Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

22-24 ст.. Пред изгнанием прародителей из рая, как при сотворении человека (1,26) и жены (2,18), происходит собесе­дование между Лицами Святой Троицы, чем указывается на важ­ность имеющего совершиться события. В словах Господа, сказан­ных при этом: "се Адам бысть, яко един от нас, еже разумети доброе и лукавое" выражается укоризна человеку и сожаление о его неразумии, побудившем возмечтать о равенстве с Богом.

Братоубийство Каина и последующие потомки Адама (Быт. 41

В первых 15 стихах заключается повествование о брато­убийстве Каина. Затем с 16 по 24 стих излагается история по­томства Каина. В заключение главы (25-26) говорится, что у

Адама вместо Авеля родился Сиф, а у Сифа Енос; с Еноса ус­тановилось общественное богослужение ("сей упова призывати имя Господа Бога").

Усиление пороков на земле. Избрание Ноя (Быт. 6)

1-3 ст.: Развращение человечества, вызвавшее наказание первого мира потопом, выразилось в том, что люди сделались "плотью" ("зане суть плоть"), причем это состояние челове­чества бытописателем поставляется в связь с браками "сынов Божиих с дщерями человеческими". В Библии сынами Божиими не­редко называются люди благочестивые и избранные Богом (Ин.1, 12, 1 Ин. 3,1), называется сыном Божиим и народ еврейский (Исх. 4,22, Втор. 14,1). Здесь под этим названием следует по­нимать благочестивых потомков Сифа. В противоположность им, развращенные дочери Каина именуются дщерями человеческими. Истины веры и нравственности под влиянием последних стали забываться.

Когда разврат подавил в людях все высшие духовные стрем­ления, тогда Господь определил "будут же дние их лет сто двадесят". Выражение это нельзя понимать как ограничение воз­раста этой величины, т.к. даже после потопа люди жили до 500 лет (ср. XI гл.). По мнению толковников, 120-летний период назначается здесь для покаяния развратившегося человечества.

6-7 ст.. Человечество так глубоко погрязло во грехе, что оно не захотело покаяться и обратиться к Богу, всеобщее раз­вращение человечества не оставляло уже места божественному милосердию. Чтобы изобразить это греховное состояние, в кото­ром находилось человечество, бытописатель употребляет челове­кообразное выражение "раскаялся (слав. "помысли") Господь и воскорбел в сердце своем (слав. "размыслил")". Как всеведущий и всемогущий Господь не может, конечно, в чем-нибудь раска­яться. Раскаяние здесь приписывается Богу для означения ко­нечного развращения человечества, не оставлявшего уже места Божию милосердию. Наказание, определенное человеку, простира­ется и на царство животных, в силу тех тесных таинственных уз, которые по воле Творца, существуют между человеком и тварью бессловесной (Рим. 8,19-22).

8-13 ст.- Благочестие Ноя, о котором свидетельствует бы­тописатель, тем более удивительно, что он был благочестив "в роде своем", т.е. среди всеобщего развращения своих современ­ников.

Этому праведнику Господь и открывает Свое определение об истреблении первого мира.

14-16 ст.: Ной, по указанию Господа, должен был постро­ить ковчег из трех ярусов, со многими отделениями, которые предназначались для Ноя и его семейства (18), животных (19-20) и для запасов пищи (21).

17-21 ст.: Определяя наказание развратившемуся челове­честву через потоп, Господь открывает Ною, что Он поставит с Ним Завет Свой. Завет между Богом и человеком есть религиоз­ный союз, условиями которого являются благодатные обетования со стороны Бога и вера со стороны человека. В силу этого за­вета в настоящем случае праведник (Евр. 11,7) Ной со своим семейством и представителями животного мира спасается от ги­бели. Но это спасение было прообразом того благодатного спа­сения, которое имело получить все человечество через искупи­тельную смерть Иисуса Христа; завет с Ноем был, таким образом, предъизображением того Завета, который выразился в явлении Искупителя. Отсюда ковчег является символом Церкви Христовой, в которой верующие находят себе спасение, а воды потопа прообразовали очистительную воду крещения (1 Петр. 3,21).

Всемирный потоп (Быт. 7)

По окончании постройки ковчега Господь повелел Ною войти в ковчег и взять с собою чистых животных по семи, а нечистых по два (1-4). Когда Ной исполнил повеление Божие (ст. 5-10) в шестисотый год, во второй месяц, в 27 день жизни патриар­ха раскрылись "источницы бездны" и полился дождь (II). Через 40 дней и Ноев ковчег со всеми бывшими в нем поднялся и пла­вал на поверхности вод, которые покрывали самые высокие горы на 15 локтей (12-20). Все земные обитатели погибли в волнах потопа (21-23), воды которого поднимались все выше и выше в продолжение 150-ти дней (24).

Окончание потопа (Быт. 8)

Ной выпускает птиц - ворона и голубя, чтобы узнать, сос­тояние земли. В шестьсот первом году, в первый день первого месяца жизни Ноя, земля осушилась (13), а в 27-й день второ­го месяца, по поведению Господа, Ной вышел из ковчега (14-18). В благодарность за спасение, Ной устроил жертвенник Господу и принес на нем жертву (20). Милостиво приняв жертву, Господь высказал Свое определение, что Он не будет более поражать зем­лю за грехи. человека, что в будущем строй и порядок мира не будет нарушаться явлениями, подобными потопу (21-22).

Возобновление Богом благословений и обетований после потопа. Пророчество Ноя о судьбе своих сыновей (Быт. 3)

Милостиво приняв жертву, принесенную Ноем после потопа, Господь изрекает ему и сыновьям его благословение на размно­жение и владычество над тварями (1-2), дает законы о пище (3), крови (4) и убийстве (5-6). и поставляет особый закон с миром (7-17).

До потопа человеку было дано употреблять только расти­тельную пищу (Быт. 1,29), теперь же в снедь ему назначается и "всякое движущееся", т.е. животные, несомненно чистые, ко­торые впоследствии были точно указаны законом Моисея (Лев.II).

В связи с этим законом Господь поставляет запрещение употреблять в пищу кровь животных. Причины этого запрещения естественные и нравственно-религиозные. Когда Господь называет кровь душою животного, то этим указывает, что кровь есть главное жизненное начало жи­вотного, главный жизненный двигатель его. Отсюда естественно причиною запрещения употреблять в пищу кровь животного явля­ется намерение Законодателя внушить человеку отвращение от ненужного кровопролития, предотвратить человека от излишней жестокости, внушить ему уважение к жизни вообще. С другой стороны, этот закон, поставленный в связь с законом против убийства человека, внушал уважение к душевной (психической) жизни, отвращение к убийству, показывал, насколько противна Богу кровожадность: это нравственная причина запрещения употреблять в пищу кровь животных.

8-17 ст.: Завет, заключенный Богом с Ноем, объемлет не только все человечество, но даже животных, которые участвуют в этом завете, конечно, не сознательно, а в силу тех тесных, таинственных уз, которые установлены Творцом между человеком и неразумной природой (Рим. 8,19-22). Видимым знамением завета полагается "дуга во облацех", т.е. радуга, сопутствующая обыч­но дождю; обещание Господа милостиво относиться к греховному миру указывало на то полное примирение неба и земли, которые должно было совершаться через искупительную смерть Христа Спасителя.

24-27 ст.: Поступок Хама показывал его злое и испорчен­ное сердце потому, что относился к отцу, к которому от приро­ды каждому заложены любовь и уважение.

Ной не проклинает Хама, чтя данное ему благословение Бо­жие (1) и провидя, что полным наследником нечестия Хама будет сын его Ханаан. Проклиная Ханаана, Ной обрекает его на раб­ство своим братьям. В словах, обращенных к Симу: "благословен Господь Бог Симов" - патриарх благословляет Того Бога, Кото­рому будет служить Сим и его потомство, указывая этим, что в потомстве Сима будет сохраняться истинное богопознание и Богопочтение, что Бог вступает с потомством Сима в ближайший союз общения, будет открывать Себя ему, устроит в среде его Свое царство.

Действительно, пророческое благословение Ноя исполнилось на потомстве Симовом. Прямым наследником этого благословения были происходившие от Сима в последовательной родовой линии послепотопные патриархи. Затем, в лице потомка Симова Авраа­ма, как родоначальника народа Еврейского, утверждается тес­нейший союз Бога с человеком. Далее, с течением времени это­му избранному народу был дан закон писанный, среди его соору­жена скиния и потом воздвигнут храм истинному Богу. Пророчест­во включало в себя таинство домостроительства спасения, потому что Христос вочеловечился, воспринял плоть от семени Давида и Авраама, которые вели свой род от Сима (Лк. 3,23-33, ср. Мф. 1,1-16).

Предречение о рабском подчинении потомков Ханаана Симу началось исполняться при Иисусе Навине завоеванием земли по­томков Ханаана и закончилось при Соломоне, когда все хананеиские племена, жившие в Палестине, были окончательно подчине­ны потомкам Сима - евреям (2 Пар. 8,7-9).

