Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Протоиерей
МИХАИЛ ХЕРАСКОВ


РУКОВОДСТВО
к последовательному чтению
ПЯТИКНИЖИЯ МОИСЕЕВА




Левитами были вс* потомки Лев1я исключая одной только ва-милш Аароновой, которой усвоено было собственно священниче­ское достоинство. Даже д'вти и потомки Моусея были простыми левитами. Служеше левитовъ при скиши состояло въ томъ, что они день и ночь стерегли самое здаше скиши, со всйми ея ве-н1ами и принадлежностями; наблюдали за чистотою и порядкомт» во двор'в, а также переносили на себй священный вещи поход-наго храма во время странствовашя по пустын* арав1йской. Кром'Ь сего во время жертвоприношен1й левиты были помощни­ками свящеиниковъ, подавали имъ воду, приносили дровъ и т. п. Впослйдствш они же были певцами и играли на инструмен-тахъ во времена храма Соломонова. Они также занимались изуче-шемъ закона, и были ближайшими судьями народа, но въ под-чинеши у священниковъ (').

2. Свящеааиви.

Священниками были сыны и дальнййппе прямые потомки Ааро­на. алужени': ихъ состояло въ слФдующемъ: они приносили жертвы; поддерживали постоянно священный огонь на жертвен-ник'Ь всесожжешй; возжигали и поправляли каждодневно утромъ и вечеромъ свйтильникъ въ скиши (*); воскуряли еим1амъ на алтари кадильномъ; приготовляли священные хлФбы, полагали ихъ предъ Господомъ на трапез'Ь въ каждую субботу, и по про-шеств1и нед1зли заменяли новыми, потребляя старые. Къ священ-ническимъ также обязанностямъ относилось—трубить въ сере-бряныя трубы для созывашя общества израильскаго ко входу скиши собратя, и для снят1я становъ, также трубить тревогу

(1) О распред*лен]и обязанностей при скидай между тремя племенами левит-скими, равно и объ обряд* посвящешя левитовъ см. Чис. 111, 6 и слйд., также гл. УШ. (2^ Исх. XXVII, 21.


— 204 —

на брань ('). Священники же, съ .известными обрядами, очища­ли проказу и друпя нечистоты на т'Ьлахъ, жидищахъ и одеж-дахъ Израильскаго народа (а). Они же были учителями народа въ закон* Бож1емъ и судьями его (3). Къ одеждамъ священниче-скимь относились слФдуюыця: а) нижнее платье льняное или надраш,—родъ Фартука, для прикрыт1я телесной наготы отъ чреслъ до голеней; б) хитонъ—длинная льняная одежда (*} съ рукавами и отверстаемъ для головы; в) поясъ—длинный и разно-тканный, и г) головная повязка—для славы и бдаголйшя (8).

)          3. 'Велик! й первосвященник ъ.

Первосвященническое достоинство было наследственное въ старшей Фамилш Аароновой, и поели Аарона переходило отъ отца къ сыну. Всв священничесшя обязанности относились и { къ первосвященнику, который притомъ распоряжадъ вс'Ьми бого-1 служебными дййств1ями въ скинш. Особенное его преимущество состояло въ томъ, что онъ только одинъ имйдъ право входить (въ день очищешя) за внутреннюю завйсу во Святое-Святыхъ, и кропить жертвенною кров1ю надъ очистилищемъ. Первосвящен­нику усвоены были особыя великол^пныя одежды: а) Поверхъ надраговъ и священническаго виссоннаго хитона онъ надйвадъ такъ называемую верхнюю ризу, которая была вся голубаго цвйта и украшена внизу по подолу разноцветными шерстяными яблоками и золотыми позвонками, б) На с1ю ризу надевался 1 сфодъ. Это была короткая одежда до чреслъ изъ великолепной ', ткани, сработанной изъ нитей крученаго виссона, голубой, иур-; пурной и червленой шерсти, пронизанной къ тому же золотыми '^нитями. Сей ефодъ скреплялся таковымъ же поясомъ при сисцахъ^ а но ллечамъ первосвященника двумя нарамниками съ золотыми гнёздами, въ которыя вставлены были два камня оникса. На сихъ камняхъ вырезаны были имена сыновъ Израилевыхъ (по шести на каждомъ). в) На груди первосвященника красовался наперсникъ судный. Это была четвероугольпая двойная ткань въ

(1) Чие. X. (2) Дев. XIII и XIV. (Э) Лев. X, 11. 2 Пар. XVII, 9. (*) 1езек. ХНУ, 13. (8) См. Исх. XXVIII, 40—42. Подробнее о посвящеши свящешиг-ковъ, о чистоте ихъ жизни и средствахъ содержашя см. Лев. VIII—X, XXI и XXII.


— 205 —

пядень длиною и шириною, одинакового приготовлетя съ е*о-д,омъ, и украшенная четырьмя рядами драгоц'Ьнныхъ камней, съ изо5ражешемъ именъ 12-ти код'внъ Израидевыхъ. Наперсннкъ прикреплялся къ ефоду золотыми ц'Ьпочками и кольцами. Таин­ственное имя уримъ и туммимъ^ что значить „свиты и совер-шенства11, усвоявшееся наперснику, иди собственно камнямъ наперсника, указывало на ясность и истинность отвйтовъ, поду-чаемыхъ отъ Бога чрезъ первосвященника, обдеченнаго въ е*одъ съ наперсникомъ (1). г) Къ кидару первосвященника (родъ нын-вшней мнтры) прикреплялась шнуромъ голубаго цвйта поли­рованная дощечка изъ чистого золота, а на ней вырезаны были слова: „святыня Господня11. Ветхозаветный первосвященникъ по чину Ааронову былъ прообразомъ в*чнаго первосвященника новозавТ>тнаго по чину Мелхиседекову, т.-е. 1исуса Христа (*).

Описан19 устройства сейши свид'Бв1я.

