Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Ветхий Завет. Лекции для 2 класса

 

 

 ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ

 Понятие о Священном Писании

Бог, создав человека, как существо разумное, свободное и бессмертное, благоволил открыть ему все, что относится к его жизни и спасению. Это откровение, данное Самим Богом на­зывается сверхъестественным, его сподоблялись уже первые лю­ди, как до так и после грехопадения. В дальнейшем оно пере­давалось богоизбранными мужами, жившими до пришествия Спаси­теля - пророками. В полной мере оно раскрыто Господом Иису­сом Христом, Который чрез апостолов поведал Своё учение все­му миру.

Для сохранения Божественного Откровения в сознании че­ловечества пророки и апостолы не только устно передавали его (Священное Предание), но и написали книги, которые называются Священным Писанием.

 Наименования состава священных книг

Полный состав священных книг называется различно: "Слово Божие" (Лк. 11,28), "Священное Писание" (2 Тим.3,15), просто "Писание" (Мф. 21,42), "Закон" (Исх. 10,34). Эти на­именования встречаются в самом Священном Писании. У отцов

Церкви употреблялось название "Библия", что на греческом язы­ке означает "Книги". Другое наименование у отцов Церкви -"Ветхий и Новый Завет", принятое по апостольскому примеру (2 Кор. 3,14).

Слово "завет" означает: а) союз, договор, б) завещание, духовная запись. Этим словом означается союз Бога с людьми, осуществляемый в истинной религии. Так как об установлении и исторических судьбах ее повествуется в книгах Священного Пи­сания, то им усвояется наименование Завета.

Наименование Завета в смысле завещания может быть приложимо к Священному Писанию, потому что главный предмет Писа­ния - искупительная жертва Спасителя, давшая верующим вечное спасение, завещанное человечеству как наследство.

Главный предмет Священного Писания

Главным предметом Священного Писания является дело спа­сения человечества, совершенное воплотившимся Сыном Божиим. В Ветхом Завете дело человеческого спасения раскрывается как событие будущего в преобразованиях и пророчествах, в Новом Завете изображается самое событие нашего спасения чрез пришествие Господа и Его искупительный подвиг.

 

 Значение науки о Священном Писании Ветхого Завета

Значение Ветхого Завета и необходимость его изучения ясно уже потому, что он, как и Новый Завет, является Божест­венным Откровением, переданным на человеческом языке, приме­нительно к человеческому разумению.

Ветхий Завет предуготовляет к Новому и органически, тес­но с ним связан. Христианство при своей небесной первооснове, явилось в мире не отдельно от исторической жизни. Ветхий, древний Завет Бога с человеком, проходивший чрез всю Библей­скую историю, вел к Новому Завету, приуготовлял человечество к явлению Спасителя.

Святой Василий Великий говорить "Домостроительство на­шего спасения, сообразуясь с духовным зрением человека, вы­росшего во тьме, вводит нас в великий свет истины после по­степенного к нему приобучения, потому что щадит нашу немощь.

... В глубине богатства Своей премудрости и в неиссле­дованных судах разумения предначертал Бог для нас легкое и к нам применил руководство, приучал сперва видеть тени предме­тов и в воде смотреть на солнце: чтобы приступив вдруг к со­зерцанию чистого света, мы не ослепились. На таком основании даны законы "имый сень грядущих благ" (Евр. 10,1), и предъизображения у пророков - эти гадания истины, для обучения очей сердечных, чтобы удобным для нас сделался переходом от них к премудрости в тайне сокровенной".

Ветхий Завет есть как бы первая глава книги Откровения, а Новый - её вторая глава, и как нельзя понимать книгу, начи­ная чтение её второй главы, так невозможно получить полное христианское знание без изучения Ветхого Завета.

Читая Ветхий Завет, мы убеждаемся что есть единый, жи­вой, всемогущий, всеблагий, святейший Бог: мы узнаем, что че­ловечество есть единая нравственная семья, происшедшая от од­ного родоначальника - Адама, и что есть единая мироправящая воля Божия, в исполнении которой заключается спасение для че­ловека. Читая затем Новый Завет, мы видим, что эти же истины Ветхого Завета, только углубленные и освященные явлением Бога во плоти и совершенным Им делом спасения, лежат в основе и Нового Завета, который представляет продолжение, дополнение, раскрытие и завершение Ветхого Завета. Об этом учит Господь наш Иисус Христос, апостолы и отцы Церкви.

Нравственное учение Христа Спасителя предъявляет к Чело­веку большие требования, чем закон, данный чрез Моисея, но нет противоположности между тем и другим, сущность их одна - лю­бовь к Богу и человеку. Различие заключается лишь в степени нравственных требований и оно объясняется тем, что Ветхий Завет имел дело с душами невозрожденными Христовою благодатию, сердцами грубыми и неразделенными словом Божиим. Если бы в самом начале истории нас встречала полная чистота, непороч­ность и совершенство, тогда не было бы и надобности в длинном процессе божественного воспитания, исправления духовно­го исцеления человечества.

Библейские сказания повествуют как о добродетельных так и порочных лицах. Беспристрастное указание священных писате­лей на темные стороны жизни библейско-исторических деятелей служит доказательством того, что библейские сказания - не произведение человеческого гения, но написаны под вдохнове­ние Духа Божия. А поскольку это так, то изучение Ветхого За­вета имеет и нравственно-воспитательное, спасительное значе­ние. О Моисее, писателе первых пяти библейских книг, святой Иоанн Златоуст говорит, что он излагает историю мужей вели­ких, совершавших добрые дела, чтобы повествование об их жиз­ни служило для потомков добрым наставлением. Он же представля­ет не только совершивших добрые дела, но и согрешивших, чтобы мы одним подражали, а других избегали, и чрез то преуспевали в добродетели и усердии.

 Разделение священных книг по времени написания

По времени своего написания Священные книги разделяются на ветхозаветные и новозаветные. Первые написаны богодухновенными и богопросвященными мужами до пришествия Христа Спа­сителя (за время с ХШ в. по 1-й век до Р.Хр.), а вторые написаны богодухновенными евангелистами и апостолами после

рождения Христа и совершенного Им дела искупления (в течение 1-го века после Р.Хр).

Число ветхозаветных книг по заглавиям - 50, новозавет­ных - 27.

Разделение священных книг по содержанию

По своему содержанию книги Священного Писания Ветхого Завета разделяются на четыре отдела: законоположительные, ис­торические, учительные и пророческие.

Законоположительными книгами Ветхого Завета называются книги, в которых заключаются основные законы нравственной и религиозной жизни ветхозаветного Израиля, как в церковно-религиозном, так и гражданско-политическом отношении. Таковыми являются пять книг Моисея: Бытие, Исход, Левит, Числа и Вто­розаконие.

Исторические книги Ветхого Завета заключают в себе ис­торию политической и, главным образом, церковно-религиозной жизни ветхозаветного Израиля. Таких книг 19: Иисуса Навина, Судей, Руфи, четыре книги Царств, две книги Паралипоменон, первая книга Ездры, Неемии, вторая книга Ездры, Товита, Иудифь, Есфирь, три книги Маккавейские и третья книга Ездры.

