Семинарская и святоотеческая библиотеки |
Протоиерей Предлагают
ещё вопрос: почему не мгновенно, а в шесть дней творит Бог мир? Сия тайна,
конечно, скрывается в неизследимых глубинах ума Божия. Однако же мы познаём из
сего, что Бог сотворил мир совершенно свободно. Так и человек, никем и ничем не
понуждаемый в своих делах, производит их с свободными остановками; сих
остановок и промежутков нет там, где совершается что – нибудь вследствие
необходимых внутренних процессов, или принудительных внешних причин. Ст. 3 И благословил
Бог седьмой день и освятил его. Благословил, т.е. усвоил ему радостное
значение, сделал его праздником. Освятил его, т.е. предназначил разумным
тварям посвящать этот день на воспоминания о благодатях Божиих и на славословия
Творцу мира и Промыслителю (3). (1) О Град . Бож., кн. 1, гл. VII/ (2) Зап. на кн. Быт. (3) Прот. Богословский в Свящ.
Истории Б. Образ сотворения человека и рай (ст. 7 – 15). Ст. 7 И
создал Господь Бог человека (мужчину) из праха земного. Почему не из
лучшего чего – нибудь? Дабы происхождение из персти земной предохраняло
человека от той гордости, которая была причиной падения святого ангела (1). И вдунул
в лицо его дыхание жизни. Это не значит, чтобы душа была в собственном
смысле частицей Божества, как иногда представляли её язычники; но указывает на
сходство души человеческой с духом Божественным (2). Достойно примечания, что в
оригинальном (еврейском) тексте, душа называется не только дыханием жизни, но дыханием
жизней, чем указывает на разнообразие человеческих способностей (3). Ст. 8 – 15. И насадил
Господь Бог рай в Эдем на восток; и поместил там человека… На восток, т.е.
по отношению к стране, в которой Моисей написал книгу Бытия, или к земле
Обетованной, которую от имел в мыслях (4). Но где именно находился Эдем, и что
можно сказать в пояснении сказания Моисеева о местоположении и богатствах эдемских
(5)? Реки – Тигр (Хиддекель) и Евфрат существуют доселе. О реках же Фисон и
Гихон существуют только гадания. Вот вероятнейшая: Фисон – это Фазис
близь златообильной Колхиды. Земля Хавила, по которой протекал Фисон
(6), - это земля евилатская – от Евила, сына Иектанова (внука Еварова),
находившаяся между Ассирией и Египтом (7). Богатства земли Хавила: бдоллах
– это род благовонной смолы; оникс – драгоценный камень зелёного цвета.
Река Гихон – это Оронт палестинский. Земля Куш – это мадиамская земля.
Итак с вероятностью можно полагать Эдем около Месопотамии, Сирии и Армении (8). И
древо жизни посреди рая. Это было чудесное дерево. Питаясь его плодами,
человек вечно сохранял бы силу, красоту и бессмертие своего тела. В
таинственном значении оно было прообразом благодатного источника бессмертной
жизни в Христе Иисусе (9). И
древо познания добра и зла. Конечно дерево не могло быть источником
познания, ибо природе деревьев не свойственно вообще сообщать знание; «но
дерево познания, по словам блаж. Феодорита, наименовано так ради происшедшего
при нём ощущения греха» (10). (1) Богословский – Свящ. Истор. (2) Феодор. Вопр. 24 на Быт. (3) Филар. Биб. Ист. (4) Зап. на кн. Быт. (5) Ст. 10 – 14 (6) Ст. 11 (7) Быт. X, 28. XXV, 18. (8) Срав. Исаии XXXVII, 12. Иер. XXVII,
23. Зап. на кн. Быт. (9) Апок. II, 7. XXII, 2 (10)
Вопр. 27 на Быт. Катих. Филар. чл. 3 – й. В. Заповедь в раю. (Ст. 16.17). Ст. 16.17 И
заповедал Господь Бог человеку… от древа познания добра и зла не ешь… Почему
нужно было дать заповедь человеку? Необходимость сея заключалась в том, что
даровавши человеку свободную волю, Создателю нужно было дать и возможность к
раскрытию сей способности. А для сего непременно требовалось поставить человека
в такое положение, где – бы естественному потоку его желаний встретилась бы
преграда, дабы он совершенно свободно подчинил свою волю воле Божией, а через
сие навсегда укрепился в добре. Не только человеческая, но и всякая тварная
свобода приходить в совершенство могла только опытом и упражнениями. На этом
основании должно полагать, что и ангелы должны были пройти своего рода
испытание и исполнить какую – нибудь положительную заповедь Божию. Легка
или тяжела была заповедь Божия? Она не должна и не могла быть слишком тяжёлою,
ибо превышала бы силы человека, ни слишком лёгкой, поелику была бы ниже
человеческого достоинства. В самом деле заповедь Божия не была слишком тяжёлою,
ибо чего стоило не вкушать с одного дерева, когда все остальные позволены? Но
она не была и ничтожною, ибо требовала от человека полного и безусловного
повиновения. Господь не сказал – почему, для чего и долго ли не вкушать от
запрещённого дерева. Не велено – не касайся, без всяких возражений и
умствований! Здесь нужно было полное и чистейшее послушание, и при том не
только духом, но и телом. Ибо
в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь. Так как смертью
Господь угрожает человеку только в случае непослушания; то из сего можно и
должно заключить, что человек создан для бессмертия, и не узнал бы смерти, если
бы не вкусил от запрещённого плода. Слова Господни «в день, в который…» значит:
« в то время, как; после того, как ты вкусишь», - а не то, что человек должен
был умереть в тот именно день, в который он вкусил плода запрещённого. А слова
«смертию умрёшь» значат то, что ты внесёшь в свою природу смертность, подчинишься
необходимости смерти. Посему и Симмах переводит их слова: «сделаешься смертен».