Прим1ьча»1е. Оиисаше сииши свидЪпш и разныхъ принадлежностей еи, риз-сеянное по н'&сколькимъ гдавамъ книги Нсходъ, и перемежающееся разными вводными повйствовашпми, повторяется Моусеемъ три раза. Сиочада. онъ по-в-Ьствуетъ о вид*н1и или образ* скиши, который показалъ ему на гори Богъ (3). Потомъ описываетъ, какъ Веселеилъ и Аголавъ, художники, нааначеввые с»-мимъ Богомъ, соорудили все, относящееся до стиши, по образцу, показанному на гор* (*). Наконецъ Моусей излагаетъ самое поставлеюе скиши въ томъ порядка, какъ повелвлъ ему Богъ (8). С1е троекратное повтореню въ Писа-вш одного и того же предмета усугубляетъ наше внимаме къ нему, и побу-

ятдаетт, рт, возможною отиетлнвоотид ппиертат!, иапЛрп.жртй пр.тулядп'1гтплй скя-

!ценной скин1и, каковое изображеню и будетъ руководствовать къ ясному по-ниман1ю вышеуказанныхъ глввъ въ книги Исходъ. Для справокъ предлвгаемъ зд'Ьсь отд'Ьльныя м11ста Писан1я, въ которыхъ можно вайдти описан1е развыхъ принадлежностей скиши. О двор!) скин1и см. Исх. xxvii, 9—19; xxxviii, 9—19. О столпахъ или брусьяхъ сними—Исх. xxvi, 15—30, xxxvi, 20—34. О коль-яхъ скинш и двора, веревкахъ ихъ—Исх. xxv, 18; xxxviii) 20. О жертвен-ншсь всесожжев1я—Исх. xxvii, 1—8; xxxviii, 1—7. Объ умывальниц*—Исх. ххх, 17—21; xxxviii, 8. О покрывадахъ скиши—Исх. xxvi, 1—14; xxxvi, 8—19. О внешней зав'ЬсИ скиши—Исх. xxvi, 36. 37; xxxvi, 37. 38. О вну-' чреипей зав'1>с'ь спиши—Исх. xxvi, 31—33. xxxvi) 35. 36. О трапез* предло-жен1я—Исх. xxv, 23—30; xxvi, 35. xxxvii, 10—16. О свйтидышкЪ—Исх. xxv, 31—40; xxvi, 35; xxxvii, 17—24. Чис. viii, 4. Лев. xxiv, 1—4. О елей для светильника, и о вжнгаши его—Исх. xxvii, 20. 21. Лев. xxiv 1—4. О

(') Митр. Филар. Чтен. въ Общ. Люб. Дух. Проев, з» 1871 г. Март». (а) Е|;р. VII, 27. (3) Исх. XXV—XXXI. (*) Нсх. XXXVI—XXXIX. '(») Исх. гл. ХЬ.


— 206 —жертвенник* куреша, иди алтари вадилыйш-ь—Исх. ххх, 1—10; xxxvii, 25—28. О составь для вурешй на алтар* кадильномъ—Исх. ххх, 34—38; xxxvii, 29. О ковчег* завЪта—Исх. xxv, 10—22; xxv;,' 34; xxxvii, 1—9. О кури для помазашя скиши и свящепнивовъ—Исх. ххх, 22—33. хххуп, 29. О {чйоръ приношешй ва скишю—Исх. ххх, 11—16. О числ* золота, серебра и мйди, употреблецныхъ на скишю,—Исх. xxxviii, 24—31.

Общее обозр$н1е частей 2 принадлеаиостей скинди.

При обозр-вши скинш свид'вшя прежде всего представляете;! 1) дворъ ея—съ а) жертвенникомъ всесожжешя и б) умывальни­цей. Потомъ '• 2) самое здаше скинш, которое разделялось на два отдФдешя: А. на Святилище—в) со внутреннею завесою, г") ' алтаремъ кадилънымъ, д) съ трапезою преддожешя и е)св'Ьтиль-никомъ,—и Б. на Святое-святыхъ—ж) съ ковчегомъ завита.

1. Д в о р ъ с к и н I и.

Дворъ скяши представлядъ собою четвероугольное простран­ство, имевшее въ длину 65 аршинъ 10 вершковъ (по библей­скому изнгбренпо—100 локтей; 1 локоть=101/, вершк.), а въ ширину—32 аршина 13 вершковъ (по библейскому измйремю въ 50 локтей). По об'вимъ продольнымъ лишямъ двора утверж­дено быдо по 20-ти столбовъ, почти на саженномъ раастояюи другъ отъ друга, а по лишямъ въ ширину поставлено было по 10-ти столбовъ. Высота сихъ столбовъ была въ сажень сдиш-комъ (3 аршина 4:'/^ вершка), и утверждались они на агЬдныхъ поднож1ях'ь, а скреплялись между собою серебряными связами, пропускавшимися тоже сквозь серебряные крючья. Верхи (капи­тели) стодповъ были также серебряные; а чтобы в-Ьтеръ не раг-шатывадъ ихъ, отъ вершинъ ихъ протягивались веревки, кото-рыя прибивались къ земл'в м'вдньши колками. На столбахъ двора повышены были виссовныя (изъ тонкаго полотна) опоны, слу-живш1я вм'Ьсто стФнъ. Верхъ двора былъ открыть. Входъ во дворъ быдъ съ востока (а въ наши новозав'Ьтаыя церкви вхо-дятъ съ запада); а воротами служили четыре срединные столпа, на которыхъ красовалась широкая (въ 13 аршинъ 2 вершка) занав'Ьсь—изъ голубой, пурпурной и червленой шерти и изъ крученаго виссона, узорчатой работы. Такъ какъ верхъ двора былъ открытый, то поверхъ опопъ его видн'1'.лась и самая


тя на половину своей высоты, поелику столпы стънъ ея ровно въ два раза бх-тди выше дворовыхъ стодбовъ. Дворъ скиши назначался для народа, и притомъ не только для мужчинъ, но и для жепщинъ, дабы они могли приносить зд'всь свои модитво-слов1я и участвовать въ жертвоприношешяхъ, совершаемыхъ священниками.

а) Жертвеяникъ всесожжетй.

