Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки


  Цикл лекций по Ветхому Завету протоиерея Николая Соколова

Л Е К Ц И Я  9


В прошлый раз, дорогие друзья, мы говорили об Аврааме и назвали его отцом верующих. Действительно, тема особая открывает нам этого человека в разных аспектах, и самое основное, что именно с ним, через него начался диалог Бога и человека. Ибо до этого Господь обращался к человеку, Он никогда не оставлял и не оставит его, но именно в Аврааме человек услышал голос Божий. И не только услышал, но повиновался ему, пошел с верой, и эта вера вменилась ему в праведность.
После события, которое совершилось на горе Мариам, Авраам прожил еще много лет. Через несколько лет Сарра, его супруга, скончалась 127 лет от роду. Подчеркнем, что это единственная женщина в Ветхом Завете, лета которой обозначены полностью. Некоторые женщины упоминаются, например, Анна-пророчица, но мы не знаем, сколько лет она прожила, а здесь знаем.
Исааку во время смерти его матери было 37 лет, и он жил со своим отцом в Хевроне. Авраам желал с честью похоронить свою старую жену, но во всей Земле обетованной не было у него земли собственной, в которой он мог сделать достойную усыпальницу. Поэтому он покупает у хеттеян кусок земли, заплатив 400 сиклей серебра, поле с пещерой Махпела, недалеко от Мамврийской дубравы, где и хоронит свою горячо любимую супругу Сарру.
У Авраама растет сын Исаак. Через три года после смерти Сарры Авраам решил женить Исаака. Его желанием было прежде всего то, чтобы его сын женился не на женщине из племен ханаанских, а на ком-то из ближайших соотечественниц. Тут подчеркивается та мысль, что не близкие по крови, а близкие по духу люди могли бы войти в семью Авраама. С этой целью он собирает своего раба Елеазара, чтобы тот отправился в Харран, где умер Фарра, отец его. И вот туда Елеазар и отправляется, чтобы найти жену для Исаака.
Взяв со своего раба клятву, Авраам отпустил его. И Елеазар отправляется в Харран. Прибыв в ту страну, он встречает там прекрасную девицу, деву, которую не познал муж. Перед нами особый промысл Божий об этом семействе. Ведь он не просто поехал, а поехал для того, чтобы найти жену для своего господина, и эта поездка прежде всего была сопряжена с молитвой. Вот как молился он:
"Господи, Боже господина моего Авраама! Если Ты благоустроишь путь, который я совершаю, то вот я стою у источника воды, [и дочери жителей города выходят черпать воду,] и девица, которая выйдет почерпать, и которой я скажу: дай мне испить немного из кувшина твоего, и которая скажет мне: и ты пей, и верблюдам твоим я начерпаю,- вот жена, которую Господь назначил сыну господина моего" (24:43-44).
Вот так он смело заявил, что хотел бы, чтобы эти качества щедрости духовной: доброта, любовь, милосердие, гостеприимство, т.е. все доброе, что может быть, - проявились в этой девушке, хозяйке, которая выйдет ему навстречу. И Господь посылает ему именно ту девушку, о которой он молился, и она говорит именно те слова, которыми он молился. И "еще не перестал я говорить,- говорит Священное Писание, - вот вышла
Ревекка, и кувшин ее на плече ее, и сошла к источнику и почерпнула [воды]; и я сказал ей: напой меня. Она тотчас спустила кувшин свой [на руку свою] и сказала: пей, и верблюдов твоих я напою" (24:45-46).
Расспросив, чья она дочь и есть ли место для ночлега, он получил ответ и, удивленный, обрадованный, оделяет девушку прекрасными подарками: серьги, золото, запястья золотые, т.е. показывает определенный достаток. Ведь Авраам был глава племени и, естественно, довольно богатый человек.
Оказалось, что девушка - дочь Вафуила, племянника Авраама, от его родного брата Нахора. Елеазар делает предложение, и родители соглашаются на этот брак, но просят хотя бы еще десять дней, чтобы девушка пожила дома. Однако Елеазар просит отпустить их сразу, и тогда родители дают дочери особое благословение:
"Сестра наша! да родятся от тебя тысячи тысяч, и да владеет потомство твое жилищами врагов твоих!" (24:60) - типично восточное благословение. Ревекка выказывает полное доверие Елеазару и идет с ним в неведомые земли навстречу своей судьбе. И встречает Исаака, который случайно, как говорят, вышел в поле поразмыслить. Скорее он вышел в поле для молитвы, которая была о том, чтобы Господь устроил его будущее.
