Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Протоиерей
МИХАИЛ ХЕРАСКОВ


РУКОВОДСТВО
к последовательному чтению
ПЯТИКНИЖИЯ МОИСЕЕВА




О колене Рувимовом.

 

     Сущность Иаковлева предсказания о колене Рувимовом состояла в следующем. (Ст. 1-2). Так как Рувим, обуреваемый некогда постыдною страстью, бушевал как вода, и осквернил ложе отца своего; то за это лишится прав и преимуществ первородства своего, т.е. не получит ни двойной части наследства, ни жреческого, ни судейского достоинства, - все это перейдет в другие колена.

     Предсказание патриарха исполнилось с всею точностью. Некогда рувимляне Дафан и Авирон, вместе с левитом Кореем, задумали, было возвратить утраченные своим родоначальником права священство и властительства, но погибли самым ужасным образом со всеми своими собщниками.

 

О коленах Симеоновом и Левиином.

 

     Припоминая жестокую мстительность сыновей своих Симеона и Левия против Сихемлян, Иаков негодует против их свирепости, и проклинает их гнев; а за тесное сообщество в злодейском умысле, угрожает в будущем не только разделением их колен и взаимным удаление друг от друга по месту жительства, но и полным разъяснением по земле Израильской. (Ст. 5-7).

     События вполне оправдали пророческие  слова патриарха. При разделе земли обетованной – колено Симеоново не получило самостоятельного и отдельного участка, а дана была ему доля в колене Иудовом, и притом столь недостаточная, что нужно было с оружием в руках приобретать земли в окрестностях горы Сеир, и в долине Герарской. Таким образом, колено Симеоново отделено было от всех остальных, Есть предание, опирающееся на авторитет Иерусалимского Таргумима, и приводимое Тертуллианом и Амвросием, что Симеониты, для приобретения средств к жизни, расходились по земле Израильской в качестве учителей и воспитателей детей. Это же предание приводит Фагиус. Что касается колена Левиина, то известно, что оно не получило отдельного участка в земле обетованной, но только несколько городов, разбросанных в каждом колене.

 

О колене Иудином.

 

     Благословение, данное Иуде, превосходило все остальные по глубине своего содержания и по обилию обетовании. (Ст. 8-12). Эти обетования касались, во-первых, славной и блестящей будущности собственно колена Иудина, а во-вторых, предзнаменовали, по словам Златоуста, все то, что относится к Христу.

     Постепенно возрастающее могущество, воинскую славу и первенство колена Иудина перед всеми остальными коленами патриарх пророчески рисует под образами молодого львенка (скимна львова), затем льва, возвращающегося с добычей, и львицы, покоящейся со своими детьми. Действительно, воинский дух сказался – как в молодом льве, в сынах Иудиных, когда, по смерти Иисуса Навина, они стали во главе своих соотечественником, и ринулись на брань с ханаанскими племенами. Львом, возвращающимся с добычей, Иуда явился в победоносное царствование Давида, знаменитого победителя Голиафа, и воинственнейшего из всех царей еврейских. Отдыхающей же львицей, в самом покое своем страшной, явились сыны Иудины в блестящее и мирное царствование Соломона. В приложении же к Христу Спасителю, именующемуся в Писании львом от колена Иудина, пророчество Иаковлево имело тот смысл, что некогда Великий Потомок Иуды покорил себе все народы; ибо в церковь Его вступят люди от всех племен земных, и от имени Иисусов поклонится всяко колено небесных, земных и преисподних. Образ же покоящегося льва, которого никто не смеет возбудить, указывал на смерть и гроб Христа Спасителя, в котором он покоился как царь, область имевший паки приятия ю. Поэтому церковь поет ему: «возбудил еси (воскреси еси) уснув, царски рыкавый, яко от Иуды лев».

     Затем, продолжая будущую славную историю колена Иудина, патриарх восклицает «не отойдет скипетр от Иуды и жезл от чрев его, т.е. постоянно булат происходить из племени Иудина цари еврейские, держащие скипетр и носящие властительный жезл, - пока не придет Примиритель, т.е. до тех пор, пока не придет Мессия-Примиритель, (по евр. Шило). И Ему покорность народов, - по-славянски Той чаяние языков, т.е. пришествий Его ожидают и язычники, которые также покорены будут Его Евангелию, как и сыны Израиля. Таков смысл этих пророческих слов Иакова об Иуде, по единогласному разумению не только отцов церкви христианской, но и учителей еврейских. Событие этого пророчества наступило тогда, когда, незадолго до рождения Спасителя, Иудеи потеряли свою политическую самостоятельность под властью Римлян; и с тех пор, как чужестранец Ирод Идуямеянин вступил у них на престол, они перестали иметь своих собственных царей. Потом и Иерусалим был разрушен до основания, а Иудеи расселялись по всей земле.

     Наконец, пророчески изображая плодородие земли, которая выпадает на долю колена Иудина при разделе земли обетованной, патриарх Иаков употребляет следующие символические образы. «Винограда будет так много в этой стране, что без всякого сожаления станут привязывать к виноградным лозам рабочих животных, как бы к простым и диким деревьям, а в виноградном вине будут мыть одежды свои, как бы в воде; и очи сынов Иудиных постоянно будут сиять веселием от вина, которого будет неистощимое изобилие. И молока будет так много, что оно постоянно будет белеть в зубах у благоденствующих обитателей страны той». Действительно, виноград окрестностей Ен-Геди, находившихся в колене Иудовом, пользовался в последствии великою известностью. Огромная виноградная кисть, принесенная соглядатаями Моисеевыми из земли обетованной, найдена было в долине Есхол, находившейся в полу силе от Сорека, некоторой местности в колене Иудовом. В таинственном же смысле, - кровь гроздов виноградных в пророчественной речи Иакова указывала, по мнению св. отцов, - на искупительную кровь Христа Спасителя, в которой он омочил одежду плоти своей; а осленок и сын ослицы, привязанные к виноградной лозе, указывала на то событие из жизни Богочеловека, когда он шел в Иерусалим на страдании – въедь на жребяти осла, в знак подчинения язычников игу закона своего. Блеск же очей и белизна зубов суть символические образы божественной красоты воскресшего Спасителя, и обилия благодати в Его духовном царстве.

 

О колене Завулоновом.

 

     Завулону предсказал Иаков поселение в приморских областях Палестины, и распространение участка Завулонова до границ Сидонских (Ст. 13).

     Как исполнилось пророчество о Завулоне? Из книги Иисуса Навина видно, что Завулоново колено получило свой участок в тех именно пределах, о которых пророчествовал Иаков. Этот участок простирался с востока на запад от моря Тивериадского до моря  Средиземного, где были пристани для кораблей. Под именем Сидона разуметь нужно конечно не самый город Сидон, но страну Сидонин, которая действительно была сопредельная Завулонянам, - между тем как Сидон удален был от них по крайней мере на сорок миль.

 

О колене Иссахаровом.

 

     Иссахару предсказал  мирную и трудолюбивую жизнь (под образом сильного и работящего осла) в прекрасном участке, орошаемом протоками вод. (Ст. 14-15).

     Участок колена Иссахарова был действительно, как предсказывал Иаков, одним из лучших участков в Палестине. Между многими плодоносными долинами здесь была известная своею приятностью долина Иезреельская, простиравшаяся до Иордана. Мирный же и спокойный характер Иссахарян виден из того, что все они как братья, как члены одной семьи, беспрекословно следовали слову своих старейшин, и из колена их происходили не воители, а люди разумные, которые знали, что когда надлежало делать Израилю.