За зав'всой двора прежде всего представлялся взораиъ величе­ственный жертвенникъ всесожжешй, высивцийся предъ скшпею и прямо противъ воротъ двора. Это былъ пустой внутри четверо-угодьникъ, имЪвипй видъ неправильнаго куба, сделанный из'ь дерева ситтимъ (т.-е. изъ арав1йской акавди) и сплошь обложен­ный толстыми медными пластинами, дабы пылавппя на немъ жертвы не могли портить его. По ширин'Ь и длин!» своей он'ь быдъ квадратный, и равнялся дворнымъ столбамъ (3 аршина 4'/„ вершка), а вверхъ высился на 2аршина (безъ 1-го вершка). По всФмъ четыремъ угдамъ жертвенника выходили изъ него подоб1я роговъ; а.съ передней стороны своей онъ быдъ защи-щенъ до половины медной сйткой, изъ предосторожносги, чтобы ноги жрецовъ не могли касаться свяш.енныхъ ст'внъ его. К'ь подвижнымъ принадлежпостямъ жертвенника относились горшки для ссыпатя пепла, лопатки для его сгребашя, чаши для изд1я-шя крови жертвенныхъ животныхъ, вилки для поворачивашя жертвъ и угодьницы,—все это было сделано изъ м'вди. А для переноски самаго жертвенника употреблялись длинные деревян­ные (изъ акащи) шесты, обложенные м1здыо, которые вд-ввались въ кольца по обйимъ сторонамъ жертвенника,

б) Умывальница.

Дадйе за жертвенникомъ, между нимъ и входомъ въ скитю, стояла м'вдная умывальница, утвержденная на мйдныхъ подно-ж1яхъ съ изящными изображешями. Устроена она была изъ отшлифованныхъ метадлическнхъ зеркадъ. Изъ сей умывальницы

спягценштдгг умт.твяхп с.еб'Ь руки ст ногн предч» наиадомсь жертво-

прыношен1й, а также обмывали жертвенныя части животныхъ, закланныхъ для возношешя на »;ертвенник'Ь всесожжен^.


2.  Скиния Свидения

И самое здание скинии, подобно двору ея, имело вид четверо угольника, только занимало гораздо меньшее пространство. По обеим продольным сторонам скинии, на протяжении 19-ти аршин 11-ти вершков, утверждено было так же, как и на дворе скинии, по 20-ти столбов или брусьев, только в два раза выше (13 аршин 2 вешка), и в целый почти аршин толщиною (15 ¾ вершков). В поперечном же протяжении, на западной стороне скинии, поставлено было 6 плотно прилегавших друг к другу столбов с двумя угловыми столбами[6] (1). Столбы скинии отделаны были несравненно богаче и изящнее в сравнении с дворовыми столбами. Во-вторых сами они были из дорогого дерева ситтим (род аравийской акации); затем под каждый из них поставлено было по паре (а не по одному) серебряных (а не медных) подножий или пьедесталов, в которых они укреплялись своими шипами. Кроме сего они сплошь были обложены золотом (а не серебром); вбиты были в них золотые (а не серебряные) кольца для вкладывания соединительных поперечных шестов, и шесты сии (пять на каждой стороне) были тоже из дерева ситтим и тоже обложены золотом.

Вход в скинию так же, как и во двор, был с востока. Вместо дверей повешена была точно такая же по убранству занавесь, как при входе во двор, с тем только различием, что была уже, и повешена на 5-ти (а не на 4-х) драгоценных столбах, с золотыми крючками, хотя и с медными подножиями, для единообразия и наружного соответствия со столбами двора.

Вся скиния одета была четырьмя покрывалами. Первое внутреннее покрывало состояло из  той же ткани, что была на всех трёх завесах скинии, именно оно соткано было крученого виссона (тонкого полотна) и из шерстей трёх цветов- голубого, пурпурного и червленого. Особенность сего покрывала состояла, однако же, в том, что по нему вышиты, были изображения херувимов. На сие покрывало полагалось другое шерстяное (из козьей шерсти); затем третье из кож бараньих красных, и ещё четвёртый покров верхний из кож синих (тюленьих).[7]

Здание скинии разделялось на два неровных отделения, из коих переднее, называвшееся Святилищем, было вдвое длиннее (13 аршин 2 вершка), чем другое внутреннее, которое представляло собою совершенно правильное кубическое пространство (в 6 аршин и 9 вершков в широту, в высоту и в долготу), и называлось Святое Святых.

А.  Святилище.

Переступившему за наружную завесу Святилища прежде всего открывалась впереди, при мерцании священных лампад светильника, -другая-.

в) Внутренняя завеса скинии.

Она повешена была на золотых крючках четырёх драгоценных столбов, и скрывала за собою священный сумрак Святого Святых. Ткань внутренней завесы святилища была одинакова с тканью входной завесы, с тем только различием, что усеяна была по всему пространству своему вышитыми херувимами.

 

г) Алтарь Кадильный.

Перед внутренней завесой, посреди святилища, стоял жертвенник для курений, или алтарь кадильный. Это быль небольшой квадратный столик шириною и длиною в 10 ½  вершк., а вышиною (1 арш. 5 верш.) почти в ту же меру, какая узаконена для наших нынешних престолов (1 арш. 6 вершк.). Он сделан был из дерева ситтим, с выдающимися по углам рогами, и сплошь обложен  был золотом. Кроме сего по верху его шёл вокруг золотой венец; а под венцом с двух боковых сторон вдеты были по углам кольца из чистого золота, сквозь которые продевались тоже обложенный золотом шесты (из дерева ситтим) для ношения жертвенника. На семь жертвенников ни кровавых, ни без кровных жертв не приносили, ни возлияний не делали; а только воскуряли фимиамом ежедневно по утру и по вечеру. Для сего употреблялся особенный состав из четырёх благо венных веществ, бравшихся поровну; из стакти, ониха, халвана душистого и чистого ладана Составлять подобное курение для домашнего употребления запрещено было под страхом смерти.

                                 д) Трапеза.

В правой от входа (северной) сторон святилища поставлена была трапеза или столь, одинаковой ширины с жертвенником курений, но несколько ниже его, и в два раза длиннее. Он утверждён был на четырех ножках, сделан из дерева

Ситтим и весь обложен золотом. Верхняя доска его украшалась, подобно жертвеннику курений, золотым венцом, облегавшим его кругом по всем четырём сторонам. Вниз от доски на ладонь приделаны были стенки, окаймленные такими же золотыми венцами, в виде узорчатых лент. По углам, на стенах, у четырёх ножек его, вделаны были золотые кольца, для продевания шестов (из дерева ситтим и обложенным золотом), на которых его носили. На трапезе полагаемы были (предлагаемы для Господа) 12 хлебов предложения, по числу 12 колен Израилевых, и каждую субботу хлебы  сии заменялись новыми. К принадлежностям трапезы относились блюда, которые полагались под хлеб, кадильницы и сосуды с фимиамом, которые полагались поверх хлебов, чаши и кружки – для возлияний на двор, -  на алтарь все сожжений. Все сие сделано было из чистого золота.

