1607
|
Царь Василий Шуйский по
совету патриарха Ермогена вызывает из монастырского затвора патриарха Иова,
чтобы тот дал народу прощение за все совершенные измены после всенародного
поста.
Появление Лжедмитрия II,
также имевшего инструкции из Рима относительно внедрения унии в
России.
Тушинские мятежники
подвергают жестоким гонениям, пыткам и казням священнослужителей, отказавшихся
признать Лжедмитрия II.
|
1608-1610
|
Героическая защита
Троице-Сергиевой лавры от безуспешно осаждавших ее польских
войск.
|
1611
|
За отказ в сотрудничестве
захватившие Москву поляки затачивают патриарха Ермогена в Чудов
монастырь.
|
1612
|
Преставление патриарха
Ермогена.
Настоятель Троице-Сергиевой
лавры архимандрит Дионисий распространяет воззвания к русским людям подняться на
борьбу с польско-литовскими захватчиками, искоренявшими православие в
захваченных ими городах и уездах.
К русским войскам, осаждавшим
засевших в Кремле поляков, прибывает из Казани копия иконы (или оригинал)
новоявленной Казанской Божией Матери.
Митрополит Филарет, глава
русского посольства в смоленском лагере Сигизмунда, арестован и увезен в
Польшу.
Церковный Собор принимает
решение не избирать патриарха до возвращения митрополита Филарета из польского
плена. На переходное время Русскую Церковь возглавляет владыка Казанский Ефрем.
Начало междупатриаршества.
|
1613
|
После преставления Ефрема
Собор возглавляет митрополит Крутицкий Иона.
|
1613
|
Прославление Феодоровский
иконы Божией Матери (14.03.).
|
1618
|
Архимандрит Троице-Сергиевой
лавры Дионисий, Арсений Глухой и Иван Наседка заканчивают работу по сверке
Потребника с греческими оригиналами и внесению соответствующих
исправлений.
Церковный Собор обвиняет
справщиков в ереси, лишает сана и приговаривает к ссылке.
Митрополит Филарет освобожден
из польского плена.
|
1619
|
Возвращение митрополита
Филарета в Москву.
Собор поставляет Филарета
патриархом. Конец междупатриаршества в России.
Церковный Собор под
председательством Филарета полностью оправдывает архимандрита Дионисия и
остальных справщиков. Положено начало изменению русского обряда по греческому
образцу в Московской Руси.
|
1620
|
Заседания Церковного Собора о
чиноприеме в православие католиков, униатов и православных из Литвы и Польши.
Постановлены жестокие правила перекрещивания исходя из рассмотрения католичества
как серьезной ереси.
Учреждение Сибирской епархии
с кафедрой в Тобольске. Начало систематического просвещения христианством
сибирских народов.
Перенесение Московской
типографии из Кремля на Печатный двор. Положено начало Типографской библиотеке.
Печатается и распространяется во всей России множество церковных
книг.
|
1625
|
Все церкви и монастыри
передаются царским указом под власть патриарха. Суду патриарха подчиняются все
священнослужители (кроме уголовных дел).
После консультации с
патриархами Иерусалимским и Александрийским патриарх Филарет распоряжается
убрать добавку "и огнем" в чине водоосвящения.
|
1627
|
Прения Лаврентия Зизания с
игуменом Илией и справщиком Григорием по поводу составленного Лаврентием
Катехизиса, первого на Московской Руси. По распоряжению патриарха Филарета уже
напечатанный Катехизис не выходит за пределы типографии.
Признание "Учительского
Евангелия" Кирилла Ставровецкого (Транквиллиона) еретическим и сожжение всех
имеющихся копий. Начало массового изъятия из обращения церковных книг,
напечатанных в Литве.
|
1628
|
Указ патриарха Филарета о
проведении переписи всех имеющихся по церквям книг литовской
печати.
|
1632
|
В Москве открывается
греческая церковная школа под руководством грека, архимандрита
Иосифа.
|
1633
|
Преставление патриарха
Филарета.
|
1634
|
Патриархом поставляется
архиепископ Псковский Иоасаф I.
Греческая церковная школа
временно закрывается в связи с кончиной архимандрита
Иосифа.
|
1636
|
Патриарх Иоасаф издает
"Память об исправлении беспорядков в церковном
богослужении".
|
1640
|
Преставление патриарха
Иоасафа I.
|
1641
|
Для сличения текстов с
подлинниками и внесения исправлений во вновь печатаемые книги в Москву
вытребываются ученые справщики из монастырей.
|
1642
|
Патриархом поставляется
архимандрит Симонова монастыря Иосиф.
|
1644
|
Дискуссия в Москве с
лютеранским пастором относительно истинности обливательного крещения, принятого
у лютеран. Одновременно Собор в Константинополе признает лютеранское крещение
неистинным.
Издание в Москве "Кирилловой
книги".
|
1645
|
Зарождение секты хлыстов
(предположительно).
|
1649
|
В Москве напечатан "Малый
Катехизис" Петра Могилы.