Так толкуют сии слова Иероним, Августит (1) и Феодорит (2). (1)
Curs. Compl. t. V, p. 185 (2) Вопр. 39 на Быт. Г. Сотворение жены и установление брака (ст. 18 –
24). Ст. 18. И
сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника…
Не хорошо не потому, чтобы человек до сотворения женщины был менее совершенен;
но потому, что не с кем было делиться своими совершенствованиями и разделять
блаженство райской жизни. С другой стороны – при одиночестве первого человека
род человеческий не мог бы умножиться; а это не согласно было с намерением
Божиим – в этом смысле было не хорошо. Ст. 19 Господь
Бог… привёл животных к человеку, чтобы видеть, как он назовёт их… Сие
приведение животных к человеку было как – бы ведением человека в права
владычества над тварями; ибо наречие имени нередко изображается в Писании как
знак господства (1). Во – вторых Господь даёт сим человеку раскрыть свой ум и
засвидетельствовать свою мудрость в потомстве; ибо для изобретения имени,
соответственного вещи, надо уразуметь натуру сей вещи. Наконец, поелику
обозрение животных привело человека к сознанию своего одиночества (2); то не
было ли и в сём нарочитой воли Господней? Не хотел ли Творец создать человеку
подобную ему помощницу в то самое время, когда он сам ясно сознал и живо
почувствовал её нужду для себя? Ст. 21 И
навёл Господь Бог на человека крепкий сон… Сей сон не был просто
бесчувственностью тела, наведённую для того, чтобы Адам не чувствовал боли
изъятия ребра; он был в месте, по мнению св. отцов, некоторым священным
восторгом духа, в котором Адам видел, что с ним происходило, и понимал
таинственный смысл происходящего (3). Ст. 22 И
создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привёл её к человеку… Жена
создаётся не из земли, а из ребра Адамова, во – первых для того, чтобы соблюсти
единство корня, от которого должны были умножиться все люди (4); во – вторых
для того, чтобы крепче и сильнее было естественное чувство любви и
привязанности между людьми (5). Ст. 23.24. И сказал человек… она будет называться женою;
ибо взята от мужа своего. Происхождение имени жены из имени мужа на еврейском диалекте весьма
ясно и наглядно. Ишь – муж, иша
жена. Подобно сему и в русском языке от имени муж можно
произвести мужиня в скором произношении мжена, или жена
(6). Оставит
человек отца своего и мать свою, т.е. будет жить отдельно от них, и
прилепится к жене своей, ради того, что жена создана из ребра мужа для
сочетания с ним. Сие пророчественные слова Адама о теснейших узах брака
вдохновенны были ему от самого Бога, как видно из слов Иис. Христа (7). И
будут два одна плоть. Так как Господь создал только одну чету для
размножения рода человеческого, то сим Он законоположил, чтобы супружеские
союзы у людей состояли из одного только мужа и одной жены (моногамия). Так как
далее Господь говорит, чтобы оба супруга делаются одной плотью, т.е. как бы
одним существом, то отсюда следует нерасторжимость брака (8). (1)
Дан. I, 7. 2 Пар. XXXVI,
4. (2)
Ст. 20. (3)
Bib. Allioli t. I, p. 95 (4)
Ed. 1863 an. (5) Дьян. XVII, 26 Д. Невинное состояние первой четы (ст. 25). Ст. 25. И
были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились. Первые люди не нуждались в
одежде, потому что в раю на их тело стихии не оказывали враждебного действия,
от которого теперь нам нужно защищаться. Стыда же наши прародители не
чувствовали потому, что в теле их не было нечистых и страстных движений, как у
невинных детей. Иначе даже и не могло быть; ибо никакая тварь, вышедшая из рук
Творца, не могла и не должна была стыдиться за себя. Глава третья. А)
Искушение прародителей (ст. 1 – 5). Б)
Грехопадение (ст. 6 – 7). В)
Обличение (ст. 8 – 13). Г) Суд
Божий (ст. 14 – 19). Д) Наречение нового имени
жены (ст. 20). Е) Начало одежды (ст. 21). Ж) Изгнание из рая (ст. 22 –
24). А. Искушение прародителей
(ст.1 – 5). Ст. 1. Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал
Господь Бог. Так как естественная история в настоящее время не оправдывает
преимущественной мудрости или хитрости змей пред прочими животными; то должно
полагать, что змей потерял много совершенств после своего проклятия. В начале
же он был конечно мудрейшее, т.е. совершеннейшее животное. Потому то конечно и
дьявол, - этот древней змей (1), этот человекоубийца икони (2), - и выбрал в