 

 

 

                                           е) Светильник.

В левой (южной) стороне святилища быль утверждён седмисвещный светильник. Он был вычеканен из сплошной золотой массы. Формою своею он походил на дерево, у которого из срединного и основного ствола выходили по три ветви с той и другой стороны. Под каждыми двумя противоположными и соответственными ветвями красовалось по золотому яблоку, из которого они казались выходящими. В своих продолжениях сии ветви имели по три чашечки на подобие тех, которые бывают на цветке распустившегося миндаля. Срединная же ветвь имела четыре таковых чашечки. По длине ветвей между чашечками сделаны были также золотые яблоки и цветы. В верхних чашечках светильника сделаны были углубления, в которые вставлялись семь золотых лампад. В лампадах горел чистый елей, выбитый из маслин, который возжигаем и возобновляем, был священниками каждый вечер и утро, так что светильник горел непрерывно. Для поправления и снимания светилен сделаны были золотые щипцы, а под них золотые же лотки. По указанию Вульгады, светильник своей семьёй лампадами распростирался не поперек святилища, а вдоль его; так что переднею стороною своею он обращен, был к трапезе, дабы свет его лампад во всю ширь свою устремлялся прямо на сию трапезу с хлебами предложения. О всём, по-видимому, говорит и книга Исход. Такое положение светильнику, по мнению толковников, дано было с той мыслью, что на трапезе предлагался как бы некий священный пир Богу (из хлебов предложения); но никто не пирует во тьме, напротив обилие света всегда есть символ и принадлежность торжества.

                                                

                                            Б.  Святое Святых.

Главную и единственную святыню внутреннего (западного) отделения скинии составлял:

                                             ж) Ковчег Завета.

Это был довольно объемистый и продолговатый ящик, около полутора аршина длиною, и почти в аршин шириною и высотою. Он был сделан из дерева ситтим, и сплошь обложен был золотом изнутри и снаружи. Кругом по верхним краям его шёл золотой узорчатый венец, а на нижних углах его вделаны были золотые кольца (по два на каждой стороне), сквозь который продевались никогда не вынимавшиеся деревянные (из дерева ситтим) шесты для ношения, тоже сплошь обложенные золотом. Поверх ковчега полагалась золотая крышка, с двумя выдававшимися из краёв ее херувимами.  Лица их, обращения друг другу, склонялись к священной крышке, над которою распростёрты были и крылья херувимов. Священная крышка ковчега завета имела особое имя, и называлась очистилищем; поелику над ней великий первосвященник в день очищения кропил жертвенною кровью, и очищал грехи народа. В ковчеге хранились следующие священные предметы: стамна золотая, имущая манну, т.е. ту чудесную пищу, которой питались Израильтяне во время 40-его странствования своего по пустыне аравийской, и которая без повреждения хранилась в стамне до позднейших родов; в ковчеге же положен был впоследствии и жезл Ааронов прозябший; но главную святыню ковчега составляли каменные скрижали (доски), на которых были перстом Божиим десять заповедей закона или завета, от чего и самый ковчег назывался ковчегом завета. Назывался он также ковчегом откровения, поелику с крышки его Господь открывал свою волю и свои повеления, по молитвам первосвященника.

                                             

                                           Знаменование скинии.

Скиния, построенная Моисеем по образу, показанному самим Богом на горе, была таинственным указанием, или прообразом новозаветных великих предметов, открывшихся с пришествием Христа Спасителя.

Основываясь на указаниях самого слова Божия, учители церковные говорят, что скиния прообразовала церковь Христову. Двор скинии, в которой позволено было входить всем, не только мужчинам, но и женщинам, и притом не только Иудеям, но и язычникам, изображать вселенский характер церкви Христовой, собранной от стран и языков, и в которой о Христе Иисусе несть (т.е. безразличие) мужской пол, ни женский. Жертвы, собиравшиеся на жертвенник, означали великую крестную жертву Спасителя мира. Умывальница прообразовала купель крещения. Святилище, доступное одним священникам, изображало истинных чад Божиих, т.е. истинно-верующих христиан. Светильник, трапеза и алтарь кадильный были также прообразами Христа Спасителя, который сам себя называет светом мира, и хлебом животным, сошедшим с небес. Он же есть и Ходатай Бога и человек, возносящий молитвы их, как благовоние кадильное, к Отцу Небесному. Святое-Святых, куда входил один первосвященник с жертвенною кровью в день очищения, означало самое небо, куда первосвященник  Христос вошёл единожды, по Апостому, дабы предстать пред лицом Божиим за нас. Хранившиеся во Святом Святых – жезл Ааронов прозябший, золотая стамна

С манною и очистилище ковчега – прообразовали великое таинство воплощения Сына Божия, сделавшегося нашим очищением, и прозябшего в нетленной утробе Девы Пренепорочной.

 

 

КНИГА ЛЕВИТ

 

Название книги

Третья книга Моисеева надписывается в еврейской библии начальным словом своим «Ваийкра», что значит «и воззвал»,  т.е. и воззвал Бог Моисея

Из скинии к выслушанию Левитских законов. Греческое же название сей название книги есть «Левотихов»  т.е. Библия – «Левитская Книга», - поелику она содержит свод законов относительно левитского служения ветхозаветных жрецов.

 

                                       Время и место написания

Законы и обряды, содержащиеся в книге Левит, открыты Господом Моисею непосредственно после поставления Скинии Сведения, в различные промежутки времени от половины первого месяца  до половины второго месяца, во втором году после исшествия Евреев из Египта. Моисей же вероятно записывал сии законы по мере откровения их от Бога.

 

                                                 Цель книги

Цель книги Левит может быть усматриваема в том, чтобы увековечить для народа иудейского и для его священников законы, которыми определялась жизнь и деятельность того и других; а также начертать в прообразах сени грядущих тайн в благодатном царстве великого просвященника – Христа Иисуса.

 

Обозрение содержания книги, с разделением её на части по главным                                     предметам содержания.

