Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки



                    "Письма Валаамского старца"
                          (отца Иоанна)
 
        Письмо старца по поводу желания издать его письма.
 
                     5.2.1956 г. Новый Валаам.
 
                       Боголюбивые чада мои!

    Вы собрали  мои письма и хотите издать их;  если вы усмотрели,
 что письма послужат на пользу, собирайте и издавайте.
      Я ведь писал письма в разное время и разным лицам, вот и по-
 лучились неизбежные повторения.  Хорошо бы было мне  пересмотреть
 их самому,  но это нельзя исполнить, ибо я не могу приехать к вам
 по болезни ног моих. Да я и дряхлею; теперь мне стукнуло 83 года;
 благодарю Бога, что память пока, хоть и тупеет, но не изменяет.
      Письма писал я, как Господь полагал мне на сердце. Человек я
 от природы застенчивый и не далекого ума,  это я вполне сознаю, и
 память плохая.  В школах я не учился и,  как умею говорить, так и
 писал.
 
      В то время керосина не было еще,  по ночам в избе работали с
 лучинкой.  Я наблюдал за огнем,  лучинку  вставлял  в  светец,  а
 угольки падали в приготовленный ушат с водой.  Отец мой плел лап-
 ти,  а мать и сестра пряли или починяли; еще у меня было два бра-
 та. Вот что еще интересно: спичек не было, в печке делали ямку, в
 нее угли загребали кочергой,  вот огонек там и  хранился.  Случа-
 лось,  потухали угольки, мать бывало скажет:"Ванька, сходи к Анд-
 рею за углем". Вот я и принесу уголек в баночке. Подую на уголек,
 приложу лучинку - вот и добыли огонек!
 
      У нас портной работал шубы;  он умел читать и меня учил.Тупо
 я понимал,  а сестра моя скоро заучила буквы и укоряла меня:  как
 ты не понимаешь?  Вот я уже заучила, а ты все не понимаешь! Нако-
 нец и я научился читать.
 
      Когда я начал читать,  то приобрел несколько  книжек  "Жития
 святых",  - тогда печатались такие маленькие книжечки. Был у меня
 друг единомысленный. Вот мы с ним и толковали, как надо спастись.
 Ходили пешком в Нилову пустынь за 15 верст от нас;  насушим суха-
 рей мешочек,  пристроим на плечи, и марш в дорогу. Ходили мы туда
 три раза: слышали мы, что там, в лесах, живет пустынница Матрена,
 но никак не могли повидать ее.  Да и глуповаты были:  ведь только
 по 13 лет.
 
      Старший мой брат жил в Петрограде.  Он был деловой и не глу-
 пый;  имел трактир и меня к себе взял.  Немного я пожил с ним,  и
 книжки  все приобретал.  Как-то брат поехал в деревню,  а я в Ко-
 невский монастырь.  Нашелся попутный человек,  владеющий  финским
 языком.  На Коневце нам не понравилось и мы отправились дальше на
 Валаам.  Я остался на Валааме,  а попутчик вернулся в  Петроград.
 Мне тогда было 16 лет. Моя мать приезжала повидать меня. Проживши
 4 года в монастыре,  меня взяли на военную  службу.  Служил  я  в
 стрелковом полку 4 года - тогда такой срок был.  После службы по-
 жил в доме с отцом года два и второй раз прибыл на Валаам в  1900
 году.  Вот и живу с тех пор в монастыре, и мысли никогда не было,
 чтобы вернуться в мир.
      Благодарю Господа,  что  он  по  своей милости сподобил меня
 грешного провести всю мою жизнь в монастыре. Кто будет читать мои
 письма, умиленно прошу: помяните в своих святых молитвах меня ве-
 ликого грешника.
 
 
                 Старец Валаамского монастыря.
 
 
 
              Письма 1939-1956г.
 
                    1.
                            4.8.1939г.
 
 
    Почтенное твое письмецо я получил и видно из него, что ты ста-
 ла заниматься внутренней духовной жизнью.  Умудри  тебя  Господь!
 Правильно твое замечание,  что "от молитвы нечего не ждать".  При
 молитве надо себя держать в большем непотребстве, и если появятся
 теплота и слезы, не мечтать о себе что-то высокое; пусть они при-
 ходят и уходят без нашего принуждения,  но не смущайся, когда они
 пресекаются, иначе и не бывает.
     Молитва самый трудный подвиг,  и она до последнего  издыхания
 сопряжена с трудом тяжкой борьбы. Все же Господь, по своему мило-
 сердию, временами дает и утешение молитвеннику, чтобы он не осла-
 бевал.  Молитвенное свое домашнее правило определи сама,  сообра-
 зуйся со временем;  в этом самочиния не будет, только много наби-
 рать  не советую,  чтобы не быть рабом правилу и во избежания то-
 ропливости.
     По божей милости, пока живем благополучно, обычной монастырс-
 кой жизнью. Испрашивая на тебя божие благословение.
 
                    2.
                           4.10.1939г.
 
 
     Добре, что ты упражняешься в Иисусовой молитве.  Святые  отцы
 молитву назвали царицей добродетелей,  ибо она привлечет и прочия
 добродетели. Но, насколько она высока, настолько и труда большого
 требует. Преподобный Агафон говорит: "молитва до последнего изды-
 хания сопряжена с трудом тяжкой борьбы".
     Ты исполняешь по 100 и утром и вечером, довольно с тебя тако-
 го количества, только старайся исполнять со вниманием; но не сму-
 щайся,  что у тебя при этом на сердце сухость,  однако,  понуждай
 себя;  только внимание держи,  как я тебе говорил в верхней части
 груди.  На  работе и при людях старайся умно предстоять перед Бо-
 гом, т.е. иметь память Божью, что Он тут. Если больше тебя умиля-
 ют псалмы и акафисты - их читай, если время есть.
     О непрестанной и умносердечной молитве,  к которой  ты  стре-
 мишься,  не  дерзаем  просить у Господа - такое состояние у очень
 немногих,  едва ли обретешь из тысячи одного человека, сказал св.
 Исаак Сирский,  и в такую духовную меру приходят по благодати бо-
 жией за глубокое смирение.  К теплоте сердечной не стремись - она
 приходит без нашего искания и ожидания; в молитве должен быть наш
 труд,  а успех уже зависит от благодати, большаго не ищи и не го-
 рячись.  В духовной жизни скачки не уместны, а требуется терпели-
 вая постепенность.  Ты еще юная телесно и духовно. Св. Листвичник
 пишет: "Раскрой у новоначального душу - и увидишь неправильность,
 желание у него непрестанной молитвы, всегдашней памяти смертной и
 совершенного  безгневия,  -  такое состояние только совершенных".
 Признак молитвы в теплоте сердечной и в сокрушении сердца, и что-
 бы сознавать себя ничтожной и взывать к Господу:  "Господи Иисусе
 Христе,  Сыне Божий,  помилуй меня грешную",  или другими словами
 можно молиться, как для тебя будет удобнее.
     Ты не хочешь грешить и грешишь тяжело. Что делать?
    - Человецы есмы,  плоть  носящие,  да дьяволами искушаемые.  Не
 трепещи и не унывай сице,  когда и пошатнешься в какой добродете-
 ли,  встань,  выпрямись и опять иди вперед;  знай,  что устоять в
 добродетели зависит не от нас, а от благодати Божией. Имей смире-
 ние и не верь себе,  пока не ляжешь в гроб;  да других не осуждай
 ни в чем.  Кто кого в чем осуждает, тот и сам в эти же грехи впа-
 дает, иначе и не бывает.
 
     Если когда, тебе приходится покривить душой ради одиночества,
 чтобы побыть у себя дома - это не грешно;  умудряйся,  чтобы  все
 было ради Бога. Умудри тебя Господь.
 
 
                    3.
                          27.4.1940г.
 
 
    Письмо твое я получил.  По божией милости остался жив,  хотя и
 сплю на нарах, но духом спокоен, даже и не думаю о Валааме, точно
 как и не жил там.
     Письмо твое я понял, ибо оно писано от чувств, и я чувствовал
 силу слов. Валаам покинул я спокойно, и бомбардировку Валаама пе-
 ренес  благодушно.  Во время тревог не бегал прятаться в убежище,
 хотя оно было у нас в соборе, но сидел в своей келии и читал Свя-
 тое Евангелие.  От грома бомб корпус дрожал, стекла в окнах вдре-
 безги разлетелись и двери открывались,  а у  меня  какое-то  было
 внутреннее убеждение,  что останусь жив.  Уезжать с Валаама приш-
 лось спешно,  хотя и мало что взял с собой,  но не жалею,  только
 очень жаль, что твоя икона и еще родительское благословение оста-
 лись висеть на стенке.  Взял несколько книг из  святоотеческих  и
 довлеет их.
 