орудие обольщения наших прародителей именно змея, а не другое животное (3). И сказал змей жене…
Искуситель обходит Адама, а прежде всего обращается со своим обольщением к
жене. Здесь тот был коварный расчёт, что заповедь Божию жена слышала не непосредственно
от самого Бога, но от мужа, и потому ей легче было внушить мысль, что ими
обоими неправильно понято запрещение Божие относительно дерева познания. И сказал змей жене: подлинно
ли сказал Бог «не ешьте ни от какого дерева в раю?» Хитрость этих вступительных
слов искусителя заключается в том, что он тщательно старается не дать заметить
своей клеветы на Бога, которая могла бы с первого раза устрашить жену и тот час
же объяснить задуманное коварное дело. Он хочет только вовлечь жену в разговор,
как бы предлагая ей своё собственное недоумение и бросая тень подозрения
собственно на мужа. «Может ли это быть, - как бы так говорил змей, чтобы
всещедрый Бог запретил вам вкушать райские плоды? Не ошибся ли твой муж?». Ст. 2. И сказала жена змею: плоды с
дерева мы можем есть. Как не ужаснулась жена при виде говорящего змея и не удалилась? До
падения своего наша прародительница не могла испытывать страха ни пред каким
животным, как повелительница и госпожа всей земли (4). Но конечно она ни одной
минуты не сомневалась, что перед ней не змей обыкновенный, а принявший форму
его какой – нибудь небесный посланник, желающий разъяснить ей заповедь Божию;
ибо светлый и богоподобный ум Евы не мог конечно допустить словесного дара в
простом животном и предположить, чтобы животные могли лучше чем она, понимать
волю Божию. Видя перед собой только змея, она не поддалась бы обману. Ст. 3. Только плодов дерева,
которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их, и не прикасайтесь к ним, чтобы вам
не умереть.
Повторяя заповедь Божию, жена уже прибавляет к ней лишние слова; она усиливает
запрещение Божие, прибавляя, будто бы Бог запретил даже прикасаться к дереву
познания. Этим она обнаружила змею всю свою душу. Искуситель понял, что
брошенное им сомнение уже овладело мыслью жены и что она боится не сколько
оскорбить Бога непослушанием, сколько умереть. От того дьявол уже не страшиться
прямо клеветать на Бога: «нет, не умрёте; не знает Бог … и проч…(5). (1) Апок. XII, 9. XX, 2. (2) Иоан. VIII,
44. (3) Дамаск. (4) Злат. Бесед. 16. (5) Ст. 4.5. Б. Грехопадение (ст. 6.7). Ст. 6. И увидела жена, что дерево
хорошо для пищи, т.е. она предположила некоторый особенный, необыкновенный пряный вкус
в плоде запрещённом, - вот похоть плоти. И что оно приятно для глаз,
т.е. жене показался более всех красивым плод запрещённый, - это похоть очей
и страсть к наслаждению. И вожделенно, потому что дает знание,
т.е. жене захотелось изведать того высшего и божественного знания, которое
сулил им искуситель, - это гордость житейская (1). И взяла плодов его и ела; и
дала также мужу своему, и она ел. Муж решился на преступление конечно не по нежности
к жене и не из великодушного желания разделить её бедственную участь, а по тем
же грешным побуждениям, как и его жена, успевшая внушить ему свои мысли по
удалении змея. Из наказания и из упрёка Божия мужу видно, что и он, подобно
жене своей, захотел сделаться Богом (2). Грех мужа даже тяжелее греха его жены,
ибо он слышал заповедь прямо из уст самого Бога и следовательно не мог
сомневаться на счёт её истинного значения. Почему и апостол усвояет жене только
прельщение (3), а мужу приписывает грех, преступление, ослушание (4). Ст. 7. И открылись глаза у обоих, и
узнали они.…Итак
не правду ли говорил змей жене от открытии очей? Нет, не правду. Под именем
открытия очей он обещал ей некоторое высшее и божественное знание – будите как
Боги (5), а между тем этого знания не произошло. У прародителей отверзлись очи
только для того, чтобы уразуметь, что они наги, т.е. они поняли, что
стали грешниками, - совесть у них проснулась. И сшили смоковные листья, и
сделали себе опоясания. Поелику отсутствие стыда зависело в прародителях от того, что они
целомудренны и невинны как дети; то и наоборот – стыд и наготу они должны были
почувствовать от того, что и в их телах появились беспорядочные и любострастные
движения. (1) 1 Иоан. II, 16 (2) Ст.22. (3) 1 Тим. II, 14. (4) Рим. V, 12.
