Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки


    Страшно и  подумать,  конца  нет.  Хотя  здесь бывает иногда и
 очень тяжело,  все мы бедные кряхтим под тяжестью разных скорбей,
 однако они изменяются, а там никаких перемен не будет.
    "Страшишься своего недостоинства и множество отступлений".  Не
 забывай, Господь Иисус Христос принял нашу плоть, и был совершен-
 ный человек - кроме греха,  - не для праведных,  а  для  грешных.
 Слава,Господи,  милосердию твоему Господь знает нашу немощь,  дал
 нам врачевство покаяния.  По закону духовного ведения, чем больше
 человек преуспевает в духовной жизни,  тем более видит себя греш-
 нее.  Св.  Петр Дамаскин пишет:  "Если человек увидит свои грехи,
 аки песок морской,  и это знак здоровья души".  При этих чувствах
 отчаянию нет места,  а наполняется душа умилением  и  любовью  ко
 всем живущим на земле. Блаженны подобные люди, которые приходят в
 такое состояние, оно дается от Бога за глубочайшее смирение и на-
 зывается бесстрастием.
 
 
                    39.
                             5.3.1949г.
 
    Христос посреди нас!
 
    Хорошо иногда вспомнить прошлые свои грехи,  ибо от этого рож-
 дается смирение,  а когда от воспоминаний прошлых грехов приходит
 отчаяние,  тут уже явно враг старается возмутить душу,  не слушай
 его,  успокойся, не мятись, не унывай, старайся молитвой отогнать
 подобные  возмутительные мысли.  Дух святый говорит через пророка
 Иезекииля:  "если грешник обратится от грехов своих,  то не помя-
 нутся ему грехи его". Господь не хочет смерти грешника. Так и жи-
 ви для семьи,  будь мудра,  как змея,  а кротка,  как голубь, а о
 внутренней своей жизни умолчи, да они и не поймут тебя. Если ког-
 да споткнется твой муж, потерпи, не смущайся, но усерднее молись,
 вспомни и ты ведь спотыкалась.
    Я вас всегда вспоминаю в своих молитвах,  и вас прошу меня  не
 забывать. Господь своею милостью да поможет вам и делам вашим.
 
 
 
 
 
 
 
                    40.
                            30.3.1949г.
 
 
   Пишешь, что у тебя духовно не ладится, "Чего-то не хватает, на-
 верно нет веры и любви к Господу". Враг рода человеческого смуща-
 ет тебя,  чадо, не слушай его, у тебя есть вера и любовь к Богу и
 страх твой неправильный,  ибо он от самомнения. Живи так, как жи-
 вешь,  много не задумывайся;  все-же как видно следишь за собой и
 желаешь исправиться,  и такое желание половина спасения,  что еще
 тебе надо?
    Начиталась святоотеческих книг и не можешь их  понять,  вот  и
 смущаешься: есть разум - надо рассуждать и сообразоваться с усло-
 виями жизни. В духовной жизни три степени: новоначальных, средних
 и совершенных.
   Знай, ты новоначальная, а лезешь в средние и совершенные: успо-
 койся, старайся иметь память божию и Господь поможет тебе.
 
 
 
                    41.
                            3.8.1949г.
 
   Христос посреди нас!
 
   ... Ты хочешь тишины,  чтобы заняться чтением. Живи, как живет-
 ся, и приспосабливайся к жизни, как она идет у тебя в данное вре-
 мя.  Не удивляйся, что Х. не может вместить Листвичника: он живет
 внешнею жизнью,  о внутренней жизни не имеет понятия, - вот так и
 выразился о Листвице.
   О здравии можно поминать и лютеранам на проскомидии, в надежде,
 что  благодать  божия  приведет его в православие.  А о упокоении
 нельзя поминать,  ибо он умер во вражде с православием,  а о заг-
 робной жизни, не нам судить, суды божии нам грешным не постижимы.
 
                    42.
                           9.8.1949 г.
 
 
    Письмо твое и деньги 100 - я получил.  Деньги передал в монас-
 тырь,  а письмо посылаю Х. А тебе раба Божия не советую очень ту-
 жить  о своей крестнице и считать ее уже погибшей.  Господь Иисус
 Христос снишел с неба на землю и принял нашу  плоть  человеческую
 не ради праведных,  а ради грешных.  Фарисеи почивали на законах,
 но не жили сами по закону, и не могли понять Иисуса Христа истин-
 ным  Богом,  преследовали  и  осуждали Господа - говорили:  "Друг
 грешникам, ибо пьет и ест с мытарями", осудили грешницу и привели
 к нему; но Господь оправдал ее ( Ев. от Иоанна 8, 3-11 ).
    Знай, что мы не мудрее Соломона и не кротче пророка Давида,  и
 не  ревностнее апостола Петра.  Смотри в Библии 3-ью книгу Царств
 11-ая глава;  еще 2-я книга Царств глава 11-ая,  Еванг.  От Матф.
 26,  45.  Вот Господь по своему милосердию милует и прощает греш-
 ных,  и ты сама грешная,  хочешь ругать свою крестницу;  ей и так
 тяжело, а ты еще хочешь прибавить тяжести. Св.Отцы очень милости-
 во обращались с грешниками,  они говорили: "если увидишь грешных,
 прикрой своей одеждой, уйди и не осуждай их".
 
    Много примеров  и  советов  мог бы привести из св.Писания и от
 св.  Отцов,  но думаю довольно и этого, что написал. Вспомни сама
 свои молодые годы, как тогда трудно было воздерживаться от подоб-
 ных естественных грехов. А теперь стала старушка и забыла прежние
 годы,  и строго осуждаешь молодых.  Молись за нее,  обращайся как
 можно с ней ласково,  с таким обращением не погрешишь.  Я посылаю
 ей 500 мар., Потрудись передать ей. Призываю на вас божие благос-
 ловение, с любовью во Христе.
 
 
                    43.
                            18.9.1949 г.
 
 
    ... О кипении в сердце, рассмотри причину внимательно. Ты себя
 называешь худой и никуда негодной, наверно, такая и есть; но пос-
 леди за собой,  когда кто повторит твои слова,  что тогда почувс-
 твуешь?
 
    Ты испытывала  страх  после смерти умершей Х.;  Это было от ее
 нерасположения к тебе.  Св.Церковь верует: души умерших, трое су-
 ток ходят по всем местам,  где она жила,  и когда она приходила к
 тебе, вот ты и испытывала страх. Ты пугаешься, какая кончина пос-
 тигнет тебя;  конечно,  страшновато умирать, боязнь смерти свойс-
 твенна всем человекам,  пишет Листвичник (слово 6 "О памяти смер-
 ти"  3  глава),  а отчаяние и уныние уже от врага,  не слушай его
 внушения,  прочти в Отечнике в конце 126 главы изречения старцев,
 которых имена не дошли до нас.
 
    Православные Богословы  решительно сказали о спиритизме:  "бе-
 совское явление". Св. апостол Павел сказал: "Сам сатана принимает
 вид ангела света (Кор.2, 14). О бесовских явлениях в виде ангелов
 прочти в тех же изречениях св.Старцев гл.  134,  135,  136,  110,
 158.  Как же можно верить, что является Х. Это явная прелесть бе-
 совская. Если сатана является в виде Спасителя, Ангелов и Святых,
 значит может явиться и в другом виде,  только сатана никак не мо-
 жет представить креста, прочти у св.Варсанофия 413 ответ.
    Храни тебя Господь, духовное мое чадо.
 
 
                    44.
                            13.8.1949 г.
 
 
    По божией милости я здоров,  а стала болеть головой,  что  де-
 лать, приходится подчиниться воле божией, все наши болезни случа-
 ются с нами не без божией же воли.
    Вот какой твой Х.  Малодушный оказался,  а из военных, военные
 ведь должны быть мужественнее!  Да,  без веры в Бога, мужество не
 может  быть,  ибо  человек сотворен по образу и по подобию божию.
 Хоть атеисты и мужественные есть,  но их мужество не  нормальное,
 болезненное, от отчаяния, от гордости и от тщеславия. Вразуми их,
 Господи.
 
    Будь здрава и хранима Богом.  В молитве не унывай, хоть и рас-
 сеянная, все же принуждая себя.
 
 
                    45.
                           22.2.1950 г.
 
 
    Вот и пост настал! Вся наша честная братия будет причащаться в
 субботу.  Служба идет благочинно, поют на два клироса. Первые два
 дня сухоядение,  хлеб,  картошка и по одному огурцу; в среду обед
 горох и картошка,  конечно,  без масла; ужин не бывает всю первую
 неделю.  Здоровье мое,  слава Богу, хорошее, и все старички бодр-
 ствуют,  все службы длинные выстаивают, всю эту неделю не работа-
 ют.
    Бог своею  милостию,  да поможет вам провести сей душеполезный
 пост в Христианском благочестии.
 
