Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки


      IV.                ?
    ...Как сказал романтически настроенный классик,
    любят - это не когда смотрят друг на друга, а когда двое смотрят в одну сторону;
    это про нас
    вот уже десять лет мы с женой смотрим в одну сторону - в телевизор; вот уже восемь лет туда же смотрит сын...
    Евг. Бунимович .
        В человеке чувство -   - является такой силой, которая служит возбудителем в нем душевной энергии . В первозданном человеке чувство, подчиняясь духовному разуму, было помощником и вдохновителем разума и воли в достижении той высшей цели, к какой был призван Адам - Богоуподобления. Это видно из этимологического разбора самого слова  , которое происходит от глагола   - “зажигаю”, “пламенею”, “горю”, “горячо желаю”, “страстно стремлюсь”. “В этом смысле тимос заключает в себе понятие о присущей человеческой душе сердечной теплоте, жаре, рвении к добру (ревности) и горячей ненависти к злу” .
        Грехопадение, омрачив в человеке образ Божий, не могло не коснуться и этой стороны души - раздражительной. В перевернувшейся тримерии души чувство вместо подчиненного становится повелевающим, уже не разум, но чувство задает направление жизни и деятельности человека: “Диада чувства и разумности становится из противоположности ... противоборствующими началами, с победой чувства и уничтожением разумности... Душа вся становится чувственной и теряет последние следы своей разумности” . Необходимо отметить и то, что в грехопадении чувство из тонкого и духовного превращается в грубое и плотское.
        После отпадения от Бога сердце вместо органа Божественной любви становится поистине “седалищем” страстей: “От сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления” (Мф. 15.19). Вместо любви к Богу сердце становится исполненным любви к “миру сему”. Сердце становится лукавым и нечистым, и если продолжает коснеть в своем ожесточении, становится богоборцем.
        Поскольку сердце является центром духовной жизни человека, то и все внимание подвижников в первую очередь было направлено на его возрождение от греха. Таким образом, перед православным человеком стоит задача очистить сердце от коренящихся в нем страстей при помощи благодати Святого Духа, привить любовь ко всему чистому, святому, Божественному, и в то же время насадить отвращение от мнимых удовольствий мира сего, от всего греховного и плотского. “Сердце же достигает чистоты многими скорбями, лишениями, удалением от общения со всем, что в мире мирского, и умерщвлением себя для всего этого”, - пишет преподобный Исаак Сирин .
        ?     
        Могут ли быть какие-нибудь основания для того, чтобы приписывать техногенному окружению современного человека определенную роль в развитии страстей? Чтобы разобраться в этом, необходимо прежде определить само понятие “страсти” и причины, имеющие значение для возникновения ее.
          (страсть) происходит от глагола   - “страдать”, “мучиться”, “терпеть”; согласно преподобному Иоанну Лествичнику, “страстью называют самый порок, от долгого времени вгнездившийся в душе, и через навык сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собою к нему стремится” . С.М.Зарин отмечает, что в страсти “единичный интерес, чрезмерно разросшись в ущерб другим, подчиняет своему деспотическому господству волю человека” . Существует непосредственная связь между чувством и желанием: однажды испытав греховную сладость, чувство требует ее снова и снова, и таким образом провоцирует волю на удовлетворение страсти. Поэтому хотя и называют страсть “болезнью по преимуществу воли” , однако греховное чувство играет в возникновении страсти едва ли не первостепенную роль . В святоотеческой схеме развития греха чувство имеет огромное значение: от того, будет ли оказано сочувствие прилогу или же наоборот - отвращение, зависит судьба греховного помысла - останется он в душе или же нет. Именно с момента рассмотрения помысла ввиду его привлекательности, соуслаждения им по причине происходящего от него чувства удовольствия, грех и обозначается как таковой.    - “сочетание”, “сосложение” - это уже грех.  “Причина страсти - чувство”, - пишет преподобный Иоанн Лествичник . Поэтому основным фактором образования страстей является, словами преподобного Исаака, “греховная сладость в сердце” , которая связывает все силы души и побуждает их устремляться любыми путями к чувственным удовольствиям, к гедонизму.
        Как же образуется в сердце эта “греховная сладость”? Преподобный Никодим пишет, что через внешние чувства “душа исходит во вне, вкушает вещи, подлежащие испытанию каждого чувства, и теми, кои услаждают сии чувства, услаждается сама, и из совокупности их составляет себе круг утех и наслаждений, во вкушении коих полагает свое первое благо” . Именно поэтому внешнее окружение человека играет такую важную роль в духовной жизни: необходимо всячески ограничить удовлетворение сластолюбивых чувств, поскольку они питают корень всех грехов в человеке - самолюбие. Если же душа привыкает к “сладким чувствам”, то неизбежно “образует в себе похотение к ним. От каждого чувства внедряется, таким образом, в душу несколько похотений, или склонностей и пристрастий” .
      
        Что же несет с собой технократическая цивилизация в этом плане? Конечно, принцип “жизни в свое удовольствие” всегда присутствовал в греховном человечестве, но только в технократическом обществе он смог получить свое наиболее полное воплощение. Освальд Шпенглер писал, что “на место подлинных религий прошлых времен пришла плоская мечтательная болтовня о “достижениях человечества”, под которыми, в конечном счете, подразумевался прогресс трудосберегающей и развлекающей техники” . Таким образом, он выделяет два основных направления развития  техники: первое - это освобождение человека от необходимости труда для обеспечения жизни, другое же по праву может быть названо “индустрией развлечений”. Однако человек мыслит переложить всю свою деятельность на машину опять-таки для того, чтобы иметь больше времени и возможностей... развлекаться! Все технические достижения основываются на одном: признании греховного состояния души человека, со страстями и похотениями, ее естественным и нормальным состоянием. Соответственно этому и цель они преследуют одну - как можно полнее удовлетворить эти пожелания.
        “В природе человеческой через чувственность так укоренилась сила неразумной животности, что многие считают человека ничем иным, как плотью, имеющей способность только к наслаждениям настоящей жизнью”, - писал преподобный Максим Исповедник . Технократическая цивилизация по своей сути является полностью секулярной, поэтому во главу угла она ставит гедонизм, реализуемый любыми способами. Все технические изобретения вращаются вокруг одного: как сделать жизнь легче, необременительнее, а главное - слаще и приятнее. Культ плоти, этого “злобно ласкающегося зверя” , становится центральным в технократической цивилизации, получив в ней более возвышенное название “комфорта”. Примечательно, что Comforter в английской Библии - эпитет Св. Духа - “Утешитель”. Подмена, происшедшая на уровне понятий, проявилась и в жизни: то, в чем (а точнее, в Ком) искал утешения и успокоения человек  дотехнократического мира, заменяется вполне доступными реалиями. По этому поводу В.Вейдле иронизирует: “Пусть брачное ложе уподобилось операционному столу и зубоврачебное кресло стало символом досуга и покоя, все равно, все, чего хотел от своей “обстановки” прежний человек, слилось для наших современников в образе комфорта” . Такое служение плоти С.Булгаков называет “практическим безбожием” .
        В конечном счете главное призвание техники - обеспечить человеку как можно больше удовольствий, как плотских, так и душевных. И, надо сказать, с этой задачей технократическая цивилизация справляется великолепно. Иначе как объяснить такую завлекательность телевидения, компьютерных игр и прочих развлечений, порой доводящих человека до состояния физического и душевного изнеможения? Какую скрытую сладость должна заключать в себе компьютерная игра, что она “может отнять у тебя несколько недель, а то и месяцев” , причем в жертву ей будут принесены и сон, и нормальное питание, и обычные дела!
        Современного человека сызмальства приучают к гедонизму, и именно он часто становится смыслом и целью жизни. Когда же технические средства позволяют получать широкий спектр удовольствий при минимуме усилий (как это происходит в виртуальной реальности), человек, будучи рабом сластолюбия, оказывается уже не в силах остановиться и твердо сказать себе “нет!”. Поэтому нередки случаи, когда в залах игровых компьютеров или симуляторов   некоторых игроков приходится в буквальном смысле силой “отдирать” от компьютерного автомата, когда истекает время игры или заканчиваются деньги. О том, что собой представляют подобные увлечения, говорит преподобный Григорий Синаит: “Из наслаждения рождается необузданность невыразимых нечистот. Согревая всю природу человека и затемняя господствующий орган - разум, (необузданность - П.В.) ведет его к экстазу, делая его безумным... Это - демонизированные и обманутые. Это - экстаз безумия. Демон ведет их к этому” .
        Святые отцы относились к наслаждениям падшей человеческой природы однозначно. “Удовольствие лежит в основе всех страстей” , - утверждает святитель Григорий Нисский, а преподобный Нил Синайский говорит: “Удовольствие - это пажить пороков” ,  поскольку питает самолюбие. В современной же цивилизации эгоизм давно уже не считается пороком; более того - он-то и составляет главное “право” личности в нынешнем понимании. “Любите себя, берегите себя - и вы выживете!”  - вот он, главный лейтмотив современного поведения, насаждаемый со всех сторон! Однако, если “прежде всех страстей - самолюбие” , как говорит преподобный Исаак Сирин, значит, техногенная среда представляет собой богато удобренную почву для произрастания страстей всякого рода, поскольку не только позволяет быстро и легко реализовывать любые страстные пожелания, но сама же их и разжигает в человеке, о чем уже говорилось во 2-й главе.