14. 19. (5) Ст. 5. В. Обличение (ст. 8 – 13). Ст. 8. И услышали голос Господа
Бога, ходящего в раю…. Хождение Бога в раю и слышимый звук его хождения означает то, что
Господь каким то видимым и ощутимым
образом (напр. шумом деревьев) дал знать о своём присутствии падшим
прародителям нашим. Сей голос был конечно хорошо знаком был из прежних
богоявлений. Что же касается образа, в каком явился им теперь Бог, то хотя
священное бытописание о сём умалчивает, но можно полагать, что то был образ
человеческий (1), а обличителем явился Сын Божий, который в последствии явился
действительно в подобии человеческом для спасения людей (2). Во время прохлады дня, - по еврейскому
подлиннику, - случилось обличительное явление Господне нашим прародителям. LXX
толковников поясняют, что именно во время вечерней прохлады дня и пополудни
случилось сие богоявление. Так же говорится и в переводах Симмаха, Акилы и
Феодотиона. Св. Ириней сближает время обличения прародителей с временем
искупительной смерти И. Христа, случившееся пополудни (3). И скрылся Адам и жена его от
лица Господа Бога между деревьями рая. Желание скрыться от Бога открывает в прародителях потемнение рассудка
и крайнее смятение совести, ибо можно ли скрыться от Вездесущего и
Всеведущего?… Ст. 9. И воззвал Господь Бог к
Адаму, и сказал ему: Адам, где ты? По замечанию св. Амвросия, Всеведущий Бог не о том
спрашивает Адама, в каком он месте, но в каком состоянии находится (4). Сим
коротким вопросом своим Господь хочет воззвать к покаянию нашего праотца. Ст. 10 Он (Адам) сказал: голос твой
я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. Итак испытательный вопрос
Божий пробудил в праотцах наших одно горькое сознание своего греха; но не
произвели чистосердечного раскаяния. Адам в оправдание своё ссылается на жену и
даже на Бога, который дал её (5); жена ссылается на змея (6). Так грех охладил
в них любовь к Богу и потемнил веру в Его милосердие. (1)
См.. Curs. Compl. t. V, p. 210. (2) Филип. II, 7. (3)
Curs. Compl.
