Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки


  Цикл лекций по Ветхому Завету протоиерея Николая Соколова

Л Е К Ц И Я  10


Сегодня мы продолжаем нашу тему о истории ветхозаветных патриархов Авраама, Исаака, Иакова. Вы помните, когда Господь являлся Иакову, точно так же, как с Авраамом, повторилось обетование: "Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; не бойся. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, к северу и к полудню; и благословятся в тебе все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты не пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе" (28:13-15).

Об этом мы говорили при видении лествицы Иакова. Мы говорили о том, что у Иакова родилось 12 сыновей и что спустя 20 лет своей жизни он приходит опять в Землю обетованную со своим многочисленным семейством. Жизнь Иакова, как никакого другого патриарха, была исполнена различных злоключений, но провидение готовило ему еще более серьезные испытания через одного из самых любимых сыновей, через Иосифа.

В библейской истории Иосиф перед нами предстает впервые 17-летним юношей. Как любимый сын, он постоянно присутствует рядом со своим отцом и изредка навещает своих братьев, которые пасли стада. В простодушии своем Иосиф часто рассказывает отцу о различных поступках братьев - и добрых и злых, которые не отличались высокой нравственностью. Постепенно ненависть братьев все более и более усиливалась, они уже буквально не могли видеть своего брата и воспринимать его без раздражения. Особо раздражала их разноцветная одежда, которую носил Иосиф.

"И увидели братья, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его и не могли говорить с ним дружелюбно" (37:4)

То, что Иосиф был чистым и душой и сердцем, показывают нам его сны, и он чистосердечно рассказывал братьям, что ему приснилось. Приснилось ему следующее: вот мы вяжем снопы посреди поля, вот мой сноп встал прямо, и вот ваши снопы стояли кругом и поклонились моему. "И сказали ему братья его: неужели ты будешь царствовать над нами, неужели будешь владеть нами? И возненавидели его еще более за сны его и за слова его". А он опять еще один сон видел, опять пересказывает, что луна, солнце и звезды, и одной звезде все кланяются. И еще более раздражения вызывает все это. И сказано:

"Братья его досадовали на него, а отец заметил это слово" (37:11)

Постепенно между братьями зреет настоящий заговор против Иосифа. Посылает его однажды Иаков в Сихем к братьям и говорит: пойди к братьям твоим, посмотри, здоровы ли братья твои, цел ли скот и принеси мне ответ. И пошел Иосиф к братьям своим и приблизился к ним, и братья сказали:

"Вот идет сновидец; пойдем теперь и убьем его, и бросим его в какой-нибудь ров, и скажем, что хищный зверь съел его; и увидим, что будет из его снов" (37:20)

Однако, услышал это Рувим и "избавил его от рук их, сказав: не убьем его. И сказал Рувим: не проливайте крови; бросьте его в ров, который в пустыне, а руки не налагайте на него. Сие говорил он с намерением, чтобы избавить его от рук их и возвратить его к отцу его".

Когда пришел к ним Иосиф, то они сняли с него его одежду, взяли "и бросили его в ров, ров же был пуст, воды в нем не было. И сели они есть хлеб и взглянув, увидели, вот, идет из Галаада караван Измаильтян, и верблюды их несут стираксу, бальзам и ладан; идут они отвести это в Египет."

Решение созрело молниеносно, одновременно избавиться от Иосифа и получить хорошее денежное вознаграждение, что они и делают. Пожалуй, больше всех сокрушался Рувим старший, но он не мог ничего сделать против многочисленных братьев. И взяли они одежду Иосифа, вымазали ее кровью козла и доставили отцу и сказали: это мы нашли, посмотри, твоего ли сына одежда?

Посмотрите, на отношение отца и ребенка, о душе его они не думали, что переживает отец и что они ему готовят.

