На этот раз я хотел бы начать, таксказать, с конца дороги. А именно - сгештальт-молитвы. Я хочу предложитьвам сначала повторять ее за мной, апотом пусть несколько парпопробуют что-нибудь сделать сэтими фразами.
Гештальт-молитва звучит примернотак:
"Я - это я (I am I).
Группа: Я - это я.
Фриц: А ты - это ты.
Группа: А ты - это ты.
Фриц: Я в этом мире не для того,чтобы жить в соответствии с твоимиожиданиями.
Группа: Я в этом мире не для того,чтобы жить в соответствии с твоимиожиданиями.
Фриц: А ты - не для того, чтобы житьв соответствии с моими.
Группа: А ты не для того, чтобыжить в соответствии с моими.
Фриц: Я есть я (I is I).
Группа: Я есть я.
Фриц: А ты есть ты.
Группа: А ты есть ты.
Фриц: Аминь (смех).
Давайте теперь поработаем снесколькими парами, посмотрим, чтоони смогут сделать сгештальт-молитвой. (Выходят Дон иКлер)
Дон: М-м, ты ждешь, чтобы я приходилдомой каждый раз в три часа, а я несобираюсь этого делать (смеется).
Клер: Не думаю, чтобы я этого ждала(смеется).
Дон: М-м, я думаю, что ждешь.
Клер: Я хочу чувствовать, чтоделюсь с тобой определеннымивещами, а ты, как мне иногда кажется,не хочешь чем-то со мной делиться.(Пауза). Я действительно стараюсьбыть собой, но, может быть, я не даютебе в достаточной мере быть собой.(Прокашливается) И чем больше ястараюсь быть собой... этого всевремя кажется недостаточно.Кажется, что мне нужно быть этимгораздо больше. Я как бы никогда немогу себя поймать.
Дон (пауза). М-м, если ты не вполнехорошо себя чувствуешь, будучисобой, если ты разочарована, это немоя проблема.
Клер: Возможно, что я слишкомбеспокоюсь по поводу того, чтотакое ты, в дополнение кбеспокойству (смеется) о себе.
Дон: Если ты беспокоишься о том,где я и что я делаю...
Фриц: Видите, что происходит? Я далим задание, и сразу же весьгештальт-подход выброшен в окно.Они больше не говорят опереживаниях в настоящем, о том, чтореально происходит. Вместореальной коммуникации на томуровне, на котором они находятся,они начинают все ту же игрузапудривания мозгов, которая современем переходит в игру взаимныхобвинений.
Давайте попробуем еще раз, но наэтот раз оставаясь в настоящем.Говорите друг другу о своихреакциях и своих мыслях. Самыйпростой способ - думать вслух.
Я могу гарантировать каждому, чтоон станет писателем за шестьнедель, если только будетзаписывать в точности каждое словоиз своих мыслей. Это может бытьчем-то вроде следующего: "Фрицсказал мне, что я стану писателем зашесть недель. Я в это не верю. Ядумаю, что все это треп. Что бы мнесейчас написать? Я не знаю. Я завяз,ничего не приходит в голову. К чертуФрица." (Смех) Если вы будететочны и честны, каждое слово простопоявляется в вашем. думании, потомучто думание - не что иное, какбеззвучная речь. Чаще всего в нашемтак называемом мышлении мырепетируем; мы пробуем и пропускаемэто через цензуру, и позволяемпоявиться только тем предложениям,которые нужны для манипулированиядругими людьми. Мы обычнопроизносим предложения, чтобыгипнотизировать других -убеждаем,уговариваем, обманываем. Мы редкоговорим чтобы выразить себя. Врезультате все такие встречи междулюдьми бесплодны. Это обычно илизапудривание мозгов илиманипуляция.
Так что попробуйте еще раз, наэтой основе, говорить о том, чтолежит в основе ваших ожиданий. Дляэкономии времени говорите:"Сейчас я переживаю то-то ито-то", - и т.д. И не репетируйте.Терапевтическая ситуация - этобезопасная чрезвычайная ситуация.Можно попробовать многие вещи иубедиться, что мир не развалится,если вы будете сердитыми, или есливы будете честными. А затем вывыйдете в мир и, может быть, станетенесколько более уверенными. Выувидите, что люди ценят честностьгораздо больше, чем выпредполагали. Конечно, многие будутобижаться и раздражаться, но это,как правило, такие люди, которых нестоит считать друзьями.
