Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Протоиерей
МИХАИЛ ХЕРАСКОВ


РУКОВОДСТВО
к последовательному чтению
ПЯТИКНИЖИЯ МОИСЕЕВА




     …. именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и наречешь ему имя: Исаак…. (Ст. 19). Что значит имя Исаак? «Посмеется, или возрадуется». Именем смеха или радости Господь повелевает Аврааму назвать обетованного сына в воспоминании тех чувств, с какими праотец Авраам принял и услышал Божие себе обетования.

     И об Измаиле Я услышал тебя…. двенадцать князей родятся от него… (Ст. 20). Когда и как исполнилось обетование Божие об Измаиле? Ниже в XXV главе Книги Бытия действительно мы находим, что от Измаила родились двенадцать князей или начальников поколений, как бы в соответствие двенадцати патриархов Израилевым.

     Но завет Мой поставлю с Исааком, которого родит тебе Сарра…. (Ст. 21). Как понимать, что Бог, благословляя Измаила, не с ним, однако же, а с Исааком хочет поставить завет свой? Это значит то, что благословение Измаилово заключало в себе только временные и земные блага. Выше в 19 ст. говорится, что не Измаилу с его потомством, а Исааку и потомству его после него Бог общался быть Богом, т.е. истинное понятие о Боге будет сохраняться в потомстве Исаака, и из него же произойдет обетованный Искупитель человеческого рода. Измаилово же потомство не будет иметь части в этих обетованиях Божьих….

 

д. Обрезание Авраама с домочадцами (ст. 23-27).

     И взял Авраам…. и обрезал крайнюю плоть домочадцев своих в тот самый день, как сказал ему Бог.. (Ст.23). Почему особенно достойна примечание поспешность Авраама в исполнении заповеди об обрезании? Потому, что Господь, установляя обрезание, не назначал ни Аврааму, ни его домочадцам определенного времени для совершения обрезания, только новорожденные должны были обрезаться в восьмой день. Поспешность Авраама показывает беспрекословное послушание его заповедям Божьим и ревность об их исполнении.

     А Измаил…. был тринадцати лет, когда была обрезана крайняя плоть его…. (Ст. 25). Чем замечателен тринадцатилетний возраст Измаила при его обрезании? Тем, что он дал начало обычаю, соблюдающемуся у аравийских племен, потомков Измаила, по которому они совершают над собой обрезание в тринадцатилетнем возрасте.

     И с ним обрезан был весь мужеский пол дома его…. (Ст. 27). Что показывает послушание домочадцев и работ Авраамовых? Показывает благоустройство дома Авраамова и силу его нравственного влияния в своей семье. «Так сама вера и духовное помазание действует на все окружающее, и все покоряет себе».

 

Гл. XVIII. Шестое Богоявление Аврааму с откровением Сарры о рождении от нее сына

а) Три ангела в куще Авраамовой (ст. 1-8). б) Откровение Сарры о рождении от нее сына и обличение ее в маловерии (ст. 9-15). в) Откровение Божие Аврааму о погибели, назначенной Содому (ст. 16-22). г) ходатайство Авраама за нечестивый город (ст.23-33).

а. Три ангела в куще Авраамовой (ст. 1-8).

     И явился Аврааму Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер свой, во время зноя дневного…. (Ст. 1). Какую можно усматривать цель этого нового богоявления, предмет которого уже определительно и точно открыт, был Аврааму в предыдущих богоявлениях? Особенное намерение этого повторительного откровения Божия о рождении Исаака было, между прочим то, чтобы наставить и укрепить в обетовании Сарру, подобно как прежде наставлен был Авраам, должно думать, что для нее было богоявление это первое.

     …. вот, три мужа стоят против Авраама, (СТ.2). Откуда открывается сверхъестественный характер мужей, посетивших Авраама? Из первого стиха этой главы, где Моисей нарочито предупреждает, что именно Господь явился Аврааму у дубравы Мамврийской – под видом трех странников.

     Кто именно были эти три странника? В самом священном тексте есть довольно ясные указания, что-то было сам Господь и два ангела. Ибо когда двое странников пошли к Содому, Авраам еще стоял перед лицом Господа, т.е. третьего странника. Первый же странник называется ниже  судьею всей земли. Между тем удалившиеся два странника прямо называются ангелами, и сами себя они называют Лоту посланниками Божиими. По мнению большей, части отцов церкви, первый первенствующий гость Авраамов был второе лицо Претыя Троицы, Ангел Завета, Логос или Слово Божие, посредник и вечный ходатай человеком, тот самый, который имел впоследствии вселиться в общество людское.

     И принесут немного воды и омоют ноги ваши…. (Ст. 4). На чем основывался древний обычай умывать ноги гостям? В древности восточные жители не употребляли обуви, а посредством ремней прикрепляли к ногам одни только подошвы, или так называемые сандали. Ноги путешественником много, конечно, страдали во время ходьбы и от пыли и от жару. Поэтому-то первым делом восточного гостеприимства было омыть ноги гостям. Этот обычай сохранялся до времени Иисуса Христа и Апостолов. Даже в настоящее время он соблюдается у арабских племен, по свидетельству некоторых путешественников.

     И сказал Авраам Сарре: поскорее замеси три саты лучшей муки…. (Ст. 6). Что за мера была сата? Она вмещала в себе 144 яйца, и составляла 24 лога, или третью часть ефи, - более двух гарнцев.

     …. и они (Ангелы) ели…. (ст. 8). Как могли Ангелы вкушать пищу? По мнению Блажен. Феодорита, они делали только вид, что вкушают, подобно тому, как Ангел, сопровождающий Товию, ни ели, ни пили, а показывал только видение этих действий. Можно допустить и то, что если Ангелы на время принимают человеческие тела, то могут и ни самом деле вкушать человеческую пищу. Эта пища исчезает потом вместе с их телами. Подобное мнение находим у Блаж. Августина.

 

б. Откровение Сарры о рождении от нее сына и обличение ее в маловерие (ст. 9-15).

     И сказал один из Ангелов: Я опять буду у тебя в это же время (в следующем году), и будет сын у Сарры, жены твоей…. (Ст. 10). В дальнейших повествованиях Моисеевых мы не находим обещанного Аврааму богоявления, но это не значит, чтобы его не было на самом деле; оно только опущено в книгах Моисеевых, которые, как известно, не вполне объемлют достопримечательные события ветхозаветной истории, точно также, как и евангельская история не все передает о делах Христовых. Те, которые под обещанным богоявление Аврааму разумеют обещанное рождение Исаака, очевидно, пребегают к натяжке.

     Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных…. (Ст. 11). Какое имеют значение слова Бытописателя о преклонной   старости Авраама и Сарры? С одной стороны этими словами несколько извиняется излагаемое далее колебание веры Сарриной, а с другой возвеличивается вера Авраама, который, по Апостолу, не ослабевая в вере тогда, как ему было до ста лет, не смотря на то, что плоть его уже омертвела и что Саррина утроба также – в омертвении.

     Сарра внутренно рассмеялась…. (Ст. 12). Какого характера был смех Сарры? Поскольку Бог осуждает этот смех, то очевидно, что он не был подобен смеху Авраамову, заключавшему одно только играние радости, а содержал в себе недоверие к словам чудесного странника. Конечно, Сарра не понимала божественности этого странника, - и здесь новое обстоятельство, служащее к ее извинению.

     Сарра же не призналась…. Но Он сказал (ей): нет, ты рассмеялась…. (Ст. 15). Какое имело влияние на Сарру обличение Ангела? В первом припадке страха и смятения Сарра допускает ложь; но одного простого указания на эту ложь достаточно было, чтобы привести ее к сознанию этой лжи. «Показав в себе сердцеведца, Господь научил Сарру быть внимательнее к собственным помыслам и более покорною Его указаниям».