В словах, обращенных к Иафету "да распространит Бог Иафета" указывается на необыкновенное распространение потомков Иафета. Действительно, потомство Иафета, заняв часть Азии, поселилось преимущественно в Европе, а потом распространилось почти по всему миру. Дальнейшие слова пророчества Ноя об Иафете "и да вселится в селениях Симовых" можно рассматривать с двух сторон: политическом и религиозно-нравственном отно­шении. Политическое "вселение" Иафета в шатрах Симовых совер­шилось при завоевании его потомками областей, принадлежавших Симу, особенно, когда на историческую сцену выступили греки и римляне неоднократно захватывавшие земли, принадлежавшие семитам. Что касается нравственно-религиозного вселения по­томков Иафета в селениях Симовых, то "вселение" это должно понимать в смысле участия потомков Иафета в наследии всех тех обетований, какие были даны потомкам Сима и должны были окончательно исполняться со времени пришествия Христа Спаси­теля.

Родословие сынов Ноевых (Быт. 10)

Заключает в себе родословие послепотопного человечества, разделившегося на три главные ветви или группы, из которых каждая находится в связи с одним из сыновей Ноя, как ее ро­доначальником. Затем каждому отдельному народу в трех глав­ных группах приписывается особый племенной родоначальник-внук, правнук или правнук Ноя, причем имя родоначальника обыкновенно становится именем происходящего от него народа.

Смешение языков и рассеяние народов. Родословие послепотопных патриархов.

В этой главе бытописатель описывает переселение с вос­тока человечества, говорившего сначала одним языком, и посе­ление его в Сеннааре (1-2), построение здесь города и необык­новенно высокой башни, разрушение Богом нечестивого предпри­ятия смешением языков строителей (5-7), следствием чего было рассеяние человечества по всей земле (8). Имя Вавилон (слав. "смешение") было дано городу и башне в воспоминание совер­шившегося события.

В то время, как нечестие после потопа вновь начало рас­пространяться среди человечества, истинная вера и благочестие сохранялись среди послепотопных патриархов, родословие кото­рых бытописатель доводит до Авраама.

Призвание Авраама. Пребывание Авраама в Египте ыт. 12)

В этой главе повествуется о повелении Божием, данном Аврааму (1 ст.), и обетованиях, изреченных при этом (2-3), путешествии патриарха, сначала до Харрана, а потом до земли Ханаанской (4-5), происхождений этой земли до Сихема, где Аврааму изречено было Богом новое обетование (6-7).

Господь явился ему и сказал: "семени твоему дан земли сию"; Аврааму была в данном случае указана земля Обетованная. Спустя почти 1000 лет евреи, плотские потомки Авраама, вступи­ли в землю обетования под предводительством Иисуса Навина и поселились в ней, истребив или подчинив своей власти обитав­шие здесь языческие племена. Но с поселением евреев в земле Обетованной или Палестине, обетование, данное Аврааму, испол­нилось только в своем ближайшем буквальном смысле (Евр. 4,8-10), да и то не было вечным потому, что евреи владели землею обетованной только во времена ветхозаветные, а потом, когда Израиль стал отходить от Господа, его земля, священный город и храм подверглись опустошению и разорению. Сам Авраам, по словам Апостола, верою поселившийся в земле обетования, ждал "основания имущего города: ему же художник и содетель Бог" (Евр. 11,9-10). Как носитель истинной религии, хранитель мес­сианских чаяний, благ духовных, патриарх пламенно желал при­шествия спасительного семени жены, истинного упокоения своих потомков в царстве Мессии (Евр. 4,3-11). Но сам Авраам не дождался наступления этого царства, он радовался, только из­далека созерцая его (Евр. II, 13-16). Таким образом, в ду­ховно-таинственном смысле обетование предуказывало основание Церкви Христовой, членами которой имели сделаться верующие -истинные чада Авраама по духу.

Далее в 12-й главе описывается наступление голода в зем­ле обетованной и путешествие Авраама в Египет, опасность для патриарха из-за Сары, которой прельстился фараон, а также вразумление последнего Богом и благополучное оставление Ав­раамом Египта.

Разлучение Авраама с Лотом. Третье явление Бога патриарху (Быт. 13)

После возвращения из Египта, Авраам поселился на юге земли обетованной, а потом около Вефиля (2-4). Между пасту­хами Авраама и Лота, возникли распри из-за пастбищ для скота (5-7). Авраам предложил Лоту отделиться от него (8-9). Затем Лот поселился около Иордана, близ городов Содома и Гоморры (10-13).

Бог в третий раз явился Аврааму и изрек ему обетования не только о наследовании земли его потомством, но и много­численности последнего "яко песок земной" (16). В ближайшем значении обетование это указывало на происхождение от Авра­ама израильтян, измаильтян, мадианитян и др.

Духовно-таинственный же смысл обетования изъясняет апос­тол Павел (Гал. 3,7, ср. Рим. 9,6,7), указывая, что верующие во Христа Спасителя и являются истинным семенем Авраама и наследниками обетований, данных патриарху. Таким образом, верующие, чада новозаветной Церкви и являются обетованным Аврааму потомством, многочисленным, как песок земной. Они-то и наследуют Церковь Христову, имеющую существовать вечно, сначала как Царство благодати, а затем, как Царство славы, которому не будет конца.

Нашествие месопотамских царей на долину Сиддим и пленение Лота (1-12). Освобождение Авраамом своего племянника (13-16). Встреча и благосло­вение Авраама Мелхиседеком (17-24) (Быт. 14)

За двенадцать лет перед этим пять городов, находившихся в долине Сиддим были подчинены четырем месопотамским союзным царям, во главе которых стоял Кедорлаомер, царь Еламский, и принуждены были платить дань своим победителям. Но когда на тринадцатый год цари Пятиградия отложились (1-4), Кедорлаомер с союзными царями сделал новое нашествие. Покорив народы, земли которых лежали ему на пути (5-7), он нанес возмутив­шимся царям в долине Сиддим (8-9) поражение и с добычей и пленными, среди которых находился Лот, отправился обратно (10-12).

Получив известие о постигшем племянника несчастий, Ав­раам со своими рабами, в количестве 318 человек, и с союзни­ками Хананеями погнался за победителями. Нагнав их около Дана, он неожиданным ночным нападением обратил врагов в бегство и преследовал их до Ховы (слав. Новала) причем отнял захвачен­ную ими добычу и племянника Лота (13-16).

Навстречу возвращавшемуся победителю вышли цари Содом­ский и Мелхиседек царь Салимский, и священник Бога Вышнего. Мелхиседек вынес Аврааму хлеб и вино, благословил патриарха. Авраам же с своей стороны дал ему десятую часть добычи. Всю остальную добычу патриарх возвратил царю Содомскому, выделив только часть своим союзникам (17-24).

По указанию Писания, Мелхиседек был царем Салима, како­вое наименование в древности носил город Иерусалим. Из слов Апостола (Евр. 7,6) видно, что он не принадлежал к роду Ав­раама, и по всей вероятности, происходил из Хананеев, насе­лявших землю обетованную. Но при этом он не был идолопоклон­ником, а почитал Бога Вышняго, Творца неба и земли, священ­ником которого он назван. Этим именем он отличается от всех, кто окружал его и даже от Авраама. Очевидно, Сам Бог призвал его к священству и облек этим правом.

Кроме своего ближайшего исторического значения лицо Мелхиседека, по изъяснению Священного Писания, имело глубо­кое таинственно-прообразовательное значение. Еще псалмопевец Давид выразился о Мессии: "Ты иерей во век по чину Мелхиседекову"о. 109,4) и этим указал, что священство Мессии будет не по писанному Моисееву закону, не по чину Ааронову, а священство вечное, стоявшее вне этого писанного закона, священство по чину Мелхиседекову. В чем состояло это священство, кого прообразовал в своем лице Мелхиседек - это выясняет свя­той апостол Павел в послании к Евреям в 7 гл. По апостольско­му изъяснению, самое имя Мелхиседека (царь правды), его дос­тоинство, как царя Салима и священника, неизвестность его происхождения и кончины, благословения, данное им Аврааму, и десятина, поднесенная последним Мелхиседеку, все это имело глубокое прообразовательное значение по отношению ко Христу Спасителю и вечному священству Его.

При общем прообразовательном значении личности Мелхисе­дека, толковники в хлебе и вине, с которыми он встретил Авра­ама, видят прообразовательное указание на таинство Евхаристии.

Четвертое богоявление Аврааму и завет Бога с ним (Быт. 15)

Бытописатель повествует о четвертом явлении Бога Аврааму в ночном видении и ободрении патриарха обещанием божественной помощи, защиты и великой награды (1). На ответные слова Ав­рааму (2-3) Господь дает обетование о рождении у него сына (4) и происхождении от него многочисленного потомства (5). Пат­риарх поверил обетованию и эта вера вменилась ему в правед­ность (6 ст.). Господь подтвердил обетование о наследовании земли Ханаанской (7 ст.), и удостоверил патриарха в непрелож­ности обетования заключением с ним завета через особый таин­ственный обряд (8-12,17-21 ст.). Бог открыл при этом будущую судьбу потомства Авраама (13-16 ст.).