"И разодрал Иаков одежды свои, и возложил вретища на чресла свои, и оплакивал сына своего многие дни. И собрались все сыновья его и дочери его, чтобы утешить его; но он не хотел утешиться и сказал: с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю. Так оплакивал его отец его. Мадианитяне же продали его в Египет Потифару, царедворцу фараонову, начальнику телохранителей". (37:34-36)

Дальше повествование Ветхого завета прерывает рассказ об Иосифе и немного проливает свет на будущую историю ветхозаветной церкви, которая затем сольется с церковью новозаветной. Рассказ дальше идет, который мы назовем:

"Грех Иуды"

Очень характеризует ту эпоху, отношения между людьми, нравственность, в  которой  пребывали  сыновья  Иакова  и  ряд других ветхозаветных аспектов.  В  то  время  Иуда  отошел  от братьев  своих  и  поселился  около одного Одоломитянина,  имя которому Хира.

"И увидел там Иуда дочь одного Хананеянина, которому имя Шуа; и взял ее и вошел к ней. Она зачала и родила сына, и нарекла имя ему: Ир. И зачала опять, и родила сына, и нарекла ему имя: Онан. И еще родила сына третьего и нарекла имя ему: Шела. Иуда же был в Хезиве, когда она родила его. И взял Иуда жену Иру, первенцу своему, имя ей Фамарь. Ир, первенец Иудин был неугоден пред очами Господа, и умертвил его Господь. И сказал Иуда Онану: войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь и восстанови семя брату твоему. Онан знал, что семя будет не ему ( этот закон называется законом ужичества), и потому, когда входил, изливал семя на землю, чтобы не дать семени брату своему. Зло было пред очами Господа, что он делал; и Он умертвил и его. И сказал Иуда Фамари, невестке своей; живи вдовою в доме отца твоего, пока подрастет Шела, сын мой. Ибо он сказал в уме своем: не умер бы и он подобно братьям его. Фамарь пошла и стала жить в доме отца своего" (38:2-11).

Вот события, которые излагает нам ветхозаветный писатель. Что мы здесь видим прежде всего? Общее состояние нравов: Иуда берет себе в жены хананеянку, уже не из близких по духу людей, а совсем из чужого рода, которая рождает ему трех сыновей. Далее он пытается исполнить закон Моисея об ужичестве, но один из сыновей его старший неугоден Богу, какое-то нечестие, видимо было. Господь взял его. И второй недалеко отстоял от него, Онан, который входя к жене, не давал ей семени и этим самым прогневлял Господа, и сказано: Господь умертвил его.

Т.е. два нечестивых человека, произошедших от этого брака были умерщвлены Господом.  Остался последний сын третий и здесь уже Иуда грешит тем, что боится за его судьбу и решает не отдавать его невестке своей Фамари.

И вот дальше события развиваются таким образом, что прошло время и умерла дочь Шуи, жена Иудина. Иуда, утешившись, пошел в Фамну к стригущим скот его, сам и Хира, друг его Одоломитянин. И увидел Фамарь, т.е. невестку и сказали Фамари: вот свекр твой идет сюда. Фамарь встала, сняла одежду своего вдовства, положила на себя покрывало, и закрывшись села у ворот Енаима, которая была по дороге в Фамну. " Ибо видела, что Шела вырос и она не дана ему в жену."

По закону, никто не имеет права взять ее в жены, пока законный наследник от нее не откажется. Вот если бы он привел к ней своего сына и тот сказал, что я на ней не женюсь, он имел право сказать это. В этом случае надо было снять сапог, бросить его.., тогда она могла выйти замуж за другого человека, в данном случае этого сделано не было. Она была женщиной еще молодых лет, хотела семью и это, видимо, послужило тому, что она сделала следующий поступок.

И вот Иуда, проходя то место, где сидит Фамарь, увидел ее и счел, что это блудница, ибо блудницы всегда сидели при входе в город, поджидая путников, и сказал ей: раз ты блудница, то я пойду к тебе. Он был не женат, и общение с женщиной было ему, видимо, нужно. До воздержания и нравственности новозаветной в то время еще было далеко, и поэтому он сказал ей: войду к тебе.

