Семинарская и святоотеческая библиотеки |
Протоиерей 2) Другой не менее важный
способ есть снесение параллельных или
сходственных мест Писания, в которых свящ. писатели, повторяя не
редко одни и теже слова и даже целые
мысли, как бы ненамеренно поясняют друг
друга. Так слово помазание, употребляемое апостолом Павлом без
всякого объяснения (2), повторяется у
апостола Иоанна в смысле излияния
благодатных даров Св. Духа (3). Так относительно буквального и собственного смысла слов Спасителя о вкушении
плоти и крови Его (4) не оставляет никакого
сомнения апостол Павел (5). И проч…. 3) Третий способ есть исследование
состава или контекста речи, т.е.
объяснение известных мест Писания в связи с предыдущими и последующими словами и мыслями, имеющими
отношение к объясняемому месту. Так
выражение ап. Павла о стихиях мира или немощных и худых стихиях – в послании Галатам (6) –
объясняется дальнейшими словами апостола
(7). Но контекст речи не всегда бывает так тесен; иногда-же он распространяется на целые отделения
какой-нибудь свящ. книги. 4) Уразумение разных
исторических обстоятельств той или другой
свящ. книги много также способствует к правильному пониманию всего содержания оной книги. Так весьма важно иметь
сведения о писателе, о цели, поводе,
времени и месте написания той или другой книги.
Уразумевши, например, цель послания ап. Павла к Римлянам – разбить иудейский предрассудок о преимущественных
будто-бы правах иудейских в церкви
Христовой, мы ясно понимаем, почему апостол так часто и настойчиво повторяет об оправдании
единственно верою в Иисуса Христа, - без всяких родословных преимуществ и без
дел закона иудейского. Имея также в
виду, что ап. Иаков написал свое послание по поводу превратно понятого учения Павлова об оправдании верою,
не трудно уразуметь, почему он с
особенною силою учит в своем послании о необходимости для спасения дел благочестия, а не одной только
веры. И т. д…. (1) Мато. XIX, 8. (2)
2 Кор. I, 21. (3)
1 Иоан.
II, 20. (4) Иоан. VI, 56. (5) Кор. XI, 27. (6) IV, 3-9.
(7) Ст. 10. Б. Из разных вспомогательных источников. К вспомогательным источникам
изъяснения Свящ. Писания относятся: 1) Во-первых, знание тех языков, на которых
написаны священные книги,
преимущественно знание еврейского и греческого языков, ибо во многих случаях единственным средством к
уразумению подлинного смысла того или
другого места в Писании служит ближайшее знакомство с корнесловием, или словопроизводством
оригинального текста священного.
Например: Притч. VIII, 22. Быт. III,15.
и друг. 2) Сличение разных переводов Свящ. Писания,
особенно в таких местах оного, которые
содержат некоторую темноту по своему
словосочетанию и другим обстоятельствам, историческим или догматическим, и вследствие сего неправильно
толкуются и извращаются неправомыслящими
в пользу своих заблуждений. 3) Знание древней географии, преимущественно же
географии святой земли, а также
хронологии, - дабы иметь отчетливое познание о
последовательной преемственности исторических событий, излагаемых в свящ. книгах, а также для ясного
представления тех мест, где происходили
сии события. Сюда же относятся археологические сведения о нравах, обычаях и разных обрядах еврейского народа,
заимствуемые из иудейских писателей. Главное руководство начало
изъяснения Свящ. Писания. Хотя книги Свящ. Писания, как произведения
Духа Истины, содержат одну только чистую
истину; но истина сия бывает нередко прикровенна, и в божественных письменах, по словам самого
Писания, есть нечто и
неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают (1). Посему оказывается
необходимым при чтении и изъяснении
слова Божия какое-либо основное и руководительное начало. Сим началом должно служить,
во-первых, само слово Божие в ясных и
положительно определенных местах своих; так что всякое толкование, несогласное с сими местами, должно быть
признаваемо ложным и ошибочным.