        Поэтому нельзя не согласиться с В.Шубартом, когда он пишет, что “еще никогда не было такой культуры, подобной прометеевской, которая бы с такой энергией и однобокостью стремилась к чувственным удовольствиям, к примитивным утехам плоти, осмеивая заботу о спасении души; и никогда не было культуры, которая бы сделала человека более несчастным и жалким, как эта” . Рассмотрим теперь подробнее, какую роль может играть техника в развитии основных видов страстей.
      ?   
        О том, как техногенное окружение способствует развитию властолюбия, самоволия, а также пьянящего чувства собственного всесилия уже говорилось в  III-й главе. Добавим только, что один из самых популярных героев современных телефильмов, мультфильмов, компьютерных игр, детских игрушек - это “Супермен”,  сверхчеловек Ницше, желанный идеал технократической цивилизации. Можно сравнить два идеала: античной гимнастики и нынешнего “body-building”: если в первом случае - это гармонично развитое тело человека, то цель современного “культуриста” - внешне - стать грудой мышц, неестественно вывороченных и выпяченных, а внутренне - через это почувствовать себя “суперменом”. Отметим сразу: культуризм не есть просто какое-то “ответвление” тяжелой атлетики. Культуризм - это и техника, и философия, с помощью которых можно почувствовать себя “суперменом”. Культуризм - это даже не культ плоти. Это культ силы и собственного превосходства. В культуризме человек оценивает себя как вещь, и только; как груда мышц и показателей их силы.
        Однако, чтобы ощутить себя “суперменом”, вовсе необязательно отягощаться занятиями на тренажерах и принимать анаболические средства для успешного роста мышечной массы. “Чувство сверхчеловека «даруется» всякому, вставшему на путь компьютерного обеспечения реализации желаний” .    В компьютерной игре можно стать кем угодно - хоть суперменом, хоть творцом и управителем очередной виртуальной Вселенной... Сам принцип компьютерной игры основан на развитии страсти гордости и соперничества: ты должен превзойти соперника по количеству убийств, насилий, или же обмануть его, набрать больше очков, выйти на более высокий, чем он, “уровень”, сохранив при этом больше “жизней”.... Девиз компьютерных игр тот же, что и самой технократической цивилизации: “Победа любыми средствами!” - а над кем и зачем, это уже второстепенно, главное - почувствовать себя “крутым” игроком и победителем!
        Немало развитию тщеславия способствуют  так называемые “стратегические” компьютерные игры. Здесь играющий оказывается в роли правителя страны или вселенной, и он должен взять на себя все руководство строительством городов, управление хозяйством, ведение войн и т.п. во всевозможных вариациях. При этом необходимо обладать определенными познаниями в данной области, чтобы добиться наилучшего результата. В итоге создается ощущение своего “профессионализма”, будто никто другой не сможет добиться подобных результатов. Это самолюбование, самоупоение способно так привязать к игре подобного рода, что она отнимет недели и месяцы для устроения “совершенного” мира на свой вкус. Недаром такие игры относятся к наиболее отнимающим время  у игроков. Вот что говорит легендарный Сид Мейер, “дедушка” компьютерных игр, автор игры “Civilization”, “которая положила начало «симуляторам Бога»(sic!), шедевра, в который играли миллионы людей по всему миру” : “Заставить пользователя увлечься и забыть обо всем, кроме происходящего на экране - вот задача любого разработчика!” . “Во-первых, дабы привлечь пользователя, надо поставить его в ситуацию, одновременно соблазнительную и невозможную в реальном мире. Во-вторых, важно, чтобы игрок использовал свои собственные знания и эрудицию, а не лазил поминутно то в описание, то в энциклопедию”  - вот прекрасный ответ самого автора “Civilization” на утверждения некоторых о “полезности” таких игр, которые “развивают” эрудицию! Компьютерная игра ничего не развивает, кроме страстей; она создает лишь ловкий обман и видимость этого “развития”.
      ? ?  ?  
        В 1-й главе уже упоминалось, что отцом военных орудий считают Тувалкаина, “ковача всех орудий из меди и железа”(Быт. 4.22). Изобретение вооружений во все времена было одной из главных сторон технической деятельности человека, и современная техника вовсе не составляет исключения из этого правила. В.Шубарт говорит об изначальном страхе, присущем “прометеевскому” человеку, в отличие от “иоаннического” доверия, свойственного православному Востоку. Если обратиться к истокам первой технократической цивилизации каинитов, то можно предположить, что “Каинов комплекс” не в меньшей мере присущ и современному человеку - ему также характерно стремление к бегству от самого себя и вместе с тем - агрессивность, подсознательно связанная со страхом возмездия за грехи. Современная безумная гонка вооружений - не более чем продолжение строительства города Каина, стремление создать для себя хоть внешнюю видимость безопасности, раз нет внутреннего мира и уверенности. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что “гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей, и самих теней” .
        “Техника вошла в стадию самоуничтожения, - пишет В.Шубарт. - Сейчас нет почти ни одного изобретения, которое не имело бы отношения к войне или не было испытано на пригодность в военных целях” . И действительно, мало кто знает, что “видео было создано после Второй Мировой Войны с целью радиоконтроля над самолетами и авианосцами” , а изобретатель телевидения Своркин изначально “хотел разместить камеры на ракетах с тем, чтобы можно было наблюдать за небом” . ЭВМ замышлялись для сугубо “военно-математических и стратегических целей, в частности: для исчисления, вычисления траекторий чужих и коррекции полета своих ракет” . Еще в  XVIII веке святой Косма Этолос предвидел цель изобретения самолета: “Узрите людей, - говорил он своим ученикам, - летающих по небу словно чайки и метающих огонь на землю. Те, кто будут живы, тогда побегут на кладбища и закричат: “Выходите, мертвецы, чтобы мы, живые, ушли в ваши могилы!” ...
        Самые передовые технологии во всех областях - военные. “Нет другой более совершенной военной технологии, чем информационная”, - ответственно заявляет Михаэль Каш, директор компании Electronic Data Systems . На развитие информационных технологий в 1998 году Министерство Обороны США выделило 10, 2 миллиарда долларов . Характерно, что большинство технических “достижений” цивилизации изначально предназначалось для военных целей. О чем все это говорит? О том, что в основе технократической цивилизации лежит страх, а проистекающая из него агрессивность является главным движущим фактором научно-технического прогресса.
         Истоки агрессивности современного человека действительно лежат в его гордости, индивидуализме, стремлении обособиться. Технократическая цивилизация обеспечивает человека всем необходимым для жизни, однако не дает ответа на вопрос о смысле этой жизни, в результате чего человек оказывается без самого главного, что могло бы объединить все движения души в едином направлении. Примечательно, что современная мода на кожаные куртки с металлическими заклепками, шипами, цепями и т.д., продиктована ни чем иным, как все  возрастающим чувством неуверенности в себе. Согласно признаниям самих же “металлистов”, без такой кожаной куртки человек чувствует себя беззащитным, почти что обнаженным. Тот же самый страх, который гнал прародителей от гласа Божия в раю, присутствует и здесь - как и те же самые “кожаные ризы” - только теперь - в виде кожаных курток...
        Если руководствоваться ключом к психологическому тесту “Несуществующее животное” , то становится ясно, что в основе современной моды (особенно молодежной) лежит скрытая агрессивность. Смысл этого теста заключается в том, что просят изобразить на листе бумаги несуществующее животное. Наличие рогов, копыт, зубов, когтей, драконьих крыльев, согласно ключу теста, свидетельствуют о присущей данному человеку агрессивности. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на одежду воспевателей техногенной культуры - музыкантов стиля “Heavy Metal” (“тяжелого металла”): это, как правило, черные очки ( = страх, что кто-то сможет “заглянуть” в душу!), тяжелые цепи с бритвенными лезвиями или ножами ( = агрессия), черные кожаные куртки с металлическими шипами ( = шкура, рога и когти), туфли на высоком каблуке (в особенности последние модные модели не оставляют никаких сомнений - не туфли, а самые настоящие копыта!). Чтобы понять, какие чувства нередко развивает рок-музыка, приведем лишь один текст песни “Я убиваю детей” группы “The Dead Kennedy”  :
    Бог приказал мне содрать с тебя кожу живьем.
    Я убиваю детей,
    Я люблю видеть их умирающими.
    Я убиваю детей
    И заставляю рыдать их матерей,
    Давлю их автомобилем,
    Я хочу слышать их крик,
    Кормлю их отравленной конфеткой,
    Порчу им праздник...
        Попутно отметим, что если в начале 80-х годов 87% подростков ежедневно слушали рок 3-5 часов, то появление миниатюрных магнитофонов и аудиоплейеров позволило рок-музыке стать постоянным спутником меломанов - согласно исследованиям,  время, в продолжение которого льется в сознание поистине роковая музыка, уже составляет 7-8 часов в день .