По главным предметам содержания, книга Левит разделяется на четыре части с заключением: 1. Предварительно излагая чин ветхозаветного богослужения, состоявший в различных жертвах, - это первая богослужебная часть (гл. IVII). 2. После сего описывается учреждение самого жреческого чина, чрез поставление в оный Аарона и сынов его, - это вторая иерархическая часть(гл. VII – ХI.). 3. Затем в третьей части излагаются законы, или правила жреческого служения: А. По отношению к народу: аа) правила при очищении различных внешних, или так называемых законных нечистот в народе израильском (отдел обрядовый – гл. ХIXVI). бб) Правила для искоренения нравственных различных нечистот народа (отдел судебный, или юридический – гл. ХVIIXX). Б. По отношению к самим священникам: вв) Правила, определяющие качества жрецов и их отношения к святыням сынов Израилевых, и к жертвенным животным (отдел канонический – гл. ХХIXXII). 4. В четвёртой части начёртывается круг годовых праздников ветхозаветных, с присовокуплением правил на некоторые частные случаи жреческой практики (гл. ХХIIIXXV). 5. Заключение имеет цель возбудить ревность к соблюдению изложенных обрядов и постановлений, и в частности обетов и десятин (гл. ХХVIXXVII).

 

Подобные сии части можно изложить таким образом:

                               Часть первая – богослужебная

 

Гл. I. Жертва всесожжения.

Гл.II. Жертва безкровная.

Гл. III. Жертва мирная.

Гл. IV. Жертва о грехе.

Гл. V. Жертва о преступлении.

Гл. VI – VII. Некоторые дополнительные обряды вышеизложенных жертв.

 

Часть вторая – иерархическая.

 

Гл. VIII. Посвящение Аарона и сынов его.

Гл. IX. Первые священнодействия ново поставленного первосвященника.

Гл. Х. Первое священнодействие ново поставленных священников.

 

Часть третья – правила жреческого служения.

                        

А.  По отношению к народу.

аа.) Отдел обрядовый.

Гл. ХI. О чистых и нечистых животных.

Гл. ХII. О нечистотах рождения.

Гл. ХIII. О проказе на людях и одеждах.

Гл. ХIV. Обряды очищения прокажённых людей и домов.

Гл. ХV. Обряды очищения семеноточивых и кровоточивых.

Гл. ХVI. Обряды в праздник очищения.

 

бб.) Отдел судебный, или юридический.

Гл. ХVII. О богопротивности жертв вне скинии и ядение крови.

Гл. ХVIII. Нечистые брачные сожития в различных степенях родства – и другие языческие непотребства.

Гл. ХIX. Достодолжная святость и чистота народа Божия вопреки разврату язычников.

Гл. ХХ. Казни против вышеизложенных непотребств языческих.

 

Б.  По отношению к самим священникам.

вв.) Отдел канонический.

Гл. ХХI. Внутренние и внешние качества жрецов.

Гл. ХХI. Жреческие правила в отношение к святыням сынов Израилевых и к жертвенным животным.

 

 

 

 

 

Часть четвёртая – круг годовых праздников, с правилами на некоторые частные случаи жреческой практики.

 

 

Гл. ХХI. Круг годовых праздников с их обрядами.

Гл. ХХIV. Непрерывное будничное горение светильника и пребывание хлебов предложения в святилища, и законы равного возмездия.

Гл. ХХV. Субботний и юбилейный год.

 

Заключение – увещательное.

Гл. ХХVI. Возвещение милостей Господних за исполнение изложенных обрядов и постановлений, и угрозы за небрежный оных.

Гл. ХХVII. Устав о десятинах и обетах.

 

Гл. I. – VII. Все виды ветхозаветных жертв. Общие и некоторые особенные обряды жертвоприношений. Значение жертв.

Примечание. Так как главным выражением религиозной жизни в ветхом завете были жертвы законные, с их знаменательными обрядами; то отчётливое и основательное знакомство с ними имеет весьма важное значение. Но поелику в своём изложении законодатель еврейский не придерживался строго, какой либо системы, а, как замечено выше, последовательно записывал то, что слышал от Господа; то было бы неудобно следить за ним по главам; тем более, что Моисеево описание жертвенных обрядов, сосредоточиваясь главным образом в первых семи главах книги Левит, раз сеяно и по многим другим местам Пятикнижия. Посему мы, строго основываясь на сказании Моисеевом, сначала отвлечём нечто общее касательно жертвенных обрядов, а потом уже перейдём к наглядному и целостному изображению частных видов жертв.

 

Общие жертвенные обряды.

Относительно ветхозаветных жертв вообще нужно приметить следующее.

Во-первых, то, что законом определено было пять пород жертвенных животных. Из птиц – порода горлиц и порода голубей; а из четвероногих – порода коз, овец и тельцов. Все сии животные должны быть совершенно здоровыми, и не иметь никакого телесного недостатка, а также не лишены способности плодотворения, и не моложе 7 дней от рождения.

Во-вторых – все роды жертв должны были приноситься только на одном месте, т.е. во дворе скинии, и на жертвеннике Господнем.

В-третьих – всякий, приносивший животное в жертву, по приведении его жертвеннику, возлагалась на него руки, как бы поставляя себя за свои грехи на место жертвы, и молился, чтобы приобрести благоволение пред очами Господними в очищение грехов своих. И уже затем жрецы, с помощью Левитов, закололи животное на северной стороне жертвенника, кропя кровью его на жертвенник со всех сторон.

В-четвёртых – всё ли животное сжигалось на жертвеннике, или только некоторые части из онаго, судя по качеству жертвы – но тук или жир непременно сжигался, и для сего он тщательно собирался из всех жирных частей животного, а кровь выливалась отдельно к подножию жертвенника.

В-пятых – если кровь из жертвенного животного, по роду и качеству жертвы, вносима была в самую скинию, т.е. в святилище, или в святое святых; то мясо сей жертвы ни в каком случае не могло быть употребляемо в пищу, а сжигалось всё без изъятия вне стана, только тук сжигался на жертвеннике, по общему закону о туке.

В-шестых – всякая жертва непременно осолялась, и соединялась обыкновенно с хлебными приношениями.

 

Частные виды жертв.

Ветхозаветные жертвы были следующие: 1) жертва всесожжения, 2) жертва о грехе, 3) жертва о преступлении, или жертва повинности, 4) жертва мирная и 5) жертва хлебная, или бескровная.

1.           Жертва всесожжения (Лев. Гл. I).