Во вновь основанный
Преображенский монастырь прибывает около 30 ученых иноков из Киево-Печерской
лавры и открывают там обучение всех желающих.
Издается "Уложение царя
Алексея Михайловича", ограничившее экономическую, административную и судебную
власть патриарха, архиереев, церквей и монастырей. Обособление Монастырского
Приказа для рассмотрения судебных дел церковных людей.
|
1650
|
Возвращение Холмской епархии
православным по Зборовскому договору.
|
1650-1651
|
Приезд в Москву патриарха
Иерусалимского Паисия со свитой.
Поездка на Восток старца
Арсения Суханова и три диспута о достоинстве Русской Православной Церкви
сравнительно с греческим православием. Обсуждались отличия русского обряда от
греческого-двуперстия, сугубая аллилуйя, многоголосие и т.
д.
|
1651
|
Патриарх Иосиф издает указ о
введении единогласия в церквях, Церковный Собор выносит это решение после
консультаций с Константинополем.
|
1652
|
Преставление патриарха
Иосифа.
Патриархом избирается
митрополит Нижегородский Никон.
Никон переподчиняет Печатный
Двор из ведения Дворцового Приказа в свое и организует еще более масштабное
исправление и печатание церковных книг. По его прямому распоряжению книги
начинают исправлять по греческим образцам.
Перенесение в Москву из
Старицы мощей свт. Иова.
Перенесение в Москву из
Соловков мощей свт. Филиппа Московского.
|
1653
|
Патриарх Никон печатает с
древних рукописей церковно-славянскую Кормчую Книгу.
Перед великим постом Никон
выпускает специальный циркуляр ("Память") о поклонах и троеперстии. Положено
начало церковной реформе. Волнения в Москве, возглавленные протопопами Иваном
Нероновым и Аввакумом. Историческое начало раскола.
По указу Никона закладывается
Иверский монастырь на Валдае.
Ссылка четырех протопопов
(Иван Неронова, Аввакума, Логгина и Даниила) в отдаленные монастыри по
распоряжению Никона.
Старец Арсений Суханов
возвращается из второй поездки на Восток с книгами и докладом ("Проскинитарий"),
подтверждающим расхождение в обрядах между греческим и русским
православием.
|
1654
|
Никон посылает Арсения
Суханова на Восток за старыми греческими книгами, необходимыми для исправления
русских текстов.
Церковный Собор об
исправлении богослужебных книг и обрядов в соответствии с греческими образцами и
славянскими рукописными книгами. Ссылка и заточение Коломенского епископа
Павла.
Прибытие в Россию патриарха
Антиохийского Макария и патриарха Сербского Гавриила, в дальнейшем поддержавших
Никона в его церковной реформе.
Возвращение России
Черниговской епископии.
Перенесение с Афона в
московский Успенский собор Влахернской иконы Пресвятой
Богородицы.
|
1655
|
Никон в Успенском соборе
публично разбивает отобранные у бояр иконы франкского письма.
Церковный Собор принимает
новый служебник, закреплявший исправления в обряде по греческому образцу,
который рассылается по всем церквям.
Собор об освящении воды
только в сочельник праздника Богоявления - по старым греческим образцам. (Собор
1667 года отменил это решение).
Протопоп Неронов, главный
противник патриарха Никона, бежит из заточения, принимает постриг в Москве и
селится в Игнатиевой пустыни.
|
1656
|
Во время недели православия
(24 февраля) в Успенском соборе патриарх Антиохийский Макарий, патриарх Сербский
Гавриил и митрополит Никейский Григорий предают анафеме всех, крестящихся двумя
перстами.
Собор рассматривает и
одобряет переведенную с греческого и изданную патриархом Никоном книгу
"Скрижаль". Собор подтверждает проклятие на неповинующихся Церкви последователей
двоеперстия.
Преставление в заточении
епископа Коломенского Павла, последнего из епископов, придерживавшегося вопреки
реформам Никона богослужебной традиции Стоглава.
Собор о перекрещивании
католиков.
Никон основывает Крестный
монастырь на острове Кие.
Указ о запрещении повторного
крещения католиков.
Заочное обсуждение и
проклятие на Соборе Григория Неронова и его единомышленников. Фактическое начало
русского раскола.
|
1657
|
Примирение патриарха Никона
со старцем Григорием Нероновым и покаяние последнего.
Никон основывает
Воскресенский (Новоиерусалимский) монастырь.
Собор об открытии новых
епархий и исправлении Требника.
|
1658
|
После конфликта с царем
Алексеем Никон слагает с себя патриаршество и удаляется в Воскресенский
Новоиерусалимский монастырь. Начало междупатриаршества.
Местоблюстителем патриаршего
престола ставится Крутицкий митрополит Питирим.
Учреждение Вятской и
Великопермской епископий.