        Агрессивность, скрытая или явная, всегда является законнорожденной дочерью гнева. Страсть же гнева всегда основывается на самолюбии. Эта страсть возникает, “когда ускользает источник самоуслаждения, когда есть препятствие к осуществлению личных целей и стремлений, когда воля приходит в столкновение с другой волей” . Авва Исаия говорит, что гнев умножается в нас, “когда стремимся удовлетворять пожеланиям и когда последуем собственной воле” . Поскольку техногенная среда многими способами насаждает различные пожелания, убеждает человека жить только так, как ему хочется, то любое препятствие на пути реализации своих похотений вызывает в человеке гнев. Иногда техника играет злую шутку над своими приверженцами: в самый неподходящий момент она отказывается работать. А поскольку тенденция развития технологий такова, что техническим средствам поручаются все более ответственные и важные задачи, то соответственно этому растет и потенциальный ущерб для человека (во всех отношениях!), когда техника перестает правильно функционировать или же вообще отказывает. Например, попавший в компьютер “вирус” может полностью уничтожить или испортить всю информацию, находящуюся в компьютере. Известны случаи, когда в результате таких печальных происшествий (согласно PC WEEK\RE, каждый день создается как минимум 12 (!) компьютерных вирусов ) человек в мгновение ока оказывался лишенным трудов многолетней деятельности. В лучшем случае для пострадавшего это заканчивалось сильным стрессом, в худшем - инфарктом. Что происходит в душе водителя, когда за полчаса до отправления поезда его автомобиль категорически отказывается заводиться, догадываться не приходится... Отношение к страсти гнева все это имеет самое непосредственное: привыкнув надеяться на технику более, чем на Бога, человек рассчитывает посредством ее добиться своих целей. Когда же это не удается - появляется вполне оправданный повод для удовлетворения страсти гнева.
    
     Диаграмма 4. Процентное соотношение популярности игр среди детей г. Москвы .
    
    Диаграмма 5. Ежедневно играют в компьютерные игры в России (среди учащихся) (по данным ВГТУ) .
        В людях культивируется пристрастное отношение к вещам, доходящее порой до безумия и открытого поклонения им. Понятно, что потеря или порча такого предмета страсти неизбежно влечет за собой гнев. Если вы - водитель, и случайно заденете чей-нибудь “Мерседес”, на кузове которого окажется хоть одна маленькая царапинка, вам придется испытать на собственном опыте правдивость этих слов...
        Огромную роль в насаждении агрессивности играет современная аудиовизуальная культура. Достаточно посмотреть на одни обложки продающихся видеокассет, как становится ясно: основная их масса посвящена насилию и разврату. Компьютерные игры - просто идеальный полигон для развития и реализации страсти гнева. Здесь можно безнаказанно выполнить роль убийцы, насильника, людоеда или же маньяка - все, что угодно! Цель большинства игр - уничтожить, убить, раздавить, проткнуть, потопить, размозжить все живое и движущееся, и как можно больше. В вашем распоряжении - богатый выбор средств для уничтожения “противника”: от примитивного стрелкового оружия до лазерных бластеров, от кинжалов и топоров до межгалактических космолетов-истребителей и черной магии (см. иллюстрации 7-9)... Вы не любитель военной техники и мистики? Можно тогда сыграть в “Carmageddon” (см. иллюстрацию 5), или, как его еще называют, “благословенный истязатель зазевавшихся пешеходов” , где нужно давить, давить, давить своим автомобилем всех попавшихся на пути прохожих. Возьмем игру “Blood”, или, как ее именуют в рецензии, “Кровянка, или Ощущение крысы”: в этой игре “кровь булькает повсеместно, фонтанами бьет из пришибленных врагов, струится из местных футбольных мячей. Но, заметьте, - пишет автор рецензии, - зрелище это отнюдь не отвращает”... Здесь можно приятно “попинать головы (чужие) нижними конечностями (своими)”... Отметим, что все это - в прекрасно выполненной полноцветной компьютерной трехмерной графике со стереозвуком, дающей ощущение полноты “вхождения” в роль - добились даже “ощущения крысы” у игрока ! “Какой простор для жестокости, - умиляется другой рецензент по поводу игры MORTAL KOMBAT II, - отрывание голов, торса, рук, головы. Прямо начинающее пособие для будущего мясника. Сильно надоевшего противника можно превратить в ребенка, сжечь, заморозить, отобрать жизненную силу и даже зверски поцеловать” .
        Большинство игр подобного типа рассчитаны на использование нескольких компьютеров, соединенных в сеть, благодаря чему борьба может вестись с реальным противником, сидящим за соседним монитором - а может, находящимся и за тысячи километров (если компьютер подключить к сети Internet). В итоге человек привыкает к ставшей уже любимой роли убийцы. Диаграмма 4 наглядно показывает достаточно высокий процент популярности игр, связанных с развитием агрессивности (в диаграмме - области с наклонной штриховкой). Быть может, в реальной жизни игроман и не причинит никому вреда, однако “разыгрывание” убийств и насилий вовсе не является безобидным развлечением. Высокая реалистичность компьютерных игр способна постепенно вообще стереть границу между реальностью и виртуальностью, и навыкнув к определенному образу поведения, человек и в этой жизни будет руководствоваться опытом, приобретенным в “виртуальности” . Несказанно бо?льшая опасность здесь таится для детей, поскольку им наиболее свойственно подражать, воспроизводить в действительности все некогда увиденное . Хорошо известно, какими “играми” занимаются дети и подростки после просмотра боевиков, и до каких печальных результатов это может доходить - вплоть до реальных убийств. Согласно одному исследованию, проведенному в США, “63% осужденных заявили, что нарушили закон, подражая телевизионным персонажам, а 22% благодаря телевидению научились «технике преступлений»” .
        Причины этого вполне понятны. Если сердце игрока уже услаждается реками пролитой крови и массовыми избиениями, то что-то менее грандиозное уже кажется невыносимой скукой. Лествичник пишет, что “гнев есть воспоминание сокровенной ненависти” . Цель же компьютерной игры - как можно сильнее возбудить ненависть к “врагу”, и если не будет возможности излить свой гнев в виртуальном мире, он будет накапливаться в тайниках сердца, пока не вырвется наружу уже в этом мире.
        Компьютерные игры становятся все более распространенными. Конечно, достаточно высокая стоимость компьютера не позволяет многим стать его обладателем, однако для игр этого и не требуется - достаточно приобрести игровую приставку для телевизора, которая стоит от 100 до 1500 рублей. Не все дети играют  на компьютере, “однако опыт похожей деятельности есть почти у всех детей - у 95% дома есть игровые приставки... В целом наличие дома компьютера или возможность часто им пользоваться на работе у родителей является нынче признаком детского “престижа” как фантики у младших или (в прошлые времена) фирменные джинсы у более старших. Тот, кто много сидит за компьютером, авторитет для сверстников” . Игры, связанные с боевыми действиями, стрельбой, насилием, являются наиболее популярными. Так, игра DOOM в течение нескольких лет была абсолютным чемпионом в рейтингах компьютерных журналов  (см. диаграмму 6). По уровню своего исполнения эта игра действительно не имела себе равных: качество “картинки” почти ничем не отличается от обычного видеофильма. Что же собой представляет ее содержание? “Мрачный подземный лабиринт, кишащий чудовищами-мутантами, великанами с огнеметами вместо рук, железными пауками с лазерами вместо глаз... Все эти существа живут своей обособленной жизнью, со своими взаимоотношениями и убийствами с последующим расчленением и пожиранием трупов, со своей иерархией и зоной обитания. В этом мире вы чужой, и поэтому каждый из здешних обитателей готов ради вас оторваться от своих привычных занятий и напасть на вас с целью съесть или прострелить молнией, или просто поиздеваться над вашим телом. Но и у вас кое-что припасено для них: бензопила, пистолет, двустволка, гранатомет и даже аннигилятор, уничтожающий сразу всех тварей. В этом и состоит ваша миссия - истребить всех и вся” . Успех этой игры был действительно потрясающим: в нее играли и стар, и млад, вне зависимости от рода деятельности - от простых обывателей до членов Правительства и директоров крупнейших предприятий . Например, в компании Intel, главном производителе компьютерных процессоров, “сотрудники заканчивали рабочий день на час или полчаса раньше, оставались в своих лабораториях и запускали игру Doom по сети (т.е. в одном сеансе игры участвовало сразу несколько человек). На следующий день разговоры о том, как один “охотился” за другим, как второму удалось удачно “подстрелить” третьего, не смолкали до полудня. К концу рабочего дня ситуация повторялась заново. Запреты руководства фирмы не возымели должного эффекта. Сотрудники, стремясь удовлетворить страсть и азарт, скрывали свое пристрастие и, обманывая начальство, закрывались в лабораториях и продолжали играть скрытно”  .
      
        “Не думай, что одно приобретение золота и серебра есть любостяжательность, но и все, что бы то ни было, к чему привязана воля твоя” , - говорит преподобный Исаак Сирин. Особенность этой страсти заключается в ненасытимом стремлении к стяжанию материальных благ, соединенном, как правило, с неверием. Согласно авве Исайе, сребролюбие есть “неверие Богу в том, что Он печется о тебе, ненадеяние на обетования Божии и любовь к гибельным удовольствиям” . Этой страсти в особенности характерна ненасытимость: сребролюбие “однажды плененной душе не дозволяет соблюдать никакого правила честности, и никаким увеличением прибытка не может насытиться... Неистовство этого вожделения превосходит всю огромность богатств” .