     Не сохранилось ли у язычников предания о посещении Авраама Богом в виде трех странников? Такое предание мы находим в следующем мифе у Овидия. Некогда боги Юпитер, Меркурий и Нептун, странствуя по земле, дабы ближе видеть жизнь людей, проходили мимо одной бедной хижины, принадлежавшей Гирию, жителю Веотийскаго города Танагры; добрый старец, увидя путников, пригласил к себе и угостил как только мог лучше. Желая наградить за гостеприимство радушного, но бездетного хозяина, боги даровали ему сына. Этот сын был Орион.

 

в. Откровение Божие Аврааму о погибели, назначенной Содому (ст. 16-22).

     …. Авраам же пошел с ангелами, проводить их…. (Ст. 16019). Узнал ли Авраам своего божественного посетителя? Без всякого сомнения, узнал, но оно провожает Его все-таки как странника, поскольку этот образ благоугодно было самому Иегове принять на себя. Так иногда и цари земные скрывают свое величие под образом частных лиц, - и никто не смеет нарушить их инкогнито.

     И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский…. велик…. (Ст. 20). Что значит вопль Содомский и Гоморрский? Воплем здесь называется страшное нечестие Содомских жителей, которое вызывало праведный суд Божий.

     Сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них…. (Ст. 21). Разве Господь не знал на самом деле, как велико нечестие Содомлян? Без всякого сомнения, знал, ибо всеведущ. Но здесь Господь человекообразно представляется под образом земного справедливого судьи, который,  прежде произнесения наказания преступнику, делает строгое дознание насчет его преступления.

 

г. Ходатайство Авраама за нечестивый город (ст. 23-33).

     И пошел Авраам, и сказал Господу: неужели Ты погубишь праведнаго с нечестивым? Может быть, есть в этом городе 50, 45, 40, 30, 20, 10… праведников?…. (ст. 23-33). Какой характер имели испытующие вопросу Авраама? Они проистекали не из простого любопытства, ибо в таком случае они были бы недостойны Бога, с которым Авраам беседовал, и конечно не получили бы удовлетворения от Бога; нет, они вызваны были состраданием Авраама к грешникам, обреченным на погибель. Вопрошая несколько раз Бога – помилует ли Он грешный город ради небольшого числа живущих в нем праведных, Авраам как бы молится за Содомлян, и в частности за семейство родственника своего Лота, жившего в Содоме.

     Почему Авраам не решился несколько дальше продолжать свои вопросы Богу? Может быть, он успокоился, что в таких больших городах, о которых у него была беседа с Богом, найдутся непременно десять праведников, и таким образом его племянник Лот будет спасен. По словам еврейских раввинов, потому не решился Авраам вопрошать более Бога, что на дальнейшие свои вопросы мог найти ответ в истории потопа; ибо древний мир не спасен был ради восьми численного семейства благочестивого Ноя.

 

Гл. XXI. Седьмое Богоявление Аврааму с повелением об изгнании Агари.

а) Рождение Исаака (ст. 1-8). б) Неудовольствие Сарры на сына рабыни Авраамовой (ст. 9-13). в) Изгнание Агари, опасность погибели ее в пустыне Вирсавийской от недостатка воды, помощь Божия (ст. 14-21). г) Союз Авраама с Авимелехом (ст. 22-34).

     Дитя выросло (т.е. Исаак), и отнято от груди…. (Ст. 8). Сколько времени продолжалось кормление детей грудью во времена патриархальные? По мнению Блаженнаго Иеронима, оно продолжалось до пяти лет, и это весьма вероятно; ибо если жизнь человеческая тогда была гораздо продолжительнее нынешней, то и возрасты человеческие (младенчество, детство, отрочество и проч.) должны были иметь соответственно большую продолжительность. В самом Слове Божием есть довольно ясные указания, на которых мнение блаженнаго Иеронима может быть основано.

    И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки насмехается над Исааком….(Ст. 9). Как называется Апостол Павел насмехание Измаила над Исааком? Это насмехание он называет гонением. Отсюда открывается, что в Измаиле образовалось некоторое постоянное чувство недоброжелательства к своему младшему брату, которое стало обнаруживаться прямыми оскорблениями и обидами Исааку. Большой пир Авраамов, сделанный по случаю от доения Исаака, и о котором не без намерения, конечно, счел нужным упомянуть Бытописатель, не был ли первым поводом или случаем, с которого начались недоброжелательство Измаила, понявшего, может быть, что первородство и старейшинство должно перейти от него к Исааку?…

     И сказала Сарра Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее….(Ст. 10). Как согласит с благочестием Сарры ее, по-видимому, жестокую просьбу об изгнании Агари с Измаилом? Хотя ближайшим поводом к этой просьбе было естественное чувство неудовольствия оскорбленной матери на Агари и ее сына ; но это чувство Сарра сумела бы конечно победить в себе, если бы оно не совпадало вместе с волею Божию об Измаиле и его матери, которую (волю) Сарра проразумевала или предчувствовала. Эту волю свою Господь открывает тотчас же после слов Сарры. Таким образом, Сарра здесь выше суда человеческого, и прося изгнать служанку с ее сыном, она не одно только личное свое выражает неудовольствие, но как бы по вдохновению от Бога пророчествует, что сын рабыни «не наследует с сыном ее Исааком».

     И показалось это Аврааму весьма неприятным,…. но Бог сказал…. во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее…. (Ст. 11. 12). Почему Господь при настоящем случае волю свою открывает Аврааму не прямо от себя, через жену его Сарру? Это делается для Сарры. Так как она сама предложила некогда Аврааму вместо себя служанку Агари; то вот Господь через нее же исправляет ее ошибку. Так как, далее, неприятности от сына Агарина особенно чувствительные и горьки были для Сарры, то опять через Сарру же Господь изрекает суд свой о строптивой рабыне Авраамовой, которая конечно содействовала к раскрытию в своем сыне завистливых и прозорливых качеств. Здесь и назидание для Сарры – впредь беспрекословно повиноваться судам Божьим, и утешения, что услышаны Господом ее скорби сердечные  и претерпленные неприятности.

     …. ибо в Исааке наречется тебе семя…. Эти слова Бога Аврааму означают то, что истинными детьми Авраамовыми будут потомки Исаака (Евреи); ибо из них образуется народ избранный, из среды которого произойдет сам обетованный Мессия, Иисус Христос. В духовном смысле Апостол Павел уразумевает под потомками Исаака всех верующих в Иисуса Христа, как детей Исаака по обетованию.

     И от сына рабыни Я произведу (великий) народ, потому что он семя твое…. (Ст. 13). Замечательно, что ради Авраама не лишается благословения и потомство Измаила, который был от рабыни. Отсюда мы узнаем, что святость и праведность родоначальника может привлекать милость Божию и на отдаленных его потомков. Весьма важный урок для тех, которые имеют быть отцами и родоначальниками!…

     Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды…. положив ей (Агари) на плечи, и отрока, и отпустил ее….(Ст. 14). «Весьма жестоким представляется, что юный Измаил изгоняется из отеческого дома с одною матерью и мехом воды?» «И это вполне доказывает добродетель Авраама; ибо когда сказала Сарра: «прогони рабу эту и сына ее», не послушался он; на как скоро повелел Бог, слово это сопроводил делом, при всей любви свей к Измаилу. И хотя сам Бог, когда обетовал чадородие Сарре, сказал – Измаил этот да живет перед тобою; однако же Авраам, и сильно любя отрока, исполнил, что повелел Владыка; ибо знал, что обетование повелевшего не лживо». Повеление Божие изгнать Агари с Измаилом, которого любил Авраам, было как бы приготовлением патриарха к великому искушению и некоторым подобием иного искушения, которое предстояло ему в заклинании, по повелению Божию, любимейшего и единственного сына Исаака.