 
                    46. Письмо жене иноверца.
                            15.5.1950 г.
 
    Воистинно Христос воскресе!
 
    Письмо твое я получил 13.5 с.г.,  Читал и плакал  от  радости,
 милость Божия,  что ты стала спокойна, и Господь сподобил причас-
 титься св. Христовых таин. Письмо писал я тебе не рассудком, а от
 чувства, ибо чувствовал твое тревожное внутреннее переживание.
 
    На твои вопросы 2-го письма отвечаю так:  своему мужу старайся
 быть верной, не изменяй ему и слушайся его во всем. Конечно, иск-
 лючая православных требований.  На религиозные темы беседовать не
 надо,  а если сам заговорит,  отвечай, что знаешь, но сперва мыс-
 ленно помолись Богу.  Учи его не словом, а добродетельною Христи-
 анскою жизнию.  Не принуждай его ходить в церковь, если сам поже-
 лает  это  другое дело,  будь довольна и благодарна,  что тебе не
 препятствует ходить.  Молись о нем просто по детски: "Спаси, гос-
 поди,  и помилуй моего мужа Х.,  Сохрани и вразуми его". И прочее
 все предоставь божию милосердию и  будь  спокойна.  Умудри  тебя,
 Господи.
 
    К его матери относись всегда хорошо и вежливо,  когда что ска-
 жет неприятное,  то терпи.  На религиозные темы не говори с  ней,
 иначе потеряешь внутренний свой мир.  В гневе никакое дело не ре-
 шай и разговор прекращай.  Под влиянием гнева  всегда  грешишь  и
 скажешь  неправильно  и  после будешь сожалеть.  Я воображаю тебя
 очень ясно,  какой ты была на Валааме еще 15-летней девочкой, ин-
 тересно  теперь  бы поглядеть,  какая ты стала,  но,  к сожалению
 нельзя видеть. Я желал бы увидать твою фотографию со своим мужем.
 Если что возможно пришлите,  с удовольствием посмотрю, пока я еще
 жив.
 
    Как теперь удобно письменное сообщение, такая даль, и так ско-
 ро  летит.  Сердечно  от души благодарю твоего мужа за лекарство,
 хоть и не получил его, но надеюсь скоро получить. Передай ему мой
 сердечный  привет с пожеланием от Бога доброго здоровья и всякого
 благополучия в делах его. А на каком языке вы там говорите и зна-
 ет ли он русский язык?
    Призываю на тебя,  духовное мое чадо,  божие благословение,  с
 любовью во Христе помнящий и молящийся о тебе.
    Поминаю и мужа твоего и маму. Храни вас Господь.
 
 
                    47.
                            8.11.1950 г.
 
 
    Обрадовала ты меня последним письмом. Пишешь, что умрешь хрис-
 тианкой,  и я желаю и молюсь,  чтобы умерла христианкой.  О своем
 муже  молись,  но  не  докучай и не говори ему быть православным;
 своими советами можешь оскорбить и оттолкнуть его от православия,
 молись  и расположись на волю божию и все прочее предоставь божию
 милосердию. А как его экзамены? Ты не можешь припомнить мое лицо,
 когда была на Валааме,  а я очень хорошо помню твое лицо,  даже и
 разговор и прогулки по острову. Верь, что есть Бог и будущая веч-
 ная,  не имеющая конца,  жизнь, и душа человеческая бессмертна, -
 даже и не стареет. Вот мне 77 лет, а я чувствую себя молодым. Так
 скажет каждый старик и старуха,  душа оживляет тело, тело из зем-
 ли,  в землю и пойдет,  а душа от Бога и пойдет к Богу.  А как вы
 живете в мирской суете,  разумеется труднее вместить такие мысли,
 все же старайся верить всему свящ. Писанию.
    Относительно пения в церкви,  усматривай сама,  помолись,  как
 сердце подскажет,  так и поступай. Еще пишешь, что у вас торжест-
 венные церковные службы,  - это хорошо - как-то возвышает дух.  У
 нас тоже пока торжественные службы, в праздники бывает 15 священ-
 нослужителей и в хороших облачениях. Финны очень интересуются на-
 шими службами.
    Твой муж на фотографии вышел хорошо,  у него добрая душа,  ибо
 лицо зеркало души, а ты так-себе вышла, почему-то губы прикусила,
 а на голове,  так и не понял, что навьючено, я и в лупу смотрел -
 не мог определить. От сердечной боли не надо посылать мне лекарс-
 тво, я не так болен, как ты думаешь, летом ходил на работу, а те-
 перь служу и ежедневно выстаиваю церковные службы.
 
    Большое русское спасибо за  лекарство  от  ревматизма,  многие
 старички им пользуются и благодарят.
    Прости меня великодушно,  что замедлил ответом на твое письмо.
 Да, теперь окружающие тебя совсем другие люди; что делать, потер-
 пи и приспосабливайся, чтобы был мир насколько зависит от тебя.
    Храни вас Господь своею милостью.
 
 
                    48.
                            17.1.1953 г.
 
 
    На твое последнее письмо очень затрудняюсь что-либо  посовето-
 вать.  Одно радует,  что у тебя в душе теплится огонек и любовь к
 Богу.  Дай Бог, чтобы этот огонек и любовь к Богу продолжались до
 гроба. Старайся поддерживать.
    Когда вы приехали в Нью-Йорк,  твой муж искал церковь  правос-
 лавную, даже всю службу пасхальную простоял; а теперь очень изме-
 нился,  даже не хочет, чтобы сына своего водила в церковь. К нес-
 частью нашему можно ждать,  что не пожелает,  чтобы и ты ходила в
 церковь. Хоть он и хороший человек, как ты пишешь, но под влияни-
 ем  своих родных уже и изменился.  А пламенная любовь без религии
 очень ненадежна. Жалею я тебя, что ты попала в такую среду. Впро-
 чем,  не унывай и не малодушествуй, молись и надейся на божию по-
 мощь и царицы небесной.
    О религии  не  говори  с ним...  На вас с мамой призываю божие
 благословение, когда сгрустнется, пиши мне.
 
 
                    49.
                            30.6.1950г.
 
 
    Вы говорили,  что  св.Григорий Нисский писал:  "все падшие су-
 щества,  даже и демоны,  достигнут возрождения и восстановления и
 будут спасены". Это он высказал в виде гадания, а не твердого ве-
 рования. Св.Церковь этого мнения не приняла, у св. Григория, иск-
 лючая  этого  гадания,  все  его писание чистое и и православное.
 Преп.  Варсонофий говорил своим ученикам:  "Не думайте, что люди,
 хотя  и  святые,  могли совершенно постигнуть все глубины божии".
 Св.  апостол говорит: "Отчасти разумеваем, и отчасти пророчеству-
 ем" (1 Кор.13.9).  И еще "О глубина Богатства и премудрости и ра-
 зума божия, яко не испытаны судьбы его" (Рим.11,33-34).
     Св. Писание говорит, что будет вечная жизнь и вечное мучение,
 и мы должны этому крепко верить и не вдаваться в тонкое  богосло-
 вие  по  нашему  ограниченному  умишку  и  неочищенному сердцу от
 страстей.  Св.  Иоанн Листвичник пишет:  "мы не будем обвинены, о
 братия,  при исходе души нашей за то,  что не творили чудеса, что
 не богословствовали, что не достигли видения, но без сомнения да-
 дим  Богу  ответ за то,  что не плакали о грехах своих" (слово 7,
 глава 70).  А св.Исаак Сирянин так говорит:  "Как  мячущагося  на
 всех льва, избегай рассуждений о догматах" (слово 9-ое). Мог бы я
 и еще много писать на эту тему, но думаю довлеет и этого.
 
                    50.
                              2.2.1950г.
 
     "Заступница усердная  мати Господа вышнего".  Доброго здравия
     Боголюбивейшая раба божия!
 
     Ты все еще не научилась вести брань со врагом рода человечес-
 кого.  Приступил к тебе со своими хитрыми кознями,  и ты, чуть ли
 не в отчаяние падаешь.  Успокойся и не смущайся; это враг наносит
 тебе  воспоминания о прежних погрешностях;  их не надо принимать,
 просто не обращай внимания,  вот,  что пишет  пр.Марк  подвижник:
 "Прежние грехи, будучи воспоминаемы по виду, вредят благонадежно-
 го. Ибо, если они приносят с собой печаль, то удаляют от надежды,
 а представившись без печали,  влагают внутрь прежнюю скверну".  А
 пр.  Авва Дорофей сказал:  "если страсть тревожит нас,  то мы  не
 должны этим смущаться; ибо смущаться дело неразумия и гордости".
     Больше всего бойся гордости,  ибо за гордость первая  денница
 стал сатаной, и для него Господь уготовил вечную муку. Когда враг
 вносит помыслы самохваления - тогда только надо припоминать преж-
 ние грехи,  чтобы смирить себя. Как сказано в отечнике: один под-
 вижник, когда враг станет бороть его помыслами самохваления, тог-
 да  говорит себе:  "Старик!  Посмотри на свой блуд".  А в прежних
 твоих поползновениях, Бог простит тя чадо, будь спокойна.
     Ты стала прихварывать, что делать? Расположись на волю божию:
 болезни напоминают нам о переходе в вечность. Желаю тебе телесно-
 го здоровия и душевного спасения, храни тебя Господи.
 