И вот встречает он свою невесту, принимает ее всем сердцем, так как видит в этой невесте благословение Божие, которое как бы вымолено его отцом Авраамом и праведным Елеазаром. И сказано:
"И он возлюбил ее; и утешился Исаак в печали по [Сарре,] матери своей" (24:67).
Очень характерная деталь: он печалился по своей матери, т.е. особая любовь была у него к матери. Вообще Исаак являет нам образ такого благочестивого патриарха, которого трудно еще с кем-нибудь сравнить. Он миролюбив, отзывчив, исполнен внутреннего мира и спокойствия. И хотя в его жизни нет таких проявлений, таких ярких картин, которые были у Авраама и Иакова, однако он являет нам целостный образ праведника Ветхого Завета.
О последних днях жизни Авраама мы знаем только, что он взял себе еще жену и от нее родилось еще несколько сыновей. Чтобы их не раздражать, поскольку он им ничего не дал (потому что считал, что они не наследуют того наследства обетования, которое Господь обещал), он отсылает их еще при своей жизни на Восток - очевидно, на свою бывшую родину, чтобы они жили вдали, чтобы здесь был мир и из-за его наследства не было вражды.
Умер Авраам 170 лет и погребен был своими сыновьями Исааком и Измаилом в той же пещере, где покоились останки его супруги Сарры.
Исаак и его сыновья.
Первые дни семейной жизни Исаака прошли еще при жизни патриарха Авраама. Исаак был единственным наследником обетования и, подобно своему отцу, должен был подвергнуться испытанию веры.
Испытанием, которое Господь послал ему, была любимая бесплодная жена, которую он взял, всем сердцем полюбив. И, к сожалению, долгое время жена его была бесплодна - почти 20 лет, говорит Священное Писание. Но он не отчаивался и молился Господу. "И Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его" (25:21).
Перед самым моментом своего рождения сыновья в утробе ее стали биться, и сказала она: "Если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа. Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему. И настало время родить ей: и вот близнецы в утробе ее. Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя Исав" (25:22-25). "Исав" означает "косматый".
"Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков" (25:26). "Иаков" означает "держащийся за пяту его".
"Исаак же был шестидесяти лет от роду, когда они родились [от Ревекки]" (25:26).
Исав стал человеком, искусным в звероловстве, а Иаков был кротким, жил в шатрах, и, как нередко бывает в семьях, мать отдала предпочтение тому, кто жил ближе к ней - кроткому, миролюбивому Иакову. Не сказать, что она не любила Исава, но относилась к нему с прохладцей, по-нашему выражаясь. И, конечно, переживала, что человек, в котором она, может быть, не видела той благодати, которую ей хотелось бы видеть, должен быть наследовать первородство. Исав был старший, хотя там были минуты разницы. Это было важно - решался вопрос о первородстве. О том благословении, которое Господь через отца их должен был дать этому человеку.
Вы знаете историю с чечевицей, когда брат продал свое первородство за чечевичную похлебку. С того времени он получил название Эдом, т.е. красный. Почему красный, ведь чечевица не красная? Это смотря по тому, как ее приготовить. Если добавить какие-то коренья, она становилась красной. Эта чечевица и
послужила тем, что он ради материального пожертвовал своим
духовным первородством. Не потому, что он был голодным, но в
данный момент он не дорожил своим первородством, он жил
сиюминутной жизнью: Исав был плотский человек, и никакое
первородство для него не имело значения. Он сам от
первородства отрекся - вот что важно.
Между тем наступает один из тех голодных годов, которые часто вынуждали патриархов отправляться в другие страны. И Исаак считает нужным последовать примеру своего отца и поехать в Египет, чтобы там пережить голодные годы. Однако Господь является к нему и запрещает ехать в Египет, а благословляет поселиться в пределах Филистимского царя Авимилеха. И здесь происходит история, аналогичная Авраамовой. Исаак выдает свою жену за сестру, боясь, что из-за нее убьют его и близких ему людей. Хитрость Авраама была усвоена его сыном. Но после того как лукавство Исаака открылось, его, как и Авраама, награждают дарами и отсылают, только чтобы он уходил и не мешал им. Благодаря этому Исаак стал вести более оседлую жизнь и приступил к земледелию. И сказано:
" И сеял Исаак в земле той и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь. И стал великим человеком сей и возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим. У него были стада мелкого и стада крупного скота и множество пахотных полей" (26:12-14).