        Развитию этой страсти технократическая цивилизация весьма способствует.  Подогревая различные пожелания, она незаметно подталкивает к поиску денежных средств для реализации их. Да и сама техника призвана создавать иллюзию легкой и беззаботной жизни на земле, тем самым обращая все устремления души в сферу материальных благ.
    
    Диаграмма 6. Распределение популярности первых тридцати игр по возрастным группам (в % от общего числа опрошенных) (по данным Центра социологических исследований     МГУ) .
        Технический прогресс является сильнейшим стимулом в развитии этой страсти. Любая приобретенная техника, будь то телевизор, магнитофон или же компьютер, через несколько лет устаревает, еще не выработав и малой части своего ресурса. В результате человек просто вынужден приобретать все новую и новую технику, поскольку без нее порой становится невозможно приобщаться очередным новинкам массовой культуры. Поясним на примере компьютерных игр: каждый год требования новых игр к техническим характеристикам компьютеров все более возрастают, и на устаревшем терминале такие игры просто не работают. Естественно, “игроман” будет выискивать любые средства для наращивания памяти, приобретения CD-ROM  с еще большей скоростью, новой звуковой платы и т. д. Ввиду все более стремительного развития информационных технологий такие “обновления” техники приходится совершать все чаще и чаще. Соответственно этому растут и финансовые затраты. То же самое можно наблюдать практически в любой сфере, где применяется техника.
        Следует отметить еще одну особенность страсти любостяжания. Эта страсть “отвне навязывается душе, от того легче можно предостеречься и отвергнуть ее”, - пишет преподобный Иоанн Кассиан Римлянин . Именно поэтому можно обвинять средства массовой информации в том, что они, окружая человека со всех сторон, постоянно внушают потребительское отношение к жизни, вещизм, точнее сказать, любостяжание, которое “есть идолослужение”(Кол. 3.5).
       ?   
        Развитие страсти чревоугодия естественно проистекает из присущего технократической цивилизации гедонизма. Именно стремление к наслаждениям, в том числе и вкусовым, активизирует индустрию производства продуктов питания. В итоге прилавки магазинов переполняются разнообразными яствами, которые в большей степени служат удовлетворению страсти гортанобесия, нежели реальной потребности организма в пище. “Есть два вида чревоугодия, - пишет авва Дорофей. Первый, когда человек ищет приятности пищи, и не всегда хочет есть много, но желает вкусного.... Это называется - гортанобесие (  ). Иного опять борет многоядение, и он не желает хороших снедей, и не заботится о вкусе их; но хороши ли они, или нет, он хочет только есть, и не разбирает, каковы они; он заботится только о том, чтобы наполнить чрево свое: это называется гастримаргия (  ), т.е. чревобесие” . В современном обществе эти два вида страсти успешно совмещаются: теперь хотят есть и вкусно, и сытно...
        Дотехнократическая цивилизация не знала подобного изобилия и разнообразия продуктов. Раньше пища в основном была достаточно простой и однообразной. Но самое главное - имела религиозный аспект, освящалась молитвой . Секуляризация культуры придала этой неотъемлемой стороне человеческой жизни откровенно животный характер. Только благодаря современным технологиям производства стал возможен такой широкий выбор продуктов питания. Бо?льшую долю в ассортименте продуктов теперь составляют те, которые лишь удовлетворяют гортанобесие, не давая при этом никакого реального питания организму, и даже более - разрушая его: бесчисленные виды конфет, шоколада, печенья, пирожных, жевательных резинок и многое другое. В отношении жевательных конфет и резинок отметим, что употребление их является однозначным грехом: человек испытывает наслаждение, постоянно ублажает свою чувственность, при этом ничего, кроме разрушения, не принося организму. “Случается, - пишет авва Дорофей, - что таковый, когда вкушает яства, которые ему нравятся, до того побеждается их приятным вкусом, что удерживает снедь во рту, долго жует ее и, по причине приятного вкуса, не решается проглотить ее. Это называется - гортанобесие” . Вот чем является на самом деле это “невинное” жевание резинки, конфет и проч.! А их производители все более изощряются посредством новых технологий изготовления как можно дольше продлить это “райское наслаждение”!
        Нельзя не отметить и роль рекламы, способствующей развитию именно страстного отношения к пище. Как правило, простые и здоровые продукты питания не рекламируют - да они в этом и не нуждаются! Главным образом рекламируется то, что способно доставить наибольшее удовольствие или же придать обыденной пище “остроту” вкуса и “пикантность”. Цель - все та же: разжечь страсть гортанобесия! Когда эта страсть становится господствующей, тогда уже медики начинают говорить о “шоколадомании” и других видах пищевой зависимости, когда человек не может прожить и дня, не съев несколько батончиков “Сникерса”, “Баунти” или не выпив стакан “Кока-Колы”!...
      ?
        Было бы весьма странно, если жизнь, направленная целиком к услаждению чувственности, обходилась без удовлетворения этой самой “лакомой” страсти. “Насыщение есть мать блуда” , - пишет Лествичник, и питая чревоугодие, невозможно не впасть в ров блудных страстей.
        “Развитая индустриальная цивилизация, - пишет Г.Маркузе, - предоставляет большую степень сексуальной свободы - “предоставляет” в том смысле, что последняя получает рыночную стоимость и становится фактором развития общественных нравов” . “Сексуальные секретарши и продавщицы, красивые и мужественные молодые исполнители и администраторы стали товаром с высокой рыночной стоимостью; даже правильно выбранная любовница ... получает значение фактора карьеры” .
        Как усердная служанка человеческих страстей, технократическая цивилизация и здесь выполняют свою Богопротивную миссию с особым тщанием. Похоть в человеке возбуждается со всех сторон: этому служит и вся реклама, в соблазнительности которой видится залог успеха ее,  и бесчисленные фильмы, наполненные как откровенно греховными сценами, так и разнообразными намеками на них. Всячески пропагандируя комфорт и воспевая культ плоти, техногенная среда питает почву для прорастания блудной страсти в человеческом сердце. Этой же цели служат и современные искусства,  мода и парфюмерия; все более люди превращаются в плоть (ср.: Быт.6.3). Гиперсексуальность является одной из неотъемлемых черт технократической цивилизации. Г.Маркузе говорит о том, что современная техногенная среда, лишая человека многих невинных душевных утех и наслаждений дотехнократического общества, тем самым провоцирует катастрофическое усиление в человеке откровенной сексуальности. “Уменьшая эротическую (здесь имеется в виду вся сфера чувственной жизни человека - П.В.) и увеличивая сексуальную энергию, технологическая действительность ограничивает объем сублимации, а также сокращает потребность в ней” . Это проявляется прежде всего в изменении характера чувственной жизни человека технократического общества, где гипертрофированная чувственность является реакцией на прикосновение к живому сердцу леденящего металла машины.
        Преподобный Иоанн Лествичник писал, что “благий Господь и в том являет великое о нас промышление, что бесстыдство женского пола удерживает стыдом, как бы некой уздой; ибо если бы женщины сами прибегали к мужчинам, то не спаслась бы никакая плоть” . Современная же идеология сексуальной свободы совершенно разрушает эту “узду” стыда - что может быть печальнее, когда заветной мечтой ребенка является стать топ-моделью и победить в конкурсе красоты?! Формирует в детском сознании такие “идеалы” массовая культура , в том числе и индустрия производства детских игрушек, всячески развивающая уже в малых детях гипертрофированную сексуальность. Достаточно посмотреть хотя бы на столь популярную куклу “Барби” - “длинноногую, голубоглазую, с распущенными золотыми волосами и томным взглядом” - недаром ее называют “неодушевленной порнозвездой”  (см. иллюстрацию 6)...
        Преподобный Исаак Сирин пишет: “Не решайся искушать ум свой непотребными помыслами или зрением вводящих тебя в искушение лиц, даже когда думаешь, что не будешь преодолен сим, потому что и мудрые таким образом омрачались, и впадали в юродство” . Сегодня отовсюду - со страниц газет, журналов, книг, с экранов телевизоров, с уличных стендов реклам - льется на человека обильный поток блудных образов, разжигая и распаляя похоть. Причем все уже к этому привыкли, и не видят в этом ничего для себя особо вредного или же предосудительного. Некоторые считают себя совершенно свободными от искушений подобного рода. О таких следует сказать, что они либо достигли ангельской чистоты и высот святости, либо (что гораздо вероятнее) - исполняют страсть на деле, поэтому и не чувствуют ее: “Если нет помыслов, то есть дело. Кто имеет дело, на того не нападают помыслы”, - говорил авва Кир Александрийский . Лествичник говорит об одном лукавстве бесов, особо утонченном “набеге мысли”, когда он “без времени, без слова и образа мгновенно представляет... страсть... Он одним тонким воспоминанием, без сочетания, без продолжения времени, неизъяснимым, а в некоторых даже неведомым образом, вдруг является своим присутствием в душе...” При таком “набеге мысли” “одним оком, и простым взглядом, и осязанием руки, и слышанием песни, без всякой мысли и помысла душа может любодействовать страстно” . Другими словами, именно в случае с блудной страстью все ступени развития греха от помысла до неудержимой страсти могут проходиться настолько быстро и незаметно, что человек и опомниться не успевает.