"Ибо не знал, что это невестка его. Она сказала, что ты дашь мне, если войдешь ко мне? Он сказал: я пришлю тебе козленка из стада моего" (38:16)

Она сказала: "дашь ли ты мне залог, пока пришлешь? (веры никакой). Он сказал: какой залог тебе дать? Она сказала: дай мне печать твою, и перевязь твою и трость твою, которая в руке твоей. И дал он и вошел к ней и она зачала от него. И встав, вошла и сняла с себя покрывало свое и оделась в одежду вдовства своего" (38:18-19)

Иуда решает спустя некоторое время вернуть то, что ему дорого. Про Фамарь он и не вспоминает. Но у нее есть перстень дорогой, который говорит о том, кто он есть, как бы его печать, перевязь и трость - знаки его достоинства. Он берет обещанную награду за связь с женщиной и посылает ей, чтобы слуга отдал блуднице, которая сидит у ворот, ну раз она сегодня сидит, то и завтра будет сидеть и послезавтра.

Когда приходит туда слуга, то он никого не застает. И спрашивает окружающих: где блудница, которая здесь сидела? Ему отвечают, что никакая блудница здесь не сидела, никого здесь не было. "И возвратился он к Иуде и сказал: я не нашел ее; да и жители места того сказали: здесь не было блудницы". Иуда сказал: пусть она возмет себе, чтобы только не стали над нами смеяться. Вот я посылаю этого козленка, но ты не нашел ее.

"Прошло около трех месяцев, и сказали Иуде, говоря: Фамарь, невестка твоя, впала в блуд, и вот, она беременна от блуда. Иуда сказал: выведите ее, и пусть она будет сожжена",- сразу решил он, т.е. сразу подписал приговор. О том, что он творил, вопрос уже другой. Себя мы не судим, а другого - сразу. И когда взяли ее, чтобы вести на сожжение, она послала к свекру своему, т.е. никто не усомнился в ее словах. Это значит, он был глава рода, глава племени и клава клана, его слово было закон. Он творил суд и расправу. И когда повели ее, она послала сказать свекру:

"Я беременна от того, чьи эти вещи". И послала к нему трость, перевязь и перстень. И Иуда узнал все свои вещи и сказал: "Она правее меня, потому что я не дал ее Шеле, сыну моему. И не познал ее более", т.е. он сознался, что он поступил неправо, что эта женщина неповинна, в том, что она получила то, что хотела. Она не ради блуда вышла на дорогу, а ради того, чтобы над ней исполнилось то, чтобы на ней не прекратился род колена Иудина. И вот, действительно, эта Фамарь, "блудница" вошла в родословие Христа Спасителя, потому что во время родов оказалось, что близнецы в утробе ее. И повивальная бабка навязала красную нить первому, который рождался, сказав: он вышел первый, а он возвратил руку свою и первым вышел брат его.

"И она сказала: как ты расторг себе преграду? И наречено имя ему: Фарес. Потом вышел с красной нитью на руке. И наречено было имя ему: Зара". (38:29,30)

Вспомним опять Иосифа. Иуду оставим со своими страстями, со своими переживаниями до поры до времени, невесткой и двумя внуками, а вспомним, Иосифа, который продан в рабство и живет в доме Потифара. Иосиф праведный еще зовется Иосифом прекрасным, Иосиф праведный больше относится к Иосифу Обручнику. Этого Иосифа мы называем праведным прежде всего за его чистое сердце, за его внешнюю красоту, которую подчеркивали и братья и все окружающие его, за его чистую душу, вот за все эти качества его называют Прекрасным.

Жизнь в неволе для него началась с того, что Потифар поставил его над домом своим, и все, что имел дал в руки его. Жизнь этих вельмож отличается необыкновенным богатством, и в огромном хозяйстве его сноровка, его талант и его умение были очень нужны и Потифар нашел верного слугу, который всем управлял и сам при нем не знал ничего, кроме хлеба, который ел. Т.е. для себя он не брал ничего, кроме необходимого. Это ценилось, поэтому его и держали там и доверяли ему больше всех.

При всем этом Иосиф не избежал искушений, которые не замедлили явиться в лице сладострастной супруги Потифара.