1 ст.: Авраам, возвратившийся после победы к месту сво­его обитания к дуброве Мамре (13,18; 14,13), мог опасаться мщения со стороны этих побежденных царей. Кроме того, почет­ное положение, занятое им, могло вызывать зависть в окружаю­щих Хананеях. Наконец, почтенный возраст патриарха, достигнув которого он все еще не видел исполнения слов обетования, что от него произойдет многочисленное потомство (12,2, 13,16) -все это могло беспокоить Авраама, вера которого нуждалась в подкреплении. Настоящее четвертое богоявление, отличавшееся особенною продолжительностью, торжественностью и наглядностью, подкрепляло веру патриарха, удовлетворяло его в непреложности божественных обетований.

7-8 ст.: На слова обетования Господа, что Авраам имеет наследовать обетованную землю, патриарх говорит: "Владыка Господи! почему мне знать, что я буду владеть ею?" В вопросе Авраама нельзя видеть сомнения и колебания его веры: его сло­ва выражают только желание знать, когда исполнится обетование о наследии земли Ханаанской.

Такой смысл вопроса выясняется из дальнейших слов Гос­пода, Который говорит, что потомство патриарха наследует землю обетования через 400 лет (ст. 13 и 16).

9-17 ст.: Животные, которые по указанию Господа берутся патриархом, впоследствии указаны были законом Моисеевым, как чистые жертвенные животные (Лев. 1,2; 10,14). Этим указыва­лось на жертвенный характер завета, заключенного с Авраамом. Обряд рассечения животных был заимствован из древнего обычая, соблюдавшегося при заключении союзов и договоров, обычая, по которому лица договаривающиеся происходили между рассеченны­ми частями животного (Иер. 34,18-19). Это происхождение зна­меновало, что лица договаривающиеся в силу заключаемого сою­за должны отселе составлять одно неразрывное целое, каковым некогда было рассеченное животное. Кроме того, рассечением животных указывалось на то, какая судьба должна постигнуть нарушителя заключенного союза. Голуби и горлицы, как символы чистосердечия и верности, при этом не рассекались. Хищные пти­цы, от которых Авраам охранял животных завета, служили указа­ниям на те опасности, которые грозили потомству патриарха со стороны окружающих языческих народов. Откровением о судьбе потомства Авраама Господь указывает на рабство египетское, которое не в далеком будущем предстояло евреям, плотским по­томкам патриарха. Продолжительность этого рабства с присоеди­нением к нему времени странствования патриархов, в настоящем случае определяется периодом - "лет четыреста".

Божественный суд над поработителями потомков патриарха и возвращение их в землю обетования "со имением многим" (14) совершилось, когда после страшных казней египетских (Исх.7-12) евреи оставили страну порабощения, вышедши отсюда с вели­кими богатствами (Исх. 12,35-36). Причина, почему потомкам Авраама земля обетованная дается через долгий четырехсотлет­ний период времени, указывается в словах "ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась"; только тогда, когда не­честие Хананеев переполнит меру долготерпения и милосердия Божия, Господь покарает нечестивцев и землю их передаст во владение потомков Авраама.

Внешние образы - дым, как бы из печи и пламя огня, под видом которых Господь прошел, с заходом солнца, между рассе­ченными животными, представляли собой обе стороны, вступающие в завет. Дымящаяся печь знаменовала собой потомков Авраама, для которых в будущем предстояло египетское порабощение, иног­да изображаемое в Священном Писании под образом пещи железной (Втор. 4,20; Иер. 11,4), светильник огненный указывал на Бога, благодать Которого имела просвящать тьму бедствий и страданий потомков Авраама в Египте.

Пятое явление Бога Аврааму и установление завета обрезания (Быт. 17)

При пятом явлении Своем Бог подтвердил Свое обетование о многочисленности потомства Авраама и в знамение этого переменил его имя и имя Сары. Господь установил обрезание, как видимый знак завета (9-14). Он дает откровение о рождении Исаака и происхождении от Измаила многочисленного потомства (18-20). Авраам совершает над собою и домочадцами обряд обреза­ния (21-27).

Ст. 1-9,15-16: По указанию Писания, обрезание имело нравственное и таинственно-прообразовательное значение. В своем нравственном смысле и значении обрезание внушало человеку необходимость бороться со своими греховными склонностями, не­обходимость обрезания не плоти только, но "сердца и ушей”, т.е. отсечение, искоренение всех дурных помыслов, склонностей и стремлений (Вт. 10,16, Лев.26,41; Иер. 4,4, 6,10, Деян.7,51). Отсюда истинно обрезанным, по Апостолу, является "не тот Иу­дей, кто таков по наружности и не то обрезание, которое на­ружно, на плоти, но тот иудей, кто внутренне таков, и то об­резание, которое в сердце по духу, а не по букве: ему и пох­вала не от людей, но от Бога" (Рим. 2,28-29).

Таинственно-прообразовательное значение обрезания изъ­ясняет святой апостол Павел. В Послании к Римлянам он называ­ет обрезание (4,11) - печатью праведности через веру (4,11), посколько обрезание было действительно и имело значение толь­ко при вере в обетованного Искупителя. Апостол видел также в обрезании прообразовательное указание на новозаветное креще­ние (Кол. 2,11-12). Таким образом, по апостолу Павлу, рукотворенное ветхозаветное обрезание предъизображало собою не рукотворенное новозаветное обрезание - крещение, состоящее в совлечении тела греховного плоти. По словам церковных песней, обрезание и совершение этого обряда именно в восьмой день по рождении младенца изображало будущую непрестанную "осмаго ве­ка жизнь", указывало на искупление (как бы восьмой день жиз­ни человечества), когда "Господь человеческие прегрешения обрезует" (тропарь по 4-й песни канона 1 января).

Как глубоко таинственный прообраз союза человека с Богом через веру во Христа, обрезание называется заветом вечным (13). Наказание, изрекаемое необрезанному - "погубится душа та от рода своего" - можно понимать в смысле отлучения от общества верующих, от Церкви, лишения тех великих благ обетования, на­следниками которых является истинно обрезанные потомки Авра­ама - плотские и духовные.

Ст.17-22: Недоумение и смех Авраама, с которыми он встре­тил слова обетования, не выражали неверия и сомнения в возмож­ности исполнения обетования. Глубокую веру, с которою Авраам встретил обетование, засвидетельствовал святой апостол Павел, когда сказал, что патриарх "не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере" (Рим. 4,20).

Смех Авраама в настоящем случае был смехом радости и потому Халдейские таргумы передают здесь мысль еврейского подлинника словами: "возрадовался, изумился".

Ст. 23-27: Авраам немедленно исполнил повеление Божие. Он обрезал себя и всех своих домочадцов. Измаилу в это время было 13 лет. Отсюда получил начало обычай аравийских племен и магометан, которые свое происхождение от Измаила, обрезы­ваться на 13 году жизни.

Шестое явление Аврааму (Быт. 18)

Ст. 1-2: Что под видом трех странников явился Аврааму Бог, на это бытописатель указывает в начале своего повество­вания "явился ему Бог..." Явление их усвоено было древней христианской иконографией для выражения тайны Святой Троицы.

Рождение Исаака. Седьмое явление Бога Аврааму. Изгнание Агари с Измаилом (Быт.21)

Ст.12:Божие обетование: в "Исааке наречется тебе семя" в ближайшем смысле указывало, что не все плотские потомки Ав­раама (например, измаильтяне) будут считаться его семенем, по­томками Авраама, избранным народом, носителем мессианских обе­тований ветхозаветного человечества будет только потомство Иса­ака. Но этим нс ограничивается смысл обетований. Новозаветное откровение в истории Сарры и Агари видит духовный смысл и по­тому изъясняет эту историю и обетования, связанные с нею, таинственно-преобразовательном смысле по отношению к Церкви новозаветной.

Святой апостол Павел в 4 главе послания к Галатам (4-21-31) говорит, что Авраам имел двух сыновей - одного от ра­бы (Агари), другого от свободной (Сарры). Но рожденный от ра­бы рожден по плоти, а рожденный от свободной - по обетованию. Сарра, мать Исаака, сына обетования, не раба, а свободная, долгое время прежде неплодная, а потом положившая начало мно­гочисленному потомству предъизображала собою новозаветную Церковь (Гал. 4,26). Таким образом, потомками Сарры через Иса­ака являются сыны Церкви новозаветной - все верующие, во гла­ве с основателем Церкви - Господом Иисусом Христом. В проти­воположность этому Агарь и родившийся от нее по плоти Измаил предъизображали синагогу иудейскую, находившуюся под рабством ветхозаветного закона, и в более широком смысле - всех не познавших Христа.

