Семинарская и святоотеческая библиотеки |
Протоиерей (1) См. Феодор. Вопр. 48 на Быт. (2) См. ниж. XI, 10 –
32. (3) 2 Пётр. II, 5. (4) Чис. XIII,
34. Втор. III, 11. Амос. II, 9.1 Цар. XVII, 4.
2 Цар. XXI, 16 – 22. (5) Прот. Богословский – Свящ.
Истор. (6) Феодор. Вопр. 57 на Быт. (7) Фил. Библ. Ист. (8) Зап. на кн. Быт. (9) 1 Пет. III, 20. (10) Быт. VI, 15.
См. Свящ. Ист. Богословского. (11) Филар. Библ. Ист. и Зап. на
кн. Быт. (12) Вопр. 52 на Быт. Глава седьмая. А) Новое откровение Божие
Ною за семь дней до потопа и действительное вступление в ковчег Ноя с животными
(ст. 1 – 10). Б) Начало наводнения до поднятия
ковчега над поверхностью земли (ст. 11 – 17). В) Потоп (ст. 18 – 24). Ст. 21 – 24. И лишилась жизни всякая
плоть, движущаяся по земле…. остался только Ной, и что было с ним в ковчеге…. Из сих слов Писания, равно
как и из того обстоятельства, что потоп продолжался целый год, следует
заключить о всеобщности и всемирности потопа. Как не основательно мнение тех,
которые считают потоп только местным наводнением, видно уже из того, что в
таком случае Ною не было бы нужды в построении ковчега. Он со своим семейством,
равно как и животные, могли бы спастись бегством в гораздо меньшее время, чем
которое употреблено на построение столь огромного судна (100 лет). Особенно
птицам легко было бы перелететь из одной страны в другую. Доказательства
всеобщности потопа находятся и в самой земле. Бесчисленное множество раковин,
рыбьих зубов и остовов морских чудовищ находятся теперь далеко от моря и даже в
недрах высочайших гор. Африканские и азиатские слоны откапываются в
Великобритании, нильские крокодилы в Германии, скелеты китов в песчаных
пустынях и проч., и проч…. Наконец всеобщие предания народов подтверждают также
всеобщность потопа. Более известные предания у Греков – о потопе Огиги и
Девкалиона. Плутарх упоминает даже о голубице, пущенной из ковчега Девкалионова. Главы восьмая (ст. 18 – 22)
и девятая. Возобновление благословений
и обетований Божиих после потопа, и пророчество Ноя о судьбе сыновей его. VIII,
18 – 20. И вышел Ной…. и все звери….
вышли из ковчега…. И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота
чистого…. и принёс во всесожжение…. О жертвеннике здесь упоминается первый раз; но
конечно устроение жертвенника не было изобретение Ноевым; Каин и Авель без
сомнения приносили свои жертвы на жертвенниках, воздвигнутом на известном
месте, назначенном для религиозных действий. Благодарность за своё спасение
побудила Ноя воздвигнуть сей жертвенник. Вероятно он был дерновым, или земляной
(1). Ст. 21. И обонял Господь приятное
благоухание жертвы Ноевой. Сими метафорическими словами выражается та мысль,
что Бог одобряет Ноеву благопризнательность, - «на дымом усладившись, как
рассуждает блаж. Феодорит, но похвалив расположение принесшего» (2). И сказал Господь (Бог) в
сердце своём: не буду больше проклинать землю за человека, потому что (т.е. за
то, что) помышление сердца человеческого – зло от юности его. Т.е. за греховность и
нравственность человеческой природы Господь не хочет более проклинать земли;
ибо Он умилостивлен был жертвой Ноевой. Очевидно, что столь великую силу
возымела жертва Ноева потому, что была прообразом великой крестной жертвы,
принесённой за весь род человеческий Спасителем Иисусом Христом. И не буду больше поражать
всего живущего, как Я делал. Сими словами Бог не обещает совершенной
безнаказанности за зло, а обещает только не наказывать всей земли из – за
человека, и при том всеобщим каким – нибудь наказанием, подобным потопу. Между
тем частные наказания отдельных стран и людей остаются по прежнему, - как то мы видим в примерах
сожжённого Содома, а также Египта, поражённого казнями при Фараоне, в нынешних
моровых поветриях, землетрясениях и т.п. Ст. 22. Впредь во все дни земли
сияние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся. Итак порядок времён года
продолжится только во дни земли. Когда же дни земли кончатся, т.е. когда
настанет кончина века и преобразование мира, тогда не будет и времён года, а
установится на земле некоторый другой дивный порядок (3). IX,
1 – 7. И благословил Бог Ноя и
сынов его, и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и
обладайте ею….
Благословение Божие об обладании тварями содержит нечто новое для человека
после потопа. В – первых повиновение и подчинение тварей человеку
основывается уже на страхе перед ним (4), тогда как прежде (до падения
человека) сего страха не было, и животные спокойно и кротко подчинялись человеку, как
богоподобному владыке своему. Страх и отчуждение животных перед нами, как перед
врагами своими, есть непрестанное свидетельство того, что мы решились через
грех части своих богоподобных совершенств. Во – вторых, благословляя
человека на обладание тварями, Господь позволяет ему закалывать животных себе в
пищу; тогда как прежде для человека назначена была одна растительная пища. Всё
движущееся, что живёт, будет вам в пищу, говорит Господь после потопа (5).
