|
Протоиерей
МИХАИЛ ХЕРАСКОВ
РУКОВОДСТВО
к последовательному чтению
ПЯТИКНИЖИЯ МОИСЕЕВА
(1)
Евр. XII, 21. (2) Втор. XVIII, 17. 18. (3) Втор. XXXIV, 10. См. 1оанн. V, 46.
Деян. 111, 22, VII, 37. Библ. Ист. (4) Рим. 1,19—21. (5) Ст. 22. 23.
181
этого Евреев, весьма
склонных к идолопоклонству. Раввин Моисей говорит что из священных осколков
каменных, отсеченных от жертвенника, Евреи могли делать различные суеверные
употребления. Притом же, по объяснению некоторых толкователей, Господь не
хотел, до построения себе храма в одном определенном месте, устроить себе
крепких и великолепных жертвенников, дабы они, надолго сохраняясь в следствии
своей прочности не отвлекали в последствие Израильтян от единого религиозного
центра (1), и чтобы, по занятии Евреями
земли обетованной, жители соседних стран на этих жертвенниках не стали
совершать жертв демонских (2).
И не сходи по
ступеням к жертвеннику Моему, дабы не открылась при нем нагота твоя. Против чего направлено запрещение
Божие всходить к Его жертвеннику по ступеням? Тоже против нечистых и гнусных
обычаев языческих, соблюдавшихся при некоторых идольских жертвах. Так на
мерзких требищах Приапа жрецы этого идола обнажались перед народом. Моавитское
служение Веельфегору было такого же характера. Иегова же Бог Израильский
заповедует своим священникам самую строгую целомуд-ренность и скромность,
которая легко могла нарушиться при восхождении по высоким ступеням жертвенника;
ибо под льняной туникой священников были только надраги, прикрывавшие наготу их
от чресл до колен (З). Поэтому к жертвеннику должна была вести просто наклонная
плоскость, а не ступени.
ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ.
Законы гражданские, заключающиеся как
в этой главе, так и в следующих двух, излагаются без строгой последовательности
и имеют вид живой устной беседы Иеговы с Моисеем. Для лучшего усвоения этих
законов, мы будем подводить их под некоторые общие группы, или отделы. Так
напр. XXI главу можно раздробить следующим образом: а) Законы, касающиеся
рабского состояния. б) Законы об убийствах. в) Законы о побоях. г) Законы об
оскорблении родителей. д) И наконец — о несчастных случаях от животных.
а. Законы о рабахъ и рабыняхъ (вт. 1—11. 16).
Если купишь раба Еврея: пусть он работает (тебе) шесть
летъ, а в седмой (год) пусть выйдет на волю даром. (Ст.
2). Непременно ли шесть лет должен был работать хозяину купленный раб — еврей?
Нет, только не более шести, а мог и меньше гораздо, судя по тому, за сколько
времени до седьмого
(1)Curs. Compl., t.
VI, р. 165. (2) Феодорит. (3) Исх. XXVIII, 42.
или субботнего года состоялась покупка раба. Этот год был общим годом
освобождения всех рабов (1), хотя бы некоторые из них куплены были всего за
один год до субботнего. Конечно соответственно этому и цена рабам была различная.
Но и в самом состоянии рабства Евреи у Евреев не считались рабами в собственном
смысле, а как бы наемниками и поселенцами, лишь закрепленными до известного
срока, т.е. до субботнего года (2). Что же касается рабов и рабынь, купленных у
соседственных народов иноплеменных, а равно и у поселенцев, то они могли быть
оставляемы Евреями за собою в вечное владение, как собственность, и могли быть
передаваемы в наследство потомкам (3).
... Если раб женатый: пусть
выйдет с ним и жена его Если же господин его дал ему жену ... то жена и дети её
пусть останутся у господина её, а он
(раб) выйдет один ... (Ст. 3. 4). Это значило, что если рабом Евреем прижито
было семейство в состоянии рабства, и притом от жены рабыни же, взятой у
господина своего, в таком случае, — при личном освобождении раба, — семейство
его оставалось у господина. Но расторгался ли брак в этом случае между рабом и
рабыней? Очевидно, что мог расторгаться; ибо освобожденный раб мог идти куда
ему будет угодно, тогда как жена прикреплялась к одному месту. Здесь мы видим
превосходство перед Моисеевым законом закона евангельского, возвысившего брак
до степени таинства, и до нерасторжимости (4).
Но если раб скажет: ...не пойду на волю. То пусть господин его приведет
егго к судьям... и проколет ему... ухо щилом. и он останется рабом его вечно.
(Ст. 5. 6). Символом чего служило прокалывание ушей раба? Символом того, что
раб как бы прикреплялся или пришивался безвыходно к дому господина своего.
Прокалывалось именно ухо, в знак
беспрекословного послушания (мы слушаем ухом) воле господина. При свидетелях
же,— дабы несомненна была добровольная решимость раба. Впрочем и такого рода
рабы выпускались
(I) Си. Втор. XV, 12-15.
(2) Ср. Лев. XXV, 40: (3) Лев. XXV, 44-1 Матф. XIX. 5. 9.
183
на
свободу, но уже в юбилейный, т.е. 50-й год (1). Таким образом слово век, или вечность здесь
имеет смысл ограниченный. Пятидесятилетие считается самым длинным сроком
рабства, как бы вечным.
Если кто продаст дочь свою въ рабыни, то она не может выйти, как выходят
рабы. (Ст. 7. 8).
Почему рабыни не могли освобождаться тем же путем, как рабы, т.е. в субботний
или седьмой год? Причина излагается в следующих далее словах: именно потому,
что они могли делаться женами господина своего, или сына его. Тогда положение
их становилось на новых и особенных правах, т.е. на правах законных жен и
дочерей: так что если бы им стали отказывать в этих правах, то они могли даром
и без выкупа отходить от своих
господ. Но если бы господин и раздумал жениться на рабыни по какому нибудь
неудовольствию на нее (2), то продать ее чужому народу все таки был не
властен, а непременно должен был отпускать ее на выкуп.
Если же другую
жену возьмет господин для сына
своего, кроме рабыни: то она все таки
не должна лишаться пищи, одежды и супружеского сожития. (Ст. 10.
11). Кроме справедливости, законодатель имел в виду при этом случае еще и
другую цель, именно — он желал этим законом ограничить многоженство.
Воровство
людей для рабства наказывалось смертью. (Ст. 16).
6. Законы об убийствах (ст. 12—14. 20. 21. 23).
...если кто не злоумышлялъ (т.е. если убил ненамеренно)... то Я назначу у тебя место, куда
убежать (убийце). (Ст. 13). Почему совершившему невольное убийство
повелевается спасаться 6егством, как виновному? (Бог) врачует сердце их
(Евреев), склонное к убийству, и научает, что если ненамеренное убийство
делает человека подлежащим наказанию, то тем более достойно наказания убийство
намеренное. Сверх того и тех которые
рубят дрова и бросают камни, делает более предусмотрительными, а также и тем которые занимаются чем либо иным,
этому подобным, внушает бояться и трепетать,
(1) Лев. XXV, 40. 41. (2) Ст. 8.
чтобы кому из находящихся близко или далеко не причинить ненамеренного
вреда. А бегством совершившего убийство обуздывает раздражительность сродников
убитого (1). Для убежища невольных убийц назначено было, по завоевании земли
обетованной, 48 городов по ту и по другую сторону Иордана.