     Хоть ты  и  освободилась  от страстей,  но имей смирение и не
 верь себе,  пока не ляжешь в гроб. Наш должен быть труд во всякой
 добродетели, а успех уже зависит от божией благодати, а благодать
 Бог дает не за труды,  но за смирение, насколько человек смиряет-
 ся, настолько и благодать посетит. Я советую тебе прочесть св. Ма-
 кария Великого,  5 слов о чистоте сердца,  - они напечатаны там у
 вас.
 
 
                    4.
                          27.7.1940г.
 
 
    Блаженное твое состояние,  если ты чувствуешь себя  скудной  и
 младенцем среди людей образованных духовно;  не завидуй таковым и
 не стремись к духовным восторгам.  Мистики стремятся к таким бла-
 годатным ощущениям,  и вместо истинного созерцания, впадают в дь-
 явольскую прелесть.  Благодатное ощущение Господь дает  человеку,
 если у него очищено от страстей;  в таком устроении были св. Отцы,
 а нам грешным должно молиться в покаянных чувствах  и  просить  у
 Бога  помощи в борьбе со страстями.  В Отечнике сказано:  "Ученик
 сказал старцу: такой-то "видит ангелов". Старец ответил: "это не-
 удивительно, что он видит ангелов, но удивился бы я тому, кто ви-
 дит свои грехи".  Хотя это старческое изречение и кратко,  но  по
 духовному  смыслу  очень глубоко,  ибо тяжелее всего познать себя
 самого.  Пишешь:  "Слова молитвы и Господь соединились,  и как бы
 нераздельно сам Господь". Тут ошибки нет, так и должно быть.
     Да, "довольство,  богатство, любовь родителей и похвалы окру-
 жающих" большая помеха в духовной жизни.  Святые отцы этих причин
 ко греху очень боялись и всеми силами избегали их; не напрасно же
 уходили в монастыри да в пустыни,  но тебе бежать не надо никуда,
 а старайся быть мудрой как змея, а кроткой как голубь, прочее все
 временное,  пустота, точно мишура. Помнить надо, даже убедить се-
 бя,  что не сегодня,  а завтра однако умрем, а там вечная жизнь и
 время там стоит. Господи помилуй.
     Твои года и путь очень скользкие,  смиряйся и не  верь  себе,
 пока не ляжешь в гроб. Умудри тебя Господи!
     Продолжай молиться,  как теперь молишься.  Если имеете  жития
 святых,  советую, почитывать их, они очень воодушевляют и многому
 научают.
 
       С любовью во Христе.
 
                    5.
 
 Благодари Бога,  что он дал тебе вкусить,  хоть в мале "яко  благ
 Господь". Да, внутреннее свое состояние обнаруживать не надо даже
 и духовнику,  если он не проходит такую же внутреннюю жизнь. Пре-
 подобный  Антоний Великий пишет:  "если ты будешь говорить не ду-
 ховному о духовном,  то ему покажется смешным".  Я тебе  писал  в
 предыдущем письме о смирении,  и еще повторяю:  "смиряйся,  чадо,
 враг очень хитер и мы очень немощны". Преподобный Макарий Великий
 пишет:  "знал я таких людей, которые были в таком духовном совер-
 шенстве, что видели на небе славу святых, и в таком состоянии на-
 ходились шесть лет,  и страшно сказать,  - погибли". Еще приводит
 некоторых мучеников,  которые пали после тяжких мучений. А о про-
 щении грехов св.  Дух говорит через пророка Иезекииля: "аще греш-
 ник покается и жить будет исправно, тогда Господь не помянет гре-
 хов его,  также и праведник, если развратится, Господь не помянет
 его праведности".
     Умудряйся,чадо,будь мудра,  как змея,  а кротка,  как голубь.
 Большую пользу я получаю жить в общем помещении и спать в повалку
 на нарах. Бог один, а пути к нему разные - это мы видим на приме-
 ре св. Отцов: одни проходили внутреннее умное делание, преуспева-
 ли в духовной жизни, а другие много читали псалмов, канонов, тро-
 парей,  тоже преуспевали в духовной жизни.  Еще замечу, пишут св.
 Отцы,  что природные недостатки остаются и у святых - для их сми-
 рения.
     Быть на Фаворе со Спасителем очень весело,  но когда придется
 быть и на Голгофе,  то терпи - имей уши слышать,  да слушай, будь
 внимательна.
 
     Умудри тебя Господь!
 
 
                    6.
                           14.9.1943г.
 
 
     Христос посреди нас! Пользы мало, если только будем читать да
 спрашивать,  как  спастись,  но надо начать трудиться,  работать,
 очищать свое сердце от страстей. Вы теперь знаете, в чем заключа-
 ется духовная жизнь, добрый час, начинайте, умудри вас Господи, и
 меня не забывайте в своих св. молитвах.
     У св.  о. Исаака,  да, язык труден, но еще труднее для нас его
 содержание,  ибо глубок колодец,  а у нас коротка веревочка, и мы
 не можем достать его глубокой, чудной спасительной воды.
     Епископ Феофан даже составил молитву св. Исааку, чтобы он по-
 мог нам понимать его спасительное учение. Вообще св. Отцы с свое-
 го опыта,  от чувств писали,  и понимается их учение теми людьми,
 которые работают над своим сердцем.
 
       Испрашивая на вас божие благословение!
 
 
                    7.
                          14.8.1945г.
 
 
     Христос посреди нас! Твое почтенное письмецо я получил и про-
 чел  с любовью.  Хорошо,  что ты стремишься к духовной жизни,  но
 старайся духа не угашать;  хотя вам и труднее развивать  духовную
 жизнь в миру, но стремящимся
     Господь поможет. Святый Иоанн Листвичник удивляется странному
 в  нас состоянию:  почему имея помощниками для добродетели и все-
 сильного Бога, и ангелов, и св. Человеков, а на грех только одно-
 го беса лукавого, все же удобнее и скорее преклоняемся к страстям
 и порокам,  нежели к добродетели? Вопрос остался открытым. - Свя-
 той не хотел нам объяснить.  Однако, можно догадываться, что наша
 природа,  порченная преслушанием, и мир со своими разными соблаз-
 нами  ошеломляющи,  помогают дьяволу,  и Господь не нарушает наше
 самовластие. Нам должно стремиться к добродетели насколько хватит
 наших сил,  но устоять в добродетели состоит не в нашей власти, а
 в Господней, Господь хранит не за наши труды, а за смирение: "где
 случилось падение - там предварила гордость", говорит листвичник.
     Но Господь по своему милосердию дал  нам  немощным  покаяние,
 ибо наша порченная природа очень и очень склонна ко греху. Св.От-
 цы своим опытом изучили до тонкости нашу природу,  утешают нас  и
 подробно изложили в своих сочинениях способ борьбы со грехом.
     Теперь у тебя есть книжица "невидимая брань",  посматривай  в
 нее  почаще.  Относительно  молитвенного твоего правила умудряйся
 сама,  только чтобы было не на ветер,  как бы  только  выполнить.
 Старайся внимательно. Не лучше ли сократить, чем со смущением вы-
 полнять и быть рабом у правила? Это не моя мысль, а св.Исаака Си-
 рина. И в "невидимой брани" это писано, только не помню в которой
 главе.
 
     Твой недостойный сомолитвенник.
 
 
                   8.
                          11.2.1946г.
 
     Честнейшая о Господе!
 
     По божией милости я здоров,  после обеда часа на 2 хожу дрова
 пилить. Не пугайся, что у тебя нет благоговения в молитве, хорошо
 и спасительно, что нудишь себя молиться; загляни в Листвици сл.28
 и гл.29.
     Бога не представляй очень строгим. Он очень милостивый, знает
 нашу  человеческую  немощь,  святых  отцов мы должны благоговейно
 чтить, ибо они особенные избранники божии, а чтобы смущаться, что
 мы  не можем подражать им,  загляни в Лест.сл.2 6 гл.125.  Я тоже
 желаю,  чтобы Господь сподобил тебя жизнь скончить  в  монастыре.
 Будем молиться и надеяться,  что он осуществит наше желание,  те-
 перь пока поживи с Н.Н.,  Послужи ей по 5-ой заповеди.  К  монас-
 тырской жизни припасай терпение не один воз, а целый обоз.
     Безграмотные мои письма мне не нравятся;  вот я написал тебе,
 чтобы  уничтожила  их,  а если по смирению своему хочешь хранить,
 пусть остаются у тебя. Пиши мне, не стесняйся, всегда отвечу нас-
 колько вразумит меня Господь.  Иногда смущает меня мысль:  "зачем
 переписку веду,  безграмотный, с образованными?" Будем надеяться,
 что мы с тобой, Бог даст увидимся, тогда побеседуем. Святоотечес-
 кое писание направлено к трем степеням духовного совершенства:  к
 младенцам,  средним и совершенным, а как мы с тобой младенцы, нам
 требуется и полезна мягкая пища, вот и извлекай оттуда классы ду-
 ховные, согласно своего возраста.
     Умудри тебя Господи, разбирайся и не смущайся.
 
