Процесс
16-ти Если
мы на народовольцах будем учить наших
людей, Дело 16-ти террористов слушалось в Петербургском военно-окружном суде 25—30 октября 1880 г. Из
заметок о "процессе 16-ти" :
"Квятковский: Длинная речь с
попыткой оправдать свои злодейства.
Заявил, что лучше смерть в борьбе, чем
нравственное и физическое
самоубийство. М.Н.Катков, о процессе «16-ти»: "Скандалов, какими отличались прежние процессы, не было» В
окончательной форме приговор был
объявлен 31 октября. "Secolo": «Побежденные сегодня, они станут победителями завтра, потому что борются с мужеством, героизмом и верой, как люди, обрекшие себя на смерть для торжества великого идеала» Н.Ф.Анненский: "В Большом процессе («193-х») наивные идеалисты и мечтатели ругались, потрясали решетками, наводили ужас на судей. Это было в семьдесят восьмом году. А через два-три года перед теми же сенаторами, безупречно одетые в черные пары и в крахмальных воротничках, Александр Квятковский и потом Желябов давали в корректнейшей форме показания: «Я уже имел честь объяснить суду, что бомба, назначенная для покушения на императора, была приготовлена там-то и состояла из следующих частей...» Ф.М.Достоевский,: "Уничтожьте-ка формулу администрации! Да ведь это измена европеизму, это отрицание того, что мы европейцы, это измена Петру Великому. О, на преобразования эта администрация согласится, но на второстепенные, на практические и проч. Но чтоб изменить совершенно характер и дух свой — нет, этого ни за что..." М.Н.Катков: "Революционер говорит правительству:— «Уступи, или я буду стрелять!», а либерал говорит правительству: — «Уступи, или он будет стрелять!" Листок "Народной Воли", № 3 от 20 сентября 1880 г.:"В настоящее время... протест народный не ослабевает, масса возвышается даже до критики самого царизма. Остальные сословия, наиболее развитые, не могут идти в этом отношении ни в какое сравнение с крестьянством." Н.И.Рысаков, о летучем боевом отряде в деревне: "Отряд неуловим и страшен, с крестьянами обращается дружелюбно, даже деньгами ссужает и от ближайших врагов защищает. Вот и начало образования силы среди крестьянства". Листок "Народной Воли", № 4, 1880 г. :""Чем шире будет вестись пропаганда и агитация в селах, чем сильнее будет связь города с деревней, тем сильнее может вестись борьба, тем надежнее будут народные завоевания". ...В видах экономии сил и целесообразности их приложения деятельность в деревне не должна вестись разбросанно, как это было до сих пор". А.Д.Михайлов,
письмо осужденным: "Братья!
Пишу вам по поводу последнего акта
вашей общественной деятельности...
Сильные чувства волнуют меня. Мне
хочется вылить всю свою душу в этом,
может последнем привете. Некоторым из
вас суждено умереть, другим быть
оторванными от жизни и деятельности
на многие годы. У нас отнимают дорогих
сердцу. Но тяжелый акт насилия не
подавляет нас. Вы совершаете великий
подвиг. Вами руководит идея. Она
проявляется могучей нравственной
силой. Она будит во всем честном в
России гражданский долг, она зажигает
ненависть к всеподавляющему гнету.