 

Гл. XXII. Восьмое Богоявление Аврааму, и принесение Исаака в жертву.

а) Великое искушение Авраама (ст. 1-14). б) Последнее и заключительное обетование Божие (ст. 15-19). в) Краткая история рода Нахорова.

     И было, после этих происшествий Бог искушал Авраама…. (Ст. 1). Для чего всеведущему Богу нужно было искушать Авраама? Цель искушений Божьих состоит в том, чтобы вывести человека на борьбу со злом, и этой борьбой укрепить человека в доброй, и его окрепшую и возвышенную добродетель явить в примере и укрепление другим людям.

     Таких искушений люди благочестивые сами себе просят от Бога. Искуси меня Господи, и испытай меня, разожги утробы мои, и сердце мое! вопиял Давид. Такого же рода было и искушение Авраамово. «Не для того (искушал Бог Авраама), чтобы самому узнать, чего на знал; но чтобы научит не знающих, сколько справедливо возлюбить патриарха.

     Кроме этого, искушение Авраамово имело прообразовательное значение. В образе Исаака, возносимого отцом своим на жертвенник, Господь хотел предсказать ветхозаветному миру, как со временем сам сын Божий будет вознесен на крест Богом Отцом за род человеческий.

     Бог сказал (Аврааму): возьми сына твоего, единственного твоего…. Исаака….(Ст. 2). Кроме Исаака, у Авраама был еще сын Измаил, - как же Исаак здесь называется единственным сыном Авраама? Действительно, до великого искушения, у Авраама Исаак был единственным сыном от законной жены; Измаил же был сыном наложницы рабыни. С другой стороны, Исаак был единственный сын у Авраама по обетованию, тогда как Измаил был сын по плоти. Наконец, - Измаил был изгнан со своей матерью Агарию, - так что опять Исаак был единственным сыном Авраама – во врем его искушения.

     …. и пойди в землю Мориа…. Где находилась земля Мориа? Во второй книге Паралипоменон говорится, что на горе Мория Соломон начал строить дом Господень в Иерусалиме; на основании этого места можно полагать, что страна Мориа была там же, где находилась гора с этим именем. Существует мнение, что Иисус Христос распят на том же самом месте, где и прообраз Его Исаак возложен, был на жертвенник всесожжения, и что Господь – есть древняя гора Мориа.

     …. и та принеси его (Исаака) во всесожжение…. Почему. Авраам мог узнать истинное откровение Божие в странном, по видимому, и недостойном Бога повелении убить сына? Получив неоднократные откровения от Бога, Авраам имел, конечно некоторые верные средства отличать истинные откровения Божия от ложных.

     Авраам встал рано утром…. пошел на место, о котором сказал ему Бог…. (Ст. 3). Если не слепо и безотчетно, а разумно было послушание Авраама, то, как он мог посягнуть на жизнь сына, вопреки своему разуму и самой природе? Самое крепкое и разумное основание для веры Авраамовой было, его убеждение, что так угодно Богу. Как не все то разумно, что делает человека по личному своему усмотрению и убеждению, так напротив, все то разумно и премудро, что повелевает и творит Бог, хотя это не всегда человеку понятно. Вот где основание беспредельного повиновения праведников Господу Богу! «Так, или иначе, - мог думать Авраам, - а Господь возвратит мне сына, от которого обещал многочисленное потомство». Ап. Павел даже прямо указывает, что думал и чем утешал себя Авраам, исполняя непонятную для него волю Божию: «Он думал, что Бог и из мертвых силен, воскресить (Исаака); поэтому и поверил Богу, который оживляет мертвых и называет не существующее, как существующее.

     …. взял с собою…. Исаака, сына своего…. (Ст. 3). В каком возрасте был Исаак перед жертвоприношением?

     По неопределенности свящ. текста, этого с достоверностью сказать нельзя. Неосновательным представляется мнение иудейских толкователей, полагающих, что Исааку было только 12 лет, поскольку в таком возрасте едва ли он мог нести на плечах своих тяжелую связку дров, потребных для жертвоприношения. Другие полагают, что Исааку было 37 лет; но в этом возрасте Исаака уже умерла мать его Сарра. Между тем как вероятнее полагать, что она пережила великое искушение Авраама, судя по порядку свящ. повествования.

     Вероятнейшим представляется мнение, что Исаак шел на заклание, в том же возрасте, в котором пострадал на кресте Иисус Христос, прообразуемый Исааком.

     На третий день Авраам, возвел очи свои, и увидел то место издалека…. (Ст. 4). Далеко ли Вирсавия отстояла от горы Мориа? По словам Иеронима и Иосифа Флавия, эти места находились друг от друга именно на расстоянии трехдневного пути. При наступлении третьего дня Господь указал Аврааму каким-нибудь особенным знамением, что открывавшаяся гора Мориа и есть именно то место, которое он хотел назначить для жертвоприношения Исаака.

     И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом…. (Ст. 5). Зачем Авраам притворяется перед рабами, и не берет их с собою к жертвам? Поняв и увидев намерение Авраама заколоть своего сына, рабы могли бы остановить его и не дозволить жертвы, таинственного смысла которой они не понимали.

     И взял Авраам дрова для всесожжения и возложил на Исаака, сына своего…. (Ст. 6). Какое прообразование скрывалось в том обстоятельстве, что Исаак сам понес дрова для своего сожжения? В этом случае он изображал Сына Божия, имевшего понести на своих собственных раменах тот самый крест, на котором был Он сам пригвожден.

     Авраам сказал: Бог усмотрит себе ягненка для всесожжения, сын мой…. (Ст. 8). Для чего Авраам медлит открыть своему сыну всю истину? Для того, чтобы преждевременностью этого открытия не убить душевную силу в своем сыне. «Между тем Авраам нечувствительно приготовляет Исаака к открытию, предварительно давая разуметь, что дело совершается под непосредственными повелениями от Бога». Прикровенно говоря об агнце для всесожжения, Авраам, сам того не зная, пророчествовал.

     И устроил Авраам жертвенник…. (Ст. 9). Как и из чего, Авраам устроил жертвенник, ибо не видно, чтобы он взял какие нибуль для этого орудия или материалы? В последующие подзаконные времена Господь повелел через Моисея устроить себе жертвенник или из земли, или из камней, но строго воспретил обтесывать эти камни. Можно полагать, что тогда Господь узаконил то, что уже было обыкновенно во времена патриархальные. Таким образом, Авраам мог устроить свой жертвенник на горе Мория без всяких приготовлений, прямо из камней, находившихся при подошве горы, или же просто из земляных глыб.

     …. И, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров…. Не воспротивился ли Исаак намерению отца, когда нужно было связать его? Нет, Исаак совершенно добровольно дал себя связать, вполне покоряясь воле отца своего и воле Божией; ибо Исаак  был в таком возрасте, что если бы захотел сопротивляться престарелому отцу своему, то это сопротивление не стоило бы ему никаких усилий. Но вероятно Авраам опасался, чтобы какое нибудь невольное движение сына, при виде занесенного ножа, не помешало силе удара; или же он, в своем дивном жертвоприношении, следовал обычаю, по которому жертвенные животные перед закланием связывались. Послушание сына здесь равняется великой вере отца. По благочестивому преданию, на месте жертвоприношения Исаака и Иисус Христос вкусил смерть.

     Но Ангел Господень воззвал к нему с неба, и сказал: Авраам, Авраам!… (Ст. 11). Кого нужно разуметь здесь под Ангелом Господним? Самого Господа Бога; ибо это Ангел говорит как Бог, клянется самим собою, и повторяет свои прежние божественные обетования Аврааму.