Учительные книги содержат в себе учение ветхозаветной Церкви о предметах веры и нравственности. Этих книг 7: книга Иова, Псалтирь, Притчей Соломоновых, Екклезиаст, Песнь Песней, Премудрости Соломона и Премудрости Иисуса сына Сирахова.

Пророческие книги содержат предсказания о судьбах че­ловечества, в особенности о Спасителе - Мессии, Его Церкви и тайне искупления. Этих книг 19: книги четырех великих про­роков - Исаии, Иеремии (с прибавлением - Плач Иеремии, посла­ние Иеремии, книга пророка Варуха), Иезекииля, Даниила и кни­ги 12-ти малых пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдея, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии.

Понятие о книгах канонических и неканонических

По сравнительной важности к достоинству своего содержа­ния священные книги разделяются на канонические и неканонические, слово "канон" - греческое и соответствует русскому "правило". По отношению к священным книгам название "канонические указывает на то, что они как написанные по откровению от Св. Духа, содержат в себе непреложную истину и потому в своем со­держании представляют неизменные правила веры и нравственнос­ти. Неканоническими же книгами Священного Писания называются книги, которые, хотя написаны благочестивыми мужами, но не богодухновенны и потому не могут служить во всем своем со­держании неизменным правилом веры и нравственности и опреде­лениями Церкви не внесены в список священных богодухновенных книг.

Книги эти, однако, приняты христианскою Церковью, как книги назидательные и полезные в стяжании благочестия.

В Ветхом Завете канонических книг по заглавиям сущест­вует 39, но при каноническом счислении, из уважения к тради­ции, идущей от ветхозаветной Церкви, некоторые книги соеди­няются с другими и каноническими книгами считаются 22.

Книги эти следующие:

1. Бытие.

2. Исход.

3. Левит.

4. Числа.

5. Второзаконие.

6. Книга Иисуса Навина.

7. Книга Судей и книга Руфь.

8. Первая и Вторая книга Царств.

9. Третья и Четвертая книга Царств.

10. Первая и Вторая книга Паралипоменон.

11. Первая книга Ездры и книга Неемии.

12. Книга Есфирь.

13. Книга Иова.

14. Псалтирь.

15. Книга Притчей Соломоновых.

16. Книга Екклезиаста.

17. Книга Песнь Песней.

18. Книга пророка Исаии.

19. Книга пророка Иеремии с книгою Плач Иеремии.

20. Книга Пророка Иезекииля.

21. Книга пророка Даниила.

22. Книга 12-ти малых пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии.

Неканонических книг Ветхого Завета, принятых христиан­ской Церковью и помещаемых в полной православной Библии, одиннадцать.

1. Вторая книга Ездры.

2. Книга Товита.

3. Книга Иудифь.

4. Книга Премудрости Соломона.

5. Книга премудрости Иисуса сына Сирахова.

6. Послание Иеремии.

7. Книга пророка Варуха.

8. Первая книга Маккавейская.

9. Вторая книга Маккавейская.

10. Третья книга Маккавейская.

11. Третья книга Ездры.

Новозаветных канонических книг - 27: Четыре Евангелия, Деяния Святых Апостолов, 7 Соборных Посланий, 14 Посланий апостола Павла и Апокалипсис. Неканонических книг в Новом Завете нет.

8. Первоначальный текст Священного Писания Ветхого и Нового Заветов

Канонические книги Ветхого Завета первоначально были написаны для избранного Богом народа еврейского и на еврейском языке, за исключением немногих глав, написанных на арамейском (халдейском) языке (Дан. 2,4-7,28, 1 Ездр. 4,8-6,18, 7,12-26, Иер. 10,11).

Древнейшие рукописи неканонических книг сохранились лишь на греческом языке, но предполагают, что и их оригиналы были написаны на еврейском языке, за исключением книги Премудрости Соломона и Второй книги Маккавейской, которые и сначала были написаны на греческом языке.

Книги Нового Завета были написаны на распространенном около времени пришествия Христа греческом языке, хотя их писатели и были природные евреи. Только Евангелие от Матфея было написано первоначально на еврейском языке, но в апостольское время и оно было переведено на греческий язык (еврейский текст этого Евангелия не сохранился и о нем имеются лишь свидетельства древних отцов).

9. Краткие сведения о главнейших переводах Священного Писаниях Греческом (семидесяти толковников). Латинском (Вульгата). Сла­вянском и Русском

В третьем веке до Р.Хр. по повелению египетского царя Птоломея Филадельфа (285-246 гг. до Р.Хр), священные книги Ветхого Завета были переведены с еврейского языка на гречес­кий. Так как переводчиков было, по древним свидетельствам 72, или круглым счетом 70, то этот перевод обозначается обыкно­венно именем перевода Семидесяти. Хотя, по-видимому, вначале были переведены не все священные книги, все же, по традиции, весь греческий перевод их носит название "Семидесяти". В этом переводе помещены и неканонические книги.

В Православной Церкви перевод Семидесяти, как древнейший и тщательный, пользуется особенным уважением. Этим пере­водом пользовались очень часто новозаветные священные писа­тели, как это видно из многочисленных ссылок в новозаветных книгах на книги Ветхого Завета. Греческий перевод 70-ти не во всем точно воспроизводит теперешний еврейский текст, но нигде не отступает от смысла еврейского оригинала; по мысли некоторых отцов перевод 70-ти способствовал яснейшему раскры­тию внутреннего, таинственного содержания ветхозаветных книг.

Наряду с греческим языком, около времени Рождества Хрис­това получил распространение и язык латинский, на котором говорили римляне - основатели Римской империи. С первых ве­ков христианства верующие, жившие в пределах Римской империи разделялись на восточных, говоривших преимущественно на гре­ческом языке, и западных, среди которых был в употреблении язык латинский. Для этих последних вскоре возникла потреб­ность в переводе слова Божия на латинский язык. Из переводов Библии на латинский язык в особенности распространился и поль­зовался уважением так назыв. древний итальянский перевод, сделанный с перевода 70-ти. Этот перевод был заменен пере­водом блаженного Иеронима, сделанным с еврейского подлинни­ка, законченным в 405 году и называемым латинским наимено­ванием "Вульгата" (т.е. распространенный, общедоступный).

Для Русской Церкви особенно важное значение имеет сла­вянский перевод, сделанный с перевода 70-ти первоучителями славянскими святыми братьями Кириллом и Мефодием для славян­ских племен, населявших Моравию, Болгарию и Паннонию в IX веке. Славянский перевод Библии с принятием русскими христианства (в 988 г.), распространился в пределах нашего отечества и са­мый язык этого перевода сделался языком богослужебным, церков­ным, почему и называется ныне языком церковно-славянским.

Текст Кирилло-Мефодиевской Библии не сохранился до нас­тоящего времени в полном виде и современная Библия носит сле­ды позднейших переводов.