                    9.
                              19.4.1946г.
 
 
     Вот вступили мы во святую четыредесятницу. Св.Церковь вопиет:
 "Постимся постом приятным,  благоугодным Господеви; истинный пост
 есть злых отчуждение,  воздержание языка, ярости отложение, похо-
 тей отлучение, оглаголания лжи, и клятвопреступления, сих оскуде-
 ние, пост истинный есть и благоприятный".
 
     В прощенное воскресенье,  после ужина, перерыв на 1/2 часа;  в
 7 часов  собрались все иноки в церкви,  пропели пасхальный канон,
 прочли молитвы на сон грядущий, затем приложились к образам. Игу-
 мен просил прощение, сделал земной поклон и вся братия также пок-
 лонилась ему до земли,  и подходили все по очереди прощались, ло-
 бызая рамена, один по одному только и слышно: "Бог простит, и ме-
 ня прости грешного", затем разошлись молча по келиям.
 
     Хороший обычай,  как-то хорошо отзывается на душу, все прими-
 рилось. Всю эту неделю не работают, причащаться будут в субботу.
     Вам поздравляю со св.Четыредесятницей;  помоги вам,  Господи,
 провести  оную  в  Христианском  благочестии  и встретить светлое
 христово воскресение.
 
                    10.
                            10.7.1046г.
 
     Христос посреди нас!
 
     Мое желание о тебе,  чтобы ты проводила духовную жизнь, и что
 было на душе старалась высказать все ради Бога, на спасение души:
 "Блюдите како опасно ходите", говорит апостол, и все наши предос-
 торожности, без благодати божией рассыпаются в дребезги, ибо не в
 нашей  власти состоит устоять в добродетели,  как и раньше я тебе
 говорил;  стремиться к добродетели и понуждать себя надо  крепко,
 это состоит в нашей свободной воле.
     У тебя теперь есть понятие о внутренней жизни и некоторый на-
 вык;  понуждай себя чаще, внутренне молиться насколько хватит сил
 и время, еще упражняйся в смертной памяти и молись Богу, чтобы он
 дал память смертную.  Замечай, какая наша временная жизнь: непос-
 тоянная,  изменчива и скоропроходящая, не внимательных увлекает к
 разсеянности;  а чтобы приобрести внутренний свой мир одно средс-
 тво - непрестанная молитва.  Скука и грусть пройдут,  потерпи, не
 унывай, помоги и храни тебя Господь.
     Верить слухом посторонних не верно;  люди как люди, иногда из
 комара делают слона и видят только немощи, а келейных слез не мо-
 гут знать,  да и не способны проникнуть во внутреннюю жизнь уеди-
 ненного инока.  Степени духовного преуспевания разные и духовного
 познать может только духовный. Полезнее всего видеть всех хороши-
 ми, а себя хуже всех; будешь только следить за собой, тогда имен-
 но увидишь себя хуже всех, так я и раньше тебе лично говорил.
     Всегда поминаю  вас  в своих недостойных молитвах,  и по вере
 вашей да будет милость божия с вами.
 
 
                     11.
                           24.10.1946г.
 
 
 
      За все твои хлопоты сердечно благодарю. Слава и благодарение
 Богу, что Господь помог тебе быть мирной к Н.Н., Помоги ей госпо-
 ди,  только осуждать ее не надо.  Книга  св.Исаака  Сирина  очень
 серьезная,  его в точности понять может только тот,  кто проходит
 духовную жизнь.  Если можешь достать книгу св.Кассиана  римлянина
 советую прочесть, в особенности его собеседования, ибо ты малень-
 ко стала понимать мысли св.Отцев. Это хорошо, что иногда говорите
 о внутренней жизни; знаешь - можешь объяснить.
     У тебя явилось любопытство,  какой был голос у Спасителя,  но
 он был совершенный Бог и совершенный человек,  кроме греха;  надо
 полагать, что говорил, как человек, только в его речи не было че-
 ловеческого искусственного красноречия, но речь его была исполне-
 на величия,  а когда обличал  фарисеев,  надо  полагать,  говорил
 строго.
     Храни вас Господи!
 
 
                      12.
                              15.11.1946г.
 
     По божей милости я совершенно здоров,  и к докторам ходить не
 надо. Работа меня не затрудняет, хожу на работу после обеда часи-
 ка на 2 1/2, в лес сучки собирать, да в кучу класть, - это полез-
 но для тела и для души.
     Вы с Н.Н.  разные,  потому и сердце твое не  располагается  к
 ней. Бог один, а пути к нему разные и всяк идет своей дорожкой.
 
     Благодарю за детскую молитву; детская молитва скоро доходит к
 Богу. Хорошо я помню ее пение и рассказ о св.Батюшке. Черта детей
 - простота, откровенность и естественность; вот Господь и повелел
 нам быть такими, такая черта была у всех подвижников.
     Если будешь  строго  следить за собой,  поистине увидишь себя
 хуже всех,  тогда и хвалящий тебя не повредит,  ибо люди  смотрят
 только на внешность человека,  а внутренне его не знают, исключая
 духовную жизнь проводящих.
     Молитва требует борьбы,  до часа смертного, хорошо, что стре-
 мишься к молитве, помоги тебе Господи, духа не угашай.
 
 
                      13.
                             6.12.1946г.
 
 
     На твои вопросы хороши бы лично поговорить, в письме всего не
 опишешь.  Так и должно быть, когда человек следит за собой, тогда
 другие кажутся ему хорошими, ибо прямое око на всех глядит прямо,
 а кривое око на всех глядит криво. Приобрела книгу преп.Кассиана,
 почитывай,  хотя направлена инокам,  и мирянам прикладна. Из этой
 книги помещены в Добротолюбии 2-го тома умело сделанные  выборки.
 Ты  любишь читать жития св.  И почитывай,  они очень воодушевляют
 нас грешных.  У нас читают всегда в трапезе, ежедневно, и я заме-
 чаю у некоторых появляются слезы.
     Вот и сама замечаешь, что от посещения других и от разговоров
 после бывает тоска, по возможности и уклоняйся, ничто же сумняся,
 хотя и будут маленько недовольны,  ничего,  не смущайся этим.  Ты
 боишься темноты, я тоже побаиваюсь, вот насколько мы слабенькие и
 маловерные в божий промысел.  Когда я шел пешком от  монахинь,  5
 верст  пришлось  идти  лесом  в темноте в одном месте напал такой
 страх,  что по всему телу пошли точно мурашки и уши  зашевелились
 точно кто-то догоняет меня, обернулся назад, сделал крестное зна-
 мение и пошел вперед. Св.Писание говорит: "Боязнь ничто иное, как
 лишение могущества рассудка".
     Относительно твоего смущения,  св.Отцы сказали: "Что делается
 со смущением всегда от бесов". Приложись ко кресту и к божией ма-
 тери и довольно,  будь спокойна,  загляни у св.Варсонофия  вопрос
 430,  и ответ,  еще вопрос 433 и ответ,  там можешь сама маленько
 разобраться.
     Когда не придется исполнить все свое правило, не смущайся, не
 будь рабом правилу.  Держи правило мытарево: "Боже, милостив буди
 мне грешной" и имей память божию, это заменит все правила. Прочти
 у св.Исаака на 136 странице,  еще в "невидимой брани"  во  второй
 части 20 главу.  Когда появятся слезы, остановись на них пока они
 кончатся. Слезы всегда полезны, не смущайся, знай, что без внима-
 ния не заплачешь.
     Когда ляжешь в кровать, занимайся Богомыслием, что помнишь из
 писания, важнее из Евангелия, слезы придут, дай им свободу.
     На исповеди не надо стараться,  чтобы были слезы,  скажи, что
 есть на совести, и больше ничего. Как видно Х.Х. Переживает тяже-
 лое состояние за нее надо молиться,  а не сердиться на  нее.  Да,
 так  хорошо,  что не обращаешь внимание на нее и не вмешиваешься,
 умудри и примири вас Господи.
 
 
                     14.
                              1946 г.
 
 
     Твое письмецо  из  санатория  я получил и видно из него,  что
 уныл дух твой и сметеся сердце твое,  и почувствовала себя выбив-
 шейся  из колеи и стала никуда негодной,  и сама над собой удиви-
 лась.  Однако, вся причина в тебе, ты сама и не замечала, что на-
 ходилось в тонком самомнении и думала,  что уже летишь на небо, а
 внутреннего истинного смирения не было у тебя и совершенного рас-
 положения  на  волю божию,  Господь по своему благоутробию послал
 тебе некоторое изменение в твоей обычной жизни.  И ты упала духом
 и почувствовала себя никуда негодной,  а в этом то и состоит сми-
 рение, что чувствовать себя никуда негодной.
     Не унывай,  чадо,  понудь себя на молитву и по божией милости
 все возмутившиеся внутреннее твое грязное болото успокоится и бу-
 дет тихо и спокойно.  Советую тебе, не торопись выходить из сана-
 тория, отдохни хорошенько, помоги и храни тебя Господь.
 