     …. Теперь Я знаю, что боишься ты Бога, и не пожалел сына твоего…. Для Меня…. (Ст. 12). Как будто прежде Господь не знал богобоязненности Авраама? Когда всеведущий Бог говорит «теперь Я знаю»; то это не значит, чтобы Он чего нибуль не знал прежде. Человекообразным выражение «теперь Я знаю» Господь хотел сказать Аврааму, что вера и послушание его раскрылись до последних пределов, что Авраам явился таким, каким его предуведал Господь от вечности.

     …. Поэтому и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится…. (Ст. 14). Что значит пословица, о которой делает замечание Моисей «на горе Иеговы усмотрится»? Ее употребляли, в каких нибудь крайних и безвыходных состояниях, когда не подставлялось ниоткуда и никакой помощи, кроме Бога. В этих случаях говорили: «На горе Иеговы усмотрится», т.е. «помощь Божия усмотрится», как некогда она усмотрелась для Авраама. Это выражение равняется нынешним: «буди Его святая воля!» или «Господь не без милости!» или еще «авось Бог милостив!»

     И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень…. Мною клянусь, говорит Господь…. Я, благословляя благословлю тебя, и, умножая умножу семя твое,…. И овладеть семя твое городами врагов своих…. И благословятся в семени твоем все народы земли…. (ст. 15. 18). Надобно приметить о семе обетовании Божием Аврааму, что оно было заключительное и последнее в жизни Авраама, и содержать в себе усугубленное повторение и подтверждение всех предшествовавших обетований Божьих, поскольку и вера Авраамова при последнем искушении проявилась во всем своем величии. Смысл этого заключительного обетования Божия, как и всех предыдущих, двоякий. С одной стороны Господь обещает потомству Авраамову силу и величие земное и победы над врагами, какое обещание буквально и исполнилось при завоевании земли Ханаанской; а с другой стороны обещает вечное и небесное благословение не только потомству Авраамову, но из-за него – всем народам земным, что исполнилось в лице великого потомка Авраамов, Иисуса Христа, основавшего сове благодатное царство из всех языков земных.

     Как исчислить подряд все богоявления откровения Божии Аврааму? Их было восемь. Первое в Уре Халдейском, когда Господь повелевает Аврааму оставить свое отечество. Второе в Сихеме, где Господь объявляет Аврааму, что Ханаанская земля будет принадлежать ему. Здесь был первый жертвенник Авраамов. Третье около Вефиля, по разлучению Авраама с Лотом. Четвертое в ночном видении, когда Авраам вступил в завет с Богом. Пятое, при котором Авраама и Сарра получили новые имена и установлено обрезание. Шестое, когда Авраам принял трех странников и узнал погибель Содома. Седьмое, бывшее по случаю изгнание Агари и Измаила. Восьмое – при жертвоприношении Исаака.

     Примечание. Сколько было искушений, претерпенных Авраамом по воле Божией? Их можно насчитывать до десяти. 1) Оставление отечества. 2) Голод в земле Ханаанской, в которую только пришел Авраам. 3) Опасность для чести Сарриной в Египте. 4) Война с четырьмя союзными царями, пленившими Лота. 5) Неплодство Сарры. 6) Разлучение с Агарию, готовившейся быть матерью первенца Авраамова. 7) Обрезание. 8) Опасность для чести Сарриной в Герарах. 9) Изгнание Агари с Измаилом. 10) Жертвоприношение Исаака.

    …. И возвратился Авраам…. В Вирсавию; и жил Авраама в Вирсавии…. (Ст. 19). Принимала ли Сарра какое либо участие в жертвоприношении на горе Мориа? По всей вероятности, она ничего не знала об опасности, угрожавшей сыну ее Исааку. Не для того ли, между прочим, Авраам и скрывает свое намерение от самого Исаака до последней минуты, чтобы никто не знал о предстоявшем дивном жертвоприношении? Арабские писатели говорят, что Сарра, узнав о намерении Авраама, тяжко заболела и с горя умерла. Иосиф Флавий полагает, что смерть Сарры последовала вскоре после великого искушения Авраамова. Но ученый Уссерий уверяет, что Сарра пережила это событие еще двенадцатью годами.

 

 

Б. Обетование и Богоявление Исааку (троекратные).

 

Гл. XXV, 21-24. Первое откровение Исааку, через жену его Ревекку, о судьбе двух сыновей ее.

     И молился Исаак господу о Ревекке жене своей, потому что она была неплодна…. (Ст. 21). А Таргумиме Ионафана находится предание, по которому Исаак вместе с Ревеккой ходил на гору Мория, где отец его хотел принести его во всесожжение Богу, и где Иегова торжественно клялся Аврааму даровать многочисленное потомство. Там будто бы Исаак и Ревекка умоляли Иегову о разрешении их неплодства.

     …. И Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его. В неплодстве жене патриархов (Ревекки, Сарры и Рахили) усматривается особенное намерение Иеговы. Этим неплодством Господь хотел, во-первых очистить и возвысить веру испытуемых патриархов, которым сам же обещал неоднократно многочисленное потомство; а с другой стороны – хотел, чтобы явно было, что обетованное семя – И. Христос  имел придти к роду человеческому не по одним обычным законам естества человеческого, но главным образом по обетованию и силою благодати. Подобно этому и другие великие и святые мужи, напр. Самуил, Иоанн Предтеча и проч…. Были плодом усиленных  молитв свих благочестивых матерей и рождались по обетованию.

     Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказал: если так будет, то для чего мне это?… (Ст. 22). Биение младенца в утробе Ревекки было, очевидно, не похоже на обыкновенное и естественное биение; ибо совершалось с необычайною силою, и притом было болезненное для Ревекки и сопряженное с опасностью для ее жизни. Потому-то конечно оно и возбудило в Ревекке страх и вызвало болезненный вопль к Иегове, что она даже не рада и быть матерью, - чего прежде так сильно желала.

     …. И пошла (Ревекка) вопросить Господа. Каким образом Ревекка вопрошала Бога, и как Господь отвечал ей?… В свящ. Тексте нет ясных на это указаний, поэтому это обстоятельство дает много простора для предположений толкователей. Так как вопрошать Бога на языке Свящ. Писания значит иногда советываться с каким нибудь пророком Божьим; то во-первых полагают, что Ревекка обращалась узнать волю Божию или к Симу, или к Мелхиседеку – священнику, еще жившим в ее время. Относительно последнего Златоуст прибавляет: «смотри, какова была и тогда сила священства!». Во-вторых, полагают, как напр. Феодорит, следующее: «поскольку патриархи имели обычай – в местах, где жили, воздвигать жертвенники Богу; то вероятно Ревекка ходила к одному из этих жертвенников помолиться Богу всяческих, и узнать, что будет. При всем том более вероятнейшим представляется то простое предположение, что Ревекка изливала свое сердце перед Богом просто во внутренней части своего сердца, и Господь открыл ей свою волю – или во сне, или вразумил через ангела.

     Господь сказал ей: два племени в чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один нард сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему. (Ст. 23). Под именем большого племени разумеются Идумеи, лишенные старейшинства и благодатных благословений Божьих, именем меньшего разумеется благословенный народ, происшедший от Израиля, из среды которого воссиял «свет во откровение языков», т.е. Обетованный Мессия и Искупитель мира Христос. Св. Апостол Павел случившееся с Ревеккою приводит  в доказательство того, что спасение людей всегда зависело и зависит единственно от избрания Божия, основанного на предведении и правосудии Его, и что права на это избрание в самом ветхом завете никогда не давало одно только плотское происхождение от семени Авраамова; ибо не все плотские потомки отца верующих, - говорит Апостол, - суть истинные дети Божьи (напр. Исав), но за семя Авраамово почитаются только дети обетования, т.е. верующие и благочестивые потомки (как Иаков).