Тихая семейная жизнь Исаака нарушена была скоро непослушанием любимого сына Исава. Ведь Исаак любил старшего сына, сердце его больше к нему благоволило. Однако Исав проявил низкие плотские чувства и женился в сорокалетнем возрасте на двух хананеянках, таким образом вступив в родство с идолопоклонниками. И сказано в Писании:
"И были они в тягость Исааку и Ревекке" (26:35), т.е. его жены, но вскоре предстояло ему еще большее испытание. Приблизилось время, когда он почувствовал, что его покидают последние силы, приходит время уйти с этой земли. По старому древнему восточному обычаю он должен был даровать свое благословение старшему сыну, благословить своих детей и этим приготовиться в путь с сия земли.
По этому поводу он велел приготовить кушанья и после трапезы, которую приготовит от плодов рук своих каждый сын, он благословит их, как считает нужным. Вряд ли Исав сказал ему, что он продал свое первородство - скорее это был эпизод, известный только матери. Поэтому она и здесь показывает некую хитрость и, пользуясь тем, что брат был на охоте, она искусно гримирует своего младшего сына под старшего, обвязывая его тело шкурами животных, приготавливает вкуснейшие блюда, которые любил ее муж, дает их в руки младшему сыну, и тот идет ничтоже сумняшеся, получив от матери на то благословение. И здесь перед нами весьма интересный диалог между Иаковом и Исааком:
"И сказал Исаак Иакову: подойди [ко мне], я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Исав, или нет? Иаков подошел к Исааку, отцу своему, и он ощупал его и сказал: голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы. И не узнал его, потому что руки его были, как руки Исава, брата его косматые; и благословил его и сказал: ты ли сын мой Исав? Он отвечал: я" (27:21-24)
Что он сделал? Солгал - это была явная ложь, а не просто хитрость и уловка. Если бы он не спросил его, а просто благословил как старшего сына, но он спросил: "Ты ли сын мой?" Он сомневался: голос один, а руки другие, потому и спросил. Он-то почувствовал ложь. И вот как раз за эту ложь Господь много раз наказывал Иакова, хотя промысл Божий был на нем. Но тем не менее любая ложь наказуема. И вот сказал отец, благословляя сына:
"Вот запах сына моего, как запах от поля [полного], которое благословил Господь; да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина; да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя - прокляты; благословляющие тебя - благословенны!" (27:27-29).
"И как только вышел Иаков от лица Исаака, отца своего, Исав, брат его, пришел с ловли своей" (28:30).
И так же готовит Исав всякую еду и идет получить благословение. Исаак благословляет своего старшего сына, хотя благословение это совсем иное:
"Вот от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше; и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей" (27:39-40).
В этом благословении - вся дальнейшая судьба потомков Исава (потомков его называют эдомитянами, идумеями, которые долго находились в подчинении у иудея Иакова, но впоследствии вышли из повиновения и сами стали повелевать Израилем в лице своего царя Ирода Великого, который был идумеем по происхождению).
После этого случая Исав возненавидел своего брата и сказал такие слова:
"Приближаются дни плача по отце моем, и я убью Иакова, брата моего" (27:41). Т.е., иначе говоря, скоро отец мой умирает, и тогда-то я разделаюсь со своим братом (явный намек, что он убьет брата). Ревекка, зная неукротимый нрав Исава, решает отправить Иакова на некоторое время в Месопотамию, к родному брату своему Лавану, опять-таки в Харран, до того времени, пока не утишится ярость Исава. Чтобы не беспокоить своего престарелого мужа, она называет "официальную" версию: женитьба. Таким образом Иаков бежит от лица своего брата Исава, с тем чтобы одновременно устроить свою семейную, личную жизнь. Брат его взял себе жен ханаанских, а затем еще жену (ее имя Махалафа). Измаил - это тоже потомок Авраама, его сын от Агари. И этим он проявил полную свою несостоятельность как первородный.
Исаак после этих событий проживает еще 43 года, но ничем больше себя не проявляет. Сын его Иаков уходит к своему родственнику Лавану искать себе жену, старший его сын пребывает, видимо, к сожалению, в нечестии и уходит от истинного Богопочитания. Сам же Исаак являет собою кротость, смирение и глубокое безмятежное спокойствие духа.
