Семинарская и святоотеческая библиотеки |
телей-бхактов и закрытый для прочих>. 12. ... о развертывающийся Атман, (о Атман), покоящийся на неподлежа- щих развертке чистых (субстанциях)!-Здесь можно усмотреть следы двух фи- лософских концепций об отношении Атмана к многообразию внешнего изменчи- вого мира. Согласно первой концепции, мир предстает как эманация Атмана и имеет реальное, а не иллюзорное бытие. Эта концепция в индийской фило- софской традиции получила название теории трансформации (parinamavada), она соотносится с так называемой космической моделью Атмана (saprapaiica). Другая концепция, согласно которой весь многообразный мир является лишь иллюзией (тауа) и не имеет презентации в высшей сущности, т.е. в Атмане, называется теорией трансфигурации (vi-vartavada) и соотносится с так называемой космической моделью Атмана (nisprapanco). Махадеван 1974, с 45, 261-262. Под чистыми субстанциями здесь, вероятно, имеются п виду танматры. 13. ... явный и незримый ...-Т: prakatoprakasah. К: praka-taprahasa-т.е. <явный (для йогннов и) незримый (для бредущих по путям сансары)>. ... тому, кто не является и вместе с тем является всеми первоэлемен- тами ...-Т: sarvabhlltonacasarvabhutah, возможен также перевод: <тому, кто является всеми живыми существами и тому, кто не является всеми живы- ми существами>. ... тому, кто отличается ото (всех) причин вселенной!- Т: avisvallCtor, К объясняет как: <превосходящий все причины >. 14. ... облаченный в желтые одежды ...-Желто-оранжевые одежды-один из характерных атрибутов бродячих проповедников; впоследствии-отличительная одежда буддийских монахов. Питамбара (носящий желтые одежды) может яв- ляться и одним из имен Вишну. 18. ... за все те тысячи рождений, что мне предстоит пройти ...-Одно из немногих мест в ВП, где прямо говорится о концепции перерождений. '... да пребудет (во мне) всегда непоколебимая любовь-бхак-ти к тебе, о Ачьюто!-Т: acyiitab1iahtiracyiitastitsadotvayi- Здесь обыгрывается этимология имени Вишну-Ачьюта (Неколебимый). 24. ... почитатель-бхакт ...-Т: bhaktimat. ... твоим могуществом, о Владыка-Т: tvatprabhavatprab-lio-Здесь обыг- рывается этимология имени Вишну Prabhll (Владыка, могучий). 27. ... Освобождение ...-Т: muhti-. ... Корень всех миров!-Вишну сравнивается с корнем мирового космичес- кого дерева. 28. ... Освобождение! ...--Т: nirvanam. 30. ... приложился к его лбу ...-Т: miirdhnyavaghraya- (понюхав его лоб), распространенный у древних индийцев способ приветствия. 4. ... освободившись (от последствий) заслуг и грехов ...- Избавление от последствий любых деяний, как благих, так и греховных, является необ- ходимым условием разрушения индивидуальной кармы, без чего невозможно достижение идеала религиозного Освобождения. Дасгупта 1927, с. 266. ... Освобождение ...-Т: niruanaril. ГЛАВА XXI 1. Глава XXI содержит в несистематизированном виде описание потомков великого патриарха Кашьяпы, прародителя божеств, демонов, хтонических существ, людей, животных и растений. У Кашьяпы было множество жен, наи- более известными из которых считаются Адити, Дити и Дану, а также дочери патриарха Кашьяпы. Описание потомков Кашьяпы в развернутом или сокращен- ном виде содержится во всех основных Пуранах. В целом эти описания сов- падают с ВП, однако имеются отдельные отличия в деталях родословных, в написании имен собственных, и пр. АгП XIX; ГП 1.6; МП 79; МатсП 11.199. 3. В стихе перечисляются имена сыновей Хираньякши и его супруги Дити. 9. Легенда о Пауломах и Калаканджах, а также Ниватака-вачах (ВП 1 XI: 13) излагается в Мбх (Ванапарва 8:1633). Демоны Пауломы и Калаканджи могли летать по воздуху и обитали в золотом городе Хираньяпуре. Нивата- кавачи населяли морские глубины. Эпос описывает уничтожение Ниватакава- чей, Пауломов и Калаканджей как последовательные подвиги Ар-джуны, одно- го из главных героев Мбх. 14. ... души ...-Т: atmanall. 15. Здесь и далее (ВП 1.ХХ1:15-17) приводятся имена матерей-прароди- тельниц различных разрядов животных, птиц или растений, причем многие из них являются производными от названия одного из представителей этих ви- дов. Так, sahi образовано от saka (попугай); syeni от syena (сокол); bhasi от bhasa. (коршун); grdhrika от grdhra (гриф) и пр. ... совы и вороны ...-Т: lllllhipratyaluhahan-совы и птицы, противо- положные им (т.е. вороны). К: ulllha.pratyulukahan. 16. Гридхья же-Т: grdhryapi-вариант имени Гридхрика (см. ВП 1.ХХ1:15), возможно также чтение имени как Гридхрь-япи. 17. Вината-супруга Кашьяпы. 22. Кродхаваша-супруга Кашьяпы, ее сыновьями считаются ракшасы-крод- хаваши. ... зубастые (хищники). -Очевидно, имеются в виду плотоядные звери, птицы, рыбы, вместе с тем так могли именовать и змеев, и ракшасов. 23. ... пожиратели плоти-Т: pisitasinah, здесь: имеются в виду хищные животные или пишачи. 26. Таково ... творение в манвантаре Сварочиши. -В каждой из четыр- надцати манвантар заново происходит рождение великих риши, богов, асу- ров, людей и животных. Но в каждой манвантаре имеются свои, присущие только данному периоду детали и особенности рождения отдельных существ. ВП 111.1. 27. ...Брахма принял участие в ритуальных действах при великом жерт- воприношении, (совершаемом) Варуной.-Вару-на совершал великое жертвопри- ношение, результатом которого явилось создание мира. Брахма, присутствуя при этом, изливал в огонь жертвенное топленое масло, и его семя упало в огонь. Так вновь родились семь великих риши в манвантаре Вайвасваты. 28. ... прежде ...-Т.е. в другой манвантаре. 29. (В битве) ...-в тексте это слово отсутствует. К вставляет virodhe, очевидно, по аналогии с соответствующим стихом в Хв (238). 36. ... такой случай представился-Т: tasyadadarsantara-matmanah-(он) увидел брешь в ее душе. Развернутый вариант этой легенды о рождении ма- рутов из чрева Дити приводится в МП VII. 37. ... наделенный великой долей (зародыш) ...-Т: mahab-hagam-Вильсон дает как один из возможных вариантов maha-ga.rblia.rii (великий заро- дыш). Вильсон 1840, т. '. , с. 78, прим. ГЛАВА XXII 1. Сходное (ВП 1.ХХ11:1-7) распределение владычества божеств над от- дельными разрядами существ и предметов содержится в большинстве Пуран. Однако имеются некоторые отличия. Так, согласно АгП XIX Агни называется царем питаров, Ваю-царем гандхарвов, Шива (Шулапани)-царем бхактов, Ку- бера-царем богатств и якшей, Васуки-царем нагов, Так-шака-царем змеев, Читраратна-царем гандхарвов, Камаде-ва-царем апсар, Випрачитти-царем да- навов, Раху-царем метеоров, Парджанья-царем облаков, Самватсара-царем времен и сезонов, Самудра-царем рек, Химават-царем гор. 3. ... Вишну стал господином адитьев, а Павака-васу.- Обычно владыкой васу называется Вишну (отсюда одно из его имен-Васава). 8. ... Брахма ... назначил хранителей сторон света ...