А если кто ударит раба своего, или служанку
свою палкой, и они умрут под рукой его, то он должен быть наказан. Но если они день или два дня переживт, то не должно наказывать его, ибо это его
серебро. (Ст. 20. 21). Какое именно наказание изрекает здесь закон на
убивших раба? По одним — убийца наказывался смертью, по другим - только
штрафовался каким бы то ни было образом, но не смертью. Первое вероятнее, ибо
слишком прямо и ясно говорит закон, что кто
ударит человека так, что он умрет; д)а будет предан смерти (2). Но не
видно, чтобы у Евреев рабы не считались людьми. Точно также, если в законе
говорится, что за смерть раба, умершего через день или через два после побоев,
не должно наказывать (3); то конечно имеется в виду освобождение только от
смертного наказания, потому что убийство бывает в этом случае не совсем
произвольное и намеренное. Напротив и за простое даже увечье рабов закон не
оставлял без наказания: за поврежденный глаз и за выбитый зуб раб или рабыня
должны были получить свободу (4).
в. Законы о побоях; и увечьях (ст. 18. 19. 22. 24-27).
В случае
болезни от побоев, виновный платил побитому за остановку в его работе, и давал
на лечение его (5). (Ст. 23—25). Если беременная женщина от побоев выкинет, но не будет другого вреда, то
виновный платит пеню, какую наложит на него муж той женщины, при посредниках
(6). ... Если будет вред (7), то отдай душу за душу (8), глаз
за глаз, зуб за зуб... рану за рану, ушиб за ушиб...
(1) Феодорит.
(2) Ст. 12. (3) Ст. 21. (4) Ст. 26. 27. (5) Ст. 18. 19. (6) Ст. 22. (7) Въ славянской библии сказано: если
выкинутый младенец будет изображен,
т.е. если окажется совершенно сформировавшимся (8). Так как в сформировавшемся
младенце уже предполагается душа, то за смерть его, случившуюся от побоев матери, закон и наказывал как за смертоубийство.
185
Закон этот, прилагавшийся не только к
беременным женщинам, но и ко всем случаям драк (1), основывался на естественном
чувстве справедливости; ибо обидчик наказывался ни больше, ни меньше, как в той
именно степени, в какой он сам причинил вред ближнему. Впрочем, — по обшему
мнению самих учителей еврейских, — этот закон не с буквальной точностью
исполняем был на практике, т.е. повредившему например глаз не непременно тоже
выкалывали глаз и т. д. За увечья могли быть полагаемы просто телесные
наказания, более или менее тяжкие, смотря по важности увечья, или даже
налагались только денежные пени (2).
г. Законъ объ оскорбителяхъ родителей (ст. 15—17).
Кто ударит отца своего, или свою мать.... Кто
злословит отца своего, или свою матъ того должно предать смерти. (Ст. 15. 17). Строгость эта
соответствовала ненатуральности такого рода оскорблений. Оскорбивший родителей
словом или делом посягал как бы на права самой природы. Об убийстве родителей
закон вовсе не говорит, как бы полагая, что такого рода преступления совершенно
невозможны в народе Божием. Впрочем жизнь детей закон не совершенно подчинял
воле родителей, как то было у древних языческих народов (3).
д. Законы о несчастных! случаяхъ отъ животныхъ (ст. 28—36).
Если вол забодает мужчину или женщину до смерти: то вола побить камнями, и мяса его не
есть... (Ст. 28).
Почему повелевается убивать бодливого вола? «Безсловесными (Бог) научает
одаренных разумом, какое зло есть убийство» (4).
Но если вол бодлив был и вчера и третьего дня, то и хозяина
его предать смерти.
(Ст. 29). Не строго ли слишком наказывался хозяин бодливого вола? Нет, ибо в
этом случае он делался виновником смерти ближнего, а за смертоубийство закон
наказывал смертью (5). Впрочем закон предполагал
(1) Срав. Лев. ХХIV, 20. Втор. XIX, 21. (2)
Bible Allioli, t.I,, р.
339. 1868. В законах
Соломоновых находится подобный же закон, равно и в законах двенадцати таблиц у
Римлян есть некоторые сходные постановления, (3) Втор. XXI, 18 и след. (4)
Феодорит,. (5) Ст. 12. разныя смягчающая обстоятельства. Потому-то конечно
онъ и по-вволялъ вм'Ьсто смертной казни присуждать къ денежному штрафу—хозяина
бодливаго вола ('_).
Если иолъ
забодаетъ раба, или рабу, то господину ихь заплатить тридцать сиклей серебра,
а вола побыть камнями. ' Ст. 32). Сикдь или сребреиникъ, иначе
статиръ,—священный—около полтинника (по ннымъ около 86 коп.), а народный—въ
половину мен-ве. Тридцать сребренниковъ составляли и/Ьиу раба. Первосвященники
1удейск1е, преддоживъ 1уд* предателю 30-ть сребрен-никовъ за 1псуса Христа,
нм-Ьли при семъ особенную поемся-тельную и злостную ц'вль.
ГЛАВА
ДВАДЦАТЬ ВТОРАЯ.
1) Законы
относительно разныхъ случаевъ ущерба чужой собственности: (а) о воровствЪ и о взыскашяхъ
съ воровъ (ст. 1—4); б) о потравахъ и пожа-уахъ (ст. 5—6'; в) объ утрать
отданныхъ на сохранеше вещей и животныхъ (ст. 7—15). 2) Законы протнвъ
сладострастниковъ (ст. 16. 17. 191. (3) Законы о сострадаюи къ прншельцаиъ и
6'вднякамъ (ст. 21—27). 4) О почте-ми судей и начальниковъ (ст. 28). 5) Законы
относительно богопочтешп: а) о чародййствЪ и идольскихъ жертвахъ (ст. 18. 20); б) объ обязанности приносить начатки
1еговЪ (ст. 29. 30); в) о не ядеши рг стерзаннаго звЪремъ (ст. 31).
Если кто украдешь вола или овцу,...
то пять воловь заплатить за вола, а четыре овиы за овцу. (Ст. 1). Почему укравшему тельца поведывается
уплатить впятеро, а укравшему овцу—вчетверо? „Потому, что болыше проступки
заслуживаютъ я большихъ взыскашй"' (2). Съ похитителей другихъ
вещей, паприм'връ золота, серебра и проч., взыскивалось обыкновенно въ два раза
больше противъ украденнаго (3). За покражу животныхъ штраФъ
полагался больше и строже для того, какъ пода-гаютъ, чтобы только затруднить
с1ю покражу, которую совершать было весьма легко; ибо на восток'Ь животныя и
днемъ и ночью паслись въ поди, притомъ же они им'вли особенную ц'1зну у
Евреевъ, народа земдедйдьческаго. Въ особенности драгоценны были воды.
(')
См. ст. 30. (») веодоритъ. (Ч) Ст. 7.
-187
Если кто
застанетъ вора подкапывающаю, и ударит* ем?,. такъ что онъ умретъ; то кровь не вменится ему. Но если взошло надъ нимъ
солнце\ то вменится ему кровь.... (Ст. 2. 3). Почему вора позволялось убить
безнаказанно ночью; а днемъ н'Ьтъ? Потому что ночью нельзя видъть, пришелъ ли
злодей только воровать, иди можетъ быть и съ разбойническими целями, п борьба
съ нимъ тогда труднее п опаснее. Между т'вмъ убить вора днемъ, значило бы
намеренно и сознательно лишить его жизни за одно только воровство, что
незаконно; ибо по закону смерть— только за смерть.
Если....
украденное найдется... у вора живымъ;..,
пусть ио-хитивпий заплатить ....чдаое
(а не вчетверо, или впятеро). (Ст. 4). Почему за похищеню жшштныхъ наказаюс
полагалось легче, если животныя оказывались у вора еще ц'влы? Потому, что въ
этомъ случай преступдеше еще не вполнъ, такъ сказать,. совершилось. И
похптивппй могъ еще нм'вть наш'вреше возвратить украденное.