Во-вторых руководствовать должно священное предание, заключенное и выраженное в древних символах
веры, в правилах вселенских поместных
соборов, и наконец- в творения святых и богомудрых отцов и учителей церкви, занимавшихся исследованием
Писания, и преимущественно отцов первых
веков христианства. (1) 2 Пётр. III, 16 Настроение души, потребное
для успешного и спасительного чтения
слова Божия. Поелику священные книги
содержат не простые истины, а небесные и
откровенные, и учение не человеческое, а словеса Божия, то: Во-первых к изучению их
нужно приступать с благоговением и
умилением сердечным, а не с научным только любопытством и школьною холодностью,
по словам псалмопевца: от словес Твоих убояся сердце мое…. Возрадуюся аз о словесах Твоих, яко обретай
корысть многу (1). Во-вторых - поелику словеса
Божия суть словеса чиста, сребро
разжено, т.е. могут содержать только одну чистейшую истину; то
изучать их потребно с беспрекословным
подчинением себя сей истине, а не с
пререканиями и сомнением. Там-же, где словеса Божия содержат
истины, совершенно превышающие наш
разум, там потребна смиренная простота
веры, ибо мудрость Божия, отвергаемая премудрыми и разумными века
сего, открывается младенцам - по слову
Спасителя (2). Так как далее – в
злохудожную душу не войдет премудрость слова Божия, и душевный человек, т.е.
ходящий по веку мира сего (3), не приемлет,
яже Духа Божия (4), поелику словеса Отца Небесного не поймет,
пребывая в себе (5); то для
успешного и спасительного чтения слова Божия нужна чистота и непорочность сердца, сопровождаемая
святостью жизни. За всем этим, так как мы
слабы по всяческим и можем похвалиться
только о немощах своих, то должны свои усилия – испытать и
уразуметь писания (6) – завершать теплою
молитвою ко Господу, да отверзеть нам ум
разумети писания (7), да созиждет в нас сердце чисто, сокрушенно и смиренно (8), да поможет нашему неверию (9),
и да явит нам завет свой (10). (1) Пс. СXVIII,
161. 162. (2) Лук. X, 21. (3) Еф. II, 2. (4) Кор. II, 14. (5) Иоан. V, 38. (6) Иоан. V, 39. (7) Лук. XXIV,
45. (8) Пс. L, 12. 19. (9) Марк. IX, 24. (10) Пс. XXIV, 14. ОБОЗРЕНИЕ
ЗАКОНОПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ СВЯЩЕННЫХ КНИГ ВЕТХОГО ЗАВЕТА 1. Число и наименование законоположительных
ветхозаветных книг В ветхом завете законоположительными
книгами называются пять книг Моисеевых -
Бытия, Исход, Левит, Чисел и Второзаконие; поелику он содержат основные законы нравственной и
гражданской жизни, равно как религиозные
обряды ветхозаветных людей. 2. Первоначальная их нераздельность и название Пятикнижия Свои творения Мовсей писал
по мере сообщаемых ему откровений
Божиих, которые Господь повелевал записывать ему в книгу вместе с повествованиями о народе Божием (1); так что
все писания Мовсеевы первоначально
составляли один кодекс откровений Божиих и одну нераздельную книгу, известную
под именем Тора, что значит закон, или-же под именем Книги Моисеевой (2). Пять
отделений этого единичного творения
Мовсеева у древних Иудеев озаглавливались просто начальными словами каждого отделения; но в последствии
каждая книга Моисеева получила
наименование от своего содержания, а совокупность сих книг стали называть Пятокнижием. Все сии наименования, равно как и самое Пятокнижие (πεντατέυχον, от πέντε –
пять и τέυχος – орудие, книга) суть греческого происхождения, и вероятно даны
книгам Моисеевым семьюдесятью толковниками, при переводе их с еврейского
подлинника. Примечание. Однако-же в
древних манускриптах перевода LXX – Ватиканском и
Александрийском – нет нынешних
наименований книг Моисеевых. Но как бы то ни было, разделение Пятокнижия на
пять отдельных книг бесспорно древнее
времен Иосифа Флавия; ибо он, в
первой книге своей против Аппиона (cap. 2), говорить о семи
разделении, как о вещи общепринятой. (1) Исх. XVII, 14. XXIV, 4.
