Семинарская и святоотеческая библиотеки |
Цикл лекций по Ветхому Завету протоиерея Николая Соколова Л Е К Ц И Я 11 Сегодня у нас начало новой темы - книга Исход, вторая книга Моисея. Сначала общий обзор и общая характеристика этой книги. Книга Исход относится к тем книгам, которые входят в состав Торы. По-еврейски книга называется от начальных своих слов - "елле шемот", в переводе "сии суть имена", т.е. имена сынов Израилевых, которые при Иосифе переселились в Египет. Греческое название этой книги "Exodus", что и означает слово "Исход", т.к. основная тема этой книги, главное повествование - исход Израиля из Египта при пророке Моисее. Вторая книга Моисея представляет собою прямое продолжение первой его книги "Бытие". Книга начинается со смерти Иосифа и заканчивается освящением скинии. "И умер Иосиф и все братья его и весь род их"...(Исх.1,6) После переселения Иакова в Египет во время Иосифа небольшое племя выросло в многочисленный народ, пользущийся у египтян почетом и уважением. После смерти Иосифа в течение нескольких столетий нам почти ничего не было известно определенного об этом народе, но было отмечено особо два фактора, что племя Израилево сильно размножилось из маленького племени, которое насчитывало всего 70 душ, которые пришли с Иаковом (Быт.46,27). В течение нескольких столетий, приблизительно около 400 лет, вырос народ, который насчитывал 600 тысяч мужчин, не считая женщин и детей. Т.е. если мы посчитаем так, что почти все взрослые мужчины имели свою семью, имели жену, и в каждой семье было минимум два ребенка, может и больше, плюс старые люди старше 60 лет, которые тоже в счет не шли, то найдем примерно 3-4 миллиона по самым скромным подсчетам. "Вот имена сынов Израилевых, которые вошли в Египет с Иаковом (отцом их), вошли каждый со (всем) домом своим" (Исх.1,1) Первая глава книги Исход второй стих перечисляет имена, которые желательно знать наизусть, это родоначальники колен Израилевых: "Рувим, Симеон, Левий и Иуда, Иссахар, Завулон и Вениамин, Дан и Неффалим, Гад и Асир" (Исх.1,2) Израиль, к сожалению, стал народом рабов. Прошло время и те египетские вожди, которые помнили еще Иосифа скончались, на смену им пришли другие люди и постепенно Израиль стал занимать униженное положение, которое первоначально он не занимал. Со своим рабским положением он, к сожалению, впадал и в рабство духовное, так как все больше и больше удалялся от истинного богопочитания. Исход для Израиля из Египта означает начало новой эры в его духовном сознании, эру, которую мы называем "теократия". Эта та государственная форма, в которой единственым властителем народа является Бог. Теократический строй не всегда и не в полном смысле продолжался во все времена, но официально он держался до того момента, когда Израиль попросил поставить себе царя. Он начинается с момента Исхода и заканчивается книгой Царств, когда пророка Самуила израильтяне требуют поставить царем над ними, "чтобы мы были, как прочие народы". И когда Самуил сокрушается о том, что они требуют царя поставить над ними, Господь говорит ему такими словами: "Ибо не тебя, Самуила они отвергли (т.к. он правил тогда народом, был судьей Израиля), они отвергли Меня, чтобы Я не царствовал над ними". Во главе 12 Исхода говорятся следующие слова, что Израиль пробыл в Египте 430 лет. В то же время, если мы откроем Деяния апостолов, то в речи апостола Стефана перед тем, как его побивают камнями, он говорит о том, что 400 лет было пленение. Где же правда? Какая цифра реальнее: 400 или 430? Ни та ни другая цифра не отвечают подлиной действительности, это опять-таки такое круглое число, чтобы легче было считать. Откуда взялась цифра 430 лет? Прежде всего, от прибытия Иакова в Египет до смерти Иосифа - 71 год. От смерти Иосифа до рождения Моисея - 278 лет (условно). С рождения Моисея начинается период, который отсчитывается таким образом: вся жизнь Моисея делится на три периода по 40 лет: от рождения до бегства в землю Мадиамскую, от пребывания в земле Мадиамской у священника Иафора до возвращения в Египет - еще 40 лет; 40 лет - странствования по пустыне. Итого получается 120 лет Моисея. Но мы берем не годы Моисея, а время до выхода из Египта. Таким образом получается 430 лет. Составителем книги является Моисей, об этом говорится в главе 17, 34 и ряде других мест, т.