t. V, p. 210. (4) Lib. de Parad. C. XIV. (5) Ст. 12. (6) Ст. 13 Г. Суд Божий (ст. 14 – 19). Ст. 14 И сказал Господь Бога змею:
за то, что ты сделал это (т.е. соблазнил людей), проклят ты пред всеми скотами, и пред всеми
зверями полевыми. Сие проклятие Божие ближайшим образом относится к змею
естественному. Не должно казаться удивительным, что Бог проклинает невинное по
– видимому орудие искушения и грехопадения человеческого; ибо Он и всю землю
проклинает за человека (1). В сём случае Господь уподобляется отцу, который
проклинает меч, отнявший жизнь у его сына (2). Главным же образом проклятие
Божие относится к дьяволу, скрывавшемуся в змее. Дьявол проклинается паче всех
скотов и зверей в том смысле, что его проклятие и отчуждение от Бога будет
вечно, тогда как бессловесные твари подверглись суете (т.е. страданию и рабству
человеческому) на уповании, т.е. в чаяние свободы и славы детей
Божиих – по выражению апостола (3). Ты будешь ходить на чрев
твоём. По
мнению отцов церкви, змей сделался пресмыкающимся животным именно вследствие
Божия проклятия; прежде имел ноги (4). И будешь есть прах во все дни жизни
твоей, т.е. когда ты будешь ползать, то пыль будет попадать тебе в рот и ты
по необходимости будешь глотать её с пищей. Все сии слова проклятия Божия
относятся и к дьяволу – в смысле полного унижения гордыни его. В Писании полизание
прерсти употребляется как знак совершенного унижения побеждённого врага
(5). Ст. 15. И вражду положу между тобой
и твоей женой, и между семенем твоим и между семенем её. Под семенем змея разумеется
во – первых отверженные духи, участники его богоотступления; во – вторых люди
нечестивые, которых слово Божие называет порождением ехидны и чадами дьявола
(6); в – третьих предсказанный человек беззакония сын погибели, т.е. антихрист
(7). Так и наоборот – семя жены, – это в – первых верующий во имя И. Христа,
которым дадеся область чадом Божиим быти (8); во – вторых глава
благодатного царства Спаситель наш Иисус Христос, имевший родиться от жены (9),
да разрушит дела дьявола (10). Оно (семя жены) будет
поражать тебя в голову. Поражение головы змеевой означает окончательную
победу над дьяволом и решительное
уничтожение его власти над родом человеческим. Сие произойдёт с
открытием царства славы, когда будет только один Бог всяческая во всех
(11), дьявол же, как змея с разбитой головой, будет мёртв и бессилен. Но и до
того верующие в Христа Иисуса могут противостоять против всем козням
дьявольским (12), и сокрушать его силу благодатию Христовою. А ты будешь жалить его в
пяту. Сими
словами выражается та мысль, что дьявол не может наносить существенного вреда
истинным чадам Божиим, а уязвляет их только соблазнами и одним временными
бедствиями, и смертью тела только временною. Эти уязвления терпело само
Божественное Семя – Иис. Христос, и однако же сею самое язвою Его мы все
исцелехом (13). Ст. 16 Жене сказал (Бог): умножая
умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рожать детей. Здесь может представится
вопрос: за что наказываются новорождённые младенцы, которым приходится разделять
болезни рождения со своими матерями? За то, что и они по естеству суть чада
гнева и осуждения пред правосудием Божиим; ибо в беззакониях зачинаются и во
грехах рождаются. (Первородный грех.) И к муже твоему влечение
твоё. Под
именем влечения к мужу разумеется вообще подчинение мужу и зависимость от его
власти, в противоположность тому, в противоположность тому, как прежде жена
была лишь свободной помощницею мужа и беззаботно делила с ним радости жизни. И он будет господствовать
над тобою.
Сими словами не узаконяется неограниченное господство мужа над женою (14), а
значат они только то, что отселе назначается женщине второстепенная и зависимая
роль как в общественной, так и в домашней жизни, и при том по некоторой
неодолимой для неё житейской необходимости, и вопреки её собственным желаниям
(15). Все стремления современных женщин стать в обществе наравне с мужчинами
оказываются ничтожными. Ст. 17.18 Адаму же сказал (Бог)… проклята земля за
тебя. Под сим проклятием ближайшим образом разумеется оскудение плодов
земных, как это видно из дальнейших слов Господних Адаму: со скорбью будешь
питаться от неё… терния и волчцы произрастит тебя… Но ап. Павел открывает
нам, что вследствие проклятия Божия вся
вообще тварь подверглась суете (16). Сими словами указывается на то, что
ни одно растительное, но и все царства природы лишились части своих совершенств
в неведомое для нас, но конечно в весьма большой степени. Все сие потому, что
между царством природы и нравственным миром установлена Господом тесная связь,
и потому расстройство последнего по необходимости должно отразиться и на
первом. В поте лица твоего будешь
есть хлеб. Хотя
изнурительный земледельческий труд не есть по – видимому общий удел всех людей;
но хлеб берётся здесь в частности только, как самая необходимая потребность для
жизни. Под ним разумеются вообще средства к благоденствию на земле, а известно,
скольких забот и усилий стоят эти средства людям и как много всё – таки нужды и
бедности в общей массе человечества! Доколе на возвратишься в
землю, их которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься. Из сих слов нельзя выводить
заключение, будто смерть была неизбежна для человека независимо от суда Божия;
ибо хотя человек и до падения своего был земля по естеству своему, но он не
отходил бы в землю, питаясь плодами от дерева жизни. Самое наказание Божие
смертью показывает, что человек не создан для смерти, а в неистение (17). (1) Ст. 17. (2) Зап. кн. Быт. (3) Римл. VIII,
20. (4) Васил. Велик. Бес. о рае. (5) Пс. LXXI, 9. (6) Матф. III, 7.