7. XXXIV, 27. Чис. XXXIII, 2. Втор. XXXI, 9. (2) 1 Езд. VI, 18. 3. Сведения о писателе Пятикнижия Писатель Пятокнижия есть
Моисей, законодатель и вождь народа еврейского. Это видно – а) Из многих мест самого
Пятокнижия, где говорится, что Господь повелел Моисею записать в книгу то
или другое, находящееся в Пятокнижии, например вероломство Амаликитян, их
поражение и будущую судьбу (1), а также законы синайские и различные
богоявления, бывшие Моисею (2). Также Бог повелел записать станы еврейские в Аравии
(3). Говорится также о книге закона, которую Моисей написал, потом дополнил и
отдал на хранение священникам и т.д. (4). б) Затем во всех почти
книгах ветхого и нового завета можно найти более или менее ясное указание
на Моисея, как писателя Пятокнижия. Для примера можно указать из книги Иисуса
Навина то место, где Господь завещает сему преемнику Моисея, чтобы он хранил и
творил, «яже заповеда Моисей раб Его, и чтобы не отступала книга закона
Моисеева от уст его» (5). Можно также указать на книгу Ездры, где говорится о
книге Моисеевой и о писанном законе Моисея, человека Божия (6). Из нового же
завета всего примечательны слова Спасителя Саддукеям: «несте-ли чли в книгах
Моисеевых, при купине, яко-же рече ему Бог: Аз есть Бог Авраамов, и Бог
Исааков, и Бог Иаков» (7); также слова ап. Иакова о Моисее, что он «по всем
градом проповедающия его имать, в сонмищах по вся субботы чтомый» (8). Примечание. Многочисленные
свидетельства из ветхого и нового завета о писателе Пятокнижия можно найти во
Введ. в прав. богослов. преосв. Макария, в статье о подлинности Пятокнижия
Моисеева. в) Кроме непрерывного и
единодушного предания церкви христианской и иудейской о происхождении
Пятокнижия именно от Моисея, весьма важно в сем отношении свидетельство
Самарян, древней секты иудейской, содержащей Пятокнижие как священную книгу
закона, начертанную руками Моисея, пророка Божия. Не маловажны также и
многочисленные свидетельства языческих писателей о Моисее, как законодателе и
писателе еврейского народа. Примечание. Все сии свидетельства
собраны во Введ. в прав. богосл. преосв. Мак.; равно и у
Glaira в его
Introduction historigue et critigue et coet. t. III, p. 19. г) Наконец самый характер
описываемых в Пятокнижии древнейших нравов и обычаев из времен
патриархальных, равно как и бесчисленные подробности, касающиеся многочисленных
обстоятельств из жизни Моисеевой, - все это указывает на древнейшего писателя
Пятокнижия и на очевидца описываемых в нем событий, т.е. на Моисея. Некоторые
только незначительные дополнения и пояснения могли быть сделаны в его книгах
позднейшими боговдохновенными продолжателями и хранителями Свящ. Писания,
наприм. Иисусом Навином и Ездрою (9). (1) Исх. XVII, 14. (2) Исх. XXIV, 4, 7. XXXIV, 27. (3) Чис. XXXIII, 2. (4)
Втор. XXVIII, 58. 61. XXIX, 20.
27.
XXXI, 9. 24 – 26. (5) Нав. I, 7. 8. (6) 1 Езд. III, 2. (7) Мар. XII, 26. (8) Деян. XV, 21. (9) Так напр. Быт. XIII, 18. Сравн. Иис. XIV, 15. XV, 13. Быт. XXXVI, 31-39. Срав. 1 Пар. I, 43-54. Исх. XVI, 35. Срав.
Нав. V,12. Второз. XXXIV гл.