-Здесь и далее (ВП 1.XXII: 8-12) называются имена хранителей сторон света-это сыновья патриархов Сундхаван, Шанкхапада, Кетумати и Хираньяроман. В эпосе хра- нителями сторон света были боги, соответственно: Яма (юг), Варуна (за- пад); варьируется по соотнесенности: восток-Агни, Кубера, Индра; север- Сома, Кубера, Индра. Главой богов-хранителей сторон света иногда называ- ется Яма, иногда Агни, иногда Индра. В эпосе (Араньякапарва) боги-храни- тели сторон света непосредственно не соотносятся с Вишну, как его спут- ники, однако в тексте приводится их описание как дисконосцев, что соот- ветствует их иконографическому изображению как группы богов с дисками, окружающими Вишну. См. Невелева 1975, с. 58-69. 16. ... владыки пожирателей плоти ...-Т.е. владыки пиша-чей или, воз- можно, хищников. 26. ...основываясь на Качестве Благости, высший Пуруша вершит сохра- нение мира.-При акте сохранения мира Качество Благости выступает как до- минирующее. Вместе с тем, при сохранении мира, равно как и при творении и при разрушении мира присутствуют все три Качества. Ср. ВП 1.ХХ11:27. 30. Брахма, Дакши и прочие (патриархи) ...-это чудесные силы Хари, являющиеся причинами творения мира.-Здесь и далее (ВП 1.ХХ11:30-34) ос- новные группы богов и патриархов, разделяемые в зависимости от их основ- ной функции (тво- рение, сохранение и разрушение мира) рассматриваются в контексте все- общего закона причинности, именно как причины происхождения определенной группы явлений. ... чудесные силы ...-Т: vibhlltayo (сверхчеловеческие, божественные силы), возможно, один из видов энергии. Ср. ВП 1.ХХ11:31-32. 40. ... высшее состояние ...-T'.paramarilpadaril. 43. ... то, что есть причина всех вещей, называется средством (дос- тигнуть цели), а стремление достигнуть Атмана (называется) целью, (кото- рую следует достичь).-Здесь и далее (ВП 1.ХХП:43-46)-средство (т.е. путь достижения Атмана), sadhana-цель, т.е. то, что следует достигнуть (Ат- ман)-sadhy-am. 44. ... Освобождения ...-Т: muhti, также ВП 1.ХХ11:45. 45. Знание йогином средств к освобождению-(вот) первый вид знания Брахмы, единого со Знанием ...-Здесь Брахма непосредственно отождествля- ется со Знанием, а Знание, в свою очередь, отождествляется с Освобожде- нием (jiianayoua). 47. ... познание недвойственности ...-Т: vijfianamadvaita-mayam, здесь вводится понятие <адвайта> (недвойственность), т.е. осознание единства индивидуального <я> и высшего Атмана, согласно известной форму- ле Упанишад: <Я есть Брахма (ахам-брахма-асми), адвайта-название одной из шести основных философских школ (даршан), где принцип недвойственнос- ти является доминирующим. 48. Эти классификации различных видов Знания заимствованы из школы йоги. 57. ... движущие энергии-шакти Брахмы ...-Т: brahmffsak-tayah (брах- мические энергии-шакти). 61. ... великая йога-ее сопровождают мантрами ...-Т: та-hajogah sabijo, К толкует, как <сопровождаемая мантрами Ом-кара и другими>. 67. ... Атман ... незагрязненный, лишенный Качеств, незапятнанный ...-К толкует пМера (незагрязненный) как <свободный от дхармы и адхармы (нечестья)>, a omala (незапятнанный), как <лишенный страстей и прочего>. 71. Ожерелье Вайджаянти ...-оно составлено из пяти видов (драгоценных камней),-представляет собой собрание причин КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВ ГЛАВА 1 10 Майтрейя задает вопросы своему учителю Парашаре о происхождении и природе мира. Парашара приступает к жертвоприношению с целью уничтожить злых ракшасов. Васиштха порицает его, и Парашара прекращает жертвоприно- шение. Появляется Пуластья и дарует Парашаре божественное знание, содер- жащееся в Вишну-пуране. ГЛАВА II 13 Парашара возносит молитву к Вишну. Краткое изложение содержания Виш- ну-пураны. Разъяснение сущности Васудевы. Изложение основ космогонии ин- дуизма (Пуруша, предмате-рия, первичная материя. Кала и т.д.) ГЛАВА III 20 Меры времени: каштха и прочие, две недели, месяц, год богов, юги, ма- хаюга, день Брахмы, манвантары, ночь Брахмы и разрушение мира, год Брах- мы, жизнь Брахмы, кальпа. (пяти) первоэлементов, и оно же ... ожерелье из (пяти) первоэлементов ...-причины первоэлементов-это, согласно К, тан-матры, сами первоэлемен- ты могут иметь обличье драгоценных камней-жемчуга, рубина, изумруда, сапфира и бриллианта. 79. ... он ... есть семь миров: земной мир, воздушный мир, небесный мир, мир сыновей Брахмы, (мир) святых, (мир) истины.-Соответственно в тексте перечисляются: bhur, bhuvar, svar, mahar, jana, satya (loka). To, что вместо семи миров называется только шесть-обычный для индуистского традиционного мышления метод замены целого одним или несколькими его компонентами. 82. ... традиционная история ...-Т: itihasa. ... священная наука ...-Т: vpavedah, К дает <Айюрведа (медицина) и прочие>. 83. ... Пураны ...-Т: akhyatani. ... ритуальные сборники-Т. anavadah, К дает <Кальпасут-ра и подобные трактаты, содержащие указания к исполнению дополнительных обрядов>. 88. ... плод, который (достигается) при помощи омовения в (озере) Пушкара в (месяце) карттика в течение двенадцати лет. ... в (месяце) карттика ...-Т. harttihyam', (в полнолуние в месяце карттика). ГЛАВА IV 23 Нараяна рождается в конце кальпы как вепрь Вараха. Земля, погруженная в воды, обращается за помощью к Варахе, и он поднимает Землю из вод. Земля плавает в океане. Разделение Земли на семь материков. Создание нижних миров. Творение возобновляется. ГЛАВА V 28 Вишну в образе Брахмы творит мир. Основные характеристики творения. Брахма при помощи йогического сосредоточения дает рождение неподвижным предметам, животным, богам, людям. Девять видов творения. 213 212 ГЛАВА VI ГЛАВА XII 34 64 Происхождение четырех сословий людей. Различные виды зерновых. Эффек- тивность жертвоприношений. Обязанности людей. Миры, предназначенные для людей после смерти. ГЛАВА VII 38 Дхрува приступает к религиозной аскезе. Безуспешные попытки Индры и его приближенных отвлечь Дхруву от аскетического подвига, грозящего им потерей власти над мирами. Боги прибегают к помощи Вишну. Вишну рассеи- вает их страхи и предстает перед Дхрувой. Дхрува восхваляет Вишну. В награду Вишну превращает его в Полярную Звезду. Продолжение творения. Рождение патриархов Сананданы и прочих. Рожде- ние Рудры и одиннадцати рудр. Рождение Ману Сваямбхувы, его супруги Ша- тарупы и их детей. Дочери Дакши и их брак с Дхармой и прочими патриарха- ми. Потомки Дхар-мы и Адхармы. Циклическое разрушение миров, различные виды распада мирового яйца. ГЛАВА VIII 42 Рождение Рудры. Происхождение восьми рудр, их жены и дети. Потомки Бхригу. Происхождение богини Шри как супруги Вишну. 73 ГЛАВА XIII Потомки Дхрувы. Предание о нечестивом правителе Вене, который принял смерть от риши. Беспорядки в царстве без царя. Рождение нищады и первого царя Притху. Рождение Суты и Магадхи. Они провозглашают обязанности ца- ря. Притху вынуждает Землю признать его власть. Притху выравнивает Зем- лю, насаждает культурные растения, возводит города. Земля как дочь Прит- ху получает имя Притхиви. Земля в образе коровы. ГЛАВА XIV 81 ГЛАВА IX 45 Легенда о пахтании молочного океана и рождении богини Лакшми. От- шельник Дурвасас дает гирлянду богу Индре. Индра пренебрегает его даром, и отшельник проклинает его. Силы богов на исходе: их притесняют данавы, и они прибегают к помощи Вишну. Пахтание молочного океана. Восхваление богини счастья Шри. ГЛАВАХ 57 Потомки дочерей великого патриарха Дакши вступают в супружество с ве- ликими патриархами, сыновьями Брахмы. Потомки Притху. Легенда о Прачетасах: согласно воле своего отца они пытаются приумножить род людской путем служения Вишну. Прачетасы погру- жаются в воды моря и прославляют Вишну. Бог является и исполняет их же- лание. 