Клер: Я вижу, что ты кажешьсябеспокойным, ты сжимаешь пальцы,как будто ищешь, что сказать.
Дон: М-м, ты, м-м, я... я тоже этозаметил, что я пощипываю себя, и янедоумеваю, почему я это делал -играл своими пальцами.
Фриц: То, что человек делает наневербальном уровне, обычноотносится к другому, к тому, ктоявно или неявно имеет отношение кделу. Если он щиплет себя, этозначит, что он хотел ущипнуть ее. Мыобычно делаем с собой то, что хотелибы сделать с другими. Так ущипни ее.
Дон (смеется, наклоняется и щиплетКлер за лодыжку) Это слабый щипок.(Смех) Я полагаю, что в этом естьправда, потому что, м-м, я говорилтебе только что, перед тем как мывышли сюда, что ты должнарассказать тот сон.
Клер: Ты подталкивал меня.
Дон: Да, подталкивал, а я теперьдумаю, что не мое дело, что тыделаешь, потому что у меня тоже былсон.
Клер: О-о!
Фриц: Другое важнейшееневербальное выражение - маска,которую носит человек. Замечаете,что она все время гримасничает, а онвсе время удерживает серьезное,"Профессорское" выражениелица? Поговорите немного друг сДругом о ваших лицах. Что вы видите?Что вы замечаете?
Дон: Ну, мне нравится твое лицо, ноты слишком много улыбаешься, м-м, яполагаю это отражает неудобство, тыстараешься что-то сделать людямсвоей улыбкой.
Фриц: Он интерпретирует ее.
Клер: Ну, я согласна, м-м...
Фриц: А каждая интерпретация, это,конечно, вмешательство. Вы говоритедругому человеку, что он думает, ичто он чувствует. Вы не даете емусамому это обнаружить.
Клер: Ну, я полагаю, что этосовершенно правильно. Я, м-м, прячуто, что чувствую, за улыбкой. Я, м-м,не хочу обижать людей или быть,может быть, слишком честной.(Улыбается). Может быть, вот так. М-м,я нахожу, что ты выглядишь оченьустойчивым и честным, может быть,несколько насмешливым.
Фриц: Чем ты не хочешь его обидеть?Скажи ему: "Я не хочу тебяобидеть, показав то-то и то-то".
Клер: М-м, может быть, будучичестной. (Смеется). Показывая, что я,возможно, слишком зависима, или, м-м,хочу чего-то, чего ты не хочешь дать.
Фриц: Видите, когда она перестаетгримасничать, она может быть оченьхорошенькой.
Фриц: Я хочу, чтобы выиспользовали определенную фразу;давайте пока назовем ее трюком. Яхочу ввести здесь два трюка. Одинсостоит в том, чтобы быть оченьчестными там, где вы находитесь.Вроде: "Я завяз, я не знаю, чтосейчас сказать." Или: "Тыприводишь меня в смущение." - Этоочень просто, если вы сознаете себя,- вы просто говорите об этом; этосразу же вызывает какую-то реакциюи какую-то коммуникацию. Другойтрюк состоит в том, чтобыпереводить экран проекции, —"оно" — в "я" или "ты".Не вешать всю ответственность на"это" или "оно". (Пауза).О'кей, давайте возьмем следующуюпару.
(Расс и Пенни садятся на горячиестулья).
Итак, начните с гештальт-молитвы ипосмотрите, что вы можете из этогоизвлечь. Ты скажи это ему, а ты - ей.
Пенни: Я ожидаю от тебя, чтобы тыработал. Ты ожидаешь от меня, чтобыя работала (смеется). Я ожидаю, чтобыты интересовался моими интересами.Ты ожидаешь, чтобы я забыла о своихинтересах.
Фриц: Замечаете, какая у неевозникла глупая, самодовольнаяулыбка? Раскройте только глаза иуши.
Расс (Пауза): Я жду от тебя, что тыбудешь интересоваться моимиинтересами. (Пауза). Я пуст. (Пауза). Яжду, что ты будешь коммуницироватьсо мной, но я не жду от себякоммуникации с тобой. (Пауза). Что-товроде этого (вздыхает).