Какие черты характера свойственны этому патриарху? Помните, как Авраам ведет его на заклание? Исаак
проявляет безусловное, полное повиновение отцу - это первое. Второе - нежная привязанность к матери.Он оплакивал мать до тех пор, пока не женился. Третье - преданность своей жене, хотя она была долгое время бесплодной. Он не взял ни служанок, ни наложниц, а соблюдая верность, показал веру в обетование Божие. Четвертое - с терпением выносил испытания, которые посылал ему Господь через его сыновей. И пятый характерный штрих его жизни - малоподвижный образ жизни. Современные исследователи Библии (Лопухин и ряд других) говорят, что Исаак почти всю жизнь провел почти в одном месте, а если уходил, то не дальше, чем на 100 километров. И тем не менее перед нами патриарх, который был велик не громкими подвигами, а богатым духовным миром. Он был богат верой в Промысл Божий, которая всю его жизнь делала воплощением смирения, надежды и любви.
Перед нами следующий патриарх - Иаков. Господь заключает с ним тот же завет, что и с Авраамом и Исааком. Не случайно Господь говорил, обращаясь к народу израильскому: "Я Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова", т.е. обетование Божие почило полностью на Иакове. И сказал ему Господь:
"[Не бойся]. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной" (28:13-14)
Эти слова были произнесены в величайший момент истории, когда Иаков пошел в Харран. "И пришел на одно место, и остался там ночевать", и видит сон.
Глава 28 с 10-го стиха до конца. Я думаю, что вы прекрасно знаете это место Священного Писания. Часто художники изображают спящего Иакова, в изголовье его лежит камень, и он видит лествицу, сходящую с небес, по которой Ангелы Божии нисходят и восходят. Лествица символично означает Божию Матерь: через Нее благодать Божия сошла на землю. Господь сделался человеком, чтобы приблизить к себе человека. Именно
Иаков пробуждается от сна и говорит, что страшно место сие: "это не иное что, как дом Божий, это врата небесные". И взял камень, который был в его изголовье, и поставил памятником, и возлил на него елей и нарек имя этому месту Вефиль, что означает "дом Божий".
"И положил Иаков обет, сказав: если Господь Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, - то этот камень, который я поставил памятником, будет у меня домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть" (28:20-22).
Т.е. он обещает дать Богу десятину за те благодеяния, которые Господь обещает ему послать.
Далее -та история, которую все мы знаем: его знакомство с коварным дядюшкой, который был себе на уме, а затем история женитьбы Иакова на сестрах Лии и Рахили. Здесь мы видим те испытания, которые Господь посылает ему за то, что он обманул своего отца. Как он обманул отца, так и сам был обманут своим тестем. Лия была старшая, а Рахиль младшая; полюбил-то он Рахиль всем сердцем и за нее обещал работать семь лет у своего дядюшки. Но после заключения контракта наступила брачная церемония, по окончании которой оказалось, что в шатер к жениху была введена отнюдь не Рахиль, а Лия.
По восточному обычаю, переступив порог шатра жениха, она считалась его женой, что бы там ни было. Обратного пути не было. И когда он увидел, что перед ним стоит совсем не та, которую он ждал, то был опечален и раздосадован и об этом заявил своему тестю. А тесть ему посочувствовал и сказал: "Переживаю с тобой вместе, но у нас такой обычай: полагается выдать сначала старшую дочь, а потом младшую. Я не возражаю, бери потом и младшую, но еще семь лет работай на меня". Иаков соглашается и еще семь работает за свою жену Рахиль.
Итак, он 14 лет отдал, чтобы жить с любимой женщиной. Тут важны не сами годы, а любовь, которая не знает преград. Для него труд был, как единый день, потому что он любил Рахиль. Но Лия тоже полюбила его, а взаимности не было. К тому же она, как было сказано, "была слаба глазами", т.е. имела определенный физический недостаток. Это раздражало Иакова, и он явно отдавал предпочтение своей второй жене, Рахили, которая была бесплодна. А Господь благословил Лию за ее унижение, за ее страдание, за то, что она была в презрении у своего мужа. И она стала рожать ему детей.
