрушает то, что Сам создал, и

то, что Сам установил, но препобеждение естественных законов силою, несравненно

большею, чем сами эти законы:

"Бог идеже хощет, побеждается естества чин"36.

Описание в какой-либо книге чудес само по себе, естественно, не может убедить в

ее богодухновенном достоинстве. Однако в Библии, особенно в Новом Завете,

поражает не само описание чудес, а отношение к ним, то место, которое отводится

чудесам в библейском повествовании. В отношении к чудесам обнаруживается

принципиальная разница между Библией и языческими мифами, "священными книгами"

других народов. В язычестве в описании чудес находит выход религиозная фантазия,

чудеса здесь лишены внутреннего смысла, они самодовлеющи, их назначение -

удивить, поразить воображение человека. В язычестве чудеса являются средством

убеждения или, лучше сказать, средством принуждения к вере. Отказавшись сойти с

Креста, когда это предлагали Ему иудеи (Мф. 27, 40-42), Господь отверг чудо как

средство убеждения. Чудеса Христовы - не принудительные доказательства, а

свидетельства, которые, будучи обращены к сердцу и совести человека, не

уничтожают его внутренней свободы:

"дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые,

свидетельствуют о Мне" (Ин. 5, 36).

В Священном Писании чудеса не имеют самодовлеющего значения и не совершаются

ради их самих. Для обозначения чудесных событий в Священном Писании используются

два слова:

а) знамения

"Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему…" (Мф. 12,

39);

"Какое дашь знамение, чтобы мы уверовали?" (Ин. 6, 30)

Слово "знамение" означает, что чудесные действия исполнены внутреннего смысла,

преследуют определенные религиозные цели, имеют учительное значение. Чудо всегда

есть некоторое откровение. Например, чудо Преображения Спасителя является

откровением о Его Божественном достоинстве.

б) силы

"Если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во

вретище и пепле покаялись" (Мф. 11, 12);

"Апостолы с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа"

(Деян. 4, 33).

Слово "силы" указывает на то, что действительная причина чудесных событий лежит

вне естественных законов природы, что чудеса суть проявление силы Божией.

Поэтому соприкосновение с чудом всегда есть приобщение Божественному действию.

По этой причине чудеса Спасителя, например, исцеления, не только освобождали

недугующих от физических болезней, но обычно имели своим следствием также и

благодатное воздействие на их души.

Таким образом, для Священного Писания важен не сам факт чуда, а его смысл,

внутреннее содержание, ибо каждое чудо есть откровение Божие, явление "Царствия

Божия, пришедшего в силе" (Мк. 9, 1).

5) "Могущественное действование сего учения не сердца человеческие, свойственное

только Божией силе"37.

Возможно, это наиболее убедительное свидетельство о богодухновенном достоинстве

Священного Писания, ибо огромное множество людей различных национальностей,

разного звания, образования и состояния под воздействием Слова Божия самым

решительным образом изменили свою жизнь, всецело посвятив себя служению Богу.



2.5. Правила чтения Священного Писания



"Пространный Катихизис" указывает три основных правила, которым необходимо

следовать при чтении священных книг38.

а) "… должно читать оное с благоговением, как слово Божие, и с молитвою о

разумении оного".

Для правильного уразумения Священного Писания необходимо доверие тому, что

Господь хотел открыть нам в Своем слове. Кроме того, необходима молитва,

поскольку одного естественного человеческого разума недостаточно для

проникновения в смысл Писания, для этого необходима помощь свыше. Прп. Исаак

Сирин (VI-VII вв.) учит:

"никогда не приближайся к содержащимся в Писании словам таинства без того, чтобы

помолиться и попросить помощи у Бога, но говори: Господи, дай мне ощутить

могущество Писания. Считай молитву ключом, открывающим его подлинный смысл"39.

Особенно полезно слушать Священное Писание в храме, поскольку здесь чтение Слова

Божия сопряжено с церковной молитвой и само слушание Священного Писания

предваряется особой молитвой, в которой испрашивается у Бога отверзение нашего

ума для разумения Писания. Чтение Слова Божия рассматривается Церковью как один

из способов богообщения.