Решение черного Собора
Соловецкого монастыря о неприятии новопечатных исправленных
книг.
|
1660
|
Собор, созванный царем
Алексеем Михайловичем, по делу патриарха Никона постановляет признать Никона
самовольно оставившим престол и приступить к избранию нового патриарха. Однако
исполнено это решение не было.
|
1662
|
Во время литургии в
Воскресенском монастыре Никон проклинает Крутицкого митрополита Питирима,
местоблюстителя патриаршего престола.
Царь Алексей Михайлович
издает указ созвать Собор с участием Вселенских патриархов по делу
Никона.
|
1663
|
Никон пишет книгу
"Возражения" в ответ на выдвигающиеся против него обвинения.
Приговор старцев Соловецкого
монастыря о неприятии новых книг и обрядов.
Силами Епифания Славенецкого
и его Чудовской школы напечатан исправленный вариант Острожской
Библии.
|
1665
|
Симеон Полоцкий основывает
школу в Заиконоспасском монастыре.
|
1666
|
Одиннадцать заседаний Собора
по делу исправления церковных книг и осуждению раскола. Собор отлучает от церкви
протопопа Аввакума, дьякона Федора и попа Никиту за отказ признать исправления в
книгах и обряде и заточает их в Николо-Угрешский монастырь.
Попытки административными
мерами подавить волнения в Соловецком монастыре оканчиваются неудачей.
Прибытие в Москву по
приглашению царя Алексея Михайловича патриарха Александрийского Паисия и
патриарха Антиохийского Макария для участия в церковном суде над
Никоном.
Собор с участием греческих
патриархов по делу Никона. Никон признается виновным по всем пунктам:,
отлучается от патриаршества и заточается в Ферапонтов монастырь. Церковная
власть признана независимой от государства в своей области. Монастырский Приказ
начинает постепенно ликвидироваться (окончательно закрыт лишь в 1677
г.).
|
1667
|
Большой Собор в Москве с
участием греческих патриархов. Закреплены изменения в обряде и отменены решения
Стоглавого Собора и Собора 1662 года о перекрещивании католиков. Все сторонники
старого обряда признаны еретиками и преданы анафеме. Собор призвал подвергнуть
всех их казни. Протопопы Аввакум и Лазарь, дьякон Федор и инок Епифаний сосланы
в Пустоозерский Острог.
Отмена обязательного
монастырского заключения для всех овдовевших священников.
Иноки Соловецкого монастыря
посылают царю челобитную, призывающую не отступать от "старой веры". Патриархом
поставляется архимандрит Троице-Сергиева монастыря Иоасаф
II.
|
1668
|
По приказу царя начинается
военная осада бунтующего Соловецкого монастыря, длившаяся 8
лет.
|
1672
|
Преставление патриарха
Иоасафа II.
Собор об учреждении
Нижегородской епархии.
Патриархом поставляется
митрополит Новгородский Питирим.
Первый случай массового
самосожжения раскольников (около 2000).
|
1673
|
Преставление патриарха
Питирима.
|
1674
|
Патриархом поставляется
митрополит Новгородский Иоаким.
Выход в свет "Синопсиса",
первого учебника истории.
|
1675
|
Церковный Собор, предписавший
немедленное действительное закрытие Монастырского Приказа. Решения о границах
епархий, церковном суде и архиерейском священнослужении.
|
1676
|
Взятие Соловецкого
монастыря.
|
1678
|
Собор о чине шествия на
осляти в Вербное воскресенье.
|
1679
|
Открытие первой школы в
типографском доме.
|
1681
|
Преставление Никона, по
приказу царя Федора перевозимого в Воскресенский монастырь.
Постановление Собора о
передаче раскольников гражданскому суду и об уничтожении старообрядческих
пустынь.
|
1682
|
Собор в Москве об укреплении
православия в связи с расколом.
Учреждение Вятской,
Воронежской, Великоустюжской и Тамбовской епископий.
Народные волнения в Москве с
требованиями восстановить "древнюю веру". Открытый диспут патриарха Иоакима с
вождем старообрядчества Никитой Добрыниным (Пустосвятом). Казнь
Пустосвята.
Восточные патриархи присылают
разрешительную грамоту, повелевающую причислить Никона к лику
патриархов.
Аввакум вместе с
единомышленниками предан огненной казни.
|
1685
|
Принятие царем и боярской
думой гражданского закона, запрещавшего церковный раскол в русском
государстве.
Открытие братьями Лихудами
Славяно-греко-латинской Академии в Богоявленском монастыре.
|
1686
|
Присоединение Киевской
митрополии к Московскому Патриархату и поставление патриархом Иоакимом Гедеона
митрополитом Киевским . Реально вошла в состав патриархата лишь Киевская
кафедра. Кафедры Могилевская, Луцкая, Галицкая, Львовская и Перемышльская
остались в границах Польши и управлялись униатскими епископами.
Академия братьев Лихудов
перемещается в Заиконоспасский монастырь.
Отселение на Дон и в Киев
10000 новокрещенных калмыков для ограждения их от преследований
соплеменниов-ламаистов.
|
1690
|
Полемика о времени
пресуществления Святых Даров. Церковный Собор, осудивший католическую точку
зрения на этот вопрос и запретивший целый ряд сочинений украинских авторов
(Симеона Полоцкого, Петра Могилы, Сильвестра Коссова и других). Предана анафеме
хлебопоклонническая ересь. Победа "греческой" школы.