Сие потому, что климатические условия изменились на земле после потопа, и сама
земля стала вероятно менее плодородна, а силы человеческие слабее. Св. отцы
полагают ещё и то, что дозволение употреблять в пищу животных направлено против
боготворения животных, «потому что, рассуждает блаж. Феодорит, крайнего
маломыслия поклоняться тому, что употребляется в пищу» (6). В прочем позволение
употреблять животных в пищу соединил Господь с воспрещением вкушать кровь: только
плоти с душою её, не ешьте (7). Так как кровь животных представляется
седалищем животной жизни и главным её двигателем (8), то запрещение вкушать
кровь должно было внушать человеку уважение к жизни и отвращение к
смертоубийству (9); потому то конечно закон о крови животных поставлен рядом и
в связи с законом, направленным против человеческого кровопролития (10). Кроме
сего, закон о крови животных имел в ветхом завете обрядовое и вместе
прообразовательное значение. Поелику кровь животных при жертвоприношениях
должна была умолять у алтаря о душах людских (11), а сие конечно потому, что
она прообразовала кровь И. Христа; то Господь и усвояет её Себе, воспрещая
вкушать её людям (12). Ст. 8 – 11. И сказал Бог Ною и сыновьям
его с ним: вот Я поставлю заветы мои с вами, и с потомством вашим после вас…и
со всеми животными…что не будет уже потопа на опустошение земли…. В чём состоит сущность сего
послепотопного завета Божия с людьми? По – видимому Господь обещает только, что
земля не будет более опустошаема водами потопа; но это только видимая сторона
завета Божия, ибо на каком же именно основании правосудный Бог обещает целость
и безопасность грешному миру? Очевидно, что это обещание в сущности своей есть
повторение данного Богом в раю обетования о победоносном семени жены, т.е. ради
того Господь не хочет более истреблять людей, что не хочет изменить своему
древнему обещанию послать спасителя роду человеческому. Но что значит, что в
завете своём с человеком Бог включает и животных? Сие не потому конечно, чтобы
животные сами по себе могли сознательно участвовать в сём завете, или к чему –
нибудь обязывались, но единственно по тесной и неразрывной связи между царством
природы и царством благодати. Как прежде за беззакония людские погибли
животные, так теперь – по причине безопасности людей – возвращается
безопасность и к неразумными тварям. Господь же обращается к человеку как к
царю природы, и как бы в знак особенного к нему благоволения, обещается
охранять и его владения. Ст. 12 – 17. И сказал Господь Бог…Я
полагаю радугу мою в облаке, чтобы она знамением (вечного) завета между Мною и
между землёю…и между всякой плотью, которая на земле. Так как радуга, при всяком
появлении своём, свидетельствует о присутствии на небе солнца; посему Господь и
избирает её уверительным и успокоительным знамением, что подобного наводнения
больше не будет. По исследованиям учёных естествоиспытателей – радуги до потопа
вовсе не было (13). В таинственном же смысле «радуга», принятая знаком после
потопного завета Божия, есть изображение царства Сына Божия, нисходящего с неба
на землю. Так представляется она в видениях Иезекииля и Иоанна (14). Ст. 18 – 25. Сыновья Ноя, вышедшие из
ковчега, были: Сим, Хам и Иафет….и узнал (Ной), что сделал над ним меньший сын
его; и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих! Т.е. потомки Ханаановы некогда очутятся в самом унизительном рабстве
у потомков Сима и Иефета. Замечательно, что за поступок сына своего Хама, Ной
проклинает внука своего Ханаана. Сие он делает конечно из уважения к благословению
Божию, которого удостоен был и Хам (15), и по предведению, что полным
наследником нечестия Хамова будет сын его Ханаан. По еврейскому преданию,
Ханаан первым увидел наготу своего деда, и сказал о том отцу своему Хаму. Ст. 26. Потом сказал (Ной):
благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему! Сокровенный смысл сего
благословения Ноева Симу – следующий. Ной как бы так говорил в пророческом
духе: благословен Господь Бог, которому будут истинно служить, и который сам
явиться у Сима (16)! Т.е. в потомстве Симовом (у Евреев) будет сохраняться
истинное богопознание и богослужение, и из сего же племени воплотиться
Спаситель мира (17). Пророчество о порабощении Ханаана Симу исполниться через
800 лет, когда Израильтяне (потомки Сима) завоевали Землю Ханаанскую, покорили
30 её царей, избили народ остриём меча, или же сделали данниками; а Гаваонитян
употребили на самое низкое служение при скинии – под именем нетинеев,
или данников (18). В последствии Соломон на всех Хананеев, оставшихся ещё
свободными, наложил самое тяжёлое ярмо рабства (19). Ст. 27. Да распространит Бог Иафета;
и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему! Согласно с пророчеством
Ноя, потомство Иафетово действительно оказалось самое многочисленное и
распространённое. Оно заняло Европу, заселило Малую Азию и весь азиатский
север, ставший гнездом и рассадником народов. Что касается вселения потомства
Иафетова в шатрах Симовых; то сие вселение было в – первых политическое,
т.е. завоевание областей, принадлежащих потомству Симову, - так напр. при
разрушении ассирийской монархии Мидянами и их союзниками Вавилонянами; или в то
время, когда Греки и Римляне производили свои завоевания в Азии. Во – вторых
вселение Иафета в шатрах Симовых было нравственное или религиозное, и
произошло тогда, когда европейские народы (потомки Иафета) вступили в лоно
истинной церкви Христовой. (1) Срав. Исх. XX,
24.25 (2) Вопр. 54 на Быт. (3) Пс. LXXXVIII, 30.Апок. XXI, 25 (4) Ст. 2. (5) Ст.3. (6) Вопр. 56 на Быт. (7) Ст. 4. (8) Срав. Лев. XVII,
11. (9) Златоуст (10) Ст. 5.6. (11) Лев. XVII,
11. (12) Сurs. Compl.
t. V. p. 305. Филар.
Библ. Ист. и Зап. на кн. Быт. Но что закон о
крови животных не имел какого – нибудь всеобщего нравственного значения для
всех времён и народов, в роде заповедей десятословия – это видно из того, что
сам Господь не распространяет сего закона на язычников (Втор. XIV,
21). Если же апостолы на соборе Иерусалимском положили, чтобы новокрестящиеся
язычники воздерживались от крови животных, то сие только на первых порах, чтобы
не уязвлять совести и не соблазнять христиан иудействующих (1 Кор. VIII,
13). (13) Cм. о сём
подробн. исслед. в «Странник» за 1865 г. Окт. II. 16. (14) Иез. I, 28.
Апок. IV, 3. См. Библ. Ист. Филар. (15) См. выш. ст. 1. (16) Богословский – Свящ. Истор. (17) См. у Феодор. Вопр. 59 на
Быт. (18) 1 Езд. VIII,
20. Феодорит. (19) 2 Пар. VIII, 7
– 9. Глава одиннадцатая (ст. 1 –
9). Смешение языков и расселение
народов. Ст. 1. На всей земле был один язык
и оно наречие. Какой именно был этот первоначальный язык рода человеческого? Конечно
тот самый, на котором говорил Адам, и который чрез Мафусала, прадеда Ноева,
дошёл до времени потопных, а через Ноя – сохранился до Авраама – язык же
Авраамов есть язык еврейский. О первобытности языка еврейского можно заключить
из происхождения и этимологического значения многих библейских имён – как до
потопных, напр. Адам, Ева, Каин, Сиф и др., так и после потопных, напр.
Вавилон, Фалек, Авраам, Исаак и т.п. Корни и значение всех сих слов – чисто
еврейские (1). Предание о бывшем некогда единства языка человеческого
сохранились и у языческих народов (2). Ст. 2. Двинувшись с востока, они (после потопные люди) нашли
в земле Сеннаар равнину, и поселились там. На языке библейском под именем
востока нередко разумеются все страны, находящиеся по берегам Ефрата (3);
потому что страны сии лежали по отношению к святой земле действительно на
востоке. Здесь же разумеются собственно восточные страны Армении, из которых
послепотопные люди двинулись к югу в землю Сеннаар. Ст. 3.4. И сказали друг другу:
наделаем кирпичей…и построим себе город и башню…до небес, т.е. высочайшую башню.
Остатки сей башни существовали до времён Иеронима и Феодорита, по уверению сих
отцов. Предания о построении вавилонской башни сохранились в мифических
сказаниях у языческих народов – о войне Титанов и завоевании ими неба. И сделаем себе имя, прежде
нежели рассеемся по лицу всей земли. Кроме суетного и тщеславного желания приобресть
себе славу в потомстве, вместо
возвещённого Богом рабства и унижения, - Немвроиды (из племени Хамова) в
построении вавилонской башни обнаружили и другое богопротивное стремление.