е. все, безусловно, исследователи Св.Писания приходят к мысли, что автором книги Исход является сам Моисей, по крайней мере - основной ее части. "И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии. И написал на скрижалях слова завета"... Эти библейские источники подтверждаются так же исследованиями известного египтолога, который говорит, что только такой человек, как Моисей, знавший как положение своего народа, также и все обычаи египетского дворца, мог написать подобную книгу по содержанию. Книга Бытие описывает в основном грехопадение человека, Исход говорит о вести избавления, о спасении из рабства через силу Господню. Народ не сам ушел, он вечно был бы в рабстве, сила Господня выводит его из рабства. Книга начинается с описаний бедствий и кончается прославлением Бога в скинии. В течение этого времени Господь выбирает себе Пасхального агнца и вносит в историю народа избавление. Книга делится на следующие разделы: 1 часть: с главы 1 по 12 - "Израиль в Египте". Сюда входят такие темы, как описание рабской жизни, беды Израиля. Вторая тема - рождение и воспитание Моисея, жизнь Моисея после бегства его из Египта, жизнь у его тестя Иофора. Третья тема: возвращение Моисея и встреча его с фараоном, глава 4. Следующая тема - десять казней египетских, глава 7 - 10. Последняя тема этого отдела - десятая казнь и заклание пасхального агнца, главы 11-12,36. 2 часть - "Исход из Египта", с главы 12 по 18. Сюда входят исход и предписание исхода, переход Израиля через Чермное море, победная песнь Моисея и его сестры Мариам и переход к Синаю. 3 часть - "Израиль у Синая", это центральная часть книги Исхода. Дарования декалога, десяти заповедей, заключение закона и союза - центральная часть всего Пятикнижия, гл.19. Вторая тема: установления богослужения и священства, гл.25-31. Третья тема: отпадение от Бога, золотой телец, гл.32. Следующая тема - возобновление завета с Богом, покаяние народа, гл.34 и последняя: построение и освящение скинии, гл.35-40. Ключевое слово к книге Исход - избавление. Есть ряд символических мест в книге, которые вам надо знать. Символика книги. Центральный образ и символ этой книги - это образ пасхального агнца, служит прямым указанием на Христа, как Агнца Божия, берущего на себя грех всего мира. Пасхальный агнец упоминается в Послании к Коринфянам, "агнец должен быть без порока" (ап.Петр), "пролитая и использованная кровь агнца" в Послании к евреям, в 1 Послании Иоанна Богослова. "Не сокрушение костей его" (чтобы кости агнца не сокрушились). Второй символ ветхозаветный - это манна небесная, который нам является в 16 главе. Указание на Христа, как на "хлеб жизни", так же имеет мессианское значение. Благодаря этой пище Израиль мог жить в пустыне 40 лет, без нее он бы не выжил. Таким образом, пока мы идем ко Христу, пока движемся на протяжении всей нашей жизни от рождения до смерти, Христос - это пища для нашего духа. Христос - наша манна небесная, которая нам дана самим Господом и Бог - податель этого хлеба. Господь говорит "Я - хлеб живой, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек" (Ин. 6, 51). Манна ежедневно выпадала, таким образом, и приобщение ко Христу должно происходить регулярно, а не от случая к случаю. Третий символ - это скиния, обиталище Господне, служит на указание избавления через Христа. Ап. Павел в Послании к евреям говорит: "Скиния служила образом и тенью небесного", Господь сказал: "Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет и выйдет, и пажить найдет" (Ин.10, 9) , т.е. Господь называет себя скинией, это образ Христа. В скинии был жертвенник, без пролитой крови не было очищения. Был образ скинии - дверь, жертвенник, умывальница - символизирует ежедневное очищение. Стол для хлебов предложения - "Я есмь хлеб жизни", светильник - Господь есть "свет миру", и жертвенник для воскурения - Христос символизирует Первосвященника, который приносит за нас великую жертву. Святая святых - Ковчег завета символизирует присутствие Самого Бога. Не случайно, что в Святая святых священник входил лишь раз в году. В книге Исход Господь являет нам как бы шестикратное откровение Своего лица, Своего облика. Прежде всего он Избавитель в виде Пасхального агнца. Это избавление положило начало линии