Инок Евфимий в своем труде
"Остен" дает опровержение латинской доктрины, проникшей в киевские книги. Братья
Иоанникий и Софроний Лихуды печатают "Мечец Духовный" с критикой латинского
богословия.
Преставление патриарха
Иоакима.
Поставление патриархом
митрополита Казанского Адриана.
|
1696
|
Инок Евфимий печатает русский
перевод "Православного исповедания" Петра Могилы.
|
1698
|
Собор о крещении и других
обрядах, совершенных нерукоположенным дьячком Юшком Микляевым (Михеевым), и о
диаконе Петре Артемьеве, принявшем католичество.
|
1700
|
4. Синодальный период (от
кончины патриарха Адриана (1700 г.) до восстановления патриаршества на
Московском Поместном Соборе РПЦ (1917 г.).
|
1700
|
4.1 Период
местоблюстительства (от кончины патриарха Адриана (1700 г.) до учреждения
Святйшего Правительствующего Синода (1721 г.).
|
1700
|
Преставление патриарха
Адриана.
Учреждение Азовской,
Перемышльской и Борисоглебской митрополий.
Указ царя Петра I о
назначении митрополита Рязанского Стефана (Яворского) блюстителем патриаршего
престола. Начало двадцатилетнего периода местоблюстительства.
Открытие в Чернигове
славяно-латинской школы для духовенства свт. Иоанном
(Максимовичем).
|
1701
|
Киево-Могилянская Коллегия
переименовывается в академию.
Учреждение Расправного
Приказа, структуры, аналогичной упраздненному при Алексее Михайловиче
Монастырскому Приказу.
|
1702
|
Основание свт. Димитрием
Ростовским в Ростове духовного училища высших наук.
|
1703
|
Преставление свт. Митрофана
Воронежского (07.08.).
|
1706
|
Открытие Иркутской епархии в
составе Тобольской митрополии.
По приглашению владыки Иова в
Новгород прибывают братья Лихуды и открывают славянскую и славяно-греческую
школы.
|
1707
|
Петр I учреждает особый
приказ по надзору над иконописцами (позднее эти функции отошли к
Синоду).
Софроний Лихуд переезжает в
Москву и возглавляет вновь образованную греческую школу при типографском
доме.
|
1707-1709
|
Просветительская деятельность
школы для инородцев в Казани.
|
1710
|
Закладка Александро-Невской
Лавры.
|
1711
|
Указ о приходских
выборах.
|
1712
|
Открытие Петербургского
Александро-Невского монастыря, настоятелем которого становится архимандрит
Феодосий (Яновский).
Заложение в Петербурге
Петропавловского собора.
По указу Петра I ректор
московской Славяно-греко-латинской академии архимандрит Феофилакт (Лопатинский)
приступает к сверке и исправлению существующего церковнославянского текста
Библии.
|
1713
|
Вскрытие протестанствующей
ереси кружка Дмитрия Тверитинова и Фомы Иванова, существовавшего с 1700
г.
Ересиархи каются перед
сенатским судом и ссылаются в монастыри.
Ересиарх Фома Иванов в
Чудовом монастыре уничтожает икону московского святителя
Алексия.
|
1714
|
Стефан (Яворский) собирает
освященный Собор, предавший протестантствующих еретиков анафеме. Фома Иванов
сжигается на костре.
Стефан Яворский приступает к
написанию "Камня веры", сочинения, направленного на опровержение
протестантства.
Указ о переписи всех
раскольников, после проведения которой преследование правительством раскольников
ограничивается преследованием только тайных (уклонившихся от открытой записи в
раскол) раскольников и фанатических расколоучителей.
|
1715
|
Православная духовная миссия
под начальством архимандрита Илариона (Лежайского) поселяется в
Пекине.
|
1715-1738
|
Активная миссионерская
деятельность инока (а потом епископа Нижегородского) Питирима по обращению
раскольников в юрьевском и балахновском округах. Число раскольников там за этот
период сократилось с 40000 до 2000 человек.
|
1716
|
По указанию Петра I из Киева
приезжает Феофан Прокопович, ректор Киевской Академии.
Архимандриты Феофилакт
(Лопатинский) и Гедеон (Вишневский) направляют Петру I через патриаршего
местоблюстителя Стефана Яворского обвинение Феофана Прокоповича в
протестантизме.
Введение института армейских
священников во главе с обер-священником.
|
1717
|
Польское правительство издает
указ о запрещении строить новые православные храмы и чинить уже существующие.
Католические богословы
Сорбонны направляют Петру I предложение об объединении церквей. Владыка Стефан
(Яворский) и Феофан (Прокопович) по поручению царя составляют отрицательные
ответы на это предложение.
|
1718
|
По поручению Петра I Феофан
Прокопович приступает к написанию проекта учреждения Духовной Коллегии
(Духовного Регламента).