"Иосиф же был красив станом и красив лицем. И обратила взоры на Иосифа жена господина его и сказала: спи со мною. Но он отказался и сказал жене господина своего: вот, господин мой не знает при мне ничего в доме, и все, что имеет, отдал в мои руки; нет больше меня в доме сем; и он не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему; как же я сделаю зло и согрешу пред Богом?" (39:6-9)

Что это напоминает вам? Все отдам тебе, кроме плода, помните, которым познается добро и зло. Все имеешь здесь, но помни только одно, вот и здесь, Иосиф имеет все, но жена не его. Но, однако, женщина была коварная, и отказ Иосифа ее раздосадовал. Что могла она сделать, исполненная ненависти к нему (старая поговорка: "От любви до ненависти один шаг")? Конечно, настоящей любви там не было, была страсть в ее сердце, поэтому, как только она получила отказ от Иосифа, сразу эта "любовь" превратилась в лютую ненависть. И она оклеветала его перед своими слугами, закричала громким голосом: вот он пришел, чтобы меня опозорить, одежды остались со мной, я сопротивлялась, а он убежал, обнаженный. Вот, пожалуйста, доказательства перед вами, больше ничего не требуется.

Здесь мы видим, что случай с Иосифом показывает промысел Божий о каждом человеке. Если бы Иосиф остался в доме Потифара, то он никогда бы не стал первым человеком в Египте после фараона. Если бы он не преодолел искушения, а пал с этой женщиной, он никогда бы не был достоин той духовной чистоты, таких высоких озарений, пусть даже в толковании снов, его сердце не было бы столь чисто. Если бы Иосиф не был столь прилежным, столь трудолюбивым, таким нужным в этом доме, то и не любил бы его хозяин, как самого себя.

И он сделал с ним так: по закону египетскому, человек, посягнувший на жену хозяина оскоплялся. Убить он его не мог, фараон не давал права никого убивать, это мог делать только фараон, или судья от лица фараона. Поэтому, за провинность человека отправляли в тюрьму, где решалась жизнь человека. Сам хозяин мог оскопить его и еще дать тысячу палок, что тоже, собственно, смерть. Но ни того, ни другого он не сделал, ему было жалко Иосифа. И, видимо, он подозревал, что жена его не такая невинная, как она хотела казаться. Мудрый, видимо, был египтянин. И поэтому Иосифа заключают в темницу.

Я думаю, вы прекрасно знаете эту историю Иосифа в темнице, знаете, что и там в темнице, он приобрел особое влияние и стал среди наиболее уважаемых заключенных, авторитетным.

После событий, которые произошли между Иосифом и Потифаром, он уже был более осторожным, однако, и здесь проявляется его чистосердечие и его желание услужить людям. То, что мы видим в виде снов, которые он рассказывает, которые приснились виночерпию и хлебодару, которые пребывали в заключении с ним в одной тюрьме. Одному он предсказывает скорое прощение, возвращение в дом фараона, а другому, так же в чистоте сердечной предсказывает скорую кончину, трагичную.

Так и случается: виночерпий возвращается во дворец, когда был прощен фараоном, а хлебодар, который был уличен в чем-то очень серьезном, был подвергнут казни и птицы небесные клевали тело его. Сны сбылись. В сердце виночерпия осталась память об этом, но никак не благодарность, он очень скоро забыл своего благодетеля. Годы идут за годами, и вот однажды, Господь открывает через фараона судьбы, которые Он готовит народу египетскому, а между тем и всем народам земли.

Вы помните эти прекрасные страшные сны, которые видит фараон, когда семь коров тощих съедают семь коров полных? И никто не может разгадать эти сны. Символическое число семь, вот эти коровы тучные и т.д. И вот здесь, после того, когда все жрецы и мудрецы египетские отказываются отгадать сны, виночерпий вспоминает о том, что ему разгадал сон Иосиф, который оказался сном пророческим и который привел его вновь во дворец фараона. И тогда он вспоминает о нем и Иосиф предстает перед фараоном. Рассказывает свой сон Иосифу фараон и Иосиф толкует сны таким образом.

Сон первый, что Бог сделает, то он возвестил фараону. Семь коров хороших, семь колосьев полных, сон один. Семь коров худых, это семь лет и семь колосьев худых - семь лет голода.

Т.е. он предсказывает, что будет семь лет обильных урожаев, а затем семь лет голода. Голод - это вещь, которая часто бывала в тех регионах, т.к. не всегда бывал удачный разлив Нила, не всегда был удачный урожай, ветры сухие дули из пустынь и часто урожай уничтожался. А были годы очень изобильные. И вот, предвидя это, фараон поручает Иосифу, раз он предсказал это, то выход один - сделать запасы и он ставит Иосифа начальниками над всеми службами.