Если кто отдастъ ближнему
своему.... какой нибудь скотъ на
сбережете; а оиъ умремъ, или будетъ.... уведен* (пепр1я-телями) ....то не будешь платить. А если украдет
будетъ у нею: то должень заплатить хозяину ею. (Ст. I®—12). Почему
за'„похищен1е взятаго на сбережете скота—взявппй на сбережете додженъ былъ
платить, а за уведете его непр1ятелями, или аа смерть не платилъ? ('). Потому,
что въ посл'вднемъ случа* пропажа взятаго на сбережеше скота случилась
совершенно противъ воли взявшаго на сбережете; а въ первомъ случа']Ь онъ.
виноватъ иъ небрежности и плохомъ присмотр!} за чуя;имъ доб-ромъ.
Если
обольстить кто дчъвицу необрученную,... пусть.... возьмешь ее себл вь жену.... (Ст. 16).
Ч'вмъ еще наказывался оболь-ститель д-ввицы? ТФмъ, что, женившись на ней, онъ
на всю' жизнь лишался права на разводъ съ нею, хотя бы и встретились къ сему
серьезный побуждения (2-).
А если
отецъ не согласится, ....пусть заплатить,... сколько' полагается на вгьно
длвицамъ.... (Ст. 17). Какъ велико полагалось в'вно д1звпцамъ? Въ
пятьдесятъ сикдей серебра, т.-е. около. 31'2 руб., считая по сиклю гражданскому
(3).
(()
Ст. 10. 11. (Ч) Втор. XXII, 29. (3)
Втор. XXII, 29. Ворожеи не оставляй въ
живыхь. (Ст. 18). Почему законодатель, нозв-Ьщая смерть за волшебство,
им'ветъ в'ь пиду собственно женщинъ? Потому конечно, что женсмй полъ бод'ве
былъ склоненъ къ чародейству; но и чарод-Ьи не освобождались отъ смертнаго
наказашя (1). Чародййство справедливо наказывалось смерт1ю, ибо оно
вело Евреевъ къ идолопоклонству, и отвращало отъ 1еговы къ богамъ чужимъ;
такишъ образоыъ оно было оскорблеше царскаго величества Бога Израильскаго,
точно также, какъ и идодьск1я жертвы. За сш послйдшя также определялась смерть.
Если возьмешь въ залогъ одежду ближняго твоею', до
захожде-н1я солнца возврати ке. (Ст. 2«). Как!» обстоательстпа
были поводомъ къ сему закону? Б'Ьдняки на восток* спали по большой части,
покрываясь ночью своей верхней одеждой, имевшей видъ епанчи. А такъ какъ ночи
на восток!, довольно быиаютъ ходод-ныя; то и нужно было оградить 6'вдняковъ отъ
жестокосердыхъ заимодавцевъ особымъ закопошъ.
И будете у Меня людьми святыми'^ и мяса, растерзанного
звлремъ въ поли», не чъгиьте^
псамъ бросайте ею. (Ст. 31). Неужели неядеше мяса, растерзаннаго звйремъ,
могло составлять предъ Богомъ какую нибудь особенную святость? Конечно нътъ;
законодатель хочетъ только сказать, что внутренняя святость должна выражаться у
народа Бож1я соблюдешемъ внешней законной святости и чистоты. Мясо животныхъ,
которые умн-раютъ сами собою, или за'вдены зв-Ьрями, вообще считается
не-здоровымъ и вреднымъ, почему и въ наши -времена никто его не употребдяетъ въ
пищу. Но кром^в сего, въ Аравш и въ Палестинй, попадалось великое множество
6'Ьшеныхъ волковъ и собакъ. Это бешенство могло переходить и къ людямъ, которые
по нев-дденио, и побуждаемые горькой нуждой, решились бы •всть мясо,
растерзанное 6'дшенымъ звйреиъ. Вотъ почему не только у Евреевъ, но и умногихъ
другихъ восточныхъ наро-довъ встречаются запрещетн прикасаться къ мясу,
растерзанному звърями (2).
(1) Лев. XX, 27. Втор.
XVIII, 10. (2) В;Ые А1Ио1; I. I.
— 189
ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЯ.
1)
Зачов'Ьди Бояпи о безпристраст;и въ судахъ, и о великодуили къ врвгамъ (ст.
1—9). 2) О праздникахъ: а) о субботнемъ год* (ст. 10. 11), б) суббот-немъ дн'в
(ст. 12. 13); в) о праздник'!, опрйснокоаъ (ст. 14. 15); г) о празд-викахъ
пятидесятницы и кущей (ст. 16). 3) О приношешяхъ 1егов'Ь (ст. 17—19). 4)
Обйтоватя Бовпи Евреямъ въ случай повиноветя путеводствую-щему ихъ Ангелу (ст.
20—33).
Пришельца не обижай.... (Ст. 9).
Кто разум-вдся у Евреевъ подъ именемъ пришельцевъ? Вст> не принадлежащ1е къ
еврейскому племени по своему происхождение, и не принявииеобр'вза-тя. Таковые
не нмт>ли права жить въ земл'Ь
об-Ьтовашя, а только были терпимы, какъ бы случайные гости еи, или пришельцы.
Три раза въ
году празднуй Мнп. (Ст. 14). На как1е три праздника указывается зд'Ьсь? Въ
дальн'Ьйшихъ стихахъ они перечисляются: это праздникъ пасхи или опр'всноковъ
('), праздникъ пятидесятнпи.ы, и праздникъ кущей (*').
.... пусть
не являются но" шгЪ
Израильтяне въ праздники а пустыми
руками. (Ст. 15). Почему 1егова запретилъ являться предъ Себя съ пустыми
руками? Въ основанш сей заповйдп дежитъ обычай, собдюдаюнийся и понын-в у
восточныхъ наро-довъ, по которому всяшй, являюнийся къ высшему лицу, под-носнтъ
ему дары. 1егова заповфдуетъ здъсь, какъ царь еврейски""!. Внрочемъ
Онъ, какъ ни въ чемъ не иуждаюнцйся, требуетъ не столько ирнношешй, сколько
благочестивыхъ сердечныхъ на-строеи1й. Первыя служили только вн'вшнимъ
выражешемъ по-сл'вдиихъ.
Три раза въ
году долженъ являться весь мужескгй полъ твой предъ лице Владыки, Господа
(твоею}. (Ст. 17). Съ какою ц'Ьд1ю устроялисг. эти собрамя? Съ тою,
чтобы поддерживать и скреплять релипозное единство между вс'Ьми колЪнаыи
Израильскими. Что касается женскаго пола, то и онъ додженъ быдъ участвовать въ
иразднествахъ еврейскихъ, какъ ато видно изъ Втор. XVI, 13—15. Преимущественная
же обязанность .являться къ скинш (предъ лице Владыки) возлагается на мужесмй
подъ потому, что огромное количество женщинъ не могло выполнить
(1) Ст. 15. (2) Ст. 16. Срав. Лев. XXIII, 15. 17. 34
36. 43— 190 —
этой
обязанности по разнымъ естественнымъ причинамъ, д'влан-шимъ ихъ нечистыми по
закону. Но и для мужессаго пола обязанность являться къ скиши на праздники три
раза въ году не им'Ьда конечно безусловной и неотвратимой силы. Могли быть
законныя и резонныя остановки.
...Не вари козленка въ молокгь матери его. (Ст. 19').
Что значить заирещеше варить козленка въ молок1> матери? ,.0но пТ.ро-ятно
направлено было противъ какого нибудь языческаго зло-употреблешя. Одинъ Еврей,
котораго приводить Спенцерь ('), сказываетъ, что древше язычники, по собранш
плодовъ, варили козленка въ молок* матери, и спыъ модокомъ магически скрепляли
древа и поля въ надежд* будущаго плодородщ" (3).