     …. И больший народ (Идумеи) будет служить меньшему (Израильтянам). Подчинение Эдомитян израильскому племени было, во-первых, политическое. Из истории видно, что первоначально Идумеи были действительно сильнейшими, и пользовались большим политическим устройством сравнительно с Евреями; ибо имели у себя уже старейшин и царей в то время, как Израильтяне были еще пришельцами в земле Ханаанской, пленниками в Египте и странниками в пустыне Аравийской. Но потом, завоевавшая землю Ханаанскую, Евреи подчинили себе и Идумеев – при Давиде; затем побеждали их при Иораме и при Амасии; наконец во времена Маккавеев Идумеи окончательно навсегда подчинены были Евреям руками Иуды Маккавея и Ионна Гиркана. Ветхозаветные пророки неоднократно повторяли определение Божие об Идумеях, возвещенное некогда праматери их Ревекки. Но подчинение Эдомлян племени Израилеву не только было политическое, но и нравственно религиозное; ибо в последние времена Идумеи, в виде пришельцев или прозелитов иудейских, вступили в царство Мессии, обетованное потомству Авраама, Исаака и Иакова. Об этом-то некогда пророчествовал в свое время Валаам: «и будет Эдом наследие, и будет наследие Исав,… а Израиль явит силу свою». Из Иосифа Флавия видно, что перед разрушением Иерусалима уже существовало политическое и нравственное единство между национальностями, некогда столь враждебными, т.е. между Израильтянами и Идумеями.

     и продал (Исав) первородство свое Иакову…. и пренебречь Исав первородство. (Ст. 33. 34). С первородством во времена патриархальные соединялись весьма важные права: 1) двойная часть из отцовского наследства; 2) право господства и власти над фамилией; 3) право жречества, или священства. Небрежное отношение Исава к столь священным и важным правам показало, что он не был их достоин. Впрочем, и Иаков, - поскольку употребил не совсем прямое и справедливое средство для приобретения первородства не остался без возмездия, по планам всевидящего и правосудного Господа. Последующие неприятности, как в доме своих родителей, так и в доме Лавана, где Иакову самому пришлось испытать горечь подобного обмана, были как бы наказанием ему за поступок с братом своим.

 

Гл. XXVI, 1-5. Второе Богоявление Исааку – на пути в Герар.

     Был голод в земле (т.е. в земле обетованной)…. и пошел Исаак к Авимелеху…. в Герар…. (Ст. 1). Это обстоятельство относят обыкновенно к 16-му году по смерти Авраама; а об Авимелехе полагают, что это был преемник того, к которому некогда путешествовал и отец Исаака, тоже спасаясь от голода. Полагают также, что имя «авимелеха» (царь-отец) было общим именем царей герарских, подобно тому, как в последствии цари египетские назывались фараонами, и потом птоломеями, а римские – цезарями.

     Господь явился ему (Исааку), и сказал: не ходи в Египет…. (ст. 2). Гонимый голодом Исаак бежит в плодородный Египет; однако же Господь возбранил ему это путешествие – вероятно потому, что предвидел там сильные опасности и великие искушения для добродетиля Исаака. Нечестие Египтян весьма много принесло огорчений отцу его Аврааму.

     Странствуй по этой земле, и Я буду с тобою, и благословлю тебя…. (Ст. 3). Сначала Господь дает Исааку благословения земные, ибо ближайшим поводом к ним было искушение и бедствие Исаака земное – именно голод в земле обетованной. Господь обещает ему не только безопасность от голода и свое покровительство во время иного; но возобновляет для него и все свои обещания, с клятвою данные отцу его Аврааму, - о завладении всеми палестинскими странами, и о чрезмерном размножении его потомства – подобно звездам небесным.

     …. и благословлю в семени твоем все народы земные…. (Ст. 4). В этих словах заключается сущность благодатного обетования Исааку. Так как слова этого обетования суть буквальное повторение того, что Господь говорил и обещал Аврааму; то конечно и смысл обетования один. «Великий потомок твой – как бы так говорил Господь Исааку, - будет причиною и источником небесного благословения для всех народов земных».

     За то, что Авраам (отец твой), послушался голоса Моего (Ст. 5), т.е. о принесении тебя в жертву; и соблюдал…. повеления Мои, т.е. чрезвычайные откровения и таинственные постановления, напр. обрезание и т.п.д., - уставы Мои, т.е. обрядовые постановления, напр. жертвенные обряды, - и законы Мои, т.е. постановления благочиния и общежития, напр., чтобы жена Исаакова не была Хананеянка, чтобы Исаак, как единственный сын обетования, был наследник Авраама и т.п….

     Утверждая свое благословение к Исааку на послушание отца его, Господь нисколько не унижает этим самого Исаака, но лишь поощряет к подражанию, по выражению Златоуста; дабы, чувствуя на себе благодать Божию – ради благочестия отца своего, Исаак старался усвоить иное, и поревновал бы даже превзойти его, чтобы получить и совершеннейшую награду. Впрочем, нравственную высоту свою Исаак уже успел обнаружить перед Господом.

     Исаак (в Гераре) сказал (об Ревекке жене своей)…. это сестра моя он боялся сказать: жена моя, чтобы не убили его жители места этого (Ст. 6. 7). Из этого можно заключить о разврате, царствовавшем к тогдашнее время у языческих народов. Мужу красивой женщины грозила опасность смерти и насилия, а жене нельзя было безопасно показаться в обществе, чтобы не быть обесчещенной. Не должны после этого казаться слишком строгими суды Божии о поголовном истреблении растленных ханаанских народов.

 

Гл. XXVI, 23-25. Третье Богоявление Исааку в Вирсавии.

     Оттуда (из герарских пределов) перешел он (Исаак) в Вирсавию…. И в ту ночь явился ему Господь, и сказал: Я Бог Авраама, отца твоего; не бойся, ибо Я с тобою; и благословлю тебя и умножу потомство твое…. Это вторичное богоявление и обетование Исааку было по тому случаю, когда Исаак, преследуемый завистью и оскорблениями жителей герарских, удалился в Вирсавию. Сущность бывшего здесь обетования Божия Исааку та же самая, что и в первом обетовании. Господь снова уверяет сына Авраамова, что ему нечего и некого бояться; так как он находился под особенным покровительством Божьим, ибо Господь помнит свои обещания Аврааму о благоденствии и умножении его потомства. Ближайшим исполнением этого обетования было бы, что герарский царь Авимелех с своими вельможами, вдруг изменив свои недоброжелательные отношения к Исааку, пришел в Вирсавия искать дружественного с ним союза, и здесь, - как некогда во дни Авраама, - герарский царь поклялся в дружбе сыну Авраамову. Колодезь, при котором происходила клятва, снова получил наименование Вирсавии, может быть забытое от дней Авраама.

 

В. Обетование и Богоявление Иакову (семикратные).

Гл. XXVIII, 10-22- Первое Богоявление Иакову, в видении таинственной лестницы.

     Иаков вышел из Вирсавии, и пошел в Харран, - пошел один, без проводников и рабов, и оставляя все отцовское достояние в наследие брату своему Исаву. (Ст. 10). По справедливому примечанию толковников, здесь обнаруживается необыкновенная сила душевная, бескорыстие и крепкая вера в Божие обетование – в благословенном сыне Исааковом.

     И пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце…. (Ст. 11). Иосиф Флавий с вероятием полагает, что Иаков решился ночевать один в поле, дабы избегнуть всякого общения с Хананеями.