86 ГЛАВА XV Земля заросла деревьями. Прачетасы уничтожают эти деревья. Сома уми- ротворяет их и дает им в жены Маришу. История Мариши, дочери апсары Прамлочи. Легенда о Канду. История прежнего рождения Мариши. Патриарх Дакша-сын Прачетасов. Черты его характера, его сыновья, дочери и их по- томки. Упоминание об истории Прахлады, потомка Дакши. ГЛАВА XI ГЛАВА XVI 59 99 Вопросы Майтреи о житии Прахлады. ГЛАВА XVII Предание о Прахладе. Его отец, дайтья Хираньякашипу, враг Вишну, яв- ляется властителем мира. Боги побеждены и Сказание о Дхруве, сыне царя Уттанапады. Приемная мать Дхрувы, вторая жена Уттанапады обижает Дхруву. Он обращается к своей родной матери за утешением и принимает решение предаться религиозной аскезе. Дхрува встречается в священном лесу с семью великими мудрецами риши. Они дают ему совет поклоняться Вишну. служат ему. Прахлада, его сын, остается почитателем Вишну. В ответ на вопросы отца он восхваляет Вишну. Хираньякаши-пу приказывает предать его смерти. И это ему не удается. Прахлада проповедует учение о Вишну. КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ИМЕН И ТЕРМИНОВ ГЛАВА XVIII 110 Хинарьякашипу вновь пытается погубить своего сына, - но напрасно. ГЛАВА XIX 114 Диалог между Прахладой и его отцом. Прахладу по приказу отца сбрасы- вают с крышы дворца, но он остается невредим. Прахлада разрушает волшеб- ные чары мага Шамбары. Прахладу связывают и бросают в океан. Почитатель Вишну Прахлада остается жив и прославляет Вишну. ГЛАВА XX 122 Вишну является Прахладе. Хираньякашипу примиряется со своим сыном. Вишну в образе человека-льва Нарасимхи убивает Хираньякашипу. Прахлада становится царем дайтьев. Его потомки. ГЛАВА XXI 126 Кланы дайтьев. Потомки Кашьяпы и его супруги Дану. Дети Кашьяпы от других его жен. Рождение марутов, сыновей Дити. ГЛАВА XXII 129 Разные владыки правят разными мирами. Вишну как высший бог вселенной. Виды йогического сосредоточения. Осязательные атрибуты Вишну как персо- нификации его неосязаемых качеств. Вишну есть вся вселенная. Плод, обре- таемый от слушанья Вишну-пураны. А Аватара-воплощение высшего бога (Вишну, Шивы) в системе трех миров в образах божеств, мифических героев и существ. Агимы-здесь: трактаты, излагающие учения различных течений в индуиз- ме. Агни-бог огня, наряду с Индрой может выступать как предводитель трид- цати богов. агнишватты-питары-домохозяева, потомки Агни, которые не приносят жертвы огню и не поддерживают огонь в домашнем очаге. Ад-см. патала или нарака. Агништома-пятидневное весеннее жертвоприношение сомы, посвященное ог- ню. Аджагава-лук Шивы, Пинака. Аджаекапад-божество в образе однорогого козла, здесь- имя одного из рудр. Адити-божественная дочь Дакши, супруга Кашьяпы, мать двенадцати адитьев. В Пуранах-дочь Дхармы. адитьи-двенадцать божеств, сыновей богини Адити. Айравата-ездовой слон Индры. Алакшми-богиня, персонифицирующая несчастье, антипод богини счастья и богатства Лакшми. Амаравати-столица в царстве Индры. Ананта-Бесконечный, одно из основ- ных имен Вишну. * Содержит основные имена и термины, приводимые в тексте ВП и пред- назначен помочь читателю правильно ориентироваться в тексте памятника. Подробный словарь имен, терминов и реалий древнеиндийской традиции см. Васильков, Невелева 1987. Ангирас-один из семи великих риши, сын Брахмы. Анасуя-супруга велико- го мудреца Атри. Андхака-один из великих мифических змеев; фигурирует в мифе о Прахла- де. Антака-Гибель, Смерть, Конец (всему), имя Ямы. Арка-Солнца. апса- ры-небесные девы-танцовщицы. Атман-высший психофизический источник бытия, теистической персонифи- кацией которого выступает высший бог,- здесь: Вишну. Атхарваведа-см. Веды. Асикни-супруга Дакши. асуры-великие демоны, обитатели подземных миров, противники богов. Атри-великий риши, один из семи сыновей Брахмы. Ачьюта-Неколебимый, одно из основных имен Вишну. ашвины-двое божеств, колесничие бога Солн- ца. аяна-период времени, равный шести месяцам; различают северную вяну, когда солнце движется к северу эклиптики и южную вяну, когда солнце дви- жется к югу эклиптики; соответственно северная аяна носит название <день богов>, а южная аяна- <ночь богов>. ашрамы-четыре стадии жизненного пути, предписываемо--го для праведно- го брахмана: 1) ученичество; 2) исполнение обязанностей домохозяина; 3) уход в леса для размышлений и самосовершенствования; 4) стадия аскетизма и полного посвящения себя служению богу. Бали-царь асуров, известный также как Махабали (Великий Бали); внук Прахлады, правитель столицы Махабалипу-рам. Бали путем аскезы обрел аб- солютную власть над тремя мирами. Этой власти его лишил Вишну в образе карлика-вама-ны: он попросил у Бали дар, покрыл тремя шагами (и тем са- мым получил во владение) три группы миров: земные, надземные и подзем- ные. 218 бархишады-питары-домохозяева, потомки Агни, которые тщательно поддер- живают огонь в домашнем очаге и приносят жертвы огню. Благость-см. Качества. Брахма-один из трех великих богов индуизма (Брахма, Вишну, Шива); здесь: бог-творец внешнего мира, персонифицирует творческую функцию выс- шего бога. Брахман-название высшего первоисточника бытия, особенно характерное для Упанишад; здесь: синоним Атмана. брахманда-яйцо Брахмы, см. мировое яйцо. брахманы-см. варны. брахмы (новые брахмы)-одно из наименований девяти великих риши, сыно- вей Брахмы, в их число входят: Бхригу, Пу-ластья, Пулаха, Крату, Анги- рас, Маричи, Дакша, Атри, Ва-сиштха. бхану-группа божеств, персонифицирующих солнце в его различных состо- яниях. Бхригу-один из великих риши, сын Брахмы. Брихаспати-здесь: одно из имен Брахмы; теистическая персонификация планеты Юпитер; наставник царя богов Индры. Бхава-здесь: имя одного из рудр; также имя Шивы. Бхагаван-здесь: одно из имен Вишну, особенно характерное для бхагава- тизма. бхакт-почитатель Вишну, исповедующий учение об эмоциональной любви к богу (бхакти). Бхаргава-потомок мудреца Бхригу (т.е. Рама, Маркандея и др.). Бхима-имя одного из рудр; имя Шивы. бхуты--злые духи, спутники Шивы; они блуждают по земле после смерти тела, если не совершены предписанные обряды. В Ваджра-мифическое оружие царя богов громовержца Индры в его битвах с демонами. 