 
                     15.
                               1946 г.
 
 
     Ты пишешь, что я взялся учить тебя уму-разуму. Но не так; как
 же я могу учить других, когда сам иду ощупью и спотыкаюсь, а если
 ведет слепец слепца,  оба упадут в яму.  После долгой переписки с
 Х.Х., Вероятно хранятся у тебя его письма и помнишь его советы, а
 я  безграмотный  как могу руководить других в таком великом деле,
 которое дороже всего мира,  у меня своих опытов духовных  нет,  а
 если кому отвечаю не свое, а заимствовано от св.Отцов и сам крас-
 нею; других учу, а сам как живу.
     В данное  время  мы  лишены этого блага жить под руководством
 опытного старца в духовной жизни.  Руководитель должен  указывать
 дорогу,  по  которой  сам шел,  а если будет руководить только по
 книгам совсем не то,  говорящий и слушающий думают, что оба нази-
 даются,  но  когда  вкусят  яко благ Господь,  тогда познают свои
 ошибки.  Св.Петр Дамаскин говорит о себе:  "Много я получил вреда
 от неопытных советников". Руководитель должен быть бесстрастный и
 иметь дар рассуждения,  именно: знать время, начинание, предприя-
 тие, устроение человека, крепость, знание, усердие, возраст, силу
 тепла,  сложение,  здоровье и болезненность, нрав, место, знание,
 воспитание,  расположение,  намерение, поведение, понимание, при-
 родный ум,  старание,  бодрость, медлительность, намерение божие,
 смысл  каждого  изречения  божественного писания и многое другое.
 Вот каков должен быть руководитель в духовной жизни и какое иметь
 рассуждение.
     К стыду моему живу я в монастыре уже 48 лет и до  того  расс-
 троился,  что  просто не знаю с чего и начинать,  как спасти свою
 душу;  однако,  ты не подумай,  что говорю так по смирению.  Нет,
 нет,  а  такой есть воистину.  С молоду было у меня ревности хоть
 отбавляй.  Носил некоторое время власяницу и вериги, старался ис-
 кать святых подвижников,  но как-то не удавалось найти,  вероятно
 не понимал их по неопытности своей. Первая ревность очень обраща-
 ет внимание на букву, убивающую дух, и не встречал такого настав-
 ника, который мог бы поддержать ревность и руководил бы правильно
 в  духовной  жизни,  а без руководства живущий - по Листвичнику -
 "не надежный",  ибо он кичится;  так я и остался ни с чем.  Но не
 отчаиваюсь,  верую  в божие милосердие и стремлюсь к нему по силе
 моей. Припоминаю евангельский виноградник, в который пришли наем-
 ники уже в 11-ый час и получили такую же плату,  как те,  которые
 работали с утра.  Очень я доволен и рад,  что Господь  судил  мне
 жизнь проводить в стенах монастыря.
     Ты писала:  "Что любишь вкусную пищу"; а кто не любит? Только
 тот не любит,  кто вкусил небесного утешения и обуздывает чрево -
 этого Господина всего худого.
     Я написал,  что буква убивает дух, но надо понимать намерение
 слов:  буква убивает того,  кто останавливается на ней, и смотрит
 на нее как на добродетель, а не как на пособие к добродетели; ко-
 нечно,  плоды не бывают без листьев,  однако, смоковница засыхает
 без плодов.
     Пребываю с любовью во Христе.
 
 
                    16.
                              1946 г.
 
     Христос посреди нас!
 
     Очень было мне приятно погостить у вас,  однако, мои годы на-
 поминают  мне себя,  что свечечка моей жизни уже догорает,  скоро
 погаснет,  только маленько подымит и все исчезнет; мы должны пом-
 нить, что эта наша жизнь очень скоротечная и подготовка к будущей
 вечной жизни.  Если я с вами здесь не увижусь,  верую  в  будущей
 жизни увидимся, ибо мы с вами соединились не телесно, а духовно.
   Посылочки ваши я получил, посланные с монахиней Х. и с отцом Х.
 Пирожки одни других вкуснее,  слаще всяких булочных пирожков, ибо
 услащает расположение и труд.  Пожалуйста, впредь ничего не посы-
 лайте мне,  у нас все есть, живем на всем готовом, а вам там ведь
 надо все самим приобретать. Помоги вам Господи.
   Книжку Макария Великого читай внимательно, ибо он говорит очень
 глубоко о духовной жизни его писание  можно  назвать  контролером
 духовной жизни.  Если будешь копаться в своем сердце,  тогда уви-
 дишь там змия стоглавого;  однако не пугайся и не робей, с божией
 помощью будешь сокрушать им головы; от внимательной к себе жизни,
 увидишь себя очень худой и немощной,  других не будешь осуждать и
 увидишь всех хорошими и на чужие немощи даже не обратишь никакого
 внимания и в сердце почувствуешь тишину и мир;  по временам будут
 появляться утешающие слезы.
 
    Сегодня праздник вход во храм пресвятой Богородицы, служба бы-
 ла торжественна,  пели на двух клиросах.  Погода хорошая,  солнце
 светит; не стерпеть - пойду гулять. Люблю ходить один, люблю при-
 роду, куда ни посмотрю, все меня утешает; каждое деревцо и каждый
 кустик, а маленькие птички-то с чириканием летают с дерева на де-
 рево,  лапочками повиснут на сучке, что-то клювом берут, и зайчик
 беленький пробежит и встанет на задние лапки, послушает да погля-
 дит по сторонам и поковыляет вперед. Все это так назидает, просто
 не  удержаться от слез,  и во всем видно божий промысел.  Как все
 прекрасно сотворено и милостиво обо всем заботиться и ничто у не-
 го не забыто.  Птички такие маленькие,  ножки точно соломенки,  а
 существуют и кормятся в морозное  время.  Слава,  Господи,  твоей
 премудрости,  слава созданию твоему!  Благодарю тебя Господи, что
 нам многогрешным, немощным иногда даешь приходить в Богопознание,
 это твоя милость.  Мы грешные,  без твоей помощи, не можем созер-
 цать природу и не приобрести не единой добродетели;  наша свобод-
 ная  воля  дана тобою и может только стремиться к добродетели,  а
 приобрести или устоять в добродетели зависит уж от твоей  помощи.
 Одного прошу тебя,  Господи,  имиже веси судьбами спаси нас греш-
 ных.
 
 
 
                     17.
                             21.2.1947г.
 
 
    Поздравляю вас с Р.Х.  Со святой четыредесятницей;  помоги вам
 Господи  провести  оную Богоугодно и достигнуть светлого Христова
 воскресения.
    Вот теперь у тебя есть книга пр.Варсанофия: заглядывай в нее -
 она очень назидательная. Вопросы можешь найти в алфавите, что те-
 бя смущает.  Посылаю для прочтения небольшую книжицу, в ней изло-
 жена система нравственного учения.  Пр.Исаака Сирского: прочти не
 торопясь.
    Духовная дочь о. Х.Х. мне не пишет. Я рад этому, мне не хочет-
 ся знакомиться со многими.  А ты пиши мне, когда вздумаешь, с лю-
 бовью отвечу насколько могу,  мое желание, чтобы ты была истинной
 христианкой,  в полном смысле.  Курево,  конечно, не хорошо, но я
 более строг к душевным страстям: зависть, злопамятство, высокоме-
 рие, лукавство, лицемерие, человекоугодие и сребролюбие, а телес-
 ные страсти,  иногда нас очень смиряют.  Горше всего гордыня, ибо
 дьявол омрачил свою светлость именно гордостью;  гордость изобре-
 тение бесовское.  Бог даст,  когда увидимся поговорим о  душевных
 страстях.
    Стремись, чадо,  к смирению и не верь себе пока  не  ляжешь  в
 гроб.  Не в нашей власти состоит устоять в добродетели,  это дело
 благодати, а благодать хранит именно только за смирение. Листвич-
 ник  говорит:  "Где случилось падение - там предворила гордость".
 Великое для нас счастье,  что мы имеем книги св. Отцов, ибо у них
 подробно говорится о духовной жизни.  Конечно. Хорошо бы духовную
 жизнь проводить под руководством духовного наставника,  но оскуде
 преподобные,  а  без  наставника очень опасно руководиться только
 одними книгами;  все равно,  как в аптеке,  не учившись искусству
 медицинскому, вместо полезных лекарств возьмет отравляющее. Одна-
 ко унывать не надо,  в основание положем мытарево смирение и гос-
 подь по своей благости поможет нам грешным, и избавит от напастей
 на духовном пути.  А в немощах будем каяться,  ибо все подвижники
 благочестия, держались за смирение и покаяние.
    Великий старец Паисий Величковский тоже тужил, что нет настав-
 ников, но он как опытный в духовной жизни, советовал руководство-
 ваться просто с единомысленными;  беседовать и вместе читать свя-
 тоотеческие книги. Так, что ваш кружок очень полезен, ибо тут бы-
 вает обмен мыслей. Смущаться не надо, если когда и выйдет разног-
 ласие, оно бывает даже и у подвижников: Бог один, а идут к нему с
 разных сторон. В таких случаях очень дорог и полезен единомыслен-
 ный собеседник.  Пр.Серафим сказал: "если хочешь себя расстроить,
 поговори с человеком другого устроения",  на опыте так и  бывает.
 Иногда  с  одним человеком говорит - просто отдыхать,  а с другим
 говорить делается тяжело;  хоть спор с ним - не находится,  что и
 сказать ему; думаешь как бы скорее ушел.
    У тебя есть "Добротолюбие" 2-ой  том;  прочти  там  пр.Исихия,
 слово  о трезвении и молитве.  Очень хорошо изложена борьба с по-
 мыслами;  я часто заглядываю туда, просто не оторвешься и никогда
 не надоест читать ее; она очень воодушевляет, хотя и не исполняем
 его советы, все-же полезно знать суть духовной жизни.
    Вот сколько написал тебе,  хоть не складно, но да ладно. Храни
 вас Господи!
 