КНИГА
БЫТИЯ Название её в еврейской и греческой библиях В
еврейской Библии первая книга Моисеева называется начальным словом её
«Берешит», что значит «в начале». Греческое же название этой книги есть «Бытие»
(γένεσις), и указывает на её содержание, поелику в ней повествуется о
происхождении и бытии мира, первых людей и первых человеческих обществах. Главный предмет её содержания. Главный
предмет книги Бытия есть происхождение мира и человеческого рода, и краткая
история веры в избранном народе Божием в продолжение времён патриархальных. Период времени, обнимаемый ее содержанием. Период времени, обнимаемый содержанием книги Бытия, простирается до 2369 лет по еврейскому летоисчислению, а по греческому сей период обнимает до 3799 лет.Разделение на части и общий очерк содержания каждой
части. Все
сказания книги Бытия, заключающаяся в 50 – ти главах, можно разделить на три
главные и существенные части. Первая повествует о происхождении мира и падении
людей. Вторая излагает первобытную историю падшего общества, сначала
погибавшего в волнах потопа, а потом рассеянного по всему лицу земли. В третьей
содержится история времён патриархальных. Частные: В первой части, обнимающей три главы (I – III),
повествуется: О
сотворении мира (I – II, 1-13) О
сотворении человека (II, 14-15) О
грехопадении людей (III, 1-13) О их
наказании и обетовании Спасителя (III, 14-24) Во второй части, обнимающей восемь глав (IV-XI),
содержатся: Братоубийство
Каина и его нечестивое потомство (IV) Сохранение
преданий веры через долголетие патриархатов (V) Усиление
пороков на земле и избрание Ноя для сохранения веры и церкви
(VI) Всемирный
потоп (VII) Постепенное
прекращение потопа и жертва Ноева (VIII) Возобновление
благословений и обетований, Божиих после потопа и
пророчество Ноя о судьбе сыновей его (IX) Потомство
сынов Ноевых (X) Смешение
языков, рассеяние народов и родословие потомства Симова (XI) В третьей части, обнимающей тридцать девять глав (XII – L),
содержатся: Богоявление
Аврааму, обетования ему и заветы с ним (XII – XXV, 1-20) История
Исаака и обетование ему (XXV, 20 – XXVIII,
1-9) Обетование
Иакову и история его (XXVII, 9 – XXXVIII) История
Иосифа (XXXIX – XLVII) Пророческое
благословение Иаковом сыновей Иосифа (XLVIII) Пророческое
благословение Иакова своим сыновьям (XLIX) Погребение
Иакова и вера Иосифа в возвращение народа Божия в обетованную
землю (L) Время и место написания книги Бытия. О
времени и месте написания книги Бытия нет определённых и достоверных известий.
Иосиф Флавий и Филон полагают, что Моисей написал её в земле Мадиамской,
находясь у тестя своего Иофора. Но христианские писатели с большим основанием
полагают, что книга Бытия написана уже по исшествию Израильтян из Египта, во
время их странствия по пустыне Аравийской; ибо Моисей назначен был пророком от
Господа лишь после бывшего ему хоривского богоявления (1). (1) Исх. III Цель написания книг Бытия. Что
касается цели написания книги Бытия, то её можно усматривать в том, чтобы
увековечить истинную историю происхождения мира и первоначальных судеб
человечества, после того как чистые придания о сём стали затмеваться в людях по
причине сокращения их жизни; также соблюсти в чистоте учение о Божественном
Избавителе рода человеческого, раскрывавшееся от времени до времени в
многократных божественных обетованиях, преобразованиях и пророчествах. При сём
могла быть и частная цель бытописателя – утешить бедствующих странников
еврейских благодатными обетованиями Иеговы, Бога Израилева. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ О происхождении мира и падении людей (гл.I-III) Глава первая. А) Начало мира вообще (ст. 1). Б) Первоначальное состояние видимого мира (ст.2). В) Шесть дней постепенного образования мира (ст.
3-25). Г) Создание человека (ст. 26-28). Д) Назначение пищи живым тварям и всеобщее одобрение
новосозданного мира (ст. 29-31) А. Начало мира вообще. Ст. 1 В
начале сотворил Бог небо и землю… В
начале, т.е. сперва, и значит не от вечности, которая не имеет начала, а от
времени, с началом самого времени (1). Сотворил…
По замечанию знатоков еврейского языка, еврейский глагол bara
значит более чем образовал или сделал (как – бы из чего – нибудь готового), а
именно сотворил (т.е. из ничего). Бог…
В еврейском подлиннике имя Божие поставлено во множественном числе – «Elohim –
Боги». По мнению отцов церкви, сим дается мысль о троичном множестве Лиц
Божественных (2). Небо
и землю… Сими двумя словами бытописатель, очевидно, хочет обнять всю
область мира видимого. Но некоторые отцы и учители церкви (3), на том
основании, что в следующем стихе дона только земля называется безвидной и
неустроенной, разумеют под именем неба благоустроенный духовный мир, или
Ангелов. (1) Феодорит. Вопр. 5 на Быт. (2) Вас. Вел., Злат., Август., Феодор., см. на кн.