О колене Дановом.

 

     Дану предсказал, что он будет иметь своих судей, и станет отличаться змеиною хитростью и коварством. (Ст. 16-18).

     Действительно, и из этого колена, как и из других, возникали впоследствии судьи. Таков был Самсон. Оправдалось и то, что сыны Дановы отличались змеиною хитростью и коварством, Эти качества проявились, например при завоевании Лаиса и похищении идолов из дома Михи. Изрекая свои благословения Дану, Иаков восклицает: «на помощь твою надеюсь, Господи!» Этим восклицанием патриарх Иаков выразил свою веру в истинного Спасителя Израильского народа, которого Самсон был только прообразом.

 

О колене Гадовом.

 

     Гаду предсказал, что он будет тесным врагами, но отразить их нападения. (Ст. 19).

     Что «толпа будет теснить Гада», - это вполне оправдалось. Удел колена Гадова простирался от восточных берегов Иордана – далее к востоку до горы Арнона, и подвергался постоянным нападениям Аммонитян, Моавитян и других народов, обитавших около аравийских пределов. Некогда Аммонитяне овладели частью земель, принадлежавших Гаду, и производили так страшные жестокости; а во времена судей с огромными силами они вторгнулись в Галаадскую страну, и утесняли жителей колена Гадова в продолжении 18-ти лет. Но и он (Гад) оттеснит ее (толпу) по пятам, пророчествовал Иаков. Это также вполне оправдалось. Ибо Иеффай, судья из колена Гадова, свергнул иго Аммонитского рабства;  во времена позднейшие жители колена Гадова, в совокупности с Рувимлянами и Манассиянами, нанесли страшное поражение Агарянам и другим аравийским племенам, и жили на местах их до переселения ассирийского. Поэтому и Моисей во Второзаконии сравнивает Гада со львом, сокрушающим мышцу и голову.

 

О колене Асировом.

 

     Асиру предсказал, что в его участке будет превосходный хлеб, и обилие всяких утонченным яств и плодов (Ст. 20).

     Известно, что прекрасная долина Кармильская, изобиловавшая всякими плодами и произрастениями земными, досталась именно в уделе колену Асирову.

 

О колене Неффалимовом.

 

     Неффалиму предсказал, что он, подобно серне, возлюбить свободу, и будет избегать врагов своих; но в случаях нужды будет быстер на войне, как верна, и будет говорить прекрасные речи (Ст. 21).

     Некоторые видят исполнение этих слов в Вараке, судии из колена Неффалимова, который сначала оказал робость, но потом храбро и стремительно напал на врагов, вместе с Деворою воспел прекрасную песню.

 

Об Иосифе.

 

     Иосифу предсказал многочисленное потомство под образом отрасли плодоносного дерева, разросшегося до верха стены, около которой оно посажено (Ст. 22-26). Затем, приведя на память судную судьбу Иосифа, Израиль призывает на него всю полноту благ земных: с неба – росу и дождь, от бездны – плодотворные разливы рек и источников земных, от сосцев и утробы - многочадие и благоденствие семейное.

 

О колене Вениаминовом.

 

     Вениамину – под образом хищного волка, предсказал воинственный дух, и приобретение богатых добыч от войны. (Ст. 27).

     Исполнение этого пророчества можно видеть, во-первых в войне Вениамитян, которую они вели некогда против всех соединенных колен Израильских, и после двух победоносных сражений – едва не погибли было сами; главным же образом в воинственных походах царя Саула, происходившего от колена Вениаминова. Обильные добычи, приобретенные в этих походах, конечно разделяемы были Саулом по преимуществу между своими единоплеменниками Виниамитянами.

     Общее примечание о пророчествах Иаковлевых. Вознамерясь перед смертью благословить своих детей, престарелый Израиль хочет передать им в наследие те великие обетования Божии, которые он сам унаследовал от отцов своих – Авраама и Исаака. Но эти обетования, как известно, были двоякого рода: во-первых, ему обещалась во владение земля Ханаанская, а во-вторых, обещался Великий Потомок, ради которого благословятся все народы земли. А так как после Иакова от сыновей его имели образоваться 12-ть отдельных колен; то очевидно – невозможно было каждому колену в отдельности унаследовать от Израиля во всей целости его двойственное наследие, ибо Мессия мог произойти только от одного колена. Поэтому-то патриарх Иаков делает наследником духовных обетовании от Мессии одного только сына своего Иуду, а остальных детей награждает только земными благословениями, делит между ними разные участки земли Ханаанской. Вот почему и евангелисты родословную Спасителя ведут от Авраама, Исаака и Иакова через Иуду, минуя остальных сыновей Иакова.

 

б. Завещание Иакова.

 

     И заповедал им Иаков.... похороните меня с отцами сими.... (Ст. 29-32). Это предсмертное завещание патриарха Иакова свидетельствует об его глубокой вере в обетования Божии, в силу которых его потомство должно было обладать землею Ханаанскою, и переселиться туда. «Праведник этого не завещал бы (т.е. перенесения костей своих), - говорит св. Златоуст, - если бы верно не знал о будущем возвращении Израильтян».

 

в. Смерть Иакова.

 

     И окончил Иаков завещание.... и положил ноги свои на постель....и приложился к народу своему.... (Ст. 33). Мирная и тихая кончина патриарха служит доказательством его святости; ибо он, - по словам Златоуста, - как бы с удовольствием встретил свою смерть. Выражение же «приложился к народу своему» заключает надежду воскресения, - рассуждает блаж. Феодорит; ибо, если бы люди совершенно погибали, а не переходили в другую жизнь, то не сказал бы «приложился к народу своему». И Господь отсюда извлек обличение неверию Саддукеев.

 

Гл. L. Вера Иосифа в возвращение народа Божия в обетованную землю.

 

     И сказал Иосиф братьям своим: я умираю, но Бог посетит вас, и выведет из земли этой в землю, о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову (ст. 24). Вера эта тем замечательнее в патриархе Иосифе, что не могли ни ослабить, ни затемнить ее тот блеск и роскошь, которые окружали Иосифа в Египте. Так дорого и свято было для патриархов обетование Божие о наследии земли Ханаанской! Конечное за видимой и чувственной стороной этого обетования они прозревали очами веры блага высший и духовные, и предчувствовали, что в этой именно земле должно впоследствии открыться тождество благодатного царства Божия на землею. Это свидетельство о вере Иосифовой дает и ап. Павел.

     И заклял Иосиф сынов Израилевых, говоря: Бог пометит вам, и вынесите кости мой отсюда! (Ст. 25). Из этих слов Иосифа можно полагать, что перед смертью своею он собирал к себе всех Израильтян, как сделал это впоследствии Иисус Навин, и высказав перед ними торжественное исповедание своей веры, оживил их дух и преподал наставление на те злосчастные времена рабства и унижения, которые имели скоро наступит для Израильтян в Египте. Из книги Исход усматриваем, что завещание Иосифа в точности исполнено при исшествии Евреев из Египта.