        “Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его?”(Прит. 6.27) - может ли кто, постоянно принимая греховные соблазнительные образы, не воспламеняться огнем похотения? Поэтому нельзя не обратить внимания на ту пагубную роль, какую играют современные технические средства, особенно аудиовизуальные, в развращении сердца. Только благодаря современной технике стало возможным сконцентрировать в малом времени большой объем греховных образов и сведений. Небольшая видеобиблиотека из десятка порнофильмов может полноценно заменить многолетний опыт развратной жизни. Раньше, чтобы наполнить сердце таким разнообразием греховных образов и представлений, потребовалось бы немало времени для  участия во всяческих оргиях. Сейчас же  для этого достаточно одного часа перед телеэкраном... Причем при создании таких  фильмов и рекламы привлекаются все средства подлинного искусства, чтобы увлечь сюжетом, усилить эффектность, глубину сопереживания зрителем происходящего. Если исходить из слов Спасителя, что “всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем”(Мф. 5.28), то просмотр по телевизору или видеомагнитофону любого порнографического фильма должен приравниваться к совершению самим зрителем такого же греха, что и в фильме, так как его сердце уже осквернилось от видения и услаждения этим гнусным зрелищем. И чем выше качество “правдоподобности”, тем греховнее это зрелище.
        Здесь мы подходим к таким вещам, о которых и говорить-то не хочется. Однако тематика данной работы вынуждает хотя бы вскользь упомянуть еще об одном способе реализации блудной страсти с помощью компьютерной техники, а именно - киберсексе. С помощью системы виртуальной реальности и специального костюма, воспроизводящего определенные тактильные ощущения (см. иллюстрацию 3), создается впечатления присутствия виртуального “партнера” - либо созданного компьютером, либо подключенного через компьютерную сеть. Поскольку ощущения, развиваемые системой виртуальной реальности, намного превосходят по своей интенсивности реальные, можно говорить о киберсексе как о сильнейшем половом извращении, перед которым меркнут все прочие непотребства...
        Однако такие системы пока еще достаточно дороги и труднодоступны, поэтому рядовые компьютероманы удовлетворяют свои страсти другими способами, не столь эффектными, но тоже через компьютер. Согласно Л. Делицыну, количество обращений в компьютерный вариант самого популярного эротического журнала “для мужчин” “Playboy” составляет ни много, ни мало - 5 миллионов в день!  По результатам исследований Римма, среди групп новостей в Internet “порнографические составляют менее 3%, но по популярности они превосходят остальные, их «посещаемость» - 32,5%” , причем самые любимые - это “изощренные виды педофилии, садизма, зоофилии и всех прочих мыслимых и немыслимых проявлений сексуальности и сексуальных извращений” . В компьютерной сети существуют специальные “взрослые” WEB-страницы, которые могут быть как бесплатными, так и платными. Отметим также, что в компьютерной сетевой рекламе главный залог успеха - наличие в рекламе “взрослых” материалов . Существует также большое количество сексуальных компьютерных игр “для взрослых”, например, “Love for Sale!”(Любовь на продажу!) - эдакий компьютерный вариант “Похождений Бравого...”, только не солдата Швейка, а развращенца Ларри, “покорителя женских сердец и сокрушителя девственности” ... Популярность подобных “материалов” объясняется прежде всего анонимностью пользователей: человек сидит у себя дома за монитором, и никто не знает, где он “путешествует” по компьютерной сети и чем там занимается. Ничего подобного без компьютера представить невозможно: чтобы обеспечить себя чем-нибудь подобного рода, человеку необходимо преодолеть определенный психологический барьер - например, зайти в соответствующий мазагин, купить журнал и тем самым обнаружить свои стремления. С помощью компьютера и Internet все барьеры преодолеваются лишь нажатием клавиш - в полной безопасности и анонимности...
        В отношении человека к технике нередко можно заметить эффект сублимации, когда естественные для человека движения души переносятся на неодушевленные механизмы. Бодрийяр пишет о свойственном многим водителям тонком виде сексуального удовольствия, которое они получают при езде на своем автомобиле . Особо ярко подобное явление проявляется при работе с компьютерной техникой, когда уровень “обратной связи”, или же “отдачи” техники становится достаточно высоким для удовлетворения как интеллектуальных, так и чувственных потребностей человека. Создается иллюзия “присутствия” какого-то вполне одушевленного существа, с определенным характером поведения, индивидуальными чертами и проч., тем более, что операционные системы позволяют создавать  свой, неповторимый “облик” компьютера - с определенными изображениями и звуками; звуковые платы позволяют общаться с компьютером с помощью голоса, причем двусторонне - компьютер будет вам отвечать почти неискаженным человеческим голосом. “В основе удовольствия, получаемого от пользования компьютером, лежит, по-видимому, его отзывчивость. Компьютеры отвечают вам мгновенно и недвусмысленно, и это доставляет удовольствие, которое часто отсутствует при общении с людьми” . Так нередко развиваются весьма своеобразные “любовные” отношения между человеком и техникой, которые являются ничем иным, как реализацией пристрастия к неодушевленной вещи, доходящей иногда до идолопоклонства.
        “Многие относятся к компьютеру не просто как к удобному инструменту, но и как к источнику удовольствия” - пишет Херб Броди . Поскольку  компьютер может завлекать гораздо сильнее, нежели живой человек, то нередко такое увлечение техникой может доводить до полного пренебрежения настоящими людьми: “Сколько раз я доводил свою девушку до отчаяния, когда она в течение нескольких часов тщетно пыталась о чем-то поговорить со мной, а в ответ слышала лишь неразборчивое мычание и стук по клавишам! Сколько раз я засиживался у экрана до пяти часов утра, совсем не заботясь о том, что в восемь часов мне уже надо собираться на работу! Многие пользователи жаловались мне, что подобное поведение вносит серьезные проблемы в их семейную жизнь. Я могу сказать по этому поводу только одно: если из двоих он или она увлеклись чат-лайном , значит, конфликт в их отношениях уже созрел” . Нередки случаи, когда после приобретения компьютера  все интересы одного из супругов всецело посвящаются ему - так в прежде благополучных семьях появляются “компьютерные вдовы” , мужей у которых целиком поглотил компьютер...
      ?  
        Когда у человека нет материальной возможности реализовать свои пожелания, то неизбежно будет возникать уныние и зависть к тем, кто такую возможность имеет. Согласно святым отцам, печаль всегда основывается на любви к “миру сему”, пристрастии к чему-либо, на “склонности к чувственным, вообще к эгоистическим удовольствиям, лишение, отсутствие которых, невозможность... получить их, притупление восприимчивости к ним ... способствуют возникновению и развитию в душе состояния, противоположного удовольствию, то есть печали” . Неисцеленная печаль, как и всякая болезнь души, может постепенно прогрессировать и в конце концов приводить к отчаянию - смерти души прежде смерти тела. Печаль - неизбежная спутница всякого удовольствия; когда же для удовлетворения сластолюбия нет никаких преград, итог может быть страшен - отчаяние и самоубийство.
        “Комфортабельность” любого изделия или устройства сейчас является основным из главных факторов его притягательности. Уже с первых лет жизни ребенка приучают к комфорту. Если сравнить предметы быта дотехнократической цивилизации, например, деревянные скамейки и табуреты с современными креслами и стульями, становится очевидно, что тогда главной была функциональность предмета, его полезность; сейчас же в современном обществе изобилия на первое место выдвигается удобство  и комфортабельность . Необходимо отметить, что прежнее отношение более соответствовало христианскому подходу, когда “мерою и границей” пользования тем или иным предметом “поставляется действительная нужда в нем, а не удовольствие” ,  проистекающее от его употребления, как об этом говорит преподобный Нил Синайский.
        Цель комфорта - расслабить человека. Бодрийяр говорит о свойственном современному человеку симптоме “хронического утомления” , почему и становятся так желанны все эти мягкие, уютные формы мебели и проч., создающие как бы “домашнюю”, расслабляющую атмосферу. Но если смотреть с точки зрения святоотеческой традиции, то правильнее говорить не столько о “хронической усталости”, сколько о “хронической” страсти печали, глубоко гнездящейся в сердцах современников. Комфорт эту душевную болезнь еще более усугубляет, поскольку тешит самолюбие и саможаление, производной которых и является печаль. В итоге - порочный круг, из которого никак не может вырваться очередная жертва технократической цивилизации, попавшаяся на приманку “сладкой” жизни.
        Внутренняя опустошенность является неизбежным спутником легкомысленной гедонистической жизни в технократической среде. “Тот, кто обречен на частичное самовложение в жизнь, тот проживет на земле в сумерках уныния: его не обрадует никакая радость и солнце не даст ему своих лучей”, - писал И.А.Ильин . Техника не может наполнить жизнь настоящим смыслом. Она может лишь помочь уйти от этих мучительных вопросов, забыться в эйфории бесконечного потока удовольствий и развлечений. “Все наши увеселения служат тому, чтобы облегчить человеку бегство от самого себя и от угрожающей ему скуки, предоставляя ему убежище на многочисленных путях бегства, предлагаемых нашей культурой” . Однако такое бегство не спасает, а лишь возвращает к тем же страстям, от которых тщетно пытался убежать человек - к печали, унынию и отчаянию, которые при таком способе “борьбы” лишь еще более укрепляются. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин писал, что уныние еще “сильнее будет нападать на тебя, как на труса и беглеца, увидев, что ты, побежденный на сражении, тотчас убежал; ... этим ты не освободил себя от него, но еще более предался и поработился ему” . Исходя из этой мысли преподобного, становится понятным, почему “злобный и отчаянный пессимизм современного человечества... не только существует рядом со всеми успехами этого человечества в области научной, технической, экономической и политической и несмотря на эти успехи, но даже возрастает, усиливается пропорционально им, этим успехам... Чем более дается современному человеку все, чего он ни ищет, чем он ни озабочен, чем ни поглощены все интересы его души, тем он недовольнее. Чем бо?льшая скопляется в его руках масса средств достижения того счастья, которого он добивается, и чем эти средства становятся более всем доступны, тем он несчастнее. Чем более растет его богатство, тем тягостнее ощущается им самим его убожество”, - писал П.Е.Астафьев .