В сию жертву употреблялись все роды жертвенных животных, но только мужского пола. По заклании с обычными обрядами, жертвенное животное рассекалось на части, внутренности, и ноги тщательно вымывались, и затем всё это сжигалось всецело на жертвеннике, - от чего и произошло название жертвы. Только кожа снималась, и отдавалась в пользу жреца(1). Если в жертву приносилась птица, то жрец просто свёртывал её голову, кровь выцеживалась (2) к стене жертвенника, ощипывал её и – надломив крылья – предавал огню. Жертва всесожжения была самою древнею (3) и священною. Самый пепел её был великою святынею; с жертвенника священники убирали его не иначе, как во всех своих священных одеждах; и затем относили вне стана на чистое место (4). Значение жертвы всесожжения было то, что человек, её приносящий, всего себя придаёт Богу. Достойно примечания, что жертва всесожжения, сверх нарочитых случаев сей жертвы, неизменно приносилась два раза в сутки – по вечеру и по утру, и притом так, что вечерняя жертва курилась до утра, уа утренняя до вечера (5); таким образом, всесожжение непрерывно продолжалось на жертвеннике, и все остальные виды жертв по необходимости сливались с этим непрерывным всесожжением (6).

(1)       Лев. VII, 8 (2) Выпускание крови производилось посредством ногтя. (3) Быт. IV, 3. 4; ХV, 10. (4) Лев. VI, 10. 11. (5) Лев. VI, 9. 12. (6) Всё сие знаменовало то, что народ Божий непрерывно и всецело должен был отдавать себя самого Богу, и что эта преданность воле Божией должна быть основным началом всех остальных его религиозных чувств. В прообразоательном же смысле постоянно пылавший огонь от жертвы всесожжения означал непрерывность ходатайства за род человеческий единого ходатая Бога и человеков человека Иисуса Христа. (7) Например, если кто слышал голос проклятия, или видел какое либо преступление, но не объявил (Лев. V, 1); или если кто произнёс безрассудную клятву, и после сознал её безрассудность. (8) Под сими грехами разумелись главным образом различные нарушения обрядовых постановлений, например прикосновение к чему нибудь нечистому (Лев. V, 2. 3). Требуя удовлетворения за сии нарушения, закон, таким образом, налагал, не только на священников, но и на всех Израильтян, непременную обязанность изучать волю Божию, и свято хранить её.

2.           Жертва о грехе (Лев. Гл. IV; V, 1 – 13).

3.           Жертва о грехе имела покаянный характер, и приносилась за грехи, допущенные по слабости, неведению (7) и нечаянности (8), а также и за грех первородный. Чем выше достоинству было лицо, приносящее покаяние, тем крупнее и ценнее требовалось животное. От первосвященника требовался телец. От общества израильского тоже. От какого нибудь отдельного начальника – козёл. От простатого человека требовалось жертвенное животное женского пола – коза, или овца; если же он не в состоянии был принести сих животных, то можно было, ограничится двумя горлицами, или двумя молодыми голубями. В случае же крайней бедности кающегося, приносилась только десятая часть еды пшеничной муки.

Обряды при совершении жертвы о грехе были тоже различны, судя по достоинству лиц, приносивших покаяние.

По заклании, с обычными обрядами, тельца о первосвященнике, или целом сыне израильском, жрец брал крови сего тельца и вносил её в самую скинию, и здесь, омочив перст свой в крови, кропил ею раз пред Господом – пред завесою святилища, и потом возлагал её на роги жертвенника благовонных курений, а остальную кровь выливал к подножию жертвенника всесожжения, который у входа скинии собрания (во двор). Затем, по сожжению на жертвеннике всего жира, собранного из тельца, он весь сжигался вне стана. Если же приносились жертвы о грехе частных лиц, то кровь сих жертв не вносилась в скинию, а возлагалась только на роги жертвенника всесожжения и проливалась у его подножия; а жертвенное мясо, по сожжении жира, съедаемо священниками во дворе скинии. Жёны и дочери священников не допускались к ядению сего мяса, ибо было великою святынею; так что всё, что прикасалось к сему мясу, освещалось. Одежда, забрызганная кровью жертвы о грехе, измывалась на святом месте. Глиняный сосуд, в котором она варилась, надлежало разбить, а медный вычистить и вымыть, дабы не оставалось никакого запаха. Если же приносились в жертву птицы, то собственно одна из них приносилась за грех, а другая во всесожжение. Священник надламывал голову птицы, но от шеи не отделял; затем кропил кровью сей жертвы за грех на стену жертвенника, а остальную кровь выцеживал к подножию жертвенника. Если же бедняк приносил только муку в жертву за грех свой, то он не возливал на неё ни елея, ни клал на неё ладана, как это обыкновенно делалось с хлебными приношениями, - а просто священник брал из сей муки полную горсть в память о грешнике, как сказана в Писании, и сжигал на жертвеннике, а остальное брал себе.

 

 

 

 

 

3. Жертва о преступлении (Лев. Гл. V, 14 – 19; VI, 1 – 7).

Жертва о преступлении, или так называемая в Писании жертва повинности, была частным видоизменением жертвы о грехе. Она приносилась за грехи, хотя сознательные и выходящие из ряда обыкновенных, но допущенные все-таки по увеличению, или в припадке страсти, а не по убеждению (по принципу) и не дерзновенною рукою, - как сказано в Писании, т.е. не с нахальством и публичным бесстыдством. В сию жертву употреблялся овен, с такими же точно обрядами, какие наблюдались в жертв за грех от частных лиц. Кроме сего, в случае присвоения чужой собственности, кающийся должен был возвратить похищенное, и присоединить ещё к нему пятую часть, в знак искренности своего раскаяния.

 

4. Жертва мирная. (Лев. Гл. III; VII, 11 – 21. 29 – 34).

Жертва мира или спасения, или так называемая мирная жертва, имела праздничный характер, и сопровождалась пиром, устроенным из жертвенного животного, по сожжении всего тука (3) его и почек (4), и по отделении груди и плеча в пользу жрецов. Жертвы мирные приносились или в благодарение Богу за получение благодеяния, или в умилостивление Бога для прошения каких либо милостей. В жертву мирную употреблялись все роды жертвенных четвероногих животных, безразлично – мужского или женского пола. Отличительные обряды состояли в том , что во-первых на руки приносившего жертву возлагался тук, правое плечо и грудь животного, и всё это он с помощью жрецов приносил к жертвеннику, потрясая пред лицом Господним, и затем священники тук сжигали, а грудь и правое плечо брали себе (5). Во-вторых, к мирной жертв непременно присоединялось какое нибудь хлебное приношение, как пресное – для жертвенника, так и кислое – в приношение, или в дар (1). В-третьих, мясо мирной жертвы должно было съедать непременно всё в самый день её приношения (2), если она приносилась в благодарность Господу Богу; если же по обету, или от добровольного усердия, то позволялось ядение жертвенного мяса продолжать и до второго дня, но никак не далее (3). Во всяком же случае есть сие мясо могли только чистые по закону. Даже если самое жертвенное мясо прикоснётся к чему нибудь нечистому по закону (напр., если упадёт на него мёртвое насекомое), то уже нельзя было, есть его, а надлежало предать огню(4).