     И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его, и положили в ковчег в Египте. Замечательно, что Иосиф не делает завещания о перенесении своего тела в обетованную землю – тот час после смерти своей, как сделал это Иаков. Полагать можно, что он предвидел сопротивление со стороны Египтян, которые подорожили бы его прахом. С другой же стороны он желал, чтобы присутствие его останков в земле Египетской напоминало Египтянам его заслуги, и поддерживало бы благоволение царей египетских к его единоплеменникам; а в будущие злосчастные времена – служило бы для Евреев залогом избавления, и возбуждало бы их веру.

 

Прообразовательное значение Иосифа.

 

     Св. отцы церкви в злостраданиях Иосифа, и в последовавшей затем славе его – видят совершенное подобие спасительных страданий Иисуса Христа. Иосиф был предметом ненависти своих братьев, - и Спаситель был, ненавидим Иудеями. Иосиф был послан отцом своим отыскивать своих братьев, - и Господь был послан Отцом Небесным для взыскания погибшего человечества, которое он не стыдится нарицать своею братиею. Иосиф был продан в рабство своими братьями, - и Спаситель был продан одним из своих учеников за цену раба. Иосиф  находился в темнице между друз осужденных, из которых один получил свободу, а другой казнен, - Иисус Христос распят был среди двух злодеев, их которых один погиб, а другой получил спасение. Иосиф, по исшествии из темницы, возведен в необычайное достоинство, - Иисус получил, по воскресении, всякую власть на небе и на земле. Иосиф послужил спасению многочисленного народа от голодной смерти, - и Господь был для людей хлебом чудесным, сшедшим с небес. Иосиф примирился с братьями своими, - и Господь некогда восприимет в недра церкви своей отверженных Иудеев, и так весь Израиль спасется. Поэтому-то православная церковь в понедельник страстной седмицы творит воспоминание об Иосифе прекрасном, как живом прообразе страждущего Христа Спасителя.

 

 

 


КНИГА ИСХОД

 

     Название книги в еврейской и греческой библиях. Вторая книга Моисеева в еврейской библии называется начальными своими словами «Елле-Шемот – эти суть имена», т.е. имена сынов Израилевых, которые вошли в Египет с Иаковом. Греческое же название этой книги есть «Еξоδоς – Исход»; поскольку главный предмет ее есть повествование об исходе Израильтян из Египта.

     Период времени, обнимаемый содержание книги Исход. Период времени, обнимаемый содержанием книги Исход, весьма небольшой, - всего около 145 лет. Ибо от смерти Иосифа до рождения Моисея протекло около 64-х годов. Моисей же вывел народ Израильский из Египта на 80-м году от рождения. Затем в следующем году им устроена Скиния свидения, - чем и оканчивается книга Исход. Все эти года в общей сложности и составят 145 лет.

     Время, место и цель написания. Книга Исход написана Моисеем в пустыне Аравийской, по принятию от Бога законов нравственных и гражданских. Впрочем, вероятно, что не в одно время и не вдруг написана эта книга, но по мере сообщаемых откровений Божьих Моисею при горе Синае; ибо Господь неоднократно и неодновременно повелевал Моисею записывать в книгу разные свои предписания и разные происшествия.

     Что же касается цели написания книги Исход, то ее можно усматривать в том, что, во-первых, показать исполнение завета, данного Богом Аврааму – о наследии земли Ханаанской; во-вторых, увековечить те законы, которыми должен был руководствоваться Израиль и его потомки во времена последующие; в-третьих, изобразить попечение Господне о церкви, основанной в избранном народе Израильском; и наконец в-четвертых изложить в прообразованиях тайны церкви новозаветной.

      Краткий очерк содержания исторического и законоположительного. В книге Исход примечается две главные части – историческая и законодательная. Историческая часть заключает в себе три отделения со вступлением (прологом). Во вступлении (пролог) предпосылается картина страданий народа Божия в египетском рабстве. Затем излагаются дивные пути Промысла в жизни Моисея, воздвигнутого Господом для спасения своего народа. Далее повествуется о том, как Господь приуготовлял Евреев к освобождению от рабства египетского. Наконец идет рассказ о самом исшествии Евреев и о путешествии их до Синая. В законодательной части примечаются также три отделения, со вступлением (прологом) и заключением (эпилогом). Во вступлении излагаются предварительные обстоятельства, или внешняя обстановка синайского законодательства. Затем излагается свод законов нравственных и гражданских, скрепленный вступлением Евреев в завет с Богом. Далее идет свод законов церковно-богослужебных – об устроении скинии и священства. После этого повествуется о нарушении и восстановлении синайского завета. В заключении (эпилог) делается подробное описание того, как Моисей исполнил Господни повеления об устроении скинии и священства.

 

Гл. III и IV. Божие повеление Моисею избавить Израильтян от рабства египетского.

 

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

а) Явление Моисею Иеговы в горящей купине (ст. 1-5). б) Откровение об избавлении Евреев, и назначение Моисея на это дело (ст. 6-10111110. в) Двукратное отречение Моисея (ст. 11-22).

     Моисей пас овец и Иофора тестя своего.... (Ст. 1). Так изменилась жизнь Моисея в земле Мадиамской! Сын царевны египетской, воспитанный во всей мудрости египетской, мирно пасет стадо! В этом видны премудрые цели Гопода Бога, промышлявшего о будущем вожде и законодателе народа еврейского. Господь устроял, чтобы отрешенный от египетской роскоши и блеска, Моисей возрос и укрепился духом для своего будущего великого призвания – посредством молитвенного само углубления и религиозных созерцании среди природы, и в тишине пустынного уединения.

    Однажды повел он стадо далеко в пустыню.... Что за место для пастбища – пустыня? Словом пустыня в Свящ. Писании называется иногда не собственно пустынное, т.е. бесплодное и сухое место, а просто не возделанное и не запаханное место; а в таких местах росла на востоке высокая и густая трава. Поэтому халдейский парафраст излагает это место так: «вел стало на лучшие пастбища пустыни». И у нас есть в своем раде травянистые пустыни, называемые степями.

     ....и пришел к горе Божией Хориву. Что известно о горе Хориве? Хорив, обильные источниками и сочной травой, находится в соседстве с горою Синаем. Это суть две вершины одной и той же горы» поэтому в Писании об эти горы нередко называются одна вместо другой. Горою Божию Хорив назван здесь – или за свою высоту, по свойству еврейского языка прилагать имя Божие для выражения превосходства, - или же в память действительного явления Божия на этой горе.

     И явился ему Ангел Господень в пламени огня.... (ст. 2). Кто этот Ангел Господень? По изъяснению отцов – это есть Ангел завета, предреченные пророком Малахиею, т.е. сам Сын Божий. Этому Ангелу почти на каждой строке этой истории приписываются божеские свойства.

     .... И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает.... Действительное горение видел Моисей, или только вид пылающего огня? Действительное горение; ибо в противном случае – это было бы только обман чувств, и не было бы никакого чуда, что призрачный огонь не жен куста. Но, без всякого сомнения, огонь, виденный Моисеем, по мнению толкователей, был чистейший, нежели обыкновенный огонь, и притом без дыму и смраду, - что собственно и привлекло внимание Моисея; и терновый куст, - объясняет Иосиф Флавий, - был объят огнем, но огонь не вредил ни мало его зелени цветов, и не опалял ветвей с висящими на них плодами.