Назначив сию башню средоточным пунктом, который был бы виден из отдельных
местностей, и всем известен по своей громадности, потомки Ханаана желали
предотвратить от себя возвещённый им устами праотца Ноя суд Божий о рассеяние
по всей земле. По общему почти мнению толкователей, Хамово племя принимало
самое горячее участие в столпотворении(4). О чём по – видимому даёт разуметь
само слово Божие, называя строителей башни – сынами человеческими (5),
как бы в отличии от сынов Божиих, т.е. благочестивых потомках Сима (6). Ст. 6.7. И сказал Господь: вот один
народ, и один у всех язык…сойдём же и смешаем там язык их, так чтобы один не
понимал речи другого…. В выражениях «сойдём…смешаем» св. отцы видят указания на троичность
Лиц Божественных (7); эти же выражения Писания указывают на то, что смешение
языков есть чудесное событие, происшедшее по непосредственному действию Божию
(8). Измышляемая натуралистами естественные причины смешения языков (напр.
разность климатов, изменчивость человеческих понятий, взаимные сношения
разноплеменных наций) не исчерпывают своей глубокой розни, какая существует
между различными человеческими языками, как живыми, так и мёртвыми. И не
история, ни филология не знает ни одного языка, из которого, как из основного
источника, могли бы произведены быть не только все отдельные языки, но и группы
языков. Ст. 8. 9. И рассыпал их Господь оттуда по всей земле; и они
перестали строить город и башню. Посему дано ему имя: Вавилон; ибо там смешал
Господь язык всей земли…. Кроме ближайшей цели – наказать дерзость и тщеславие вавилонских
столпотворителей (9), были конечно и другие премудрые цели Божии в смешении
языков. Они могли быть следующие. Во – первых дать больше свободы и просторы
отдельным племенам людским в раскрытии их национального духа, под управлением
своих отдельных властителей и при различных общественных и климатических
условиях жизни. Во – вторых предохранить их от крайнего угнетения в случае
сосредоточения власти в одном лице всемирного владыки. В – третьих предупредить
крайнее и всеобщее развращение людей, которое могло распространиться между ними
вследствие их политического единства и однородности нравов и обычаев (не это ли
обстоятельство содействовало всеобщему допотопному развращению?) Наконец в –
четвёртых предотвратить раздоры из – за поземельных владений в случае сгущения
людских поселений вблизи одного центра. А. Богоявление Аврааму, обетования ему и заветы с
ним. Гл. ХП, 1-9. Два первых Богоявления Аврааму в Уре
Халдейском и близ Сихема. а. Первое Богоявление Аврааму в Уре Халдейском. И сказал
Господь Аврааму: пойди из земли твоей … в землю, которую Я укажу тебе. (Ст. 1).
Где и когда в первый раз Авраам получил Божие повеление удалиться из
отечественной земли? Хотя по ходу Моисеева повествования может представляться,
что это было в Харране и после смерти Фарры, отца Авраамова, случившейся в этом
городе, но на самом деле Авраам воззван был еще при жизни отца своего, и не из
Харрана, а из Ура Халдейского, из которого они выехали вместе с отцом своим уже
вследствие призвания Божия. Это открывает нам Ап. Стефан, говоря, что Бог славы
явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран.
Название Месопотамии Апостол берет в обширном смысле, разумея под ней всю
Халдейскую страну. Таким образом, если Моисей сначала повествует о путешествии Фарры
с Авраамом из Ура Халдейского в Харран и о приключившейся здесь смерти Фарры, а
потом уже о призвании Авраама; то это значить только, что он делает
предупреждение в своем рассказе, чтобы сначала кончить родословную после
потопных патриархов и заключить ее жизнью Фарры, а потом уже начать,
возвращаясь несколько назад, подробную историю родоначальника народа еврейского
Авраама. Несколько ниже в самой Книге Бытия говорится, что Бог воззвал Авраама
из Ура Халдейского. Впрочем может быть в Харране было повторительное и
окончательное призвание Авраама (в 2083 году от сотворения мира). От этого-то
воззвания и считают те 430 лет переселения и пребывания Евреев в Египте, о
которых говорится в книге Исход и у Ап. Павла. …. пойди
… от родства твоего … С какою целью Господь изводит Авраама из отечественной
ему земли? Господь изводит Авраама из отечественной земли его (Ура Халдейского)
с той целью, чтобы спасти как его, так и имевшую образоваться в его племени
церковь ветхозаветную от всеобщего в то время разлива идолопоклоннического, и
сохранить в людях чистое познание о Себе и об истинной религии. Иисус Навин
называет идолопоклонником даже отца Авраамова, - так широко распространилось
язычество, и так велика была опасность от него для истинного богопочтения! Хотя
и в земле Ханаанской царствовало язычество, но там Авраам и следовавшие за ним
патриархи были пришельцами и странниками, и, следовательно не могли иметь
крепких связей с туземцами. …. в
землю, которую Я укажу тебе …. Повеление Божие к Аврааму какую иметь испытующую
особенность? Ту, что, повелевая удалиться от родства и из дома отца своего,
Господь даже не называет Аврааму ту землю, в которую надлежало идти ему, а
просто велит собираться туда, куда будет приказано. Вот почему ап. Павел
говорит, что «верою Авраам, будучи, призываем, послушался …, и шел, не зная,
куда идет. Хотя в предыдущей главе и говорится, что Фарра с Авраамом пошли в
землю Ханаанскую, но это примечание Моисей делает уже от своего лица. И Я
произведу от тебя великий народ и благословлю тебя, и возвеличу имя твое ….
благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся
в тебе все племена земные. (Ст. 2. 3.). В чем заключается главная сила и
сущность обетования Божия Аврааму? В том, что благословятся в нем все племена
земные, т.е. ради его; поскольку он будет родоначальником того племени, в
котором родится Спаситель мира Иисус Христос. Так объясняет это обетование
Божие Ар. Павел, говоря; через Иисуса Христа благословение Авраамово
распространилось на язычников … Писание, предвидя, что Бог верою оправдывает
язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы! Прочие же
слова обетования заключают в себе временные и земные блага, именно: умножение
потомства и возвеличение имени Авраамова. Какое еще важное обстоятельство замечает Ап.
Павел в обетовании, данном Аврааму? То, что оно дано ему прежде, чем Бог
вступить с ним в завет посредством обрезания, даже (продолжим мы апостольскую
мысль) прежде, чем он имел детей, и, следовательно, прежде чем Исаак предпочтен
Измаилу, и вообще прежде, чем произошло какое-либо разделение между его
ближайшим потомством и другими племенами земными. Это по Апостолу, произошло
для того и потому, что в благодатное царство Христово имели вступить не прямые
только и плотские потомки Авраама (Евреи), но и все чада его по духу, т.е. все
верующие во Христа Спасителя, - обрезанные ли то Евреи, или необрезанные
язычники. ….
благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну …. Обещание Божие
– благословлять благословляющих Авраама и проклинать проклинающих его – как
согласить с нелицеприятною правдою Божею ко всем людям? Этими словами
обетования Господь человекообразно изображается как бы неким владыкою земным,
который обещает своему союзнику иметь общих друзей и врагов. Впрочем, по самому
существу дела – благословляющие Авраама суть верующие и потому оправдывающиеся
перед Богом, и проклинающие Авраама суть неверующие, и потому остающиеся под
клятвою Божию. Так именно рассуждает Ап. Павел. И взял
Авраам с собою … всех людей, которых он имел в Харране …(Ст. 5). Кого разуметь
под людьми, которых приобрел Авраам в Харране? Халдейские толкователи разумеют
под ними обращенных Авраамом от языческого суеверия к истинной религии; но
гораздо естественнее, согласно переводу, разуметь рабов, приобретенных
Авраамом. Таким образом, здесь в первый раз Писание упоминает о рабах. …. и
вышли, чтоб идти в землю Ханаанскую….
Почему мог знать Авраам, куда ему направлять свой путь? Так как Господь,
испытывая веру Авраама, до времени скрывать от него, какая именно земля
назначается в его владение; то надобно полагать, что Авраама имел все таки
некоторые знамения от Бога, по которым мог бы определять по крайней мере
направление своего пути. б. Второе Богоявление Аврааму близ Сихема и первые
обстоятельства странствования его в земле Ханаанской (ст. 6-9). И прошел Авраам по земле (Ханаанской) до
места Сихема…. (Ст. 6). Где находился Сихем? В северных пределах бывшего колена
Ефремова, между горами Гаризим и Гевал. Он назывался еще Сихарем и Сихемом.
И явился
Господь Аврааму (в Сихем), (Ст. 7). В каком виде Бог явился Аврааму в Сихем?
Писание этого ясно не определяет. Только на основании того, что здесь явился
Господь Аврааму, тогда как прежде только сказал Господь Аврааму, - можно
полагать, что Сихемское богоявление было нагляднее и торжественнее харранскаго,
например в видимом образе человеческом, а прежде, может быть, слышан был один
только голос Божий. ….
потомству твоему отдам Я землю эту (Ханаанскую)…. Почему не какую либо другую,
а именно Ханаанскую землю Господь отдает в наследие потомству Авраамову? С
одной стороны – это было делом правосудия Божия, которое определило наказать
через Евреев нечестивые племена хананейские; ибо мера их беззаконий скоро имела
наполниться. С другой стороны – Господь, по благости и любви своей к избранному
народу, отдает ему Ханаанскую землю, как наипрекраснейшую, кипевшую медом и
молоком – по выражению Писания. Наконец – поскольку земля Ханаанская находилась
между главнейшими частями света, и как бы в
середине мира; Господь, по всеобъемлющей премудрости своей, в ней именно
определяет основать ветхозаветную церковь, еврейскую, чтобы отсюда удобнее мог
разливаться по всему миру свет истинной религии и веры в обетованного Искупителя. …. и
создал там (в Сихеме) Авраам жертвенник Господу…. Какое получил значение Сихем,
на последующие времена после создания жертвенника Авраамова? Он и окружавшая
его дубрава навсегда сделались священным местом для еврейского народа. Здесь,
по завоеванию земли Ханаанской, были религиозные собрания Евреев; сюда во
времена Иисуса Навина приносима была скиния Божия; здесь он создал новый
жертвенник Богу; здесь у Сихемской дубравы, во время судей – бывали и народные
собрания. Оттуда
(т.е. от Сихема) двинулся Авраам на восток от Вефиля…. (Ст. 8). Назывался ли
Вефиль этим именем во времена Авраама? Нет, он назывался тогда «Луза», а
Вефилем назван был после, от патриарха Иакова, по случаю бывшего ему здесь
видения таинственной лестницы. Однако же
Моисей, писавший гораздо позднее Авраама и Иакова, мог называть это
место и тем и другим именем. Гл. ХШ, 14-18. Третье Богоявление Аврааму, по
разлучении его с Лотом в Вефиле. И сказал
Господь Аврааму, после того как Лот отделился от него…. (Ст. 14). Почему Бог
подтверждает Аврааму свое обетование не прежде, как по разлучении его с Лотом?
Этим Господь как бы хотел показать, что Лот со своим потомством не имел участия
в этом обетовании. …. всю
землю, которую ты видишь (т.е. Ханаанскую), тебе дам Я, и потомству твоему на
веки. И сделаю потомство твое, как песок земной!… Какой смысл имело
повторительное обетование Божие Аврааму в Вефиле? В ближайшем и первоначальном
смысле этим обетованием, во-первых
назначалась земля Ханаанская во всегдашнее наследие Аврааму, или точнее
– потомству Авраамову, как толкует Св. Ап. Стефан; ибо сам Авраам не получил в
земле обетования ниже столько места, чтобы поставить ногу. Это обетование Божие
исполнилось по исшествии Евреев из Египта, при Иисусе Навине, который силою оружия
приобрел обетованную землю, истребив и покорив нечестивые хананейские племена.
Во-вторых, - по ближайшему смыслу обетования Божия, - потомство
Авраамово должно было возрасти до неисчислимого множества, как песок земной. В
самом деле, сколько народов уже исчезло с лица земли, а еврейское племя до
наших времен существует в удивительном множестве. Сколько, может быть, и еще
народов исчезнет в истории человечества, а Израиль будет жить до последних
судеб мира! В каком же необъятном множестве он явился тогда!… Но не
одними чувственными и временными благами ограничивалось Божие обетование
Аврааму. На это указывает Ап. Павел, говоря, что «верою поселился Авраам в
земле обетованной, как на чужой; ибо он ожидал города, имеющего основание,
которого художник и строитель есть Бог». Таким образом, под землей, обещанной
Господом в вечное наследие потомству Авраамову, подразумевалось, в сокровенном
смысле, то духовное наследие, или то царство Мессии, которое такими яркими
красками изобразили впоследствии пророки. Под неисчислимым же потомством
Авраамовым разумелись, конечно, все сущие от веры Авраамовы, все истинные
христиане, которые суть от веры Авраамовы, все истинные христиане, которые суть
истинное Авраама семя и по обетованию наследницы. О неисчислимом множестве этих
духовных потомков Авраамовых в особенности можно сказать, что они – как песок
земной, а наследие духовных и благодатных даров именно будет для них на век, на
всю вечность! …. и
поселился Авраам у дубравы Мамре, что в Хевроне… (Ст. 18). Откуда произошло
наименование дубравы Мамре? Полагают, что оно произошло от Аммореянина Мамре,
союзника Авраамова. Дубрава Море, о которой упоминается выше, находилась на
севере, на том месте, где потом построен, был Сихем, и, следовательно, отлична
была от дубравы Мамре, о которой здесь идет речь, и которая находилась на юге,
около Хеврона. Как в
древности назывался Хеврон, и какое он значение имеет в истории церкви? По
указанию священной книги, Хеврон назывался сначала именем, Арбы, или Кириас
Арбы. Это один из самых древнейших городов, построенный семью годами ранее
Цаона, или Таниса Египетского. В Священном Писании весьма часто упоминается об
этом городе, и он существует еще до настоящего времени с 10000 населением,
состоящего большею частью из Евреев и Магометан. В Хевроне находились гробницы
Сарры и Авраама, Исаака и Ревекки, Иакова и Лии. Святая Елена, мать Константина
Великого, выстроила в этих важных исторических местах христианскую церковь, но
эта церковь обращена в магометанскую мечеть, в которой и поныне показывают
гробницы патриархов. Ни один христианин сюда не проникает. Хеврон находится в
пятичасовом пути на юге от Вифлеема, населенного теперь христианами. Гл. ХIV, 14-24. Плен Лота и
благословение Авраама Мелхиседеком. Авраам,
услышав, что (Лот) сродник его взять в плен…. преследовал неприятелей до Дана …
(Ст. 14). О каком Дане упоминается здесь? С точностью это определить нельзя.