 
 
                    51.
                                1951г.
 
 
     Ваше письмо я получил своевременно.  Вполне сознаю,  даже со-
 чувствую вашей тяжелой скорби.  Что делать: ведь не без божией же
 воли они нам приходят, не было бы скорбей, и не было бы спасения,
 все же они очень нас смиряют, и всех и всюду он преследуют, толь-
 ко в разных видах. Судьбы Господни непостижимы нам грешным, и ни-
 какой ум решить не может:  почему Господь посылает разные скорби,
 одним очень тяжелые,  а другим легкие. Против скорбей одно средс-
 тво: терпение и молитва, сказал преп. Марк подвижник.
 
     Большая наша ошибка, что мало думаем о переходе в другой мир,
 ведь эта наша жизнь в юдоли сей плачевной, ничто иное, как путь к
 вечности и приготовление к ней. О, вечности, ты вечность, не име-
 ющая конца.  Жутко здесь,  хоть иногда тяжело живется,  постигают
 тяжкие скорби и лютые болезни,  однако  есть  некоторая  отрадная
 мысль: умру и все это кончится, а там-то чего ждать?
    Господи! Имиже веси судьбами, спаси нас грешных. Аминь! Вы пи-
 сали: "вы знаете мою скорбь, от которой я только и спасаюсь в мо-
 литвенном уповании на милость божию. Представляя его благой воле,
 промыслительно устроить все, во благо нам". Выражено хорошо, даже
 до  слез.  Именно  только этот способ облегчит скорбь и упразднит
 смущение. Вы читаете преп. Варсанофия Великого. Очень назидатель-
 ная книга, я всю свою жизнь зубрю и не могу начитаться.
     Святое писание могут понять правильно только чистые  сердцем,
 они уразумеют волю и намерение божие в писании,  а людям с неочи-
 щенным сердцем от страстей, послужит камнем преткновения.
     Не мне бы отвечать на ваше письмо,  но я забыл свое невежест-
 во, написал, что было у меня на сердце.
 
                    52.
                           10.1.1951г.
 
     Христос посреди нас!
 
     Боголюбивейшая матушка.  Твое  содержательное  письмо получил
 своевременно; пишешь о своих переживаниях. После хорошего настро-
 ения опять было и смущение и уныние;  иначе и быть не может в сей
 юдоли плачевной: даже и святые угодники божии не были свободны от
 подобных изменений; прочти у пр. Исаака сирина 46 главу.
     Еще пишешь, что твоя знакомая попала в секту. Очень жаль, что
 наши православные очень мало знают свое учение и легко уклоняются
 в разные секты.  Ибо все секты,  ереси и расколы основаны на гор-
 дости и самовнушении. В православие авторитет - вселенские соборы
 и учение св.  Отцов. Господь сказал: "Блаженны чистые сердцем, те
 Бога  узрят".  Вот  св.  Отцы  божией  помощью очистили сердца от
 страстей.  Они правильно знают, волю божию, открытую в святом пи-
 сании, а не очистившие сердце от страстей, не могут правильно по-
 нимать св.  Писание,  и такие люди претыкаются на святом писании,
 уклоняются  с правильного пути и идут в разные стороны.  Так ска-
 зать: сошли с большого парохода и сели на утлую ладью и хотят пе-
 реплыть  житейское море,  и погибают в волнах суетных мудрований.
 Они вырывают текст из св. Писания для оправдания своего заблужде-
 ния.
     Мне время маловато вести переписку с  твоей  знакомой,  пусть
 она возьмет книгу епископа Феофана "путь ко спасению", в ней най-
 дет разрешение ее вопросов, умудри ее Господи.
 
 
                    53.
                            20.1.1951г.
 
 
     Ты пишешь, что осуетилась и мало ревности подняться от земли.
 Не горячись,  будь довольна тем, что есть: стремление о едином на
 потребу. Всякому свой образ жизни; сообразуйся со своим положени-
 ем и умудряйся,  чтобы было все ради Бога. К созерцательной жизни
 не стремись, старайся проводить жизнь деятельную, ведь я тебе го-
 ворил:  старайся исполнять евангельские заповеди, ибо суд во вто-
 рое пришествие будет по Евангелию.  Впрочем,  Бога не представляй
 строгим карателем.  Он очень милостивый.  Слава,  Господи, твоему
 милосердию!  Аще случится пошатнуться в добродетели - не трепещи,
 ибо наше естество очень изменчиво.  Ангелам,  только, свойственно
 неизменно  стоять в добродетели.  По апостолу:  "Задняя забывай и
 вперед стремится".
     Теперь я мало читаю книг,  повторяю только по пометкам, они у
 меня помечены в разное время. Определенного, молитвенного правила
 не  держу,  стараюсь держать правило мытаря.  Больше люблю читать
 евангелие, апостольские послания и псалтырь с толкованиями. Когда
 лягу  в кровать,  стараюсь читать евангелие,  сколько знаю на па-
 мять, для меня это очень полезно. Поговорить о едином на потребу,
 не обретох единомысленного: ах, какое великое благо для нас греш-
 ных святоотеческое писание; начну читать, точно раньше и не читал
 это.  Вот, сегодня прочел у пр. Исаака сир. 34 слово, замечатель-
 ное. Меня теперь занимает мысль о вечной жизни. Вечность - и кон-
 ца нет,  жутко делается! Здесь на земле, как тяжело не жилось бы,
 - или сильные скорби,  или тяжелые болезни - все же они кончаются
 со смертью человека.  Иные в тяжелые минуты говорят: умереть ско-
 рей!  Какое то есть утешение, что кончатся страдания, а в будущей
 жизни чего ждать,  вечность не имеет конца,  Господи! Помилуй нас
 грешных. Утешительно читать евангелие. Иногда встану ночью, проч-
 ту главку и лежа повторяю,  даже слезы прошибают от божьего мило-
 сердия.  Дивное божие милосердие,  для нас грешных,  принял  нашу
 плоть и стал истинным человеком (кроме греха),  не скрою от тебя,
 пишу эти строки и плачу.  Пишу тебе не по тщеславию, а просто де-
 люсь своими переживаниями, как для человека единомысленного.
     Эту седмицу я служу и тебя поминаю в  своих  молитвах,  храни
 тебя Господь.  Просфорочки потрудись передать: себя то не обидь -
 возьми две.
     Призываю на тебя божие благословение, с любовью о Христе.
 
 
                    54.
                            2.5.1951г.
 
 
     Вот, какая ты оказалась немощная духом.  Удалили с послушания
 и сердце защемило, даже говоришь "выгнали довольно некрасиво, как
 малую девчонку". Скорбь-то твоя пустяшная, даже и обижаться-то не
 на что. Надо бы довольной и благодарной что теперь, можешь стоять
 в церкви без всякой суеты,  а раньше ведь писала мне,  что как бы
 недовольна была этим послушанием.  А как сменили, ну сердце и за-
 щемило.  Хорошо,  что созналась и покаялась.  Бог простит. Однако
 знай, что без смирительных случаев нам не смириться.
     Читаем св.  Евангелие и забываем страдания Спасителя.  Он был
 совершенный Бог и совершенный человек (кроме греха),  ради нашего
 спасения терпел поношение, укорение, заплевание, ударение в лани-
 ту,  биение по голове тростью и поносную смерть на кресте; прости
 нас Господи,  за наше нерадение и не внимание к твоим страданиям!
 А у нас,  что получается?  Даже ускорительного слова не сказали и
 то сердце защемило;  значит нет смирения - а гордынка. Без смире-
 ния нет спасения и подвиги наши будут тщетны.  Господь дает даро-
 вание не за труды, а за смирение, так нас учат св. Отцы. Во время
 скорбей надо читать св. Евангелие и св. Отцов писание.
 
 
                    55.
                                1952г.
 
 
     ... Ты все осуждаешь себя и считаешь никуда негодной  и  хуже
 всех,  но это одни только слова у тебя,  а чувствуешь себя непло-
 хой;  если бы так и чувствовала,  как говоришь, то не осуждала бы
 других ни в чем,  и не оскорблялась бы на то, что я Х. Назвал ум-
 нее тебя.  Ха,  ха, ха! Какая ты бестолковая. Еще пишешь "Чтобы я
 вымолил у Господа,  быть тебе хорошей", вот еще какая бестолковая
 просьба!  Тоже подобная смеху:  она будет жить спустя  рукава,  а
 старец вымаливай,  чтобы быть ей хорошей. Но по духовному видению
 так не бывает; ни Бог, ни я, тебе не помогут, если сама не будешь
 трудиться в благочестии, сказали св. Отцы.
 
