•Вступление Китая в ВТО должно способствовать активному включению страны в мирохозяйственные связи и повышению ее международной конкурентоспособности •Государство представляет реальную силу, регулирующую процессы рыночных преобразований и обеспечивающую благоприятные условия деятельности для производителей •Первые результаты присоединения к ВТО оцениваются в Китае позитивно, однако выполнение в полном объеме условий вступления требует решения ряда проблем, прежде всего правового характера
Экономика Китая вышла на новый этап развития, вызванный его присоединением к ВТО в декабре 2001 г. В этой связи поставлены задачи, направленные на модернизацию и структурные сдвиги, включающие создание «новой экономики» и ускоренное развитие приоритетных отраслей, а также на совершенствование внешнеэкономических отношений.
Важная роль в реализации этих задач отводится государственному регулированию, призванному обеспечить производителям благоприятные условия деятельности с учетом специфики страны и ситуации в глобальной экономике. В дальнейшем значение государства будет, очевидно, возрастать в обстановке усиления международной конкуренции и взаимозависимости стран.
Вступление в ВТО – цели и проблемы
Вступление Китая в ВТО, которому предшествовал период 15-летних многосторонних переговоров, должно облегчить доступ страны к передовым технологиям, расширить привлечение иностранных инвестиций, способствовать повышению конкурентоспособности китайских товаров на мировом рынке. Статус развивающейся страны, которого Китаю удалось добиться при вхождении в ВТО, дает ему право сохранять в течение ряда лет ввозные таможенные тарифы и лицензирование импорта, а также принимать другие меры по защите своих производителей. В связи со вступлением в ВТО США предоставили КНР режим «нормальных торговых отношений» на постоянной основе. По оценкам Всемирного банка, членство в ВТО позволит стране в течение 10 лет дополнительно увеличить экспорт на 38% и повысить среднегодовые темпы роста на 1,8 – 2,5%.
Вступление КНР в ВТО приблизило эту организацию по своему содержанию к всемирной, поскольку кроме России все крупные и влиятельные экономики мира состоят в ее рядах. Сегодня ВТО охватывает 95% мировой торговли. Согласованные условия присоединения Китая к ВТО создали прецедент для других стран-кандидатов (прежде всего для России), повысив планку необходимых для этого предпосылок.
Главная проблема при вступлении Китая в ВТО заключалась не столько в доступе на его рынок, сколько в необходимости транспарентности (прозрачности) экономического режима, формирования правовой, административной и институциональной системы, механизма исполнения обязательств. В числе основных вопросов, поставленных перед КНР на заключительном этапе переговоров, можно отметить следующие: отмена системы директивного планирования и директивного выполнения экспортно-импортных планов; переход ценообразования на рыночные рельсы; прозрачность внешнеторгового режима, системы лицензирования и квотирования, рынка государственных закупок; либерализация доступа на внутренний рынок услуг для зарубежных предпринимателей; отмена субсидирования экспорта, отказ от финансовой поддержки государственных предприятий и протекционистской защиты сельского хозяйства.
Отвергнув обязательства по выполнению соглашений в рамках ВТО в полном объеме с момента присоединения, КНР сумела оговорить для себя во многих областях предоставление переходного периода, предусмотренного нормами этой организации для развивающейся страны, статуса которой Китаю удалось добиться.
Государственное регулирование экономики
В переходной экономике Китая государство представляет реальную силу, регулирующую процессы рыночных преобразований с использованием нормативно-правовых и административных рычагов. Центральным элементом госрегулирования является разработка долгосрочных программ социально-экономического развития. Программа на 1996 – 2010 гг., принятая на 4-й сессии ВСНП 8-го созыва, намечает в качестве основных целей повышение эффективности и конкурентоспособности экономики, сближение системы внешней торговли с международными стандартами, пересмотр существующих законов и подзаконных актов, касающихся вопросов торговли, инвестиций и т.д., а также подготовку менталитета граждан к условиям рынка.
В последние два года Китай отказался от стратегии догоняющего развития и перешел к стратегии сравнительных преимуществ. В ее основе лежит развитие трудоемких отраслей – сельского хозяйства, легкой промышленности, сферы услуг, что обеспечивает занятость дешевой избыточной рабочей силы.