крови, которая начинается с того момента, когда Господь повелевает заколоть животных, чтобы сделать одежды Адаму и Еве. Линия, которая постепенно теряется и мельчает в Израиле и восстанавливается с исходом. Устанавливается праздник Пасхи. Господь снова со своим народом и через этот народ со всеми нами, потому что он приближается к своему народу как Искупитель. Второе явление. Бог Яхве, Бог-вождь, он является в огненном облачном столпе, как Защитник Израиля. Всю ответственность принимает на себя Сам Господь. Если представить себе карту Северной Африки, Аравийский полуостров и землю Обетованную, если логически мыслить, то проще всего Израилю надо было идти в землю Обетованную по побережью моря, как и ходили все караваны. На самом деле избирается совершенно другой путь. Моисей ведет свой народ по указанию Божию к югу и делает большой крюк, как-будто бы логически не осознаный, непонятный. Именно Господь освобождает народ, заставляя его идти тем путем, который кажется непонятным, чтобы очистить народ. Символ такой, что пути Господа не всегда самые удобные и простые, но они всегда правильные, даже если люди не понимают этого. Третий момент явления Господа. Господь является Освободителем. Прежде всего, это чудо перехода через Чермное море. Этим испытанием Израиль окончательно освобожден от власти египетской. Новый Завет в Послании к коринфянам называет это событие крещением. "И все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море" (1 Кор.10, 1-2). Крещение - это погружение или изменение, т.е. полностью человек меняется, и Израиль менялся. Он, когда прошел Чермное море стал не тем, кем был до этого. Четвертое явление. Господь является, как Исцелитель народа, он берет на Себя заботу о телесном благосостоянии народа при том условии, что народ будет ему верен. Пятое явление. Господь - Податель жизни, который проявляется в виде манны, хлеба небесного, исторжения воды из камня, перепелов во множестве падающих. Каково многочисленному народу в пустыне без пищи? Только Господь своим промыслом чудесным образом ведет этот народ. Шестое. Господь - Великий Победитель в войне против окружающих народов: амаликитян, которые преграждали путь народу Божию. Прежде всего в этой войне одерживают победу те, кто обращается к Богу с молитвой (Моисей стоял с воздетыми руками и как только руки опускались, одерживали победу амаликитяне; ему поддерживали руки). Не случайно обычай молиться с поднятыми руками входит почти во все религиозные традиции мира. Иисус Навин побеждает на поле брани "не воинством и силою, но духом своим",- говорит пророк Захария. Перед нами Египет в период 18 династии фараона Амодиса. Новые правители переменили отношение к евреям, начались притеснения, перешедшие затем в тяжкую неволю. Поработив евреев, фараон принуждает их строить города. В то же время начинаются опасения, что эти племена объединятся с кочевыми племенами и будут представлять опасность Египту. Когда произошел исход из Египта? В разных книгах разные даты: одни говорят, что эта эпоха, примерно 1500 лет, другие говорят, что 1400 лет, некоторые относят эту дату к 1200-1300 годам, т.е. разница почти в 200 лет исхода евреев из Египта. Но учитывая тот период в 430 лет, о котором мы говорили, и примерно зная, когда пришел Иаков в Египет, мы можем сказать, что 400 лет - это условно, Израиль не был 400 лет в Египте, был гораздо меньше времени. Учитывая это, можно предположить, что Израиль вышел из Египта за 1300-1350 лет до Рождества Христова. Это как раз совпадает с царствованием фараона Тутмоса IV, хроника событий тогда и укладывается. Книга Исход написана Моисеем в Аравийской пустыне. Писалась она по мере получения откровений от Бога, т.