Лия родила Рувима, Симеона, Левия и Иуду. У Рахили не было еще ни одного ребенка, и тогда она, завидуя своей сестре, отдает ему в наложницы служанку Ваалу (обычай такой распространенный. Помните, уже Авраам это сделал?), от которой рождаются два побочных сына: Дан и Неффалим. Тогда Лия говорит, а чем я хуже? И отдает ему тоже свою служанку. Иаков не смущается и берет себе еще одну наложницу. И хотя он был сын своего отца, который был верен одной жене всю жизнь, однако Священное Писание правдиво. От второй наложницы, служанки Зелфы, у него рождаются Гад и Ассир. Затем сама Лия рождает ему Иссахара, Завулона и дочку Дину. Не нужно думать, что у него больше не было дочерей, просто с этой дочкой в дальнейшем связана определенная история, поэтому Священное Писание ее здесь упоминает, остальные дочери не вошли в Священное писание, потому что имена их не связаны с историческими событиями.
Наконец Господь снимает позор с Рахили: она зачала и рождает долгожданного любимого сына, которому дает имя Иосиф, что значит: "Господь призрел на меня, Господь даст мне еще и другого сына", т.е. она счастлива, что, наконец, получила прощение. Видимо, это произошло, когда она смирилась со своим положением и из ее сердца ушла зависть. Тогда Господь, призрев на смиренное сердце, дал ей детей, может быть, в зрелом возрасте. У Лавана они прожили около 20 лет: семь лет за одну, семь лет за другую и сколько-то лет еще.
Когда Иаков стал отцом большого семейства, он почувствовал, что пора ему быть самостоятельным и освобождаться от опеки своего тестя. Он говорит, что хочет уйти и завести свое хозяйство, вернуться к себе на родину. Опять мы здесь видим хитрость: под руководством Иакова скот, порученный ему, чудесно умножался, и когда они стали делить свои стада, то получилось, что у Иакова больше. Они решили что пегие будут Иаковлевы, а те, кто будет одной масти, - Лавановы.
Но Иаков знал, как делается, чтобы у скотины была пегая масть. Когда скотина пила, он нарезал прутья с кусочками древесины. Взирая на эту пегую древесину, скот рождал такую же пегую скотину. Одним словом, стада его умножались и умножались, а у Лавана оставались на прежнем уровне. Все было бы нормально, если бы он честно поступал, но здесь была некая хитрость.
Это раздражало Лавана, конечно. И он очень не хотел расстаться с таким богатством, которое он видел у мужа своих дочерей, да и дочерей не хотелось отпускать.
"И увидел Иаков лице Лавана, и вот, оно не таково к нему, как было вчера и третьего дня. И сказал Господь Иакову: возвратись в землю отцов твоих и на родину твою; и Я буду с тобою. И послал Иаков, и призвал Рахиль и Лию в поле, к стаду мелкого скота своего, и сказал им: я вижу лице отца вашего, что оно ко мне не таково, как было вчера и третьего дня; но Бог отца моего был со мною; вы знаете, что я всеми силами служил отцу вашему, а отец ваш обманывал меня и раз десять переменял награду мою; но Бог не попустил ему сделать мне зло. Когда он сказал, что скот с крапинами будет тебе в награду, то скот весь родил с крапинами. А когда он сказал: пестрые будут тебе в награду, то скот весь и родил пестрых. И отнял Бог скот у отца вашего..." (31:4-9).
Иаков уходит от Лавана незаметно, он просто бежит от него. И взял Иаков жен своих, детей на верблюдов посадил, взял весь скот, богатство свое, которое приобрел в Месопотамии, и пошел в землю Ханаанскую. Но так как Лавана не было дома, то Рахиль похитила идолов, которые были у ее отца. Это были маленькие местные боги , которые были распространены на Востоке (их называли терафимами): люди в них веровали, как в хранителей домашних очагов.
Лаван хватился своих идолов, заподозрил, что они похищены, и стал преследовать Иакова. Хитрость его дочки удалась: она спрятала идолов, и он не нашел их. Более того, Иаков сумел расположить к себе Лавана, и они заключили союз. Иаков заколол "жертву на горе и позвал родственников своих есть хлеб, и они ели хлеб и пили и ночевали на горе. И встал Лаван утром и поцеловал внуков своих, и благословил их" (31:54,55).
И возвратился Лаван домой, и пошел Иаков путем своим, т.е. это событие послужило примирением между Иаковом и Лаваном, который благословил свое потомство в лице внуков своих.
В дальнейшем мы встречаем событие, когда Иаков идет на встречу со своим братом, мести которого он боится. Он посылает ему дары - все больше ибольше. "Приобретайте друзей богатством неправедным". Если вы даете человеку что-то от чистого сердца, то вы просто желаете расположить его к себе, и здесь греха нет. Но если мы поссорились, а я тебе отдаю одно, затем другое, затем третье, то как же я могу зоиться? У нас налаживаются отношения. И это мудрость человеческая, которую проявлял Иаков. Он поступает так с братом и горячо молится Богу, чтобы примирил их. И Бог молитву услышал. Исав встречает его, и эта встреча заканчивается примирением.