Был город Дан, находившийся на севере Палестины и получивший это свое название
уже после Моисея, при Иисусе Навине, когда колено Даново овладело эти городом.
В древности же этот город назывался Лаисом. Но по Иосифу Флавию, Даном
назывался от глубокой древности и один из истоков Иордана. Более вероятным
представляется, что Моисей говорит здесь именно об этом последнем Дане; тем
более что он не делает никакого намека на город. …. и
преследовал Авраам неприятелей до Ховы, что по левую сторону Дамаска…. (Ст.
15). Которую страну Моисей называет левою по отношению к Дамаску? Северную
сторону; ибо по древнему представлению Евреев, восток есть передняя часть, а
запад – задняя, и значит: юг на право,
север на лево. И
Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино. Он был священник Бога
всевышнего…. (Ст. 18). Был ли Мелхиседек лицом историческим? Без всякого сомнения
был, хотя некоторые – ошибочно и вопреки
сказанию Моисееву – считали его то Сыном Божьим, то Духом Святым, то ангелом,
явившимся Аврааму. «Он не есть Сын Божий, ибо уподоблен Сыну Божию; не есть Бог
(и не ангел), ибо священник, а всякий священник приемлется от человека
(происходит от человеков), т.е. через плотское рождение.
Происходил ли Мелхиседек из потомства Хамова, или был один из потомков
Сима, переселившийся из Халдеи в землю Ханаанскую? О подобном переселении Св.
Писание даже не намекает. Вероятно, - говорит блаженный Феодорит, - что
Мелхиседек происходит от народов, живших в Палестине; ибо у них был и царем, и
священником. «В этом нет, - по словам преосвящ. Филарета, - невозможного для
таких времен, в которых не исполнились еще грехи Аммореев, если несравненно
худшие времена могли произвести Валаама». ….
Мелхиседек, царь Салимский. Где находился город Салим? По сказанию Моисееву,
можно полагать, что он находился на дороге, по которой возвращался Авраам из
Дамаска к Содому. Блаж. Иероним утверждает, сто этот город царства
Мелхиседекова находился по эту сторону Иордана, при берегах этой реки. Иоанн
Креститель крестил в Енноне, близ Салима, так воды было много тут. …. вынес
хлеб и вино. Он был священник Бога всевышнего. Сретение с хлебом и вином, или
водою, было в древности обыкновенным знаком уважения, союза и гостеприимства.
Но что означает, по отношению к личности Мелхиседека, название его священником
Бога всевышнего? Этим именем он отличается не только от чтителей ложных богов,
но и от прочих царей и даже от Авраама. Хотя с царским достоинством в древности
весьма обыкновенно соединялось и священническое достоинство, но Мелхиседек был
священником в некотором особенном и преимущественном смысле. Ибо, в противном
случае, почему бы Моисею не назвать священником например царя Содомскаго, или
по крайней мере Авраама? Можно полагать, что сам Бог, некоторым особенным и
нарочитым откровением волн своей, соединил в личности Мелхиседека достоинство
царское и священническое. В хлебе и вине Мелхиседека Бл. Феодорит видит
преобразование бескровной жертвы новозаветной, или таинства Евхаристии. И
благословил Мелхиседек Авраама, и сказал: благословен Авраам от Бога
всевышнего, Владыки неба и земли. (Ст. 19). Преимущественное право этого
благословения заключается в священстве Мелхиседека. Но самое это священство,
равно как и сама личность Мелхиседека, по учению слова Божия, имела глубокое
прообразовательное значение по отношению к божественному лицу Сына Божия. Еще в
ветхом завете царь и пророк Давид в необыкновенном священстве Мелхиседека видел
прообраз священства Мессина, говоря о Сыне Божием так: ты иерей в веке по чину
Мелхиседекову. Но особенно ясно и подробно раскрыто прообразовательное значение
Мелхиседека у Апостола Павла в XII главе послания к Евреям.
Это значение открывается, во-первых, в имени Мелхиседека, которое означает царя
правды, - каковое название усвоят Мессии и пророки. Во-вторых, в звании
Мелхиседека, который был и царь, притом царь мира, и в то же время священник
Бога высшего. Так и Христос есть князь царей земных, князь мира и в то же время
архиерей великий прошедший небеса. В-третьих, в роде или происхождении
Мелхиседека, который представляется в сказании Моисеевом без отца, без матери,
без родословия, не имеющим ни начала дней, ни конца жизни. Так и Сын Божий не
имеет отца – по плотскому своему рождению, и матери – по предвечному рождению;
род же Его кто объявит? Он есть сейчас, и был, и будет. Наконец в том
обстоятельстве, что Авраам, прадед Левия, дал десятину священнику Мелхиседеку,
Апостол видит преобразование превосходства, которое возымело в последствии над
левитским священством Христово священство по чину Мелхиседеку, или новозаветные
таинства над ветхозаветными обрядами. Авраам
дал ему (Мелхиседеку) десятую часть из всего…(Ст. 20). Десятую часть чего дал
Авраам Мелхиседеку? Хотя прямо об этом не говорится в священном тексте, но по
ходу повествования видно, что десятина Авраамова была не из всего богатства
его, - но – как дополняет Ап. Павел – из лучших военных добыч Авраамовых, т.е.
приобретенных после победы над союзными царями. То
побудило Авраама дать десятину царю Салимскому? Конечно не царское достоинство
Мелхиседека, ибо Авраам был сам победитель и избавитель царей, по благоговению
уважение к необыкновенному священству
Мелхиседекову и к благословению именем Бога высшего. Авраам
сказал царю Содомскому … нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего… (Ст.