Иосиф постепенно становится правителем над всем Египтом. Фараон так сказал ему: "Ты будешь над домом моим, и твоего слова будет держаться весь народ мой; только престолом я буду больше тебя" (41:39,40).

И затем последовало формальное возведение Иосифа на эту должность: фараон снял с руки своей перстень и надел его на руку Иосифа. От этого брака между Иосифом и Асинефой рождаются два сына - Ефрем и Манассия. Таким образом Иосиф принят, как бы сказать, в элитный класс, у него дочка жреца, он сам первый человек в Египте, у него потомство родилось, все его уважают и более того, он распоряжается всем богатством фараона.

Слово Манассия в переводе - "заставивший забыть все его несчастья", Ефрем означает - "Бог сделал Иосифа плодовитым в земле страданий". Наступили годы крайней нужды, когда, наконец, голод дошел и до Израиля. Сыновья престарелого Иакова, узнав, что в Египте есть хлеб, собираются поехать в Египет. У них, конечно, и в мыслях не было, что их там может встретить проданный в рабство их брат. Однако, Иосиф помнит своих братьев, не забыл их и сразу узнает их. Между ними он не видит одного брата Вениамина, а Вениамин, рожденный от Рахили, был родной его брат. Все остальные были как бы по отцу братья его, по матерям были они разные, а Вениамин был родной, поэтому и болело сердце за него. И он вспоминал и любил его больше всех остальных братьев.

И подумал он, не убили ли они его, как и его чуть не убили. Чтобы дать почувствовать тяжесть того состояния, в которое он некогда сам был поставлен, а так же узнать истинное положение брата, Иосиф прибегает к хитрости и объявляет их шпионами. И после того, когда заставляет их таким образом рассказать ему о своем брате и приводит к тому, что братья вынуждены будут привести к нему младшего его брата, Вениамина.

Особенно страшно и горько было Иакову, услышать, что от него хотят забрать его младшего сына Вениамина. Однако, желая угодить владыке Египта, он отпускает туда младшего сына и вот там, когда уже все братья были вместе, Иосиф вновь хитростью и коварством испытывает их, подложив им чашу в один из мешков, который был мешком Вениамина, чтобы узнать, есть ли у них хоть чувство жалости. И когда уже все открылось, он сам открывается братьям своим, не выдержав этого.

Все это происходит непрерывно, помните, когда он пирует вместе с братьями, а сам он, как вельможа не может сидеть на ряду с другими призренными. Вообще, египтяне считали себя сыновьями Солнца, а другие люди уже другой сорт, поэтому все пришельцы и израильтяне сидели и кушали отдельно. И когда они ели, он посылал им только дары со своего стола.

Иосиф посылал лучшие куски Вениамину и когда уже им открывается и плачет и вот эти слезы являются слезами примирения между братьями и между Иосифом. Иосиф прощает всех братьев, он не помнит зла, т.е. это типология Христа Спасителя. Иосиф во многом и многом напоминает Христа: продан братьями за сребряники, так же был унижен, так же был оскорблен и после унижения так же прославился, как Христос после своего Воскресения, и так же простил всех. Это как бы прообраз Христа Спасителя.

После этих событий Иосиф по-прежнему остается царедворцем, владельцем Египта, и фараон предлагает ему: пусть к тебе приедут все твои родственники. И отцу своему Иосиф посылает 10 ослов своих, навьюченных произведениями Египта, и 10 ослиц, навьюченных зерном, хлебом.

И вот когда Иаков уже престарелый услышал о том, что сын его жив, то сказано: "Дух его ожил", и он в восторге воскликнул: " Довольно сего для меня, еще жив сын мой Иосиф; пойду и увижу его, пока не умру".

И вот потянулся караван, приблизительно 70 человек, это был весь дом израильский: Иаков, его 10 сыновей с женами и детьми и ближними людьми, которые его окружали, я не имею в виду двух сыновей Иосифа, т.е. все те, кто соблюдал обряд обрезания Авраама, кто был принят в ветхозаветную общину, все пришли в Египет.