е. постепенно. Тщательная редакция восходит ко времени, видимо, Иисуса Навина, а то и позже гораздо. Там есть много вставок, которые восходят к поздним временам. Если говорить о книге в общем, то она имеет две части: историческую и законодательную. Историческая говорит об исходе из Египта, а вторая - о даровании законов, начиная с 19-й главы. "И умер Иосиф и все братья его и весь род их" (Исх. 1, 6) "И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа, и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас" (Исх. 1, 8-10). И сказано, что египтяне "жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью" (Исх.1, 13-15). Слово "жестокость" повторяется несколько раз, что не просто работой, но с жестокостью. Дальше идет рассказ, который мы обозначим "Фараон и повивальные бабки". Женщины боялись Бога и приказ фараона о умерщвлении детей не исполнили, за что Господь их и благословил. Во время великого Поста эти паремии читаются на Страстной Седмице. После того, когда эти благочестивые женщины отступились от фараонова приказа, то фараон издал приказ умерщвлять всех младенцев мужского пола. Это был бесчеловечный приказ, и сами египтяне это понимали. Кто же будет ходить по домам изыскивать новорожденного младенца и умерщвлять его? Хотя, наверно, такие случаи бывали, но однократные, потому что следующие строки о начале жизни Моисея говорят о том, что люди принимали все ухищрения, чтобы сохранить жизнь своим детям. Видимо, не один Моисей был так спасен. О нем нам говорит Св.Писание. "Некто из племени Левина пошел и взял себе жену из того же племени" (Исх.2,1) Моисей был из колена Левина, Аарон был брат его и тоже был из колена Левина. Женщина зачала, родила сына и он был очень красив. Она скрывала его, пока могла. И когда уже невозможно было скрывать его, она сплела корзинку из тростника и пустила его по Нилу. Вышла купаться дочь фараона и здесь происходит встреча ее и Моисея, и он становится названным сыном дочки фараона. Он вырос и получил прекрасное образование. Дочери фараона он был вместо сына. Вскормила его родная мать. Спустя много времени, когда Моисей вырос, а по хронологии проходит около 40 лет, он увидел, как один египтянин издевается над его же собратом. И вот здесь показана рабская природа, которая вошла уже в сердце еврейского народа. Моисей заступился и заступаясь, убил египтянина. Что же он услышал, благодарность? Отнюдь. На другой день, когда он стал мирить двух ругающихся братьев, он услышал слова: "Не хочешь ли нас убить, как убил египтянина?" Моисей понял, что раз пошел слух и об этом говорят, то ему осталось недолго жить, потому что по закону египетского народа: убивший египтянина, тем более чужестранец, должен был умереть. И поэтому Моисей убежал из Египта в землю Мадиамскую и сел у колодца, где в то время дочери священника Иофора пытались наполнить свои ведра водой, а пастухи им мешали. Моисей встал на защиту этих женщин и отогнал пастухов, сделал доброе дело дочерям. Они пришли и рассказали отцу своему, что некто египтянин оказал им такое благодеяние. И отец сказал: "Позовите его, пусть он ест хлеб" и отдал за него свою дочь Сепфору. Она вспоминается в Библии неоднократно, также и в Требнике, когда читается чин на бракосочетание. Моисей был счастлив в свом браке и полюбил эту женщину. У него родилось два сына, одному имя - Гирсам, "потому что, говорил Моисей: я пришлец в земле чужой; а другому имя Елиезер, потому что Бог отца моего был мне помощником и избавил меня от меча фараонова" (Исх. 18:4). Моисей поселился у мадиан, потомков Авраама, т.е. это были родственники по крови. У Авраама после смерти его жены были еще женщины и вот от них родился Мадиам, который и стал родоначальником этого народа. Это было бедуинское племя, которое, в общем, далеко было от той чистоты духовной жизни, которя была у Иакова с его семейством. Важно, что Иофор был священником, т.е. там было сохранено истинное богопочитание, что и помогло Моисею жить у них. Иофор одновременно называется Рагуилом, но это одно и то же лицо. Моисей пробыл у Иофора до того времени, пока умер царь египетский. Это царское правление, смотря по хронике, длилось 40 лет. После смерти фараона Моисей, видимо, получил весть, что он может возвратиться к себе в землю. Видимо весть о возвращении в Египет совпала с особым моментом в жизни Моисея, избранием его на служение Богу как пророка. Об этом нам говорят следующие слова 3 главы книги Исхода: "И услышал Бог стенание их, и вспомнил Бог завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом. И увидел Бог сынов Израилевых, и презрел их Бог" (Исх. 2, 24-25). Однажды, когда Моисей пас овец, "явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста". Вот опять богоявление, говорится "Ангел Господень" или Ангел Яхве в переводе. "И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает". Это прообраз Христа Спасителя, Купина, прообраз будущей Девы Марии, которая в будущем является Матерью Христа Спасителя и осталась Девою: Купина горела и не сгорала. "Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает". И в это время услышал, что из среды куста голос :"Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, Господи! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал ему: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога" (Исх. 3, 2-6). Прежде всего мудростью и страхом Господним обладал боговидец Моисей и поэтому призрел на него Господь. Он имел высочайшее образование, мог сделать себе карьеру, но ради служения истине, идеалу, он всем пожертвовал и при этом сохранил страх Божий и любовь. И Господь обращаясь к нему, сказал: "Я увидел страдание народа моего в Египте и услышал вопль его... и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из семли сей (и ввести его) в землю хорошую... Хананеев, Хеттев, Амореев, Евеев и Иевусеев. И вот уже вопль сынов Израилевых дошел до Меня... Я пошлю тебя к фараону (царю Египетскому); и выведи из Египта народ Мой... Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что Я послал тебя". Это знамение - принесение жертвы на той горе, где было богоявление, на Хориве. Хорив - это древняя гора, которая была в почитании с давних пор. И, видимо, в те времена, в которые там жили, там приносили различные жертвы и это место было почитаемо. И вот именно там на Хориве и было богоявление Моисею. Весь период времени, который провел Мосей у своего тестя Иофора был периодом предуготовления. Не случайно, из классической среды, он попадает в чуждую среду. Перед ним пустыня, Синайские горы, голубое небо и у него было много раздумий, внутрених переживаний, созерцаний, которые привели его к моменту богооткровения. Когда мы говорим об откровении слова в Израиле, мы имеем две стороны, одинаково существенные. Одна из них представляется откровениями, относящегося к народу промыслительного замысла, обетований, которыми творится его история и содержание которого заключается в понятии завета. Друга сторона - это откровение Самого Бога, его личности, его имени. Первое откровение связано с именем Авраама, как обетовании, но память того Моисея о той роли, которую он играл в народе Божием, на ту его мисию, которую он возглавил, связана именно с моментом откровения ему имени Божия. В Моисее даже вдохновенный законодатель отступает на второй план перед пророком. Именно как пророку ему было открыто имя Божие. Его качества законодателя невозможно понять, не уяснив себе сначала другую причину. Без сомнения - Моисей это тот, кто был на Синае и Хориве, это место, где потом лежали скрижали закона. Это то место, где Яхве открылся в пылающей купине. И когда Моисей на горе слышит голос из среды куста, то он говорит:"Вот я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий (Иегова) послал меня к вам". При переходе из первого лица в третье "Я есмь", т.е. Яхве, это остается в Израиле собственным именем Бога, это имя затем окружается таким почитанием, что его даже не смеют произносить. Вы знаете, что имя Яхве - это сокращенное имя, состоящее из согласных букв. В этом слове нет гласных. Правильное его произнесение полностью утеряно. При громком чтении текста имя Божие никогда не употреблялось, вместо этого употреблялось другое имя - Адонаи, Господь, или как мы переводим, перевод LXX- "Кириос". Иными словами, Бог, который говорит к Израилю, не будет отныне ему неизвестен, ведь его не будут называть просто именем Бога, Елогим. Отныне, с открытия Своего имени, Он - Бог лично известный под своим собственным именем. Значение и важность этого эпизода, о котором мы говорим, нельзя понять до тех пор, пока мы отчасти не представим той силы, которую имя имело для древних, особенно для семитов. Назвать какое-либо существо, как это сделал Адам по отношению к твари, значит овладеть им, познать его сущность. Действительно, внутренняя природа существа познается через имя, отсюда в семитском понимании - магическая сила имени. Кто им владеет, тот обладает в некоторой степени личностью того, кого он назывет. Тем, что Господь открывает Свое Имя, Он показывает Свое бескорыстие и милость. Для Яхве открыть Свое Имя означает дать Себя Израилю из любви, это неслыханный дар, который