Вотъ, Я посылаю предъ тобою, народъ Израидьсюй, Ангела (Моею) хранить тебя на
пути, и ввести тебя въ то мчьсто, которое Я приготовилъ (тебчъ).... слушай
гласа Ею..... •ибо имя Мое въ Немь. (Ст. 20. 21). Кто сей Ангелъ, на коемъ
ими 1еговы? Онъ есть Сынъ Бож1й, единосущный и потому едино-именный Отцу. Онъ
есть тотъ Ангелъ, избавлякищй отъ вся-каго зла (3), который
именовалъ себя пнослйдствщ путемъ, истиною и жизтю ('), и который насъ
хриспанъ, какъ въ древности Евреевъ, приводить въ обетованную землю,
уготованную намъ на неб'в.
Пошлю предъ тобою шершней, и они
погонять отъ лица твоею.... враговъ твоихъ. (Ст. 28) Когда и
гд'Ь исполндлось с1е об'вшан1е 1еговы? Хотя: въ исторш завоеваюя земли
Ханаанской нигд'Ь не встречается подобнаго случая; но 1исусъ Навинъ, съ
предсмертной ръчи своей къ народу Израильскому, среди разныхъ бдагод-вяшй
Бож1ихъ, упомииаетъ между прочимъ о томъ, что два царя аморрейск1е прогнаны отъ
лица Евреевъ шершнями ('). Пропуски, иногда весьма важныхъ собьтй, очень
обыкновенны у священныхъ повествователей. О намйренш 1еговы послать шершней на
враговъ народа своего Мотсей упомпнаетъ еще и во Второзакоши ('').
Проведу пределы твои отъ моря Чермнаю до моря
Филистим-скпю, и отъ пустыни до ргъки ^великой Ечфрата).... (Ст. 31).
(') Ое Ье§. Мой. Ы11. (»)
Фил.—Библ. Ист. (;•) Пыт. Х1.гги, 'и.
(.*) 1оан. XIV, 6. (Э)
11<с. Нав. XXIV. (") VII, 20.
—
191 —
Какъ
ясн-ве опред-Ьлить границы земли обетованной? Он1» назначались 1еговою съ юга
на съверъ отъ моря Чермнаго до Средиземнаго (Фидистимскаго), до предйдовъ
Сидонскихъ; а съ запада на востокъ—отъ пустыни, окаймлявшей то же Чермное море,
до ръки ЕвФрата.
Почему
Богъ,—вопрошаетъ блаж. ©еодоритъ,—обйтовавъ предать Израильтянамъ землю до
р'вки ЕвФрата, не исполнилъ сеги об'Ьтован1я? ,,Ясн'йе представилъ с1е Богъ
чрезъ пророка 1ерем1ю, говоря: и будетъ» если народъ тотъ обратившись сотворить
лукавая, не наведу на него вс'вхъ благихъ, яже глаголахъ ('). Поелику же
Евреи не восхотели сохранить законъ божественный, то не всю землю предалъ имъ,
но попустидъ инымъ непрестанно нападать на нихъ, чтобы, терпя нападеше,
взыскали божественной помощи. И сему преимущественно научаетъ истор1я Судей. Впрочемъ
и ели народы покорилъ Богъ царю Давиду;
потому что
давали ему дань Филистимляне, Сир1я Дамасская и Сирш Сувская. Да и Содомонъ,
пока былъ благочестивъ, вла-д'Ьдъ сими странами" (*).
Гл.
XXIV, 3—8. Торжественное вотуплеюе избраннаго народа Бозюя въ зав^тъ съ
Богомъ.
П. Могсею сказалъ Богъ: взойди къ Господу ты и Ааронг, На-давъ м
Авгудъ, и семьдесять изъ старп>Ишинъ
Израилевыхг, и поклонитесь (^Господу) издали. (Гл. XXIV, 1). Какъ надобно
дополнить смыслъ сего стиха? Посд'Ь того, какъ 1егова изложилъ Моусею па гор'Ь
Синай свои законы, содержащееся въ XXI— XXIII главахъ, онъ заповйдуетъ Моусею,
предъ его возвраще-н1емъ съ горы къ народу, чтобы онъ, объявивъ вс'Ь с1и законы
всдухъ народа и взявъ съ него обязательство въ повиновеми (3), снова
взошедъ на гору съ братомъ своимъ Аарономъ, съ двумя старшими его сыновьями и
семьюдесятью избранными стар-Ьй-шцнами для поклонешя 1егов-в, а потомъ для
нриняпя скрижалей закона, какъ бы н'вкотораго внйшняго знака или печати
заключеннаго союза между Богомъ Израильскимъ и Его нар&-домъ (<).
(I) 1ер. XVIII, 9. 10. (2) Уеодоритъ. (:1) Ст. 3. (<) См. ст.•12. — 192 —
И написалъ
Могсей вси> слова
Господни, и, вставь рано поутру^ поставилъ подъ юрою лсертненникг, м двенадцать камней, по числу двенадцати
колчьнъ Израилевыхъ. (Ст. 4). Мн'вшя тол-ковниковъ разд-вдяются насчетъ
построетя сего жертвенника. Одни подагаютъ, что построенъ былъ Моусеемъ одинъ
только алтарь, состоявцпй изъ двенадцати камней; друпе же, гораздо
основательн'Ье и ближе къ еврейскому подлиннику, думаютъ, что построено было
дв-внадцать жертвенниковъ около одного главнаго алтаря. Сей послйдшй сооруженъ
быдъ какъ бы во имя самого 1еговы, а т'й—отъ 12-ти колйнъ Израилевыхъ,
закдючившихъ , союзъ съ 1еговою.
И послалъ
юношей изъ сыновъ Израилевыхъ, и принесли он-и 'асесожжвнгя... (Ст. 5).
Кто сш юноши, прпнесипе всвсожжешя? В'ь халдейскомъ перевод* они называются
первенцами сыновъ Израилевыхъ; ибо, до учреждешя священства по чину Ааронову,
си-1 первенцы были священниками по праву естественному,— особенно посд'Ь того,
какъ усвоены были самиыъ Богомъ. Замечательно, что впослфдствш левиты
определены были Богомъ на служеюе скишп вместо вс1>хъ первенцовъ изъ Сыновъ
Израпле-выхъ, а скотъ лекптовъ вм'Ьсто всего первороднаго скота сыновъ
Израидевыхъ (1).
Могсей,
изявъ половину крови, влилъ въ чаши, а другою половиною окропилъ жертвенникъ. (Ст. 6).
Какъ дополняетъ с^е собьте Ап. Паведъ"? Къ тельцамъ, принесеннымъ во
всеоожжен1е, онъ присоединяетъ е1це коздовъ, а къ крови ихъ воду, червленую
шерсть и нссопъ, и говорить, что Моусей окропилъ жертвенною кров1ю не только
народъ, но и самую книгу закона (2). С1и дополнешя сделаны имъ частш
по внушеюю Св. Духа, ча-ст1ю заимствованы изъ обычной обрядовой практики,
соблюдавшейся при подобнаго рода очиститедьныхъ жертвахъ; ибо весьма мнопе
обряды жертвенные существовали уже въ обычай, прежде чФмъ узаконены были
впослйдствш самимъ Богомъ—чрезъ того же Моусея. Наприм'Ьръ при окропдешяхъ
жертвенною кров1ю всегда употреблялась вода, какъ для разжнжешя крови, такъ и
для увеличен1я ея количества; иссопъ же и шерсть червленая употреблялись при
окроплешяхъ потому, что они весьма хорошо
(I) Чис. III, А]. (*) Евр. IX, 19.