И когда увидел Иосиф отца своего, пал к нему на шею и долго плакал на шее его и ободрившийся старец воскликнул:

"Умру я  теперь,  увидев  лице  твое,  ибо  ты  еще жив".

Могущественный фараон удостаивает престарелого отца особой аудиенции, свидание было трогательно, просто и задушевно. Фараон спрашивает старца о его летах и Иаков вкратце рассказывает многоиспытанную жизнь. В сравнении с жизнью предков, его жизнь была еще коротка, всего только 130 лет, а Авраам прожил 170 лет, Исаак - 180 лет, но слишком много горя, видимо, испытал этот человек, слишком много скорбей пришлось ему пережить, потому что лета его были гораздо меньше, а он был уже очень дряхлым. Фараон был тронут этим свиданием и просил,чтобы Иаков благословил его.

У меня однажды был такой вопрос: кто благословил из ветхозаветных патриархов фараона? Никто не мог сказать. Запомните, что фараона благословляет Иаков, с фараоном общался Авраам, помните? Все они соприкасались с фараонами в той или иной степени, но никто не благословлял, кроме Иакова. Почему это благословение было, как вы думаете? Он принял народ, дал им землю, дал им возможность прожить страшные голодные годы и это благословение не только ему, но правителю этого народа.

Т.е. боагословение Божие почивает на фараоне, даже если он не был причастен тайнам спасительного промысла о этом народе, но он был как глава государства и он просил благословить его. И получил благословение, и может быть благодаря этому благословению жизнь в Египте была не совсем уж плохая. Вы знаете, что только последние годы стали притеснять их, когда они очень размножились, когда об Иосифе забыли, фараоны сменились - пошли другие династии.

А в то время им неплохо жилось. Их не делали рабами, не поставили их строить пирамиды, как потом сделали. Они занимались тем, что пасли скот. И очень народ разрастался и мы знаем, что почти до двух миллионов достиг этот народ перед выходом из Египта.

Они поселились в округе Гесем, в котором были большие и плодородные пастбища, там они могли жить вдали от египтян и одновременно не забывать свои обычаи и то, к чему призывает их Господь. Так исполняется предсказание Божие Аврааму: потомки его будут пришельцами в земле не своей, что и было подтверждено и Иакову на пути в Египет.

Заканчиваются годы жизни патриарха Иакова. Последние годы, надо надеяться, прошли в довольстве и мире, благополучии, под наблюдением его сына. В Египте он прожил еще 17 лет и видел утешение в том, говорит нам Библия, что род его весьма умножился за эти 17 лет. И вот чувствуя приближение своей смерти, он призвал к себе Иосифа и в знак веры своей, обетования своего, велел похоронить себя вместе с отцами своими Авраамом, Исааком и при этом подарил ему землю, приобретенную им в собственность близ Сихема, затем он усыновил себе двух сыновей Иосифа. У Иосифа были Ефрем и Манассия и старший был Манассия, а младший - Ефрем. А он положил руки крестообразно на них и получилось так, что правая рука, которая должна была лечь на старшего - легла на младшего, а левая - на старшего, и хотя его поправляли, но он сказал, как есть, так и есть. И не случайно, потому что и в этом отношении есть промысел Божий.

Затем он собирает всех сыновей Израиля, и каждому из них дает особое благословение. Вот как благословил он Иосифа и сказал: "Бог, пред Которым ходили отцы мои Авраам и Исаак, Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня, Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих; да будет на них наречено имя мое и имя отцов моих Авраама и Исаака, и да возрастут они во множество посреди земли" (48:16).

Т.е. благословляя Ефрема и Манассию, он этим самым благословляет Иосифа и его потомство. Давайте вспомним 12 колен Израилевых, есть ли там колено Иосифа, нет. Один сын не получил земли - это Левий, т.к. потом из него был народ священников, которые имели удел в каждом колене, специальной земли у них не было, поэтому место Левия занимают сыновья Иосифа Ефрем и Манассия. У каждого сына будет потом место в земле обетованной, которую они получили при Иисусе Навине.