Быт. Филар. (3) Авг., Григ. Бог., Иоан. Дам. Б. Первоначальное состояние видимого мира. Ст. 2 Земля
– же была безвидна и пуста и проч…. Почему
первоначальное и неустроенное вещество мира (хаос) названо землёй? Конечно
потому, что священный бытописатель имел в мысли главным образом описать
происхождение нашей планеты земли, а посему и те основные материальные начала,
из которых она впоследствии образовалась, названа им землёй, хотя ещё невидимой
и неустроенной. Что
означают названия первоначального мира бездной и водой? Название бездана
– даёт идею о необъятном пространстве хаоса, который не был ограничен
разнообразием вещей. Поелику – же вода, в собственном смысле понимаемая,
явилась в третий день мироздания, то, очевидно, что название воды даётся
первоначальному веществу мира в смысле не собственном, а только сравнительно,
дабы внушить идею о нетвёрдости и тонкости первоначальных элементов
вещественного мира, и об отсутствии в них постоянных образов и форм. И
Дух Божий носился над водою. Зиждительное действие Св. Духа в еврейском
подлиннике весьма метко изображается словом «согреваль». По замечанию Св.
Василия Великого, словом сим Дух Святый символически изображается под образом
голубя, который с распростёртыми крыльями сидит на яйцах и сообщает им
животворящую теплоту (1). При крещении на Иордан Дух Св. тоже явился, как
известно, в виде голубя. (1) См. Шестод. В. Вел. В. Шесть дней постепенного образования мира (ст. 3 –
25). День первый. Ст. 3 И сказал Бог: да будет свет,
- и стал свет. Изображая Бога творящим свет
одним словом своим, богодуховный Моисей даёт понять, с какой лёгкостью Господь
совершает дело творения. «Рече – и бысть», можно ли сильнее изобразить
всемогущества Божия? Ритор Лонгин находил в этом выражении поистине высокое. Но как изъяснить
существование света прежде светил небесных? При настоящем состоянии науки
вероятнейшей гипотезой в свете считается та, что свет есть дрожание эфира,
некоторой тончайшей материи, разлитой по бесконечному пространству мира; солнце
же и звёзды только приводят каким – то образом сей эфир в дрожание, и тем
производят свет. Таким образом и до создания светил небесных, светоносный эфир,
как некоторая независящая от них жидкость, могла быть приводима чем – нибудь в
сотрясательное состояние. Мы знаем, напр., что электрический свет молнии не
зависит от солнца. Ст. 4,5 И увидел Бог свет, что он
хорош; и отделил Бог свет от тьмы… и был вечер, и было утро… Человекообразным выражением
«увидел Бог, что хорошо то или другое или третье творение», Моисей хочет яснее
дать нам знать о расположении Божьем к каждому своему творению в отдельности, и
о совершенстве каждого нового вида жизни. Разлучение же Богом света от тьмы,
так что явились суточные перемены – вечер и утро, день и ночь, значит то, что
новосозданный свет не вдруг озарил весь хаос, а получил от Господа весьма
быстрое поступательное движение по верхним тончайшим слоям шарообразной
поверхности сгущавшегося хаоса, тяготевшего к некоторому общему своему центру.
Так что некоторые части хаоса были постепенно освещаемы, а другие оставались во
тьме, как это было в последствии с землёю при светилах небесных. Для этих
изображений можно находить подтверждение в самих наименованиях дня и ночи,
вечера и утра, которые дал Господь первосозданному свету и тьме (1). (1) См. Зап. на кн. Быт. и
Биб. Ист. Филарета. Свящ. Ист. Богословского. О миротворении арх. Феодора. День второй. Ст. 6 – 8 И сказал Бог: да будет
твердь по среди воды… и оделил воду, которая под твердию, от воды, которая над
твердию… Происхождение тверди или
видимого неба можно представить так. Неизмеримо громадная масса первозданного
водянистого вещества вдруг распалась, по мановению Божию, на миллионы отдельных
шаров, которые закружились в своих осях и понеслись каждый по своей отдельной
орбите. Пространство, образовавшиеся между сими шарами, стало твердию,
ибо в этом пространстве движение новосозданных миров утверждено Господом
на определённых и неизменных законах тяготения. Воды над твердию, - это
суть новосозданные водянистые шары, которые потом окрепли и с четвёртого
дня творения заблистали и заискрились вверху над нашими головами; а вода под
твердию, - это наша планета земля, расстилающаяся у нас внизу под ногами.