вбирали
въ себя жидкость и удерживали ее въ себ'в, подобно грецкой губки, и
следовательно могли служить весьма удобнымъ кропидомъ (').
И взяль книгу завгьта^ и прочиталъ
вслухъ народу.... И взялъ Могсей крови, и окропилъ ниродъ.... (Ст. 7—8).
Какое было таинственное знаменован1е сего кроваваго окропдетя? Какъ моу-сей запечатл'вдъ ветх1й завФтъ
жертвенною кров1ю, такъ впо-слйдствш Спаситель рода человйческаго, Агнецъ,
заколённый отъ сложешя м1ра, запечатлйлъ учрежденный имъ новый зав'в'гь своею
собственною кров1ю (2).
И видпли (лчьсто стоят»')
Бош Израилева; и подг пенами Ею кчьчто по-чобное работл изг чисотаю сапфира, и какъ самое небо, ясное. (Ст.
10). Какъ могли видеть Бога Моусей и старейшины Израилевы? Въ халдейскомъ
перевод* говорится, что они видйли только славу
Бога Израилева, а по переводу ЬХХ только мпсто стоят» Е^о. Но подлинпикъ еврейсмй говорить, что видвли Бога Израилева,—конечно
не въ сущности Его, а нодъ какимъ нибудь чувственнымъ образомъ, всего
в'вроятнве—подъ видомъ сввтоноснаго облака, въ котороиъ какъ бы"
скрывалось существо Бонне, такъ что въ нижней части облака взорамъ стар*йшинъ
представлялись каиъ бы ноги Божш на
сапфировомъ и ясиоюлубомг иоЭмоэотм, а въ верхней части—подъ самымъ
небомъ—находилось какъ бы прочее т'Ьло Бож;е. Что не подъ какимъ нибудь
опредйленнымъ образомъ явился Богъ, напримвръ подъ обрвзомъ человека,
облеченнаго славою, или подъ образомъ колесницы, похожей на Тезекшдеву, но
образу которой Моусей будто бы устроидъ впосд*дств1и ковчегъ,—на это указываетъ
довольно в'6ско книга Второзакошя (3).
И Богъ не простеръ руки Своей па избранных^ изг сыновг
Израилевыхг. (Ст. 11). С1е значить, что онъ не погубилъ ихъ, несмотря на
общее уб'Ья-деше, что никто не можетъ видЪть Бога,—и не умереть (*). Посему
дальн'вй-ш1я слова Моусея, что старейшины израильсме пли и пили, не то должны
означать, что устроенъ былъ пиръ, а просто, что они остались живы (8).
И восталг
Могсей съ 1исусомг, служителемг своимъ, и пошелг Могсей иа юру Вожгчо. Оставивъ
Аарона и Ора (старейшину) дляуправлешянародомъ, сначала Моусей"поднялся съ
1исусомъ только на возвышенную часть горы, и здФсь оба они шесть дней ожидали
особаго гласа бож!я; затЬмъ Моусей
воз-званъ былъ на самую вершину Синая, въ срйдину облака (6), а
1исусъ остался ждать Моусея на прежнемъ мЪстъ.
.... и былг Могсей
на куто сорокг дней и сорок» ночей. (Ст. 18). Должно ли включать въ
эти сорокъ дней и гь шесть, которые Моусей не провелъ на са-
(') Сш-З Сотр]., *.
VI. (») Мат. XXVI, 28. Евр. IX, 19. (3) См. гл. IV, ст. 15—19. (•) Суд.
XIII, 22. Втор. V, 24. (5) Фил.—Библ. Ист. (б) Ст. 16. 18.
13
— 194 —
мой
вершин* горы, а только на ея возвышенности? Никоторые не включаютъ, но должно
включать; ибо книга Второзакошя, считая сорокъ дней и сорокъ ночей, по истеченш
которыхъ получены Моусеемъ скривали закона, включаетъ въ это число вей вообще
дни, проведенные Моусеем-ь на горт., а не на вер-мини только оной (1).
4'Вмъ Моусей питался во время своего сорокодневнаго пребываыш
на гор'Ь? Во все время онъ оставался безъ пищи и питья, какъ объ этомъ прямо
го-. ворится во Второзавоши (2), чудесно подкрепляемый созерпашемъ
Бога и бес-Едою с'ь Нимъ (гадательное указаше на состояше нашихъ тфлъ въ
царств^ славы!). Что же касается 1исуса Навина, то въ отсутствю Моусея онъ ыогь
питаться плодами, родившимися на Сина'в, и пробавляться водой изъ источня-ковъ,
струившихся по ея скатамъ. Ц*дь пребывашя 1исуса Навина на горъ та, чтобы ему,
какъ будущему преемнику Моусея, принять никоторое учас'пе въ синайскихъ
отЕровен1яхъ.
Гл.
XXXIII, 11—23. XXXIV, 1—35. Божш явлен1я моу-сею
въ ОинаФ, и проолавлеше Мотсея, какъ богоизбраннаго вождя Израильтянъ.
ГЛАВА ТРИДЦАТЬ ТРЕТЬЯ.
а)
Покаянный плачь и трауръ народа Нзраильскаго (ст. 1—6). б) Удадеше кущи Бож1ей
и столбы облачнаго отъ среды стана Израильскаго (ст. 7—10). в) Ходатайство
Моусея за народъ, чтобы самъ Господь былъ его руководитс-лемъ (ст. 11—17). г1
Желаше Моусея вид'бть славу Божио
и отвйтъ Господень (ст. 18—23).
Могсей же взялъ и
-поставилъ себчь шатвръ внгь стана, вдали
отъ стана,, и назвалъ его скимвю собрашя....
....Када же Могсей входилъ въ
скитю, тсида спускался столбъ облачный и становился у входа въ скыкмо, и ^Господь) говорило съ Могсеемъ. (^Ст.
7—9). Скишя, о которой зд^сь говорится, была конечно не то, что впослйдствш
стало называться Скинзею Свидйн1я,—с1я последняя еще не была устроена; но это
былъ особый шатеръ, находившейся до сихъ поръ среди стана израиль-скаго, въ
котором-ь, какъ царь среди своего народа, присутство-вадъ 1егова въ видй столба
обдачнаго. Поелику же Господь, раздраженный преступдешемъ Евреевъ, не восхотФлъ
отиьигв
(1) Втор. IX, 9.
11. (2) IX, 9.
— 195 —
быть
вождемъ ихъ ('), то Моусей, конечно по распоряжению Господню, и поставляетъ
особый шатеръ вн'Ь стана, дабы тамъ уже, а не среди народа—как'ь было
прежде—получать отъ Бога разный повел'Ьн1я и откроветя насчетъ народпых'ь дйдъ
(*). С'1я мира сильно и благодетельно
подействовала на народъ; ибо когда Моусею приходилось идти чрезъ шатры
израидьсюе за чймъ-нибудь къ сиинш Бож1ей, то народъ смиренно вставалъ и
становился каждый у «хода въ свой шатеръ и смотрчьлъ въ слчьдь Могсею^ и съ
бдагоговътемъ поклонялся каждый у входа
а» шатеръ свои (3).
И. говорилъ Господь съ Могсеемъ лицемъ кь дмгц/, какъ бы говорим кто съ друюмъ
своимъ; и онь возвращался въ стань. (Ст.
11).
Лицомъ къ лицу,—это выражен1е
переносное, весьма трогательно изображающее, до какой степени близости с'ь
Господомъ могутъ достигать Его вирные рабы. Диивмъ
къ лицу^ т.-е. не въ симводахъ и снахъ, а непосредственно. Можно
представлять с1е такъ, что вояшй разъ, когда Моусей входилъ въ кущу Бо,-лпю,
онъ имйлъ предъ собою видимое изображеше присутстшя Господня, напримйръ лице
ангела, слышадъ человечески годосъ и проч.... Но конечно существо Бож1е сокрыто
было отъ моу-сея (<).