Бытие главу 49 с первого стиха нужно знать близко к тексту:

"И призвал Иаков сыновей своих и сказал: соберитесь, я возвещу вам, что будет с вами в грядущие дни; сойдитесь и послушайте, сыны Иакова, послушайте Израиля, отца вашего.

Рувим, первенец мой! ты- крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства и верх могущества; но ты бушевал, как вода, - не будешь преимуществовать, ибо ты взошел на ложе отца твоего, ты осквернил постель мою, на которую взошел.

Симеон и Левий братья, орудия жестокости мечи их; в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя, ибо они во гневе убили мужа и по прихоти своей перерезали жилы тельца; проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею их в Израиле."

Каким образом рассею и разделю в Израиле? Ну Левий не получил земли, Симеон получил немного земли с краю, условный кусочек с краю. И поэтому четкого колена не было, оно так и было рассеяно. Четвертым у нас идет Иуда. Вот пожалуйста этот текст нужно знать наизусть!

"Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов". (49:8-10)

Вот этот текст мессианский, является пророческим о колене Иуды и следует понимать таким образом: не отойдет скипетр Иуды, т.е. из этого колена будут происходить все владыки Израиля, т.е. цари, которые будут царствовать над Израилем будут из этого колена. О царях тогда не помышляли еще, поэтому слово "царь" здесь не употребляется, а именно скипетр, как символ власти. Примиритель есть Христос Спаситель, Мессия и ему покорность народов. И таким образом это пророчество исполняется в эпоху, о которой мы уже вскользь упоминали, когда последним царем израильским был идумеянин Ирод Великий. Таким образом, скипетр от Иуды отошел в тот момент, когда на землю пришел Христос Спаситель. Вот исполнение пророчества. Читаю дальше текст:

"Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое; блестящи очи его от вина, и белы зубы его от молока." (49:11,12)

Это все относится к Иуде. Он называется "лев из колена Иудина", лев - это символ царской власти и показывается, что без воли Божией никто не может его сдвинуть с места, если не сам Господь. Действительно, это произошло уже гораздо позже.

"Завулон при береге морском будет жить и у пристани корабельной, и предел его до Сидона." (49:13)

Колено Завулоново так и живут в Тире и Сидоне, современная Яффа и ряд других городов.

"Иссахар осел крепкий, лежащий между протоками вод; и увидел он, что покой хорош, и что земля приятна: и преклонил плечи свои для ношения бремени и стал работать в уплату дани".

Как правило, племя Иссахарова подвергалось нападкам и многие представители этого племени были в услужении у других.

"Дан будет судить народ свой, как одно из колен Израиля; Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад. На помощь Твою надеюсь, Господи!" (49:16-18)

Вот страшное пророчество, которое многие святые отцы и толкователи Библии говорят, что это пророчество о последних днях мира. Дело в том, что из колена Данова, возможно, произойдет Антихрист. И поэтому сказано, что Дан будет змеем на дороге и аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад. Все страшные испытания предстоящие Церкви Христовой, народу Божию и всем просто людям доброй воли, живущим в чистоте сердца. А Сын Божий, прийдя на землю, найдет ли веру? Надеюсь, что найдет.

"Гад, - толпа будет теснить его, но он оттеснит ее по пятам.

Для Асира - слишком тучен хлеб его, и он будет доставлять царские яства.

Неффалим - теревинф рослый, распускающий прекрасные ветви. (По другому чтению: Неффалим - серна стройная, он говорит стройные изречения, так и так переводится).

Иосиф - отрасль плодоносного дерева, отрасль плодоносного дерева над источником; ветви его простираются над стеною; огорчали его, и стреляли и враждовали на него стрельцы, и крепки мышцы рук его, от рук мощного Бога Иаковлева. Оттуда Пастырь и твердыня Израилева, от Бога отца твоего, Который и да поможет тебе, и от Всемогущего, Который и благословит тебя благословениями небесными свыше, благословениями бездны, лежащей долу, благословениями сосцов и утробы, благословениями отца твоего, которые превышают благословения гор древних и приятности холмов вечных; да будут они на голове Иосифа и на темени избранного между братьями своими". (49:22-26)

"Вениамин, хищный волк, утром будет есть ловитву и вечером будет делить добычу".