"Благоговейное чтение Священного Писания не только дает нам знание о Боге, но,

отчасти, знание Самого Бога, в некоторой мере приобщая нас Ему"40;

б) "… должно читать оное с благоговением, как слово Божие, для нашего

наставления в вере и побуждения к добрым делам".

Иными словами, чтение Священного Писания является для нас действенным в том

случае, если, читая Писание, мы ставим перед собой именно духовные задачи, не

преследуя каких-либо посторонних целей, как то: сдача экзамена, составление

проповеди или статьи, расширение кругозора и тому подобное

в) "… понимать оное должно согласно с изъяснением Православной Церкви и Святых

Отец".

"Церковь знает множество святых, которые, будучи богословами и духовными

учителями, защищали и объясняли православную веру. Они называются Святыми Отцами

Церкви, а их учение называется "святоотеческим"… Все Святые Отцы… сочетали

блестящий ум с чистотой души и праведностью жизни, что и делало их действительно

Святыми Отцами Церкви"41.

Почему Священное Писание следует понимать согласно изъяснениям свв. отцов

Православной Церкви? В настоящее время, особенно в протестантской среде,

распространено мнение, согласно которому существует некий чистый смысл

Священного Писания. Для постижения этого смысла необходимо при истолковании

Писания отказаться от всяких внешних авторитетов и стремиться к буквальному,

незамутненному пониманию библейского текста. Но именно об опасности такого

самочинного и упрощенного толкования Священного Писания многократно

предупреждали свв. отцы. Свт. Григорий Нисский писал:

"Представляющееся с первого взгляда толкование написанного, если не будет понято

в надлежащем смысле, часто производит противоположное жизни, являемой Духом".

Поэтому надо

"благоговеть перед достоверностью тех, кто свидетельствованы Святым Духом,

пребывать в границах их учения и знания42.

В действительности никакого чистого смысла Священного Писания не существует,

каждый человек понимает все, в том числе и Священное Писание, в свою меру,

которая определяется духовным возрастом человека, его жизненным опытом и общим

уровнем культуры. Любое восприятие и понимание всегда субъективно. Можно

сказать, что понимать и интерпретировать - это одно и то же. Понять - это и

значит истолковать приемлемым для себя образом. Поэтому вопрос не в том,

толковать или не толковать, интерпретировать или не интерпретировать, а в том,

на основании каких критериев это делать: положить ли в основание нашего

понимания Библии толкование учителей, святость которых засвидетельствована

Церковью, или же довериться сомнительным мнениям противоречащих друг другу

проповедников?43

Но каким образом отличить подлинное учение свв. отцов, имеющее авторитет, от

частных мнений тех или иных отцов, которые могут быть и ошибочными? Для этого

существует специальное понятие: "согласие отцов (consensus patrum)". В

святоотеческом учении принимается только та часть его, по которой имеется

единодушное мнение всех или по крайней мере значительного большинства свв.

отцов. По принципиальным вопросам догматического характера существенных

расхождений у свв. отцов практически не бывает.

"Отец не противоборствует отцам, ибо все они были общниками Единого Духа

Святого"44,

- писал св. Иоанн Дамаскин.

Согласие отцов по тому или иному вопросу представляет собой богословское мнение,

с которым необходимо считаться, если желаешь остаться верным учению Церкви. Блж.

Августин предупреждает:

"Кто отступает от единодушного согласия Отцов, тот отступает от всей Церкви"45.

Пято-Шестой Трулльский Собор 691-692 гг. своим 19-м правилом постановил:

"аще будет исследуемо слово Писания, то не иначе да изъясняют оное, разве как

изложили светила и учители Церкви в своих писаниях"46





3. ОТНОШЕНИЕ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИ

К СВЯЩЕННОМУ ПРЕДАНИЮ



3.1. Сравнительная древность Священного Предании

и Священного Писания



Очевидно, что Священное Предание древнее, чем Священное Писание, Предание есть

"древнейший и первоначальный способ распространения Откровения Божия… От Адама

до Моисея не было Священных Книг. Сам Господь наш Иисус Христос Божественное

учение Свое и установления предал ученикам Своим словом и примером, а не книгою.

Тем же способом вначале и Апостолы распространяли веру и утверждали Церковь

Христову"47.