(3) Этот жир или тук тщательно собирался с почек, с лядвий и со всех внутренностей, а у овец отрезался хвост или курдюк, как самая жирная часть. (4) Почки, как символ чувственной жизни, сжигались в знак того, что приносивший жертву мирную подчинял свою чувственность воле Божией. Как жир, так и почки из мирной жертвы, сжигались не один и не отдельно, а возлагались на жертвенные части всесожжения – или каждодневного, или нарочитого (Лев. III, 4. 5. VI, 12). (5) Лев. VII, 29 – 33. Плечо отдавалось непременно тому священнику, который приносил кровь из мирной жертвы и тук (Лев. VII, 33). Грудь и плечо отделялись в пользу священников, как символы крепости и силы, которыми преимущественно должны отличаться священники.

(1)       Лев. VII, 11 – 14. (2) Ибо это было не простое угощение или пир; но как бы часть или продолжение жертвенного возношения. (3) Лев. VII, 15. 16. 17; ХIX, 5 –8; ХХII, 29. 30. Поелику силу молитв человеческих Господ иногда соединяет с их усердием и продолжительностью; по всему и ядение мирной жертвы (по обету, или от усердия), сопровождавшееся благоговейным молитвенным настроением, закон позволял продолжать до следующего дня, дабы с сим продолжением жертвы продолжалась и усилилась самая молитва жертвоприносителя. До третьего дня продолжать жертву закон не позволял потому, что священное жертвенное мясо от такого промедления могло уже испортиться. (4) Лев. VII, 19 – 21.

 

5. Жертва хлебная, или дар бескровный (Лев. Гл. II; VI, 12. 13. Чис. XXVIII).

Виды хлебных приношений исчисляются так: а) хлебное приношение в виде простой муки, на которую возливался елей и полагался ладан: б) приношение хлебное из печи, - это хлебы, смешанные с елеем, и лепёшки, помазанные елеем; в) приношение хлебное со сковороды, т.е. сочни, замешанные на еле, и обыкновенно разламывавшиеся на куски для жертвы; г) приношение хлебное из горшка, т.е. похлёбка из пшеничной муки также с елеем; д) наконец приношение хлебное из зёрен, на который тоже возливался елей. Закон требовал при сем, чтобы все хлебные приношения были пресные, и кроме елея – при них употреблялись непременно ладан, соль и вино – для возлияний. Кислые же хлебы позволялось приносить только в простой дар для скинии, но ни в каком случае не возносить на жертвенник в приятное благоухание(1). А медь и совсем не быль приносим в скинию(2). Кроме хлебных приношений, приносились также в жертву плоды и овощи(3).

Хлебные приношения чаще всего соединялись с кровавыми жертвами, и не всё сполна сжигалось (если приносилось от мирян; но священник захватывал из них полную горсть (муки или хлебных кусочков) и весь ладан, и бросал это в жертвенный огонь; остальное же шло в пользу священников, которые ели хлебные приношения только во дворе скинии, как великою святынею(4). Жены и дочери священников не допускались к сему ядению, ибо это была великая святыня, и всё прикасающееся к ней освещалось (5). Хлебные же приношения от священников (6) всё сполна были сжигаемы, а не съедались (7). Что же касается количества хлебных приношений и возлияний; то оно зависело от количества и величины жертвенных животных. Чем крупнее было животное, тем больше полагалось при нём хлебного приношения и возлияния (8).

(1) Лев. II, 12. (2) Как символ чувственных удовольствий, которые хотя приятные для грехолюбивого сердца, но горьки по своим последствиям для души. (3) Чтобы сия жертва доступна и для самих бедных. (4) В писании сказано, что все жертвенные хлебные приношения – варенье, или печенье в печи – шли в пользу того священника, который возносил их на жертвеннике; хлебные же приношения сухие разделялись между всеми священниками (Лев. VII, 9. 10). (5) Лев. VI, 18. (6) Сии приношения они возносили на жертвенник ежедневно и обязательно с самого первого дня своего посвящения, в количестве 1/10 еды пшеничной муки, напитанной елеем, испечённой на сковороде и разломанной в куски (Лев. VI, 20 – 22). (7) Лев. VI, 23. Сам Господь научал, чтобы иереи были совершенны, и не часть, во всех себя посвящал Богу всяческих. (8) на тельца полагалось – 3/10 ефы пшеничной муки с елеем, и ½ гина вина для возлияния. На овна и козла 2/10 ефы муки, 1/3 гина вина. На агнца 1/10 ефы муки, и ¼ гина вина.

(Гл. VIII, IX и X)

Все три главы сии имеют между собою неразрывную связь, и суть как бы частные отделы одного и того же повествования. Глава VIII повествует собственно о посвящении Аарона в первосвященническое, а сынов его в священническое достоинство. Глава IX – о первых священнодействиях ново поставленного первосвященника. Глава Х – о первых священнодействиях ново поставленных священников.

 

ГЛАВА ВОСЬМАЯ (1)

 

Посвящение Аарона и сынов его.

а. Омовение, облачение и помазание.

Заготовив первоначально всё нужное к посвящению, как – то: священная одежда, елей помазания и жертвенных животных с корзиною опресноков, - Моисей призывает к входу скинии собрание (т.е. во двор скинии) Аарона с сыновьями, и всё общество Израилево, как бы в свидетельство при священном обряде, и торжественно объявляет повеление Господне о совершении сего великого обряда. Обряд начинается омовением повещаемых, без сомнения – в знак святости и чистоты, которая от них требовалась. По омовению, облачается рукою Моисея, прежде всего Аарон, как будущий начальник над священниками, во все священные одежды – сначала священническая, а потом и в первосвященническая. Пока сыны Аароновы ещё ждали своего облачения, Моисей помазует елеем помазания (2) всю скинию со всеми её принадлежностями, дабы отделить их на священное употребление; а жертвенник все сожжений, на котором имело сосредоточиться всё ветхозаветное богослужение, воскропляется миром

седьмижды. После всего на голову Аарона, в знак изобильной и преимущественной благодати, ему дарующейся, возливается рукою Моисея мир в таком множестве, что оно сходит на бороду его и ометы одежды его (3). Уже после сего Моисей приступает к сынам Аароновым, которые просто облекаются в их священнические одежды. Сим заканчивается первая часть священного обряда посвящения.