Собор для суда над церковными
иерархами, уличенными в связи с заговором царевича Алексея. Казнь митрополита
Ростовского Досифея, протопопов Якова Игнатьева и Федора Пустынного; изгнание
митрополита Крутицкого Игнатия (Смолы).
Собор по предложению Петра I
ставит Феофана (Прокоповича) архиепископом Псковским с кафедрой в
Петербурге.
Указ о закрытии всех домовых
церквей (за исключением принадлежащих членам царской фамилии и некоторым
престарелым знатным дворянам) и об установлении новых штатов для причтов, что
привело к увеличению числа "крестцовых попов".
|
1719
|
Изгнание иезуитов из
России.
|
1720
|
Проект Духовного Регламента
обсуждается и подписывается членами Сената, Стефаном Яворским и шестью
епископами.
Дарование трехлетней льготы
от податей и рекрутства всем новокрещеным.
Замойский униатский собор
принимает решение издать для униатских церквей новые служебники, исправленные на
католический лад и с включением "и от Сына" в символ веры. Процесс сближения
унии с католичеством ускоряется.
Введение института флотских
иеромонахов во главе с обер-иеромонахом.
|
1721
|
4.2 Собственно Синодальный
период (от учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721 г.) до
восстановления патриаршества на Московском Поместном Соборе РПЦ (1917
г.).
|
1721
|
Духовный Регламент
подписывается высшим духовенством России.
Петр I издает манифест
"Самодержец Всероссийский"", декларирующий подчиненное положение Церкви по
отношению к монарху и обосновывающий создание Духовной Коллегии для руководства
всеми сторонами церковной жизни. Ликвидация патриаршества.
Духовная Коллегия
переименовывается в Святейший Правительствующий Синод, формально уравненный в
правах с Сенатом. Утверждение обязательной для всех членов Синода принятия
Присяги на верность монарху.
Фактическое возникновение
духовной цензуры. Все богословские сочинения до напечатания должны утверждаться
Синодом.
Расправный (Монастырский)
Приказ вновь становится органом церковного правления под властью
Синода.
Петр I отправляет
Константинопольскому патриарху Иеремии ходатайство о каноническом признании
Святейшего Синода.
Учреждение славянской школы
при Александро-Невском монастыре.
Синод выносит решение о
разрешении православным вступать в брак с католиками и протестантами.
Открытие первых архиерейских
школ, будущих семинарий.
Прекращение монастырского
летописания.
|
1722
|
Издание правил для
производства приходских выборов в юго-западной России.
Указ Синода о мерах против
раскола.
Указ, ограничивающий рамки
духовного сословия только священнослужителями и их прямыми наследниками и
сделавший большинство дьяков и пономарей и членов их семей "кабальными людьми".
Более 3/5 мужского состава приходского духовенства в результате было исключено
из духовного сословия.
Указ Петра I о цензуре
иконописания.
Уках Петра I об учреждении
обер-прокуратуры Святейшего Синода.
Издание "Прибавления к
Духовному регламенту".
|
1723
|
Грамота патриарха Иеремии и
восточных патриархов, признающая Святейший Синод высшим органом управления
Русской Церковью.
Указ Синода о всеобщей
"школьной" повинности для детей духовенства. Открывается большое количество
епархиальных школ.
|
1724
|
Начало распространения
христианства среди якутов.
Феофилакт (Лопатинский)
заканчивает работу по сверке и исправлению церковнославянского текста Ветхого
Завета. Текст не был опубликован из-за смерти Петра I.
Создание раскольничей
конторы, ведающей административно-полицейскими делами по раскольникам. В ведении
Синода оставлена только миссионерская деятельность.
|
1726
|
Указ Екатерины I о
реорганизации Синода, фактически отстранивший заседающих в нем архиереев от
управления своими епархиями. Разделение Синода на два аппартамента, духовный и
светский. Лишение Синода и Сената титула "Правительствующий".
Переименование славянской
школы при Александро-Невском монастыре в славяно-греко-латинскую
семинарию.
|
1727
|
Упразднение института
инквизиторов при Синоде, осуществлявшего контроль над епархиальной
жизнью.
Иркутская епархия выделяется
из Тобольской митрополии.
Отправление новой русской
духовной миссии в Китай.
|
1728
|
Публикация Тверским
архиепископом Феофилактом (Лопатинским) "Камня Веры" Стефана
(Яворского).
В Успенскую пустынь (основана
в 1705 г.) на Камчатке отправляется миссия игумена Иоанна. Обращено около 5000
камчадалов.
|
1728-1732
|
Кампания, развязанная
европейскими протестантами по инициативе Феофана (Прокоповича) против "Камня
Веры" и его публикатора архиепископа Феофилакта
(Лопатинского).
|
1730
|
Начало архиерейских процессов
под началом Феофана (Прокоповича). Процесс над архиепископом Воронежским Львом
(Юрловым) по обвинению в политическом бунте. Синод приговаривает Льва к лишению
священного и монашеского чина и ссылает его в Беломорский Крестный
монастырь.