     Вчера пришел ко мне инок и говорит:  "у меня есть очень боль-
 шой грех, не знаю простит-ли мне Господь". Я спросил какой? "Хула
 на Бога и на святые тайны"". Я говорю ему: в этих мыслях нет гре-
 ха,  ибо он от дьявола и называются прилогами, а прилоги безгреш-
 ны;  не  обращай  на  них  внимания и мысль возведи на какой-либо
 предмет святого писания.  Еще поговорил с ним на эту тему  и  дал
 ему Листвичника, чтобы прочел там о хульных помыслах.
     Сегодня 4-ое января св.  Церковь празднует 70 св.  Апостолов.
 Из них 5 апостолов отпали.  Иуда, Николай - был епископом, Фегель
 - был епископом,  Ермоген тоже был епископом, Димас - был иерей и
 служил идолам.  Меня занимали раньше такие мысли:  почему Господь
 избрал этих в ученики для проповеди?  Ведь он знал, что они отпа-
 дут.  Но во время службы,  как-то стало мне ясно,  что Господь по
 своей благости призывает к себе всех,  но свободную нашу волю  не
 нарушает,  а  если  кто уклонится от добродетели в порочную жизнь
 добровольно - сам виноват, так как не потрудился по свободной во-
 ли во угождение Богу. Один возлюбил деньги, а другой век сей вре-
 менный,  так и прочие отпавши.  По свободной нашей воле мы должны
 трудиться в угождении Богу,  тогда благодать помогает нам, а если
 не будем трудиться и благодать божия не поможет:  наш труд и бла-
 годать божия идут совместно.
 
 
                    56. День святой троицы.
                             17.5.1951г.
 
     Письмо послушнице.
 
     ... Не унывай, духовное чадо, и не отчаивайся о спасении свой
 души,  эти мысли от лукавого беса: просто не принимай их. А в ду-
 ховное руководство, в книгу преп. Аввы Дорофея советую тебе поча-
 ще заглядывать:  вот и старайся жить по его совету,  умудри  тебя
 Господи.  Состарился я в монастыре,  а все зубрю эту книгу, она у
 меня настольная и заглядываю в нее почти ежедневно,  ибо она име-
 нуется монашеской азбукой.
     Когда работаешь  вместе с сестрами,  можно поговорить с ними:
 только чтобы не было осуждения и клеветы, впрочем св. Отцы сказа-
 ли "духовный разговор серебро,  а молчание золото", а о празднос-
 ловии - сама уразумей.
     Вот, что еще я тебе скажу.  Особо дружбы не заводи ни с  кем,
 иначе  наживаешь  много  бесполезных скорбей,  и жизнь твоя будет
 многовоздыхательная.  Старайся свою волюшку оставить позади себя.
 За большие подвиги не берись, и никого ни в чем не осуждай, и не-
 мощи в других не замечай,  но смотри на свои,  которых,  конечно,
 найдешь немало. А страсти, о которых ты пишешь, мы победим своими
 силами не можем без божией помощи. Мы должны стараться искоренять
 их,  а  чтобы совсем побороть их зависит от божией благодати.  Ты
 еще молода, не верь себе и смиряйся, пока ляжешь в гроб, твои го-
 ды скользкие.  Впрочем,  что и стрясется, по немощи человеческой,
 не мятись и не малодушествуй, ибо мы не мудрее премудрого соломо-
 на,  и не кротче св. Пророка Давида и не ревностнее апостола Пет-
 ра.  Господь знает нашу человеческую немощь, дал нам в помощь по-
 каяние,  и нет такого греха,  чтобы победило божие милосердие,  и
 все наши грехи,  какие бы они не были,  в сравнении с божим мило-
 сердием - что горсть песку брошено в великий океан.
     Наша монастырская жизнь помаленьку еще теплится,  много  ста-
 ричков ходят с помощью палочек,  вновь поступающих нет, так как в
 данное время молодежь воспитывается не в религиозном духе. По за-
 мечанию епископа Игнатия Брянчанинова, - мы уже последние монахи.
 Впрочем судьбы Господни непостижимы нам грешным.
    Будь, Господи,  воля твоя во всем. Призываю на тебя божие бла-
 гословение,  Господь и Царица Небесная помогут тебе в тяжелые ми-
 нуты.
 
 
                    57.
                            16.8.1951г.
 
 
     Ты жалуешься,  что не можешь сосредоточиться  на  молитву,  -
 "Все есть еще бесчувствие", сознаешь свое нерадение, а не влияние
 внешних дел.  Да, сладостна молитва, но требует большого труда, и
 "молитва  до последней минуты жизни требует борьбы",  сказал авва
 агафон.  Однако, должна знать, что всякому житию свой чин. Ты жи-
 вешь  в  миру - вот и старайся исполнять свое дело добросовестно,
 на которое поставлена божиим промыслом.  Не осуждай никого  ни  в
 чем,  всего чего не любишь сама, того не делай другим. Не любишь,
 чтобы тебе говорили неприятное,  или укоряли,  или досаждали, или
 грубо обращались, или злоречили и ты ничего такого не делай нико-
 му. Вот твоего жития чин и старайся так жить, а в чем совесть об-
 личает, кайся Господу. А куда ты стремишься, - это достояние ино-
 ческого отшельнического жития,  и оно требует совершенного беспо-
 печения,  а главнее всего глубокого смирения: без смирения суетны
 все подвиги.  Ты ведь занята целый день заботами,  да  хлопотами.
 Как возможешь сосредоточиться в молитве?  Если найдется свободная
 минутка,  прочти в евангелии несколько, и апостольского послания,
 и еще загляни в святоотеческие книги. Умудри тебя Господи.
     Относительно твоего разговора,  усматривай сама. Все-же, если
 человек  куда сам не стремится и выбирают его на какую-либо долж-
 ность значит, на это есть воля божия и Господь поможет; а от неп-
 риятностей никуда не уйдешь.  Куда бы человек не ушел - они с ним
 пойдут.
 
                     58.
                           22.10.1951 г.
 
 
    ...А ты ноешь, что у тебя нет для себя добрых дел! А это разве
 не дела добрые, - на работе, которыми обременена по горло. Если к
 этому прибавить еще:  не осуждать других,  и чего себе не хочешь,
 того и другим не делай, этого и довольно с тебя, будь спокойна. А
 нос задирать от хорошего положения, по-моему, крайнее безумие для
 Христианина, стремящегося к духовной жизни. Умудри тебя Господи.
    Не разумно,  даже и грешно, так думать, "что ты пропала бы без
 меня". Читай св.Писание, и св.Отцов и умудряйся. А что значат мои
 советы, когда сам иду ощупью; если что пишу, из тех же источников
 черпаю.  Я  подобен бане:  других омываю,  а сам остаюсь таким же
 грязным.
    Храни вас Господи.
 
 
                    59.
                             3.2.1951 г.
 
 
    Спрашиваешь, можно-ли идти на собрание?  Усматривай  сама,  по
 совету пр.  Варсанофия Вел.  Помолись прежде;  куда мысль склонна
 будет - так и поступи. Впрочем, не собрание причина твоего смуще-
 ния, а самомнение твое.Почему так говорят, а не так как мне надо.
 Но ты вот что сделай:  во время собрания,  читай со вниманием мо-
 литву,  тогда  ты будешь спокойна и виднее тебе будет весь разго-
 вор.
    Сегодня, 3-го,  похоронили иеродиакона Корнилия.  Наверно,  ты
 помнишь его,  - все время пел молебны.  Поболел только  три  дня,
 ежедневно я причащал его;  утром причастил, а ночью в 12 ч. Умер,
 так тихо, что не слыхали даже, которые с ним живут, четыре инока.
 В 12 ч. Посмотрели, а он уже скончался, глаза закрыты и руки сло-
 жены на груди. Блаженная кончина.
 
 
                    60.
                            20.1.1952 г.
 