Если в древнее время славянский язык Библии был очень близок к обыкновенному, то с течением времени русский разго­ворный язык стал все более отклоняться от языка церковно-славянского, который оставался сравнительно неизменным, как за­ключенный в Библии и богослужебных книгах. Таким образом, хо­тя церковно-славянский язык, по употреблению при богослужении сделался близким русским православным людям - считать его вполне доступным, без предварительной подготовки, нельзя. Отсюда явилась потребность в русском переводе священных биб­лейских книг. Этот перевод, печатавшийся "по благословению Святейшего Правительствующего Синода" был закончен в 1875 г. и обычно называется Синодальным. Ветхий Завет был переведен с еврейского, Новый - с греческого подлинника, неканонические книги были переведены с греческого текста, кроме 3-й кни­ги Ездры, переведенной с латинской Вульгаты.

Необходимо заметить, что Синодальный перевод не имеет церковно-богослужебного употребления. Слово Божие при священ­нодействиях и молитвословиях читается по-прежнему на славян­ском языке, как священно-церковном. Русский перевод предназ­начается лишь для частного употребления, имея вспомогательное значение (для уяснения непонятных мест).

Из древних переводов следует отметить сирийский перевод, носящий арамейское название "Пешито" ("простой"). Он сделан по еврейскому оригиналу для книг, писанных по-еврейски, и по греческому тексту для книг, писанных по-гречески или сохранившихся на этом языке.

Перевод Ветхого Завета древнее, чем перевод Нового Заве­та. Вероятно, он был сделан в течение 1-го века по Р.Хр. Пере вод Нового Завета принадлежит ко II-му веку.

С древних времен делались переводы на многие другие язык Для египетских христиан был сделан так назыв. коптский перевод Абиссинская Церковь пользуется переводом эфиопским. Для вест­готов был сделан так назыв. готский перевод, для армян - ар­мянский, для арабов - арабский. В настоящее время Библия су­ществует на нескольких стах языках и наречиях мира.

 

 Разделение текста священных книг на главы и стихи

Деление на главы произведено в ХШ веке по Р.Хр., в изда­нии Латинской "Вульгаты". Оно принято было не только всеми христианскими народами, но и даже самими евреями для еврей­ского текста Ветхого Завета. Деление библейского текста на стихи, по мнению некоторых исследователей Библии, для священ­ных книг, написанных стихотворным размером (например, псалмов), получило начало еще в ветхозаветной церкви. Но все священные книги Ветхого Завета были разделены на стихи уже после Рож­дества Христова еврейскими учеными - масоретамиУ1 веке). Де­ление на стихи новозаветного текста явилось в сравнительно позднее время в половине ХУ1 века. В 1551 году парижский ти­пограф Роберт Стефан издал Новый Завет с разделениями на сти­хи, а в 1555 году - всю Библию.

Ему же принадлежит и нумерация библейских стихов. У хрис­тиан в Ш-У веках принято было деление новозаветных книг на перикопы, главы и титлы, т.е. отделы читавшиеся за богослужением в те или другие дни года. Эти отделы были не одинаковы в раз­личных церквах.

Принятое в настоящее время в Православной Церкви бого­служебное деление новозаветного Писания на зачала приписыва­ется к святому Иоанну Дамаскину.

 

 Разные виды смысла Священного Писания

Смысл Священного Писания, то есть те мысли, которые свя­щенные писатели, вдохновляемые Духом Святым, излагали в пись­менах, выражается двояко: непосредственно чрез слова и посред­ственно - чрез лица, вещи, события и действия, описываемые сло­вами. Различаются два главные вида смысла Священного Писания:

а). В первом случае смысл словесный или буквальный,

б). во втором - смысл предметный или таинственный, духов­ный.

а) Смысл буквальный

Священные писатели, выражая свои мысли словами, употребляют эти последние иногда в их собственном прямом значении, иног­да в несобственном, переносном значении.

Например, слово "рука" по общепринятому словоупотреблению означает определенный член человеческого тела. Но когда псалмо­певец молится Господу "посли руку Твою с высоты" (Пс. 143,7), то слово "рука" он употребляет здесь в переносном значении, в смысле вообще помощи и защиты со стороны Господа, перенося та­ким образом первоначальное значение слова на предмет духовный, высший, умопреставляемый.

Сообразно с такими употреблениями слов буквальный смысл Священного Писания подразделяется на два вида - на собственно буквальный и несобственно или буквально-переносной смысл. Так, например, в Быт. 7,18 слово "вода" употребляется в собственном, буквальном смысле, а в Пс. 18,2 - в перенос­ном, в смысле скорбей и бедствий, или у Ис. 8,7 - в смысле враждебного войска.

Вообще же Писание употребляет слова в переносном смысле, когда говорит о предметах высших, духовных, например, о Боге, Его свойствах, действиях и т.п.

б) Смысл таинственный

Так как лица, вещи, действия, события, описываемые для передачи таинственного смысла берутся священными писателями из разных областей, поставляются в неодинаковые отношения между собой и к выраженным понятиям, то таинственный смысл Писания подразделяется на следующие виды: прообраз, притча, аполог, видение и символ.

Прообразом называется такой вид таинственного смысла Писания, когда священные писатели сообщают понятия о каких-либо высших предметах чрез церковно-исторические лица, вещи, события и действия. Так, например, ветхозаветные писатели, повествуя о различных событиях Церкви ветхозаветной, весьма часто под ними раскрывают чрез них отдаленные события Церк­ви новозаветной.

В этом случае прообраз есть заключенное в лицах, собы­тиях, вещах и действиях Ветхого Завета предъизображение того "что относится к Новому Завету, - что имело исполниться на Хрис­те Спасителе и основанной Им Церкви Так - например, Мелхиседек парь Салимский и священник Бога Вышняго. по 14 гл. книги Бытия вышел навстречу Аврааму вынес ему хлеб и вино и благословил патриарха, а Авраам со своей стороны поднес Мелхиседеку десятину из добычи. Все, что в настоящем случае расска­зывает Писание, есть действительный церковно-исторический факт.

Но помимо этого, повествование 14 главы Бытия имеет и глубокое, таинственно-преобразовательное значение по отноше­нию к новозаветным временам. Историческое лицо Мелхиседека, по объяснению апостола Павла (Евр. 7), прообразовало Иисуса Христа: действия благословения и поднесения десятины предуказывали на превосходство новозаветного священства пред ветхо­заветным: предметы, вынесенные Мелхиседеком - хлеб и вино, по объяснению отцов Церкви, указывали на новозаветное таинство Евхаристии. Переход Израильтян чрез Чермное море (Исх. 14) помимо своего исторического значения, по указанию Апостола (1 Кор. 10,1-2), прообразовал новозаветное крещение, а само море заключало в себе, по объяснению Церкви, образ Неискусобрачныя Невесты - Девы Марии. Ветхозаветный пасхальный агнец (Исх. 12) прообразовал Агнца Божия, вземлющего грехи мира -Христа Спасителя. По словам Апостола (Евр. 10,1), весь Вет­хий Завет был прообразом, тенью грядущих новозаветных благ.

Когда священные писатели, чтобы выяснить те или другие мысли, употребляют для этого лица и события хотя неисторические, но вполне возможные, заимствованные обыкновенно из обы­денной действительности - в этом случае таинственный смысл Писания называется притчным или просто притчею. Таковы, на­пример, все притчи Спасителя.