219 Вайвасвата-здесь: Ману, правитель седьмой манвантары, которая по тра- диционным представлениям длится в настоящее время. Вайшванара-всенародный, здесь-один из прославленных данавов, потомок Кашьяпы и его супруги Дану; в эпосе-эпитет бога огня Агни, часто-обозна- чение огня как стихии. Вайшравана-сын мудреца Вишраваса, имя бога Куберы. вайшьи-см. варны. варны-четыре основных сословия древнеиндийского общества: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы, ремесленники), шудры (низшее сословие). Вараха-Вепрь-одна из аватар Вишну. Варуна-бог вод. Варуни-богиня вина и опьянения. валлакхальи (валлакхильи)-семьдесят тысяч мудрецов размером с большой палец; сопровождают колесницу Солнца, сыновья великого риши Крату и его супруги Кшамы. Васава-Властитель васу, имя Индры. Васиштха-великий риши, один из се- ми сыновей Брахмы. Васу-группа из восьми божеств, персонифицирующих природные феномены (главным образом светочи: Луну, Полярную звезду, свет и первоэлементы: воду, воздух, огонь и пр.); их владыкой считается Индра-Васава. Васудева-сын Васудевы, здесь: имя Вишну. Васуки-великий змей; один из царей змеев-нагов; когда боги и асуры пахтали молочный океан, Васуки был использован в качестве веревки, к ко- торой привязали мутовку-гору Мандару. Вашаткара-восклицание <вашат>; его возглашает жрец, после чего совер- шается возлияние огню. Вач-богиня речи. Ваю-бог ветра и воздуха. Веденье (Видья)-обозначает совокупное знание (наук, Вед и пр.), веду- щее к истинному высшему Знанию, т.е. знанию Ат-мана; иногда (редко) выс- тупает как синоним Знания (Джняна). 220 Веданги-<части Вед>, название разделов древнеиндийской словесности, служащих пояснением к Ведам. Веды-древнейшие памятники индийской словесности, представляющие собой словесно-идеологическую базу индуизма. Три основных Веды: Риг-, Яджур- и Самаведа и четвертая Атхарваведа (сборник магических заговоров). веданта-одна из шести религиозно-философских школ (даршан) в Древней Индии; тесно связана с учениями, излагаемыми в Ведах и Упанишадах. Ведхаса-здесь: одно из имен Брахмы. Великий принцип творения (махат)-один из основных компонентов раз- вертки Атмана, высшее интеллектуальное творческое начало. Вена-царь из рода Дхрувы, отец Притху. Виндхья-горная цепь, отграничивающая Северную Индию от полуострова Декан. Видхатри-см. Дхатри. Вирана-один из патриархов, отецАсикни, супруги Дакши. вишвадевы (вишвы)-<все боги>, название группы из десяти божеств. Вишвакарман-Всесоздатель-здесь: небесный зодчий, мастер, славящийся своим искусством; сын Прабхасы (восьмого из васу) и его супруги Йога- сиддхи, сестры Брихаспати и дочери патриарха Вираны. Вишвамитра-мудрец, родившийся в сословии кшатриев и после совершения аскезы ставший брахманом. Вишну-высший бог, теистическая персонификация Атмана; в триаде (Виш- ну, Брахма, Шива) Вишну выполняет основную функцию хранителя мира в его эволюции. Владыка (Прадху)-Могучий, здесь: одно из имен Вишну. Владыка Бо- гатств-имя Куберы. Владыка вод-имя Варуны. Властелин (Иша)-здесь: одно из имен Вишну. Внутренняя сущность (антахкарана)-термин индийской философской тради- ции, обозначающий психофизическую сущность индивида. Вришабха-мифический бык, ездовое животное (вахана) Шивы. Вьяса-мифический мудрец, по традиции считается составителем Вед и Пу- ран. гандхарвы-небесные певцы и музыканты. Ганга-главная из священных рек Индии. Гаруда-сын Кашьяпы, царь птиц, ездовое животное (вахана) Вишну. Говинда-Пастырь, здесь: имя Вишну. Гомати-река, чаще всего идентифицируется с современной Гумти. Господин (Пати)-здесь: одно из имен Вишну. Господин мира-Джагатпати, здесь: одно из имен Вишну. Губитель Мадху (Мадхусудана)-имя Вишну, убившего в поединке демона Мадху. гуны-см. Качества. гхритачи-небесные девы. Дакша-один из великих риши, сын Брахмы. Из мифов, связанных с ним, наиболее распространен в Пуранах сюжет о совершении Дакшой жертвоприно- шения; Шива нарушил эту церемонию, т.к. не был приглашен участвовать в ней. данавы-великие демоны-асуры, сыновья богини Дану; часто используют- ся-как синоним слов: дайтьи, асуры. дайтьи-великие демоны-асуры, сыновья богини Дити. Дану-мифическая прародительница демонов-данавов, дочь Дакши и супруга Кашьяпы. дарбха-трава, использовавшаяся в ведийском ритуале. Даритель (Магха- ван)-здесь: имя Индры. дваждырожденный-брахман, вторым рождением которого считался обряд посвящения. 222 Двапара (юга)-см. юга. демоны-змеи-наги, ураги, махораги, разряды мифических существ-оборот- ней, населяющих подземные миры. Держатель Пинаки-имя Шивы. Держатель раковины и палицы-имя-эпитет Вишну, содержащее перечисление двух его основных атрибутов (два другие: меч и боевой диск-чакра). Джанардана-здесь: имя Вишну. дживатман-телесное воплощение индивидуального начала (индивидуального Атмана). Джахнави-одно из названий реки Ганги. Дити- мифологическая прародительница демонов-дайтьев, дочь Дакши и супруга Кашьяпы, противопоставленная матери богов-Адити; в Пуранах-дочь Дхармы. диск (чакра)-древнеиндийское боевое метательное оружие в виде диска с остро заточенными краями. Дурвасас-здесь: сын великого мудреца Атри и его супруги Анасуи. Дух-пуме-высшее духовное начало (термин, характерный для школы йога); в тексте ВП не выступает как синоним высшего Пуруши (или Атмана). Дханвантари-бог-врачеватель, появившийся из молочного океана. Дхарани-супруга Рамы. дхарма-высший залог мироздания и нравственный кодекс для любого члена общества. Дхатри и Видхатри-здесь: сыновья Бхригу и Кхьяти; в эпосе-пара бо- жеств, выступающая как ипостаси Брахмы. Дхатри-Установитель, здесь: имя Брахмы (или Вишну) как установителя, творца мира; имя одного из адитьев. Дхрува-царевич, сын царя Уттанапады, превращенный Вишну в награду за свой аскетический подвиг в Полярную звезду; теистическая персонификация Полярной звезды; наименование Полярной звезды. Дхуморна-супруга бога Ямы. 223 жизненное дыхание (прана)-жизненная сущность, высший принцип жизнеде- ятельности, во мн. числе-различные воздушные токи внутри организма. Заблуждение (Моха)-благодаря мировой иллюзии-майе все живые существа находятся в заблуждении относительно истинной сущности всех вещей, мира, бога. Знание (Джняна)-высшее мистическое невербальное познание истинной, по традиционным представлениям, сущности мира (весь мир-это единый Ат- ман-Вишну в его бесчисленных образах). Золотой зародыш (Хираньягарбха)-здесь: имя Вишну как персонификация мира в образе мирового яйца или зародыша. И Иллюзия-майя-см. майя. Индрани-супруга бога Индры. Индрии-см. органы чувств. Источник первоэлементов (бхутади)-один из компонентов развертки Атма- на, субстанция, из которой происходят пять первоэлементов. Ишана-здесь: имя одного из рудр; также имя Шивы. И Йога-комплекс ментальных и физических действий, направленных на дос- тижение единения индивидуального начала и Бога (Атмана). йогин-индивидуум, ведущий образ жизни, предписанный для подвижников; аскет. йоджана-мера длины, равная 13-14 км. Калака-мать данавов Калаканджей, супруга Кашияпи, дочь Вайшванары. Кайласа-горный хребет, часть Гималаев. Камадудха (Камадух)-корова, <исполняющая желания> (т.