(1)       Глава сия есть почти буквальное повторение ХХIХ главы Книги исход. Там излагается в подробности, что Господь повелел относительно священного поставления Аарона и сыновей его; а здесь описывается, в тех же выражениях, как совершалось на самом деле сие поставление. (2) священным миром. Исх. ХХХ, 34 –38. (3) Ст. 12. Ср. Пс. СХХХII, 2.

 

б. Жертвы

Вторая часть состояла из жертв. Всех жертв было три: жертва о грехе – Аарона и сынов его (телец), жертва всесожжения (овен), и ещё нарочитая, так называемая жертва посвящения (овен же). Все сии жертвы совершал сам Моисей; ибо в этом случае он облечён был от самого Иеговы властью жреческою, - посему и сказано в псалмах: «Моисей и Аарон в иереях Его». Две первые жертвы совершены Моисеем в строгой сообразности с установленными, и уже известными относительно их обрядами. Но жертва посвящения заключала в себе нечто новое и знаменательное. По возложении Аароном и сыновьями его рук на голову овна, Моисей взял часть жертвенной крови и возложил, как Аарону, так и сыновьям его, на край правого уха – в прознаменование, - как объясняет блаж. Неодорить, -  похвального послушания, и на большой палей правой руки и на большой палец правой ноги – в знак готовности на дела благие; ибо есть, - как замечает тот же отец, - дела шуии и послушание вредное. Таким образом, священники, как бы с головы до ног, освещались на дела благие. Затем, по воскроплении кровью овна посвящения на жертвенник (всесожжения) со всех сторон, Моисей преемственно полагает то на руки Аарона, то на руки сынов его – тук, почки и правое плечо из жертвы, а поверх их все  три вида опресноков. Положение на руки Аарона и сынов его жертвенных частей означало вручение им права жертвенных священнодействий. Поддерживая руки Аарона и сынов его, наполненная жертвенными частями, Моисей потрясал ими, или колебал пред лицом Господним (пред жертвенником), как бы прося о ниспослании на них благодати жречества. Затем, взяв с их рук жертвенные части, он сжёг их на жертвеннике вместе с всесожжением в приятное благоухание. Наконец, отделив лично для себя, по повелению Господню, грудь из овна посвящения – чрез потрясение сей части пред лицом Господним, Моисей снова берёт елей помазания и жертвенной крови, и кропит на Аарона и сынов его, облечённых в священные одежды, - в ознаменование того, что свои жреческие обязанности они должны исполнять не иначе, как в своих священных одеждах. Сим заключалась вторая часть жреческого посвящения.

 

в. Священный пир

Третья часть обряда состояла в священном пире из жертвенного мяса от овна посвящения. Моисей повелел Аарону и сыновьям его сварить во дворе скинии священное мясо, оставшееся от овна посвящения, и потребить его священными опресноками; если же будут остатки – сжечь их на огне. Затем ново поставленные жрецы должны были безвыходно пребывать во дворе скинии семь дней, и не отлучаться от неё ни днём, ни ночью, но пребывать на страже у Господа – отрешившись от всего земного. В каждый из сих дней повторялись те же обряды посвящения, и приносились те же жертвы, что и в первый день. Семидневное безвыходное пребывание при скинии означало, что священники навсегда отдавались Его избранным семейством; ибо число означает в Писании полноту времени.

 

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ

 

Первые священнодействия ново поставленного первосвященника

а. Жертвы Аароновы

По прошествию семи дней посвящения жрецов, старейшины Израилевы снова призываются к входу Скинии Собрания, дабы присутствовать при первом жертвоприношении ново поставленного первосвященника, и дабы чрез него принести свои собственные жертвы Богу. Принесены были все роды жертв, исключая жертвы о преступлении, которая воскурялась в исключительных и частных случаях каких либо народных преступлений; назначение жертвенных животных изошло уже из уст нового первосвященника, который объявляет от имени Божия, что народ узрит явление славы Божией. Моисей подтверждает слова первосвященника. Затем в виду всего общества Израилева Аарон приступает к принесению жертв сначала за себя, - при чём помогают ему сыны его священники. То были: жертва за грех, состоявшая из тельца (по общему закону о жертве за грех от первосвященника), и затем жертва всесожжения, состоявшая из овна. Так ветхозаветный первосвященный, - по замечанию ап. Павла, - нужду имел прежде о своих грехах жертвы приносить, потом уже о людских!

 

б. Жертвы небесного огня

После всего Моисей ввёл Аарона во святилище, дабы там, пред лицом Господним, первосвященник возложил священное благовонное курение на алтарь кадильный. Таким образом, Моисей постепенно вводил Аарона в его первосвященчиские права и обязанности, сначала вне скинии, а потом и внутри её. При сём случае мысли их обоих конечно устремлены были в молитве к Богу, да явит Он славу свою над жертвами, вознесёнными на алтаре всесожжения. Молитва сия была услышана; ибо едва вышли они из святилища и благословили народ, как ниспал с неба огонь, и попалил жертвы. При сём весь народ воскликнул от радости, и пал на лицо своё. Хотя Аароном был уже возжён огонь на жертвеннике; но сей огонь, медленно поедал жертвы. Между тем упавший в виду всего народа небесный огонь тотчас попалил жертвенные части. Сим чудом Господь являл, что Аарон и сыны его не по человеческому избранию поставлены, были священствовать в скинии, но по Его божественному изволению и избранию. Таким же чудесным ниспосланием огня небесного призрел некогда Господь и на жертву Авеля, Соломона и пророка Илии. Священный огонь, ниспосланный на жертвы Аароновы, тщательно потом поддерживался священниками, и никогда не угасал в скинии.

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ

Первое священнодействие ново поставленных священников

а. Поражение Надава и Авиуда за огнь чуждый

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Предыдущая || Вернуться на главную || Следующая