В период формирования новозаветного канона Священное Предание являлось

авторизующим свидетельством о достоинстве той или иной книги. Из множества книг,

претендовавших на место в каноне, Церковь лишь немногие признала

богодухновенными, а прочие отвергла как не подлинные. Критерием, на основании

которого осуществлялся выбор, являлось именно Священное Предание. Таким образом,

Священное Писание

"не есть первый источник знания о Боге ни хронологически…, ни логически (ибо

Церковь, руководимая Духом Святым, устанавливает канон Священного Писания и

утверждает его). Этим вскрывается вся несостоятельность протестантов и

сектантов, отвергающих авторитет Церкви и ее предание и утверждающихся на одном

Писании… Священное Писание не есть ни единственный, ни самодовлеющий источник

богопознания"48.



3.2. Священное Предание и Священное Писание как два самостоятельных источника

вероучения (латинская схема)



Является ли Священное Писание самостоятельным, отличным от Предания способом

сохранения и распространения Божественного Откровения и источником вероучения,

или же Священное Писание входит в состав Предания? Во втором случае встает

вопрос о месте Священного Писания в структуре Священного Предания.

В русской богословской науке XIX - нач. XX вв. общепринятым было мнение,

согласно которому Священное Писание и Священное Предание представляют собой два

самостоятельных, различных способа сохранения и распространения Божественного

Откровения, два взаимодополняющих друг друга источника вероучения. Суть этого

мнения сводится к следующей богословско-исторической схеме. Часть

богооткровенного учения, полученного Церковью от апостолов, еще в апостольский

период исторического бытия Церкви была заключена в книги Священного Писания.

Другая, не вошедшая в Писание, часть передавалась путем устной проповеди и была

зафиксирована позднее, уже в послеапостольскую эпоху. Она-то и составляет

содержание собственно Священного Предания. Эта латинская концепция,

сформулированная в период контрреформации, в XVI - XVII вв. была усвоена и

православным богословием. Преодоление этого взгляда на соотношение Писания и

Предания в православном богословии начинается только с середины XX столетия. В

"Пространном Катихизисе" позиция по данному вопросу определена недостаточно

четко. О Священном Писании и Священном Предании здесь говорится как о различных

способах распространения и сохранения Откровения, но в то же время прямо не

утверждается, что Писание и Предание являются двумя различными источниками

вероучения49.

Взгляд на Священное Писание и Священное Предание как на два взаимодополняющих

один другой источника вероучения порождает ряд трудноразрешимых вопросов. В

таком случае следует признать, что ни Писание, ни Предание не заключают в себе

всю полноту богооткровенной истины, но лишь некоторую часть ее. Однако такое

представление находится в полном противоречии с учением Древней Церкви,

считавшей, что Священное Писание содержит в себе все необходимое для веры и

благочестия.

"Я преклоняюсь перед полнотой Писания" 50, -

писал Тертуллиан, а свт. Афанасий Великий считал, что Писание "достаточно само

по себе для различения Истины"51. Но если Священное Писание обладает такой

полнотой, что оно одно само по себе достаточно для различения Истины, то не

логично ли в таком случае отвергнуть вероучительный авторитет Предания в пользу

Писания? Именно таким образом и поступили в XVI столетии протестанты. Однако эта

мысль не находит ни малейшего подтверждения ни в самом Священном Писании,

призывающем держать и хранить Предание (1 Кор. 11, 2; 2 Фес. 2, 15; 1 Тим. 6,

20), ни в учении Древней Церкви.



3.3. Священное Писание как форма Священного Предания



Сущность изменения воззрений на соотношение Писания и Предания, произошедшего в

православном богословии в середине XX в., состоит в том, что Священное Писание

стало рассматриваться не как самостоятельный, независимый источник вероучения и

даже не как часть Предания, а как одна из его форм.

"Предание объемлет собою всю жизнь Церкви настолько, что и самое Священное

Писание является лишь одною из форм его… Священное Писание не глубже и не важнее

Священного Предания, как сказано выше, но одна из его форм …"52.



3.4. Другие формы Священного Предания



Первоначально Священное Предание существовало в форме устной апостольской

проповеди, на основании которой и было создано Священное Писание. Однако

Священное Писание никогда не являлось единственной формой, в которой воплотилось

богооткровенное учение, ему предшествовали, а затем наряду с ними сосуществовали

еще по крайней мере две формы: правило веры (regula fidei) и

богослужебно-литургическая практика Церкви, литургическое предание. Позднее

появились и другие формы, в которые облеклось Священное Предание. Из них

наибольшее значение для нас имеют творения свв. отцов и учителей Церкви53.