На передний план выходят сегодня такие проблемы, как изменение нормативно-правовой системы в целях проведения эффективной фискальной и денежно-банковской политики, а также стимулирования расширения экспорта; введение антимонопольной, экологической и антикоррупционной политики. Важная роль отводится политике привлечения иностранных инвестиций, включающей меры по либерализации режима торговли, дифференцированному подходу к иностранным инвесторам, разработке свода прав и обязанностей вкладчиков капитала. Торговая политика основывается, с одной стороны, на открытом доступе к мировым рынкам, с другой – на создании условий для появления новых отраслей. Цель финансовой политики – обеспечение стабильности и позитивного эффекта от интеграции страны в глобальную экономику, формирование конкурентоспособности, что требует активизации внутреннего спроса и предпринимательства.
Первые результаты присоединения к ВТО
В основу открытой политики, провозглашенной китайским правительством, легли такие элементы стратегии, как реформа системы управления внешнеэкономическими связями, создание благоприятного климата для привлечения иностранного капитала, закупка в развитых странах технологий и оборудования, образование специальных экономических зон, формирование новой международно-правовой базы экономического сотрудничества.
К настоящему времени в основном завершен пересмотр соответствующих общегосударственных правовых норм, часть которых отменена, исправлена или составлена заново. Уже в 2002 г. общий уровень таможенных пошлин снизился с 15,3 до 12% (изменения затронули свыше 5 300 налоговых статей). В 2003 г. на основе проделанной работы особое внимание будет уделено повышению международной конкурентоспособности страны. За последние два года более 30 ведомств Госсовета КНР пересмотрели порядка 2 300 юридических документов, при этом 830 аннулированы, а в 325 внесены исправления. Они затрагивают вопросы торговли, торгового обслуживания, интеллектуальной собственности, инвестиций и т.п. Подобная работа проведена также на местном законодательном уровне.
Вступление КНР в ВТО привело к изменениям в механизме управления внешнеэкономическими связями. Принят новый закон о внешней торговле, позволяющий сбалансировать права и обязанности отечественных производителей перед ВТО, а также более эффективно защищать их интересы на мировой арене. Правительство выступает теперь гарантом честной и упорядоченной конкуренции между ними, принимает меры для поддержания производителя в случае ущемления его прав в рамках внешнеторговой деятельности. Новый закон восполняет пробелы в юридической сфере, что позволяет национальным предприятиям эффективно защищать свои интересы и права.
Так, скорректировано понятие «содействие экспорту» и разъяснен механизм его осуществления; установлено понятие «дискриминация в отношении экспорта» и отмечены меры, которые могут быть приняты в таких случаях; предприятиям разрешено проводить расследования, обращаться в арбитраж и подавать жалобы в ВТО, чтобы преодолевать торговые барьеры, разбирать ситуации с ущемлением прав и решать другие вопросы, связанные с нарушением правил этой организации. В положения добавлены и такие относительно новые для Китая понятия, как «интеллектуальная собственность» и «государственное торговое предприятие». В целом новый закон будет содействовать более активному продвижению национального экспорта и услуг на мировые рынки.
Важный фактор включения Китая в мирохозяйственные связи – политика привлечения в экономику иностранного капитала. Для создания благоприятного инвестиционного климата зарубежные инвесторы получили право вывоза прибылей за границу, частичное или полное освобождение от налогов на два – три года, льготы по оплате за аренду земли, а также таможенные льготы при условии использования передовой технологии или производства продукции на экспорт.
Условия вступления КНР в ВТО отразились в Положении об отраслевом регулировании привлечения иностранных инвестиций. К приоритетным сферам отнесены освоение природных и возобновляемых ресурсов, техническая реконструкция традиционных производств машиностроительной, легкой и текстильной промышленности и ряд других. Число отраслей, открытых для зарубежных инвесторов, увеличено со 186 до 262, а закрытых – сокращено со 112 до 72. Исключено присутствие иностранного капитала в сферах, обеспечивающих экономическую безопасность, а также в таких областях, как связь, воздушное сообщение, оборонная промышленность, средства массовой информации, производство кино- и видеопродукции. Вместе с тем для иностранных инвесторов открыт доступ в те области, куда ранее он был ограничен и осуществлялся только с разрешения центра: банковское и страховое дело; аудиторские, юридические, консультационные услуги; туризм; внешнеторговая, транспортная, телекоммуникационная деятельность.