е. из которой можно выдоить все, что желаешь), в небесном мире Индры. Канду-великий риши, знаток Вед; его аскетические подвиги устрашили правителя небес Индру. Канду-отшельник, совершавший аскезу на берегах Гома-ти. Кала-теистическая персонификация времени, символизирующая вектори- альную направленность времени-от начала творения к его концу; время. кала-единица времени. Калаканджи-демоны-дайтьи, сыновья Кашьяпы и его супруги Калаки. кальпа-период времени от творения мира до его разрушения; день Брах- мы. Капила-великий мудрец. Каратель Паки (Пакашасана)-имя Индры. карттика-название месяца (соответствует октябрю-ноябрю). Картикея-имя бога войны Сканды, который считался сыном Криттик (Пле- яд), сыном Шивы и Парвати, а также сыном Агни и Ганги. Кауштубха-мифический драгоценный камень. Качество (гуна)-три основных психофизических аспекта первичной мате- рии (пракрити): Благость (саттва) маркирует светлое, благое начало, Страстность (раджас, теджас) маркирует активное побудительное начало; Косность (тамас) маркирует темное, инертное начало. каштха-единица времени. Кешава-Волосатый, здесь: имя Вишну. 224 225 киннары-разновидность небесный певцов и музыкантов, сопровождающих Куберу. Косность-см. Качества. Крату-великий риши, один из семи сыновей Брахмы. Крита (юга)-см. юга. Криттики-созвездие Плеяд, шесть жен семи великих мудрецов, олицетво- ряющих звезды Большой Медведицы; считаются матерями Сканды. Кришна-Черный, здесь: одна из основных аватар Вишну. Кубера-бог бо- гатств. Кумара--<Юный>, одна из ипостасей бога войны Сканды в образе прекрас- ного юноши; Кумара считается сыном Агни и автором некоторых ведийских гимнов. Кухака-один из великих змеев; фигурирует в мифе о Прахладе. куша-трава, использовавшаяся в ведийском ритуале. кушманды-группа де- монов-асуров. Кшама-супруга великого мудреца Пулахи. кшатрии-см. варны. Кхьяти-супруга великого мудреца Бхригу. Л Лавана-демон-ракшас, сын Мадху. Лакшми-богиня счастья и богатства, супруга Вишну (=Шри). Лотосоокий-одно из распространенных имен Вишну, особенно характерное для позднего вишнуизма. лук-шарнга-см. Шарнга. Магадха-божественный певец-панегирист, выступает в паре с Сутой. Магхаван-Даритель, имя Индры. Мадхава-патронимическое наименование предводителя племени ядавов по их предку-Мадху; здесь-имя Вишну. Мадхави-имя Земли как супруги Мадхавы (Вишну). Мадху-демон-дайтья, убитый Вишну; отсюда имя Вишну-Мадхусудана (губи- тель Мадху). Майтрея-здесь: царь-брахман, ученик и собеседник мудреца Парашары. майя-мировая иллюзия, окутывающая разум живых существ и препятствую- щая постижению ими истинной сущности мира(=Атмана). Мандара-гора в Гималаях, не имеет четкой локализации В мифе о пахта- нии молочного океана Мандара используется как мутовка. Ману-общее название четырнадцати мифических прародителей человечества и всего живого, периоды правления каждого из которых (манвантары) насту- пают один за другим. манвантара-см. Ману. мантра--здесь: заклинание, формула, возглашаемая при об рядах. Мариша-дочь деревьев и Сомы, супруга десяти Прачета-сов. Маричи-великий патриарх, один из мудрецов-риши, сотворенный Брахмой, глава божеств ветра марутов, отец. мудреца Кашьяпы. маруты-божества ветра и бури, спутники Индры; ведут свое происхожде- ние от Рудры. марутваты-<сопровождаемые ветрами>, т.е. Индры-в Пу-ранах-изредка упоминаемый разряд божеств, может смешиваться с богами ветра-марутами. Матхура-легендарная столица племени ядавов, знаменитое место паломни- чества на берегу Джамны. Махадева-здесь: имя одного из рудр; также имя Шивы. Махешвара-Великий Правитель; здесь: Шива. Махендра-Великий Индра, имя Индры. махораги-см. демоны-змеи. Медхаса-одно из имен Вишну. Меру-мифическая гора, обитель богов; символизирует мировую ось. Нирвана-см. Освобождение. нишады-общее название для северо-индийских аборигенных племен. Носитель палицы, меча и диска-имя-эпитет Вишну (см. Держатель пали- цы...). ньягродха-Indian fig,-в текстах Пуран и Упанишад символический образ мирового дерева. Обладатель Ваджры-Индра. Обладатель Пинаки-Вишну. Обладатель ракови- ны, диска и палицы-Вишну. 0м-священный слог, которым начинаются и оканчиваются многие сак- ральные тексты. органы чувств (индрии)-все, чем человек воспринимает внешний мир (ко- жа-осязание, нос-обоняние, глаза-зрение, ноги-ходьба и пр.); в одном ря- ду с органами чувств часто упоминается разум (манас), который анализиру- ет информацию, собранную органами чувств. Освобождение-мокша, мукти, вимукти, редко-нирвана- идеал религиозного освобождения, сущность которого в слиянии индивидуального начала дживат- мана с высшим первоисточником бытия Атманом, избавление от причин- но-следственной зависимости кармы и выпадение из круговорота бытия-сан- сары. Павака-имя бога огня Агни. Павана-имя бога ветра Ваю. Парвати-здесь: имя супруги Шивы. пара-период жизни Брахмы (100 лет Брахмы). парардха-период, равный половине жизни Брахмы (50 лет Брахмы). Парашара-здесь: великий мудрец, сказитель Вишну-пураны. Парджанья-бо- жество дождя. 229 мировое яйцо (брахманда)-образное изображение мира (т.е. трех миров в системе индуизма) как яйца зародыша; синоним <Золотого зародыша> (Хи- раньягарбха). млеччхи-<иноземцы>, общее обозначение всех племенных, как правило, неарийских племен (в Пуранах употреблен как синоним нишады). Мрикан- ду-отец Маркандеи. Мритью-персонификация смерти. Муни-мать-прародительница апсар, супруга мудреца Кашьяпы. мухур- та-единица времени. мухуртаджи-<порожденные Мухуртой>, трое божеств времени, сыновья Му- хурты. наги-мифические змеи-оборотни; см. демоны-змеи. Нараяна-здесь: одно из имен Вишну. Нара-святой мудрец, вместе с Нараяной (Нара-Нараяна)- парное воплоще- ние Вишну. Нарада-мудрец-риши, посланец богов. Нарасимха-человек-лев,-здесь: од- на из аватар Вишну; фигурирует в мифе о Прахладе. Нармада-священная река в древней Индии, одно из наиболее известных мест паломничества. нары-человекообразные духи, спутники Куберы. настав- ник (гуру)-духовный руководитель. Неведенье (Авидья)-антипод понятия Ве- денья (см.). Незнание (Аджняна)-отсутствие истинного Знания, т.е. Знания сущности Атмана. нектар бессмертия (амрита)-божественный напиток, который боги и асуры получили при пахтании молочного океана. Наватакавачи-демоны-дайтьи, рожденные в роде Прахла-ды. Нила-название горы (локализация неопределенна). нимеша-единица време- ни. 228 пандиты-ученые, знатоки священных текстов. Париджата-чудесное дерево в небесном царстве Индры. Пауломы-демоны, сыновья мудреца Кашьяпы и его супруги Калики. Соглас- но этим представлениям они могли летать по воздуху и обитали в золотом граде Хираньяпуре. патала-здесь: общее название подземных миров, где обитают асуры. Пашупати-здесь: имя одного из рудр; также имя Шивы. первичная материя (пракрити)-один из основных компонентов развертки Атмана. первоэлементы-компоненты развертки Атмана, тесно связанные с аспектом Самосознания (ахамкара): пространство, воздух, огонь, вода, земля. Пинака-чудесный лук Шивы. пишачи-разряд демонов, пожирателей трупов. Познавший поле-здесь: одно из обозначений высшего духовного начала. питары-праотцы, предки, обитают в одном из надземных миров. Повелитель богатств-имя Куберы. Покровитель