     Моисей сказал: пойду и посмотрю на это великое явление, от чего куст не сгорает. (Ст. 3). Какое таинственное значение дают горячей купине отцы церкви? Григорий Великий и Кирилл Александрийский видят в не предъизображение новозаветных событий, именно: воплощение Сына Божия, который «чистейшее существо своей божеской природы (огнем изображаемой) соединил с бренною  плотью вашей нераздельно, но и неслиянно; так что и божество не поглотило и не потребило человечество, и человечество не преложилось в божестве». Григорий Нисский в купине Моисеевой видит Девы чудо, бессменно зачавшей и родившей Сына Божия. В приложении к ветхозаветной церкви, видение купины изображало состояние церкви в Египте; где она в пламени гонения казалась тленным и слабым тернием, и, однако, не долженствовала истребиться. Так объясняют купину Филон и блаж. Феодорит.

     .... воззвал к Моисею Бог из среды куста.... Явившийся Моисею Бог, не имел ли какого нибудь видимого образа, напр. человеческого? «Нет, не видно, чтобы Ангел явился Моисею в каком-нибудь видимом образе, отдельном от купины. В повествовании Моисея и Стефана находится только пламя и глас».

     И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих.... (Ст. 5). Зачем Моисею повелено было скинуть обувь? В древние времена иззутие сандалий было знаком благоговения и почтения. Вот почему и священники впоследствии должны были отправлять свое служение в святилище с обнаженными ногами. Явившийся Иисусу Навину Архистратиг требовал также иззутия сапог.

     Восточные народы и до сих пор соблюдают этот обычай, в особенности магометане не входят в свои мечети иначе, как разувшись. Эфиопские христиане также, входя в свои храмы, оставляют сандалии у дверей.

     И сказал Моисею Бог: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова.... (Ст. 6). Этими словами Господь внушает Моисею, что хотя патриархи отошли из временной жизни, но Господь пребывает с ними в вечности, и помнит свои милостивые обетования, данные им об их потомстве, ныне страждущем, ибо несет Бог мертвых, но Бог живых.

     И иду избавить его (народ Израильских) от руки Египтян... Какая идея выражается словами, что Бог идет избавить Израиль от руки Египтян? «Бог, - говорит блаж. Августин, - нисходит, по выражению Писания, когда являет что-либо на земле сверхъестественное; так что, превышая обыкновенный порядок мира, особенным образом обнаруживает свое присутствие».

    .... (и ввести его) в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед.... Палестина пространством не отличалась, поэтому название пространное дается ей конечно по сравнению только с землею Гесем, еде до сих пор жили Евреи. Впрочем, можно сказать, что в тогдашнее время вообще было мало государств, которые превосходили бы своим протяжением землю Ханаанскую в ее целом объеме. Выражение – земля, кипящая молоком и медом означает землю обильную всеми произведениями природы, в особенности пастбищами для стад и пчелами. Молоко и мед берутся как лавные признаки богатства животного и растительного царства земли обетованной.

     Примечание. Не должно ссудить о плодородии земли Ханаанской по нынешнему ее состоянию. Ничего удивительного нет, если по прошествии белее чем 30-ти веков, непрерывно опустошаемая войнами и оставляемая в небрежении вод владычеством неприязненных обладателей, как то – Римлян, Арабов, потом египетских султанов, наконец, Турков. Палестина – из земли, кипящей молоком и медом, превратилась в пустынную и бесплодную страну, возбуждающую печаль и грусть в путешественнике. О древнем же ее плодородии – согласно говорят не только богодухновенный Моисей; но Иосиф Флавий, Страбон, Тацит, Егезипп и Диодор Сицилийский.

     Я выведу – сказал Господь – народ мой.... в землю Хананеев, Ферезеев, Гергесеев, Евсеев и Иевусеев.... Как определить местопребывание исчисляемых здесь народов, занимавших обетованную землю до пришествия в нее Израильтян? «Именем Хананеев, в большинстве случаев, называются в Свящ. Писании все вообще потомки Ханаана, заселившие Палестину. Но здесь этим именем обозначается особое хананейское племя, жившее при море (Средиземном) и при берегах Иордана, т.е. на восточный и на западной стороне Палестины».

     «Хеттеи, от Хета, сына Ханаанова, издревле жили около Хеврона, где у Хеттеян Авраам купил поле и пещеру для погребения Сарры».

     «Аморреи – жили сначала на западном берегу Иордана и Мертвого моря; потом, по разделении с Моавитянами, они утвердились между потоком Арноном и Иавоком, пока наконец царь из Сион был побежден Моисеем».

     «Ферезеи – жили около Вефиля. Потом находим их близ Сихема, и далее на север Палестины».

     «Гергесеи – обитали по западной стороне Иордана и Мертвого моря от Иерихона до Сихема».

     «Евеи – жили при подошве Ермона, на северных пределах земли Ханаанской, в Антиливане, в долине и при истоке Фиал, откуда берет свое течение Иордан».

     «Иевусеи – около Иерусалима, который и назывался прежде Иевусом, где они держались до времени Давида».

     Моисей сказал Богу: кто я, чтобы мне идти к Фараону.... и вывести из Египта сынов Израилевых?... (Ст. 11). Не высказал ли здесь Моисей непослушания Богу, и не обнаружил ли маловерия? Ни то, ни другое; ибо Моисей хорошо знал, кто посылает его, и конечно верил всемогуществу посылавшего. Напротив, в словах Моисея ясно высказывается глубочайшее чувство благоговения к воле Иеговы, и искреннее сознание своих немощей и своего недостоинства.

     И сказал (Бог): Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ (Мой) из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе. (Ст. 12). В чем здесь сила уверения Божия? Действительно Господь употребляет здесь необычайный, по-видимому, способ уверения, утверждая будущее событие (избавление Израильтян) указанием на другое, еще более отдаленное событие (принесение жертвы избавленным Израилем при горе Хорив). Сила уверения Божия состоит здесь в указании им на неизменность и решительности своих вечных определений, простирающихся в отдаленное будущее. Но, во всяком случае, такое уверение Божие показывает крепкую веру в Моисеев, и восприимчивость его чистой души к сверх-естественным откровениям. Подобным образом пророк Исаия уверял впоследствии царей – Езекию и Ахаза.

     И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым, и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? что сказать мне им?... (Ст. 13). Чем объяснить новое колебание Моисея после уверения Божия? Здесь Моисей колеблется уже не за себя, а за Израильтян. Основания или побуждения для этих новых колебаний имел он следующие: 1) Чем тяжелее было египетское иго, тем невероятнее могло показаться Евреям избавление от него. 2) Чем важнее было посланничество Моисея от самого Бога, тем естественнее Евреи могли потребовать от него доказательства этого посланничества. 3) Наконец Моисей вспомнил, конечно, о значительной испорченности, грубости и чувственности Евреев, от которых надо было теперь потребовать веры, твердого упования и повиновения.

     Но почему Моисей ожидал, что его спросят Евреи об имени Божьем? Боги египетские, которым Евреи приучались уже кланяться, все имели свои особенные имена, поэтому вопрос об имени Божьем весьма мог быть натурален со стороны Евреев, уже начавших блудить в Египте, т.е. ходить в след богов иных. И нужно было, чтобы народ израильский умел отличать от этих ложных богов истинного Бога – даже по имени.