3.4.1. Правило веры



Правило веры, историческое связанное с совершением таинства крещения, изначально

являлось общим выражением самосознания Церкви в области веры.

Указания на существование в Церкви такого Правила содержатся в Новом Завете. Ап.

Павел призывает христиан "твердо держаться исповедания нашего" (Евр. 4, 14) и

напоминает своему ученику Тимофею о "добром исповедании", которое Тимофей

"исповедал … перед многими свидетелями" (1 Тим. 6, 12).

Тертуллиан утверждает, что

"Иисус Христос всем народам преподал точное и неизменное Правило веры, которому

весь свет обязан верить"54.

Крещальные исповедания древних апостольских церквей, несмотря на некоторое

различие в формулировках, по содержанию являются выражением единой апостольской

веры, восходящей к учению Самого Иисуса Христа. Древнейшее Правило веры,

несомненно, лежит и в основании Никео-Цареградского Символа веры, составленного

и утвержденного на I и II Вселенских Соборах. Исторически, в соответствии с

нуждами Церкви, Правило веры дополнялось, в него были включены вероопределения

Вселенских Соборов. Все догматические определения, входящие в состав Правила

веры, неразрывно связаны друг с другом и представляют собой единое тело

Богооткровенной Истины.

От Священного Писания Правило веры отличается не содержанием, а формой. Если

Священное Писание раскрывает Богооткровенную Истину как историю

домостроительства спасения, то Правило веры представляет собой "истины веры",

которые "в кратких словах вмещают все ведение благочестия, содержащегося в

Ветхом Завете и Новом"55.



3.4.2. Литургическое предание



Богослужение и таинства - это легкие и сердце церковной жизни; именно в

богослужении, таинствах Церковь является тем, что она есть по существу.

Литургическая жизнь Церкви - это то таинственное лоно, в котором раскрывается

полнота Священного Предания, потому что именно здесь верующим непрерывно

преподается полнота благодатной жизни во Христе. Правильно организованная

духовная жизнь, невозможная без участия в таинствах, является залогом чистоты

веры. Уже в III столетии римский папа Келестин сформулировал общий принцип:

"ut legem credendi statuit lex supplicandi (закон веры определяется законом

молитвы)"56.

Однако литургическое предание не сводится только к преемственной передаче

благодатного освящения. Чинопоследования церковных таинств и священнодействий,

молитвы и песнопения наполнены вероучительным содержанием. Прот. Георгий

Флоровский делает точное замечание о характере христианского богослужения:

"Христианское богослужение от начала имеет характер скорее догматический, нежели

лирический… С человеческой стороны богослужение есть, прежде всего, исповедание,

- свидетельство веры…"57.

Со стороны своего содержания литургическое предание не отличается ни от

апостольского предания, ни от Священного Писания.

Свщмч. Ириней Лионский отмечает, что

"наше… учение согласно с Евхаристией, и Евхаристия в свою очередь подтверждает

учение"58.

Свт. Василий Великий пишет:

"У меня вера < … > всегда одна и та же, ибо < … > как веруем, так и

славословим"59.

О богослужебных книгах Православной Церкви в "Послании Восточных Патриархов"

сказано:

"Все сии книги содержат здравое и истинное богословие и состоят из песней или

выбранных из Священного Писания или составленных по внушению Духа, так, что в

наших песнопениях только слова другие, нежели в Писании, а собственно мы поем то

же, что в Писании, только другими словами"60.



3.5. Священное Писание -

наиважнейшая из форм Священного Предания



Таким образом, Священное Писание, Правило веры и литургическое предание суть не

взаимодополняющие друг друга части Священного Предания, а неразрывно связанные

между собой формы единого Предания, тождественные по своему содержанию. Можно

сказать, что одна и та же Богооткровенная Истина в Священном Писании

благовествуется, в Правиле веры преподается в доктринальной форме, а в

литургической жизни Церкви действуется и славословится.