 
    Как слышно, твой муж пьет. Что делать? - Не скорби, и не осуж-
 дай его, ведь у всякого свои немощи и недостатки. Он ведь тоже не
 без немощей, и не без недостатков. Так вот, учитесь друг у друга,
 тяготы носите, и так исполните закон Христов. Умудри вас Господи.
    А как время-то летит быстро,  ждали рождества Христова, креще-
 ние и новый год,  и все это прошло,  теперь будем ждать св.Пасхи.
 Конечно,  прежде великого поста надо ждать,  как приготовительное
 средство, чтобы совершение справить светлый Христов праздник.
    Вот, что  я  заметил:  под  старость время летит быстрее,  ибо
 чувствуется,  что все кончено, приближается время перехода в веч-
 ность, как то и интересы все пропали. А вот открой ум у молодых и
 увидишь, как у них фантазия играет: они счастливы, получать хоро-
 ших женихов, будут Богаты, и хорошо пойдет семейная жизнь, и мно-
 гое другое на эту тему,  эти картинки пройдут у них в  голове,  и
 опять останутся одни.
    Наша монастырская жизнь помаленьку еще теплится, а все-же сос-
 тарилось наше братство,  просто Богадельня,  один другого старше,
 если доживу до февраля, тогда стукнет мне 79 лет - почтенные, и я
 созрел к переходу в вечность.  Благодарю Бога, что до таких годов
 дожил,  и удостоил меня грешного провести всю жизнь в  монастыре.
 Не знал мирской суеты,  наполненной лукавства, тщеславия, лицеме-
 рия,  лжи и гордыни; а с этими пороками разве почувствуешь, когда
 в душе свой мир и умиление? Я полагаю, нет.
    Вот ты с мужем,  посещая театр и  маскарады,  что  чувствуете,
 когда  придете домой?  Конечно,  получаете некоторое впечатление,
 там получившееся, и будете ждать времени еще и еще посетить те же
 места, разве только если нельзя будет пойти по болезни. Вот в та-
 ком порядке и проходит мирская суетная жизнь. А когда человек бу-
 дет лежать на смертном одре,  или в болезни,  вот тогда-то и при-
 дется испытать неожиданные явления, и вся прошлая жизнь будет че-
 редоваться событиями,  какими он жил, тогда только человек позна-
 ет, что мир сей обманщик.
    На все ваше семейство призываю божье благословение.
 
 
                    61.
                           18.2.1952 г.
 
 
    У вас детей нет и вы желаете иметь их, ваше желание естествен-
 но в порядке вещей. Однако, всяко бывает; не на радость родителям
 дети бывают, а на великие скорби. Расположимся на волю божию, ибо
 он знает наши нужды раньше нашего прошения; если на пользу, будут
 и дети без операции докторской.  Будем молиться так:  Господи, ты
 знаешь  наши  нужды  раньше нашего прошения,  благослови по своей
 благости, что будет нам на пользу. Аминь!
 
 
                    62.
                           12.12.1952г.
 
 
     Твое сердечное письмо я получил своевременно;  от души благо-
 дарю за твое доброе желание и расположение к моему убожеству.
     Радуюсь, что оперировали тебя благополучно, не моя слабая мо-
 литва помогла тебе, но вера твоя в молитвы мои. Это видно из свя-
 того  евангелия;  много раз говорил спаситель:  "по вере твоей да
 будет тебе".
     Я лежал  в  больнице  в  городе Иоенсуу две недели;  теперь с
 божьей помощью, чувствую себя хорошо.
     Очень хорошо знаю я желание женщины; иметь чад и ее скорбь не
 иметь детей. Мое желание, чтобы Господь исполнил по желанию ваше-
 го сердца; расположимся на волю божию и будем ждать его милости.
     Ты предлагаешь свои услуги помочь чем-либо мне,  все  у  меня
 есть, не надо посылать ничего. А по получении сего письма, напиши
 мне свое самочувствие, буду ждать терпеливо твое письмо.
 
 
                    63.
                            27.4.1952г.
 
 
     Все отвечал  на письма разным лицам,  вот очередь пришла и на
 твои письма надо отвечать. Это хорошо, что любишь дома сидеть и к
 себе  никого не звать,  а если люди что скажут,  ты держись своих
 убеждений. Тоже хорошо держать себя подальше от приходских дел, а
 когда  что коснется и надо говорить - не забудь,  прежде помолись
 на опыте увидишь пользу.  Хоть и тяжеловато  терпеть  скорби,  но
 очень полезно.  И мы должны готовиться, с божией помощью терпеть;
 поношение, укорение, презрение и насмешки, если так подготовимся,
 когда он придут, легче будет переносить их. Люди непостоянны; се-
 годня хвалят, а завтра свалять.
 
 
                    64.
                            26.6.1952г.
 
 
     Твою посылочку и письмо, получил я своевременно. За посылочку
 надо тебя не благодарить,  а побранить,  сама живешь в скудости и
 выдумала посылать посылочки,  да еще схимнику, который должен пи-
 таться хлебом и водой по примеру св.Отцов.  Говорю  тебе  строго,
 чтобы впредь этого не было.
     Ты пишешь,  "что ленивая и нерадивая" и просишь, что-бы пору-
 гал тебя. Как я могу тебя ругать, когда сам состарился и этим не-
 дугом одержим и у меня его больше,  чем у тебя.  Все-же не  будем
 унывать и отчаиваться,  смиримся и положим начало, хотя и в 11-ый
 час мы пришли(мо.20). Но Господь очень милостивый, такую же плату
 дает, которые трудились с утра. Слава Господи, святому милосердию
 твоему!
     Господь дает  молитву  молящемуся;  все-же знай,  что молитва
 требует борьбы,  даже до смертного часа;  будь довольна,  какая у
 тебя есть молитва,  к умилению и слезам не стремись,  а когда они
 придут,  остановись,  пока сами пройдут. Молитва или память божия
 это равносильно;  можно ходить, или что делать, и думать о Боге -
 и это также молитва.
     Старайся никого не осуждать,  и чтобы вражды не было бы ни на
 кого, иначе молитва в толк не пойдет. Умудри тебя Господи.
 
 
 
                    65.
                            17.9.1952г.
 
 
     Порадовался я,  что и ты стала читать  духовные  книги,  сама
 опытом почувствуешь духовную пользу от этого чтения,  добрый час,
 продолжай заниматься духовною жизнью.
     Скажи, чтобы она молилась за родителей своего мужа и в церкви
 подавала об упокоении душ их.  Хоть сердце не хочет этого,  пусть
 понудить,  иначе  Бог не примет ее молитвы о спасении души своей.
 Господь заповедал нам даже любить врагов наших (от Мат.5,44, и от
 Луки 6,  27-35). Сам Господь даже молился за распинателей: "Отче,
 отпусти им, не видят бо, что творят" (от Луки 23, 34) св. архидь-
 якон Стефан, когда побивали его камнями, молился так; "Господи не
 постави им греха сего", и сея рек успе.
     Господь, в  святом  Евангелии  много  раз  говорит о прощении
 обид. А ты по своей немощи, а может быть и по гордости, не хочешь
 поминать своих обидчиков.  Знай, что суд будет во второе пришест-
 вие по Евангелию, ибо пройдет небо и земля, но ни иота едина, или
 едина черта не прейдет от закона (от Мат.  5,18).  Страшно не ис-
 полнять евангельских заповедей!  Молись,  чтобы  Господь  смягчил
 твое  сердце,  не помнить обид,  и ты могла молиться за родителей
 твоего мужа.  Может быть мои эти строки покажутся тебе  строгими,
 но иначе не могу писать.
     Преп.Варсанофий Вел.  сказал:  "Мать Сарра сказала: если буду
 желать угодить всем людям, то придется каяться в дверях их".
     О моей болезни,  скорбеть тебе не надо, - будет погрешительно
 с твоей стороны. Долго ли продлится моя жизнь в сей юдоли плачев-
 ной неизвестно;  хоть служить трудновато стало - причащаюсь в ал-
 таре, все же хожу к службам, в трапезу и на прогулку.
     Немощей бояться не надо,  ибо Господь снишел с небес для  не-
 мощных. Человек, если сознает свою немощь и покается, Господь, по
 своей благости, не помянет его немощей и грехов. Больше всего на-
 до бояться дьявольской гордости, тщеславия, вражды и осуждения, а
 немощи смиряют наше мнимое благочестие.  Не удивляйся что хорошие
 люди,  близко стоящие к церкви, глубоко верующие из-за какого-ни-
 будь укола все поносят.  Эти люди внешне,  они не имеют понятия о
 едином на потребу, потому внешнее благочестие и не пользует их. А
 о Х. надо молиться и сочувствовать ее тяжелому крестику.
     На днях говорит мне некий инок:  "Надоело жить,  хоть бы уме-
 реть и желаю,  чтобы превратиться в  небытие".  Но  я  промолчал:
 знаю,  что он не примет моих советов.  Все иноки ведь начитаны, и
 кто как понимает Богословие и  святоотеческое  учение,  правильно
 или неправильно,  и держатся своих убеждений:  таким людям посто-
 ронние советы не подойдут,  они сами охочи учить других.  Ах! Как
 хорошо выразился преп.  Авва Дорофей: " каждый небрежет и не соб-
 людает ни одной заповеди,  а от ближнего требует исполнения запо-
 ведей".  В  течение дня сколько приходится видеть подобных приме-
 ров:  кончено я не обращаю внимания на них ибо это какое-то обыч-
 ное явление:  если следить за собой, увидим в своем сердце просто
 хаос, и подобные явления сердца не задевают.
 
 
 
                    66.
                            4.12.1952г.
 