В апологе животным и неодушевленным предметам приписываются человеческие, невозможные для них в действительности дей­ствия - для наглядного изображения какой-либо истины и для усиления назидательного впечатления. Таков аполог в Суд. 9, 8-15 - о деревьях, избиравших себе царя, или аполог у проро­ка Иезекииля - о двух орлах (17,1-10),также аполог Иоаса царя Израильского (4 Цар. 14,8-10-2; Пар. 25,18-19) о терне и кедре.

Есть ещё в Писании некоторые чрезвычайные виды Божествен­ного Откровения. Так нередко пророки патриархи и другие избранные мужи, иногда в бодрственном состоянии, иногда же в снови­дениях, удостаивались созерцать некоторые события, образы и явления с таинственным смыслом, указывающим на будущее собы­тие. Эти таинственные образы и явления называются видениями. Таковы, например, видения Аврааму при вступлении в завет с ним Бога (Быт. 15,12,17), видения Иаковом таинственной лест­ницы (Быт. 28,10-17), видение пророком Иезекиилем (27) поля с человеческими костями и др.

Таинственный смысл Писания называется символом, когда мысли Писания раскрываются чрез особенные внешние действия, которые, по повелению Божию, совершились Его избранниками. Так пророк Исаия, по повелению Господа, три года ходил нагим и босым в предзнаменование грядущих бедствий египтянам и эфиоплянам, когда Ассирийский царь отведет их в плен нагими и босыми (Ис. 20). Пророк Иеремия в присутствии старейшин раз­бил новый глиняный сосуд в ознаменование разрушения, предсто­ящего Иерусалиму (Иер. 19).

 Способы изъяснения Священного Писания, заимствуемые:

а) из самого Священного Писания

1) Во-первых, таким образом, следует считать толкования самими свящ. писателями разных мест Писания: таких толкований на Ветхий Завет в особенности много в книгах Нового Завета. Например, на вопрос - почему ветхозаветный закон дозволял разводы по разным случаям? Спаситель отвечал фарисеям: "Мои­сей по жестокосердию вашему позволял вам разводиться с женами вашими, с начала же не было так" (Мф. 19,8). Здесь - прямое толкование духа Моисеева законодательства, данного примени­тельно к нравственному состоянию ветхозаветного человека, Объяснения же древних пророчеств и ветхозаветных прообразований в книгах Нового Завета весьма многочисленны. Для при­мера можно указать Мф. 1, 22-23, Ис. 7,14; Мф. 2, 17-18; Иер. 31,15; Ион.19,33-35; Исх. 12,10; Деян. 2,25-36, Пс.15, 8-10.

2) Другой не менее важный способ есть снесение парал­лельных или сходственных мест Писания. Так, слово "помаза­ние", употребленное апостолом Павлом без всякого объяснения (2 Кор. 1,21), повторяется у апостола Иоанна в смысле изли­яния благодатных даров Святого Духа (1 Ин. 2,20). Так, отно­сительно буквального и собственного смысла слов Спасители о вкушении плоти и крови Его (Ин. 6,56) не оставляет никакого сомнения апостол Павел, когда говорит, что ядущие хлеб и пиющие чашу Господню недостойно, виновны против тела и крови Господней (1 Кор. 11,27).

3) Третий способ есть исследование состава или контек­ста речи, т.о. объяснение известных мест Писания в связи с предыдущими и последующими словами и мыслями, имеющими не­посредственно отношение к объясняемому месту.

4) Четвертый способ - уяснение разных исторических об­стоятельств написания той или иной книги - сведения о писа­теле, о цели, поводе, времени и месте написания её. Зная цель написания послания к Римлянам апостола Павла: опровергнуть ложное мнение иудеев о их преимущественном положении в хрис­тианской Церкви, мы понимаем почему апостол так часто и нас­тойчиво повторяет об оправдании единственно верою в Иисуса Христа без дел закона иудейского. Имея также в виду, что апостол Иаков написал свое послание по поводу неправильно понятого учения апостола Павла об оправдании верою, можно понять, почему он с особенною силою учит в своем послании о необходимости для спасения дел благочестия, а не одной только веры.

б) Из разных вспомогательных источников

К вспомогательным источникам изъяснения Священного Пи­сания относится:

1) Знание тех языков, на которых написаны священные книги - преимущественно еврейского и греческого, ибо во мно­гих случаях единственным средством к уразумению подлинного смысла того или другого места в Писании служит выяснение его смысла по словообразованию первоначального текста. На­пример, в Прит. 8,22 изречение "Господь созда мя..." точнее переводится с еврейского подлинника: "Господь стяжал (при­обрел) меня..." - в смысле "родил". В Быт. 3,15 славянское выражение о семени жены, что оно будет "блюсти" главу змия, точнее и яснее переводится с еврейского так, что оно "сот­рет" главу змия.

2) Сличение разных переводов Священного Писания.

3) Знание древней географии, и главным образом - геог­рафии Святой земли, а также хронологии (дат событий), чтобы иметь отчетливое познание о последовательной преемственности исторических событий, излагаемых в Священных книгах, а также для ясного представления тех мест, где эти события происходили. Сюда же относятся археологические сведения о нравах, обычаях и обрядах еврейского народа.

Главное руководительное начало изъяснения Священного Писания

Хотя книги Священного Писания, как произведения Духа Истины, содержат одну только чистую истину, но она бывает нередко прикровенна. Для того, чтобы не уподобиться невеж­дам и неутвержденным в слове Божием, о которых говорит апос­тол Петр (2 Петр. 3,16), следует иметь при чтении Священного Писания основное руководительное начало. Этим началом служит, во-первых, само слово Божие в ясных и положительно опреде­ленных местах своих, так что всякое толкование, несогласо­ванное с этими местами, должно признаваться ложным и ошибоч­ным.

Во-вторых, необходимо руководствоваться Священным Пре­данием, заключенным и выраженным в древних символах веры, в правилах вселенских и поместных соборов и в творениях свя­тых и богомудрых отцов и учителей Церкви.

Настроение, души. необходимое для чтения слова Божия

Приступать к чтению Священного Писания должно о благо­говением и готовностью принимать заключающееся в нём учение, как Божественное Откровение. Здесь не должно быть места сом­нениям, стремлению отыскать в Писании недостатки и противо­речия.

Должна быть искренняя вера в истинность, важность и спа­сительность читаемого, так как это слово Божие, переданное при посредстве святых мужей по внушению от Святого Духа.

Благоговение неразлучно с особым духовным страхом и ра­достью. Эти чувства и следует возгревать в себе при чтении слова Божия, помня слова Псалмопевца (По. 118,161,162). По изречению Премудрого, - "в злохудожную душу не внидет пре­мудрость" (Прем. 1,4). Следовательно, для успешного изучения слова Божия необходимы непорочность сердца и святость жизни. Поэтому в молитве, читаемой перед началом учения, просим: "очисти ны от всякия скверны".

Помня свою слабость во всем, мы обязательно должны знать, что без помощи Божией познание слова Его невозможно.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЗАКОНОПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ КНИГАХ

Первоначальная нераздельность законоположительных книг и название их

У евреев пять книг Св. Писания - Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие составляли одну, которая называлась Законом (евр. Тора), Законом Моисеевым (Ис. Нав.1,7-8) или просто Моисеем. Так называются эти книги и в Евангелии (Мф. 5,17; Мр. 12,26; Лк. 16,29 и др.).