Выполняя обязательства перед ВТО, Китай постепенно открывает свою банковскую сферу для иностранных финансовых учреждений. В настоящее время 60 зарубежным банкам разрешено вести в стране операции с иностранной валютой без каких-либо региональных или клиентских ограничений, а 53 зарубежным банкам с суммарными активами 50 млрд юаней (свыше 6 млрд долл.) предоставлено право заниматься операциями в юанях в девяти китайских городах.
Приток зарубежного капитала в экономику ежегодно превышает 40 млрд долл. По объему привлеченных иностранных инвестиций Китай лидирует среди развивающихся государств. Кроме того, в стране оживилась деятельность крупнейших ТНК. К настоящему времени из 500 таких ТНК более 400 вложили в экономику Китая свои капиталы. Количество научно-исследовательских учреждений, созданных ТНК на его территории, составляет около 400. Увеличение притока зарубежных инвестиций стимулировало рост экспорта.
Показатели внешней торговли в 2002 г. оказались рекордными за последние 20 лет. Объем внешнеторгового оборота в 2002 г. составил 620,8 млрд долл., увеличившись против предыдущего года на 21,8%, в том числе экспорта – 325,6 млрд (прирост 22%), импорта – 295,2 млрд долл. (прирост 21%). По объему экспорта Китай занял 5-е место в мире, импорта – 6-е. Доля Китая во всемирном экспорте увеличилась за год с 4,3 до 5,1%, в импорте – с 3,8 до 4,4%. К успешным результатам можно отнести также положительное сальдо внешней торговли в 30,4 млрд долл.
Цели внешнеторговой политики, тесно увязанные с перспективами внутреннего развития, состояли в использовании большей части валютных средств для импорта оборудования и обновления основных фондов высокотехнологичных отраслей, перевооружения и модернизации промышленности в соответствии с задачами 10-й пятилетки (2001 – 2005 гг.). В результате наметилась тенденция к улучшению товарной структуры экспорта и импорта. Начался быстрый переход к вывозу техноемкой продукции с высокой добавленной стоимостью (изделий электронной и электротехнической промышленности, машин и оборудования). Китай постепенно выходит на мировой рынок высоких технологий, экспорту которых способствовали успехи его экономики. Растет осознание выгод от включения страны в мировой рынок капиталов, товаров, рабочей силы и идей. Открывшиеся возможности позволяют Китаю использовать импорт передовой технологии, иностранные инвестиции, новые рынки.
Вместе с тем сохраняются серьезные проблемы, связанные с низкой эффективностью и соответственно низкой конкурентоспособностью многих отраслей китайской экономики на мировых рынках. Среди отраслей, которые могут наиболее значительно пострадать от вступления в ВТО, называется прежде всего машиностроение – производство энергетического, металлургического, горнодобывающего и сельскохозяйственного оборудования, оборудования для химической промышленности и производства минеральных удобрений.
Как отмечают в Китае, открытость экономики привела к закрытию неэффективных предприятий, пользующихся ранее протекционистской поддержкой, массовому сокращению рабочих мест и росту безработицы. Эти потери намечается компенсировать за счет увеличения производства и занятости в отраслях экспортного сектора наряду с расширением конкурентоспособных трудоемких отраслей.
Присоединение Китая к ВТО и необходимость соблюдения устава, правил и норм этой организации вносят определенные изменения в торгово-экономические отношения с Россией, в частности в региональное и приграничное сотрудничество.
В 2001 г. объем внешней торговли Китая с Россией достиг рекордного уровня в 10,67 млрд долл., в 2002 г. – 12,5 млрд долл. Стержневыми элементами экономического и технологического сотрудничества являются строительство в Китае Тяньваньской АЭС, подготовка к реализации проекта прокладки газопровода из района Ковыкты (200 км от г. Иркутска), где содержится более 20% мировых запасов природного газа, проект строительства нефтепровода от г. Ангарска до г. Находки с ответвлением на г. Дацин (КНР). К крупномасштабным относится также Туманганский проект – международная программа экономического освоения бассейна р. Туманная, осуществляемый под эгидой Программы развития ООН.
В целом первые результаты присоединения к ВТО оцениваются в Китае позитивно, однако выполнение в полном объеме условий вступления в эту международную организацию требует решения многих проблем, в первую очередь правого характера.