22. 24). Почему Авраам с такою силою отклоняет от себя щедрость царя
Содомского? Не по гордости конечно, а по бескорыстию и миролюбию; ибо он мог
опасаться, что Содомляне станут завидовать ему, и даже захотят силою возвратить
свою собственность, уступленную в первом порыве благодарности. Гл. XV. Четвертое Богоявление
Аврааму при таинственном обряде вступления его в завет с Богом. а) Общее обетование благоволения Божия, предсказание
о наследнике Авраама и о бесчисленности его потомства (ст. 1-6). б) Вступление
Авраама в завет с Богом (ст. 7-12). в) Откровение Божие о египетском
порабощении потомства Авраамова и о пределах земли обетованной (ст. 13-21). а. Общее обетование благоволения Божия, предсказание
о наследнике Авраама и о бесчисленности его потомства (Ст. 1-6). Чем
замечательно описываемое в этой главе явление Бога Аврааму? Это богоявление
само по себе замечательно во-первых своею продолжительностью, ибо происходит
целые сутки от одной ночи до другой; во-вторых – своею торжественностью и
наглядностью, ибо патриарх не только во сне, но и в совершенно бодрственном и
сознательном состоянии слышать голос Божия, беседует с Господом и ходит с ним,
как с человеком. По отношению же к предыдущим богоявлениям – оно замечательно
тем, что Господь в первый раз здесь объявляет, что собственный сын Авраамова,
имеющий произойти от чресл его (а не усыновленный Елиезер, как думал испытуемый
праотец), - будет его наследником, и через этого-то сына потомство Авраамово
умножится подобно звездам небесным. …. было
слово Господа Аврааму…. не бойся!… (Ст. 1). От какой боязни Господь
предотвращает Авраама? Вероятно, Авраам опасался за себя и за Лота, чтобы
побежденные цари не вернулись снова, чтобы отомстить за свое поражение и за
свой урон. ….
награда твоя весьма велика…. Какую награду, и за что Господь обещает Аврааму?
Конечно за те беспокойства и неприятности, которые до сих пор приходилось
испытывать Аврааму в земле обетования. Но не видно, однако же, во всей истории
Авраама, чтобы ему ниспослано было какое-нибудь особенное благо или счастье
земное, которое бы вполне соответствовало величию Божия обещания. Если даже и
продолжить это обещание на потомков Авраама, то во всей истории Евреев тоже не
находим ничего, чем бы до буквальной точности могло оправдаться обещание Божие
величайшей награды земной. Из этого видно, что слова Господни Аврааму «Я твой
щит, награда твоя будет весьма велика» всю свою силу имеют по отношению к
другой жизни и к иным благам, чем временная жизнь и земные блага. Авраам
сказал: Владыка Господи!… Этот Елиезер из Дамаска… домочадец мой, наследник
мой!… (Ст. 2. 3). Жалуясь на бездетность и избирая иноплеменника Елиезера своим
наследником, Авраам - по видимому –
сомневается в Божьих обещаниях о своем семени? Не сомневается, но только не
уразумевает их вполне. Он мог думать, что Бог произведет ему многочисленное
потомство именно через Елиезера, которого Авраам, по тогдашнему закону
усыновления, мог сделать своим собственным сыном. Хотя Авраам и не скрывает
перед Богом своего желания иметь собственного, а не усыновленного сына, но не
слабость веры, а смирение не дозволяет ему вполне надеяться на это. Притом же,
заявляя себя как бы вынужденным вместо родного сына назначить своим наследником
чужестранца, отец верующих не в виде жалобы делает это заявление, а только
представляет на суде Божием свое назначение. На смиренные и покорные слова
Авраама Господь в первый раз здесь объявляет, что собственный его сын, имеющий
произойти от чресл его, будет его наследником и через этого-то сына потомство
Авраамово умножится подобно звездам небесным. Авраам
поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность. (Ст. 6). Как учит АП. Павел
о вменении веры Авраамовой в праведность для него? На это вменение он смотрит
как на доказательство того, что вера есть всеобщий и всегдашний способ
оправданий людей перед Богом; что если бы сам отец верующих стал искать
оправдания в делах своих, то ему не чем было бы похвалиться перед Богом. Святые
дела конечно суть естественный плод живой веры в Бога, но не суть все-таки
источник нашего оправдания на суде Все святейшего. б. Вступление Авраама в завет с Богом (ст. 7-120э И
сказал…. Господь…. Аврааму: Я дал тебе землю эту (Ханаанскую) во владение…. Он
сказал: Владыка Господи! почему мне узнать, что я буду владеть ею? (Ст. 7. 8).
Неужели нужно было Аврааму новое уверение в верности обетований Божьих? Нет, не
нужно, и он не требовал этого уверения. Слова его выражают только желание
знать, когда и как исполняется Божие обетование, а не то, чтобы он все еще
сомневался, исполнятся ли эти обетования? Н этом новое желание Авраама Господа
и ответствует в дальнейшем видении «сколько времени потомки его будут
переселенцами, и как будут бедствовать, какого сподобятся промышления». Господь
сказал Аврааму: возьми мне трилетнюю телицу, трилетнюю козу, три летнего овна,
горлицу и молодого голубя…. (Ст. 9). Что можно приметить относительно числа
жертвенных животных при вступлении Авраама в завет с Богом? То, что для жертвы
при этом случае употребляется вдруг и вместе все те роды животных, которые в
последствии законом определены для кровавых жертв. Это в знаке того, что жертва
Авраамова была всеобщая и образцовая, вмещавшая всех потомков Авраамовых и все
роды их будущих жертв. Он
(Авраам) взял всех их, рассек их пополам, и положил одну часть против другой….
(Ст. 10). Зачем Авраам рассек пополам
жертвенных животных? Таков был древний обряд жертвоприношений при заключении
союзов, соблюдавшейся и у язычников. Отсюда произошли выражения: сыщи союз,
сыщи клятву. При этом употреблялось прохождение между рассеченными животными –
с одной стороны в знак того, что клянущиеся отсель обещаются составлять как бы
одно целое, как некогда составляли эти рассеченные части животных, а с другой
стороны с той мыслей, что с нарушителем союза должно быть поступлено так же,
как с этими жертвенными животными. Голуби и горлицы не были рассечены, поскольку
были символами чистосердечия и верности. Авраам не воспламеняет своей жертвы,
ожидая нового откровения воли Божией, хищных же птиц прогоняет, чтобы сохранить
чистоту и святость своей жертвы. При
захождении солнца крепкий сон напал на Авраама; и вот когда он пробудился,
напал на него ужас и мрак великий (Ст. 12). Чем объяснить ужас Авраама? Конечно
он был следствием близкого присутствия Божия, которое ощутил Авраам по своем
пробуждении, мрак же великий (т.е. не обыкновенный ночной, а сверх-естественный
и глубокий мрак) был символом этого присутствия, как в последствии при
Синайском законодательстве. в. Откровение Божие о египетском порабощении
потомства Авраамова и о пределах земли обетованной (ст. 13-21). И сказал
Господь Аврааму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и
поработят их, и будут угнетать их четыреста лет. (Ст. 13). Откуда и до чего
нужно считать эти четыреста лет переселения и порабощения потомства Авраамова?