     Бог сказал Моисею: Я есть Сущий, и сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий (Иегова) послал меня к вам.... Вот имя мое на веки! (Ст. 14. 15). Этим именем Господь выражает вечность, самобытность и неизменяемость своего существа, и хочет дать понять Моисею, а через него и Евреям, страждущим в Египте, что Он готов осуществовать (т.е. привести в исполнение) обетования, данные Аврааму, Исааку и Иакову. После пленения вавилонского Иудеи страшились произносить имя Иегова, и даже употреблять в сочинениях. Поэтому то может быть LXX толковников полагали вместо этого имени слово Кύριος – Господь.

     .... и пойдешь ты и старейшины Израилевы к (Фараону).... и скажете ему.... отпусти нас в пустыню, на три дня пути, чтобы принести жертву Господу.... (ст. 18). Не было ли лжи и обмана со стороны Евреев перед Фараоном, что они, имея намерения совсем оставить Египет, просятся только совершить богослужение в пустыне? Что Евреи сначала просятся не вовсе из Египта, а только в пустыню, - в этом нет обмана; ибо такова, в самом деле, была сначала воля Божия, чтобы перед выходом своим из Египта - Евреи совершили наперед богослужение в пустыне. Если бы Фараон отпустил Евреев для богослужения; то они, конечно, снова обратились бы к нему с просьбой – об окончательном отпуске из Египта. Но Фараон тотчас же обнаружил свое упорство и жестокость. Сам Иегова объясняет дальше Моисею, что Фараон не захотел бы и выслушать Евреев, если бы они прямо стали просить у него совершенного отпуска из Египта. Поэтому «Бог повелел предложить Фараону просьбу об отпуске в пустыню, без сомнения не для того, чтобы обмануть его, но чтобы показать больше его несправедливость и оправдать пути свои».

     И дам народу Израильскому милость в глазах Египтян.... каждая женщина выпросит у соседки своей.... вещей серебряных и вещей золотых, и одежд; и вы.... оберете Египтян. (Ст. 21. 22). Какое право имели Евреи на сокровища Египтян, и чем расположены были эти последние отдавать их Евреям? Евреи не были пленниками Египтян, а только пришельцами египетскими; следовательно, имели полное право на награду за те долговременные и изнурительные труды, которыми, вопреки всякой справедливости, так долго мучили их Фараоны египетские; почему Бог, как говорится в книге Премудрости, воздал преподобным мзду трудов их, и праведные взял корысти нечестивых. Отдавать же сокровища свои Евреям Египтяне расположены были, конечно, страхом чудес, явленных при исшествии Евреев силою Бога их Иеговы, и может быть даже обыкновенным дружественным чувством и состраданием к удалявшимся странникам, по восточным гостеприимным обычаям. Это последнее, между прочим, утверждает Иосиф Флавий. Народ египетский, по крайней мере, некоторые из народа, могли не разделять жестокосердых чувств своих повелителей в отношении к Израильтянам. Замечательно, что впоследствии Господь говорил народу своему: не гнушайся Египтянином, ибо ты был пришельцем в земле его, т.е. предполагается, - пользовался его гостеприимством. Примечательно и то, что в жестокости и упорстве по отношению к Евреям Господь обвиняет одного царя их. В последствии самые слуги и приближенные Фараона восстали против его упорства.

 

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ.

 

А) Новые троекратные отречения Моисея и чудеса для убеждения его (ст. 1-17). б) Приготовление Моисея к возвратному путешествию в Египет и новые наставления Божии (ст. 18-23). в) Первые обстоятельства возвратного путешествия Моисея в Египет, и явление Моисея с Аароном перед страждущим народом Израильским (ст. 24-31).

     И отвечал Моисей и сказал: а если они не поверят мне и скажут: не явился тебе Господь? (что сказать им?) (Ст. 1). Что было поводом для этого третьего отречения Моисеева? Может быть, неверие собственно народа Израильского, т.е. грубой и неверующей толпы, а не старейшин, к которым Господь выше повелевал, обратился Моисею. Впрочем, это было не столько новое отречение Моисея, сколько продолжение его предыдущей беседы с Иеговою, или новый вопрос об одном и том же предмете, т.е. как возбудит веру и надежду в порабощенном Израиле. «Положи, Господи, - как бы так говорил Моисей, - народ Израильский, услышав имя твое, поверит твоей силе и могуществу; но чем убедить его, что Ты не только можешь, но и хочешь спасти его, и именно через меня?» Для уверения Моисея Иегова вооружает его силою чудотворений.

     И сказал ему Господь: что это в руке у тебя? Он отвечал: жезл и проч... (Ст. 2). Чем замечательно чудо с жезлом в историческом отношении? Тем, что оно было первое чудо в ветхом завете, совершенное руками человеческими, и Моисей был первый чудотворец. Достойно примечания, что появление и умножение этих чудес совпадает с наступлением перемен подзаконных, когда уменьшилось в людях свойственная временам патриархальным сердечная восприимчивость к внутренним и непосредственным глаголам Божьим.

     .... и жезл превратился в змея.... и сказал Господь Моисею.... возьми его за хвост.... и он стал жезлом в руке его... (Ст. 3. 4). Чем отражается мнение неверия, что чудо с жезлом было только кажущееся явление, происшедшее от поражения внешних чувств Моисея? Внезапное поражение и исцеление внешних чувств Моисея также было бы трудно объяснить, как превращение жезла в змея, и обратно; даже еще труднее, ибо Бог для укрепления веры в Моисее – употребил бы призрак и обман чувств. Относительно же того, почему посох, превращенный в змея, необходимо и немедленно должен был возвратиться в свой первобытной вид, - нужно заметить, что этот змей жил не естественною жизнью; оживление его было вне порядка природы и законов органических, а это не могло остаться так на долго.

     .... и он (Моисей) положил руку свою к себе в пазуху... и вот рука его побелела от проказы, как снег.... и он снова положил руку... в пазуху.... и вот, она опять стала такою же, как тело его.... (Ст. 6). Что за болезнь была проказа? Были три вида проказы: 1) под названием белой (ǎλφος....), которая открывалась в белых пятнах по телу; эти пятна были не велики, но усевали все тело, сливались между собою и делали кожу не нем шероховатою и жестокою. 2) Проказа черная (μέλας....), отличная от первой только цветом; и 3) также белая (называемая λευχή....), но более заразительная, которая глубже проходила в тело, нежели первая, и была самая злая. Она покрывала тело белыми струпами, самые волосы белели, кожа, изъязвленная и растресканная спадала и обнаруживалось живое мясо.

     .... Если... не поверить двум этим знамениям...; то возьми воды из реки и вылей на суше; и вода, взятая из реки, сделается кровью на суше.... (Ст. 9). Сотворил ли Моисей это третье чудо перед лицом Иеговы, подобно утвердительно, но Филон отрицательно – и с большим основанием, ибо сам Господь говорит Моисею условно: «если же не поверят двум первым знамениям, то возьми воды и проч...»