«Александр Михайлов был всегда в курсе не только всех комитетских дел, но и работы каждого отдельного члена его, и не только работы, но и приемов, способов действия, его привычек и слабых сторон его характера... Может быть, удачное исполнение Михайловым этой повседневной задачи контроля над целостностью и безопасностью учреждений, квартир Исполнительного комитета и самих его членов указывало на то, что тайная организация не может и не должна оставаться без контролирующей и наблюдающей силы; но после исчезновения с исторической сцены Александра Михайлова эта мера не была осуществлена. Исполнительный комитет не передал работу А. Михайлова, добровольно взятую им на себя, другому лицу, и последствия были роковые." "Народная
Воля", "По поводу процесса 16-ти"
: "Люди, оторванные от жизни
стенами казематов Петропавловской
крепости, не имевшие возможности
взвесить и оценить всех последствий
активной борьбы партии с
правительством, могут сводить задачу
террора к «самозащите партии и мести
за жертвы правительственных
репрессалий». Наши товарищи не имели,
к несчастью, возможности наблюдать за
ростом партии и действием террора на
сознание народных масс. Поэтому их
нельзя винить за то, что они не
пожелали стать пророками и не внесли
террора в число средств к достижению
задач партии. Это лежит на нашей
обязанности, на обязанности всех
активных революционеров. Кто же из них
станет отрицать, что дезорганизация
правительства в крупнейших
административных центрах помогла бы
начавшемуся восстанию и облегчила бы
победу народа? А.В.Богданович, из дневника, 30 октября: "Интересно очень показание Гольденберга (жида, который убил Кропоткина в Харькове). Его схватили, он раскрыл всю тайну, потом повесился. Сегодня будет окончен суд. В этом году, говорят, он мало привлек публики, говорят, зала пустая. Это — отрадное явление. Прежде не было места, все ломились попасть в залу." М.Т.Лорис-Меликов
- товарищу министра внутренних дел
Черевину, телеграмма от 31 октября 1880
года:"...Прошу доложить Его
Величеству, что исполнение в столице
приговора суда, одновременно над
всеми осужденными к смертной казни
произвело бы крайне тяжелое
впечатление среди господствующего в
огромном большинстве общества
благоприятного политического
настроения. Еще менее возможно было бы
распределить осужденных, для
исполнения смертной казни, по местам
свершения ими преступления, т.е. в
Александровске, Харькове, Москве и
Петербурге, расположенным по пути
предстоящего возвращения Государя
Императора в столицу. Поэтому
возможно было бы ограничиться
применением ее к Квятковскому и
Преснякову; к первому потому, что,
приговором суда, он, сверх обвинения
его в взводимых на него преступлениях,
признан виновным в соучастии во
взрыве Зимнего Дворца, при котором
убито 11 и ранено 56 лиц, исполнявших
долг службы; ко второму же потому, что,
хоть по обстоятельствам дела он
оказывается менее виновным в
взводимых на него преступлениях, но
после свершения сих преступлений в
минувшем году, он в текущем году
совершил новое преступление, лишив,
при его задержании, жизни лицо, также
исполнявшее свой долг. Генерал
Черевин - М.Т.Лорис-Меликову, телеграмма
от 3 ноября: "На телеграмму
вашего сиятельства № 536 имею честь
донести, что на депеше... его
величество изволил наложить
резолюцию: «Вчера приказал, через
Черевина, приговоренных к смертной
казни помиловать, кроме Квятковского
и Преснякова". И.Окладский: " Это было объявлено в торжественной форме. Пришел военный прокурор в полной парадной форме, с орденами, комендант и еще кто-то там был, и торжественно объявили..."
4 ноября "Был Адельсон (комендант), приехал с места казни, рассказывал впечатление, произведенное преступниками, которых повесили. Оба причастились, оба обнялись сперва со священником, потом, имея уже завязанными руки, поцеловались друг с другом, поклонились войскам. Когда повешен был Квятковский, Пресняков посмотрел сбоку на эту картину и прослезился. Через минутy его ожидала та же участь. Ужасное впечатление!" 5 ноября "Вся печать высказывается очень сочувственно, что государь помиловал трех, тех, которые покушались на его жизнь. Нельзя без ужаса слышать все подробности вчерашней казни. Я смотрю очень несочувственно, с отвращением на нигилистов, но такое наказание страшно. Говорят, что палач Фролов все это делает с бессердечием и даже неловко." Ф.М.Достоевский: "Казнь Квятковского, Преснякова и помилование остальных. NB! Как государство—не могло помиловать (кроме воли монарха). Что такое казнь? — В государстве — жертва за идею. Но если церковь — нет казни.". Е.А.Штакеншнейдер, из дневника 7 ноября: "Тяжелое и нехорошее впечатление производит казнь даже на нелибералов. Не в нашем духе такие вещи..." "Народная
Воля", №4, 1880: "4 ноября, в 8
часов 10 минут утра, на Иоанновском
равелине Петропавловской крепости