 
     Судьбы Господни не постижимы нам грешным и никакой ум  понять
 не может, и не будем допытываться, кому какой крест Господь дает.
 Если и поносит и срамит нас, то не будем смущаться и осуждать ее,
 но  будем молиться,  чтобы Господь помог ей и избавил ее от бед и
 скорбей.
     Знай, что  поношения и посрамления,  хоть и неприятно перено-
 сить их, но очень полезно и спасительно для нас; если будешь вни-
 мать  себе построже - узнаешь опытом.  Надо бояться похвалы,  ибо
 она воспитывает тщеславие и самомнение:  горе, если похвала будет
 выше дел.
     Бедный Х. Опять запил. Передай им мой привет, пусть не уныва-
 ют, Господь поможет им исправиться.
     На всех вас призываю божие благословение.
 
 
 
                    67.
                            12.12.1952 г.
 
    Христос посреди нас.
 
    ... Ты пишешь о своих болезнях, что они посланы Богом за грехи
 твои.  Нет,  не так надо думать.  Судьбы Господни не постижимы, и
 наш ограниченный умишко не может понять их;  кому какие болезни и
 скорби даются Богом нам грешным,  однако,  знай,  что в сей юдоли
 плачевной, временной жизни, миновать их не можем.
 
    Умудри тебя, Господи! Не представляй Бога очень строгим судьей
 и карателем.  Он очень милостивый, принял нашу плоть человеческую
 и пострадал,  как человек,  не ради святых, а ради грешников, по-
 добных нам с тобой.  Отчаиваться не надо, ибо нет греха превышаю-
 щего божие милосердие,  отчаяние всегда дьявол наносит,  его слу-
 шать не надо.  Старайся,  по возможности, исполнять заповеди гос-
 подни, не осуждай ни кого ни в чем и не будешь осуждена; если бу-
 дешь следить за собой,  конечно, найдутся грехи, которые не дадут
 причины осуждать других.  Еще: "чего себе не желаешь, того и дру-
 гим не делай", и прочие евангельские заповеди.
 
    Еще пишешь,  что раньше молилась лучше, а теперь не слышу, как
 стучит Господь в сердце.  Тоже не так думаешь!  Раньше у тебя мо-
 литва была мечтательная и думала о себе  нечто  такое,  а  теперь
 стала  понимать маленько - вот,  и увидела себя,  какая ты стала.
 Человек,  чем к Богу больше приближается,  тем больше видит  себя
 грешнее.  Святой  Петр Дамаскин пишет:  "Если человек увидит свои
 грехи аки песок морской,  то в этом состоит  здравие  души".  Вот
 степень святых, а они опытные в духовной жизни; а люди хотят уви-
 деть себя исправными во всем.
 
    Конечно, хорошо бы поговорить лично о духовной  жизни,  ибо  в
 письме трудно писать о тонкостях в духовной жизни.
    Благодари Бога,  что он по своей благости, избавил тебя от не-
 нависти  к родителям твоего мужа.  И впредь старайся н на кого не
 иметь вражды, ибо от ближнего зависит жизнь и смерть.
    Святой апостол  Павел,  перечисляя степени святых,  сравнивает
 одних солнцу, других луне, а иных звездам, и звезды имеют большую
 разницу  между  собой,  но нам бы с тобой быть хоть и малюсенькой
 звездочкой, но на том же небе. А если, что и стрясется по челове-
 ческой немощи,  унывать не надо,  смиримся, сознаем свою немощь и
 покаемся; человеку свойственно падать, а дьяволу не каяться.
    Буди, Господи,  милость  твоя  на  нас,  якоже  уповаем на тя,
 аминь!
 
 
 
                    68.
                            23.12.1952 г.
 
 
    ... Преп.  Моисей скитский говорил, приходящих ко мне за сове-
 тами,  одних утешал,  и уходили с пользой душевной,  а другим,  к
 стыду моему ничего не мог сказать на пользу,  и уходили неутешен-
 ные. Вот святые и то не могли сказать полезное и утешать. А я кто
 такой, чтобы могу утешать в скорбях? Если кто и получал пользу от
 моих советов,  это совершалось по вере просящих. Иеромонах Варна-
 ва,  Троицкой лавры,  прозорливый старец,  посоветовал  какому-то
 купцу  большое дело,  но оно не оправдалось и получилось неловко.
 На Валааме иеросхимонах Алексий, которого очень ублажал о. Ефрем,
 посоветовал  что-то некоей игумении,  а потом одумался и всю ночь
 катался точно веретено.
 
    Вот те,  которые  обращаются ко мне,  - с коротеньким умишком:
 скажу тем свое мнение и потом всегда говорю:  "Впрочем усматривай
 сам или сама".  Правильный совет могут давать только св.Люди, как
 преп.  Серафим Саровский и Сергий Радонежский. А как я могу сове-
 товать правильно, когда сам иду ощупью?
 
 
 
                    69.
                            30.1.1953 г.
 
 
    Ты все пишешь о своих скорбях и о своем внутреннем  расстройс-
 тве.  Знай, что иначе и быть не может в сей временной жизни, и не
 доискивайся,  от кого и через кого они приходят,  ибо без божьего
 попущения  они не бывают.  Если и волос с головы не погибнет,  то
 тем более покровительство божие над человеком,  и еще сказано  "в
 терпении вашем стяжите души ваши". Я и раньше тебе писал, в скор-
 бях одно средство: молитва и терпение.
    Во время скорби жди мирного устроения, а во время мирного уст-
 роения жди - скорбного.  В этой временной жизни - мирное и скорб-
 ное переживание чередуются.  И святые божие люди не были свободны
 от этих переживаний.  А ты хочешь найти какую-  то  новую  стезю,
 чтобы миновать тяжелые переживания, так не бывает. Ведь тебя пло-
 щадною бранью не ругали и по щекам не ударяли?  Вспомни-ка терпе-
 ние Богочеловека:  биение по щекам, тростью по голове, плевание в
 лицо и разные насмешки,  и это все терпел ради нашего спасения. А
 мы, ради своего спасения, не хотим потерпеть и малых человеческих
 неприятностей.
    Пишу и краснею,  других учу,  а сам кругом виноват,  все же не
 отчаиваюсь,  уповаю на благость божию,  что он спасет  своею  ми-
 лостью мя нерадивого.
    Прости за краткость письма. С любовью во Христе.
 
 
 
                     70.
                            27.2.1953 г.
 
               Письмо болящей.
 
    Заступнице усердная мати Господа вышнего...
 
    ... Ты писала, что ты недостойна моего расположения. Но ни суд
 божий и ни суд человеческий,  перед Богом может быть я  недостоин
 твоего расположения ко мне грешному.
    Вот по божией милости,  тяжелая операция прошла  благополучно.
 Теперь чувствуешь себя очень тяжело,  что делать? Приходится тер-
 петь с расположением на волю божию.
    Будем молиться так: "Ты, Господи, сердцевидче, знаешь нашу че-
 ловеческую немощь, скорби и нужды раньше нашего прощения, и веру-
 ем, что и волос с головы не упадет без твоей воли. Благоволи дать
 нам жизнь нашу прожить по твоей воле,  ибо мы грешные  не  знаем,
 что нам полезно".
 
    У меня ноги мои сдали,  обе болят. Ты посмотрела бы, как я ут-
 ром встаю,  точно младенец, который только что учится ходить, по-
 том раскачаюсь и хожу;  служить затрудняюсь, причащаюсь в алтаре.
 Все-же пока бодрюсь, ко всем службам хожу, только приходиться все
 больше сидя слушать службу и молиться. Впрочем, св. Отцы сказали,
 если и сидя по нужде молишься внимательно, Господь принимает твою
 молитву,  а если и стоя молишься, но рассеянно Господь не внемлет
 такой молитве.  Ибо внимание - душа молитвы  (Варсанофий  Великий
 506 ).
    Может быть летом приедешь к нам,  тогда поговорим о едином  на
 потребу,  а если умру, посети могилку мою, и помолись о упокоении
 грешной души моей.
    Призываю божие  благословение,  храни вас Господь и царица не-
 бесная.
 
                    71.
                           9.8.1953 г. Письмо той же.
 
    Христос посреди нас!
 
    Вполне я сочувствую твоим переживаниям, даже и теперь тревожат
 тебя грехи, сделанные в молодости твоей. Враг рода человеческого,
 дьявол,  навел  на тебя страх открыть мне наболевшее свое сердце,
 когда ты была в монастыре.
 
    Всегда так бывает,  когда человек творит грех, думает получить
 утешение, но по вкушении греха выходит наоборот, великая скорбь и
 томление духа,  и бедная душа мечется точно рыба,  выброшенная на
 берег.  Тяжелое  состояние и человек приходит чуть-ли не в отчая-
 ние.  В такие тяжелые минуты хорошо бы поделиться с опытным чело-
 веком, который, конечно, мог бы, без сомнения, помочь.
 