     И сказал Моисей Господу: о, Господи! человек я неречистый.... и косноязычен!... (Ст. 10). После всех предыдущих уверений Иеговы в своем покровительстве и помощи, мог ли Моисей серьезно опасаться своего косноязычия, или оно было для него только предлогом для отрицания? В искренности опасения Моисеева сомневаться нельзя; ибо сам Господь успокаивает его в этом опасении, обещая быть при устах его – и научить, что говорит перед Фараоном, а не обличает в неискренности его опасения. И мог ли Моисей допустить неискренность в беседе с Богом? Самые слова Моисея, что он косноязычен не теперь только, в присутствии Иеговы, а давно, может быть с детства, обнаруживают в нем намерение показать; что он не выдуманные и не безосновательные приводит предлоги – для своих отрицаний перед Иеговой. Конечно, ссылка Моисея на свое косноязычие не довольно основательна после всех предыдущих уверений Иеговы к успехе дела и в небесном покровительстве, но она обличает в Моисее не столько слабость веры, или некий дух противления, сколько смиренное сознание своих немощей и величие возлагаемого на него подвига. Истинно великие люди всегда скромны, и не обольщаются блеском предстоящих им дел.

     (Моисей) сказал: Господи! пошли другого, кого можешь послать: И возгорелся гнев Господень на Моисея.... (Ст. 13. 14). Какого свойства был гнев Божий на Моисея? Не по упорству и неверию отказывается Моисей от своего великого призвания, ибо в таком случае он не был бы его достоин. Замечательно, что и Господь в пятый раз на отречение Моисея ответствует успокоительными словами, и обнадеживает его помощью брата его Аарона левитянина (таков было, по замечанию Абень-Эзры, прозвание Аарона – между его соплеменниками). Таким образом, гнев Божий на Моисея был не тот гнев, которым гневается Господь на нечестивых и упорных грешников. По объяснению отцов церкви (Вас. Велик., Григ. Бог., Иеронима) это был гнев, который обнаруживают нередко отцы перед своими детьми, чтобы возбудить в них мужество и решимость на что нибудь трудное. Оказывается, что чем больше Моисей отрицался перед Иеговою, тем более оказывался достойным своего призвания, и тем большие получал от Иеговы обещания помощи и покровительства.

     Господь сказал: разве нет у тебя Аарона брата, Левитянина?... ....Я буду при устах твоих и при устах его.... Он будет твоими устами; а ты будешь уме вместо Бога.... (Ст. 15. 16). Т.е. Аарон будет узнавать волю Божию от Моисея. Моисей будет источником божеских откровений для Аарона. Наш славянский перевод, в настоящем случае, есть толкование еврейского подлинника: «ты же (т.е. Моисей) будешь ему (Аарону) в тех, яже к Богу», - т.е. будешь тем, что принадлежит, или свойственно Богу.

     И жезл этот, (который был обращен в змея), возьми в руку твою.... (Ст. 17). Конечно, сообщенная Моисею чудодейственная сила была не в его жезле. Но все-таки Господь повелевает Моисею взять с собою в Египет этот именно, а не другой какой нибудь жезл – потому, что он был памятником совершенных Моисеем чудом, и мог быть для колеблющегося духа Моисеева  уверительным и успокоительным залогом сообщенной Моисею чудодейственной силы.

     И пошел Моисей, и возвратился к Иофору, тестю своему, и сказал ему: пойду я, и возвращусь к братьям моим, которые в Египте, и посмотрю, живы ли еще они?... (Ст. 18). Почему Моисей умалчивает перед тестем своим о настоящей цели своего путешествия в Египет? По духу смирения, который не позволял ему обнаруживать ни перед кем тайны своей беседы с Иеговою и своего высокого посадничества; а с другой стороны – по осторожности и точному исполнению слов Иеговы, ибо Иегова только посылает его в Египет, но не уполномочивает тот час же перед всеми объявить о своем посольстве. Черта высокая в избраннике Божьем, и будущем вожде народа еврейского.

     И сказал Господь Моисею:.... пойди, возвратись в Египет; ибо умерли все, искавшие души твоей. И взял Моисей жену свою и сыновей своих.... и отправился в землю Египетскую.... и сказа господь Моисею.... смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай веред лицом Фараона (Ст. 19-21). С какою целью было это новое богоявление Моисею, и что нового узнает здесь Моисей от Иеговы? Хотя цель этого богоявления была прежняя, т.е. укрепить и ободрить Моисея в предстоящем ему трудном подвиге, и хотя некоторые наставления Божьи здесь повторяются (например, о совершении чудес); но здесь уже от самого Иеговы Моисей узнает о том неверии и ожесточении царя египетского, которое он прежде только предполагал и которое так страшило его; и здесь господь уже повелевает, кроме совершения чудес, употребить против ожесточенности Фараона – силу угроз и наказаний; высказывает даже основание своего правосудного гнева на царя египетского за народ Израильский; ибо этот народ есть первенец Божий. Здесь новое сильное подкрепление веры Моисеевой.

     .... А Я ожесточу сердце Фараона, и он не отпустит народа.... Эти слова Божьи надо понимать в несобственном смысле, а так, что Господь за нераскаянность Фараона – хочет отнять от него способность внимать глаголами благодати своей. Ожесточение сердца человеческого есть такое состояние, когда ни милости, ни наказания Божия не трогают белее погрязшего в грехе человека. До такого ужасного состояния человека сам себя доводит, Господь же только допускает такое состояние, не желая делать насилия человеческой свободе; от того-то ниже и говорится, что Фараон сам ожесточил сердце свое. «Бог же приписывает себе действие ожесточения этого так же, как в другом месте Иисус Христос присвоят себе меч, разделяющий фамилии, или как кроткий господин, чтобы изобразить свое снисхождение, может сказать о лукавом рабе, что он его испортил».

     И скажи Фараону.... Израиль есть сын Мой, первенец Мой.... если не отпустит его, то вот, Я убью сына твоего, первенца твоего (Ст. 22. 23). Почему Израиль называется первенцем Божьим? Как потому, что он есть самый древнейший народ во всемирной истории, так и потому, что он из всех народов один отделен Богом для сохранения на земле истинного боговедения и богопочтения, и первый призван в благодатное царство Христово.

     Апостол Павел говорит о Евреях, что им принадлежат усыновление, и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог благословенный во веки, аминь!

     Дорогою на ночлег случилось, что встретил его Господь, и хотел умертвить его.... (Ст. 24). Из контекста речи видно, что Господь разгневался на дом Моисея за то, что один из сынов его остался необрезан. Гнев этот мог простираться как на самого Моисея, - ибо «Господь не хотел, чтобы будущий законодатель легко допускал нарушение закона», так и на сына Моисеева; поскольку необрезанный, как нечистый, нарушал собою завет Божий и чистоту богоизбранного рода.

     Но как могло случиться, что в Моисеевом семействе забыли об обрезании? Писание дает заметить, что в этом виновата была главным образом Сепфора, жена Моисеева. На счет ее небрежения существуют два предположения: может быть она, по естественной материнской жалости, не хотела подвергнуть сына болезненному обряду, собираясь в дорогу (так впоследствии – целый народ Израильский, странствуя по Аравийской пустыне, не хотел обрезываться); или же она, как урожденная Аравитянка, следуя обычаям своей страны, отлагала обрезание своего сына до тринадцилетнего его возраста.