Ростовский епископ Георгий
лишается Синодом священного сана и ссылается в Спасо-Каменный
монастырь.
Суд над архиепископом
Киевским Варлаамом (Вонатовичем), лишение его священного сана и ссылка в
Кириллов Белозерский монастырь.
Указ Анны Иоанновны об
увеличении числа персон духовного звания в Синоде с четырех до двенадцати (к
1740 году, однако, в Синоде уже было всего три лица).
Перенесение мощей первого
русского митрополита святителя Михаила, из Киевской Антониевой пещеры в Великую
Лаврскую Церковь.
Преобразование архиерейских
школ в семинарии.
|
1731
|
Епископ Коломенский Игнатий
(Смола) лишается Синодом священного сана и ссылается в Свияжский Богородицкий
монастырь.
Суд над уличенным в сношениях
с ним архиепископом Казанским Сильвестром.
Учреждение комиссии
новокрещенских дел для казанской и нижегородской губерний, в результате
деятельности которой было обращено много язычников, в основном чувашей
.
Подчинение Синода Сенату.
Синод попадает в зависимость от лютеранина Остермана.
|
1732
|
Учреждение миссионерства для
обращения раскольников.
|
1733
|
Польский сейм издает указ о
запрещении "диссидентов" (православных и лютеран) от всех общественных
должностей.
|
1735
|
Суд над Феофилактом
(Лопатинским) и его заключение.
Указ, обязывающий южнорусских
(Киевская, Черниговская и Переславльская епархии) архиереев руководствоваться
при назначении священников и дьяконов прежде всего мнением прихожан, а не
критерием школьного ценза, предписываемым "Духовным
Регламентом".
|
1735-1736
|
"Разбор" и чистка всего
духовного сословия. Указ о мобилизации около 7000 лиц духовного сословия в армию
и исключение из духовного сословия всех тех, кто оказался за пределами штатного
минимума.
|
1736
|
Смерть Феофана
Прокоповича.
По настоянию католического
духовенства в Польше выходит универсал о поставлении православных священников
только с дозволения самого короля.
На пацификационном сейме польский король
Август III дает обещание не притеснять православных. Тем не менее, политика
подавления православия продолжается.
|
1737
|
Указ о взымании штрафов с
неисполнивших долга исповеди.
|
1737
|
Указ о преобразовании
архиерейских школ в славяно-латинские семинарии.
Указ, предписывающий забрать
в солдаты всех несостоящих в штатах церковных сыновей духовенства от 15 до 40
лет.
|
1738
|
Коллегия Экономии
Синодального Правления (II Аппартамент Синода), осуществляющая управление
недвижимыми церковными имуществами, выводится из ведомства Синода и передается
Сенату.
Указ о телесном наказании и
взятии в солдаты всех членов духовенства старше 49 лет, по тем или иным причинам
не присягнувшим императрице Анне Иоанновне при ее
воцарении.
|
1739
|
Синодский указ, дающий
архиереям решающее право при утверждении кандидата при приходских
выборах.
Указ императрицы об амнистии
членов духовенства, не принесших присягу, после ходатайств и докладов
Синода.
|
1740
|
Решение Синода о возвращении
из ссылки опальных архиереев, осужденных на "архиерейских процессах" при Анне
Иоанновне Синодом (Феофилакта (Лопатинского), Игнатия (Смолы) и
др.).
Учреждение при Свияжском
Богородицком монастыре новокрещенской конторы под начальством архимандрита
Димитрия Сеченова для обращения мордвы, чувашей, черемисов и вотяков. Обращено
более 400000 человек в Казанской, Нижегородской, Воронежской и Астраханской
губерниях.
Московская типографская школа
соединяется с Академией. Греческое учение оттесняется на второй план
латынью.
|
1741
|
Преставление Феофилакта
(Лопатинского).
Синодальный указ о новой
массовой амнистии духовных лиц, пострадавших во время правления Анны
Иоанновны.
Открытие калмыцко-русского
училища в Ставрополе. Начала перевода на калмыцкий язык Нового завета и
молитв.
|
1742
|
Митрополит Ростовский Арсений
(Мациевич) начинает длительную борьбу со светской властью в защиту
неприкосновенности церковных имуществ.
Неудачные попытки митрополита
Ростовского Арсения (Мациевича) и архиепископа Новгородского Амвросия (Юшкевича)
изменить форму присяги для членов Синода - в частности, не прилагать термин
"крайний судия" по отношению к монарху.
Сенат вновь передает Синоду
управление бывшими церковными имуществами. Создание Канцелярии Синодального
Экономического Правления. Возвращение Синоду титула
"Правительствующий".
Члены Синода митрополит
Ростовский Арсений (Мациевич) и Новгородский архиепископ Амвросий (Юшкевич)
делают официальное открытое заявление о благовременности уничтожения Синода,
отмене присяги и восстановлении Патриаршества.