Так как Евреи в Египте рабствовали и были пресельниками только 215 лет, начиная
от переселения туда Иакова и до общего исшествия Евреев; то, очевидно, что в
разбираемом месте к этим годам причисляется и время странствования в земле
Ханаанской патриархов Авраама, Исаака и Иакова, которое тоже продолжалось 215
лет. Таким образом, считая от первого призвания Авраамова из Ура Халдейскаго (в
1921 г. до Р.Х.) до исшествия Евреев из Египта (в 1491 г. до Р.Х.), получаем
период в 430 лет, который и указывается в книге Исход. Если же здесь стоят не
430, а только 400 лет, то это объясняется тем, что для круглоты числа откинуты
года Авраамова странствования со времени переселения его из Харрана (в 1916 г.)
до рождения Исаака (в 1891 г.). А ты
отойди к отцам своим в мире, и будешь, погребен в старости доброй. (Ст. 15).
Что отрадного было для Авраама в этом обетовании Божием? Этими словами Господь
обещает Аврааму, после долговременной жизни земной, вечную блаженную жизнь за
гробом с отцами. Вот та весьма великая награда, о которой говорил Бог Аврааму
выше. В четвертом
роде возвратятся твои потомки сюда (т.е. из Египта в землю Ханаанскую). (Ст.
16). Что значит здесь выражение: в четвертом роде? Т.е. после четырех столетий
или веков. Продолжительность жизни человеческой в эти времена еще была на
столько велика, что род или поколение людское можно было брать за век. Впрочем,
слово род у древних имело не одинаковое значение. …. ибо
мера беззаконий Аморреев до сих пор еще не наполнилась. Почему здесь
упоминается только об Аммореях? Потому, что среди них тогда жил Авраам. Под
именем Аммореев здесь разумеется все племена ханаанские. Притом племя
амморейское, как при Аврааме, так особенно в последующие времена, было
сильнейшим из всех ханаанских племен. Когда
зашло солнце…. вот дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными
животными. (Ст. 17). Что означат здесь видение дыма и пламени огненного,
прошедших между рассеченными животными? Под этими образами – как бы сам Бог
проходит между частями жертвы, подобно тому, как это делали люди при заключении
союзов. «Дым как бы из печи образует предсказанное здесь озлобление народа
Божия, которое и в других местах Св. Писания изображается печью железную; а
пламя огня знаменует его избавление, которое также прор. Исаия уподобляет
светильнику; огонь, прошедший между рассеченными жертвенными частями, без
сомнения воспалил их и сжег, и таким образом Господь утвердил своей завет с
Авраамом. ….
Потомству твоему даю Я землю эту, от реки Египетской до великой реки, реки
Евфрата. (Ст. 18). В какое время потомство Авраамово получило в обладание
обещанные Богом столь обширные владения? При царях Давид и Соломон границы
Еврейского царства действительно простирались до указанных здесь пределом. Впрочем,
нужно всегда иметь в виду различие между теми землями, которые Господь отдавал
народу Еврейскому собственно в наследие, от тех, которые обещал ему под именем
завоеваний. В наследие назначалась главным образом земля Ханаанская, провинции
же израильские, или завоевания, простирались гораздо дальше, - и об этих-то
последних говорится в настоящем месте. Если же Евреи не завоевали всех
обещанных Богом городов и земель, или владели ими только самое короткое время;
то этому причиной было нарушение с их стороны тех условий, на которых заключен
был завет с Богом, т.е. их нечестие и разврат. Глава XVII. Пятое Богоявление Аврааму
с переменою его имени и установление обрезания. а) Повторение Божьих обетований с изменением имени
Авраамова (ст. 1-8). б) Установление обрезания (ст. 9-14). в) Благословение
Сарры с переменой ее имени (ст. 15-17). г) Разность судьбы Исаака и Измаила
(ст.18-22). д) Обрезание Авраама с домочадцами (ст. 23-27). а. Повторение Божьих обетований Аврааму и изменение
его имени (ст.1-8).
Излагаемый в этой главе завет обрезания, – какое имеет значение для Авраама
в ряду бывших ему обетований Божьих? Он был новою яснейшею степенью откровений
Божьих Аврааму и вместе подкреплением веры Авраама, когда этот последний «уже
утомился ходить одною верою, а не видением». Обрезание Господь делает
постоянною видимою печатью истинности своих обетований в потомстве Авраама.
Предшествовавший завет огненного видения преисполнен был знаменательных и
прообразовательных действий – более со стороны Бога, а завет обрезания – более
со стороны Авраама. Таким образом, оба эти завета стоят в неразрывной связи, и
последние есть как бы продолжение и дополнение первого. Авраам
был девяносто девяти лет, и Господь явился и сказал ему…. (Ст. 1). С какою
мыслию бытописатель замечает о девяноста девятилетнем возрасте Авраама при
вступлении его в завет обрезания? Во-первых с той, чтобы показать силу и
продолжительность искушений веры Авраамовой в продолжении тринадцати лет от
рождения Измаила. Во-вторых, чтобы показать силу самой веры Авраамовой, по
которой он с надеждою принял обетование о рождении сына, и, не смотря на свою
старость, подвергнул себя болезненному обряду обрезания. В-третьих, чтобы с
точностью обозначить время в жизни Авраама, когда он увидел исполнение Божьих
обетований, ибо далее говорится, что ровно через год Авраам был должен ждать
для себя сына. Я – вот
завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов…. (Ст. 4). Какое
таинственное значение усматривается в наименовании Авраама не просто
родоначальником, а отцом многих народов? Они указывают на то, что многие народы,
родственные Аврааму не по плотскому только происхождению от семени его, но
главным образом по вере в обетованного Искупителя, соединяется некогда в одно
обширное семейство духовное, т.е. в церковь Христову, собранную со всех стран
мира. В этом-то смысл все истинные христиане называются в новом завете сущими
от веры Авраамовой, а сам Авраам отцом
всех верующих. И не
будешь ты больше называться Авраамом, но будет тебе имя: Авраам…. Сару, жену
твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра…. (Ст. 5. 15). Какое значение
имела перемена имени в ветхом завете? Во-первых, она означала власть того, кто
давал новое имя, над теми, кому давалось это имя. Так Даниил и три отрока
еврейские в халдейском плену получили халдейские имена. В этом же смысле о Боге
говорится, что Он насчитал множество звезд и всем им имена нарицая. Во-вторых,
эта перемена бывала по случаю и в память, каких-нибудь замечательных событий с
людьми. Так Иаков (запинатель) получил имя Израиля (богоборца) после того, как
он боролся с Богом. Наконец переменою имен выражали, какую-нибудь уже
случившуюся перемену с человеком, или открывшееся в нем новое замечательное
качество. Так Иосиф получил в Египте новое имя Псомфомфаних (тайновидец) после
того, как истолковал сны Фараону. Так Ноемин (красная) стала называться Марою
(горькою) после того, как умерли ее сыновья в земле Моавитской, и она осталась
горкой сиротой со своими невестками. В этом-то последнем значении всевидящий
Бог Аврааму дает новое имя Авраама (отец множества народов), определив и обещав
ему многочисленное потомство, подобно тому, как впоследствии Господь Иисус
переименовал Кифу в Петра, предвидя крепкую веру этого Апостола, и определив на
этой вере, как на камени, основать свою церковь. Перемена имени была новым
уверением для Авраама в непреложности Божьих к нему обетований. И цари
произойдут от тебя…. (Ст. 6). Какие цари произошли от Авраама? В ближайшем
значении здесь разумеются – как сам обетованный Мессия, который есть Царь царем
и Господь господем, так и все возрожденные во Христа Иисусе, которые суть
царское священие, язык свят, люди обновления. Я буду
Богом твоим и потомком твоих после тебя!… (Ст. 7). Что значит, что Бог
обещается быть Богом Авраама и семени его, когда Он есть Бог всего
человечества? Этим обращением не то хотел Господь сказать Аврааму, чтобы все
остальные народы не из племени Авраамова лишены были Божьих покровительства и
промышления, а то, что в потомстве Авраамовом, особенным действием Божия
промысла, сохранено будет истинное понятие о Боге, и что в нем явится
напоследок времен сам Мессия – Бог воплотившийся. В этом смысле самое имя
Авраама и его потомства Бог усвоил себе в ветхом завете, называя себя Богом
Авраама, Исаака и Иакова. б. Установление обрезания (ст. 9-14). Этот
завет Мой…. да будет у вас обрезан весь мужеский пол…. (Ст. 10). В чем состоит
неосновательность мнения, будто еврейское обрезание получило начало свое от
Египтян? Утверждающие это мнение основываются на сказании Геродота и полагают,
что Авраам, из подражаний Египтянам, готов уже был сам принять обрезание, как
Бог обратил это в заповедь для него и его потомства – из снисхождения. Но
Геродот жил более 1000 лет спустя после Моисея, и сам основывался на сказаниях
самохвальных жрецов египетских, любивших всему отыскивать основания в
незапамятных древностях своей национальной истории; следовательно, слова его
ничего не могут значить в сравнении с ясным и отчетливым повествованием Моисея.