     Тогда Сепфора, взявши каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего.... (Ст. 25). Почему не Моисей, а Сепфора (женщина) совершает обрезание, и не металлическим, а каменным ножом? Как у нас в новозаветной церкви позволяется, в крайних случаях, совершать крещение и простым не посвященным людям; так было конечно и в ветхозаветной церкви – относительно обрезания. По той же самой материнской горячности, которая побуждала Сепфору медлить обрезанием, она теперь, в минуту крайней опасности, сама, как главная нарушительница закона, решается совершить обрезание над сыном своим, чтобы немедленно отвратить гнев Божий. Что касается каменного ножа, то он – говорят – меньшую боль и меньшее воспаление производил при обрезании, чем нож металлический. При Иисусе Навине целый народ еврейский, ступая в землю обетованную, принял обрезание каменными ножами. «Еще и ныне Евреи восточные совершают обрезание каменными ножами, или кремнями; но западные употребляют ножи обыкновенные».

     .... и бросив крайнюю плоть сына своего к ногам его, сказала: ты жених крови у меня.... по обрезанию.... В различных переводах и изложениях этого трудного места существует большое разногласие. По одним – Сепфора обрезанную плоть сына своего показала явившемуся Господу, и, бросившись к ногам его, как бы так сказала:» Ты видишь Господи, я принесла Тебе кровавую жертву, и ради этой жертвы я снова вступила с тобою в союз». Для такого толкования дает основание арабский перевод и халдейсий парафраст. Другие же (Розенмюллер), опираясь на слова Абень-Эзры, будто в древности женщины имели обычай давать название жениха мальчикам после обрезания, - относят слова Сепфору к ново обрезанному сыну ее.

     По самаританскому же переводу слова Сепфоры надо относить к Моисею. Бросив обрезанную плоть сына своего к ногам мужа, или просто – объявши ноги мужа (как переводят Сирский и Вульгата), она назвала его женихом крови – в той мысли, что кровавым обрядом обрезания над сыном своим она спасла себе мужа, и что этот обряд будет отселе печатью или залогом наикрепчайшего между ними супружеского союза; подобно тому, как заключающие союз, (у Арабов), камнем проливали несколько крови друг у друга.

     Вероятнейшим и наиболее натуральным должно признать это последнее мнение, ибо едва ли явившегося грозного Иегову Сепфора могла без натяжки назвать женихом крови, тем более, что эти слова она произносит и по удалении Иеговы; едва ли так же, в виду грозной опасности, висевшей над мужем и сыном, Сепфора могла произнести слова, имевшие очевидно шутливый оттенок о сыне своем, назвав его женихом.

     И встретился Аарон с братом Моисеем при горе Божией (т.е. Хорив), и поцеловал его.... (Ст. 27). Какое значение имела для Моисея встреча с братом Аароном? Она была началом исполнения многочисленных обетовании и уверений Иеговы, и конечно весьма много укрепила дух его, особенно после только что случившейся истории на ночлеге.

     И пересказал Моисей Аарону все слова Господа... И пошел Моисей с Аароном ( в Египет).... (Ст. 28. 29). Сопутствовало ли Моисею в Египте семейство его? Нет. После случившейся на дороге опасности - по случаю обрезания сына, или же после свидания с Аароном, Сепфора с детьми вернулась к отцу своему в Мадиамскую землю. В самом деле, о ней уде не упоминается дальше в священной истории до самого исшествия евреев из Египта, когда она встретила Моисея вместе с отцом своим при Синае.

     И пересказал (Израильтянам) Аарон все слова, которые говорил Господь Моисею, и сделал Моисей знамения перед глазами народа. И поверил народ.... (Ст. 30. 31). Что можно приметить при первом появлении Моисея и Аарона перед народом Израильским? То, что Аарон тот час же вступает в назначенную ему самим Иеговою должность помощника брату своему. Не Моисей, а Аарон начинает, говорит Израильскому народу обо всех словесах Божьих, бывших к Моисею. Моисей же начинает действовать и творить чудеса.

 

Гл. V, 1-13. Обьявление Моисеем и Аароном Фараону воли Божьей об отпущении из Египта народа еврейского.

 

     После этого Моисей и Аарон пришли к Фараону.... (Ст. 1). Скольких лет были тогда Моисей и Аарон? Моисею было восемьдесят, а Аарону – брату его – восемьдесят три года, когда они в первый раз явились к Фараону, и именем Божьим потребовали отпустить народ Еврейский. Фараон горделиво отвечал им, что он не хочет знать Иеговы, Бога Еврейского.

     .... кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его?... я.... Израиля не отпущу.... (Ст. 2). Какого рода неверие слышится в словах Фараона? Неверие не по незнанию, ибо он хорошо мог знать о Боге Еврейском от самих Евреев; но неверие по гордости, по нежеланию – считать для себя обязательным повеление Иеговы. Кто смеет мне приказывать? – как бы так говорил Фараон.

     Они сказали Фараону: отпусти,... чтобы Иегова не поразил нас язвою, или мечом.... (Ст. 3). Разве угрожал Бог Евреям язвою и мечем, в случае, если бы не пошли они из Египта? Нет, этой угрозы не находим мы в беседе Иеговы с Моисеем, при посольстве этого последнего в Египет. Но Моисей вспомнил, конечно, как Господь обнаружил свой гнев за одно отрицание его – идти в Египет, и потом на дороге – за одно несоблюдение обрядового закона; следовательно, они с Аароном имели основание страшиться еще сильнейшего гнева Божия за слабость и уступчивость перед Фараоном в виду всего народа Израильского, для спасения которого они теперь пришли. Кроме этого в словах Моисея и Аарона есть угрожающий намек самому Фараону. «Если неисполнение воли нашего Бога, - как бы так говорили они, - может сопровождаться такими казнями, то смотри, страшись Его гнева и ты фараон!»

     И сказал царь египетский Моисею и Аарону.... ступайте (каждый из вас) на свою работу. (Ст. 4). Очевидно, что Фараон считал их людьми из числа обыкновенных работников египетских, задумавшись возмутить своих единоплеменников. Но, во всяком случае – в новом ответе царя египетского уже не слышится прежней дерзости и богохульства, а является подозрительность.

     И сказал Фараон: вот, народ в земле этой многочислен; а вы отвлекаете его от работе его.... (Ст. 5). К кому должно относить эти слова Фараона? Так как Фараон отослал уже от себя Моисея и Аарона, и в их отсутствии жалуется на умножающуюся численность Евреев; то очевидно, что слова его относятся к сановникам египетским. Этими словами Фараон выражает как бы негодование на своих чиновников, что они слабо смотрят за еврейскими работами. Следствием негодования царского было усиление и затруднение работ для Евреев. Им не стали уже давать готовой соломы, употреблявшейся как цемент при делании кирпичей, хотя требовали с них прежнее урочное число кирпичей.

     И в тот же день Фараон дал повеление.... Не давайте впредь народу соломы для делания кирпича.... урочное же число кирпичей не убавляйте; они праздны., - пусть не занимались бы пустыми речами.... (Ст. 6-9). Эти слова Фараона к приставникам народным обличат в нем одну только беспримесную злобу и враждебную жестокость к Евреям; ибо если бы он желал, как можно больше извлекать выгод из работ еврейских, то, заставляя больше работать, он все-таки не должен был затруднять самые работы.

     .... Они праздны, потому и кричат: пойдем, принесем жертву Богу нашему.... (Ст. 8). В этих словах Фараона слышится полное презрение к религии еврейской. По словам египетского царя, намерение совершить религиозное празднество в честь Иеговы есть вымысел людей праздных; рабы не должны думать о религии, а должны работать как животные безответные и бессловесные. Слова Моисея – о воззвании Евреев в пустыню на религиозное торжество самим Богом Еврейским – Фараон называет пустыми речами; значит, в этих речах он видит простой только обман. Своими зверскими жестокостями он действительно хотел доказать Евреям, что они вдались в обман и гоняются за неисполнимыми мечтами.