Из всех форм, в которых воплощается Предание, Священное Писание имеет для нас

наибольшее значение. Архим. Софроний указывает две причины превосходства

Священного Писания над другими формами:

"форма эта является ценнейшей и по удобству сохранения ее и по удобству

пользования ею…"61

По словам свт. Филарета Московского,

"Богодухновенное Писание есть неизменнее, - особенным устроением Духа Божия,

упроченный вид Предания"62.

Священное Писание -

"единственный источник вероучения, о котором со всей уверенностью можно сказать,

что он ни в чем не погрешает против полноты доступной нам Божественной Истины.

Именно оно в наибольшей полноте и совершенстве показывает образ спасительного

действия Бога в мире"63.

Согласно "Пространному Катихизису", Священное Писание дано, "чтобы Откровение

Божие сохранилось более точно и неизменно"64. Поэтому

"с тех пор, как учение христианское заключено в Священные книги, Святая Церковь,

для верного и неизменного сохранения сего учения, имеет обычай и правило, не

только мысли сего учения на непреложном свидетельстве богодухновенного Писания

утверждать, но и самые слова и выражения, для означения важнейших предметов и

частей заимствовать из того же чистого источника Писания"65.

Кроме того, православное богословие "непрестанно проверяет себя при помощи

Писания"66.



3.6. Почему должно соблюдать Священное Предание и тогда,

когда мы имеем Священное Писание?



Необходимость держать Предание даже тогда, когда мы обладаем Священным Писанием,

обусловлена тремя причинами.

а) Священное Предание включает в себя и то, что в принципе не может быть

записано, а именно, опыт духовной жизни, передаваемой личным примером, и

благодатное освящение, сообщаемое посредством таинств.

б) "Для руководства к правильному разумению Священного Писания…"67

Конечно, Священное Писание заключает в себе полноту богооткровенной Истины и

содержит все необходимое для сохранения чистоты веры и благоугождения Богу.

Однако для того, чтобы воспользоваться сокровищами Писания, мало иметь его

выверенный текст, Священное Писание должно еще правильно пониматься и надлежащим

образом истолковываться. Одного человеческого разума для правильного понимания

Священного Писания явно недостаточно, об этом красноречиво свидетельствует

история протестантизма. Отказавшиеся от авторитета Священного Предания

многочисленные протестантские деноминации, опираясь на один и тот же текст

Священного Писания, приходят к различным, порой диаметрально противоположным

выводам.

Формы Священного Предания теснейшим образом связаны между собой. Правило веры по

отношению к Священному Писанию является руководительным началом, ключом для

истолкования (traditio interperata). В литургической жизни, в таинствах

сообщается Божественная благодать, отверзающая "ум к уразумению Писаний" (Лк.

24, 45). А в творениях свв. отцов мы имеем живую, непрерывную традицию

истолкования библейских текстов.

Поэтому

"изъятое из потока Священного Предания, Писание не может быть понято, как

должно, никакими научными исследованиями"68.

Свт. Василий Великий писал:

"… ежели отважимся отвергать написанные обычаи, как будто не великую важность

имеющие, то неприметно повредим Евангелию в самом главном, или паче, от

проповеди Апостольской оставим пустое имя"69.

в) "Для правильного совершения таинств и для соблюдения священных обрядов в

чистоте первоначального их установления"70.

Церковные таинства и священнодействия представляют собою диалектическое единство

формы и содержания. Преподание верующим в таинстве невидимых благодатных даров,

что составляет внутреннюю сторону таинства, совершается посредством видимой

формы или обряда. Обряд не должно абсолютизировать. Обряд не есть догмат, обряды

могут изменяться. Но обрядовая форма таинства теснейшим образом связана с его

внутренним содержанием, поэтому изменение обряда имеет свои допустимые пределы:

даже у одного и того же таинства обряд может быть различным, но он не может быть

каким угодно.

Обряд имеет двоякое назначение:

- посредством обряда верующим сообщается Божественная благодать;

- обряд должен помогать человеку раскрыть свою душу для принятия и усвоения

преподаваемых в таинстве благодатных даров.

Если изменение обряда выходит за допустимые пределы, теснейшая связь между

обрядовой формой и смыслом, содержанием таинства начинает разрушаться. Такой

искаженный обряд уже не способствует, а, напротив, препятствует человеку

воспринимать и усваивать благодать, то есть вредит действенности таинств.

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Предыдущая || Вернуться на главную || Следующая