Вторая миссия на Камчатку под
начальством архимандрита Иоасафа (Хутунцевич). За 5 лет обращено около 5000
камчадалов. Христианство прочно укореняется на Камчатке.
Учреждение
Санкт-Петербургской и Московской епархий.
|
1743
|
Новый "разбор" духовного
сословия в рамках генеральной ревизии населения.
В Москве издается Библия на
грузинском языке.
Под давлением императрицы
Елизаветы в Польше создана Комиссия для разбора приносимых православными жалоб.
Работа ее не привела ни к каким положительным результатам.
Указы об обязательном
представлении на апробацию Синода всех русских и ввозимых из-за рубежа
русскоязычных изданий по вопросам веры.
|
1744
|
Придание статуса лавры
Троице-Сергиеву монастырю.
Издание Устава духовных
консисторий.
|
1745-1752
|
Святейший Синод принимает ряд
жестких мер по борьбе с сектой хлыстов. Ересь, однако, распространяется как по
центральным губерниям, так и на Волге, Дону, Кавказе и в
Сибири.
|
1746
|
Св. Синод по предложению
грузинского архиепископа Иосифа посылает миссию к осетинам (до 1767 г. обращено
более 2000 осетин).
Указ Синода об обязательном
преподавании Закона Божьего духовными лицами в светских учебных
заведениях.
|
1751
|
Издание одобренной Синодом
исправленной и сверенной с первоисточниками Библии (Елизаветинская Библия),
максимально близкой к греческому тексту и остававшейся в неизменном употреблении
весь Синодальный период.
Указ императрицы Елизаветы,
повелевающий Синоду представлять на должности архимандритов и архиереев не
только малороссиян, но и великороссиян. Конец полувековой гегемонии Киевской
школы в руководстве российской Церкви.
Митрополит Тобольский и всея
Сибири Сильвестр (Гловатский) возбуждает дело о пропаганде татарами
мусульманства в Барабинской степи и Оренбургском крае. Для расследования
правительством образована особая следственная комиссия. Начало постепенного
упадка западно-сибирской миссии.
Обращение в христианство
значительного количества бурят, тунгусов, вотяков и вогулов стараниями игумена
Иова.
|
1752
|
Указ о приписании оказавшихся
за установленными штатами ("заопределенных") лиц духовного сословия к фабрикам и
заводам на правах крепостных или отдаче их в собственность
помещикам.
|
1757
|
Указ императрицы Елизаветы,
обозначивший начало окончательной секуляризации церковного
землевладения.
|
1760
|
Образование в Сенате
смешанной комиссии для разбора жалоб крестьян, проживающих на землях
Церкви.
|
1761-1767
|
Два указа Синода об отмене
телесных наказаний священников и диаконов.
|
1762
|
Образование при Синоде особой
комиссии для разработки плана преобразования духовных школ.
Указ царя Петра III о полной
секуляризации недвижимых церковных имуществ с передачей управляющей ими
"Коллегии Экономии" в ведомство Сената. До конца выполнен не был.
Екатерина II подписывает указ
об учреждении особой Комиссии по рассмотрению вопроса о секуляризации церковного
имущества.
Указ Синода о свободе
вероисповедания.
Начало массовых крестьянских
бунтов за право самостоятельного хозяйствования на церковных
землях.
|
1763
|
Митрополит Ростовский Арсений
вносит изменения в текст анафемы в защиту церковных имуществ в чине православия
и составляет подряд два "Доношения" в Синод против готовящейся церковной
реформы.
Екатерина II отдает
распоряжение Синоду провести суд над Арсением. Арсения арестовывают и доставляют
в Москву в Симонов монастырь.
Синодальный суд над
митрополитом Арсением. Арсений приговаривается к лишению сана и ссылке в
Карельский Никольский монастырь.
Указ Синода, упраздняющий
фактически существовавшее наследственное владение духовными местами в приходах и
положивший начало регулированию бытовых сделок в этой
области.
|
1764
|
Захват войсками Ветки,
излюбленного места проживания беглых раскольников. 20000 найденных там беглецов
отправлены в Сибирь.
Манифест Екатерины II об
упразднении прежнего поместного землевладельчества церковных учреждений. Все
церковные земли с населением на них временно взяты в управление "Коллегии
Экономии" с поступлением доходов в пользу государства.
Закрытие казанской комиссии
новокрещенских дел. Попечение об утверждении веры передается местным архиереям,
а устроение гражданского быта новокрещенных - гражданскому
начальству.
|
1765
|
Выходит в свет "Православное
учение, или сокращенное христианское богословие", первое отечественное
катехизическое руководство, составленное иеромонахом Платоном (Левшиным) и
надолго закрепившееся в школьном употреблении.
|
1766
|
По инициативе обер-прокурора
Синода Ивана Мелиссино начинается секуляризация церковного имущества в
центральной Малороссии посредством "Коллегии Экономии".