дает в дальнейшем применять различные образы: союз Бога и Израиля, который наблюдается и у пророков малых и больших, в Песне Песней, но впервые который появляется у пророка Осии. Назвать народу Свое Имя - самое великое, что Бог мог сделать, чтобы сделать его своим. Это равносильно тому, что открыть свое потаенное имя. При таком освещении союз Бога с Израилем окаывается таким тесным и таким глубоким, что никакому другому описанию не поддается. Моисей должен возвестить своим братьям, что Сущий, Иегова послал его. Он, конечно, спрашивает: какие знамения, кто меня послушает? Было два знамения, это - трость, которая превращается в змея, и рука, которую он убирает за пазуху, вынимает ее оттуда, она покрывается проказой, затем опять достает исцеленной. Правда, Моисей опять чувствует препятствия, ему этого мало, он знает, что он косноязычен, и говорит, что он не речист, таким он был вчера и позавчера. Поэтому Господь указывает ему на его брата Аарона, сказав для него такие слова: ты будешь для него как бы Богом, а он будет говорить за тебя, обращаясь к людям. Вдохновленный Богом, Моисей отправляется из земли Мадиамской в Египет, чтобы исполнить данное ему Богом поручение: вывести народ из земли рабства. Моисей получает одновременно с призванием дар чудотворения. Но, однако, он не возгордился и остается тем же простым смиренным человеком, которым он был и до этого. "И пошел Моисей, и возвратился к Иофору, тестю своему, и сказал ему: пойду я, и возвращусь к братьям моим, которые в Египте, и посмотрю, живы ли еще они? И сказал Иофор Моисею: иди с миром... И взял Моисей жену свою и сыновей своих, посадил их на осла и отправился в землю Египетскую. И жезл Божий Моисей взял в руку свою. И сказал Господь Моисею: когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай перед лицем фараона, а Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа. И скажи фараону: так говорит Господь (Бог Еврейский): Израиль есть сын Мой, первенец Мой; Я говорю тебе: отпусти сына Моего, чтобы он совершил Мне служение; а если не отпустишь его, то вот, Я убью сына твоего, первенца твоего" (Исх. 4, 18-23). Как понять "ожесточу сердце фараона"? Выходит, что фараон все решает или Бог? Для чего нужно было ожесточение сердца фараона? Чтобы утвердить народ в вере, показать, что освобождение делается не просто так. Часто такое ожесточение сердца является промыслительным и чем-то полезным, в данном случае для народа Израильского. Дальше события, которые повествуются в Библии, говорят следующее: "Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его. Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть у сына своего и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня. И отошел от него Господь. Тогда сказала она: жених крови - по обрезанию" (Исх. 4, 24-26). Трудное место. Как понять, идет Моисей и вместе с ним идет его жена, рядом с ним его сыновья? И говорится, что Господь хотел умертвить его. Он избирает Моисея, чтобы поставить его на служение и тут же хочет умертвить. Зачем выбирал Моисея, посылал в Египет, когда Сам встречается с ним и хочет ему смерти? Слово "умертвить" не значит еще убить, есть такое толкование, что видимо, по пути он заболел и был при смерти и, видимо, он не обрезал своих детей. В этом плане Господь его вразумляет, но он настолько был расслабленный, что за него это делает жена. Впервые обрезание совершает женщина. "И бросила крайнюю плоть к ногам его"... К чьим ногам? К ногам Моисея, он - "жених крови по обрезанию". После этого смерть отступила от Моисея и он поправился. "И Господь сказал Аарону: пойди навстречу Моисею в пустыню. И он пошел и встретился с ним при горе Божией, и поцеловал его. И пересказал Моисей Аарону все слова Господа, Который его послал, и все знамения, которые Он заповедал. И пошел Моисей с Аароном, и собрали они всех старейшин сынов Израилевых, и пересказал им Аарон все слова, которые говорил Господь Моисею; и сделал Моисей знамения перед глазами народа; и услышали, что Господь посетил сынов Израилевых и увидел страдание их, и преклонились они и поклонились" (Исх. 4, 27-30). Своему народу, чтобы они поверили он показал жезл и руку. Происходит покаяние, которое начинает приносить народ. Следующая глава 5, избавление Божие, начало исхода из Египта, которое