С другой стороны египетское обрезание, по отзывам историков, совершенно
отличалось от еврейского. Тогда как закон обрезания у Евреев был общим и
обязательным для всех, в Египте обрезались по произволу, по преимуществу же
жрецы и люди, посвящавшие себя замятию тайными науками. У Евреев обрезался
мужской пол, а у Египтян даже и женский. У Евреев в восьмой день по рождении, а
у Египтян на 13 году от рождения. Это последнее обстоятельство дает основание
думать, что египетское обрезание заимствовано от арабских племен, которые
обрезали свих детей в тринадцатилетнем возрасте, по примеру праотца своего Измаила,
сына Авраамова, принявшего обрезание действительно на 13 году от рождения. Обрезайте
крайнюю плоть вашу; и это будет знамением завета между Мною и вами. (Ст. 11).
Какое значение имел богоучрежденный обряд обрезания? Прообразуя собою
новозаветное таинство крещения, таинственный обряд обрезания во-первых внушал
ветхозаветным людям, что плотскому
рождению всякий человек является в мире нечистым и грешным; во-вторых, что
очищение поврежденной натуры человеческой должно совершаться путем внутренней и
болезненной борьбы со страстями и посредством умерщвления похотей сердечных,
или, - как выражается Апостол,- через совлечение тела грехованного плоти.
В-третьих, обрезание плоти мужской таинственно указывало на рождение
обетованного потомка Авраамова, который имел родиться не от похоти плотской, ни
от похоти мужской, но бессменно от неискусобрачной Девы Марии и Духа Свята,
через устранение (и как бы отсечение) мужского участия. «Обрезание плоти
мужской есть как бы отрицательное выражение понятия о семени жены». Восьмой
день от рождения да будет обрезание у вас всякий младенец мужского пола…. (Ст.
12). Почему обрезание должно было совершаться в восьмой день? Потому, - как
думают, некоторые, - что восстановление человека через восстание Искупителя
имело совершиться в следующий по седьмой день. Почему не
обрезали пол женский? Не потому, что он не участвовал в завете, но в
ознаменование того, что Обетованное Семя жены, долженствовавшее спасти род
человеческий, был муж (Господ Иисус Христос), а не жена.
Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем, и купленный за
серебро твое…. (Ст. 13). С какою целью предписывалось обрезание рабов и
иноплеменников? Это было прообразовательным знамением того, что некогда все
народы и всякого звания люди примут участие в благодатном завете Бога с
человеком, образом которого был Авраамов завет. …. и
будет завет Мой на теле заветом вечным…. В каком смысле завет обрезания
называется заветом вечным? Конечно, он не был вечным по своему внешнему знаку и
по наружной форме, но был вечным по своему внутреннему значению.
Необрезанный же мужского пола…. истребится душа та из народа своего….
(Ст. 14). Что значит истребление души необрезанной из народа своего? То, что
необрезанный потеряет жизнь душевную, и даже телесную – если Богу то будет
угодно. По другим толкованиям, необрезанный будет изгнан из народного общества,
или не будет считаться Израильтянином и потеряет права гражданские. Некоторые,
наконец, под истреблением души необрезанной из народа своего разумеют смертную
казнь. в. Благословение Сарры с переменою ее имени (ст.
15-17). Сару жену
твою не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра…. (Ст. 15. 16). Что означают
имена Сара и Сарра? По объяснению Иеронима, первое имя значит госпожа или
владычица моя, а второе владычица вообще, т.е. госпожа не одной только семьи,
но многих народностей. ….
Авраам…. рассмеялся, и сказал сам себе: неужели от столетнего будет сын? И
Сарра, девяностолетняя, неужели родит? (Ст. 17). Как согласить недоумение и
смех Авраама с его крепкой верой в обетование Божие? Слова Авраама не выражали
недоумения и колебания веры, ибо, по Апостолу, он в обетовании Божия не
усомнится не верованием, но возможно верою, но выражали благоговейное
удивление, и смех его был играние радости, а не усмешка неверия. Так объясняет
смех и недоумение Авраама Блаж. Августин. Некоторые думают, что на этот самый
случай указывает Иисус Христос, когда говорит, что Авраам, видев Его день,
возрадовался. г. Разность судьбы Исаака и Измаила (ст. 18-22). И сказал
Авраам Богу: о, хотя бы Измаил был жив перед лицом Твоим! (Ст. 18). В
заботливости Авраама о судьбе Измаила не слышится ли недоверие к Божьим
обетованиям об Исааке? Нет, здесь слышится простая и естественная любовь отца к
сыну, хотя и рожденному от рабыни. Авраам мог думать, что этот сын отвергается
Богом, поскольку Бог свои милостивые обетования изрекает о сыне Сарры, а не о
сыне Агари. С другой стороны в словах Авраама слышится глубокое смирение, по
которому он считает себя недостойным великих милостей, обещанных ему от Бога,
и как бы желает их уменьшения: «И то для меня было бы великою милостью,
Господи, - как бы так говорил Авраам, - если бы даже только Измаил благословенен
был Тобою»! |
|