    Нет такого греха, который бы превышал божие милосердие, и гре-
 хи всего мира точно горсть песку, брошенная в море.
 
    А ты пишешь: "Простит-ли тебя Господь". Созналась и покаялась.
 Господь простил и не помянет твоих грехов.  Будь в этом уверена (
 пр.Езикель ).  В прошлое твое тяжелое время, помучилась твоя бед-
 ная душа,  потерпела оброки греха. Но теперь будь спокойна и бла-
 годари Бога за его святое милосердие.
 
    Молитву Иисусову или память божию одинаково Бог приемлет.  При
 твоей  жизни  для тебя удобнее иметь память божию.  Молитву умную
 надо проходить под руководством опытного  человека,  который  сам
 знает это дело опытом.
    Храни вас Господь. Прошу св.Молитв ваших.
 
 
 
                    72.
                          11.10.1953 г.
 
               Письмо той же.
 
    Христос посреди нас!
 
    Ты любишь  проводить  время вечером уединенно и утешаешься ду-
 ховно.  Да,  ночное время помогает сосредоточиться.  Я тоже люблю
 такое время.  Кругом полнейшая тишина, как-то особенно чувствуешь
 близость Господа.
 
    При молитве появляется теплота, как ты пишешь. Это Господь да-
 ет вкусить некоторое утешение нам грешным,  чтобы мы не унывали в
 молитвенном труде,  когда теплота придет,  надо  остановиться  на
 этих  чувствах,  пока они не пройдут;  только самой не надо стре-
 миться к этому.  Если будешь трудиться усерднее в молитве,  тогда
 теплота сердечная, по божией милости будет появляться чаще, толь-
 ко не возмечтай о себе, что ты что-то великое получила, и от дру-
 гих  всячески скрывай.  Если еще какие будут явления при молитве,
 пиши мне.
 
 
 
                    73.
                           14.1.1954 г.
 
               Письмо той же.
 
 
    Получил твое письмо,  вот ты опять больная, в скорбях и уныва-
 ешь. Много-то не унывай, твои болезни и скорби не случайное явле-
 ние,  а Богом посланы, и нам непостижимо его святое промышление о
 нас грешных;  если Господь промышляет о птицах ( от Луки 12, 6 ),
 так неужели ты забыта у него?
 
    Твоя большая сложная операция отразилась на  твоем  организме,
 "Земные врачи не помогли тебе",  как ты пишешь.  Я советую теперь
 обратиться к небесному врачу душ и телес наших,  к  Господу.  Кто
 там  твой  духовник?  Попроси  его пособоровать тебя и причастить
 св.Христовых таин.  Впрочем,  мирские священники как-то  неохотно
 соглашаются соборовать, но ты попроси, может быть и согласятся.
 
    Если тебе приехать к нам теперь,  то неудобно:  у нас холодно,
 ты больная, расход и потеря времени.
 
    Господь душе и телу твоему да будет заступник. Аминь.
 
 
                    74.
                           12.3.1954 г.
 
               Письмо той же.
 
 
    ...Господь, по  своему  милосердию,  дал тебе хоть малую часть
 вкусить,  яко благ Господь, подобно как апостолам на горе Фаворс-
 кой.  Св.апостол  Петр  сказал:  "хорошо нам здесь быть".  Однако
 знай,  иногда приходится побывать на Голгофе.  Не против чего так
 не восстает дьявол,  как против молитвы; иногда он наводит разные
 помыслы, даже хульные, иногда действует через людей и бывают раз-
 ные клеветы, иногда сухость в сердце, леность и многое другое.
    Это я тебе напомнил, чтобы ты не унывала, когда придется испы-
 тать упомянутое. Свое внутреннее утешение и скорбное испытание не
 надо никому говорить,  кроме духовного отца. Неопытные в духовной
 жизни могут покривить духовное делание.
    Старайся никого ни в чем не осуждать,  а о вражде сама  знаешь
 по опыту. Во вражде Господь молитву не приемлет, все святое еван-
 гелие говорит об этом.
    Вот что еще:  очень бойся возмечтать о себе, что ты что-то по-
 лучила великое,  а другие этого не знают. Ведь были такие подвиж-
 ники, что были восхищены в другой мир и видели славу святых, люди
 прославляли их и они возмечтали о себе и гордость дьявольская ов-
 ладела ими,  и они упали с духовной высоты и вели жизнь распутную
 на посмешище людям.
    Господь да хранит вас с дочерью.
 
 
                    75.
                           11.3.1953 г.
 
 
    Заступница усердная, мати Бога вышняго
 
    ... Твое письмо я полу-
 чил и  прочел внимательно.  Чувствую,  что "уны дух твой в тебе и
 сметеся сердце твое".  В конце письма пишешь: "вы наверно почувс-
 твуете,  что хотелось мне сказать".  Как же мне не почувствовать,
 когда ты вся в меня! Что ты писала - все это у меня есть, точно с
 моего сердца скопировала.  Ну, что же нам с тобой делать? Не кри-
 чать же караул!  Отчаиваться не будем, потерпим и будем молиться,
 чтобы  Господь  помог  нам грешным положить начало.  Ты пишешь "я
 очень глупая,  все хочу научиться уму-разуму,  но ничего не выхо-
 дит", а я век свой прожил в монастыре, и жизнь моя приближается к
 смерти, а уму-разуму не научился, приходится умирать дураком.
     Я ведь тоже, по натуре, человек ленивый, безвольный и застен-
 чивый,  но так не думаю,  как ты думаешь:  "наказание божие". Это
 нам  на пользу,  от этого рождается смирение.  Надо очень бояться
 гордости, самомнения и тщеславия. От подобных неприятных чувство-
 ваний  и  скорбей  святые  люди тоже были не свободны.  Ведь наша
 жизнь,  подобна кораблику,  плывущему в море,  -  приходится  все
 невзгоды терпеть, иначе и быть не может.
 
 
 
                    76.
                           4.10.1955г.
 
     Христос посреди нас!
 
     Радуюсь, что вы помните Валаам и чувствуете помощь  от  преп.
 Сергия и Германа. Вы пишите, что имеете вражду на тетю уже 16 лет
 и не можете примириться. Это очень печально: знай что твои добро-
 детели  Богу  не  угодны.  Как  ты можешь читать молитву Отче Наш
 "...Остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должникам нашим"?
 Сама не прощаешь,  а просишь у Бога прощения?  Всуе молишься, Бог
 не простит тебе до тех пор, пока не примиришься с тетей. Прочти в
 Евангелии, в 5-ой главе от Матфея ст.23. Сам Господь даже молился
 отцу своему за распинателей: "Отче отпусти им, не видят, что тво-
 рят" (от Луки 23,34). И св. апост. архид. Стефан молился за поби-
 вающих его камнями:  "Господи не постави им греха  сего"  (деяния
 апост.7,60).  Вот какие примеры имеем, а ты не можешь примириться
 с тетей.  Пишешь,  что она обидела тебя, но внимательно рассмотри
 себя,  может быть ты и сама не права была;  пусть будет так,  что
 она напрасно обидела тебя,  все же ты должна сходить к ней и при-
 мириться.  Хотя жестокое сердце твое не захочет примириться,  по-
 нудь его, помолись Богу и проси его помощи, чтобы Господь смягчил
 сердце твое,  непременно так сделай,  иначе ты погибнешь. Ибо суд
 божий во второе пришествие будет по евангелию.
    В молитве ко св. Причащению говорится "иди примирись тя опеча-
 лившим",  а если не примирившись приступишь  ко  св.  Причащению,
 тогда св.  Тайны не вменятся в тайны. Вот, что еще есть в церков-
 ной истории:  были очень большие друзья, священник Саприкий и ми-
 рянин  Никифор.  Дьявол  навел на них такую вражду,  что никак не
 могли примириться. Тогда было гонение на Христиан, священник Сап-
 рикий много претерпел мучений, приговорили отсечь ему голову. Ни-
 кофор спросил священника:  мучениче  Христов,  прости  меня  ради
 Христа,  но жестокий священник не простил и сказал мучителям: от-
 рекаюсь от Христа, а Никифор объявил себя Христианином и отрубили
 ему голову.  Саприкий погиб,  а Никифор стал мучеником. Вот какой
 тяжкий грех вражда, после тяжких мучений погиб человек. Из многих
 примеров  написал  я тебе немного.  Не пиши мне писем до тех пор,
 пока не примиришься с тетей.
     Призываю на вас божие благословение, примири и храни вас гос-
 подь.
 
 
 
                    77.
                               1953г.
 