Наименование этих книг Законом указывает на их главное содержание, а прибавление к этому наименованию имени Моисея указывает на их писателя.

И по языку, и по характеру изложения все пять книг со­вершенно согласны между собою, что говорит о принадлежности их одному писателю. Описанные в этих книгах события из време­ни Моисея, достоверность которых подтверждается многочислен­ными свидетельствами открытых и прочитанных письменных памят­ников древнего Востока, изображены с такою точностью и с та­кими подробностями, которые свойственны только писателю оче­видцу, а таким именно и был Моисей. О Моисее, как писателе первых пяти книг Библии, говорит предание иудейской Церкви: признавали Моисея писателем Сам Иисус Христос и Апостолы.

Полагают, что название "Пятикнижие" дано книгам Моисе­евым 70-ю толковниками. Можно думать, что им же принадлежат и те названия отдельных частей или книг закона Моисеева, ко­торые приняты в греческой, а от неё и в славянско-русской Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.

Сведения о писателе Пятикнижия

Моисей - великий пророк, законодатель и вождь народа еврейского. Он был сын благочестивых потомков Левия - Авраама и Иохаведы (Исх. 2,1-2; Исх. 6,7) и родился в самое тяжелое время страданий потомков Иакова в Египте, когда последовало повеление фараона бросать всякого еврейского младенца-маль­чика в воду. Однако, по вере своих родителей, Моисей был спа­сен от смерти (Евр. 11,23).

Усыновленный дочерью фараона, он "был научен всей пре­мудрости египетской" (Деян. 7,21-23) и 40 лет прожил при цар­ском дворе. Но потом, навлекши на себя гнев Фараона заступ­ничеством за своих угнетенных единоплеменников, Моисей оста­вил Египет и укрылся в земле Мадиамской. Здесь, поселившись в доме священника Иофора и женившись на его дочери, Моисей в уединении пустыни возрастал духовно, подготовлялся Божест­венным Промыслом к делу освобождения Израиля от египетского порабощения (Евр. 11,24-27). Призванный к этому великому делу при Хориве, после сорокалетнего пребывания в земле Мадиамской (Деян. 7,30) - Моисей вместе с братом Аароном явился в Египет пред лицом фараона. Когда последний добровольно не освободил Израиля, Моисей вывел евреев из Египта после страшных казней, которыми последний был поражен. Затем, приведя евреев к горе Синай, Моисей явился ходатаем, посредником (Гал. 3,19), чрез которого заключен был с Израилем синайский завет и даны были Богом различные законы; здесь же, под руководством Моисея, по указанию Господа, был построен переносной храм евреев - скиния свидения. После почти годичного пребывания у подножия Синая, Моисей повел народ Израиля к пределам земли обетованной, на границах которой последовало возмущение народа, вызвавшее на­казание его 40-летним странствованием по пустыне. В течение этого 40-летнего странствования Моисей явился вождем, чрез которого Бог чудесно спасал Свой избранный народ, посылал ему Свои благодеяния и возвещал Свои грозные суды и пригово­ры. Наконец, в последний год странствования под водительством Моисея было совершено завоевание восточно-заиорданской облас­ти Палестины. Свою жизнь великий вождь Израиля, которую закон­чил около последнего стана на восточной стороне Иордана, на горе Нево, и с которой он мог созерцать западно-заиорданскую землю.

ПЕРВАЯ КНИГА МОИСЕЕВА БЫТИЕ

Время и место написания книги Бытия

Книга Бытия, содержащая в себе повествование о проис­хождении мира и человека, и историю Церкви первобытной и патриархальной до смерти патриарха Иосифа в Египте, была написана после призвания Моисея при Хориве.

Название и главный предмет книги

Книга Бытия в еврейской Библии, как все книги Пятикни­жия, озаглавливается первым словом, с которого она начинает­ся: "Бершит". В греческом переводе 70-ти толковников книга называется "Генезис" ("Происхождение"). Название это заим­ствовано из самой книги (2,4; 5,1) и указывает на её содер­жание, заключающее в себе повествование о происхождении ми­ра (2,4), человека (5,1) и главных родов патриархального человечества.

Главный предмет книги - история происхождения мира и человека, история ветхозаветной Церкви в патриархальный период. Начинаясь повествованием о творении мира, книга Бы­тия заканчивается рассказом о смерти патриарха Иосифа в Егип­те, т.е. охватывает период в 3799 лет.

Разделение книги по содержанию

По содержанию книгу Бытия можно разделить на три части. Первые три главы, заключающие в себе повествование о творе­нии мира и человека, пребывании в раю и грехопадении праро­дителей, являются введением в историю ветхозаветной Церкви и составляют первую часть книги.

Вторая часть (гл. 4-11) повествует о промыслительных действиях Бога по отношению к падшему человеку и заключает в себе историю первобытной Церкви праотцев.

Третья часть книги (гл. 12-50) рассказывает об установ­лении Богом Завета с патриархами и промыслительных действиях Бога в сохранении истинной веры и благочестия в эпоху патриархальной Церкви.

Богослужебное употребление книги Бытия

Из книги Бытия берется 35 паремий. Они, большей частью, рядовые, т.е. такие, которые берутся подряд и читаются непрерывно во все дни Четыредесятницы, исключая субботы и воскресенья. Таким образом, в шесть недель Великого поста вычитывается почти вся книга Бытия. Этим чтением Церковь хо­чет возбудить в молящихся дух покаяния, соответствующий вре­мени Великого поста через воспоминание о невинном, блаженном состоянии прародителей в раю и о грехопадении, через воспоминание Божьего милосердия к падшим, примеры страшного и грозного суда Божия. В Великую или Страстную седмицу берется чтение о жертвоприношении Исаака (Быт. 22); в праздники Бого­родичные - о лестнице, виденной Иаковом (Быт. 28,10-17) и пр.

Сотворение мира и человека (Быт. 1)

Первую главу книги Бытия по содержанию можно разделить на три части: а) начало мира (1-2), б) творение видимого мира (3-25) и в) сотворение человека (26-31).

1 ст.: Словом "в начале" бытописатель указывает, что мир не безначален, призван к бытию во времени и с самим временем. Бог поэтому является по выражению церковной песни, "времене превышем всякого, яко временем Творец" (тропарь по 3-й песни канона утр. воскр. 2 гл.).

Для означения творческого действия, выраженного в сла­вянском тексте словом "сотвори" в еврейском языке существуют три глагола: "бара", "аса" и "айцар". Глаголам "аса" и "айцар" обыкновенно придаётся значение первому "устраивать, созидать", а второму - "образовать", причем в обоих случаях предполага­ется устроение и образование из готового материала. Глагол же "бара", по указанию гебраистов, означает творение в соб­ственном смысле, образование чего-нибудь вновь "из ничего". Этот глагол и употреблен в еврейском тексте в первом стихе книги Бытия, чем ясно указывается, что мир приведен к бытию из небытия.