1 Иоан. III, 10. (7) 2 Сол. II, 3. (8)
Иоан. I, 12. (9)
Гал. IV, 4. (10) 1 Иоан. III, 8. (11) 1 Кор. XV, 28. (12) Ефес. IV, 11. (13) Ис. LIII, 5. (14) См. Еф. V, 28. (15) Сравн. 1 Тим. II, 12. (16) Римл. VIII, 19
– 22. (17) Премудр. II, 23. Д. Наречение нового имени жены. Ст. 20. И нарёк Адам имя жене своей:
Ева (жизнь), ибо она стала матерью всех живущих. Только что Адам выслушал
осуждение на смерть, как называет жену свою жизнью. Что сие значит? Самая
видимая несообразность нового имени жены показывает, что Адам по некоторым
особенным и глубоким побуждениям нарёк свою жену жизнью. Видно, что он понял
сущность обетования Божия о победоносном семени жены, и совершенно ему поверил.
В том убеждении, что Ева будет матерью его Обетованного Семени,
долженствовавшего искупить и обессмертить род человеческий, он и называет её
жизнью; поелику она стала матерью всех живущих не только по плотскому рождению,
но главным образом в силу благодатного
обетования Божия. Е. Начало одежды. Ст. 21. И сделал Господь Бог Адаму и
жене его одежды кожаные, и одел их. «Любители иносказаний, - говорит Блаж. Феодорит, -
под ризами кожаными разумеют смертную плоть. Иные же утверждали, что ризы сие
приготовлены из древесной коры. А я не допускаю ни того, ни другого, потому что
одно толкование принужденно, а другое слишком баснословно». (1) Итак всего
ближе и естественнее под одеждами кожаными разуметь одежду из кожи животных.
Спрашивают иногда, где были взяты кожи животных, когда мясом их позволено
питаться лишь после потопа? Конечно, сам Господь научил людей закалывать
животных для принесения в жертву, без сомнения объяснив при этом и
прообразовательное значение кровавых жертв. «Таким образом, вместе с жертвою
получило начало и одежда, которая стала защищать смертное тело человека от
перемен воздушных и вместе напоминала, что прикрыть его греховную наготу могут
только заслуги обещанного Искупителя»(2). (1) Вопр. 40 на Быт. (2) Богословский – Свящ. Истор. Ж. Изгнание из рая (ст. 22 – 24). Ст. 21. И сказал Господь Бог: вот,
Адам стал как один из Нас, зная добро и зло. Сии слова относятся к лицам Св. Троицы. Как
о сотворении человека был совет Божий, так и о горькой судьбе его падения идёт
собеседование Св. Троицы. Сим изображается важность случившегося события с
нашим праотцом. Но что обозначают сами слова Божии – укоризненые и как бы
посмеятельные (по Феодориту и Августину): «вот Адам стал как один из Нас?» Сими
словами человекообразно выражается сожаление Божие о неразумии падшего
человека, возмечтавшего быть Богом. «Вот Адам, - как бы так говорил Господь, -
вполне оказался виновным, ибо не только мыслю захотел быть Богом, но и самым
делом покусился осуществить свою неразумную и преступную мечту.» Ст. 22.23. И теперь как бы не простёр
он руки своей, и не взял бы также от дерева жизни, и не вкусил бы, и не стал бы
жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Эдемского. По словам Блаж. Феодорита
(1) «приобщиться плода с дерева жизни возбранил Господь человеку не для того,
чтобы отказать ему в бессмертной жизни, но чтобы остановить течение греха…
Умерший, как сказано, освободится от греха» (2). И каким мучением была бы для
человека бессмертная жизнь, исполненная немощей, страданий и грехов!… (1) Вопр. 41 на Быт. (2) Римл.VI, 7. Ст. 24. И поставил (Господь) на
восток у сада Эдемского Херувима и пламенный меч обращающий, чтобы охранять
путь к дереву жизни. «Принимая Херувима и пламенное оружие за одну вещь, некоторые полагают
(Лактанций), что Бог оградил рай вещественным огнём; но лучшие толкователи
допускают, то первое (Херувим) означает некоторую духовную силу или существо, а
последнее (оружие пламенное) показывает образ явления его человеку.» (1). (1) Зап. на кн. Быт. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Первобытная история падшего
человечества до времён Авраама (гл. IV – XI). Глава четвёртая. А) Жертвоприношение Каина и
Авеля (ст. 1 – 7). Б) Братоубийство Каина и его
наказание (ст. 8 – 16). В) Распространение