    
         
     ? A.   ?     ?  ? ?      .
    
                   ?               
         ?          ;         ;     ?       ?    ?                ?  ;  ?,      ?        ;  ?    ?    
                   .    ?  ,           ,     ?  ?              ,    ?, (      - ?.?.).        ?  ?    
                              
        ?              .                     .              ?  
       ?              ?      ,                  ?.           ?   (  -     ?  ! - . ?.?.)
        ?           ?,   2-3  ?           ?,   2-3  ?  
                     .   ?   ? ?            ,    ?.    ?
                     :    ?         ,   ?     ,      ?   ?  
                     :     ?   ,      ?  ?,        ?     
        В технократической цивилизации, как пишет Г.Маркузе, “Принцип Удовольствия поглощает Принцип Реальности” . Когда же ощущения становятся очень сильными и  очень приятными, то человек легко попадает в зависимость от них. Именно поэтому есть все основания говорить о близости увлечения компьютерными играми и наркомании.
        Как видно из таблицы, составленной Д.А.Даниловым и О.Ю.Лутовиновым, действие наркотических веществ и компьютерных игр сходно по многим показателям. Бо?льшая опасность компьютерных игр заключается в том, что они негативно воздействуют прежде всего на душу и дух игромана. Такой действительно душевнобольной человек по медицинским показателям может быть признан вполне нормальным, поэтому-то игры и не вызывают никакой озабоченности право- и здравоохранительных органов, как это имеет место  в случае с наркоманией. Диаграмма 7 показывает, что бо?льшая часть населения считает компьютерные игры полезными, и лишь 1/5 часть относится к ним отрицательно. Такое полное непонимание опасности лишь увеличивает распространенность игр и дает возможность их производителям безнаказанно совершенствовать средства для обесчеловечивания людей, превращения их в “бесплатное приложение” к компьютеру...
        
     Диаграмма 7. Отношение населения к компьютерным играм (в процентах)  (по данным ВГТУ) .
        Гедонизм как господствующий принцип жизни технократической цивилизации приводит к изменению чувства как такового. “Человек, поставивший целью своей жизни удовольствие, в удовлетворении своих потребностей не знает меры, обнаруживает как бы ненасытимость, безграничность своих желаний. Удовлетворение потребности в таком случае не успокаивает, а еще более раздражает его, и он, не зная удержу, не только совершенно переходит границы естественной необходимости, но впадает в противоестественность” . Технические суррогаты лишь все более раздражают чувства, но не могут вполне их удовлетворить, и не может найти подлинной радости душа, забывшая о Едином на потребу. “Человек, несущий в себе внутреннее расщепление, не знает счастья. Его  ждет вечное разочарование и томление. Он обречен на вечную и притом безнадежную погоню за новыми удовольствиями; и везде ему предстоит неудовлетворенность и дурное расположение духа. Добиваясь и не получая, требуя и не находя, он все время ищет нового, неиспытанного, но приятного раздражения, и всякое “обещание” обманывает  его” . Техногенной среде во всех областях жизни, в том числе и искусстве , особенно свойственна гонка за все более сильными и острыми ощущениями, поскольку требуется все более сильный наркотик, способный заглушить эту невыносимую, с каждым днем лишь усиливающуюся тоску опутанного страстями сердца. Встав на такой путь, человек начинает “измышлять неслыханные возможности; он утрачивает вкус, искажает искусство; извращает чувственную любовь; и вот он уже готов воззвать ко всем безднам зла, перерыть все углы и закоулки порока, чтобы раздобыть себе новое наслажденьице или по крайней мере раздраженьице и испробовать какую-то небывалую утеху и усладу” . И здесь “на помощь” человеку приходит техника со своими разнообразными средствами для этого бегства.
        Человек начинает проживать чужие чувства в телесериалах, а для собственной жизни чувств уже не остается - уж больно все пресное! Для однажды вкусившего виртуальной прелести (во всех ее смыслах) реальная жизнь тоже кажется пресной, жалкой, бедной, и вот в журнале компьютерных игр Game.Exe один из разделов, посвященный откровенно сатанинским играм с “горами человеческого мяса” и “реками крови” так и называется: “Не-водица!”
        В рок-музыке, этом страшном детище техногенного общества, громкость “играет огромную и принципиальную роль. Именно оглушительная, за сто децибел перевалившая громкость снимает нюансы, растворяет музыкальную форму и останавливает время, делает каждый момент абсолютным, а “здесь” и “сейчас” единственными формами реальности, непосредственно переходящими в вечность” .  В итоге чувство, привыкшее к сильным раздражителям, становится неспособным воспринимать радости и горести обычной жизни, сердце для этой “серой” обыденности все более ожесточается, черствеет, а у кого-то и каменеет. “Чрезмерность чувства разрушает чувство”, - пишет Иосиф Бриенский . Иначе трудно объяснить те извращения, которые уже становятся “правилами поведения” в некоторых странах, а также всю утонченную жестокость, с какой сегодня криминальный мир совершает свои злодеяния и изуверства.
        Компьютерные технологии направлены на то, чтобы реализовать обман чувств человека в киберпространстве наиболее полно, сделать иллюзию более реальной, нежели сама реальность. Недалек тот день, когда в обществе появится четкое деление людей на “реалов” и “виртуалов”, причем последние будут обладать несравнимо бо?льшими шансами на выживание в этом мире, чем обычные люди. В руках виртуалов - быстрый доступ к любой информации, для их общения не существует пространственных и временных границ. Известен феномен “Гигантской Руки”, когда летчик-”реал” начинает доверять своим интуитивным чувствам больше, нежели показаниям приборов, а в результате происходит катастрофа . Для пояснения приведем свидетельство человека, испытавшем на себе этот феномен: “Завершил вираж, — пишет летчик первого класса. — Отчетливо вижу, что силуэт самолета на авиагоризонте замер на нужном делении, но чувствую совсем другое. Ясно ощущаю, что самолет летит на спине, и не в горизонтальном полете, а задрав кверху нос. Смотрю на приборы... Порядок на приборной доске, но непорядок во мне. Напрасно пытался убедить себя, что истина в приборах... — ничто не помогло. Ощущение настолько четко, что я крепко держусь за ручку (управления самолетом — П.В.), боясь оторваться от сиденья. Сознание раздвоилось. Во мне сидели два человека, которые совершенно по-разному относились к возникшей ситуации. Одним владели чувства, ощущения, он требовал поступать в соответствии с ними. Другим владел разум, и он требовал верить приборам, их показаниям. Но у этих двух были одни руки, которые, получая противоречивые указания, не знали что делать.
        Какое-то время я не мог сдвинуть ручку управления, хотя отчетливо видел, что режим полета нарушается. Когда же огромным усилием воли заставил себя отклонить ее в нужном направлении, сделал это так нерасчетливо, стрелка вариометра вместо того, чтобы прийти к нулю, стремительно перескочила ее” . Подобное никогда не может произойти с “виртуалом”, у которого чувства “обучены” пребыванию в виртуальном мире. Чтобы понять, насколько всесторонним может быть этот перенос чувств из реальности в киберпространство, обратимся к одной из популярнейших сегодня компьютерных игр.