Первопричиною, виновником всякого бытия является Бог. В настоящем случае в еврейском тексте слово "Бог" выражено словом "Елогим" - "Боги": существительным множественного чис­ла от "Елоаг".

По мнению некоторых толковников, множественное число "Елогим" указывает на бесконечную полноту сил, величие, могу­щество и превосходство Божественного Существа, на совокупность Божественных совершенств. Но некоторые отцы и учителя Церкви и христианские толковники усматривают в слове "Елогим" ука­зание на троичность ипостасей в Божестве, причем глагол "бара", поставленный в единственном числе, указывает на единство Бо­жественного Существа.

Предметом начального творения является "небо и земля". Под "небом" в настоящем случае нельзя разуметь небо в соб­ственном смысле, потому что твердь или видимое небо явилось на второй день (6-8), а небесные светила - в четвертый день творения (14-19). Некоторые толковники под "небом" 1-го стиха разумеют мир ангелов или бесплотных духов. Мнение это, прежде всего, основывается на том, что бытописатель, называя ниже (2) новосотворенную землю "невидимой и неустроенной", ничего подобного не говорит о небе, представляя его, таким образом, благоустроенным, что можно сказать только о мире светлых ду­хов. С другой стороны, Господь в книге Иова говорит, что Он утвердил основание земли "при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости" (Иов. 38,7), ука­зывая этим, что ангелы сотворены ранее видимого мира. Поэтому Святая Церковь, называя ангелов началом и начатком тварей, воспевает "Невещественные и умные ангелы прежде состави еси видимых всех" (Тропарь по 8 песне канона в понед. утр. 3 гл.).

Под "землею" нельзя разуметь землю в собственном смысле, ибо планета наша явилась во второй день творения (6-8), а су­ша отделена от воды в третий день (9-10). Под землею, по мне­нию толковников, бытописатель разумеет первоначальное вещество, материю, из которого образованы потом предметы видимого мира.

2 ст.: Обращаясь к первоначальному состоянию новозданной материи, бытописатель называет её, во-первых, "землею" потому, что земной шар образован был потом именно из этой первоначаль­ной материи, во-вторых, "бездною", указывая этим на её беспре­дельность и необозримость для человеческого глаза, и наконец, "водою", означая этим неустойчивость, неуплотненность перво­бытного вещества сравнительно с землею в собственном смысле. Далее это вещество называется "невидимым", в смысле отсутст­вия тех определенных признаков и качеств, с которыми явилась впоследствии, по завершении творческой деятельности и с кото­рыми она наблюдается теперь; "неустроенным", - в смысле от­сутствия тех законов, которыми обусловлено существование ми­ра впоследствии. Над этою, пока безвидною, неустроенною безд­ною первозданного вещества, со всех сторон проникая и охва­тывая её, была тьма совершения, полное отсутствие света. Но в то же время первозданному веществу нельзя приписы­вать нестроение, борьбу и расстройство. Неустроенным первое состояние вещества называется только сравнительно с теми совершенствами и гармонией, которыми запечатлены были дни тво­рения впоследствии. Уже с самого начала Дух Божий оживотворял безжизненную материю: "Дух Божий ношашеся верху воды". Под Духом Божиим должно разуметь, согласно Св. Отцам Церкви, третью Ипостась Святой Троицы. Действие Духа Божия ("ношашеся") в ев­рейском тексте выражается словом "мерахефет", которое в своем первоначальном значении прилагается к действию птицы, сидящей на яйцах, согревающей их, и таким образом, дающей им жизнь. Отсюда действие Духа Божия по отношению к неустроенному веще­ству можно представлять как зиждительную силу, которая ожив­ляла первозданное вещество, способствуя деятельности и разви­тию естественных сил и законов, вложенных в него Богом.

Таким образом, по сказанию бытописателя, Бог является Творцом Мира в собственном смысле, когда Он произвел "из ни­чего" самое вещество мира. Это первое творение, когда "Все вообще создал Живущий во века" (Сир. 18,1) затем уже из пер­возданного, но ещё "неустроенного" вещества происходит вто­рое творение, совершившееся в течение шести дней, когда все­сильная рука Божия, по словам Писателя книги Премудрости Со­ломоновой, творит мир "из необразного вещества" (11,18).

3-5 ст.; "Выражением - рече" бытописатель указывает Сло­во Божие, которое вызвало к бытию свет. Под словом "рече" можно разуметь мысль, намерение, хотение божественное. С дру­гой стороны, в выражении "рече" можно находить указание на участие в деле творения Ипостасного Слова, второго Лица Свя­той Троицы, о Котором св. Иоанн Богослов говорит: "вся тем быша и без него ничтоже бысть, еже бысть" (Ин. 1,3). Вообще в деле творения принимали участие все три лица Святой Троицы: "Словом Господним небеса утвердишася и духом уст Его вся си­ла их" (Ис. 32,6).

Предметом творения первого дня является свет, который по своей сущности не зависит от солнца и потому мог явиться ранее небесных светил.

В первые три дня творения периодическая смена (слав. "разлучи между светом и между тьмою") дня и ночи могла обус­лавливаться не восходом и заходом солнца, а пульсацией света. Последовательною сменою света и тьмы, вечера и утра опреде­лился первый день творения.

6-8 ст.: Предмет второго дня творения в еврейском тексте выражен словом "ракиа", что значит; "простертие, пространство, шатер". В Септуагинте это слово переведено "стереома" ("твердь"). Самое действие Творца при сотворении тверди можно представить в следующем виде. Господь обращается со Своим всемогущим сло­вом к тому первозданному веществу, которое выше названо "зем­лею", "бездною" и "водою" (1-2). По творческому слову Господа, это вещество мира распадается на бесчисленное множество отдельных частей, которые поставляются в известное правильное и закономерное отношение друг к другу. Пространство, образо­вавшееся между этими массами, и явилось "твердию". Таким об­разом, во второй день творения является наша планета Земля, называвшаяся в библейском тексте "водою", "яже бе под твердию" и видимое небо "твердь".

9-18 ст.: Дело творения третьего дня распадается на два момента, во-первых, по слову Творца, является "вода" и "суша", а во-вторых - земля производит различные виды растений.

Таким образом, в третий день творения земли, составлен­ная из первоначального неустроенного вещества, получает более определенный вид, т.е. образуются - океаны, моря, озёра, реки и является суша с материками, островами, горами, долинами, равнинами и пр. Затем, по слову Господа, земля производит рас­тения. Растительное царство бытописателем подразделяется на три отдела: "былие травное" (зелень, трава), растения, "сею­щие семя по роду и по подобию" и "деревья плодовитые" (высшие роды растений).

Ввиду того обстоятельства, что вторым днем деятельности Творца по отношению к целой вселенной не заканчивается, что в четвертый день творения Господь представляется действующим во всей вселенной, можно думать, что и в третий день деятель­ность Творца не ограничивалась одною Землею.

14-19 ст." В четвертый день творения, по слову Божию, являются "светила небесные". В повествовании об этом писатель употребляет глагол не "бара" и "аса", предполагая, очевидно, что самые тела светил были созданы ранее и существовали до четвертого дня. В четвертый день творения свет, созданный в первый день, был сосредоточен в этих массах небесных тел.