 
 
                    18.
                            2.3.1947г.
 
   Христос посреди нас!
 
    Пишешь, что ты не устойчивая,  и справедливо, ты подобна трос-
 тинке ветром колеблемой, как ветерок новостей подул, то и зашата-
 лась  в стороны,  а причина то вот ведь в чем:  от разсеянности и
 невнимания к своей внутренней жизни, и мало располагаешься на во-
 лю божию, похвалили родину и готова ехать туда. Однако знай, куда
 бы ты не поехала,  свой внутренний хаос с собой повезешь,  и  там
 встретишь людей, а не ангелов, а царствие-то божие ведь не вне. А
 внутри нас.
 
    Если позаботимся о едином на потребу, тогда остальное все при-
 ложится, ибо это сказано самим Господом.
 
    Сегодня воскресенье (торжество православия),  неделя поста уже
 и прошла, время летит точно на крыльях, коротенькая наша эта зем-
 ная жизнь в сравнении с будущей вечной - точно песчинка в море. А
 что-то мало мы думаем о вечности и плохо приготовляемся к ней, уж
 очень оземлянились и позабыли думать о едином на потребу.
   Господи, даждь ми память смертную.
 
 
 
                   19.
                          29.4.1947г.
 
 
    Письмо твое я получил, хотя ты писала в поезде, однако все ра-
 зобрал.
 
    Хотя и  больно нашему самомнению выслушивать сплетни,  но надо
 терпеливо переносить их и просить помощи у Бога, ибо мы без божи-
 ей помощи не можем преуспеть ни в какой добродетели, это я всегда
 повторяю тебе, ибо это справедливо.
 
    В книге "На горах кавказа" пропусти в предисловии  с  половины
 11 стр.  До половины 17 стр.,  Еще 3-ю и 4-ю главу и ответ на ре-
 цензию пункт 1-й. В указанных местах вкралась ошибка. Враг подза-
 дорил автора,  чтобы подорвать доверие в читателях. Читай не мор-
 щась,  книга очень назидательная;  я частенько в нее  заглядываю,
 ибо видно, что писал не умом, но чувством и вкушал духовные плоды
 от единого на потребу.
   Сердечно приветствую тебя, чадо.
 
 
 
                  20.
                          18.5.1947г.
 
 
    На твои тревоги и претыкания скажу так:  пока наш душевный ко-
 раблик плавает в житейском море,  всегда будет  подвергаться  как
 при переменных погодах; то дождь, то ведро; а иногда сильная буря
 подымается, того и гляди, что выбросит на подводный камень или на
 берег;  иначе и быть не может в сей юдоли плачевной; только в бу-
 дущей жизни будет без перемен.  Когда мы подверженны  страстям  -
 говорю о душевных - самомнения, тщеславия, гнева, лукавства и бе-
 совской гордости - то под влиянием этих страстей,  думается  нам,
 что все люди виноваты и не хороши.  Однако, мы не имеем такой за-
 поведи, чтобы требовать от других любовь и справедливость, а сами
 обязаны исполнять заповедь о любви и быть справедливыми.  Однако,
 не унывай, во время неприятностей углубись в св.Писание и св. От-
 цов  и  в молитву,  тогда опытом почувствуешь мир и тишину в душе
 своей;  своим рассудком,  как не рассуждай,  без божьей помощи не
 можем умиротвориться сами и других умиротворить.
     Храни вас Господь.
 
 
                   21.
                          15.7.1947 г.
 
    Христос посреди нас!
 
    Селедки я получил,  постаралась же ты  даже  и  кости  вынула;
 очень  и очень благодарю.  Был я у отца игумена в больнице в Куо-
 пио,  лечат его лучами. Ехал на пароходе, во втором классе, сидел
 в столовой.  Интересно мне было наблюдать, как люди живут, вспом-
 нил я слова св.Иоанна Богослова:  "Ибо все,  что в  мире:  похоть
 плоти,  похоть  очей и гордость житейская" и это оправдывается на
 каждом шагу,  и видно одно только тщеславие и гордыня,  и  вот  в
 этом  водовороте и кружится весь многомятежный мир со своими пре-
 лестями.  Св.  Исаак Сирин сказал так - "мир льстец и обманщик  и
 поймет только тогда,  когда будет отходить в вечность". По божией
 милости я здоров.  Твои письма я все получил,  будь  спокойна,  я
 припоминаю  даже содержание каждого письма,  однако сознаюсь,  не
 храню их.
    А тебя,  духовное чадо,  еще раз от души благодарю за все твои
 деяния и пожелания. Пиши, буду отвечать насколько смогу.
 
 
                    22.
                           16.9.1947 г.
 
    Христос посреди нас!
 
    По божией милости я здоров.  Хлеб с полей убрали и намолотили,
 во время молотьбы я даже заболел, простудился, пыль, пот и сквоз-
 няк.  Теперь начали картошку копать,  картошки много, при хорошей
 погоде,  хватит на две недели.  При здоровии хорошо и поработать,
 даже назидательно, иногда до слез. Каждый трудится по силе своей;
 разговоры, конечно, разные; иногда некоторые поспорят, даже и по-
 ругаются: человецы есьмы и неизбежно человеческое приплетается.
    Иероманах Михей  мирно  скончался в понедельник 15-го в 3 часа
 утра,  в среду хоронят. Помяни его, Господи, во царствии своем. И
 до нас с тобой,  духовное чадо, очередь придет, неизбежно. Госпо-
 ди! Помоги нам грешным положить начало благое, и имиже веси судь-
 бами спаси нас грешных. Аминь.
 
 
                    23.
                           27.10.1947 г.
 
 
    Очень то не отделяйся от других;  ходишь на именины - и  ходи,
 только  и там будь внимательна,  имей присутствие божие.  А чтобы
 поделиться тебе,  с кем-нибудь, откровенно в переживаниях - у вас
 там нет подходящих,  которые могли бы быть полезны, а с неопытным
 говорить нельзя,  ибо могут покривить дело. Св.Петр Дамаскин ска-
 зал: "Вначале много я страдал от неопытных советников".
    Не удивляйся, что иногда смотрят на тебя дико, когда что гово-
 ришь им,  ибо у них понятия другие, чем у тебя; умудряйся, говори
 сообразно с их устроением.
    Плохо, что не умеешь молчать.  Св.Арсений Вел.  Во многословии
 всегда раскаивался,  а в молчании никогда. После чтения святооте-
 ческих книг,  конечно,  покажутся сухими книги еп.Феофана.  Можно
 сравнить так: святоотеческие книги сметана, а еп.Феофана - снятое
 молоко и разбавленное водой.
    Пишешь, что велика добродетель память смертная.  Св.  Златоуст
 молился  о даровании памяти смертной.  Память смертная дар божий.
 Где-то сказано: "Помни последняя твоя, во век не согрешишь".
    Да хранит тя Господь, духовное чадо.
 
 
                    24.
                           29.10.1947 г.
 
 
    ... Как ты молишься, так и продолжай молиться, молитва иисусо-
 ва и память божия, что Бог тут все видит и все знает, одинакова с
 молитвой.  К высшему не стремись, как-то к умилению и к слезам, -
 это приходит без нашего ожидания,  конечно,  по божией милости; и
 это хорошо,  что есть у тебя стремление к молитве при твоей  дея-
 тельной жизни;  конторское занятие и хозяйственное попечение.  Не
 удивляйся, что не могла рот открывать с знакомой личностью, я то-
 же испытываю это состояние,  даже бывает это и у св.Отцов, прочти
 у св.Кассиана на 187 стр.  В 29 главе сверху 10-ю строчку и даль-
 ше. Умудри тебя Господи.
    В монастыре пока все благополучно,  живем обычной монастырскою
 жизнью, а впредь, что нас ждет, буди воля Господня во всем; это я
 говорю о текущей земной внешней жизни, а главное ждет нас каждого
 и неизбежно час смертный,  и это наша временная жизнь путь к веч-
 ности и подготовка к ней.  Господи, помоги нам грешным благоугож-
 дати тебе, и пошли Христианскую кончину.
 