        “Каждый день после работы я спешу к нему. Он всегда рад мне, и я чешу его за ухом, а он весело смеется. Он такой забавный! Хоть и маленький, но уже такой смышленый! Вчера он произнес свое первое слово. А сегодня побежал за мячиком, споткнулся и заплакал. Надо внимательнее следить за ним - все-таки неразумное дитя. Когда он подрастет, я найду ему подружку, пусть гуляют вместе в парке. Одно плохо - очень мало живут, всего 15 часов. Это нечестно! Жизнь так коротка, а мир так велик, и мне нужно столько рассказать ему! ...Каждый день после работы я спешу домой, включаю свой компьютер, и его мир оживает. Нет, я не сошел с ума. Я просто играю в Creatures, и в компьютере у меня поселилось самое настоящее живое существо” . Creatures - это игра, “целью которой является выведение и выращивание существ, называемых норнами” . В основе этой игры лежит математическая модель A-LIFE (Artifical Life) - “искусственная жизнь”, “которая разрабатывалась вовсе не для игр” ... A-LIFE - это “модель комплексной биологической структуры..., технология, которая воспроизводит и рассчитывает на компьютере живые организмы, их поведение в условиях окружающей среды, взаимодействие с этой средой, а также с другими живыми существами, в зависимости от множества факторов” . Главная область применения этой технологии - генетика. Однако из области генетики эта модель быстро перекинулась в область... философии - родилась новая философия Cyber Life, “среды в киберпространстве, где живые существа могут не только рождаться, жить и умирать, но и развиваться, размножаться, приобретая новые свойства и качества” . В Creatures вы становитесь свидетелем и главным участником рождения “симпатичных” существ - норнов, которые во всем подобны настоящим детям: после рождения еще не могут ходить, лишь ползают, их надо учить говорить. Как и всякий ребенок, норн может вас не слушаться, капризничать, в таком случае вы имеете полное право наказать его, “разок хорошенько шлепнуть неслуха”. Если же норн послушный - надо его похвалить, погладить по головке, “и в следующий раз он будет делать то же самое с еще бо?льшим усердием”. Надо следить за его питанием, иначе “вместо того, чтобы есть морковь и сыр, они начинают питаться одним медом, и от этого легко может развиться нарушение обмена веществ, что, в свою очередь, может повлечь целый букет всевозможных заболеваний...” “Становясь подростками, норны начинают проявлять внимание к особям противоволожного пола...” “В старости норны снова впадают в “малоподвижность”, интерес к противоположному полу заметно унимается...” Вся жизнь норна может быть лишь 15 часов реального времени: после 20 минут рождения - это уже ребенок, еще через 50 - подросток, за 80 минут норн достигает зрелости. Через 10 часов после рождения наступает пора старости и затем - смерть. Норны могут заболеть, отравиться незнакомой пищей, даже стать... алкоголиками! Они испытывают боль, голод, усталость, желание поспать, скуку. Все это отражается на их психическом здоровье. Норнам свойственны все те проблемы взаимоотношений мужчин и женщин, которые присущи и людям: любовь (даже неразделенная!), ревность,  предательство, даже... бесплодие! За беременными норнами-женщинами необходим особо внимательный уход... В игре вы выполняете роль не то родителя, не то Бога: если хотите, можете наблюдать за всеми процессами жизнедеятельности организма норна, регулируя его питание и прочие параметры жизнедеятельности можно добиваться выведения норна с определенными характеристиками - самая настоящая генная инженерия! Самое интересное - Creatures рассчитана на игру и по компьютерной сети - таким образом можно “обмениваться норнами с тысячами других людей, выискивая именно таких, которые нужны вам для собственной программы выведения” !
        Очень схожа с вышеописанной игрой и новая популярнейшая игрушка “Тамагочи”, которая позволяет ощутить себя “родителем” не только пока включен компьютер, но круглосуточно и где бы не находился “родитель” - любимое “чадо”  всегда будет сопутствовать ему. “Тамагочи” (Tamagotchi) - это игрушка, разработанная в 1996 году японской корпорацией “Bandai”, представляет собой “небольшой яйцеобразный брелок для ключей с жидкокристаллическим экранчиком и всего тремя-четырьмя кнопками управления. Вы нажимаете одну из кнопок и... становитесь “отцом” (или “матерью”) новорожденного компьютерного существа” . В настоящее время наблюдается самая настоящая эпидемия “тамагочей”: в США их продано более 4 миллионов штук, а в Японии - более 10 миллионов . Как и в Creatures, здесь необходима тщательная родительская опека за “новорожденным”, продолжающаяся и днем, и ночью. Выключить игрушку нельзя - в противном случае “питомец” просто погибает.
        Люди - как дети, так и взрослые - действительно начинают искренне любить этих маленьких норнов и тамагочей, относиться к ним как к своим детям, вскакивать в 4 часа утра, чтобы покормить “ребенка”, глубоко переживать все происходящее с ними , есть даже свидетельства о самоубийствах после смерти электронного зверька . В школах  США было запрещено приносить на занятия “Тамагочи”, и вот, чтобы не дать “ребенку” умереть с голода в отсутствие “родителя”, стали нанимать... нянек - “гочи-ситтеров”, которые следили за игрушкой, пока хозяин сидел за партой ! Тамагочи становится электронным идолом, перед которым преклоняется и стар, и млад. “Главная особенность игрушки - никакой, даже самый безалаберный владелец не останется к ней равнодушным” .
        Но что же происходит на самом деле? Обман. Еще один обман технократической цивилизации, которая предлагает таким образом перенести сокровенные движения человеческой души на бездушную машину, притворяющуюся живым существом. В действительности эти вроде “невинные” и “милые” игрушки  приносят значительный вред. Прежде всего, одушевляется и обожается неодушевленное - бездушный автомат становится настоящим идолом, в жертву которому приносится и время, и деньги, но что самое страшное - отдается и все человеческое сердце. Отметим, что чем больше будет уделено внимания тамагочи, тем “добрее”, “здоровее” и “лучше” он вырастет - “бывалые «родители» рекомендуют проверять его состояние каждые пять минут, чтобы случайно не помер” . Будь у такого “родителя” настоящий живой предмет опеки - например, кот или собачка - едва ли он будет удостоен такого внимания. Невольно возникает мысль об определенной мистической подоплеке подобных игрушек, а также удивление по поводу искушенности их создателей в управлении страстями человеческого сердца.
        Игрушки подобного рода воспитывают отношение к смерти как событию, легко поправимому: достаточно нажать “Reset”, и ты вновь окажешься хозяином очередного электронного зверька. Кроме того, привыкнув к “воспитанию” “детей” в виртуальном мире, такой “родитель” едва ли захочет завести реальную семью и испытать радости и горести реального воспитания ребенка: здесь-то уже не игра, и на кнопку “сброс” не нажмешь, и даже выключенный компьютер уже не поможет!
        Во 2-й главе мы уже говорили о так называемых “телевизионных” семьях. В таких семьях постепенно исчезают поводы, по которым семья могла бы собраться вместе, обсудить, переговорить, провести время в единодушии. “Они замещаются исключительно и только переживаниями по поводу тех событий, которые происходят с героями телевизионных передач, но никак не в реальной жизни... Широкий спектр тех переживаний, ощущений и чувств, который может быть представлен в нормальной семье (радость, печаль, горе, гнев, удовольствие, покой, наслаждение, защищенность, сострадание своим близким, сочувствие к ним и т.п.) замещен в “телевизионной” семье теми переживаниями, которые порождены исключительно и только просмотром тех или иных телепередач” .
        Необходимо обратить внимание и на то, что делая легким доступ к любым удовольствиям, техника в то же время их обесценивает. “Всякое чувство, всякое страдание или наслаждение - суть не что иное как естественные спутники и  показатели меры, успешности или неуспешности и т. п. наших деятельностей. Там,  где отсутствует  всякая деятельность,  всякое напряжение, - не может быть поэтому и никаких чувств, - ни страданий, ни наслаждений. А они-то именно и придают весь интерес и теплую окраску нашей жизни, всю занимательность ее для нас и почти всю энергию - нашей воле! Поэтому отняв у жизни весь  ее труд, по возможности упразднив все  усилия, потребные для осуществления ее задач и достижение ее благ, - мы тем самым отнимаем у жизни и все ее наслаждения и страдания, вытравляем из нее и слезы и смех, и надежды и страх, и гадания и воспоминания! Остается одна беспросветная, серая скука жизни, в которой до конца вытравлено  чувство, - и которой уже не придать ни прежней теплоты, ни интереса, которые она из чувства именно заимствовала,  никакой массою без усилий достающихся нам впечатлений, жизненных благ, самых ясных познаний, представлений и т. п”.  О характерном техногенному обществу получении удовольствия в отчужденной форме говорит также Э.Фромм .
        Таким образом, в области чувства технократическая цивилизация оказывает на человека следующие воздействия. Насаждая потребительское отношение к жизни и гедонизм, она питает корень всех страстей в человеке - самолюбие. Отсюда произрастают и все прочие страсти - гордость, гнев, чревоугодие, сребролюбие, блуд, уныние, в развитии которых техногенная среда играет свою определенную  роль. Кроме того, как было показано, происходит изменение и самих чувств - они требуют все более сильных раздражителей, жизнь сердца грубеет, а легкость получения удовольствий обесценивает их и придает им отчужденный характер, что в итоге лишь усиливает неудовлетворенность жизнью.
        В отношении компьютерных игр следует отметить, что согласно канонам Православной Церкви подобные увлечения являются грехом и несут за собой определенные наказания: “Епископ, или пресвитер, или диакон, игре и пиянству преданный, или да престанет, или да будет извержен. Иподиакон, или чтец, или певец, подобное творящий, или да престанет, или да будет отлучен. Такожде и миряне”(42-43 Апостольские Правила). Также: “Никто из мирян и клириков впредь да не предается предосудительной игре. Аще же кто усмотрен будет творящим сие, то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения церковного”(50-е правило Шестого Вселенского Собора) . Епископ Никодим (Милаш) пишет, что “под игрой, упомянутой в этих правилах и обозначенной в оригинале словом   (alea), нужно разуметь всякого рода азартную игру” . Отметим, что   в Новом Завете обозначает не только игру, но и обман . Игры виртуальной реальности соединяют в себе эти оба значения как нельзя лучше.