Пенни: Я ожидаю от тебя, что у тебяесть некоторые ответы, а тыожидаешь от меня, что у меня естьответы на все, что угодно.
Расс: Я хочу, чтобы у тебя былидети. Я хочу, чтобы ты была хорошейматерью.
Фриц: Мне отсюда не видно, смотрелли ты на нее. Скажи это еще раз,глядя на нее.
Расс: Я хочу, чтобы ты была хорошейматерью... для меня. (Смеется; смех вкомнате). Я полагаю, что ты нехочешь.
Пенни: Я знаю, что ты этого ждешь.
Расс: Я жду, что иногда ты будешьустраивать мне ад по этому поводу. Ижду, что так будет, пока я неперестану этого хотеть; я жду твоейподдержки в этом отношении.
Фриц: Давайте немного поработаемнад этим. Посади эту мать, которуюты хочешь иметь - жену-мать - напустой стул, и поговори с ней.
Расс: Я хочу твоей поддержки. Яхочу твоей любви. Я хочу твоегоруководства.
Фриц: Хорошо, теперь побудь ею.Пересядь на ее стул и дай ему все,чего он хочет. Дай ему поддержку,руководство, любовь, понянчи его,дай ему грудь и прочее в этом роде.
Расс (смеется, качает головой): Этоне моя роль.
Фриц: Скажи это ему.
Расс: Это... это не моя роль. От менятрудно этого ждать. Я...
Фриц: Подделай это (смех). Я думаю,что у тебя по крайней мере естьобраз того, чего ты хочешь. Многиелюди постоянно носят с собой своихродителей. Человеку нужна мама ипрочее, даже если ему подчаспятьдесят или шестьдесят, и онмногое делает, чтобы изображатьребенка. Так что побудь матерью. Дайему то, чего он хочет. Он...
Расс: Я не знаю как.
Фриц: Хорошо, смени место. Скажиматери, как это сделать, скажи этойматери, жене, чего ты хочешь.
Расс (пауза, затем он пинаетподушечку, так что она пролетаетчерез комнату; затем идет поднятьее, возвращается, садится. Вздыхает,смотрит на пустой стул).
Фриц: Что ты сейчас чувствуешь?
Расс: Злобу. Гнев.
Фриц: Это не звучит сердито. Ты некажешься евреем (смех). Но скажи этоматери.
Расс: Я зол на тебя. Я хочу твоейлюбви и внимания, но чувствую, чтомне этого не получить.
Фриц: О'кей. Теперь еще раз. Займитот стул и дай ему любовь ивнимание. "Расс, я люблю тебя, ядаю тебе всю любовь и все внимание,которого ты хочешь".
Расс: (Пауза) Ты... ты знаешь. Ялюблю тебя, сын. Но ты должен бытьмужчиной. Ты не можешь так себявести. Ты должен стоять насобственных ногах. Ты должен бытьмужчиной в семье.
(Меняет стул). Мамочка, я немужчина. Я маленький мальчик. Я хочутого, чего хочет маленький мальчик.
Фриц: О! Вот здесь появляетсяпрошлая работа с его сном. (Прим.перев. См. дальше, в разделе"Философия очевидного.) Он началв своем сне с той же проблемы.Дорога, которая должна была егоподдерживать. Это, м-м, можноназвать скорее индивидуальнойтерапией, здесь речь идет оличностном росте, здесь большетого, что он мог бы проработать сней. 0'кей, давайте вернемся назад.Помните ли вы гештальт-молитву?Можете ли снова прочитать ее?
Пенни (вздыхает): Мне нужна твояпомощь.
Фриц: Нет, дорогая, тебе, наверное,нужна пара новых ушей. Это один изслучаев нехватки ушей. Она,наверное, разговаривает. А люди,которые говорят, по большей частине имеют ушей. Они ждут, что у другихлюдей есть уши, но сами они глухи.(Рассу) А ты помнишьгештальт-молитву?
Расс: Я помню начало.
Фриц: Скажи ей.
Расс: Я - это я. Ты - это ты. А большея ничего не могу вспомнить.