Светила, по промыслительным планам Господа, назначены, во-первых для того, чтобы освещать землю, полагать различие между днём и ночью, таковы, в частности, солнце и луна. Во-вторых, по назначению Творца, светила небесные должны служить "знамениями" т.е. указателями тех или других естественных яв­лений и перемен в природе (Мф. 16,2-3), свидетельствовать о присносущей силе и божестве Творца (Рим. 1,19-20) и знамени­ями необычайных событий в роде человеческом (Поль. 2,30-31; Деян. 2,19-20; Мф. 2,9, 24,29-30, 27,45, Лк.21,1,25). В треть­их, наконец, светила должны служить для указания времен, дней и лет, определяя своим видимым движением годовые, месячные и суточные периоды, времена года и тесно связанные с ними свя­щенные и гражданские времена.

20-23 ст.: В пятый день творения являются первые живые обитатели земли. Творческое слово Господа, обращенное к во­дам, должно понимать в том смысле, что воды становятся оби­талищем живых существ, приводимых к бытию новым творческим актом Бога.

Здесь во второй раз употребляется глагол "бара", т.е. творение без готового материала, творение животной жизни "из ничего". В этот день явились пресмыкающиеся.

Еврейское слово "шерец" имеет значение "многородящие" -наименование, вполне приложимое к рыбам и другим водным и земноводным животным. Вторым видом живых существ, явившихся в пятый день, были различные виды и породы птиц.

Дело творения пятого дня заканчивается благословением, которое произносит Творец новосозданным тварям. Этим дается способность к размножению и продолжению рода.

24-25 ст.: При творении в шестой день животных четверо­ногих, Господь обращается с творческим словом к земле: "да изведет земля душу живу". Это значит, что телесный состав тварей приспосабливается к земле, как к месту их обитании.

26-28 ст.: О высоких преимуществах природы человека сви­детельствует то, что во-первых, создание человека совершает­ся после особого божественного совета, во-вторых, человек творится по образу и подобию Божию, и наконец, поставляется господином и владыкою всей земли и всех сотворенных тварей. Совет Божий пред сотворением человека, по толкованию святых отцов и учителей Церкви, свидетельствует об особенном учас­тии всех лиц Святой Троицы в создании человека. Словами "рече Бог" указывается единство божества, а прибавлением "сотворим" - число лиц. Что касается образа и подобия Божия, то между ними следует полагать различие. Образ Божий, по учению отцов Церкви, состоит в свойствах и силах человечес­кой души - ее духовности и бессмертии, разуме и свободной воле, а подобие - в направлении этих сил и способностей к Бо­гу, в свободном развитии и усовершенствовании данных Богом духовных сил до уподобления Творцу (Лев. 19,2; Мф. 5,48).

Как образ и подобие своего Творца, как последнее и выс­шее создание на земле, человек является и владыкою природы, господином земли и всего животного мира. О самом акте творе­ния сказано: "И сотвори ("бара") Бог человека (евр. "адам"), указывая этим, что создание человека было новым творческим актом: подобно первоначальному творению (1) и животной жизни вообще (21). Благословением Бог давал, вместе с владычеством над землею, и способность рождения подобных себе.

29-30 ст.: Господь назначает в пищу человека "всякую траву семенную, сеящую семя", т.е. хлебные злаки, и всякое древо "еже иметь в себе плод семене семенного", т.е. плоды различных деревьев; животным же назначает в пищу "всякую траву зеленую", т.е. траву в собственном смысле. Таким обра­зом, человеку и животным была назначена только растительная пища. Для человека разрешение употреблять в пищу животных последовало только после потопа (Быт. 9,3).

31 ст.: Дела творения каждого дня получают одобрение Творца "и виде Бог, яко добро". Все же творение, закончен­ное шестым днем получает высшее одобрение: "се добро зело".

Этот одобряющий суд Божий говорит о высочайшей мудрости и любви Творца ко всему сотворенному. Им же Господь навечно устанавливает законы природы, обеспечивает дальнейшее суще­ствование тварей.

Блаженное состояние человека в раю (Быт. 2)

1-3 ст.: Словами первого стиха "и сотворишася небо и земля и все украшение их" обозначается "все, что на земле и что на небе" (святый Иоанн Златоуст), ибо еврейское слово "цеваам", переведенное как "украшение", точнее передаётся словом "воинство", каковым именем в Священном Писании иногда называются небесные воинства, т.е. ангелы.

Выражение "Бог почил от дел Своих" нельзя понимать бук­вально. Покой, по отношению к Богу, означает окончание дел творения. Но если дела творения закончились шестым днем, то не кончились дела промысла Божия о мире. Только промыслительная божественная деятельность проявляется не в созидании но­вых видов творения, а в сохранении сотворенного и в премуд­ром устроении его дальнейшего существования.

Седьмой день - день покоя Творца, выделяется из среды других дней тем, что Господь благословляет и освящает его. Благословением Господь усвояет этому дню особенное значение, делает его достойным сохранения на будущие времена, как па­мятник творения мира. Освящением же седьмого дня Творец сде­лал этот день священным для человека, который должен в этот день особенно прославлять премудрого, всеблагого и всемогу­щего Творца.

4-7 ст.: Повествование об обитании первого человека в раю бытописателем предваряется кратким замечанием о происхож­дении мира. Бытописатель останавливается на происхождении растительного царства, которое появилось на земле без ороси­тельной силы дождя и без содействия рук человеческих (5), при чем необходимая для жизни растений влага обеспечивалась обиль­ными испарениями, поднимавшимися с земли (слав. "источник" -евр. "пар" - 6 ст.).

Затем повествование первой главы о сотворении человека (27-28). Бытописатель дополняет указанием, что Господь осо­бенным действием всемогущества и премудрости образовал из пер­сти тело человека и вдунул в лицо его дыхание жизни, т.е. вло­жил в образовавшееся из земного праха тело, душу с её много­различными способностями.

8-13,14 ст.: Для обитания человека Господь назначил рай, прекрасный сад, созданный особенным действием всемогущества Божия. Вопрос о местонахождении рая представляет предмет са­мых разноречивых догадок и предположений. Однако, определен­ные указания Библии на две известные реки Востока дают осно­вание предполагать, что под Едемом нужно разуметь местность, расположенную между реками Тигром и Ефратом. Среди многочис­ленных прекрасных райских деревьев были насажены Богом два особенные дерева - древо жизни и древо познания добра и зла.

Плоды первого древа были предназначены для поддержания в че­ловеке бессмертия по самому телу. Древо же познания добра и зла были избраны Богом как орудие и средство испытания и вос­питания человека в послушании Богу.

15-17 ст.: Человек, поселенный в раю, должен был "делати его и хранити", т.е. возделывать землю, иметь уход за расте­ниями. Этот труд должен был, прежде всего развивать и совер­шенствовать физические силы человека, но с другой стороны, телесный труд имел для человека и высшее духовное значение, ибо, поставляя его в особенную близость к предметам природы, давал ему возможность изучать ее законы. Кроме того, изучая предметы и явления природы, человек мог опытно познавать со­вершенства Творца, Его премудрость и благость и тем научать­ся благоговеть пред Ним и любить Его.