Всё это ещё носило название воды, потому что во второй день творения ещё не
получило прочного устройства и крепких форм. Новосозданная тёмная масса планет
состояли ещё из того – же хаотического вещества, которое вышеназвано водою и
бездною, и освещалось по тому же, можно сказать, неусовершенствованному
способу, как и хаос в первый день
творения (1). (1) См. Зап. на кн. Быт. и
Биб. Ист. Филарета. Свящ. Ист. Богословского. О миротворении арх. Феодора. День третий. Ст. 9 – 13 И сказал Бог: да соберётся
вода, которая под небом, в одно место; и да явится суша… и да произрастит земля
зелень, траву, сеющая семя… и древо плодовитое… Отделение воды от суши в
третий день не должно представлять простым, так сказать, отцеживанием готовой
уже воды от твёрдых земляных частей. Воды ещё не было в том виде и химическом
составе, как мы теперь её знаем. Итак, во – первых, творческим словом
Господнем безобразное и неустроенное вещество нашей планеты разделено было на
третий день мира на две области: создана была вода и суша, которая тот час же
образовала на своей поверхности разные водовместилища – реки, озёра и моря. Во
– вторых планета наша оделась тонким и прозрачным покровом атмосферного
воздуха, и появились газы с их многочисленными сочетаниями (1). В – третьих и
на самой поверхности суши «предметом творческого делания была не только
поверхность суши с горами, долинами и проч., но и в самих недрах ее – разные
слои земли, металлы, минералы и проч.» (2). В – четвёртых особым повелением
Творца на земле явились всевозможные растения. Наконец должно полагать,
что в третий же день мира и прочия тёмная и хаотическая масса небесных тел
получили окончательное устройство, сообразное своим целям, хотя бытописатель и
говорит об одной земле. Полагать сие надо на том основании, что во второй и
четвёртый день Господь действует во всём мироздании, и значит – быть не может,
чтобы целый третий день посвящён был одной только земле, которая есть ничтожная
песчинка в целом составе мироздания (3). (1) О миротв. Арх. Феод. (2) О миротв. Арх. Феод (3) Филар. Зап. на кн. Быт. День четвёртый. Ст. 14 – 19 И
сказал Бог: да будут светила на тверди небесной… чтобы светить на землю… и
создал Бог два светила великия… и звёзды. Как нужно представлять
события светил небесных? По внутренней и основной материи своей светила
небесные существовали уже и до четвёртого дня; они то и были та вода над
твердию, из которой образовались бесчисленные шарообразные тела во второй
день творения. В четвёртый же день некоторые из этих тел были так устроены, что
первосозданный свет сосредоточился в них в высшей степени, и стал
напряжённейшим образом действовать всегда и вдруг на всей их поверхности, - это
самосветящияся тела и ли светила в собственном смысле, каково напр. солнце и
неподвижные звёзды. Другие же из тёмных шарообразных тел так и остались
тёмными, но приспособлены Создателем к отражению полившагося в них света от
других светил, - это светила в несобственном смысле, или так называемые
планеты, блестящие заимствованным светом, напр. луна, юпитер, сатурн и прочие
планеты (1). Можно предположить ещё
вопрос: почему Моисей называет солнце и луну великими светилами, когда
известно, что в мироздании есть гораздо громаднейшие тела? Бытописатель
называет их такими не по их действительной величине, а только по их видимости,
как они кажутся с земли. Вообще своё сказание о происхождении мира он не
назначает для каких – нибудь глубоких исследований природы, а напротив
применяет оное к общему смыслу. Потому то он не упоминает ещё о кометах, и не делает
различия между самосветящимися телами и
планетами. Посему же упоминает только о том значении светил небесных, которое
имеет особенную важность для одной земли, именно; чтобы освещать её (2) и чтобы
с земли можно было по ним определять и считать время, а так же наблюдать
различные знамения (3). (1) О миров. Арх. Феод. Зап. на
кн. Быт. Филар. (2) Ст. 15 (3) Ст. 14 День пятый. Ст. 20 – 23 И
сказал Бог да произведет вода… душу живую; и птицы да полетят по тверди
небесной. Виды тварей, жизнь которых приспособлена Создателем к воде, в