        Кроме того, необходимо вспомнить и еще об одном правиле: “Очи твои право да зрят, и всяцем хранением блюди твое сердце (Притч. 4.23,25), завещавает премудрость: ибо телесныя чувства удобно вносят свои впечатления в душу. Посему изображения на дсках, или на ином чем представляемыя, обаяющыя зрение, растлевающыя ум, и производящыя воспламенения нечистых удовольствий, не позволяем отныне, каким бы то ни было способом, начертавати. Аще же кто сие творити дерзнет: да будет отлучен” (100-е правило Шестого Вселенского Собора) . Это правило приобретает тем большее значение, чем совершеннее и изощреннее становится сегодня производство и распространение теперь уже не только бесстыдных изображений, но и порнографических фильмов и компьютерных игр.
    
      V.    ?           
    Приходит время, когда люди будут безумствовать, и если увидят кого не безумствую-щим, восстанут на него и будут говорить: ты безум-ствуешь, - потому что он не подобен им.
    Авва Антоний .
     ? ? ?    
        Безрелигиозное, точнее сказать антирелигиозное сознание своими корнями восходит к богоборческой направленности Каина, этого полноправного отца технократии и прогресса. Какую ключевую роль в подмене религиозного миросозерцания механическим сыграло Возрождение, уже говорилось в 1-й главе. Жизнь исключительно по водительству плотских вожделений не могла быть реализована в христианской культуре до тех пор, пока место опыта живого Богообщения не было заменено многотомными теологиями “Сумм” и “Систем”, а взамен религии обожения Христом человека не была предложена религия человекобожия, нашедшая свое практическое воплощение как теория прогресса . С.Булгаков писал, что “теория прогресса является для механического миропонимания теодицеей, без которой не может, очевидно, человек обойтись... Теория прогресса для современного человечества есть нечто гораздо большее, нежели всякая рядовая научная теория, сколь бы важную роль эта последняя ни играла в науке. Значение теории прогресса состоит в том, что она призвана заменить для современного человека утерянную метафизику и религию, точнее, она является для него и тем, и другим” .
        Преподобный Макарий Египетский говорит: “Что любит кто и чем бывает связан в этом веке, на то, без сомнения, и обменивает Небесное Царство; а что всего хуже, его именно признает Богом” . Пристрастное отношение к материальной жизни и объявление ее ценностью самой по себе, свойственные техногенной среде, являются ничем иным, как отрицанием христианского учения о Воскресении и вечной жизни. Вместо христианства все бо?льшую популярность получает новая форма язычества - техноязычество. “Наши боги - это машины и идея эффективности; смысл нашей жизни состоит в том, чтобы двигаться, быть впереди, подняться как можно выше к вершине... Наша культура, пожалуй, первая в человеческой истории полностью секуляризованная культура” . Именно из необузданной гордыни человека, стремящегося с помощью техники стать богом на земле, проистекает его секулярное мышление, мышление чисто рассудочное, чуждое сердца, чуждое присутствия Божественного Духа. Техника всячески поддерживает этот застилающий глаза туман самообольщения. Впервые в истории человечества техника как бы изъяла многие стороны жизни из ве?дения случая, а точнее, Промысла Божия, соделав их предметом своей власти и планирования. Зачем продолжать молиться Богу о “благорастворении воздухов”, когда и без Него можно в любое время вызвать искусственный дождь? Зачем Его просить о “изобилии плодов земных”, когда выверенные технологии агропромышленного комплекса практически не оставляют никакой возможности для неурожая? Техника всячески убеждает человека поверить, что Бог больше не нужен, человек может прекрасно справиться и без Него, более того - Он становится просто лишним, ибо “ограничивает меня в моем величии” .
        “Человечество вполне играет роль божества в религии прогресса” , а техника лишь ловко подыгрывает и прекрасно технически обеспечивает убедительность, эффективность и успех этого Богоборческого представления.    “Когда ве?дение следует плотскому вожделению, - пишет преподобный Исаак Сирин, - тогда сводит воедино следующие способы: богатство, тщеславие, убранство, телесный покой, рачение о словесной мудрости, годной к управлению в мире сем и источающей обновление в изобретениях, и искусствах, и науках, и все прочее, чем увенчавается тело в этом видимом мире. А по сим отличительным чертам, ...ве?дение делается противным вере” . В какой мере техногенная культура не позволяет человеку остаться наедине с самим собой, экстериоризирует сознание, обращая его лишь на внешние стороны жизни, в такой же мере она развивает безрелигиозное сознание. “Плодом исключительного сосредоточения всех интересов духа на одном полезном, на одних готовых  результатах его деятельности, - не может не явиться оскудение самого  этого духа, измельчание самой деятельности. В погоне за готовыми, законченными ответами - мысль естественно мало-помалу теряет дающие ей жизнь, интерес и энергию - сознание и глубину своих вопросов... Жизнь сердца беднеет, деятельность духа мельчает, “душа убывает”, забывая, из-за произведений своей работы,  о самой себе, о своих неискоренимых никаким шумом  и блеском внешней жизни, хотя и  праздных в смысле полезности, вопросах и задачах!”
        Антирелигиозность технократии может принимать различные формы, общие лишь в одном - не допустить Христа до человеческого сердца, сделав последнее неспособным услышать и принять призыв к покаянию. Порой эта антирелигиозность принимает откровенно богоборческие формы, иногда сама претендует на место Бога в душе человека, бывает, что просто ослепляет, оглушает, отупляет в человеке всякое духовное чувство.
        Говоря о первой форме - откровенном богоборчестве - нельзя не остановится на одном из характернейших явлений технократической культуры - рок-музыке. Как законнорожденное дитя технократии, она “ни в одной своей форме не существует вне сложного технического воплощения, причем техника представляет собой не средство оформления вне ее созданного и вне ее существующего произведения, а внутренне необходимый компонент как бытия произведения в виде тиражируемых звукокопий, так и самого творческого процесса” . Вначале рок-музыканты активно вставляли в свои произведения подсознательные сообщения  типа: “Мне надлежит жить для сатаны”(Led Zeppelin, “Лестница в небо”), “сатана... сатана... сатана... он - бог... он - бог... он - бог...” (Black Oak Arkansas, “Когда в Арканзас пришло электричество”), “Он противен, проклятый Христос”(ELO), “о сатана, именно ты сияешь... стены сатаны... стены жертвы... Я знаю, что ты - тот, кого я люблю” (Rush, “Гимн”) и многое другое подобного рода . Однако последнее время уже совершенно перестали стесняться и открыто вставляют в тексты песен подобные заявления: “Я был воспитан демоном, подготовлен к тому, чтобы править, как и он. Я господин пустыни, современный железный человек. Я собираю темноту, чтобы доставить себе удовольствие. И я приказываю тебе стать на колени перед богом грома, богом рок-н-ролла”(Kiss, “Бог грома”) .
        Не отстают в этом отношении от рока и компьютерные игры, бо?льшая часть которых носит откровенно сатанинский характер, иногда проявляющийся лишь по достижении высоких “уровней посвященности” (см. иллюстрации 4-5). На вопрос “Что больше всего Вам лично нравится в Doom II?” Джей Уилбур (Jay Wilbur), один из создателей популярнейшей игры Doom, отвечает: “Я люблю концовку игры - ее последний уровень, где раздается раскатистый зловещий голос ада. Очень впечатляет, и делается немного не по себе. Последний уровень, между прочим, нравится многим. Называется он Icon of Sin (Картина, или, если хотите, “икона” греха)” . И еще одна любопытная деталь: на обратной стороне упаковки Doom есть такие слова: «Почему вы не покупаете Doom? Ведь знаете же, что попадете в ад, а лучшего путеводителя, чем Doom, вам ни за что не достать!»” ...
        Надпись на статуе Свободы в Нью-Йорке дышит не меньшим богохульством: “Приведите ко мне всех усталых, всех бедных, жаждущих дышать воздухом свободы” . Не надо быть особым знатоком Писания, чтобы вспомнить слова Христа: “Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас”(Мф.11.28). Оказывается, спаситель-то вовсе не Христос, а американская богиня Свободы!
        В своем ослеплении плотским житием цивилизация уже не замечает, как возрождает древние языческие культы. Что иное, как не поклонение богине Плоти представляет собой ежегодное шествие Мисс Америки, происходящее в Атлантик-Сити?
         “Лучи прожекторов прорезают мрак, как пламя свечей у церковного алтаря, горы цветов источают благоухание, в оркестре слышится то нежное пение струнных, то царственные звуки духовых. Секунды мучительного безмолвного ожидания. Затем раздается барабанная дробь, и вот - кульминация: молодая женщина с телом строго установленных пропорций и с образцовой “личностью”, в короне и со скипетром безмятежно шествует к своему трону. По всей стране у телезрителей перехватывает дыхание и выступают на глазах слезы. “Вот Мисс Америка, - несется с экранов песня, - идет Она, твой идеал!” Произошла коронация очередной богини нового американского культа Ее... Она вездесущая икона общества потребления, со своей пышущей здоровьем улыбкой, откровенно сексуальным телом (которое официально считается девственным)... Она - отнюдь не Мадонна, Она даже в некотором роде анти-Мадонна. Она зеркально отражает добродетели, традиционно связанные с Марией, -  бедность, смирение, жертвенность. Она поразительно противоположна Марии...”    
Семинарская и святоотеческая библиотеки

Предыдущая || Вернуться на главную || Следующая