Восьмое явление Бога Аврааму (Быт. 22)

Ст.1: Время последнего (восьмого) богоявления Аврааму Бытописатель указывает неопределенно "и было после сих про­исшествий". Исаак находился в это время в таком возрасте, что в силах был нести на себе дрова для жертвоприношения. Поэто­му можно заключить, что после событий, изложенных в 1-й по­ловине 21 главы прошло достаточное время. Одни толковники предполагают, что Исааку было 12 лет, другие - 25, третьи-37. Но в возрасте 12 лет он едва-ли мог нести тяжелую связку дров для жертвоприношения; когда Исааку было 37 лот, умерла его мать Сарра, о чем повествуется после - (23,1). Вероятнейшим представляется мнение, что Исаак шел на заклание в том же воз­расте, в котором пострадал Иисус Христос, прообразуемый Иса­аком, т.е. 33 лет.

Ст. 2-10: "Земля высокая", куда должен был идти Авраам, в еврейском тексте называется землею Мориа. Под этим именем толковники обыкновенно разумеют ту гору Мориа, на которой впоследствии Соломон построил Иерусалимский храм (2 Пар. 3,1). Некоторые толковники, разумея под горою Мориа Голгофу, отож­дествляют место распятия Спасителя с местом жертвоприношения Исаака.

Ст. 11-14: Под ангелом Господним (Евр. "Ангел Иеговы") явившемся Аврааму, толковники разумеют Ангела Завета, Второе Лицо Святой Троицы. Слова, которые произносит явившийся пат­риарху Ангел, показывают в нем лицо Божественное (ст.12-15,18).

Сущность, значение и цель великого испытания Авраама под­робно и обстоятельно изъясняют Св. Писание и св. отцы и учите­ли Церкви. Сам Бытописатель говорит, что необыкновенным пове­лением, данным патриарху. Бог - "искушал Авраама" (1). Конеч­но, искушение это было нужно не для Бога, Который, как Всеве­дущий, знал, что патриарх выйдет победителем из предстоящего ему искушения, но для Самого Авраама и для всех последующих поколений. По отношению к самому Аврааму настоящее искушение имело своею целью укрепить веру патриарха. Силу и значение глубокой веры Авраама выясняет святой апостол Павел, когда говорит: "Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Иса­ака, и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: “Исааке наречется тебе семя". Ибо он думал, что Бег силен и из мертвых воскресить" (Евр. 11,17-19). "Но, по апос­толу Иакову, "вера без дел мертва", и потому Авраам оправдал­ся от дел "возложив на жертвенник Исаака, сына своего. "Ви­дишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера до­стигла совершенства" (Иак. 2,20-22).

С другой стороны, пример Авраама имел важное значение для всех последующих поколений, которым в великом самоотвер­женном подвиге патриарха указан достойный подражания пример (ст. 14). Наконец, искушение Авраама имело и глубокое прообразовательное значение: в жертве Исаака Господь предуказал ве­ликую голгофскую жертву. Подобно тому, как Авраам не пощадил ради Господа сына своего возлюбленного (12), так Сам Господь "Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас" (Рим.8,32, ср. Ин. 3,16). По святому апостолу Павлу Авраам при жертвопри­ношении Исаака думал "что Бог силен и из мертвых воскресить. Почему и получил его в предзнаменование" (Евр. II, 19), т.е. получил его как прообраз воскресения Христа Спасителя, после­довавшего после Его искупительной смерти. Поэтому Исаак, при­носимый в жертву, по словам церковной песни - был образом Христовой смерти (тропарь по 6 песни канона, в неделю праот­цев). "Авраам же, жряше сына, предвоображал заклание вся содержащего" (тропарь по 6 песни канона 20 дек.). При таком об­щем прообразовательном значении жертвоприношения Исаака, по толкованию св. отцов и учителей Церкви, и частные обстоятель­ства, сопровождавшие это событие, имели прообразовательное значение по отношению ко Христу Спасителю. Именно Исаак исхо­дит из дома отца к месту, назначенному Богом для жертвоприно­шения. Иисусу Христу надлежало выйти из Иерусалима и постра­дать вне врат его (Евр. 13,12), Исаак нес на себе древо для жертвы, Христос нес орудие Своей смерти - крест. В том обсто­ятельстве, что вместо Исаака принесен был овен, предуказывало страдание Христа только по человечеству. Его тридневное воск­ресение предуказывалось тем, что Исаак вернулся живым на тре­тий день.

Ст. 15-19: Настоящее обетование есть повторение и за­ключение всех обетований, бывших Аврааму, и потому отличает­ся особенною торжественностью. Обетование о семени, через ко­торое все человечество получит благословение, относится к яв­лению в мир Христа Спасителя, искупившего человечество. Всех богоявлений и откровений Божиих Аврааму было восемь:

Первое, в Уре Халдейском, когда Господь повелел Аврааму оставить свое отечество (Быт. 12,1-3).

Второе, в Сихеме, где Господь объявил Аврааму, что эта земля будет принадлежать ему. Здесь был первый жертвенник Авраамов (Быт. 12,7).

Третье, около Вефиля; по разлучении Авраама с Лотом (Быт. 13,3,14).

Четвертое, в ночном видении, когда Авраам вступил в за­вет с Богом (Быт. 15).

Пятое, при котором Авраам и Сарра получили новые имена и установлено обрезание (Быт. 17,1-21).

Шестое, когда Авраам принял трех странников и узнал о гибели Содома (Быт. 18).

Седьмое, бывшее по случаю изгнания Агари и Измаила (Быт. 21).

Восьмое, при жертвоприношении Исаака (Быт. 22).

Исав и Иаков. (Быт. 25).

Два сына Исаака - Исав и Иаков явились родоночальниками двух народов Идумеев или Эдомитян и Израильтян или Евреев. Несмотря на быстрый рост потомства Исава, младший народ -потомки Иакова - вскоре превзошел своих братьев и поработил их себе. Окончательно подчинены были Идумеи Иоанном Гирканом (за 120 лет до Р.Хр.), который заставил жителей Идумеи при­нять обрезание, когда, таким образом, Идумеи подчинились Ев­реям не в политическом только, но и религиозно-нравственном отношении. С этого времени имя Идумеев, как отдельного наро­да, исчезает из истории.

В высшем духовно-таинственном смысле судьбы потомков Иакова и Исава имели, по толкованию Апостола, прообразовательное значение. Они предуказывали судьбу двух народов -Иудеев, плотских потомков Исаака и христиан - верующих из всех народов. Исав, которому по первородству принадлежали особые преимущества, прообразовал Евреев, которым, как Бого­избранному народу, принадлежали великие блага "всыновление и слава, и заветы, и законоположение, и служение, и обетование от них произошел по плоти и Искупитель человечества" (Рим.9, 4-5), Иаков был прообразом язычников. Но несмотря на это, Евреи не наследовали великих благ обетований, данных отцам их.

Вместо плотского Израиля в Церковь Христу были призваны верующие из всех народов. Это отвержение плотских потомков Авраама и избрание духовного Израиля и предуказано было в об­стоятельствах рождения Ревеккою Исава и Иакова. Это избрание одного и отвержение другого, спасение человека вообще, зави­сит от божественного предопределения, которое основывается на предвидении и правосудии Господа.

Ст. 12-15; Видение Иаковым таинственной лестницы можно рассматривать прежде всего в ближайшем значении по отношению к самому Иакову и затем в духовном или таинственно-прообразовательном смысле по отношению к божественному устроению спа­сения человеческого рода.

По отношению к Иакову, оставившему отеческий дом, ок­руженному чуждыми народами, идущему в отдаленную землю, таинственное видение показывало, что Иаков, не оставлен без по­кровительства, что Господь бодрствует над одиноким странником, охраняет его через Своих ангелов. Поэтому Господь ободряет Иакова, обещая ему Свое покро­вительство во всей его последующей жизни и благополучное воз­вращение в землю обетованную.

В общем же плане божественного домостроительства о спа­сении человечества видение Иакова поясняло и дополняло преж­ний обетования об искупителе. Оно предуказывало, что несмотря на отпадение человека от Бога, Господь бодрствует над падшим человечеством, что Бог, промышляя о человеке, невидимо посыла­ет на землю ангелов для служения людям, ищущим спасения (Евр. 1,14), и что в определенное время Сам Господь сойдет на землю. Своим схождением и воплощением в потомстве Авраама, Исаака, Иакова Господь соединит небо с землею, падшее человечество примирит с Богом. Сам Христос Спаситель засвидетельствовал исполнение прообразовательного видения Иакова на Себе, когда сказал Нафанаилу, а в лице его всем апостолам "отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому" (Ин. 1,51). Словами этими Спаситель вы­разил ту мысль, что соединение неба с землею, предуказанное в видении Иакову, вполне осуществлялось теперь, с пришестви­ем на землю Сына Человеческого, Второго Лица Святой Троицы. Отсюда лестница, указывавшая на пришествие Сына Божия, по толкованию Церкви, прообразовала Матерь Божию Деву Марию, чрез Которую совершилось воплощение Христа Спасителя. Поэтому Церковь в своих песнопениях прославляет Богоматерь, как Лест­ницу "юже Иаков виде, по ней же сниде Бог, вознеся нас" (тро­парь по 3 песне канона в четв. утр. 3 гл.).