     И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней…. (Ст. 12). Что означало видение таинственной лестницы Иаковлевой? В ближайшем приложении к Иакову, оно служило ему ободрением на безопасное продолжение дальнейшего пути в Месопотамию; ибо открываю ему, что Господь бодрствует над рабами своими с неба своего, и что промыслу Его известно все, что происходит на земле. Но в общей истории ветхозаветных прообразов и откровений этих видений таинственной лестницы поясняло прежние обетования, и дополняло откровение о будущем Избавителе. Она давала разуметь, что, несмотря на отпадение человека от Бога, соединение неба с землею не прекращено, что от Бога Промыслителя невидимо посылаются на землю ангелы для служения людям, предназначенным к спасению, и что в определенное время сам Господь сойдет на землю, и соединится с человеческим естеством в благословенном потомстве Авраама, Исаака и Иакова, над которым Он неусыпно бодрствует, и откроет человеку возвратный путь к небу». Самая же лестница Иаковлева, по общему мнению, христианских учителей, прообразовала Матерь Божию, соединившую и помирившую небо с землею через воплощение от Нея Спасителя мира. Поэтому и положено уставом православной церкви на паремиях в богородичные праздники читать библейское повествование о лестнице, виденной патриархом Иаковом; поскольку же, и поет церковь Богоматери: «радуйся лестнице, какую Иаков видел»!

     И вот, Господь стоит на ней (лестнице), и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. (Не бойся….). (Ст. 13. 15). Сущность божественного откровения Иакову в Вефиле состояла в следующем. Господь, ободряя патриарха Иакова непреложностью своих обещаний, данных деду и отцу его, дает теперь эти обещания и самому Иакову. Во-первых, Господь обещает ему блага земные, как-то всю землю Ханаанскую в наследие, на малом клочке которой он в тревоге и бедности заснул теперь; предвещает также ему, одинокому и безбрачному изгнаннику, многочисленное, как песок морской, потомство, и распространение этого потомства к морю (т.е. на запад, к морю Средиземному), к востоку, северу и полудню.

     Затем следуют обетования духовные, благодатные и всемирные. «В тебе, - говорит Господь, - как родоначальник и праотец, и в семени твоем, т.е. ради великого потомка твоего Христа, благословятся, т.е. получать благодать и спасение, все племена земные, которые уверуют во Христа Спасителя, вступать в его вселенскую церковь, и обымуть сердцем и душой его небесное учение».

     Наконец Господь, обращая свое слово лично к Иакову и к его настоящему исключительному положению, обнадеживает его своим покровительством в ближайшем будущем, на основании великих обетований, данных его потомству, - именно: уверяет его, что благополучно возвратится из Месопотамии к отцу своему в землю Ханаанскую.

     Иаков пробудился от сна своего, и сказал…. как страшно место это! Это не иное что, как дом Божий, это врата небесные! (ст. 16. 17). В древние времена цари и властители, окруженные вельможами, выходили обыкновенно к городским воротам, чтобы творить суд и расправу; от чего и место перед воротами называлось царским. Применительно к этому и патриарх Иаков называет домом Божьим то место свода небесного, откуда слышался ему голос Божий; а место своего ночлега он называет вратами небесными, ибо к этому месту то сходили, то восходили от него Ангелы Божии, как бы некие вельможи и служители царя небесного.

    И встал Иаков рано утром,… и возлил елей наверх камня, бывшего у него под изголовьем. (Ст. 18. 19). И нарек (Иаков) имя месту тому: Вефиль (дом Божий). Это было вместо благодарственной жертвы Богу. Не имея в пути жертвенного животного, он вместо крови его возливает елей; а вместо алтаря – полагает камнем. Иаков, по обычаю тогдашних времен, запасся елеем на дорогу – частью для пищи, частью для того, чтобы по временам намащать свое тело, и таким образом восстановлять свои силы во время путешествия.

     И положил Иаков обет, сказав:… если… я в мире возвращусь в дом отца моего,… то… из всего, что ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть. (Ст. 20-2). Здесь может быть вопрос: куда и на что употреблялись десятины во времена патриархальные? Так как тогда не существовало еще ни священства, ни священников, содержавшихся на общественные приношения и десятины; то это последние употреблялись конечно на другие богоугодны дела, так например на подаяние неимущим, на жертвенные всесожжения, на создание и поддержание алтарей и т.п.д. Так поступил конечно и Иаков.

 

Гл. XXXII, 1-12. Четвертое Богоявление Иакову, в видении собрания Ангелов Божьих.

     Иаков пошел путем своим…. (т.е. по разлучению с Лаваном), и встретили его Ангелы Божии…. Иаков сказал: это ополчение Божие…. (ст. 1. 2). Господь укрепляет Иакова видением ангелов своих в то время, когда это подкрепление всего более было ему нужно; ибо Иаков узнал, что брат его Исав идет к нему навстречу с 400 человек. Так, по слову Писания, ополчаются Ангелы Господни окрест боящихся его! Подобным видением укреплен и ободрен был в последствии времени пророк Елисей. Но и ныне Господь невидимо посылает ангелов своих истинным и верным рабам своим.

     И послал Иаков…. к брату своему Исаву в землю Сеир, в область Эдом…. (Ст. 3). Итак, в то время, когда Иаков жил в Месопотамии, Исав добровольно удалился из земли Ханаанской, и избрал себе местопребывание вне пределов этой земли. В этом усматривается нарочитая и сокровенная воля Божия, отведшая Исава от наследия земли обетованной, которая таким образом беспрепятственно достается Иакову….

     Так скажите господину моему Исаву: вот что говорит раб твой Иаков: я жил у Лавана…. и есть у меня волы и ослы и мелкий скот…. (Ст. 4). Вся эта речь Иакова проникнута смирением и покорностью перед старшим братом своим; он является к нему, как  подчиненный к своему господину, и, возвратившись на родину, доносить ему обо всем, что случилось с ним в Месопотамии, - как это делают обыкновенно подчиненные перед своими начальниками. С одной стороны Иаков хочет смягчить своими смиренными речами брата своего, а с другой – и время еще не пришло младшему брату возобладать над старшим.

     И сказал Иаков…. Боже отца моего Авраама, и Боже отца моего Исаака…. избавь меня от руки брата моего! (Ст. 9-12). Так истинные рабы Божии, прежде всего, ищут защиты и оружие в Господе, в своем просвещении, спасителе и защитителе живота их.

 

Гл. XXXII, 24-32. Пятое Богоявление Иакову, под образом таинственного борца.

     И остался Иаков один (Ст. 24), переправить на ту сторону потока Иакова свое имущество. Это сделал Иаков конечно с молитвенным намерением; ибо уединение сосредоточивает дух. Состояние же духа Иаковлева было в высшей степени смущенное и тревожное. «Может быть, всего более тревожила Иакова мысль, что Исав, убив его и детей его, истребит ту благословенную отрасль избранного рода, от которой должен придти Избавитель, и таким образом навлечет на людей вечное наказание».

     И боролся некто с ним, до появления зари. Цель таинственной борьбы Иакова с Богом имела во-первых ближайшее отношение к Иакову, «Бог, -  говорит Блаж. Феодорит, - влагает этой борьбой смелость в Иакова, который боялся брата. Поэтому-то и победу уступает ему, едва не говоря: Меня одолел, и боишься человека?» Бог неоднократно употреблял в ветхом завете символические действия для вразумления и увещания людей. Кроме этого богоборство Иаковлева имело таинственное, преобразовательное значение. «Таинственная борьба поучающимся в делах домостроительства Божия могла внушать, что правосудие Вечного не преодолеет бесконечной любви; что имеющий воплотиться в потомстве Иакова Сын Божий отвратить небесный гнев (хотя и с уязвлением своей плоти) от падшего рода человеческого».

     И увидев, что не одолевает его (Иакова), коснулся Бог состава бедра его, и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с ним. (Ст. 25). По словам Блаж. Феодорита, для того Господь сокрушает бедро у Иакова, чтобы во-первых Иаков не стал о себе высоко думать, возмечтав, будто бы одолел Бога, тогда как Бог добровольно уступил ему победу; во-вторых для того, чтобы Иаков не почел мечтою и призраком таинственного видения, бывшего ему при потоке Иакове.