...'. а служитель
ею (Моусея) 1исусъ, сыт Навит, юноша, не
отлучался отъ скшпи, т. е. безогЬныо дожидался у входа спиши, пока кончить
свою бе-с-Ьду съ Богомъ Моусей, чтобы проводить его обратно въ стаиъ. Но почему
1ису>"ь Навицъ низываетсп юношей, когда ему было около 50-ти дйтъ? въ
Пн-саи1и слово юноша иногда употребляется в'ь смысли служвтелл, или ближаЯ-шаго
помощника (3).
Сущность ходатайства Моусеева ясн'Ье можно изложить такъ.
Такъ какъ Ты, Господи, не хочешь бодйе Самъ идти среди насъ (°), а обещаешься
послать некоего ангела руководителя (7);
то
какъ же Ты говоришь, что знаешь меня по
м.кемм, т.-е. будто бы я удостоился особенной близости и короткости съ тобою?
(Ст.
12).
Ибо какой же ангедъ руководитель можетъ намъ заменить Тебя? (8)
Н'Ьтъ Господи, молю Тебя, открои мнчъ путь Твои, дабьг я позналъ Тебя,
чтобы пргобрчьстъ блаюволете въ очихь
С) Ст. 3. (»)
Ст. 7. (3) Ст. 8—10. (') Ст. 20. 23. (3) 2 Цар. II, 14. Ш-(°) Выш. ст. 3. (7)
Выш. ст. 2. (») Ст. 12.
];{*
— 196 —
Тиоихъ, т.-е. скажи лучше Господи, что я додженъ сделать, чтоб:
Тебя
умилостивить? (Ст. 13). Загвмъ Моусей напоминаетъ Го1 поду, что самъ же Онъ
выбрадъ себй народъ Израильсюй дл особенныхъ о немъ попечешй; что безъ непосредственнаго
рук< водства Бояпя лучше и не двигаться дальше въ путь; (Ст. 15 что только
тогда онъ (Моусей) можетъ считать себя въ особе! ной милости у Господа, когда
Господь опять пойдетъ съ нар< дом'ь; что только въ этомъ единственномъ
случай будетъ благ» успешно и славно будущее народа Израильскаго. (Ст. 16). Го'
подь преклоненъ былъ сею трогательною молитвою вождя Израил] скаго. (Ст. 17).
(Могсей) сказал» Господу: покажи мнп, славу Твою,.т.-е. п( кажи
мни Себя въ самой действительности, иди въ самомъ суш.1 ствС Своемъ. (Ст. 18).
С1е необычайное желаше возникло в МоусеС потому, что онъ,—по выражетю
блаженнаго 0еод< рита,—быдъ упоенъ любовно къ Богу ("'). Лозжапа тебе душ моя! воскдицалъ никогда
и Псалмопъвецъ. Кроме сего—Моусе желадъ, чтобы и возстановлеше нарушеннаго
завита съ Богом было столь ' же торжественно, и сопровождалось такими же, если
можно—еще большими явлешями славы Бож1ей, катя был при первомъ постановдеши
завита С2).
И сказалъ
(Господь Могсею): Я проведу предъ тобою ее славу Мою, •и провозглашу имя 1еювы
предъ тобою', м, кою т миловать,
помилую^ кою пожалпть^ пожалпю.... лицаже Мое\ не можно тебп, увидчьть.... и
остаться въ живыхъ. (Ст. 20 Т.-е. нельзя постичь и понять существа 'Бож1я (3);
но Господ образно обещается показать Моусею славу Свою, и провозгде <;ить
предъ нимъ имя 1еговы. Это последнее обйщан1е, по ера1 нешю его съ
нижеслйдующими словами Господними (*), им*л тотъ смыслъ, что Господь
намеревался объяснить Моусею т милосердныя свойства Своего существа, по
которымъ Онъ всегд и непременно милуетъ всякаго, кого только можно помиловат
безъ нарушешя правосуд1я ('); такъ что значить Моусею иечег безпокоиться, не
отменить ли Господь своихъ милостивыхъ об1
О) Вопр. 68 на Исх. (») Фил,—Библ. Ист. 1844 г., стр. 121.
(3) Срав! 1 1оан. IV, 12. 1 Тим. VI, 16. (<) XXXIV, 5. 6. 1. (»)• Ст. 19. Срав. Ри» IX, 15.
— 197 —
товашй относительно народа
Израидьскаго, ибо неизменяемость есть одно изъ свойствъ Божшхъ, скрывающихся въ
самомъ имени 1еговы (*).
И сказалъ Господь: вотъ мгьсто у меня: стань на этой скалчь. (Ст. 21). Говоря „вотъ
м'Ьсто у меня", Господь указывалъ на ту именно вершину горы Синая, на
которой Онъ обыкновенно являлся Моусею. Это видно изъ нижеслФдующаго поведйшя
Бо-япя Моусею взойти на гору Синай (*).
Но^да же будешь проходить слава Моя, Я. поставлю
тебя въ разсллинп! скалы, и покрою тебя рукою Моею, доколгь не пройду. (Ст. 22). Покровеше Моусея
рукою Бояпею, т.-е. облакомъ, или сумрачною тьмою во время прохожден1я славы
Господней, есть образное выражен1е той мысли, что человеку не суждено знать
болйе того, что положено о немъ въ сов'вт'6 Бож^емъ, и что чцдовбкъ не долженъ высшяхъ себе искать,
и крйпдыпихъ себе испытывать (').
И. када сниму руку Мою, ты увидишь Мемя сзади, а
лице Мое не будеть видимо (тебгь). (Ст. 23). Что должно разумйть иодъ словомъ—задняя
Бож1я? Буквально съ еврейскаго языка и въ бдижайшемъ приложенш къ Моусею, этимъ
сдовомъ обозначается явственный сд'вдъ Бож1я присутств1я (*).
Но въ' бодйе тир)комъ смысле—сдоаоиъ
„задняя БэаЕя" обозначается,—по иарджвнио бда.кеннаго беодирига,—домостроительство
и д'Ьйств1я Бои1и (!1), которыц могугь быть, по Апостолу, видимы
людьми чрезъ разсматриван1е тварей (г>) и изучеше судебъ
челов-ьчества. Поелику же самое полное и самое доступное для людей созерцаше
боаескихъ свойствъ имбло открыться во Хрисгб Сааснгедв, иже есгь стаю славы
Огчей и образ» Упостаси Его (7); то весьма маопе изъ св. отцовъ
подт» словомъ „задняя Боя1я'1 разумДютъ собственно человеческую
природу Христа 'Спасителя (8). ИмЬя 8ту мысль въ виду, можно д/магь, чго Господь подь какими либо
символическими образами показадъ Моу-сею свои будущш милости, которыя Оаъ
намАревался излить на иародъ Из-раильсшй и на всю церковь свою на земл* —ради
Месс1и Искупителя.
(')
Выш, VI, 3. (2) XXXIV, 2. (3) Сир. III, 21. 22. («) Богослов.— Свящ. Ист., изд.
1861, стр. 130. (Э) Вопр. 68 на Исх. (6) Рим. I, 20, (1)
Евр.
I, з. (») ЫЫе АШоИ, 1.
I, р. 381. 382.
Ей. 1868.
—
198 — ГЛАВА ТРИДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ.
а)
Откровеше славы Бояней Моусею (ст. 1—9). б) Возстановлеше аавЪта (ст. 10—27).