     И вышли приставники народа и надзиратели его, и сказали народу: так говорит Фараон: не даю вам соломы... (Ст. 10). Что за должность была книгочеев (по славянскому переводу),  и писцов (по еврейскому – sotherim), или надзирателей – (по русскому переводу) народных в Египте? Это были, вероятно, люди, на обязанности которых лежали счет и запись, как работникам, так и самым работам, дававшимся на сроки. Они же должны были, вероятно, класть надписи на кирпичах, чертить на них разные узоры и иероглифы; так как Египтяне внутренние и внешние стороны своих жилищ, пещер и гробниц украшали обыкновенно испещренными надписями.

     И рассеялся народ по всей земле Египетской, сбирать жниво вместо соломы.... (Ст. 12). Разве не было нигде складов соломы? «В Египте не сберегали соломы в домашнем хозяйстве, кроме только царских или общенародных житниц; солому обыкновенно ломали, растирали и развевали по полю. Для собирания такой-то соломы Евреи принуждены были развеяться по полям Египта. Какая работа! Еврейское слово kasch – (каша), здесь употребленное, означает не настоящую цельную солому, а именно соломинки, уносимые и развеваемые ветром», Солома употреблялась в Египте как цемент для скрепления глины, высушиваемой на солнце.

     А надзирателей из сынов Израилевых.... приставники Фараоновы были, говоря: почему вы.... не изготовляете урочного числа кирпичей?... (Ст. 14). В чем собственно состояла вина книгочеев, или надзирателей еврейских перед приставниками египетскими? Кроме того, что эти надзиратели должны были давать отчет об урочных работах еврейских, и побуждать к работе своих единоплеменников, они сами должны были окончательно отделывать кирпичи (начертаниями и надписями) в назначенные сроки. Так как Евреи, вследствие намеренного замедления их работ, не могли совершать их в прежнем урочном количестве, то естественно – первые и подвергались палочным побоям от египетских приставников.

 

Гл. VII, 10-25. Гл. VIII, 1-15. Ожесточение Фараона и противление его воле Божией, поддерживаемое египетскими волхвами.

 

     Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя Богом Фараону; а Аарон, брат твой, будет твоим пророком. Ты будешь говорить ему;...а Аарон.... будет говорить Фараону.... (Гл. VII, 1. 2). В каком смысле Моисей называется Богом по отношению к Фараону, Аарон же пророком – по отношению к Моисею? Поскольку Моисей действовал от имени Бога, облеченный силою и властью Божьей, и должен был заставить Фараона узнать силу того именно Бога, которого он не хотел знать; то и называется Моисей по всем этим основаниям, конечно в переносном смысле, Богом для Фараона. Впрочем на языке Св. Писания богами (elohim) иногда называются вообще люди, облеченные верховною властью. Аарон же был пророком в смысле толкователя, или переводчика слов Моисея, косноязычно возвещавшего волю Божию Фараону.

     …. и явлю множество знамений Моих…. В земле Египетской… Я наложу руку Мою на Египет…. Тогда узнают (все) Египтяне, что я Господь…. (Гл. VII, 3. 4. 5). Что могут означать эти неоднократные повторения? Неизбежность ожесточенной борьбы между Моисеем и Фараоном, между религией истинной и ложной, между мирами – древними языческим и новым, образуемым церковью, между силами естественными и сверхъестественными.

     Моисей и Аарон пришли к Фараону…. И сделали так, как повелел (им) Господь (Гл. VII 10),… т.е. обратили жезл в змея. Почему до сих пор Моисей медлил явить перед Фараоном полученную от Иеговы чудодейственную силу? Ответ на это находим в предыдущем стихе. Он должен был начать свои чудотворения по желанию и вызову самого Фараона, чтобы не были они нравственным насилием для него. Теперь, когда Фараон не говорит уже, что он не хочет знать Иеговы, а напротив – хочет узнать Его, и, окруженный своими рабами, требует чуда, теперь всего благовременные было показать перед ним силу Иеговы.

     …. И бросил Аарон жезл своей перед Фараоном…, и он сделался змеем. Что значит, что не Моисей совершает чудо с жезлом, а брать его Аарон? В первом стихе этой главы Господь говорит Моисею, что Он делает его как бы богом для Фараона, а брата Аарона – его пророком. Здесь же на самом деле Аарон является пророком своего брата не в слове только, но и на деле. Моисей же является перед Фараоном истинно как Бог, по слову и мановению которого даже другой совершает чудо.

     И призвал Фараон мудрецов (Египетских) и чародеев; и эти волхвы сделали то же своими чарами;… но жезл Ааронов поглотил их жезлы (Гл. VII, 11. 12). – На счет чарований волхвов египетских существуют различные мнения толкователе. Одни полагают, что чудо волхвов был просто обман чувств, как, например, бывают оптические обманы. Другие полагают, что-то была ловкость рук, с какою, не заметно для зрителей, волхвы  выпустили змей, находившихся  прежде в их жезлах. Третье думают, что волхвы действовали силою дьявольской, по допущению Божию. Наконец четвертые полагают, что маги египетские действовали естественными, но тайными силами природы.

     Но ни обмана, ни простой ловкости в действиях египетских магов допустить нельзя; ибо и то и другое – Моисей боговдохновенный, и притом же сам наученный всей мудрости египетской, конечно заметил бы, и не стал бы унижать свою чудодейственную силу состязанием с призраками и фокусами, и во всяком случае заметил бы об этом для грядущего потомства в своей богодухновенной книге; между тем он говорит, что и Египетские волхвы сделали тоже своими чарами, и кроме этого – жезл Аарона поглотил и жезлы, значит, проглотил не призраки, а действительных змей. Таким образом, надо допустить либо третье, либо четвертое предположение, которые впрочем, удобно совмещаются. «Намерение  действий волхвов египетских показывает, что они состояли под влиянием князя тьмы.» Но поскольку изменять природу вещей, равно как и творит из ничего, т.е. производить истинное чудо – дьявол не может, а одна только всемогущая творческая сила; то все эти знамения велия и чудеса, которые могут быть совершены темными силами, и которыми будет некогда обольщать людей антихрист, суть знамения лжи, в том смысле, что они совершаются все таки естественными, только сокровенными силами природы, и притом на пользу лжи и с нечестивыми целями, и значит – суть не истинные, а кажущиеся чудеса, хотя и не призрачные явления, и не фокусы. Таковы конечно и были действия египетских волхвов, которые Апостол Павел называет противлением истине. Двух из этих волхвов, конечно славнейших, апостол называет даже по имени, - то были Ианний и Иамврий. Во времена апостольские – подобные этим волхвам были Симон волхв и Вариисус.

     Если бы кто спросил, возможны ли такие силы в природе, в помещении которых змея обратилась бы в палку, и обратно, - такому можно указать на рассказы путешественников о современных заклинателях змей, называемых псиллами. Эти псилы (остатки древних египетских магов) и доныне делают со змеями поистине чудесные дела; например какими-то причетами и припеваниями лишают их способности жалить, оцепенеют их до одеревенения, и потом снова возвращают к жизни и проч.

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Предыдущая || Вернуться на главную || Следующая