отверженного и благословенного племени (ст. 17 – 26). Глава пятая. Сохранение преданий веры
чрез долголетие патриархов. А) Предварительное замечание
о начале рода человеческого и о первой чете людей (ст. 1 – 2). Б) Родословие допотопных
патриархов (ст. 3 – 32). А. Предварительное замечание
о начале рода человеческого и о первой чете людей (ст. 1 – 2). Ст. 1.2. Вот родословие Адама: когда
Бог сотворил человека… мужчину и женщину сотворил их, и благословил их…. В начале родословия людского
поставил Бога, как главного родоначальника людей (1), Моисей не без намерения
повторяет опять свое сказание о создании двух полов. Сим он хочет внушить, что
после первого человека, происшедшего непосредственно от Бога, все последовавшие
затем люди размножились путем естественного нарождения от одной четы людской,
получившей от Бога благословение на размножение своего рода. Этим вступительным
замечанием своим Моисей опровергает весьма важные заблуждения: например будто
бы род людской есть только высшее и дальнейшее развитие породы животных
(произошел от обезьян - Дарвин); и будто бы различные племена людские имеют
своих отдаленных родоначальников. (1) Срав. Лук. III, 23 – 28. Б. Родословие допотопных
патриархов ( ст. 3 – 32). Ст. 3 – 32. Допотопные патриархи перечисляются
так: Адам (ж. 930 л.), Ст. 3-32. Сие (ж. 912 л.), Енос (ж. 905 л.), Каинан (ж.
910 л.), Малелеил (ж. 895 л.), Енох (ж. 365 л.), Маеусал (ж. 969 л.), Ламех (ж.
777 л.), Ной (ж. 950 л.). (1) Так как до
рождения каждого из сих патриархов полагается весьма значительное время в жизни
их отцов (например 230, 205 л. и т.д.), то можно полагать, что они не были
первенцами у своих отцов исчисляются не по прямой линии от отца к старшему
сыну, а по некоторой особенной линии, в которую входят только прямые потомки
Ноя, а через него Авраама – отца Евреев, а через него Мессии – Иисуса Христа. Здесь уместно поставить
вопрос: как должно понимать и чем объяснить долголетие патриархов? Как ни
удивительно сие долголетие для нашего времени, мы не имеем никакого основания и
права понимать его иначе, как в прямом и буквальном смысле. Предположение, что
в жизни патриархов берутся у Моисея годы вместо месяцев, по подобию египетского
летоисчисления, оказывается совершенно нелепым. По этому предположению жизнь
первых людей была бы гораздо более удивительна по своей скоротечности, чем по
долголетию. Патриархи, рождавшие детей по обыкновенному летоисчислению Моисееву
– 130-ти, 79-ти, 70-ти и т.д. лет, оказывались бы отцами в детском почти
возрасте. Если долголетие патриархов трудно изъяснить известными теперь
естественными причинами, то не нужно забывать, что в тогдашнее время вся вообще
природа, в особенности человеческая природа – не была еще так расслаблена
грехом прародительским, как наша; ибо еще не так удалена была от времен первобытной
невинности. Главною же причиною долголетия патриархов было конечно особенное
промышление Божие. С одной стороны Господь устроил сие долголетие для
размножения рода человеческого, а с другой – для сохранения чистых преданий
относительно истинного богопознания и богопочтения, на каковых преданиях должны
были утверждаться в последующие века все судьбы рода человеческого. Моисеево
сказание о долголетии допотопных патриархов подтверждается многочисленными
преданиями у народов языческих…. Так Нестор, один из героев Гомеровых, видел
после себя три поколения, однако же говорит, что жизнь его маловременна с
древними героями. Гезиот, как полагают, современник Гомеров говорит, что первые
люди жили до тысячи лет. Продолжительность царствований, которую приписывают
своим царям историки египетские и персидские, халдейские, индийские и
китайские, тоже говорит в пользу Моисеева сказания о долголетии патриархов.
Замечательно, что у всех народов, начало которых восходит к первобытным
временам, царствуют сначала боги, потом полубоги и наконец уже люди, и число
жизни людской идёт постепенно уменьшаясь до времени потомков Ноевых (2).