в) Лучезарная слава Моусеева (ст. 28—35).
Обйщавъ Мотсею показать славу свою, Господь иоведФдъ ему
снова истесать двЪ скрижали иаменныя, и явиться съ ними на вершину горы Синая. (Ст. 1—4). Никто, кром'в Моусея, не
должевъ быдъ восходить на гору, даже скотъ яе долвенъ был-ь пастись близь вея.
Моусей въ точности исподняетъ повелЬ-мя 1еговы. Такъ возставовлеше нарушевнаго
завита идетъ въ томъ же порядки, какъ и первоначальное его учревдеше.
И. сошелъ
Господь въ облакп>, и остановился тамг близъ Моу-сея, и провозгласилъ имя 1еювы.... Господь^
Господь, Богъ человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивы и
и истинный.... (Ст. 5—6). Что значить, что Богъ говорить вакъ-бы о другомъ бори въ третьемъ лшгв? Въ разд'влен]и
Бога возввщающаго,—разсуждаетъ преосвящ. Филаретъ,—и Бога
позвФщаемаго—открывается различ1е упостатей (').
Сохраняющей
вправду и являющей) милость въ тысячи ро-довъ^ прощающей вину и преступлете и
грпхъ, но не оставляющей бсзъ наказам», наказывающей вину отиовъ въ дчьтяхъ^ и
вг дптяхъ дчыпей до третьяго и четвертого рода. [Ст. 7).Во-пер.
выхъ—что значитъ въ сдовахъ Божшхъ, что Онъ хотя и про ш,аетъ вину и
преступлеюе, но въ тоже время не оставляеп безъ наказаюя? С1е значить то, что
Господь прощаетъ по мило серд1ю, когда къ нему приб'вгаютъ; а наказываетъ-'по
право суд1ю, когда не хотятъ отъ него укрыться подъ защиту мило серд1я. т.-е.
не приносить раскаяюя и не просятъ помилован1я Во-вторыхъ—какая мысль
заключается въ томъ, что Господ! сохраняетъ милость въ тысячи родовъ, а наказываетъ до третья *о и четвертою только
рода? Опред^денныя числа—тысяча 1 трети и четвертый родъ—берутся здФсь въ
неопределенном' значеши, какъ это весьма часто употребляется въ Писаши (*] лишь для выражешя той мысли, что
милосердно Бояпю нйтъ гра ницъ—по отношешю къ людямъ, а въ правосудш своемъ Го(
подь себя ограничиваетъ, т.-е. Онъ хочетъ бод'Ье миловать, ч'вм' наказывать
людей. Сш слова Господни были какъ бы отвитом
(1) Бибд. Ист.
1844 г., стр. 121. (») См. Быт. IV, 24. Дув. XVII, Мате. ХУШ, 21. 22.
— 199 —
на
сокровенный и внутреншя думы Мотсея. пришедшаго ходатайствовать о
возстановлеши завита съ преступнымъ, но раскаяв-Ьимся народомъ еврейскимъ.
Наконедъ, что касается того, почему Господь вину отцовъ наказываетъ въ дйтяхъ;
то конечно с1е наказаше бываетъ тогда, когда д'вти оказываются наследниками
отцовскихъ беззакошй. Въ другихъ м^стахъ Писашя это поясняется (*).
Что и какъ говоридъ Господь Моусею, при возстановлеши завита
съ народомъ своимъ?... Такъ какъ Могсей явился предъ Господа въ качеств'Ь
представителя и какъ бы уполномоченнаго отъ п/йлаго народа израидьскаго; то
Господь п обращается къ нему, какъ бы къ ц'влому народу израильскому: ^сохрани ото, что повелгьваю тебгь нмн»ь"' (4); или: ^смотри не вступай въ союз» съ жителями ханаанскими'1 (')
и т. д.... ЗатФмъ Господь, возвращая свою милость къ преступному народу, по
ходатайству Моусея ((), торжественно повторяетъ нарушенные
Израильтянами законы и предписашя свои, и только подъ услов1емъ строгаго ихъ
исполнешя обйщаетъ на будущее время свое покровительство. Законы с1и
во-первыхъ касаются идолопоклонства; во-вто-рыхъ—даней или дриношенхй
народныхъ, и въ-третьихъ—нйко-торыхъ частныхъ правидъ богопочтен1я.
Поелику язычники большею частно въ сумраки дубравъ и рощъ
совершали свои мерзмя и идодьсшя требы; то Господь превде всего повелйваетъ вырубить яти рощи (8). Затймъ,
изображая свои отношеюя къ народу израильскому, или вообще къ души
человеческой, подъ образомъ нйжнаго и любя-щаго супруга, присвояетъ себ'Ь имя
ревнителя, требующаго всецелой верности и преданности (6). а
идольск1я требы пааываетъ блужетеиъ и
измйной (';).
Что
касается даней и приношений народныхг^ то Господь, ияображпя себя цареиъ
израильсиимь, требуетъ ихъ въ ел*дующемъ вид* и количествй. Во-первыхъ все
первородное додано быть отдаваемо ему на яертву, а первеицевъ человАческихъ,
равно какъ и первородныхъ нечистыхъ животвыхъ, не при-иосимыхъ въ жертву, вуяно
выкупать (8). Во-вторыхъ весь мужеск1й полъ долженъ три раза въ году
являться предъ лице Владыки Израилева(т.-е. предъ скинио), и являться не съ пустыми
руками (9). Случаи эти, или праздники, суть сл'Ьдукчп1е: праздиикъ
опр^сноковъ—въ половин'Ь авивам1сяца(Ч1), прояд-«икъ седмицъ или пятидесятница—при начал!; жатвы
пшеницы, и праздиикъ
(1) Исх. XX. 5. Втор. V, 9. 1езек. XVIII, 20. (")
Ст. 11. (3) Ст. 12. («) Ст. 9. 10. (В) Ст. 13. (б) Ст. 14. (7) Ст. 15. (8) Ст.
19. 20. (») 20-23. (11) Ст. 18.
кущей
въ концЪ гражданского года, когда собираютъ цдоды ('). При всео щнхъ собрашяхъ
иародныхъ около скиши въ исчисленные праздники, Госпо, обещается обезопасить
землю израильскую отъ всякихъ аражескихъ иападешй (1( Въ-третьихъ
Господь ипредЬляетъ себъ въ приношеше всяюе первые плод земные (3).
Наконецг Господь предписывает
тькоторыя частныя правили, боипочт шя, именно: хранить субботшй покой,
хотя бы то было въ рабочее вриэ посЪва и жатвы (*), не изливать крови жертвы на
квасное (т,-е. вм'Ьст'6 с кровавыми
жертвами не возносить на жертвенникъ кислыхъ хлЪбовъ), I оставлять пасхадьнаго
агнца до слЬдующаго дня, и не варить козленка е
молокЬ его матери (3).
Для
возстановден1я нарушеннаго Израильтянами завФта с Богомъ, Моусей до прежнему
пробылъ 40 дней. (Ст. 28). П окончанш сего срока законодатель еврейсый снова
иодучидъ от Бога дв^Ь каменныя скрижали съ надписаннымъ на нихъ десятс
слов1емъ.
Когда
сходилъ Могсей съ горы Синая...; то.... лице его стал аять лучами отъ тою, что
Богъ гочорилъ съ нимь. (Ст. 29] Въ сихъ дучахъ Господь благовоидъ видимо и
наглядно отс бразить для чувственнаго народа израильскаго высокое внутреь нее
достоинство его законодателя и вождя,—дабы внушить благе говйн1е и страхъ къ
самому закону. По мнйтю ев. Амвроо Медшданскаго—светоносное состоите лица
Могсеева прододжа лось до самой смерти его. Это было постоянное чудо любви Би
ж1ей къ своему вирному служителю, подобно тому, какъ столб-облачный въ стан'Ь
израидьскомъ—быдъ ностояннымъ знаком';
присутств1я Боаая среди
людей своихъ.