Лестницею Богоматерь, по объяснению церковных песней, именуется потому, что чрез Нее "воистину нам Бог споживе схож­дением божественным и живот подаде человеком" (тропарь по 5 песне канона в пяти. утр. 6 гл.). Поэтому повествование о видения Иаковым таинственной лестницы полагается Православною Церковью, как паремийное чтение в богородичные праздники (вмес­те с чтениями из книг Притч. 9,1-11 - о Премудрости и пророка Иезекииля 44,1-4 о вратах затворенных).

Обетования, которые изрекает Господь в первый раз Иакову, уже неоднократно изречены были его отцу и деду. Это - обетова­ния о наследовании Иаковым и его потомками земли Ханаанской, о многочисленности его потомства и о благословении через семя патриарха всех народов земли.

Ст. 16-22: Проснувшись, Иаков засвидетельствовал, что Господь показал Свое особенное присутствие на месте бывшего ему видения, с благоговейным страхом патриарх сказал, что здесь Дом Божий и врата небесные, т.е. здесь Бог особым обра­зом явил Свое присутствие подобно тому, как дом (дворец) царя и ворота города (где в древности производился суд), явились обычным местом присутствия царя. Памятником бывшего ему бо­гоявления Иаков поставил камень, служивший ему изголовьем, возлил на него елей, служивший символом милости и благодати Божией и дал имя этому месту Вефиль, что значит дом Божий. По смыслу обета, произнесенного при этом Иаковым, камень, постав­ленный им, должен быть для Него домом Божиим, т.е. местом свя­щенным - храмом. Кроме сего, по тому же обету Иаков обещал по­святить Богу десятую часть своего имущества. Можно думать, что десятина, посвящавшаяся в подзаконные времена скинии, в патри­архальное время употреблялась на дела благотворительности (ср. Втор. 14,28-29).

Возвращаясь на родину после многолетнего пребывания у Лавана, на берегу потока Иавока в уединении вознес молитву Бо­гу о спасении от предстоящих опасностей. Здесь ночью Иакову явился некто, боровшийся с ним до зари (24). Видя как бы не­возможность побороть Иакова, он повредил бедро патриарха и последний его не хотел отпускать, пока тот не даст ему благос­ловения (25-26).

Тогда таинственный борец дает патриарху новое имя и объ­ясняет значение этого имени (27-28). На вопрос же Иакова о его имени, он ответил, что его не нужно знать патриарху, и после сего благословил Иакова (29). Знаменательное событие, совер­шившееся на берегу потока Иавока, патриарх увековечил именем, которое он дал месту таинственной борьбы (30). Для самого Иакова памятником таинственной борьбы осталась его хромота, а для потомков патриарха событие это увековечилось обычаем не есть жилы животного при бедре (31-32).

Ст.24: По ясному указанию Писания боролся с Иаковым Сам Бог. На это указывает - во-первых, имя, данное патриарху -Израиль, что означает "богоборец". Далее сам Иаков дает месту таинственной борьбы наименование Пенуэл (слав. "вид Божий"), что значит лицо Божие, указывая этим на (то, что он находился в особенном близком общении с Богом и остался жив) "я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя" (30). Значение же таинственной борьбы для самого Иакова выясняется словами, "ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь". Этими словами внушалось Иакову, что беспокойство его напрасно, что боязнь его пред братом не имеет оснований, что Иаков в силах одолеть врага. Таким образом, молитва Иакова, некогда хитростию предвосхитившего права первородства, принадлежавшие Исаву (25,29-34; 27,1-40), склонила божественное правосудие на милость. Иаков своею верою, молитвою и упованием на божественное мило­сердие как бы победил гнев Божий.

Этим указывалось, что чистосердечное раскаяние и молитва всегда могут склонить гнев Божий на милость. В этом отношении борьба Иакова с Богом, по мнению св. отцов и учителей Церкви, имела таинственное значение, прообразуя великое таинство ис­купления человечества, предуказывая, что настанет некогда вре­мя, когда божественное правосудие преклонится на милость к падшему человеку и человечество примирится с Богом через Хрис­та Спасителя.

При таком общем значении борьба Иакова с Богом и частные обстоятельства, сопровождавшие ее, имели преобразовательное значение. Подобно Иакову, уединившемуся для молитвы, и Христос Спаситель пред Своими страданиями отделился от учеников для молитвы, в которой просил Отца Небесного, да мимо идет от Него чаша страданий. Подобно Иакову, боровшемуся ночью с Богом, Ии­сус Христос имел молитвенное борение с правосудным гневом Бо­жиим за грехи человечества, которые он подъял на Себя и за ко­торые Он должен был умереть. Но как Иаков мужественно выдержи­вал борьбу с Богом, так и Христос с мужеством совершил подвиг страдания: во время борьбы бедро Иакова было повреждено, так и Христос после перенесения искупительного подвига имел на те­ле Своем язвы страданий.

Ст. 25-32: Божественный борец, конечно, с намерением не одолевает Иакова, чтобы дать борьбе то таинственное значение, которое Господу было благоугодно соединить с нею. Но при этом Господь повреждает сустав бедра патриарха. Это нужно было для уверения Иакова в том, что борьба, вынесенная им, была дейст­вительным событием. А в то же время это указывало, что Иаков не должен был превозноситься и приписывать себе победу. Сло­вами "отпусти Меня" Господь выражает ту мысль, что Иаков до­статочно укреплен для перенесения предстоящих ему испытании. Но Иаков уже видел в таинственном борце необыкновенного че­ловека и потому просит его благословения.

По словам пророка Осии, благочестивый патриарх плакал и умолял Господа об этом благословении (12,4). Благословляя Иа­кова, Господь дает ему новое имя "Израиль", т.е. Богоборец. Это имя должно было указывать на ту борьбу, которую патриарх вынес. Вместе с тем, оно должно было подкреплять его в после­дующей деятельности, в духовно-нравственной борьбе с искуше­ниями. Господь давал понять, что при божественном снисхожде­нии человеку даются неограниченные благодатные силы для спа­сения.

Вопрос Иакова об имени таинственного борца нельзя пони­мать в том смысле, что патриарх совершенно не представлял, с кем он имеет дело: ниже (ст.30) сам Иаков называет таинствен­ного борца Богом и месту борьбы дает наименование Пенуэл -Лицо Божие. Слова патриарха, выражая прежде всего желание, чтобы Господь полнее явил ему Себя и Свое божеское существо, в то же время заключали в себе просьбу, чтобы Господь обсто­ятельнее раскрыл ему великую тайну Своего милостивого отноше­ния к грешному человечеству в деле искупления. Но так как для человека вообще невозможно совершенное познание божественной сущности, а тайна искупления для ветхозаветного человека была открыта под образами, то Господь не дает ответа на пытливый вопрос Иакова. Своими словами: "на что ты спрашиваешь о име­ни Моем? (оно чудно)" (21,1). Господь внушает Иакову, что желание его не может быть удовлетворено, что он уже доста­точно укреплен для встречи с братом и потому должен довольствоваться тем, что открыто ему, не проникая в то, что чело­веку знать еще невозможно.

О самом благословении, которое Господь преподал Иакову, в Писании выражается неопределенно "и благословил его таи". Несомненно, что это было то благословение, которое Господь не­однократно изрекал Аврааму, Исааку и самому Иакову - благосло­вение, которое вместе с материальными благами давало патриар­ху великие духовные блага.

Пророческое благословение Иаковым своих сыновей (Быт.49)

Перед кончиной патриарх Иаков призвал своих сыновей, что­бы возвестить им, что будет с ними в "грядущие дни" (1-2).

Затем каждому из своих сыновей патриарх предрекает буду­щую судьбу его потомства (3-28).

Благословив своих сыновей, Иаков дал им завещание, чтобы они похоронили тело его в пещере Махпела (29-32), после чего Иаков возлег на смертный одр и мирно "приложился к народу своему" (33).

Ст. 1-2° Выражение "в грядущие дни" в Священном Писании означает не просто неопределенные последующие дни, но время определенное, известное и ожидаемое. Таким временем для Иа­кова и его потомков, прежде всего, было время наследования земли обетованной, предсказанное Господом патриархам и ими ожидаемое. С другой стороны, ожидаемыми последними днями для ветхозаветной церкви вообще было время пришествия на землю спасительного семени Жены, т.е. Мессии. В этом последнем смыс­ле выражение "в грядущие дни" употребляется в Ветхом Завете (Числ. 24,14; Иер. 30,24).

Новозаветные писатели точно также полагают время пришест­вия на землю Христа Спасителя "в последние дни" (Евр. 1,1-2), "полноту времен" (Гал. 4,4), "последние времена" (1 Петр.1, 20). Таким образом, изрекая пророческие благословения своим сыновьям, патриарх Иаков созерцал судьбу своих потомков в зем­ле обетования, в мессиански-пророческом же смысле он видел ис­полнение своих благословений во дни Мессии - Спасителя.

Ст. 3-4. Рувим был "начатком чад" Иакова, его первенцем, рожденным во всей крепости физических сил патриарха. С перво­родством в патриархальные времена соединялись немаловажные преимущества, первенец был главою рода, он получил двойную часть наследства, ему принадлежало право священства. Но этих преимуществ первенец Рувим лишается Иаковым; двойная часть наследства уже ранее дана была Иосифу в лице двух его сыновей, главенство над родом ниже дается Иуде, священство впоследствии дано было Левию.