повешены социалисты-революционеры
Александр Александрович Квятковский
и Андрей Корнеевич Пресняков. М.Т.Лорис-Меликов: "Правительство бывает иногда поставлено в необходимость прибегать к смертной казни; но в данном случае оно, по мнению моему, совершило ошибку; преступления Квятковским и Пресняковым были совершены задолго до казни, а потому наказание это, нисколько не удовлетворив пожеланиям масс, ободрило только и ожесточило террористов. Желябов в показаниях своих не скрывал этого чувства". Н.Рысаков: "Замышляла ли партия осуществить его, не знаю, но знаю, что за последнее время слышались голоса, требующие систематического террора и подразделения его на деревенский и городской". К.П.Победоносцев
- цесаревичу Александру: "Я вижу
немало людей всякого чина и звания. От
всех здешних чиновников и ученых
людей душа у меня наболела, точно в
компании полоумных людей или
исковерканных обезьян. Слышу отовсюду
одно натверженное, лживое и проклятое
слово: конституция. Боюсь, что это
слово уже высоко проникло и пускает
корни. А.Желябов: "...Партия готова и с монархией примириться, но только на основе максимально демократической конституции». М.Н.Ошанина: "...В ИК народнический элемент постепенно ослаблялся, а политиканство усиливалось. Это означало собственно то, что люди все меньше и меньше начинали верить в способность народа добиться чего-нибудь собственными силами и все больше и больше придавали значение инициативе революционеров. Отсюда и изменение взгляда на захват власти. Под конец деятельности Комитета я не припомню ни одного человека, кто относился бы к захвату власти отрицательно". Л.А.Тихомиров: "Без революции человечеству 70-х годов грозило полное крушение всего миросозерцания. Он этого не мог допустить, ум был слишком непривычен к работе и, главное, другой веры не мог себе найти. Оставалось одно: единоличный бунт. Если бы революционного материала было в России чуть-чуть побольше, он бы попытал баррикады или переворотный заговор. Но это оказывалось невозможным. Не выходило ничего. Оставалось действовать в одиночку, с группой товарищей, а стало быть - против лиц же, тайком, из-за угла... Под эту разбойничью практику, разумеется, подыскивались цели самые разнообразные: месть, дезорганизация, охрана пропаганды и т. п. В основной подкладке это просто был единственный способ начать революцию, то есть показать себе, будто бы она действительно начинается, будто бы собственные толки о ней - не пустые фразы." А.Желябов: "Честь партии требует, чтобы он был убит". А.И.Дворжицкий: "После 2-го апреля 1879 года государь император стал выезжать с конвоем; мне же приказано было находиться постоянно у Зимнего дворца, при прогулках, выездах и возвращениях во дворец его величества. Покойный государь по возвращении с поездки весьма часто подзывал меня и отдавал приказания о наведении справок о замеченных им на улицах подозрительных лицах. Хотя несколько раз мне удавалось напасть удачно на след указанных его величеством личностей, но, во избежание могущих быть ошибок, градоначальник Зуров приказал мне не ограничиваться наблюдением у дворца, а сопровождать государя императора всюду. Его величество, привыкнув видеть меня около себя везде во время выездов, постоянно обращался ко мне с указаниями на лиц, казавшихся по какой-либо причине ему подозрительными. Следуя за экипажем государя, я старался быть как можно внимательнее, дабы не пропустить что-либо, могущее обратить на себя внимание государя. Случалось часто, что при докладе его величеству о задержании при проезде государя подозрительной личности он замечал: «верно, у него скверная рожа». Задержанные лица отправлялись в секретное отделение канцелярии градоначальника для справок и удостоверения личности." С.А.Муромцев,
А.И.Чупров, В Ю.Скалой, записка «О
внутреннем состоянии России»,1880 г.: В.Н.Фигнер: "Мы о ценности жизни не рассуждали, никогда не говорили о ней, а шли отдавать ее, или всегда были готовы отдать, как-то просто, без всякой оценки того, что отдаем или готовы отдать. Это казалось так естественно! Мы не презирали “слово”, пропаганду словом, но его одного казалось мало; оно не удовлетворяло: нужны были факты, действие, активное вмешательство в жизнь, чтобы нарушить застой ее, внести изменения в неподвижно установленные формы. Повышенная чувствительность к тяжести политической и экономической обстановки затушевывала личное, и индивидуальная жизнь была такой несоизмеримо малой величиной в сравнении с жизнью народа, со всеми ее тяготами для него, что как-то не думалось о своем. ...У народовольца, определившего себя, не было внутренней борьбы. “Если берешь чужую жизнь — отдавай и свою легко и свободно”, — таково было его настроение. “ |
|
|
Показания А.Квятковского | Показания С.Ширяева |
Приговор |
Оглавление |
Персоналии | Документы
| Петербург"НВ"
"Народная Воля" в
искусстве | Библиография