Достойно примечания, что и в наши времена бывают удивительные примеры
долголетия. Ст. 24. И ходит Енох пред Богом; и
не стало его, потому что Бог взял его. Сими словами писания не обозначается обыкновенная
только смерть Еноха, потому что во – первых Моисей сказал бы тогда об Енохе так
же, как и о всех прочих патриархах, что они умерли; во – вторых взятие Еноха
изображается как награда за его св. жизнь, какая же награда была бы Еноху –
смерть, которая есть общий удел всех людей и грешных, и праведных? В – третьих
о чудесном вознесении Илии пророка на небо говорится в Писании так же, что
Господь взял его (3); имеем право заключить отсюда, что и патриарх Енох взят
был живым на небо. В – четвёртых св. ап. Павел своими ясными и прямыми словами
не оставляет по сему предмету ни малейшего сомнения. Он говорит: верую Енох
переселён так, что не видит смерти (4). Чудесное вознесение Еноха есть
поразительный пример, уверяющий в блаженном бессмертии, к которому
предназначены все люди (5). (1) См. IX, 29. (2)
Филар. Библ. Ист. Bibl. Allioli t. I p. 107. 108. Ed. 1868 an. (3)
4 Цар.
II. (4) Евр. XI, 5. (5) Срав. Сирах. XLIV, 15. Глава шестая. Усиление пороков на земле и
избрание Ноя для сохранения веры и церкви. А) Причины погибели первого
мира (ст. 1 – 4). Б) Божие предопределение о
потопе (ст. 5 – 8). В) Праведность Ноя с
семейством среди развратных современников его (ст. 9 – 13). Г) Описание ковчега (ст. 14 – 16). Д) Избрание Ноя для
сохранения рода человеческого и других тварей (ст. 17 – 22). А. Причины погибели первого
мира (ст. 1 – 4). Ст. 1.2. Когда люди начали
умножаться….
тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих… и проч…. Свв. отцы
Златоуст, Кирилл Александрийский и Феодорит под сынами Божиими разумеют
благочестивых потомков Сифа (1), а под дочерями человеческими – женщин из
развращённого потомка Каинова. Ст. 3. И сказал Господь Бог: не
вечно Духу моему быть пренебрегающими человеками сими… пусть будут дни их сто
двадцать лет.
Сие не то значит, что жизнь человеческую Господь сокращает до 120 – ти –
летнего периода (2), а то, как учат отцы церкви (Златоуст, Иероним и Августин),
что Господь назначил 120 – ти – летний срок для покаяния допотопным людям. Срок
сей объявлен был по всей вероятности через Ноя, которого ап. Пётр называет
проповедником правды (3). Ст. 4. В то время были на земле
исполины…. По
мнению блаж. Феодорита, которое он основывается на указаниях Свящ. Писания(4),
под исполинами надо разуметь неких высокорослых людей, коих дерзость и насилие
произвели страшное расстройство в семейном быту и в общественной жизни(5). Есть
многочисленные указания на великанов в преданиях народных. Гигантские скелеты,
находимые в земле, тоже свидетельствуют о древних исполинах. Ст. 7. И сказал Господь: истреблю с
лица земли людей, которых я сотворил…. и
скотов, и гадов, и птиц небесных. И так на истребление с человеком осуждается и тварь
несмысленная; поелику она создана была для человеческой потребности (6). Страдания
неразумной твари должны были усугубить наказание тех, которые покорили её суете
своей, и сделать бедствие их более разительным и поучительным для потомства
(7). Ст. 18. Но с тобою (Ной) Я поставлю
завет мой: и войдёшь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жёны сынов
твоих. Завет
Бога с Ноем, по объяснению толкователей, имел сокровенный смысл. Под образом
сохранения дома Ноева, Бог обещал благодатное чрез его племя избавление всего
рода человеческого (8). По изъяснению ап. Петра, ковчег Ноев был прообразом
церкви, спасающей нас благодатными водами крещения (9). Ст. 19. Введи также в ковчег…. Всех
животных по паре, чтобы они остались с тобой в живых; мужеского пола и
женского.
Собрание животных из разных стран света к ковчегу Ноеву произошло конечно по
особенному усмотрению Создателя, который вложил некоторый откровенный инстинкт
в животных, приведших их в одно место. Периодические путешествия, совершаемые и
в наши времена перелётными птицами через огромные моря и отдалённые страны,
внушают не меньшее удивление. Но как могли уместиться в ковчег вошедшие в него
многочисленные породы животных с потребным им количеством пищи? Сие удобно
могло случиться, если во – первых припомнить величину ковчега. Он был длиною
более 65 саж., шириною более 10, а высотою более 6 саж. (10), так что
вместимость его простиралась до 1,600, 000 куб. фут.(11). Во – вторых полагать
можно, что если не все, то некоторые породы взятые Ноем ещё в неразвитом
состоянии (детёнышами) и в мелких формах. Что касается пищи животных, то,
будучи без движения и в смятённом состоянии, они могли довольствоваться и
небольшим количеством её. Опыты над животными совершенно подтверждают сие
предположение. По мнению блаж. Феодорита, звери в ковчеге питались только
травой и семенами (12). |
|