 
                    25.
                            5.12.1947 г.
 
 
    Сердечное твое письмецо я получил.  Обрадовали меня твои  пос-
 ледние  слова "У меня нет никакого смятения,  а тихо".  По совету
 св.Отцов так и должно быть; аще пошатнешься в какой-либо доброде-
 тели,  трепетать не надо;  пал - вставай, опять пал и опять вста-
 вай,  так до последнего час смертного. Слава, Господи, милосердию
 твоему,  великое твое благо, что дал нам грешным покаяние, ибо ты
 и сошел на землю, не для праведников, а для нас грешных.
    Ведь ты черпала чистую воду, а жаба попала в колодец неожидан-
 но;  выкинуть ее прочь и вода живительная останется чистая.  Меня
 радует,  что ты стала понимать в корне,  что суть духовная жизнь.
 Великое благо,  что св.Отцы оставили нам своим опытом  испытанные
 советы. Чаще заглядывай в книги.
    Храни вас Господи, спасайтесь.
 
 
                    26.
                           20.12.1947 г.
 
 
    Напрасно ты смущаешься за свое малодушное письмо,  мы человецы
 и устроения бывают изменчивы.  Хорошо,  что пишешь свои пережива-
 ния,  они меня не смущают, а наоборот мне нравится, когда все пи-
 шешь, просто с плеча; пиши свои переживания.
    Воображение и  память одно внутреннее чувство;  иногда прежние
 события так напомнят,  точно молотом ударят по голове. Тут требу-
 ется молитва внимательная, с терпением. Память надо набивать чте-
 нием св.Евангелия и творениями св.Отцов,  одним словом,  чтобы ум
 не был праздным. Прежние события надо заменить другими мыслями, и
 постепенно прежние воспоминания вытесняться прочь  и  тоскливость
 пройдет. В одном сердце два Господина не могут жить вместе.
 
    Грешных страстей никогда не удовлетворишь,  чем больше их кор-
 мишь,  тем больше они требуют пищи; они подобно псу, который при-
 вык ходить лизать мясной стул;  как только возьмешь палку и отго-
 нишь его, то и ходить не будет к стулу. Св.Апостол говорит: "блю-
 дите как опасно ходите",  еще "задняя забывай,  вперед распрости-
 райся".
    Знакомая мне дама прислала мне длинное письмо,  пишет, что мо-
 литва иисусова стала прививаться.  Как радостно,  в миру есть мо-
 литвенники;  она была в Германии,  теперь поедет в Южную Америку.
 Добрый путь,  помоги ей,  Господи!  Вот что, чадо, давай-ка, мы с
 тобой  займемся покрепче молитовкой,  по примеру упомянутой дамы.
 Помоги нам,  Господи. Ты теперь к своей работе привыкла, думать о
 ней не надо,  набивай память свою молитвой и Богомыслием.  Добрый
 час,  начинай!  Без молитвы жизнь будет многовоздыхательна:  а от
 молитвы,  когда  получишь навык - сердце возвеселится и умиротво-
 рится; блаженное состояние. Временами еще здесь, на земле, молит-
 венники предвкушают будущее блаженство.
 
 
                    27.
                               1947 г.
 
 
    ... Господь по своей милости дал тебе вкусить, хотя малаго то-
 лику,  яко благ Господь:  ты теперь маленько стала понимать,  что
 такое "царство божие внутри вас есть".  В  такой  момент  видимый
 мир, как бы уже не существует,блаженное состояние тебе теперь по-
 нятно и по каким причинам оно оставляет нас.  Умудри тебя, Госпо-
 ди!  Твой  способ  борьбы со страстями правильный,  ибо порядка в
 страстях нет, какая страсть посетит, с той и борись, однако знай,
 что  ты  своими  силами не можешь победить их,  вот тут-то и надо
 призывать Господа на помощь.  А осуждение великое зло, осуждающие
 восхищают суд божий, и Господь попускает таким людям впадать в те
 же грехи,  причина осуждения от невнимательной жизни;  загляни-ка
 хорошенько в свое сердце, сколько там найдется разной гнили.
    У тебя здоровье тоже незавидное,  однако не унывай -  располо-
 жись на волю божию, не сегодня, а завтра все же умрем.
 
    Вот, что я заметил: большая ошибка и немощь - много заботится,
 чтобы продлить нашу жизнь,  однако жизнь и смерть в руках божиих,
 и Господь сказал:  "Ищите же прежде царства божия и правды его, и
 это все приложится вам".  Вот наша  забота  и  стремление  должны
 быть, чтобы жить по заповедям его, и очистить сердце от страстей.
 
    Писал я тебе,  не горячись. Это относится к тому, чтобы к выс-
 шему не стремилась раньше времени - все в свое время бывает. Если
 будет приготовлено, исполнением заповедей божиих, место в сердце,
 тогда придет и то хорошее состояние,  однако без нашего ожидания.
 Наше  дело  стремиться  и трудиться,  а прочее все зависит уже от
 благодати.  Еще замечу, если будешь осуждать, то не придут к тебе
 слезы и умиление. Вразуми и храни тебя Господи!
 
 
                    28.
                            30.12.1947 г.
 
    Христос посреди нас!
 
    В твоем  последнем письме повторяешь свои переживания.  Но те-
 перь они, благодарение Господу, кончились. Не было бы скорбей, не
 было бы и спасения,  сказали св.Отцы; от скорбей две пользы: пер-
 вая - усердие к Богу и благодарность от всей души.  Вторая -  из-
 бавляет  от суетных попечений и забот.  Из святоотеческих писаний
 видно;  они подобно нам тоже унывали и малодушествовали, даже ис-
 пытывали то, что не пожелали предать писанию, чтобы нас неопытных
 в духовной жизни,  не смутить и не привести в отчаяние.  Конечно,
 Господь попускает быть скорбям соразмерно нашим силам,  кто какие
 может понести.  Они (скорби) нас смиряют, у нас есть какая-то са-
 монадеянность,  что мы своими силами хотим преуспевать в духовной
 жизни,  а в скорбях-то и научаемся смирению,  что наши усилия без
 божией помощи не достигают цели.  Наш должен быть труд к доброде-
 тели, а успех в добродетели зависит уже от благодати, и благодать
 дается от Бога, именно только, смиренным, а без смирительных слу-
 чаев не смиришься.
 
    Мудрую духовную жизнь св.Отцы до тонкости  объяснили  в  своих
 писаниях;  а их писание больше познается жизнью.  Если сам будешь
 работать,  очищать сердце от страстей,  - тогда будет все яснее и
 понятнее. Преподобные отцы, молите Бога о нас грешных, и откройте
 наш умишко, чтобы уразуметь ваше писание.
 
    Пишешь, что дела развлекают молитву. При делах имей память бо-
 жию,  она тоже молитва, и то хорошо, что есть у тебя стремление к
 духовной жизни и к молитве.  Это уже половина спасения,  а  далее
 Бог поможет тебе, только не унывай и не малодушествуй, помоги те-
 бе Господи.
    Еще пишешь,  что  и  начала не положила.  Это чувство хорошее,
 путь к смирению,  в духовной жизни так и есть по закону духовного
 ведения, чем больше человек приближается к Богу, тем больше видит
 себя неисправнее и грешнее.  Избави Бог, если человек увидит себя
 праведным. Господь да поможет вам, Господь да избавит вас от веч-
 ной муки.
 
 
                    29.
                               1947 г.
 
 
    Твое письмецо  я получил и отвечаю на него,  только мои советы
 принимай не как повеление, или закон, а как простой совет, можешь
 и не принять его, если усмотришь, что несогласно со св.Писанием и
 с поручением св.Отцов.
    Не горячись,  раньше времени не стремись к высшему, в духовной
 жизни скачки не уместны,  должна быть  терпеливая  постепенность;
 отчасти  стала уже замечать неполезное для тебя:  светские книги,
 политика и без нужды ходит по людям.  Да, это все вредит для вни-
 мательного.  Твой  способ  борьбы со страстями правильный,  какие
 страсти замечаешь в себе, с теми и борись, только не одними свои-
 ми силами,  а с божией помощью. Однако, больше обрати внимание на
 главную страсть, которая больше тебя борет; знай, еще, наш должен
 быть труд,  а успех зависит от благодати,  благодать дается не за
 труды,  а за смирение; кто насколько смирится, настолько и благо-
 дать  приходит,  и в добродетели устоять зависит не от нас,  а от
 благодати.
    Еще должна  знать,  в  одном устроении не может быть человека,
 подобно погоде бывают изменения.  Хорошо быть на фаворе, а иногда
 приходится быть и на Голгофе, внимательный и рассудительный нахо-
 дит много случаев понять это.  Ах,  как хорошо  говорит  об  этом
 св.Исаак сирский в 46 слове.
    Ты пишешь,  "Мало надежды,  чтобы я попала туда, куда вы". Эти
 слова возьми назад.  Божий суд нам неизвестен,  кто куда попадет.
 Хорошо, что примирились с Х.; Всегда так делай, хоть с твоей сто-
 роны и не было причин ко вражде.  Оптинские старцы духоносны, они
 пропитаны святоотеческим духом,  я высоко чту их и благоговею пе-
 ред ними.  В заключение скажу:  "Друг друга тяготы носите,  и так
 исполните закон Христов".  Что себе не желаешь,  того и другим не
 делай  -  это золотое правило.  Напоминай себе чаще час смертный,
 никого не осуждай ни в чем,  кого в чем осудишь - сама в  эти  же
 грехи впадешь; иначе и не бывает. На вас призываю божие благосло-
 вение.
 