вод-Варуна. Повелитель патриархов-Брахма. Покровитель мира (Джаганнатха)-здесь: имя Вишну; в поздних Пуранах может быть также именем отдельного божества. Правитель-Ишвара, имя Вишну как побудительного начала во вселенной. Праджапати-Патриарх, здесь: имя Брахмы как прародителя всех существ. пралайя-конец, гибель мира; происходит периодически; после нее начи- нается очередной цикл творения и существования мира. Прамлоча- апсара, нарушившая аскезу риши Канду. Прахлада-преданный почитатель Вишну, сын царя дайть-ев Хираньякашипу, герой одной тля известных легенд о подвигах Вишну. Прачетасы-десять великих подвижников, совершавших 10 тысяч лет аскезу в водах океана, сыновья царя Прачинабар-хиса. Прачинабархис-царь, отец десяти великих подвижников Прачетасов. предбытие мира-самьяма-состояние, когда мир распадается на составные первоэлементы, предметы лишаются конкретных признаков (формы, цвета и пр.). В этом состоянии мир пребывает во время ночи Брахмы; синоним кон- ца, разрушения мира (пралайя). предматерия (прадхана)-один из первых основных компонентов развертки Атмана как внешнего мира. Пожиратель жертвоприношений-Хуташана-одно из имен бога огня Агни. Прити-супруга великого мудреца Пуластьи. Притхиви-дочь (царя) Притху, имя богини Земли. Притху-благочестивый царь; согласно мифу, он на благо людям подоил Землю в образе коровы; сын царя Вены. Пуластья-великий риши, один из семи сыновей Брахмы, считается праро- дителем ракшасов. Пулаха-великий рищи, один из семи сыновей Брахмы. пулинды-племя, обитавшее в районе современного Бун-делькханда, в Пу- ранах-синоним нишады, млеччхи. Пулома-мать данавов Пауломов, супруга Кашьяпы, дочь Вайшванары. Пураны-произведения древнеиндийской литературы, основным содержанием которых является изложение доктрины индуизма на фоне богатейшего энцик- лопедического материала (по истории, литературе, философии, прикладным наукам Древней Индии). Пуруша-внутреннее духовное начало, пребывающее в каждом предмете, су- ществе, явлении. 230 Пуруша жертвоприношения-яджняпуруша-высшее духовное начало в ритуале жертвоприношения, дух жертвоприношения. пуруши-духовные сущности любого существа, предмета, явления. Пурушоттама-Высший Пуруша, высшее духовное начало, синоним Атма- на(=Вишну). путь возврата (нирвритти)-любая психическая и физическая дея- тельность, ведущая к достижению Освобождения, т.е. к возврату (единению) индивидуального начала (дживатмана) с Атманом(=Вишну). путь странствий (правритти)-любая психическая и физическая дея- тельность, ведущая к выработке кармы и, таким образом, способствующая пребыванию существа в круговороте бытия (сансара). Пушан-здесь: имя одного из адитьев; бог солнца. Пушкара-известное место паломничества (Аджмер). Рагхава-одно из имен Рамы. Рави-Солнце. разум (манас)-здесь: космический разум, один из компонентов развертки Атмана. ракшасы-демоны-людоеды. Рама-герой эпоса Рамаяны, одна из аватар Виш- ну. Рагхава-имя Рамы (сына Дашаратхи) как одного из потомков Рагху. Расатала-название одного из подземных миров, где обитают асуры. Ригведа-Веда гимнов, древнейший памятник индийской словесности. ричи-божества мантр, обожествленные стихи Ригведы. Рудра-Ревун, Грозный-здесь: имя божества, часто отождествляемое с Ши- вой. рудры--одиннадцать (иногда-восемь) божеств, возникших от бога Рудры и персонифицирующих его различные ипостаси. Обычно считаются сыновьями Брахмы и Сурабхи или Кашь-япы и Сурабхи. В Пуранах имена рудр значи- тельно варьируются, что объясняется заимствованием их от 1008 имен Руд- ры-Шивы. Рукмини-супруга Кришны. риши-мудрецы, сказители ведийских гимнов. Савитар-Порождающий,-здесь: одно из имен бога солнца Сурьи. садхьи-группа из десяти-двенадцати божеств, персонифицирующих жерт- воприношения и гимны Вед. Санака-один из великих мудрецов, сыновей Брахмы. Самаведа-Веда мелодики, правил реситации ведийских гимнов. Самбхути-супруга великого мудреца Маричи. Самосознание (ахамкара)-здесь: космическое самосознание, один из ком- понентов развертки Атмана, включает в себя (в качестве составляющих) первоэлементы, органы чувств и богов-покровителей органов чувств. сандхья-период времени, предшествующий чатуръюге. Самхлада-сын Хи- раньякашипу, брат Прахлады. Санандана-Наделенный радостью, один из семи (иногда четырех) сыновей Брахмы, рожденных от разума. сандхъянша (сандхьяншака)-период времени, следующий за чатуръюгой. Саннати-супруга великого мудреца Крату, мать шестидесяти тысяч вал- лакхальев. сансара-круг бытия, в котором <вращается> индивидуальное начало (джи- ватман), которое в соответствии со своей кармой бесконечно рождается в различных обличьях в земных, надземных или подземных мирах. Сарасвати-здесь: имя Лакшми как богини-покровительницы искусств и на- ук. 232 233 Сарасвата-святой мудрец. самьяма-см. предбытие мира. Свадха-теистическая персонификация жертвоприношения питарам; супруги питаров (агнишваттов и бархишадов). Сварочиша-имя второго ману, правителя второй манванта-ры. семь риши-семь великих патриархов, сыновья Брахмы, порожденные из его разума: Маричи, Ангирас, Атри, Пу-ластья, Пулаха, Крату, Васиштха; семь риши могут быть также персонификацией созвездия Большая Медведица. Сваха-теистическая персонификация жертвоприношения богам; супруга Аг- ни; возглашение, которым сопровождают мантру, произносимую при возлиянии топленого масла в огонь. сиддхи-небожители, достигшие духовного совершенства и способные тво- рить чудеса. Симхика-дочь мудреца Кашьяпы и богини Дити, супруга Випрачитти. Сита-супруга Рамы. Смрити-супруга великого мудреца Ангираса. Совершитель ста жертвопри- ношений-имя Индры. Сознание (буддхи)-здесь: космическое сознание, просветление, один из компонентов развертки Атмана. Сударшана-мифологическая персонификация боевого диска Вишну, одного из его основных атрибутов. Сома-теистическая персонификация Луны; луна как светило. сома-вероятно, горная эфедра; сок сомы обладал наркотическими свойствами и широко использовался в ведийском ритуале. Страстность-см. Качества. Супарна-Прекраснокрылый, имя Гаруды. Сурабхи-мать-прародительница коров и буйволов, входит в одну группу из пяти матерей-прародительниц, являющихся супругами мудреца Кашьяпы: Сурабхи, Ира, Кхаса, Муни, Аришта. В традиционной индуистской мифологии Сурабхи из- вестна как волшебная корова, исполнительница желаний, родившаяся из молочного океана при пахтании. Супруг Шачи-имя-эпитет Индры. Сунити-мать Дхрувы. Суручи-сводная мать Дхрувы, любимая супруга царя Ут-тананады. Сурья-бог Солнца, солнце как светило. Сута-божественный певец-панегирист; выступает в паре с другим пев- цом-Магадхой. Т Танматра-зародыш, нераскрытое начало каждого определенного первоэле- мента, тончайшая субстанция, наделенная потенциальной способностью к развитию. Насчитывается пять танматр: звук, осязание, цвет, вкус, запах; они соответственно соотносятся с пятью первоэлементами: пространство, воздух, огонь, вода, земля, как их маркирующие качества. Такшака-один из великих мифических змеев, потомок мудреца Кашьяпы и его супруги Кадру; фигурирует, в частности, в мифе о Прахладе. Тваштри-творец, здесь: имя одного из одиннадцати рудр; имя одного из двенадцати адитьев. три мира-т.