Писаше
говорить далйе, что всл'Адств1ё блеска лучей, исходив шихъ отъ лица Моусеева,
Онъ возлагалъ на себя покрывало ^Ст. 30—35). Только тогда, когда Онъ говорилъ
къ народу, ил1 входилъ предъ лице Бож1е (т.-е. въ скиюю), Онъ снимадъ с';
себя
с1е иокрывадо; дабы Израильтяне всегда чувствовали, чт' оыъ говорить отъ имени
Бож1я, и принимали слова его, какъ бь отъ самого Бога. По объяснение св. ап.
Павла (6), покровъ лице Могсеева
изображадъ свойство и судьбу ветхаго завита. Т.-е во времена ветхозавйтныя
можно было только не ясно, какъ-бь
(1) Ст. 22. Срав выш. XXIII, 15. 16 (2) Ст. 24. (») Ст. 26.
Срав. выш XXIII, 19. Второз. XXVI, 2. (») Ст. 21. (8) Ст. 25. 26. (в) 2 Кор.
III 13-18.
— 201 —
чрезъ покровъ какой,
созерцать имевшее наступить благодатное царство Боше на земли. Тогдашше люди
только гадали о Хри-стй СпасителФ. Но съ наступлешемъ новаго завъта—вей гада-шя
объяснились, предчувств1я сбылись, и тайна нашего спасе-шя открылась чрезъ
самого Христа Спасителя. Значить теперь покровъ уже отброшенъ, и ветх1й завйтъ
пврестадъ им-вть для насъ значеше.
Гл.
ХЬ. Оовящеше окиши овид'вшя и учреядеше священства Аарона.
Глава (яя разделяется впдимымъ образомъ на три части. Въ
первой (ст. 1— 15) излагаются повед1>шя Божш Моусею относительно времени и
порядка по-становлешя частей скиши. Во второй (ст. 16—33) повторительно
описывается, какъ Моусей въ точности исподцилъ сш повелЪшя. Въ третьей (ст.
34—38) говорится о сдавЪ Бояпей, осйаившей свив1ю при ея освящеши.
И сказалг 1бсподь Могсею^ говоря: въ первый
мп>сяцъ, въ первый день мп>сяца, поставь скингю собратя. (Ст. 1. 2). Т.-е. въ первый
день перваго весенняго мйсяца авива, по нашему 1-го марта. С1е время для
поставдешя и освящешя скинш назначено было потому, что нужно было приготовить
1удеевъ къ наступавшему празднику Пасхи, который отправляемъ быдъ 15-го марта,
и который приходилось теперь въ первый разъ праздновать въ иустын'ь. Бдаж. Оеодорить
въ весенцемъ времени поставлен1я скин1и находить соотвйтств1е со временемъ
создашя м1ра и со временемъ совершешя новозавйтной Пасхи—смертно 1исуса .Христа
(').
Я возьми елея
помазангя, и помажь скиимо и все, что
п «ей, и освяти ее и вся принадлежности ея, и будетъ свята. (Ст.
9). Священный елей по-мазан»!) иди муро—состоядо изъ слйдующихъ пяти веществъ:
1) Изъ смираы самотечной, коей бралось 100 Фунтовъ, или 500 сиклей (2).
Сикль равиялся 1/5 »унта. Сей сикл», какъ миру
вясо, должно отличать отъ сичля монеты, которая
была двухъ родовъ: серебряная на 50 коп. сер. (по инымъ 86 к.) и золотая въ 7
рублей (3). 2) Затвмъ бралось благовонной корицы—въ два раза меньшее
количество, и 3) столько же благовоннаго тростника, изъ породы
камышей (са1ати8 аготаМсиз),
который, по словамъ Пдишя, росъ въ
(1) Вопр. 73 на Исх. (^ См. Исх. XXX, 23. (») См.
Пособ. къ доб. чт. и слуш. Слов, Бож.,—свящ. Смарагд., ст. 242.
— -202 —
болыпомъ
количеств* въ Сирш, и искапалъ ароматическую жидкость. Затймъо 41 бралось 100
вунтовъ, т.-е. въ ровноиъ количеств^ со скирною, кассм, т.-е. благовоннаго
вещества, добываемаго изъ листьевъ лавроваго дерева, расту-щаго въ восточпой
Ивди. Наконецъ 5) ко всему этому прибавлялся гинъ -(2'/2 штова) оливковаго
масла. Составлять подобнаго рода муро для домаш-няго и обыкиовеннаго
употреблеюя запрещено было подъ страхомъ истребле-я1я изъ народа своего (').
Когда
Моусей поставилъ скишю, со вс-вми ея принадлежностями, и помазадъ ее
священнымъ муромъ, то покрыло облако
скитю собратя^ и слава Господня наполнила скитю. И не мол Могсей воидти ыъ
скингю собритя^ потому что осгьняло ее облако^ и слава Господня наполняла
скингю. (Ст. 34. 35). Спрашивается, почему Моусей, видйвцпй славу Бояпю на
Хоривй, не могъ проникнуть въ облако, осенившее скин1ю? Должно при-мйтить, что
с1е было только одинъ разъ, именно при освящеши скиши; ибо во все посл-вдующее
время, какъ говорится въ книг'в чисдъ (2), Моусей безпрепятствевно вхопилъ въ скинно собрамгя, чтобы говорить Са Господомъ. При
оевящен1н же скин^и Моусей изображалъ въ себ-Ь лицо 1удейскаго народа, для
котораго—въ противоположность новозавйтнымъ людямъ—еще невозможно было откроаеннымъ лицсмъ славу Господню созерцать
(3).
7чреядеа1е ветхозав^тнаго
священства,
Примпчате. Объ
учреяден1и ветхозав-Ьтнаго священства говорится только въ трехъ главахъ
разсматриваемаго отдйла Книги Исходъ. Именно въ гл. XXVIII—объ одеждахъ
первосвящепвнва—отъ ст. 1 до 39. Въ той же ХХТ111 глав* отъ 40 до 43—объ
одеэкдахъ священническихъ. Въ глав* XXIX—о но-сващен1и Аарона первосвященника и
сыновъ его священпиковъ. Наконецъ въ главй ХЬ делается краткое примЬчан1е о
томъ, что Моусей съ точиоспю ис-иоднилъ вей повел'Ьн1я Божш—относительно
поставлешп свпщенниковъ и перво-священпика. Подробное же изложенге цхъ
обязанностей и правъ, равно какъ и девитскихъ, находится въ квигахъ Левитъ и
Числъ, тамъ же подробно излагаются и обряды при поставлеши въ священны»
степени ветхозаветной юрар-х1и. Посему мы адйсь должны ограничиться только
краткими примйчашями о свхъ степеняхъ, и о священныхъ одеждахъ, ииъ усвоенпыхъ.
Степени ветхозаветной 1ерарх1и.
Степеней ветхозавфтной
1ерарх1и было три: 1) степень велн-каго первосвященника, 2) степень
священническая и 3) степень
(1) См. Исх. XXX, 23-33. (2)
Гл. П1, 89. (•ч) 2 Кор. III, 18.
— 203 —
девитская. Поелику же священное
помазаюе мтромъ имйди только дв1} первыя степени; то они собственно и были
священными юрархическими степенями, и потому о нихъ только и упоми-наетъ Мотсей
при учреждеши ветхозавфтнаго священства. Леви-тамъ же не усвоено было и особыхъ
священныхъ одеждъ.
1. Левиты.
|
|