Страстность, грубая чувственность Рувима, его кровосме­шение вместе с Валлою, наложницею отца (35,22) были причинами, по которым Рувим лишился прав первородства.

Предсказание патриарха исполнилось в точности; колено Рувимово в последующей истории еврейского народа никогда не занимало выдающегося положения. После выхода евреев из Египта, во время сорокалетнего странствования, представители колена Рувимова - Дафан и Авирон вместе с Левитом Кореем, восстали против Моисея и Аарона и хотели захватить рувимляне граждан­скую власть, принадлежащую Моисею, а Корей - власть первосвя­щенника, бывшую достоянием Аарона, но восстание их не имело успеха; возмутители со своими союзниками погибли (Числ. 16).

Впоследствии при завоевании и разделении земли обетован­ной колену Рувимову достался удел в южной части восточной заиорданской страны, где рувимляне занимались скотоводством, ма­ло принимая участия в судьбе израильского народа (Суд. 5,15-16), и ранее других утратили свою политическую самостоятель­ность.

Ст. 5-7: В словах, обращенных к Симеону и Левию патриарх вспоминает жестокость братьев при избиении сихемлян за оскорб­ление, нанесенное Дине (36 гл.). В наказание за это, братья осуждаются на разделение и рассеяние во Израиле, т.е. на жизнь, после будущего разделения земли обетованной на уделы, в рас­сеянии между другими коленами. Действительно, при разделении земли обетованной, колено Симеоново получило наследие среди удела сынов Иудиных (Ис.Нав.19,1); при этом участок, достав­шийся колену Симеонову, оказался столь недостаточным, что представители колена должны были оружием приобретать себе владения за пределами земли обетованной - в горе Сеир и в до­лине Герарской (1 Пар. 4,38-43). Предание, кроме того, добав­ляет, что ввиду недостаточности земельного удела, наследован­ного коленом Семионовым, представители колена расходились по всей земле обетования в качестве книжников и законников, учи­телей и воспитателей юношества.

Что касается колена Левиина, то слова патриарха исполни­лись на нем с буквальною точностью. Колено Левиино не получи­ло самостоятельного удела, для жительства же Левитам из всех колен было выделено 48 городов. Впоследствии своею ревностью по Боге, своими заслугами (Исх. 32,26-29; Числ. 25,10-13) Ле­виты искупили вину своего родоначальника. Наказание, изречен­ное Иаковым Левию, Господь обратил для его потомков в благос­ловение, сделав Левитов Своим жребием и наследием (Втор. 33, 8-11).

Ст. 8-12: Словами "Иуда! тебя восхвалят братья твои... поклонятся тебе сыны отца твоего" - Иуде дается одно из прав и преимуществ первородства - главенство над родом. Исполнение этого пророчества отчасти можно видеть уже во время сорокалет­него странствования евреев по пустыне (Числ. 2,3,10,14) и впоследствии, при завоевании Ханаана (Суд. 1,1-2), когда ко­лено Иудово стоит во главе других колен.

Но в собственном смысле первенство колену Иудову доста­лось тогда, когда из этого колена был избран царь (Давид), роду которого было обетовано наследие вечного престола (2 Цар7, 12-16). Затем, указывая на успешную борьбу Иуды с врагами, Иаков силу могущества и величие колена Иудина изображает по­степенно возрастающим. Сначала Иуда уподобляется молодому льву похожим на которого Иуда является в период окончательного за­воевания земли обетованной, когда после смерти Иисуса Навина колено Иудово во главе других колен начало истребление хананеев (Суд. 1,1-2). Затем колено Иудово уподобляется льву, ко­торый возвращается с добычи. Можно понимать в смысле сравнения колена Иудова с могучим и высоким деревом, которое вырастает "от леторасли" - от низкого и едва заметного сначала молодого побега. Таким образом, львом, возвращающимся с добычи, Иуда представляется в царствование Давида, который в своих победо­носных войнах покорил окружающие языческие народы и необыкно­венно расширил пределы своего царства. Наконец, Иуда уподоб­ляется львице, которая уснула и которую никто не осмелится потревожить. Таковым Иуда явился в первую блестящую половину царствования Соломона, когда Израиль под скипетром Иуды мирно покоился, не тревожимый своими врагами (3 Цар. 4,20-25).

Самое замечательное место в этих стихах и во всей главе в целом пророчество о Примирителе. Важность этого пророческого места требует более тщательного его рассмотрения. Это место в славянской Библии читается так: "Не оскудеет князь от Иуды, и вождь от чресл его, дондеже приидут отложения ему, и той чая­ние языков" (10). По смыслу этого стиха, первенство, главен­ство, царская власть - представляются неотъемлемыми от Иуды до пришествия Мессии. Эта мысль, несомненно заключающаяся в 10 стихе, в различных текстах и переводах выражена неодина­ково. В еврейском тексте читается "не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, пока не придет Примиритель (доко­ле не придут в Шило) и Ему покорность народов". По смыслу это­го чтения царская "скипетр" и законодательская власть не отой­дут, не будут отняты от Иуды до пришествия Примирителя. Оче­видно, что это последнее имя приложимо только ко Христу Спа­сителю, Который примирил падшее человечество с Богом и иуде­ев с язычниками (2 Кор. 5,18-19; Еф. 2,14-18). С другой сторо­ны, слова: "и Ему покорность народов" не могут относится к какому-нибудь земному царю, а вполне приложимы только к Мес­сии (Исх. 11,10). Наконец, мессианский смысл слов Иакова под­тверждается точным историческим исполнением пророчества. Само­стоятельная правительственная власть, принадлежавшая колену Иудову, была отнята от него перед рождением Христа Спасителя, когда Иудеею в качестве царя управлял Ирод Идумеянин.

Мысль еврейского подлинника в разных переводах выражена другими словами. Возможно, что переводчики вместо "Шило" "При­миритель" читали "шелло" (ему-же) и потому перевели "отложен­ная ему". Очевидно, что в общем мысль этого перевода одинакова с современным еврейским текстом. Патриарх, по смыслу перевода 70-ти, говорит, что царская власть не отнимется от Иуды до тех пор, пока не придет все предназначенное, преопределенное, т.е. Тот, Кому царская власть должна принадлежать по преимуществу. Но царская власть над всеми народами принадлежит Самому Мессии, (как об этом свидетельствует Священное Писание (Исх. 9,6-6; Иер. 23,5, Дан.2,44, Мих.5,2). Поэтому древние еврейские таргумы (халдейские переводы) передают пророчество патриарха словами: "Мессия, Ему же принадлежит царство".

Как уже отмечалось, со времени кончины патриарха Иакова и до пришествия Христа Спасителя обещанный скипетр всегда ос­тавался в колено Иудовом. Около времени пришествия Христа го­сударство иудейское начало быстро клониться к окончательному падению. Через несколько десятков лет после рождения Мессии, Иерусалим и храм были разрушены до основания и существование еврейского государства прекратилось.

Изображая богатство удела, имеющего достаться Иуде, Иаков говорит, что удел этот будет так богат виноградом, что Иуда будет привязывать к виноградным лозам свой рабочий скот, ви­ноградного вина будет так много, что Иуда будет мыть в вине свои одежды, очи его будут блестеть от вина, а зубы - белеть от молока. Указанный на естественные богатства удела, достав­шегося Иуде, в Писании встречается немало (Песн. 1,13; Числ. 13,24).

Кроме ближайшего исторического смысла пророческое бла­гословение Иаковым Иуды, св. отцы и учителя Церкви, при не­сомненном мессианском смысле 10 стиха, объясняют в высшем таинственном смысле, в приложении к потомку Иуды - Христу Спасителю. По этому изъяснению, сравнение Иуды со львом может относится к Иисусу Христу, Который в Апокалипсисе назы­вается "львом от колена Иудина" (5,5). Нерушимый покой льва указывает на смерть и воскресение Христа Спасителя. Под лозою в таинственном смысле разумеется также Христос Спаситель (Ин. 15,2), а под кровию гроздьев Его искупительная кровь. Ослица "сын ослицы", привязанные к этой лозе, указывают на призвание в Церковь Христову иудеев и язычников, причем ослица, как но­сящая ярмо, прообразовательно указывало на Иудею, состоящих под игом закона Моисеева, а "жребец" или молодой осел предуказывал народ из язычников, не знавших законного ига. Послед­ними словами ("блестящи очи (его) от вина") указывается на божественную красоту воскресшего Христа Спасителя.

Ст.13: Восточною границею удела, доставшегося впослед­ствии колену Завулонову (Ис.Нав.19,10-16), было Галлилейское (Генисаретское озеро), а с Запада от Средиземного моря его отделяла узкая полоса финикийских владений. Это соседство с торговыми и предприимчивыми финикийцами, в частности, с большим торговым городом древности Сидоном, заставило потом­ков Завулона заняться морскою торговлею (Втор. 33,18-19; Суд. 5,27).