е. земные, надземные и подземные миры. тридцать богов-общее условное название для <второстепенных> богов, подданных Индры, в большинстве своем персонифицирующих природные феноме- ны: огонь, воду, воздух, солнце, луну и пр. тушиты-группа из двенадцати божеств, которым из-за проклятия Брахмы предстояло рождаться в различных ман-вантарах как различные группы бо- гов: то как садхьи, то как адитьи и др. У Ума-одно из имен богини Шри. Упанишады-философские трактаты древнеиндийской традиции, содержащие основные идеи и термины, которые по- 234 лучили свое концептуальное оформление в Пуранах в форме индуистской доктрины. Ураги-см. демоны-змеи. Урджа-супруга великого мудреца Васиштхи. Угра-здесь: имя одного из рудр; также имя Шивы. Уттама-царевич, братДхрувы. Уттанапада-царь, отецДхрувы. Уччайхшравас-чудесный белый конь 6'ога Индры. Ушанас-мудрец, сын Бхригу, наставник богов и асуров. Х хавис-жертвоприношение, при котором очищенное масло (зерно и пр.) сжигается в огне. Хара-Сносящий, Разрушитель, имя Шивы; имя одного из одиннадцати рудр. Хари-здесь: одно из основных имен Вишну; часто употребляется в паре с именем Шивы-Хара; сочетание Хари-Хара персонифицирует единство созида- тельного и разрушительного начал в одном высшем боге. Хираньягарбха-Золотой зародыш, имя-эпитет Вишну как персонификации мирового яйца. Харьяшвы-пять тысяч сыновей Дакши; по совету мудреца Нарады они отп- равились бродить по свету с целью обрести мудрость и погибли. Хираньякашипу-могущественный царь дайтьев, противник Вишну, отец пре- данного почитателя Вишну Прахлады. Хираньякша-царь дайтьев, сын мудреца Кашьяпы и богини Дити, дядя зна- менитого почитателя Вишну Прахлады. Хришикеша-здесь: имя Вишну. Царь богатств-Кубера. чакра-знак, символизирующий круговорот бытия-санса-ру, изображавшийся в виде круга; боевой диск. чакравартин-вращающийся круг бытия, великий царь, царь мира. Чакшуша-Ману, правитель шестой манвантары, принадлежит к роду Дхрувы. чатуръюга-см. юга. Ш Шабалашвы-тысяча сыновей Дакши; следуя совету мудреца Нарады, они, также как и их братья Харьяшвы, отправились во все четыре стороны света с тем, чтобы познать размеры земли и не вернулись. шакти-см. энергия-шакти. Шакра (Могучий)-имя Индры, часто встречается в Пуранах. Шамбара-маг и волшебник, сын мудреца Кашьяпы и богини Дану. Шанкара-Усмиряющий или Умиротворяющий, имя-эпитет Шивы. Шарва-здесь: имя Шивы; имя одного из рудр. Шарнга-роговой лук, оружие Вишну. Шаури-здесь: имя Вишну. Шива-бог-разрушитель, один из основных богов индуизма; здесь: персо- нифицирует разрушительную ипостась Вишну. Шива-энергия Шивы, персонифицированная в образе его супруги; В Пура- нах-имя супруги Анилы (Ветра). Шастры-общее название для научного трактата по любой отрасли знания: литературе, медицине, астрономии и пр. Шатругхна-губитель врагов, герой, победивший могучего демона-ракшаса Лавану. Шри-богиня счастья и богатства; в текстах Пуран идентифицируется с богиней Лакшми как супругой Вишну. шриватса-знак на теле индивида, свидетельствующий о его особой отме- ченности; часто-крутой завиток на правой стороне груди, священный символ вишнуитов. шудры-см. варны. энергия-шакти-один из основных видов творческой энергии, побуждающей мир(=Атман) к развитию. Ю юги-четыре периода в индийской космогонии (соответственно Крита, Тре- та, Двапара и Кали), совокупность которых составляет чатуръюгу, или <ве- ликую югу>; начало и конец. каждой юги маркируются соответственно творе- нием и разрушением мира. Я Ядавы-племя, к которому принадлежал Кришна. Яджурведа-Беда жертвенных формул. якши (ж.р. якшини)--- хтонические существа, стражи сокровищ бога Ку- беры. Яма-бог смерти, владыка царства умерших. Ямуна-современная Джамна, одна из крупных рек Индии. ямы-двенадцать божеств в манвантаре Ману Сва- ямбхувы. БИБЛИОГРАФИЯ 1. Абхенанда 1978. S.Abhenanda. The Upanishadic Doctrine of the Self. New Delhi, 1978. 2. Абботт 1984. J.Abbott. Indian Ritual and Belief. New Delhi, 1984. 3. Авалон 1913. A.Avalon. Hymns to the goddess. London, 1913. 4. Амброис 1982. Y.Ambroise. The hindu concept of space and time structuring the day to day life of man. Social compass Louvaiii-la-Neuve, 1982, vol. 29, N 4. 5. Бентлей 1899. John Bentley. On the Antiquity of the Surya Siddhanta and the Formation of the Astronomical Cycles there is Contained. As. Res., N 7, 1899. 6. Блау 1903. A.BIau. Das Bharatopakhyana des Vi?nu-Purana, Beitrage zur Bucherkunde und Philologie. Lpz., 1903. 7. Бонгард-Левин 1980. Г.М.Бонгард-Левин. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, ре- лигия. М., 1980. Библиография не предназначена охватить весь круг литературы по теме исследования, но содержит только те работы, на которые имеются ссылки. Подробнее о библиографии по индуизму см., наприм.: Васильков, Невелева 1987; Бонгард-Левин 1980; Мезенцева 1985; Рыбаков 1981; Семенцов 1981. 8. Бхандаркар 1913. R.G.Bhandarkar. Vaisnavism, Saivism and Minor Religions Systems. Strassburg, 1913. 9. Бюрнуф 1840. Le Bhagavata Purana ou histoire poetique de Krichna, tr. et public par Eugene Burnouf. Paris, 1840. 10. Вайдья 1930. C.V.Vaidya. History of Mediaeval India. Delhi, 1930. 11. Васильков, Невелева 1987. Я.В.Васильков, С. Л. Невелева. Махабхарата. Книга третья. Лесная (Араньякапарва); перевод с санскрита, предисловие и комментарий. М., 1987. 12. Вигасин, Самозванцев 1984. А.А.Вигасин, А.М.Самозванцев. <Артхашастра>. Проблемы социальной структуры и права. М., 1984. 13. Вильсон 1840. H.H.Wilson. The Vishnu Purana a System of Hindu Mythology and Tradition. Tr. from the Original Sanskrit and Illustrated by Notes derived chiefly from other Puranas. Vol. 1--5. London, 1840-1848. 14. Вильсон 1861. H.H.Wilson. The Vishnu Purana a System of Hindu Mythology and Tradition. With Introduction by R.C.Hazra. Calcutta, 1961. 15. Вильсон 1864. H.H.Wilson. Works of the Late H.H.Wilson, vol. VI-X. London, 1864-1877; переиздано: Delhi, 1981-82. 16. Винтерниц 1908. M.Winternitz. Geschichte der indischen Literature. Leipzig, 1908. 17. Винтернитц 1963. History of Indian Literature. Univ. of Calcutta, 1963, vol. I, pt. 1-2. 18. BH 1903. Vi$nu Purana. Beng. tr., Pancanana Tarkaratna. Calcutta, 1907. 19. BH 1906. Vi$nu Purana. Bombay, 1906. 20. BH 1927. Visnu Purana. Bombay, 1927. 21. ВП 1933. Visnu Purana. Hindi tr., Munilal Gupta. Gorakhpur, 1933. 22. BH 1980. Visnu Purana. Delhi, 1980. 23. Гаил 1969. A.J.Gail. Bhakti in Bhagavatapurana, Religionsgeschichtlic-he Studie zur Idea der Gotleshebe in Kult und Mystic der Vis-nuismus. Wiesbaden, 1969. 24. Гаил 1969. A.J.Gail. Buddha als Avatara Visnus im Spiegel der Puranas. ZDMG.Suppl.l,6,3.1969. 25. Гельднер 1889. K.F.Geldner, R.Pischel. Vedische Studien. Stuttgart, 1889, Bd. 1. 26. Глазенапп 1915. H.GIasenapp. Die Lehre von Karman. Bonn, 1915. 