 
                    30.
                             5.1.1948 г.
 
 
    ...Господь знает  нашу немощь,  дал нам ежедневное покаяние до
 гроба.  Пр.Иоанн Лествичник пишет:  "Часто старые привычки  мучи-
 тельным образом обладают и теми, которые оплакивают грехи свои, и
 сие не удивительно. Слово о судьбах падения темно для нас и ника-
 кой ум не постигает это".  Еще говорит: "Не ужасайся, если и каж-
 дый день падаешь;  не отступай от пути божия, но стой мужественно
 и без сомнения,  ангел,  который хранит тебя,  почтит твое терпе-
 ние". Преп. авва Дорофей говорит: "Не тот пьяница, кто раз напил-
 ся, а тот, кто всегда пьет, и не тот блудник, кто раз соблудил, а
 тот, кто всегда блудит". По духовному ведению и наказания разные:
 кто стремится к добродетели и падет,  такому надо делать снисхож-
 дение, ибо он не стремился ко греху, искусился нечаянно. А кто не
 стремится к добродетели, такому требуется строгое наказание, что-
 бы вразумился и стремился к добродетели. Так и твоя единичная не-
 мощь заслуживает снисхождения;  просто пустяк,  скорей же смущает
 тебя гордынька. "Как я это допустила?"
    Господь да хранит вас.
 
 
                    31.
                            13.1.1948 г.
 
 
    ...Тебя просят помогать в церкви,  Бог благословит, потрудись.
 В древние времена такие труженицы назывались диакониссами, конеч-
 но,  и еще много других было обязанностей у них, а с тебя и этого
 довольно.  Не смущайся,  что службу не приходится слушать.  Преп.
 Макарий пишет так: "Труды идут - молящимся, а молитва идет трудя-
 щимя",  вот видишь в общем получается целое. Это я написал своими
 словами на память,  если есть книга преподобного Макария,  прочти
 3-ю главу.
    Это хорошо, что стремишься к молитве, молитва дороже всего, но
 и врагу больше всего она не нравится;  много делает  препятствий,
 но бояться его не надо. Господь дает молитву молящемуся, Бог бла-
 гословит, трудись, молись.
 
 
                    32.
                            19.2.1948 г.
 
    Христос посреди нас!
 
    Поздравляю вас с принятием св.Христовых тайн.  От  исповеди  у
 отца х.  Получила смущение; что делать, потерпи, не унывай. Белое
 духовенство всегда как-то требует от монашествующих строгих  под-
 вигов;  в сущности, инок отличается от мирян только безбрачием, а
 в остальном и миряне должны и обязаны жизнь вести такую же,  т.Е.
 По заповедям.  Заповеди Господни общие для всех.  Иноки удалились
 от мира именно для того, чтобы удобнее исполнять заповеди Господ-
 ни. В данное время, конечно, монастырская жизнь потекла по друго-
 му руслу,  по причине мировых событий. Ревнующим о духовной жизни
 приходится  приспосабливаться к этой жизни внешне,  а более всего
 надо обратить весь свой труд на внутреннее делание.  Св.  Апостол
 павел говорит:  "Телесное бо обучение в мале есть полезно, а бла-
 гочестие на все полезно есть" (1 Тим.4,8).
    У св.Отцов я нашел три пророчества о последних иноках, а епис-
 коп игнатий брянчанинов полагает,  что мы последние иноки.  "Пос-
 ледние иноки иноческих дел не будут иметь; постигнут их искушения
 и напасти,  и которые иноки перетерпят их, таковые будут выше нас
 и отцов наших". Конечно, мир этого не может знать, ибо он знает и
 любит одну только внешнюю показность.
    Спрашиваете, как вам поститься?  Слово о посте очень простран-
 ное.  Я напишу кратко. Мы должны иметь послушание церкви, что она
 заповедала  исполнять в точности.  Если по немощи,  как человецы,
 что не исполним,  - укорить  себя  и  каяться.  Св.Диодох  пишет:
 "пост,  как орудие благоустрояющее,  хотящих к целомудрию,  иметь
 цену, но не перед Богом". Св.Церковь воспевает на 1-ой неделе ве-
 ликого поста в понедельник вечером:  "истинный пост есть злых от-
 чуждение, воздержания языка, ярости отложения, похотей отлучения,
 оглаголания,  лжи и клятвопреступления. Сих оскудение пост истин-
 ный  есть  и  благоприятный".  Ученый  муж,   величайший   аскет,
 преп.Кассиан, пишет так: " ибо если мы будем поститься на том ос-
 новании, что будто грешно употреблять пищу, то не только не полу-
 чим никакого плода от воздержания,  но еще, по апостолу, подверг-
 немся тягчайшему обвинению за нечестие, потому что будем удалять-
 ся брашен, которые Бог сотворил для ядения с благодарением верным
 и познавшим истину;  ибо всякое создание божие хорошо и ничего не
 гнусно, если приемлется с благодарением (1 Том. 4,3); ибо кто что
 считает скверным, тому то и скверно (Рим.14, 14). Потому никто не
 был осужден за одно употребление пищи,  и если ядущие осуждаются,
 то это потому, что с употреблением пищи соединяется, или последу-
 ет за оным предосудительное.
    Относительно богатых людей, которые не хотят платить вам день-
 ги,  умудряйся сама, и с божией помощью решай на основании св.Пи-
 сания.  Умудри вас Господи. Напрасно себя смущаете и думаете, что
 есть у вас какой-либо грех неисповеданный.  Смертные грехи только
 те, которые сознаете и не каетесь.
 
    Еще пишете о снах,  что читали у св.Отцов:  "если повторяется,
 то это правильный сон". - снам верить не надо. Преподобный Варсо-
 нофий Великий пишет:  "Тот, кто один раз явился ложно, может сде-
 лать еще и три раза и более" (ответ 415).  Посылаю выписки о сно-
 видениях.  О кресте,  виденном вами во сне,  пугаться не надо или
 ждать каких-либо скорбей.  Верь что без божией воли ничего с нами
 не может быть.  Вы все пугаетесь и ждете каких-то  неприятностей.
 Этот ваш страх телесный,  есть крест ваш,  помоги, Господи, нести
 его терпеливо.  Хорошо,  что уклонилась от осуждения Х. Помоги ей
 Господи, ибо ее годы скользкие.
 
    Вычитывание акафистов  и 600 молитв хорошо,  только чтобы было
 не на ветер, а внимательно.
    Ненависть к Х. и ее родным - старайтесь с божией помощью иско-
 ренить эти неприятные чувства.
 
    Поздравляю со светлою четыредесятницею,  помоги, Господи, про-
 вести оную в Христианском благочестии.
 
 
                    33.
                            14.4.1948 г.
 
     Мир ти и божие благословение!
 
    Не унывай,  бодрствуй, молись Господу и проси его помощи. Если
 когда и грубенько скажешь х-у,  - что делать,  не  малодушествуй.
 Ведь  ты  не ангел,  человеку свойственно и разгневаться;  все же
 старайся нести ее немощи и Господь понесет твои немощи.  Не  сму-
 щайся, что нападают иногда помыслы плотские, это естественно; од-
 на благодать Господня,  только может освободить  от  них,  однако
 знаю  - они будут напоминать о себе даже до гроба,  и старость не
 свободна от них.
 
    Да, духовная жизнь сложная,  она требует  глубокого  смирения,
 рассудком ее не поймешь,  а постигается только опытом; кто стара-
 ется жить по совету св.Отцов. Если кто спросит у тебя совета, от-
 вечай что знаешь, но предварительно помолись внутренне и располо-
 жись на волю божию, говори просто, не мудрствуй, не старайся пов-
 лиять;  если на пользу,  благодать божия это сделает.  Х. духовно
 младенец;  ее надо кормить молоком.  Что она говорит,  выслушивай
 терпеливо:  когда она все выскажет, ей сделается легче. Скажи ей,
 чтобы она не обращала внимания на других и не следила  бы  за  их
 недостатками,  ибо  каждый  человек  сам за себя даст ответ Богу;
 пусть они сами разбираются в своих  делах.  Такой  заповеди  нет,
 чтобы требовать от других любви и исправной жизни.  Пусть позабо-
 тятся о других те, кто поставлен на это промыслом божием.
 