Ст.14-15: Иссахару, по смыслу славянского текста, Иаков предсказывает занятие удела в средине земли обетованной. Дей­ствительно, колено Иссахарово при разделении Ханаана получи­ло в наследие одни из центральных участков (Ис.Нав.19,17-23).

Здесь, ввиду необыкновенного плодородия своего удела, сообраз­но с своим характером (1 Пар. 12,32), Иссахар занялся мирным трудом земледельца. По еврейскому тексту, будущая торговая жизнь Иссахара представляется под образом сильного работящего осла.

Ст.16-18: Пророчество Дану о происхождении от него самос­тоятельных судей исполнилось на судии Самсоне, который проис­ходил из колена Данова (Суд. 13,1-2). Что касается сравнения Дана со змеем, угрызающим коня и поражающим всадника, то по мнению толковников, здесь указывается на хитрость и коварство, которыми отличались потомки Дана. Эти свойства от части видны из истории Самсона (Суд. 13-16), но еще яснее выразились в по­хищении потомками Дана идолов из дома Михи и при завоевании города Лаиса (Суд. 17-18). Слова, которыми заканчивается бла­гословение Дана: "На помощь Твою надеюсь. Господи!" можно по­нимать в том смысле, что Дан должен свое благополучие основы­вать не на своей хитрости и коварстве, а на Боге. Некоторые толковники, в виду того, что в 7 гл. Апокалипсиса, в видении запечатленных рабов Божиих, из всех колен Израильских опущено колено Даново, думают, что из этого колена произойдет антих­рист. К этому последнему врагу человечества вполне приложимы слова патриарха о хитрости и коварстве змея (2 Сол. 2, 3-10).

Ст.19: Гаду Иаков говорит: "толпа будет теснить его", указывая этим на постоянные нападения врагов, которые будут теснить колено Гадово. История свидетельствует, что колено

Гадово, получившее удел в восточно-заиорданской половине обе­тованной земли, в соседстве с различными хищническими племе­нами, неоднократно подвергались нападениям со стороны послед­них. Так, во времена судей потомков Гада в продолжение 18 лет утесняли Аммонитяне (Суд. 10,7-9), враждебно относившиеся к колену Гадову и совершавшие над ним страшные жестокости (Ам. 1,13). Но Гад, по словам Иакова, будет успешно бороться со своими врагами, преследуя их по пятам. Победоносною борьбою с Аммонитянами, утеснявшими колено Гадово, прославился, например судия Иеффей Галаадитянин (Суд. II). В позднейшие времена ко­лено Гадово, вместе с коленом Рувимовым, полуколеном Манассииным успешно боролись с Агарянами и другими аравийскими пле­менами (1 Пар.5,18-22).

Ст.20: Удел, доставшийся колену Ассирову при разделении Палестины, занимая самую крайнюю северо-западную оконечность земли обетованной, заключал в себе плодоносные земли около горы Кармила (Ис.Нав.19,24-31).

Богатые хлебные произведения этих земель Ассир мог, сог­ласно с пророчеством Иакова, доставлять ко дворам иудейских, израильских и финикийских царей, владения которых были в со­седстве с уделами Ассира.

Ст.21: По принятому еврейскому тексту "Неффалим - торевинф рослый, распускающий прекрасные ветви" и по славянскому переводу: "Неффалим стебль распускающаяся..." - благословение, изреченное Иаковым Неффалиму, можно понимать в смысле указания на богатый участок, который имело наследовать колено Неффалимово. Сравнение колена Неффалимова с деревом, простираю­щим свои ветви в разные стороны и увенчивающимися прекрасным венцом из листьев, вполне согласно с историческою судьбою это­го колена при наследовании обетованной земли. Область колена Неффалимова от берегов Генисаретского озера постепенно возвы­шается до горной группы Ливана, корень терефинфа покоится на берегах озера, красивые города - это ветви простирающиеся от него, а горная цепь Ливана есть вершина, которой он заканчи­вается.

Ст. 22-26: Обращаясь к Иосифу, патриарх прежде всего вспоминает враждебное отношение к нему братьев, но эти козни братьев не имели успеха, потому что Иосиф находился под покро­вительством Господа. Затем, Иаков призывает на Иосифа, т.е. на колено Ефремове и Манассиино, происшедшие от него "благослове­ние небесное свыше" - благовременные дождь и росу "благослове­ние земли имущия вся" - плодородие земли, "благословение сосцев и ложесн" - изобилие скота и многочадие.

Из последующей истории Израиля известно то выдающееся по­ложение, которое заняло среди других колен Ефремове колено, что было предуказано Иаковым еще ранее, в благословении им своих внуков. При разделении земли обетованной при Иисусе Навине колено Ефремове получило один из лучших участков. Во времена Судей колено Ефремове неоднократно заявляет свои права на

первенство - (Суд.8,1-2,12,1). Впоследствии при разделении Еврейского царства на два - Иудейское и Израильское, во главе отделившихся 10 колен стоит колено Ефремове и первый царь Из­раильский Иеровоам был ефремлянин (3 Цар. 12). С этого време­ни в царстве Израильском колено Ефремове занимает первенству­ющее место и потому в пророческих речах десятиколенное царст­во нередко называется просто Ефремом.

Ст.27: Сравнение Вениамина с хищным волком, который ут­ром выходит на добычу и вечером делит её, указывает на воин­ственный характер вениамитян. Своею воинственностью потомки Вениамина засвидетельствовали в последующей истории евреев неоднократно. Судия Аод вениамитян своим геройским подвигом освободил соотечественников от рабства Моавитян (Суд. 3,14-30). По указанию книги Судей, вениамитяне вели вначале успеш­ную войну против всех соединенных колен Израильских (20-21). Из колена Вениаминова был избран первый царь народа еврейско­го Саул, военные подвиги которого в первую половину его цар­ствования создали ему славу. Некоторые толковники в словах Иакова о Вениамине видят указание на святого апостола Павла, который, происходя из колена Вениаминова (Фил.3,5), сначала преследовал Церковь Христову, а потом в пользу ее приносил "добычу" - души спасенных его проповедию.

Ст.29-33: Завещание Иакова о перенесении его тела в пе­щеру Махлела ("пещера сугубая") свидетельствует о его глубо­кой вере в истинность и непреложность божественных обетований. Очевидно, что несмотря на те благоприятные условия, при кото­рых потомки Иакова поселились в Египте, он считал землю еги­петскую местом только временного их пребывания, с верою взи­рая на землю обетования. С этою землею Иаков соединил испол­нение великих обетований, данных его отцам и ему самому. Со времени Ноя, родоначальника народов, до великих пророков на­рода Божия не было произнесено более ясного, более замечатель­ного пророчества, чем рассмотренное нами пророчество Иакова, родоначальника народа израильского. В своих сыновьях Иаков видит пред собою колена Израилевы и в необыкновенном просвет­лении духа изрекает им их будущую историю. Во всеоружии веры он приподнимает таинственный покров будущего и возвещает со­бытия, сокрытые во мраке времен. Величественно он разделяет между своими сыновьями обетованную землю, как будто бы она уже принадлежала ему и пророчески нарекает судьбу ее будущих на­чальников, как бы видя ее перед собою. Из боговдохновенных слов Иакова, как из своего семени, выросла и развилась вся последующая история народа Божия, начиная от исхода его из Египта и кончая пришествием на землю Божественного потомка Иакова по плоти - Господа нашего Иисуса Христа.

ВТОРАЯ КНИГА МОИСЕЕВА ИСХОД

Наименование книги

У евреев вторая книга Моисея называется Веэлле-шемот ("И вот имена") - по начальным словам. Славяно-русское наиме­нование "ИСХОД" есть перевод с греческого "ЭКСОДОС" и указы­вает на главный предмет ее содержания, так как в ней говорит­ся об исходе евреев из Египта.

Время, место и цель написания

Книга Исход написана Моисеем в пустыне Аравийской по при­нятии от Бога законов церковных и гражданских.

Цель написания усматривается в том, чтобы, во-первых, показать исполнение завета, данного Богом Аврааму - о насле­дии земли Ханаанской, во-вторых, увековечить те законы, кото­рыми должны были руководствоваться евреи в последующие време­на, в-третьих, изобразить попечение Господне о Церкви, осно­ванной в избранном народе израильском, в-четвертых, изложить в преобразованиях тайны Церкви новозаветной.

Содержание книги и ее разделение

В книге Исход подробно описывается событие исхода евреев из Египта, с указанием обстоятельства, ему предшествовавшего, сопровождавших его и последующих ему. Можно думать, что первою промыслительною целью исхода евреев из Египта было Синайское законодательство - узаконение Ветхого Завета. Отсюда все со­держание книги Исход, соответствующее периоду от смерти Иоси­фа до устроения скинии на второй год по выходе из Египта (рас­сказом о чем и оканчивается книга), может быть разделение на две части: историческую (1-18) и законодательную (19-40).