сопряжено с нежеланием фараона отпустить народ Божий и здесь видим то, что происходит с землей Египетской. Попробуем понять, почему те или иные казни египетские были проведены. Когда фараон отказывается отпустить народ Израильский, то страну постигает первое бедствие: вся вода обращается в кровь. Все казни египетские имели не просто стихийный характер, но глубокий религиозно-нравственный смысл. Они имеют своей целью не только сломить упорство фараона, но и подорвать в глазах народа значение тех богов, которым поклонялись в Египте. Первая казнь была направлена против первого главного божества страны - это Оирис, или Озирис, который олицетворял собою Нил, который оказался бессильным защитить страну от этого бедствия. Часть казней, которые делал Моисей повторяли жрецы, этим еще более усиливая страдания народа. Их чары обращались против них. Вода оказалась негодной к употреблению, рыбы умирали в ней и египтяне вынуждены были копать себе новые колодцы, чтобы не погибнуть от жажды. Вторая казнь - это жабы, которые своей многочисленностью вышли из Нила и наполнили Египет. Эта казнь направлена против богини Хет, она считается гонительницей жаб, всякой нечисти и изображается с головой жабы. И она со своими чарами ничего не могла сделать. Жабы и лягушки - это явление распространенное в Египте. Когда было наводнение и Нил разливался, то, естественно, плодились и размножались эти земноводные, тогда обращались к богине, чтобы уничтожить их. В данном случае их молитвы не помогали и авторитет богини пал. Вторая казнь прошла, фараон обратился к Моисею и Аарону, тут же показал им первый признак уступчивости, но потом упрямство вышло на первое место. Пришла третья казнь, она пришла уже без предостережения. Вся земля обратилась в мошек и насекомых. Если логически мыслить, что если умирает множество жаб и всего другого, то их тела начинают поедать насекомые, которые родятся и плодятся на них. Это было стихийное бедствие, которое пришло под воздействием первых двух. Это направлено против бога именем Себ, или отца богов, он является как бы властителем земли. Вся земля подверглась осквернению через мошек и авторитет его тоже снизился. Четвертая казнь - это появление песьих мух, злые ядовитые мухи тучами носящиеся по Египту. И как правило, после этого пошла моровая язва - пятая казнь. Покровители скота считались в Египте Изирис и Изида и против них направлена эта казнь. Они оказались бессильными это бедствие предотвратить. Один из самых почитаемых богов в Египте был бог Апис, которому поклонялись, и если он погибнет, то Египет погибнет. Шестая казнь касалась самих людей. Моисей бросил пепел, произвел язву, поразившую не только скот, но и людей, казнь эта так же направлялась против идолопоклонства. Дело в том, что в городах, посвященных богу Себу или Пифону, ежегодно приносились в жертву люди, имеющие волосы рыжего цвета. Жертва была страшная, их сжигали живьем на костре и пепел их развевался по воздуху, как бы очищая атмосферу от вредных стихий. И вот теперь, пепел, брошенный Моисеем, произвел противоположное действие, вместо очищения - зараза и язва пошла на всех людей. Седьмая казнь - страшный град, который выпал на землю и опустошил египетские поля. Восьмая казнь - саранча, тоже уничтожение всего зеленого, посевов. Саранча - это явление привычное для этих мест. Девятая казнь - это тьма, которая наступила по всей земле, направленная против солнца. Бог солнца покровительствовал Египту, был верховным божеством Египта и теперь оно показывало свое бессилие перед лицом грозного Бога Израиля. Страну поглотила непроницаемая тьма, которая продолжалась три дня, что люди не могли видеть друг друга. Всякая деятельность была остановлена. Последняя, десятая казнь - это смерть первенцев в Египте, которому предшествовало заклание пасхального агнца. В тех израильских домах, где был заклан пасхальный агнец и где кровью были помазаны косяки дверей, Ангел смерти не коснулся никого, в остальных домах смерть унесла многих младенцев, всех первенцев египетских. И сделался великий вопль по всей земле Египетской, и не было дома, где не было бы мертеца. Во дворце фараона умер наследник и фараон оплакивал его. Вот заканчивается период казней египетских и после этого начинается исход из земли Египетской. |
|