 
     Милость божия да будет с тобой  духовное  мое  чадо...!  Твое
 смущение и исповедь мне понятны;  Бог тебя простит,  чадо, - будь
 спокойна.  По твоем отъезде без тщеславия тоже приступил ко мне и
 стал смущать меня разными прилогами:  но я с божией помощью сразу
 же отразил его.  Благодарю Бога за скорую  помощь  и  за  молитвы
 св.Подвижников, ибо я советами их руководствуюсь в сей юдоли пла-
 чевной. Кто я такой без помощи божией?
     Прах земной  и отвратительный смердящий гной.  Сколько я тебе
 говорил,  духовное чадо,  на пользу души и давал духовные советы,
 заимствованные  от св.Писания и св.  Отцов,  а ты оказалась очень
 бестолковой; готова даже жернов-камень вешать на себя и в воду. А
 знаешь-ли причину? Я объясню тебе: самомнение и тщеславие: они-то
 не дают тебе видеть себя,  какая ты,  в  сущности,  а  возмечтала
 что-то  великое  о  себе.  Это видно из твоего последнего письма.
 Прочти в "невидимой брани" 4-ю главу 1-ой части.  Прости за крат-
 кость  письма,  впрочем думаю,  что дал удовлетворительный ответ.
 Если есть у тебя какое-нибудь недоразумение,  пиши,  только  будь
 откровенна, иначе не будет пользы: твои вопросы и меня толкают на
 дорожку к самопознанию. Спаси и сохрани тебя Господи.
     Еще повторю, Бог тебя простит, будь мирна и спокойна, не при-
 нимай дьявольских наветов, умудри тебя Господи.
 
 
 
                    78.
 
               Письмо инокине.
 
                             6.2.1954г.
 
     Христос посреди нас!
 
     Твое почтенное письмо получил,  прочел с любовью и порадовал-
 ся,  что ты ревнуешь о молитве. Бог благословит - трудись ибо мо-
 литва в духовной жизни главное делание:  однако  знай,  насколько
 она высока и полезна,  настолько и достается дорогой ценой,  т.е.
 Большими трудами.  Преподобный Агафон сказал: "ничего нет труднее
 как  молиться  Богу,  и молитва до последней минуты жизни требует
 борьбы". А чтобы она шла успешнее, постарайся, насколько сможешь,
 исполнять три условия: имеет чистою совесть к Богу, людям и к ве-
 щам.  К Богу старайся исполнять евангельские заповеди,  к  людям,
 чтобы  не  осуждать  и  не враждовать,  к вещам - пользоваться не
 пристрастно. Это приготовительные условия.
     А упражняйся в молитве так:
 в уме не надо представлять Бога и Богородицу или святых,  ум зак-
 лючай в слова молитвы и внимание держи в верхней части груди, ибо
 внимание душа молитвы. На сердце не надо нажимать вниманием, если
 будет  внимание  в груди,  тогда и сердце будет сочувствовать.  К
 умилению и слезам не надо стремиться,  а когда это само  по  себе
 придет  и  теплота  сердечная,  то остановись на этом пока это не
 кончится: думать не надо, что что-то великое получила. Это бывает
 естественно от сосредоточения, но это не прелесть.
     Вот что еще скажу,  на всякий случай:  хоть у редких и  редко
 бывает,  слезы польются просто струей,  люди все покажутся просто
 святыми,  врагов нет,  теплота пойдет по всему телу, но не кровя-
 ная, а особенная, благодатная, так, что на ногах не устоишь, надо
 садиться или ложиться.  Это посетил небесный гость,  тот только и
 знает, кто сам это испытал, посторонним непонятно. В молитве под-
 ражай евангельской вдовице (от Луки 18,2).
     Бывают сухость,  леность,  наплыв  мыслей,  скорби и от людей
 клевета и другое многое,  но это все пройдет  с  божией  помощью,
 только не унывай.  Не верь себе, пока не ляжешь в гроб: имей сми-
 рение и никого не осуждай ни в чем.  Ведь были такие  подвижники,
 которые видели славу святых и такую имели благодать от Бога: тво-
 рили чудеса,  возложением рук исцеляли больных.  Люди прославляли
 их и они возмечтали о себе дьявольской гордостью, благодать отош-
 ла от них и они вели жизнь распутную на посмешище людям. Не удив-
 ляйся,  что страсти сидят в тебе; они напоминают, что мы человецы
 и смиряют нас;  бойся самомнения и дьявольской гордыни. Еще знай,
 что устоять в добродетели зависит не от нас, а от благодати божи-
 ей,  а благодать хранит за смирение. Преп. Исаак Сирский говорит:
 "если  трудишься  в какой добродетели и не видишь плода и успеха,
 не дивись, ибо Господь дает дарование не за труд, а за смирение".
     Без смирения  никакой  добродетели быть не может.  Я по своей
 духовной слепоте не знаю молитвенников и не  могу  тебе  указать.
 Молись  сама,  ибо Господь дает молитву молящемуся,  если будет у
 тебя хоть некоторый молитвенный навык,  тогда и тиканье часов  не
 будет мешать,  но время определить нельзя, может быть пройдут го-
 ды. У юноши Георгия в добротолюбии упомянуто особенное упражнение
 в  молитве.  Ты упражняйся общими правилами,  которые я тебе хоть
 кратко указал.  К схиме не стремись, она она прибавит тебе духов-
 ного преуспевания, или тебе интересно напялить одежду с крестами.
 Старайся о едином на потребу, а остальное все приложится.
     В Киеве  был такой случай:  были похоронены схимник и послуш-
 ник;  когда открыли их гробы, то на послушнике оказалась схима, а
 на схимнике послушническая одежда. Вот тебе и схимник! Недостойно
 ты бедняга,  носил схиму, послужила она тебе не на спасение, а на
 осуждение.  Пишу эти строки и краснею:  ведь я тоже схимник. Увы,
 не послужила бы она мне тоже во осуждение!  Однако не отчаиваюсь,
 Господь милостив, знает нашу немощь и схимнику дал покаяние. Сла-
 ва Господи, святому милосердию твоему!
     Прошу св. молитв твоих о моем убожестве.
 
 
 
                    79.
 
                 Письмо инокине.
                            7.2.1954г.
 
 
    Твое длинное  письмо  получил и прочел с любовью.  Порадовался
 твоей перемене в жизни.  Пресвятая  Богородица  чудесным  образом
 поставила тебя на истинную дорогу,  которая ведет в вечные обите-
 ли, даже приютила тебя под свой покров; глубоко верь, что она по-
 может тебе в горькие минуты твоего переживания,  ибо в этой жизни
 постоянства нет,  но,  как в воздухе бывают перемены.  Как упраж-
 няться в молитве,  я писал Х., Прочти в письме, в котором я писал
 ей.  Советую тебе, но не как закон или повеление, а просто совет:
 ежедневно читай Богородицу Дево Радуйся 12 раз, и 33 раза Иисусо-
 ву молитву, только старайся читать со вниманием молитву, ибо вни-
 мание душа молитвы. От трех условий, о которых я писал тебе, душа
 воспитывается в духовной жизни.  Особенно важно оставить свою во-
 люшку позади себя, да и нелегко это сделать, но зато могуществен-
 ное врачевство против дьявольской гордости.  Гордости свойственно
 настаивать на своем в разговоре,  чтобы его всегда был верх; дру-
 гому подчиниться не может, упорно отстаивает свои мнения.
 
    Вот святые отцы сами прошли этим путем и оставили нам в  руко-
 водство эти условия.  Именно, только этими условиями и приобрета-
 ется внутренний душевный мир, и такой человек, где бы он не жил -
 везде  будет  мирен.  Св.архиепископ  Феофил посетил однажды гору
 Нитрийскую и пришел к нему авва  горы.  Архиепископ  сказал  ему:
 "Какое делание по твоему,  опытному сознанию, есть высшее на ино-
 ческом пути?". Старец ответил: "Повиновение и постоянное самоуко-
 рение". Архиепископ сказал: "Иного пути, кроме этого нет".
 
    Вот, что еще,  хотя я скажу и безумно, но не буду безумен, всю
 я свою жизнь стремлюсь и стараюсь исполнить эти три условия, и по
 божией  милости обретаю хоть и несовершенный мир,  а все же бываю
 мирен.  Назначили меня настоятелем в Печенегский монастырь, прямо
 из  простого монаха посвятили в иеродиакона и иеромонаха и в игу-
 мена;  в две недели собрался в путь-дорогу и учился служить; но я
 по благодати божией был мирен;  удивлялись некоторые иноки:  "Как
 ты спокойно собираешься, другие переходят в другую келью с трево-
 гой, а ты так мирно принял назначение". Многие иноки говорили мне
 многое.  Большинство советовали  отказаться:  ты  ведь  едешь  на
 крест.  Я ответил: "Мы не знаем, когда и где Господь дает крест".
 Вот и собралися в путь, со мной еще два иеромонаха. Ехали мы туда
 16 суток, до города рованиеми на поезде, а от города 500 верст по
 печенге,  250 верст на лошадях и 250 верст на оленях, конечно, не
 легко было, ибо не знали языка, а все же добрались.
 
Семинарская и святоотеческая библиотеки

Предыдущая || Вернуться на главную || Следующая