     И сказал Иакову таинственный борец: отпусти меня, ибо взошла заря. (Ст. 26). Выразив желание удалиться от Иакова, Бог хочет сказать Иакову, чтобы шел к своему ополчению, и что довольно сделано для укрепления его духа в предстоящих ему опасностях.

     Иаков сказал: не отпущу тебя, пока не благословишь меня. По какому чувству Иаков не хотел отпустить от себя своего противоборца? Пророк Осия говорит, что Иаков плакал перед ним, и молил его. Из этого открывается, что патриарх начал прозревать в своем противнике существо высшее человека, и потому с всею силою веры начал просить его о покровительстве и помощи небесной в предстоявших ему опасностях. Таким образом, Иаков постепенно вводим, был в смысле бывшего ему символического откровения.

     …. И сказал Бог Иакову…. ты боролся с Богом, и человеком одолевать будешь…. (Ст. 27. 28). Так как Иакову не пришлось бороться с братом своим Исааком, чего собственно он и опасался; то, конечно, разумеется, здесь другая некоторая высшая борьба. Это духовная и нравственная борьба потомства Иаковлева с язычеством и темными силами ада до тех пор, пока не придет великий потомок Иаковлев (Мессия Христос), и силою креста не сокрушать главу древнему змию, губителю человеческого рода.

     И сказал Бог Иакову: на что ты спрашиваешь об имени Моем? (оно чудно), и благословил его там. Почему противоборец Иаковлев не открывает ему своего имени? Так как этот противоборец изображал собою лицо имевшего воплотиться Бога Слова; то до совершения тайны воплощения и скрывается чудное имя Сына Божия. Не желая, однако же оставить Иакова в совершенном неведении относительно себя, таинственный борец возобновляет Иакову свои благословения и великие обетования, данные Аврааму и Исааку, - хотя Моисей и не повествует об этом подробно, говоря только, что Иаков получил желанное им благословение. Однако после этого благословения Иаков в благословенном трепете восклицает: «я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя!»

     И взошло солнце, когда он (Иаков) проходил Пенуел; и хромал он на бедро свое. (Ст. 31). Видение Иакову продолжалось только до зари, - почему? Потому, что в ветхом завете, - скажем словами Зап. на Кн. Бытия, - «еще было время сеней и гаданий; надобно было только сквозь туман и облака принимать свет приближавшегося Солнца Правды, в ожидании озаряющего».

     Поэтому и доныне сыны Израилевы не едят жилы. (Ст. 32). Обрядовым законом ветхого завета не воспрещается есть жилы; и, следовательно, только по одному обычаю Иудеи воздерживаются от сего деяния. Этим обычаем твердо закрепилась память о бывшем откровении патриарху Иакову в Пенуэле.

 

Гл. XXXV, 1-8. Шестое Богоявление Иакову в Сихеме.

     Бог сказал Иакову: встань, пойди в Вефиль…. (Ст. 1). Симеон и Левий, дети Иаковлевы, раздражили Сихемлян жестокою местию за оскорбление Дины, сестры своей. Раздраженные Хананеи могли погубить весь дом Иаковлев, еще малочисленный, а с ним могло погибнуть и Обетованное Семя. Должно быть, опасность была так велика, что нужно было явиться самому Господу, с повелением Иакову удалиться из Сихема в Вефиль.

     …. и устрой там жертвенник Богу, явившемуся тебе, когда ты бежал от лица Исав…. О построении этого жертвенника Иаков произнес обет еще на пути в Месопотамию; но должно быть, до сих пор он не имел возможности исполнить свой обет, по причине разных опасностей со стороны Хананеев. Услышав ободрительные голос Божий, Иаков поспешно удаляется из Сихема в Вефилю, наперед очистив весь дом свой, чтобы исполнить со всем усердием давнишний обет свой, на месте таинственного видения лестницы. Здесь произошло последнее седьмое Богоявление Иакову.

     И сказал Иаков дому своему…. бросьте богов чужих! (Ст. 2). Откуда взялись эти боги в дому Иаковлевом? Конечно, - это были идолы иноверных языческих рабов в дому Иаковлевом, и может быть идолы, захваченные детьми его при недавнем разграблении Сихема, ради их ценности.

     …. и очиститесь, и перемените одежды! Здесь говорится в первый раз об обрядах очищения при богослужении. Вероятно, - они заповеданы самим Богом при учреждении богослужения, и сохранялись в народе Божием по преданию. В последствии Моисей подробно изложит эти обряды, получив дополнение на горе Синае.

     И отдали (домочадцы) Иакову…. серьги, бывшие в ушах у них. (Ст. 4). Эти серьги, очевидно, не были простым украшением, а чем-то в роде языческих талисманов, в которых носившие их суеверно полагали некую чудотворную силу…. Поэтому Иаков и отобрал их вместе с идолами.

     И умерла Девора, кормилица Ревеккина, и погребена ниже Вефиля под дубом, который и назвал Иаков дубом плача…. (Ст. 8). Смерть и погребение кормилицы Ревеккиной Моисей заносит в свое повествование потому может быть, что эта личность пользовалась большим значением в семействе Иакова, дорожившего памятью своей покойной матери. Или же он хотел этим только выяснить происхождение названия, утверждавшего за некоторыми историческим дубом в окрестностях Вефиля, где была, однако же, целая дубрава. Знаменитейший из римских поэтов, Виргилий заносит так же в свою Енеиду смерть кормилицы Енея, и похороны, которые он ей устроил. В этом нельзя не видеть черты доброй и привлекательной патриархальности. Гл. ХХХV, 9-15. Последнее (7) богоявление Иакову в Вефиле.

 

     И явился Бог Иакову (в Лузе) по возвращении его из Месопотамии, и... сказал ему:... отныне... будет имя тебе: Израиль... (Ст. 9-12). По всей вероятности Иаков до последнего времени не употреблял и не открывал своего нового и высокого имени, полученного от Бога в таинственной борьбе с Ним, - и не открывал, должно быть по смирению. Поэтому Господь снова и решительно повторяет ему: отныне не будешь называться Иаковом (запинателем), но будет имя тебе – Израиль (боровшийся с Богом)! Это повторительное слово Божие внушало Иакову, чтобы он не боялся никаких внешних опасностей, неослабно веровал Господним обетованием, и не колебался бы духом до времени их исполнения (Злат. Бесед. 60 на Быт.). Так и Аврааму и Исааку Господь неоднократно повторял свои обетования!

     И сказал ему (Иакову) Бог: Я Бог всемогущий: плодись и умножайся; народ и множественно народов будет от тебя, и цари произойдут из чрев твоих. Землю, которую Я дал Аврааму и Исааку, Я дам тебе, и потомству твоему по тебе... (Ст. 11-12). И здесь опять Господь повторяет свои обетования патриарху Иакову; но повторяет в таких утешительных словах, которые имели прямое соотношение с состоянием духа его, и вызваны были различными его опасениями со стороны врагов. Так как, во-первых, Иаков смущался, что у него мало людей; то Господь говорит ему: плодись и умножайся; народ, и множество народов будет от тебя! Это значит, что от патриарха Иакова долженствовал произойти многочисленный народ еврейский, разделенный на многие колена, из которых каждое по численности своей может быть названо народом. Духовные же дети Израиля будут неисчислимы; ибо церковь Мессии-Христа, потомка Израилева, будет собрана из всех стран и народов мира!...   

     Так как, во-вторых, Иаков скорбел от того, что вследствие неблагоразумия детей своих он сделался ненавистным и презренным для жителей земли Ханаанской; то Господь говорит ему: цари произойдут их чрев твоих! т.е. потомство твое будет в славе и уважении, в особенности же потому, что один из потомков твоих будет сам Царь Славы, и членов своей церкви сделает царями и священниками.