В первой части описываются страдания евреев в Египте, послужившие поводом возвращения и изведения их из этой стра­ны (1), потом рождение, воспитание и жизнь Моисея до его при­звания к изведению евреев из Египта (2-4), затем - самое при­звание Моисея и казни, посланные Богом на египтян для того, чтобы заставить их отпустить евреев (5-11), и наконец, самый выход евреев из Египта по совершении Пасхи, переход через Чермное море и путешествие их до горы Синая (12-18).

Во второй, законодательной части сначала описываются обстоятельства, при которых был дан Закон на Синае - нравственных и гражданских, скрепленных вступлением евреев в Завет с Богом - (20-24) - далее - законов церковно-богослужебных об устроении скинии и священства (25-31), в заключение; после рассказа о нарушении и восстановлении завета (32-34), опи­сывается устроение скинии и учреждении священства (35-40).

Значение книги

Второй книгой Моисеевой сохраняется на вечные времена память о таком великом событии, как исход из Египта. Значение этого события усматривается из того, что в память его, по Бо­жий) повелению, установлен был праздник Пасхи, самый великий из праздников еврейских, сопровождавшийся по закону - такими обрядами, которые наглядно должны были говорить евреям о зна­чении празднуемого события; оно показало человечеству благость Господа в Его промышлении об избранном народе, Его любовь и верность Своим обетованиям. В особенности же должен был уве­ковечен закон, данный на Синае, который лег в основу церков­ной, общественной и семейной жизни евреев. Закон этот, скреп­ленный установлением Завета, поставившего еврейский народ в отношении к Богу, как Отцу своему несравним ни с какими зако­нами древности по чистоте предписываемой им нравственности, по мудрости, простоте, достоинству и силе.

Не менее высокое и важное значение книга Исход имеет и для нас. Правда, в этой книге нет таких прямых обетований и пророчеств о Спасителе мира, какие есть в книге Бытия, но зато вся ее историческая часть имеет прообразовательное зна­чение, так что слова святого, апостола Павла о том, что закон был "сенью" грядущих благ, (т.е. тению спасения во Христе) (Евр. 10,11) относятся и к событиям, описанным в книге Исход.

Важнейшие прообразы Иисуса Христа в книге Исход.

Рабство евреев в Египте, по толкованию святоотеческому, есть прообраз рабства диаволу, в котором пребывало человечество вне Церкви Христовой, поэтому приступающие к таинству крещения отрекаются от диавола.

Моисей имел прообразовательное значение по отношению к Спасителю, о чем говорит апостол Павел в послании к Евреям (3,2-7).

Агнец пасхальный, которого вкушали евреи не сокрушая костей его и кровь которого, помазанная на дверях домов ев­рейских, спасала первенцев их от избиения, есть прообраз Спа­сителя, Которого св. Иоанн Креститель назвал Агнцем и кровь Которого избавляет нас от греха и смерти (1 Кор. 5,7-8; 1 Петр 1,19). Евангелист Иоанн, сказав о прободении ребра распятого Господа и несокрушении голеней Его, приводит слова книги Ис­ход о несокрушении костей пасхального агнца, как пророчество об этом событии (Ин.19,36).

Исход евреев из Египта евангелист Матфей называет про­рочеством о возвращении Младенца Иисуса из Египта (Мф.2,15).

Переход евреев через Чермное море св. отцы называют про­образом нашего крещения (ср. 1 Кор. 10,1-4).

Манна есть прообраз Тела и Крови Христовой - подлинно не­бесной пищи (Ин.6,48; Апок.2,17).

Дерево, усладившее горькие воды Мерры, есть прообраз креста Христова (см. синаксарь крестопоклонной недели).

Вода из камня - прообраз благодати Святого Духа, ниспос­ланного Христом (ср. Ин.7,38-39).

Кровь, возлитая Моисеем на крышку ковчега, как знамение завета - прообраз Христовой Крови Нового Завета.

Скиния, устроенная Моисеем - прообраз Церкви Христовой, исполненной благодати и истины (Евр. 8,5-11), устройство са­мих храмов христианских напоминает устройство ветхозаветной скинии.

Законодательство Синайское имеет прообразовательное зна­чение к событию Сошествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы, бывшему началом Церкви новозаветной, сам Мо­исей - законодатель, в Евангелии от Иоанна сопоставляется с Христом, Законоположником Нового Завета (Ин.1,17).

Что же касается самих законов, данных на Синае, то нуж­но заметить, что заповеди десятисловия, по учению Самого Гос­пода, также обязательны для нас, как и для евреев (Мф.5,17). Даже гражданские законы, данные на Синае имели глубокое поу­чительное значение для последующих времен (как например, за­коны о бедных, о великодушии к врагам и т.п.).

Богослужебное употребление книги ИСХОД

В богослужении книга Исход имеет широкое употребление. На первое место следует поставить песнь Моисея по переходе евреев через Чермное море (гл.15), которая послужила основной частью для первой книги канона утреннего богослужения Правос­лавной Церкви.

В качестве же паримий из книги Исход читаются: 1 и 2 главы (о рабстве евреев в Египте, рождении, вос­питании, о бегстве Моисея) - на вечернях в первые три дня Страстной седмицы,

2,5-10 (о спасении младенца Моисея из воды) - 5-го янва­ря, 3,1-8 (о явлении Бога Моисею в купине) - 25 марта;

4,15-29 (о встрече Моисея с Аароном перед отправлением в Египет и явлении их перед израильтянами в Египте) - 5 января;

12,1-11 (об установлении Пасхи) - на вечерне великой суб­боты;

12,51; 13,1-3,10,12-16 (об избавлении первенцев еврей­ских от избиения пред выходом евреев из Египта и посвящении первенцев Богу) - в праздник Сретения Господня;

13,20-22 и 15,1-19 (о столпе огненном и облачном и пес­ни Моисея по переходе евреев через Чермное море) - на вечер­не великой субботы;

15,22-27; 16,1 (об услаждении древом горьких вод Мерры)-5 января и в праздник честному Кресту;

19,10-19 (о приготовлении евреев к вступлению в завет с Богом перед Синайским законодательством) - на вечерне в вели­кий четверток,

24,12-18 (о новом воззвании Моисея на гору Синай для принятия законов) - 6 августа и в праздники Господние;

33,13-23 (о ходатайстве Моисея за народ и просьбе его явить ему славу Божию) - на вечерне вел. пятницы и 6 августа (в этот раз с присоединением ХХХ1У, 4-8 об откровении славы Божией Моисею);

34,1-5,9,10,16,34,35 (о явлении славы Божией Моисею, вос­становлении Завета и лучезарной славе Моисея) - 21 ноября.

Призвание Моисея для освобождения евреев от египетского порабощения (Исх.З)

Ст.1-5: Призвание Моисея в качестве освободителя Израиля совершилось на Хориве, на горе, которая известна и по другим великим событиям. Явившийся Моисею в купине "Ангел Господень" называется Богом (ст.6) и "Иеговою'' (ст.7; слав. "Господь"). Св. отцы и учители Церкви под Ангелом Господним разумеют Вто­рое Лицо св. Троицы - Сына Божия. Значение чуда горевшей, но не сгоравшей купины толковники рассматривают в двояком отно­шении: в ближайшем значении и приложении к ветхозаветной Церк­ви и в высшем духовно-таинственном смысле - приложении к бо­жественному домостроительству спасения человечества вообще.

В своем ближайшем значении чудесное видение указывало на то, что ветхозаветная Церковь, составленная из евреев, среди бед­ствий египетского порабощения уподоблялась горевшему, но не сгоравшему терновому кусту (ср. Вт.4,20), причем, как купина, объятая огнем, не сгорала, так и евреи не истребились гонения ми и бедствиями рабства. Так объясняют Купину Филон и блажен­ный Феодорит. В духовно-таинственном же смысле купина предъизображала воплощение Сына Божия. "Явился еси Моисею в купине, яко Ангел совета великого Вседержителева. Твое еже от Девы пр являя воплощение, Божий Слове", - поет св. Церковь (тропарь 2 3 песни канона на полун. 5 гл.). Подобно тому, как в Лице воплотившегося Господа нераздельно и неслиянно соединилось Божество, предъизображаемое огнем; и человечество, предъизображаемо растением - кустом, божество не поглотило человечества и человечество не преложилось в Божество. Так смотрели на это чудо св. Григорий Великий и Кирилл Александрийский. Св. Григорий Нисский в явлении купины видел чудо Девы, бессеменно зачавшей и родившей Сына Божия, усматривает указание на тайну приснодества Богоматери: подобно тому, как огонь не опалил куста, так Иисус Христос (огонь) родился от Девы (купина). Которая, и по рождестве оставалась Девою. "Яко же бо купина не сгораше и опаляема, тако Дева родила еси и Дева прибыла еси", - поет св. Церковь. По словам другой церковной песни, "Бога заченши во чреве Дево, Духом Пресвятым, пробыла еси неопалима: понеже Тя купина законоположнику Моисею, палимую нежегому яве предвозве огнь нестерпимый приимшую" (тропарь по 4 песни канона утрени воск. 1 глас).


Предыдущая || Вернуться на главную || Следующая