еврейском подлиннике выражена словом «многородящее». Там сказано «да изведут
воды многородящее и проч.» Название многородящих весьма выразительно изображает
природу тварей, о которых здесь идёт речь, т.е. рыб, миллионами раждающихся из
икры, и природу насекомых, тучами вознакающих в сырых местах, равно и
земноводных, напр. жаб, множащихся в огромных количествах в болотных и тинистых
местах… Благословение Божие впервые получают только твари 5 – го дня, как первая
живая тварь, явившаяся со способностью умножать свой род. День шестой. Ст. 24 – 25 И
сказал Бог: да произведёт земля душу живую по роду ея, скотов, и гадов, и
зверей земных по роду их… Как
для произведения рыб и водяных гадов Господь обращается к воде; так равно и для
произведения четвероногих и растений (1) Он обращается к земле. Сие надо
понимать так, что телесный состав четвероногих только приспособлен к свойству
земли, как их жилищу; а не так, как думают некоторые естествоиспытатели, будто
бы земля, животворимая теплотой лучей солнечных, сама плодородила животных
(теория Дарвина о происхождении видов). Во всей своей обширной области природы
нет ни малейшего намёка на то, чтобы какой – нибудь один вид живых тварей мог
перейти в другой, напр. травоядное животное в хищное; тем более
противоествественно представлять происхождение самой животной жизни из
неорганических начал (из газов, минералов и проч.). Все опыты учёных,
проводимые в подтверждение сие странной теории, оказываются весьма
сомнительного свойства, и несколько не убедительны. «Когда сказал Бог да
изведёт земля, - говорит Св. Василий Великий, - это не значит, что земля
износит уже находившееся в ней; но давший повеление даровал земле и силу
извести» (2). (1) Ст. 11 (2) См. Шестод. Г. Создание человека (ст. 26 – 28). Ст. 26. И
сказал Бог: сотворим человека… Итак пред созданием человека держим совет
Божий. Этим наглядно изображается преимущество достоинство человека пред всеми
предшествующими тварями. Но с кем советоваться всемогущему и бесконечно
премудрому Творцу мира? На сие отцы и учителя церкви единодушно отвечают, что
совещательные слова Божии «сотворим человека» относятся к лицам Св. Троицы. На
это указывают и дальнейшие слова Писания: По
образу Нашему, и по подобию Нашему…
По объяснению отцов и учителей церкви образ Божий состоит в невещественности
души человеческой, в ее свойствах – разумности и свободы, и в ее неразрушимости
и бессмертности; подобие же Божие – в усовершенствовании разума и свободной
воли, т.е. в добродетельной и святой жизни. «По подобию, - говорит св. Григорий
Ниссий, - делаюсь я сам, делаясь христианином». Но красота образа Божия,
утверждаясь собственно в духе человека, просеевается и в самом теле его, о
котором поёт церковь: «и вижду в гробах лежащую, по образу Божию созданную нашу
красоту (1)». И
да владычествуют они (т.е. – человек, созданный в двух лицах – мужчины и
женщины) над рыбами морскими… и над всею землёю, и над всеми гадами… Владычество
человека над всею землей и её тварями есть как бы видимое обнаружение или
прямое следствие образа Божия в человека – по отношению его к миру. Бог есть
верховный властитель мира, посему и человек, созданный по образу Божию, получил
право разделять сие владычество. С потемнением в человеке образа Божия
сократились и его права на обладание землею. Но по той мере, как человек –
силою благодати Христовой – возвращает себе богоподобие, - и природа начинает
опять узнавать в нём своего царя. Святые угодники повелевали лютыми зверями. И
благословил их бог, и сказал … плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю… Сие
благословение Божие, данное первосозданной чете, не делает однако же брак
обязательным для человека в его теперешнем состоянии; поелику богодарованная
ему способность чадородия растлена грехом в самом основании своём, так что люди
в беззаконии зачинают и во грехах рождаются (2). Посему теперь весьма часто
бывает человеку, ревнующему о высшем духовном совершенствовании, добро быти
едину, по точному выражению того – же слова Божия (3). (1) См. чин. погреб. (2) Пс. L, 7 (3) Матф. XIX,