Фриц: Можешь ли ты сказать, что нехочешь вспоминать?
Расс: Нет, я хочу вспомнить. Ну...(пауза)
Фриц: Что ты сейчас чувствуешь?
Пенни: Я чувствую себя как бынемой.
Фриц (Рассу): Что ты чувствуешь поповоду того, что она не помнит?
Расс: Она не нема.
Фриц: Когда ты не помнишь, ты нем.Если она не помнит, она не нема.
Расс (смеется): Она слишкомнапряжена сейчас.
Фриц: М-м-м-м.
Расс: А это не способствуетвспоминанию. (Вздыхает, длиннаяпауза).
Фриц: Может быть, дать ему это,угостить его куриным бульоном?(Смех).
Расс (прокашливается, пауза): М-м, яне могу, я не могу продвинуться.
Фриц (Пенни): Ты смотришь на меня.Чего ты хочешь от меня? Как только яспросил, твои глаза ушли от меня.Что происходит?
Пенни: Я... (смеется) все впорядке" я ничего не вижу.
Фриц: Итак, мы, по-видимому, попалив тупик.
Тупик - когда вы в замешательстве, немы,когда вы оказываетесь на карусели,повторяя все снова и снова, пытаясьвыбраться из нее, но вы завязли. Этапара действительно кажетсязавязшей в своих ожиданиях. Но разсценарий установлен, он будетпродолжаться и продолжаться, есливы не пройдете через тупик. Ягоржусь тем, что в гештальт-терапиимы впервые научились проходитьтупик. Если вы не пройдете тупик, товсе, в чем вы заинтересованы - этосохранение статус-кво. В терапии,или в конфликте в своем браке, - все,чего вы достигаете, это повторениестатус-кво. В лучшем случае выменяете терапевта, меняетепартнеров по браку, изменяетеприроду внутренних кофликтов, ноприрода самой разделенностиостается неизменным жизненнымсценарием - хотя бы актеры и заменяли другдруга. Благодарю вас. Пожалуйста,пара номер три.
(Обращается к Биллу) - Итак, скажией гештальт-молитву.
Билл: Я - это я. А ты - это ты. И я небуду иметь ожиданий относительнотебя. И не приму ожиданий от тебяотносительно меня. (Пауза). Я - это я,а ты - это ты. Аминь.
Фриц: Теперь ты скажи это ему.
Энн: Я - это я. А ты - это ты. Я небуду ничего ждать от тебя. А ты небудешь ничего ждать от меня. Я - этоя, а ты - это ты.
Билл: Это великолепно. (Вздыхает).Так и живет мир Это прекрасноработает.
Энн: Я не чувствую на самом деле,что это так для меня (Смеется). Яполагаю, что... что это будет, тызнаешь, как..
Билл. Сейчас это для тебя не так.(Пауза). А как это для тебя сейчас?
Энн: Я чувствую, м-м, я чувствую,что ты, м-м, у-м-м пришел ко мне, а я непришла на самом деле к тебе. Так чтоя чувствую, в каком-то смысле,ожидание, что, ты знаешь...
Билл: Ты чувствуешь, что я чего-тотребую. Как бы говорю "Повернисьсюда".
Энн: Да. Когда ты говоришь, что этовеликолепно, это, м-м, это как бытребование, чтобы я тожечувствовала, что это великолепно.(Начинает плакать).
Билл: Поверишь ли ты, если я тебескажу, что если я так сказал, этокасается только того, что я такчувствую? Энн: Скажи, скажи это ещераз.
Билл (вздыхает): Я - это я. А ты - этоты. (Пауза). Но сейчас я не могусказать, что это великолепно,потому что в этом появилоськакое-то напряжение.
Фриц: Видите ли, легко повторитьфразу. И гипнотизировать себя, чтоверишь, что эта фраза - реальность.
Энн: Я, я чувствую, м-м (плачет), о,это не то чувство, когда... знаешь, тычувствовал, что-то было для тебядействительно хорошо, а я этомувроде помешала, я вроде не дала тебетого, чего ты хотел, то есть... недала тебе уйти с этим. Как ты себячувствуешь, когда Фриц...