                    34.
                           30.05.1948г.
 
 
    Письмо ваше содержательно,  писано от чувств, я получил своев-
 ременно  и  прочел с любовью.  Благодарение Господу нашему Иисусу
 Христу,  что он по своей милости освободил тебя от тяжести твоего
 внутреннего  смущения,  и эта помощь была по вере твоей,  а не от
 меня грешного, многосплетенного разными грехами. Хорошо, что при-
 бегаешь к Богу о помощи в скорбные минуты, ибо душа наша сотворе-
 на по образу и подобию божию следовательно только в Боге и  можем
 получать помощь и утешение в скорбные минуты.
    Знай, что без скорбей нам не прожить.  Господь сказал,  что  в
 мире  скорбеть будете.  Не было бы скорбей,  не было бы спасения,
 говорят св.  Отцы. Господь избрал на проповедь св. Пророков и св.
 Апостолов,  однако  скорби  не отнял от них,  а Господь наш Иисус
 Христос совершенный  Бог  и  совершенный  человек  (кроме  греха)
 скорбною жизнью жил на земле.  От сотворенного им человека терпел
 укорение, поношение, презрение, насмешки, побои, даже до позорной
 смерти распятием.  Советую тебе,  не унывай, терпи, молись и ста-
 райся быть мудрой,  как змея,  и кроткой,  как голубь,  от  матф.
 10,16.  Если будешь прибегать к Богу, он по своей милости и умуд-
 рит тебя, и даст голубиную кротость.
   Вот мой  совет твоему мужу:  пусть он покрепче положит начало в
 своем сердце, чтобы больше не пить вина, и помолится Богу о помо-
 щи, ибо Господь слышит каждого человека; пусть в этом не сомнева-
 ется; а одни наши усилия без божьей помощи слабые. Алкоголь всег-
 да льстит и обманывает, начинаешь пить для веселья, а в результа-
 те получается душевный недуг,  томление и телесная болезнь, это я
 знаю опытом.  Помоги ему Господи избавится от алкоголя.  Пусть не
 пьет, слюбится, тысячу раз слюбиться ему.
    Не советую  тебе  мечтать о монастырской жизни.  Господь ведет
 тебя в вечную жизнь мирской супружеской  жизнью,  умудряйся  жить
 ради Христа в семейной жизни,  и Господь видит твое произволение,
 поможет тебе спастись и в семейной жизни,  в этом не  сомневайся.
 Преп.  Макарий великий приводит пример двух женщин, угодивших бо-
 гу;  они пришли в совершенство духовной жизни, были даже выше от-
 шельников.  У них было желание проводить жизнь в монастыре,  а по
 некоторым причинам имели мужей.  Господь,  видя  их  произволение
 угождать  ему  в  монастыре,  помог им спастись,  живших семейною
 жизнью. В данное время жизнь в монастырях не такая, как вам рису-
 ется,  и вы по своей неопытности в духовной жизни,  можете только
 соблазниться монастырскою жизнью.
    На этих днях ходил я пешком в женский монастырь, от нас 14 ки-
 лометров;  ночевал там, посмотрел их житие, бытие, труд огромный,
 питание скудное; помоги им Господи, они уже закалены в такой жиз-
 ни, а вновь поступающим в монастырь едва ли будет вместимо.
    Убывает наше  братство,  может быть уже за спиной стоит смерть
 пишущаго эти строки, и скоро подкосит мою жизнь. Господи, помилуй
 меня  грешного,  и имиже веси судьбами избави от вечного мучения.
 Аминь!
 
 
                    35.
                            3.1.1949г.
 
 
    Господи, благослови!
 
    Прочел твое письмо,  все понял,  перечувствовал,  не скрою,  и
 поплакал. Слава Богу, тяжелое время пережила. Не смущай себя, как
 перестроить свою жизнь, расположись на волю божию и молись, время
 постепенно перестроит. Хорошо, что поминки не устраивала, без по-
 минок довольно было тебе хлопот. Конечно, тебе тяжело было видеть
 и переживать кончину своей дорогой мамочки и раньше  не  приходи-
 лось тебе присутствовать у умирающих. Однако, кончины бывают раз-
 ные.  Игумен Маврикий Валаамский,  боролся со смертью 40 дней,  а
 иеромонах Иереней 60 дней,  вчера похоронили монаха 74 лет, скон-
 чался скоропостижно; до обеда работал, после обеда остался один в
 келии, пришли в келию, а он лежит у стола, душу отдал Богу.
    Человек не умирает,  только переходит в другую  вечную  жизнь.
 Тело из земли, в землю и пойдет, а душа от Бога к Богу и пойдет.
    А там уже его святая воля,  куда определить,  по делам каждого
 на вечную жизнь.  Буди Господи милость твоя на нас, якоже уповаем
 на тебя. Вычитываний много не набирай на себя, старайся, чтобы на
 работе была исправна;  если время позволит,  прочти главу Еванге-
 лия, апост. посланий и кафизму, или даже одну славу, святое писа-
 ние важнее канонов.
    Храни тебя Господи.
 
 
                    36.
                             3.4.1949 г.
 
    Христос посреди нас!
 
    Малодушные минуты бывают не у тебя одной,  все люди испытывают
 эти тяжелые минуты, иногда бывает хоть в голос кричи.
   О судьбах человеческих в загробной жизни, мы не можем решать, -
 его воля.  Однако, я не сомневаюсь в спасении православной верую-
 щей души, но степени блаженства, конечно, по заслугам каждого че-
 ловека. Как св. апостол сказал: "Славы разные, иная слава солнцу,
 иная слава луне и иная слава звездам".  Если какая  грешная  душа
 попадает в ад, св. Церковь замаливает за такую душу и Господь ос-
 вобождает ее из адовых уз. Я грешный верую в церковные молитвы.
   По божией милости я здоров. Храни тебя Господи!
 
 
                    37.
                            12.1.1949г.
 
    Христом посреди нас!
 
   Твое письмо я получил и спешу ответить. Не отчаивайся не унывай
 успокойся.  "Грех и беда с кем не была", говорит русская послови-
 ца.  Фарисеи привели ко Христу взятую в прелюбодеянии женщину,  и
 говорят ему:  "учителю,  что повелеши сделать с ней"  (прочти  от
 Иоанна в Евангелии 8,3-11).
    Боже упаси тебя уходить от мужа,  терпи и молись,  Господь  по
 своему милосердию поможет вам пережить эту неприятность. Муж твой
 очень смирился,  плачет и просит прощения,  ты по заповеди божьей
 прости его,  и никогда не укоряй его,  и не напоминай ему об этом
 искушении. Довольно ему стыда и позора, когда застала его на мес-
 те преступления, это очень тяжело переносить ему, помоги ему гос-
 поди.  Не печаль его,  а старайся показывать ему веселый вид,  ты
 этим облегчишь его терзание душевное.  Св. апостол говорит: "друг
 друга тягость носите,  и так исполните закон Христов".  Если  так
 поступишь тогда молитва у тебя чище пойдет. Св. Отцы пишут: "пок-
 рой грехи ближнего,  Господь и твои покроет".  Конечно, это с ним
 случилось в пьяном виде,  подобное тоже случилось с праведным Ло-
 том,  в пьяном виде согрешил со своими дочерьми.  Прочти в Библии
 1-ю книгу Бытия, гл. 19, стихи 30-38.
    По прочтении твоего письма, сразу и написал это письмо. Прости
 за краткость письма. Эта наша земная жизнь, действительно житейс-
 кое море,  и кораблику нашему приходиться переживать разные невз-
 годы, так и жди, когда выкинет. Однако же, не надо унывать, с бо-
 жией помощью будем стараться переплывать это  море,  и  достигать
 тихого пристанища царства небесного.
    Вам сочувствующий и молитвенно с вами.
 
 
 
 
 
 
 
 
                    38.
                            24.1.1949г.
 
 
    Радует меня,  что  у тебя есть стремление о едином на потребу,
 старайся духа не угашать.  Брачный союз не должен  тебя  смущать,
 ибо он Богом благословен, однако старайтесь друг друга тяготы но-
 сить и также исполнять закон Христов. Умудри вас Господи!
 
    Конечно, мир требует свое:  труды,  хлопоты и заботы,  иначе и
 быть не может, если при этом имеем память божию - и довлеет с те-
 бя; по мнению св.Отцов молитва или память божия одно и то же. Ес-
 ли время когда найдется, хорошо прочесть сколько нибудь в Еванге-
 лии, в апостольских посланиях, и размышление о временной сей юдо-
 ли - плачевной жизни, о смерти и о будущей вечной жизни. Господи,
 помилуй!
Семинарская и святоотеческая библиотеки

Вернуться на главную || Следующая