11.12 1Кор.VII, 8.9.32. Д. Назначение пищи живым тварям (ст. 29 – 31). Ст. 29. И
сказал Бог: вот, Я дал вам (людям) всякую траву… и всякое дерево, у которого
плод… в пищу. Были
ли назначены человеку в пищу животные? С полною вероятностью можно сказать, что
– нет; в противном случае почему бы не упомянуть о них, тогда как раздельно
говориться в сказании Моисеевом, что именно Господь назначил в пищу животным, и
что – человеку. В том же сказании Моисеевом прямо говорится, что после потопа
Господь законополагает людям: «всё движущееся, что живёт, будет вам в пищу; как
зелень травную даю вам всё». (1) Значит до потопа не было сего разрешения
Господня. В поэтических сказаниях древнего мира также говорится, что в золотой
век Сатурна мясо животных не было пищей человека. Ст. 30 А
всем зверям земным… дал Я всю зелёную травную пищу… В
первосозданном мире нынешняя порода плотоядных животных были ли таковыми? По
ясному указанию Писания – нет, не были. Сие даже не могло быть иначе, когда
животных было по одной паре, при первом создании их. Замечательно, что пророк
Исаия, рисуя благодатное царство Мессии, употребляет такие черты: «и пастися
будут вкуп волк с акнцем, и рысь поиет с козлищем; и волк и медведь вскупе
пастися будут, и вкупе дети их будут, и лев аки вол ясти будет плевы».(2). Не
вдохновенное ли это указание на то, что было некогда в Едеме? Не тоже ли мы
находим и в древних преданиях о золотом веке? Виргилий говорит, что уже Юпитер,
овладев миром, велел волкам терзать, и морю волноваться. (3) (1) Быт. IX, 3. (2) XI, 6 – 8. (3) Зап. на кн. Бытия. Глава вторая. А)
Торжественное окончание творения (1 – 6). Б)
Образ сотворения человека (мужчины) и его первоначальное местопребывание (7 –
15) В)
Заповедь (16 – 17) Г)
Сотворение жены и установление брака (18 – 24) Д)
Состояние невинности (25) А. Торжественное окончание творения (ст. 1 – 6). Ст. 2 И совершил
бог к седьмому дню дела свои. Не редко спрашивают, что разуметь должно под
днями творения? Как бы в ответ на сие блаж. Августин говорит, что весьма трудно
и даже невозможно с точностью определить существо сих дней (1). Но ныне весьма
многие склонны полагать под днями творения многовековые периоды, в продолжение
которых земля будто бы сама собою постепенно достигала своего окончательного
образования. Против сего нужно заметить, во – первых, что в тех случаях, когда
в Писании слово день употребляется не в буквальном своём значении, а
неопределённо, всегда есть в контексте прямое указание на это переносное
значение; здесь же напротив, в контексте стоят вечер и утро, которыми
начинается и заканчивается день творения, как бы для пояснения, что дело идёт о
днях обыкновенных. Во – вторых самые выражения Писания: «и сказал Бог, да будет
то, или другое», показывают на непосредственные действия всемогущего Божия, и
при том отдельные друг от друга, а не на то, а не на то чтобы земля сама
собой постепенно выходила из
хаотического состояния. В – третьих, если бы это было так, т.е. если бы земля
наша сама собой постепенно образовывалась в продолжении многовековых периодов,
то Бог, собственно говоря, не был бы творцом земли, а только хаоса, и лишь
промышлял бы о земле, что бы правильно совершалось её постепенное образование.
Поелику же Он промышляет о земле и до сих пор, то понятны становятся слова
бытописателя: и совершил Бог к седьмому дню дела свои (2). В –
четвёртых, предположения учёных о постепенном образовании земли в тысячелетние
периоды времени не оправдываются их собственными наблюдениями над корою земли;
ибо в глубочайших слоях земных, вместе с растительными остатками находятся
остатки живых тварей с органами дыхания, зрения и проч… Это было бы невозможно,
если бы между различными царствами природы – ископаемым, растительным и
животным, существовали огромные периоды времени. И разве всемогущий Бог не мог
сообщить особенной силы и напряжения деятелям природы и повелевать быстро
совершиться развитию жизни в мире? Точно также, как Он сотворил человека и
животных, совершенно сформировавшихся, Он мог одним мановением образовать мир
со всеми его отдельными областями. |
|