Как говорят: "из песни слова не выкинешь" и пророчество есть пророчество. Действительно, он предсказывает тяжкую судьбу колена Вениаминова, о чем мы будем говорить позже в "Книге судей", когда колено было почти полностью истреблено своими же собратьями...

После того как Иаков благословляет всех, дал благословение каждому и дал им заповедь, сказав:

"Я прилагаюсь к народу моему; похороните меня с отцами моими в пещере, которая на поле Ефрона Хеттеянина, в пещере, которая на поле Махпела, что перед Мамре, в земле Ханаанской, которую купил Авраам с полем у Ефрона Хеттеянина в собственность для погребения, (где похоронены Авраам, Сарра и все предки), - И окончил Иаков завещание сыновьям своим, и положил ноги свои на постель, и скончался, и приложился к народу своему.

Иосиф пал на лице отца своего, и плакал над ним, и целовал его. И повелел Иосиф слугам своим - врачам, бальзамировать отца его; и врачи набальзамировали Израиля"

"И исполнилось ему сорок дней, ибо столько дней употребляется на бальзамирование, и оплакивали его египтяне семьдесят дней."

И вот видите у нас - сорок дней, и у них сорок дней бальзамировали.

"Когда же прошли дни плача по нем, Иосиф сказал придворным фараона, говоря: если я приобрел благоволение в очах ваших, то скажите фараону так: отец мой заклял меня, сказав: вот, я умираю; во гробе моем, который я выкопал себе в земле Ханаанской, там похорони меня".

Т.е. он  просит  его отвести тело в землю Ханаанскую.

"И отнесли его сыновья его в землю Ханаанскую и похоронили его в пещере на поле Махпела", там у дуба Мамрийского похоронил Иосиф его, в пещере, которую купил Авраам в свою собственность. И сам и братья его и ходившие с ним были там, так закончилась жизнь третьего патриарха Иакова.

Книга Бытие заканчивается повествованием об обращении Иосифа к своим братьям и о смерти Иосифа.

"И увидели братья Иосифовы, что умер отец их и сказали: что, если Иосиф возненавидит нас и захочет отмстить нам за все зло, которое мы ему сделали? И послали они сказать Иосифу: отец твой перед смертью своею завещал, говоря: так скажите Иосифу: прости братьям твоим вину и грех их, так как они сделали тебе зло".

Видите, они думали, что ради отца он их прощает, не верили в искренность его прощения и поэтому сказали так.

"И ныне прости вины рабов Бога отца твоего. Иосиф плакал, когда ему говорили это. Пришли и сами братья его, и пали пред лицем его, и сказали: вот, мы рабы тебе. И сказал Иосиф: не бойтесь, ибо я боюсь Бога; вот вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть".

Вот мне хотелось эту фразу, что Бог обратил это в добро, сделать ключевой фразой книги Бытие. Мы начинаем разговор о грехопадении, рассказ о первом убийстве, о всемирном потопе, о Вавилонской башне, о других страшных событиях, жестоких, но все это можно заключить такой фразой: "Бог обратил все это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть" - сохранить жизнь великому числу людей.

"И так не бойтесь, я буду питать вас и детей ваших. И успокоил их и говорил по сердцу их."

Глава 50 с 15 по 25 стих.

"И жил Иосиф в Египте сам и дом отца его; жил же Иосиф всего сто десять лет."

Видите, как сокращается число лет.

"И видел Иосиф детей у Ефрема до третьего рода ( т.е. он видел праправнуков), также и сыновья Махира, сына Манассиина, родились на колени Иосифа. И сказал Иосиф братьям своим: я умираю, но Бог посетит вас и выведет вас из семли сей в землю, о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову".

Вот еще одно пророчество особое. Иосиф умирая, говорит, что будет время, когда Господь посетит народ Израильский и выведет его из этой земли. И это завещание Иосифа свято хранилось в сердце, может не у всех, но у многих потомков Израиля.

"И вынесите кости мои отсюда. И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его и положили в ковчег в Египте" (50:26).

Но не захоронили, только положили в ковчег, ожидая, когда его кости будут перенесены в землю Ханаанскую, там, где покоятся Авраам, Исаак, Иаков.

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Предыдущая лекция || Вернуться на главную || Следующая лекция