Для упражнения и укрепления в добре нравственных сил, Бог преподал человеку заповедь не вкушать от древа познания добра и зла. Исполняя эту заповедь, человек сознательно уда­лялся от зла и стремился к добру, сообразовал свою волю с во­лей Божией. Для человека исполнение заповеди становилось при­чиною и источником его блаженства, но нарушение ее, влекло наказание "в онь же день снести от него, смертию умрете", т.е. человек сделается смертным по телу.

18-20 ст.; Наречение имен животных, которых Господь привел к Адаму, было знаком владычества человека над живот­ным царством. С другой стороны, изучая рода и свойства жи­вотных и, нарекая им имена, соответствующие их природе, Адам показывал совершенство своего ума, развивая свои умственные способности, полагал начало языку, речи, как средству сооб­щать свои мысли другим.

24 ст.: Словами 24 стиха устанавливается брачный союз между мужем и женою. Христос Спаситель указывает в обличении фарисеев, что слова эти, сказанные Самим Богом, устанавлива­ют нерасторжимость брачного союза: "еже убо Бог сочета, чело­век да не разлучает" (Мф. 19,3-6).

Блаженное состояние прародителей в раю характеризуется теснейшим отношением человека к Богу. Этот союз или завет Бо­га с человеком и является первобытною религией. В силу этого завета Бог непосредственными откровениями руководит человеком, делает его господином земли и животного мира, поселяет в пре­красном раю и чрез плоды древа жизни дарует ему вечную, бес­смертную жизнь. Со стороны человека требовалось только совер­шенное послушание своему Творцу, и в частности, исполнение данной ему заповеди. Исполнение этого условия, давало челове­ку возможность совершенства и блаженства.

Грехопадение прародителей (Быт. 3)

В содержание этой главы входит повествование об искусительных речах змия к жене (1-5), нарушении прародителями данной им заповеди (6-7), призвании их Богом к покаянию и их нераскаянности (8-13), повествование о суде Божием над змием и первообетовании о Спасителе мира (14-15), о наказа­нии жены (16), и мужа (17-18), наречении Адамом имени жены (20), даровании Богом людям одежд (21) и изгнании прародите­лей из рая (22-24).

При искушении жены через змия, хитрейшего из всех жи­вотных (Мф. 1С,16), действовал диавол и змий был только ору­дием искушения: из того обстоятельства, что искусительные речи змия клонились к тому, чтобы соблазнить человека, пре­ступить заповедь Божию, поступить против воли Божия и тем увлечь человека к греху и погибели, следует, что под змием скрывалось существо злое и богопротивное. Сам Спаситель на­зывает диавола "человекоубийцею искони" и "отцом лжи".

6 ст.: Главным побуждением жены ко греху была гордость, желание сделаться равною Богу и затем чувственные плотские влечения: предполагаемый хороший вкус плодов и прекрасный вид древа познания добра и зла. Таким образом, в жене открывались те греховные состояния, те похоти, которые по Апостолу (1 Ин. 2,16) возбуждаются в человеке предметами мира "похоти плоти" ("яко добро древо в снедь"), "похоть очес" ("яко угодно очима видети") и "гордость житейская" ("красно есть еже разумети"). Увлекаемая этими похотями жена, сама вкусив от запрещенного древа, прельстила и мужа нарушить заповедь Божию. Адам по­следовал примеру жены, конечно, по тем же убеждениям, кото­рые влекли ко греху Еву.

7-13 ст.: Следствия нарушения заповеди не замедлили об­наружиться. Повествование бытописателя показывает, что нару­шение заповеди отозвалось на всех душевных силах человека, что грех коренным образом извратил, потемнил образ Божий, заложенный в человеке.

14-15 ст.: Слова наказания, обращенные к. змию, следует рассматривать с двух сторон, в одной стороны, они имеют от­ношение к змию, а с другой, главным образом, они относятся к диаволу. Господь обрекает змия на постоянное унижение и ли­шает его некоторых естественных совершенств. По отношению к диаволу, проклятие пред всеми скотами и зверями указывало на вечное и непрестанное отчуждение его от Бога, обречение же диавола в виде змия на пресмыкание указывало на его будущее полное унижение.

Как начало этого будущего унижения диавола Самим Богом полагается вражда между змием и женою; между семенем змия семенем жены. Под змием и его семенем должно разуметь всех врагов добра и правды, т.е. диавола и ангелов его, а также людей злых и нечестивых. Под семенем жены, следует разуметь все же прежде всего Христа Спасителя. Результатом борьбы, положенной Богом между семенем змия и жены, будет совершена победа над диаволом: "той твою будет блюсти главу, и ты блюсти будеши его пяту".

В греко-славянском тексте смысл еврейского подлинника в настоящем случае передается не совсем точно. Вместо "блюс­ти (наблюдать) будет", здесь следует, согласно с еврейским текстом, читать "размножит", "сотрет" главу змия, глаголу же "блюсти", толковники дают значение нападения, уязвления и все­му этому выражению дают следующий смысл: оно (т.е. семя жены), будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту, т.е. диавол будет причинять семени жены незначительный вред, а семя жены окончательно сокрушать власть диавола. Исполнение этого обетования можно видеть в искупительной смерти Христа Спасителя, Который пришел на землю, чтобы "разрушить дела диавола" (1 Ин. 3,8) и "связать змия, змия древнего, иже есть диавол и сатана" (Ап. 20,2).

Таким образом, Господь, предавши проклятию виновника падения прародителей, вместе с тем дал им спасительное обето­вание о будущем Избавителе, Который победит диавола. И Адам выразил свою веру в обетованного Искупителя в наименовании жены своею "Евою", т.е. "жизнь" (20), а Ева в наименовании трех сыновей своих - Каина (приобретение), Авеля (плач или суета) и Сифа (основание).

Церковь христианская в словах суда Божия над змием ви­дит первое обетование о Спасителе и потому называет это обе­тование "первоевангелием".

16 ст.: В наказание жене полагаются болезни чадорожде­ния и подчинение мужу.

17-19 ст.: Наказание мужу, прежде всего, выразилось в проклятии земли, т.е. земля, ранее в изобилии дававшая чело­веку свои плоды, теперь лишается своих сил. Тяжелый изнури­тельный (в поте лица) труд человека по отношению к земле не всегда будет достаточно вознаграждаться, вместо ожидаемых пло­дов, земля будет приносить "тернии и волчцы". Вместе с землею, должно думать, и царство животных лишилось своих совершенств. Во-вторых, Господь осуждает человека на смерть и эта смерть становится уделом всего человечества.

22-24 ст.. Пред изгнанием прародителей из рая, как при сотворении человека (1,26) и жены (2,18), происходит собесе­дование между Лицами Святой Троицы, чем указывается на важ­ность имеющего совершиться события. В словах Господа, сказан­ных при этом: "се Адам бысть, яко един от нас, еже разумети доброе и лукавое" выражается укоризна человеку и сожаление о его неразумии, побудившем возмечтать о равенстве с Богом.


Вернуться на главную || Следующая