Однажды Иаков в уединенной ночи сподобился некоторого таинственного видения, как сказано: "Некто боролся с ним". "И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал ему: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал ему: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. Спросил и Иаков, говоря: скажи мне имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? [оно чудно]" (32:24-29).
Помните, кто еще спрашивал имя Божие? Моисей. "Как имя твое?" (Не пришло время еще открыть имя). Иегова, Сущий. Помните? Здесь он говорит: "Одно чудно". Не готов был еще Израиль духовно принять этого имени. И читаем дальше:
"И благословил его там. И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя. И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на беро свое. Поэтому и доныне сыны Израилевы не едят жилы, которая на составе бедра, потому что Боровшийся коснулся жилы на составе бедра Иакова" (32:30-32).
Господь попускает человека даже до борьбы с Собой, чтобы человек из борьбы этой вынес для себя урок, что Господь любит его. И вот,окрыленный этой встречей, Иаков идет к своему брату, и здесь состоится примирение. Может быть, до этой борьбы и не было бы примирения, потому что здесь уже нашли те слова друг для друга, то прощение, которое вышло от Господа на сердца обоих. И сказано, что обняли они и целовали и плакали оба, и после этого мир, который уже пришел в сердце Иакова, позволил ему жить в безопасности и продолжать свое служение в том месте, где жили его предки, где жил Авраам, - в земле Ханаанской, близ Сихема.
К сожалению, испытания для его семьи продолжались.
Прекрасная сестра Дина была причиной кровожадных поступков ее братьев: Симеона и Левия. Дина понравилась местному правителю и они позвали ее на праздник. Опять-таки для нас урок: не ходи туда, где нет благодати, где есть люди, чуждые тебе по духу. И там во время празднества Дину обесчестили. Хотя они предложили взять ее в жены, однако это показалось слишком оскорбительным для сыновей Иакова.
Сам Иаков дал согласие на брак Дины. Однако сыновья проявили коварство и жестокость и поставили условие: в том
случае она будет их женой, если весь город совершит обряд
обрезания, который они и совершали. И когда они были в
болезни,пришли два сына Симеон и Левий с мечами и поразили
всех мужчин этого города, мстя за свою обесчещенную сестру
Дину. Эта буйная жестокость возмутила Иакова, он сделал упрек своим сыновьям и высказал опасение, что может последовать жестокое возмездие.
Впоследствии Иаков и его семья вынуждены были покинуть Вефиль, т.к. стали испытывать очень сильное влияние идолопоклонства. Более того, Иаков повелевает всем семьям своего племени собрать чужих богов в одно место и закапывает их под дубом близ Сихема, т.е. уничтожает идолопочитание. А в Вефиле построил жертвенник, и там опять ему явился Господь, который подтвердил все прежние обетования и то, которое говорил Аврааму: "благословятся в тебе все колена земная".
В Вефиле умирает старая кормилица Ревекки Девора, и ее погребают также под дубом. А Рахиль рождает долгожданного второго ребенка. Но рожая, она почувствовала, что умирает, и нарекла ему имя Бенони, что означает "сын моей скорби". Но Иаков назвал его Вениамином, что означает "сын правой руки" - такое двойное имя получилось.
Иаков тяжело скорбел о потере своей супруги. Он похоронил ее по дороге в Вифлеем и поставил на гроб ее памятник, который стоит и до сих пор. К сожалению, горе, которое испытал Иаков, потеряв свою супругу, усугубилось тем, что старший его сын Рувим осквернил ложе отца, за что он был лишен своего первородства.
Иаков приходит туда, живет его престарелый отец Исаак. Это место облюбовал еще Авраам - у дуба Мамврийского, близ Хеврона. При нем и умирает престарелый патриарх (ему было 180 лет). Исаак "приложился к народу своему, когда был стар и насыщен жизнью; и погребли его Исав и Иаков, сыновья его" (35:29). Это произошло уже после событий с сыном Иосифом, любимым сыном Иакова, которого братья продали в Египет, - приблизительно за 10 лет до самого события, переселения Израиля в Египет. На этом мы заканчиваем историю Иакова.
 

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Предыдущая лекция || Вернуться на главную || Следующая лекция