27. Гупта 1978. Sh.N.Gupta. The Indian Concepts of Values. New Delhi, 1978. 28. Гонда 1966. J.Gonda. Loka. World and Heaven in the Veda. Amsterdam, 1966. 240 29. Гонда 1970. J.Goiida. Vishnuisni and Shivaisni. A Comparison. London, 1970. 30. Дасгупта 1922. S.Dasgupta. A History of Indian Philosophy. CUP, 1922, vol. 1. 31. Дасгупта 1933. S.Dasgupta. Indian Idealism. Gambr. Uni-v. Press, 1933. 32. Датт 1912. M.N.Dutt (ed.). A Prose English translation of the Vishnupu-ranam (based on professor H.H.Wilson's Translation). Calcutta, 1812. 33. Даял 1983. Harendra Dayal. The Visna Purana. Dellii, 1983. 34. Дикшитар 1950. V.R.Ramachandra Dikshitar. The Age of Vishnu Purana. IHQ, X 13,1950. 35. Днкшитар 1951. \'.R.Ramachandra Dikshitar. The Purana Index. Madras Univ., 1951-55, vol. I, p.27. 36. Деуссен 1891. Deussen. Philosophy of theUpanishads. CUP, 1891. 37. Еггелннг 1887. J.Eggeling. Catalogue of the Sanskrit Manuscripts in the Library of the Indian Office. London, 1887-1904, vol. 6. 38. Кнрфе.-ib 1920. W.Kirfel. Die Cosmographie der Inder. Bonn, 1920. 39. Кане 1930. P.\'.Kane. History of Dharmasastra.Poona. 1930-1950. 40. Кантвала 1970. S.G.Kantwala. The Puranas and Epics as Sourses of Religions, Social and Cultural History of India. JL'P, \ 19, 1970. 41. Катре 1940. S.Z.Katre. Avataras of the Gods. Allahabad, 1940. 42. Кейт 1935. A.B.Keith. Catalogue of the Sanskrit and Prakrit Manuscripts in. the Library of the Indian Office. Oxford Univ. Press, 1935, vol. 2, pt. II. 43. Клочков 1983. И.С.Клочков. Духовная культура Вавилона. М., 1983. 44. Ковард 1982. H.G.Coward. Time (Kala) in Bhartriharis <Vakyapadiya>. JIPh, Dortrecht, 1982, vol. 10, N 3. 45. Косамби 1962. D.D.Kosambi. Myth and Reality. Bombay, 1962. 46. Костюченко 1983. В.С.Костюченко. Классическая веданта и неоведантизм. М., 1983. 47. Кусто 1986. Ж.И.Кусто, Паккале И. В поисках Атлантиды: пер. с франц. Щербакова В.И. Золотой чертог Посейдона. М., 1986. 48. Лимберт 1969. G.Limbert. Beitrag zur des Frage des Polarsterne in der Al-tindischen Literature. ОС, Uppsala, 1969. 49. Лойманн 1894. E.Leumann. Die Bharata Sage. Erste Theil. ZDMG, N 48,1894. 50. Макфие 1926. J.M.Macfie. The Vishnu Purana. A Summary with Introduction and notes. Madras, 1926. 51. Малкани 1933. G.R.Malkani. Ajnana. London. 1933. 52. Мани 1979. V.Mani Puranic Enciclopaedia. Delhi, 1979. 53. Махадеван 1971. T.M.P.Mahadevan. Advaita in the Visnu-puraiia. Poona 1971. ???Visnu или Voshnu - см. выше??? 54. Махадеван 1974. T.M.P.Mahadevan. Invitation to Indian Philosophy. New Delhi, 1974. 55. Мезенцева 1985. О.В.Мезенцева. Роль индуизма в идеологической борьбе современной Ин- дии. М., 1985. 56. Мехендале 1970. M.A.Mehendale. The Puranas: The History and Culture of the Indian People. Vol. 3. The Classical Age. Bombay, 1970. 57. Невелева. Мифология древнеиндийского эпоса (пантеон). М., 1975. 58. Островская 1989. Аннамбхатта. Тарка-Санграха (свод умозрений). Тарка-Ди-пика (разъяс- нения к своду умозрений). Перевод с санскрита, введение, комментарий и историко-философские исследования Е.П.Островской. М., 1984. 59. Паргитер 1922. F.E.Pargiter. Ancient Indian Historical Tradition. Oxford UP, 1922. 60. Патил 1946. D.K.Patil. Cultural History of the Vayu Purana. Poona, 1946. 61. Патхак 1980. M.M.Pathak. Pitamaha-yajna and the Origin of Sutas and Ma-gadhas according to the Visnupurana. Puranam, N 22, 1980. 62. Паул 1905. A.Paul. Krischnas Weltengang ein indischer Mythos in zwan-zig Andachten aus dem Vischnupuranam ubertragen Munchen, 1905. 63. Посова 1984. T.K.Possova. Gross Elements in the Cosmology of Early Hinduism. Summaries of Papers presented by Soviet Scholars to the VI World Sanskrit Conference. М., 1984. 64. Посова 1986. Т.К.Посова. О содержании понятия <мокша> в Вишну-пу-ране. Сб.: ПП и ПИКНВ, 1985, ч. 1, М., 1986. 65. Посова 1987. Т.К.Посова. Сюжет о драгоценных камнях в Гаруда-пура-не. Сб.: ПП и ПИКНВ, 1987. 66. Посова 1988. Т.К.Посова. Космология раннего индуизма (по материалам Вишну-пураны). НАА, М., 1988, №3. 67. Ригведа 1972. Ригведа. Избранные гимны. Перевод, комментарий и вступительная статья Т.Я.Елизаренковой. М., 1972. 68. Рой 1968. S.N.Roy. On Comparative Chronology of the Visnu and Bha-gavata Puranas. Purana, N 10, 1968. 69. Роше 1986. L.Rocher. The Puranas. Wiesbaden, 1986. 70. Рыбаков 1981. Р.Б.Рыбаков. Буржуазная реформация индуизма. М., 1981. 71. Семенцов 1981. В.С.Семенцов. Проблемы интерпретации брахманической прозы: ритуальный символизм. М., 1981. 244 83. Хольцман 1895. A.HoIzmann. Das Mahabharata und seine Theile. Kiel, 1895. Bd. 4. 84. Хопкинс 1963. I.J.Hopkins. The Vaisnava Bhakti Movement in the Bhagava-ta-purana. N.Y., 1963. 85. Шак 1877. A.F.Graf of Schack. Stimmen vom Gangas. Stuttgart, 1877. 86. Шанкара 1909. The Brahmasutra-Shankara Bhasyam. Bombay, 1909. 87. Шастри 1922. Bh.K.Shastri. The Bhakti Cult in Ancient India. Calcutta, 1922. 72. Смит 1924. V.A.Smith. Early History of India. Oxford UP, 1924. 73. Темкин, Эрман 1985. Э.Н.Темкин, В.Г.Эрман. Мифы Древней Индии. М., 1985. 74. Томас 1981. J.J.Thomas, Altizer. Nirvana as a Negative Image of God. Buddhist and Western Philosophy, ed. by Nathan Katz. New Delhi, 1981. 75. Топоров 1967. В.Н.Топоров. К реконструкции мифа о мировом яйце (на материале русс- ких сказок). Ученые записки Тартусского гос. унив. Тарту, вып. 198, 1967. 76. Упанишады. Перевод с санскрита, предисловие и комментарий А.Я.Сыркина. М., 1967. 77. Фаркухар 1970. J.N.Farquhar. An Outline of the Religions Literature of India. Oxford UP, 1970. 78. Флаверти 1982. Karma and Rebirth in Indian Tradition. Ed. N.D.O'Flaverty. Univ. of California, 1982. 79. Хазра 1936. R.Ch.Hazra. TheDateoftheVisnuPurana.ABORIN18,1936-37. 80. Хазра 1940. R.Ch.Hazra. Studies in the Puranic Records on Hindu Rites and Customs. Dacca Univ., 1940. 81. Хазра 1962. R.Ch.Hazra. The Upapuranas. The Culturul Heritage of India, vol. 2. Calcutta, 1962. 82. Хириянна 1976. M.Hiriyanna. Outlines of Indian Philosophy. Bombay, 1976. СПИСОК СОКРАЩЕНИИ ТайттрУ-Тайттрия-упанишада. Хв-Харивамша. ЧхУ-Чхандогья-упанишада. Шбх-Шатапатха-брахмана ШвУ-Шветашватара-упанишада. ШП-Шива-пурана. ББ-Брахмасутра-бхашья (Шанкара). ГВ-Гораций Вильсон, ВП 1840. К-Тра- диционный комментарий. НА-Народа Азии и Африки. ПП и ПИКНВ--Письменные памятники и памятники истории культуры народов Востока. СК-Санкхья-карика. Т: -транскрипция ABORI-Annal АгП--Агни-пурана. БрахмавайвП-Брахмавайварта-пу рана. БрУ-Брихадараньяка-упанишада. БхГ-Бхагавадгита. БхП-Бхагавата-пурана. ВарахаП-Вараха-пурана. Ва- юП-Ваю-пурана. ВП-Вишну-пурана. ГП-Гаруда-пурана. Дбхп--Девибхагава- та-пурана. ДжУ-Джабала-упанишада КауУ-Каушитаки-упанишада. КатхаУ-Кат- ха-упанишада. КП-Курма-пурана. ЛП-Линга-пурана. МаркП-Маркандся-пурана. МП-Матсья-пурана. МайтриУ-Майтри-упанишада. МаханарУ-Маханараяна-упани- щада. Мбх-Махабхарата. МД-Мокша-дхарма. МДш-Манава-дхармашастра. МуУ-Мундака-упанишада. ПП-Падма-пурана. ПрашнаУ-Прашна-упанишада. Рам-Рамаяна. РВ-Ригведа. |
|