Билл: Я тоже, м-м, почувствовал вэтом какое-то напряжение. Это,наверное, когда ты попросила менясказать это еще раз, я почувствовалкакое-то принуждение в том, чтобыговорить это. И это, м-м, не былореальным. Энн: Что ты тогдапочувствовал ко мне? Билл (пауза): Яв это время... Я пытаюсь вспомнить...Я чувствовал, я чувствовал себяспокойным.
Энн: Снисходительным. Спокойным.Что ты имеешь в виду под"спокойным"?
Билл: Я не считал, что ты должначто-то делать. Я часто так чувствую,но тогда этого не было. Там не былодолженствования. (Пауза). Теперь тыпонимаешь, что я чувствовал. Атеперь, теперь скажи, где сейчас ты?
Энн: М-м-м-м. Я, м-м, пытаюсь снованайти себя. Я думаю, я... да, это вседумание.
Фриц: Ты завязла?
Энн: М-м, да, завязла.
Фриц: Опиши это переживание. Какты завязла?
Энн (пауза): Я чувствую, что я, вот,сижу здесь, совершенно несобранная,и жду, что что-нибудь меня вытянет.(Пауза). М-м, я чувствую, м-м,подергивание вокруг глаз.
Фриц: Как ты чувствуешь себязавязшей?
Энн: Я, я чувствую нежеланиедвигаться. (Пауза) М-м, я чувствую,что я на самом деле не знаю, где янахожусь. (Пауза). С другой стороны,я не хочу, чтобы ты просто (смеется)рассказал мне. Я хочу найти...
Билл: А мне, ты знаешь, хочетсянайти это за тебя, что-то вроде того.(Пауза).
Фриц: Речь можно грубо разделитьна три категории. Одна - разговоры очем-то (aboutism), болтовня, когда выговорите о другом человеке или освоих чувствах, не касаясь сутидела. Это обычно происходит и вгрупповой терапии — люди говорятдруг с другом или друг другу. Втораяне вполне проявляется здесь, носоставляет основу другойкоммуникации. Это - обязывание(shoudism), или морализм. Вечноенедовольство тем, что есть. Тыдолжен быть другим, ты долженсделать то, я должен сделать это, -должен, должен, должен. Это то же,что ожидание. Я жду, что ты будешьслушаться моих приказаний илитребований.
Третий вид речи - говорить о том,что есть (is-ism), или экзистенциализм.Нечто есть то, что оно есть. Роза,которая есть роза, есть роза (A rose is arose is a rose) (Прим. перев. Знаменитаяфраза Гертруды Стайн). Я завяз. Ячувствую, что чего-то хочу от тебя. Яне знаю, что делать. Я хочу сказатьФрицу, чтобы он пошел к черту. Мнескучно. Или как-то еще.
Давайте попробуем еще немного, наболее честном уровне обязывания,долженствования. Скажите другдругу, что вы должны делать, одиндругому, потом в ответ, и так далее.
Энн: Ты должен, м-м, ты должен бытьрядом, когда я потерялась. Но(плачет) не показывать мне дорогу.Только будь здесь. И ты не должендавать мне направление.
Фриц: Это важная формаманипуляции. Разыгрываниеплачущего ребенка. Я заметил, чтоэто одна из твоих любимых ролей.
Энн: М-м-м-х-хм-м-м.
Фриц: Вместо того, чтобы заставитьего плакать, ты плачешь сама. Плач -хорошо известная форма агрессии."Посмотри, что ты со мнойделаешь". Скажи ему это.
Энн: Посмотри, что ты со мнойделаешь.
Фриц: Еще раз.
Энн: Посмотри, что ты со мнойделаешь.
Фриц: Громче.
Энн: Посмотри, что ты со мнойделаешь.
Фриц: Еще громче.
Энн (плачет): Посмотри, что ты сомной делаешь!
Фриц: Вот теперь ты началакоммуницировать. Теперь он долженчувствовать себя виноватым, и весьв дерьме. Ты чувствуешь это?
Билл: Нет (смех)
Фриц: Тогда начинай сначала (смех).
Энн (смеясь): Он слышал это слишкомчасто.
Билл: Я думаю, ты удивляешься, чтоэто я с тобой делаю.
Фриц: Ты не живешь в соответствиис ее ожиданиями. Ты очень нехорошиймальчик (смех).