     Наконец, в-третьих, Иаков опасался того, чтобы жители Ханаанской земли, соединившись между собою, не изгнали его совсем из земли обетованной; поэтому Господь говорил ему: землю, которую Я дал Аврааму и Исааку, Я дам тебе, и потомству твоему по тебе дам землю эту! Этими словами Господь не только подтверждает, но и поясняет свои прежние обетования о земле Ханаанской; ибо Исав с своим потомством исключается из этих обетовании.

 

Гл. ХLVIII, 1-22. Пророческое благословение Иаковом сыновей Иосифа.

 

а) Дошедший до Иосифа слух о болезни отца, и одушевление умиравшего Израиля про свидании с любимым сыном своим и детьми его (ст. 1. 2.). б) Намерения и чувства Израиля перед благословением детей Иосифовых (ст. 3-7). в) Умиление Израиля при виде внуков своих, и благоговейное  приготовление Иосифа с детьми своими к принятию родительского благословения (ст. 8-14). г) Пророческое благословение Иаковом сыновей Иосифа (ст. 15-20). д) Заключительное завещание Иосифу насчет Аморейского участка (ст. 21. 22).

 

     Прожив в Египте 17 лет после переселения своего из земли Ханаанской, патриарх Иаков сделался опасно болен. Услышав о болезни отца, Иосиф поспешил к нему с двумя сыновьями своими – Манассием и Ефремом, чтобы  принять от него последнее предсмертное благословение. (Ст. 1). Узнав о прибытии любимейшего сына своего, Иаков собрал силы свои, и сел на постель.

     Прежде, чем благословить детей Иосифа, патриарх Иаков излагает ему свои чувства и намерения. (Ст. 3-6). Эти намерения состояли в том, что Иосифу, этому дражайшему сыну свободно избранной супруги своей Рахили, Иаков решился передать право старейшинства и первородства, и вместе с этим правом – двойную часть наследства. Для этого он усыновляет двух детей Иосифовых, и завещает им по такой же доле из земли обетованной, как и их дядям. Ефрем и Манассий (сыны Иосифовы), как Рувим и Симеон (старшие дети Иаковлевы), будут мои! восклицает Иаков. Как бы в предупреждение всяких споров, Иаков припоминает здесь бывшее ему богоявление в Лузе, когда Бог отдал ему землю обетованную в полное обладание и распоряжение.

     За этим Иаков вспоминает о смерти Рахили. Этим грустным воспоминанием Иаков как бы хочет объяснить эти внутренние побуждения, ради которых он усыновил внучат своих от Иосифа, сына Рахилина. (Ст. 7). «Смерть преждевременно похитила у меня мать твою Рахиль, - как бы так говорил Иаков Иосифу, - и притом так внезапно и в таких обстоятельствах, что я даже не перенес ее прах в прародительскую пещеру Махпел, а похоронил на дороге к Ефрафу. Я лишен был удовольствия видеть от нее еще детей, кроме тебя с Вениамином, и потому я хочу, по крайней мере, твоих детей усыновить как бы Рахилиных».

      Затем, когда Иосиф поклонился до земли своему умиравшему отцу, и подвел к нему детей своих для благословения, - вдохновенный Израиль крестообразно возлагает руки свои на усыновленных внучат (Ст. 8-14), и произносит следующие слова:

     Бог, перед которым ходили отцы мои, Авраам и Исаак, Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую, до этого дня, Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков этих! (Ст. 15. 16). По замечанию преосвящ. митр. Филарета, в этих словах патриарха Иакова есть указание на ветхозаветное почитание Бога в Троице; ибо Иаков призывает Бога Промыслителя, Избавителя и Осветителя.

     ... да будет на них наречено имя мое и имя отцов моих, Авраама и Исаака, и да возрастут они во множество посреди земли. Этими словами, усыновляя себе детей сына своего Иосифа, Иаков молит Бога, чтобы, в силу этого усыновления, внуки его причтены были к обетованному племени Израилеву, и сподобились великих обетовании, данных отцам его Аврааму и Исааку! Подобно этому имя Божие нарекается на нас, поскольку мы чада Божии.

     И увидел Иосиф, что отец его положил правую руку свою на голову младшего Ефрема, а левую на старшего Манассия,... и прискорбно было ему это. (Ст. 17). Ибо правая рука служила в ветхом завете символом преимущественного достоинства, так же благодати и полноты благословений, а равно и избрания к славе. Замечательно, что в Писании весьма многочисленны примеры превознесения и предпочтения младших наследников перед старшими. Ибо и Каину предпочтен Авель, и Иафету – Он, Измаилу – Исаак, Исаву – Иаков, Рувиму – Иосиф и Иуда, Манассиу – Ефрем. «Это можно найти, - говорит Блаж. Феодорит, - и между жившими после этого; ибо Аарону предпочтен Моисей, и Давид был младшим из семи братьев». Во всех этих случаях можно усматривать ту мысль Божию, что богатства благодати Господней не связаны с правами рождения и с другими преимуществами внешними, и что напротив они распределяются по совершенно свободному избранию и определению всеведущего Господа Бога.

     Когда Иосиф хотел поправить мнимую ошибку своего отца, и переложить его десницу на своего первенца Манассия, то Иаков не согласился и сказал: знаю, сын мой, знаю; и от него произойдет народ, и он будет велик; но меньший его брат будет больше его, и от семени его произойдет многочисленный народ. (Ст. 19). Последующая история Евреев действительно показывает, что колено Ефремово было одно из самых могущественных и превосходило численностью Манассиино колено. По отложении же 10-ти колен от сына Соломонова, Ефремово колено стало во главе царства Израильского, и всегда отличалось воинским духом. Поэтому-то конечно пророки все царство Израильское называли нередко одним именем Ефрема.

     Сверх этого учители церкви видят прообразовательное значение в крестообразном переложении рук Иакова, благословлявшего своих внуков. Этим прообразовалось то, что некогда под знаменем и силою креста, вновь собранный народ (новозав. церковь) из язычников – возрастает выше ветхозаветного законослужебного народа Израильского.

     Благословив сынов Иосифовых, патриарх Иаков говорит в заключение самому Иосифу следующее: Я умираю. И Бог будет с вами, и возвратит вас в землю отцов ваших.... Я даю тебе, преимущественно перед братьями твоими, один участок, который я взял из рук Аморреев мечем моим и луком моим. (Ст. 21. 22). Какой здесь разумеется участок? Несомненно, что здесь идет речь, если не о самом Сихеме, то конечно о сихемской окрестности; ибо нигде не видно, чтобы Иаков приобретал какие-нибудь другие владения в земле Ханаанской. В евангелии Иоанна говорится, что именно близ Сихема было владение, которое Иаков дал Иосифу. В книге же Иисуса Навина читается, что участок Сихемский действительно достался Иосифу, в лице сына его Ефрема. В этом же месте и похоронен был Иосиф. Участок Сихемский приобретен был Иаковом, как известно, посредством покупки. Но в то время, когда фамилия Иакова удалилась от сихемских пределов, соседние Ханаанские племена овладели вероятно этим участком Иаковлевым; так что снова нужно было возвращать его силою оружия. Поэтому- то конечно Иаков и говорит об этом участке, что он приобрел его луком и мечем от Аморреев.

 

Гл. ХLIХ. Пророческое благословение Иакова своим сыновьям.

 

Глава содержит три отдела: а) в первом содержится предсмертное пророчество Иакова о судьбе сыновей своих (ст. 1-27); б) во втором – завещание Иакова о месте своего погребения (ст. 28-32); в) в третьем – смерть Иакова (ст. 33).

 

а. Пророчества Иаковлевы (ст. 1-27).

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Предыдущая || Вернуться на главную || Следующая