Сейм в Польше, на котором
оглашено заявление России и других европейских держав с требованием
восстановления "диссидентов" в их древних правах и вольностях. Под давлением
краковского бискупа Кастана Солтыка сейм не удовлетворил эти
требования.
|
1767
|
Второй суд над Арсением
Мациевичем, обвиняемом в злоумышлениях против верховной власти и императрицы.
Арсения Мациевича лишают монашеского звания и приговаривают к заточению в
Ревеле.
Стараниями российского
министра князя Н.Н. Репнина в Польше создается Радомская конфедерация, требующая
созыва чрезвычайного сейма для узаконения прав православных "диссидентов".
Чрезвычайный сейм созывается. По распоряжению князя Репнина основные гонители
православия, пытающиеся помешать работе сейма ( в том числе краковский бискуп
Солтык), схвачены и отправлены в Россию.
Сейм принимает трактат,
возвращающий православным все гражданские и церковные права и
преимущества.
Установление священнического,
а не монашеского, погребения архиереев.
|
1768
|
Создание "Комиссии о училищах
и презрения требующих" для организации школьного дела. Реальные сдвиги в этом
направлении наметились лишь в 80-е годы.
Договор между Россией и
Польшей о "вечном сохранении" православной Белорусской епархии "со всеми
монастырями, церквами и их организациями". Около 130000 униатов воссоединяются с
православием.
Конференция в подольском
городе Барс в защиту умаленных прав католической церкви и против покровительства
России, получившей право надзора над внутренней жизнью Польши. Притеснения
православных, развязанные Барскими конфедератами, вызывают восстание гайдамаков.
Россия вводит войска для усмирения гайдамаков и
конфедератов.
|
1769
|
Вновь воссоздается состоящая
из светских чиновников "Коллегия Экономии" для осуществления изъятия церковных
имуществ.
|
1770
|
Преставление в
Киево-Печерской Лавре митрополита Тобольского и Сибирского свт. Павла
(Канючкевича) (10.06.).
Московская Консистория
принимает решение о высылке всех крестцовых попов из Москвы. Начало борьбы с
крестцовым духовенством, окончательно ликвидированным в начале XIX
века.
|
1771
|
Бунт в Москве после снятия с
Варварских ворот иконы Боголюбской Божией Матери во время эпидемии чумы.
Архиепископ Московский Амвросий (Зертис-Каменский) спасается бегством в Донской
монастырь, где он был убит толпой через два дня после начала
волнений.
Учреждение второй миссии для
обращения осетин. За 20 лет обращено около 6000 осетин.
|
1772
|
Во Львове издана первая в
России нотная книга Ирмологий, содержащая молитвословия, которые надлежит петь
при богослужении.
Преставление Арсения
Мациевича в Ревельском каземате.
Первый раздел Польши.
Белоруссия отходит к России, образуется Могилевская епархия, Малороссия остается
под польским владычеством, и там продолжается давление униатов и католиков на
православных. Управление православными в польских владениях остается в ведении
переяславских епископов.
В Малороссии при содействии
польских помещиков униатами отобрано у православных 800
церквей.
|
1773
|
Указ о
веротерпимости.
|
1778
|
Архиепископ славянский и
херсонский, грек Никифор (Феотоки), впервые вводит единоверие в поселениях
раскольников на реке Ингул. В дальнейшем единоверие широко вводится и в других
местах проживания раскольников.
Введение сокращенных
приходских штатов.
Новое, еще более урезанное по
сравнению с петровским 1718 года, штатное расписание для причтов. Установление
возрастного предела (60 лет) для штатной службы. Распространено, в отличие от
прежнего расписания, и на всех приходы Южной России.
|
1780
|
Начало распространения
христианства между жителями Чукотской земли.
|
1782
|
Комиссия об учреждении училищ
разрабатывает "План для народных школ".
|
1783
|
Преставление в Задонском
Богородицком монастыре святителя Воронежского и Задонского Тихона (Соколова)
(13.08.).
Грузинская (Иверская) Церковь
поступает в ведение Синода.
|
1784
|
Новый "разбор" духовного
сословия, не приведший, однако, к массовому закабалению "заопределенных"
церковнослужителей.
|
1785
|
По указанию Екатерины II
начинается масштабная проверка и цензурирование книгопечатной продукции
типографии Новикова, известным связям и с русским масонством (из 448 изданий
"вредными для веры православной" признаны лишь 6) и всех вольных
типографий.
|
1786
|
Окончательное упразднение
"Коллегии Экономии" в связи с завершением церковной реформы в Центральной
Малороссии.
Принимается "Устав для
народных училищ", определяющий главную задачу образования как содействие
религиозному и гражданскому воспитанию народа. Открытие сети церковно-приходских
школ в губернских городах (в конце 1786 года действовало 165 школ на 11088
воспитанников по сравнению с 12 школами с 1491 воспитанником в 1785
году).
Указ, запрещающий печатать
книги, "относящие к св. Писанию, толкованию закона и святости", в частных
типографиях (направлен против масонства).
|
1788
|
Проведение секуляризационной
реформы в Слободской Украине (Курская, Воронежская, Харьковская и
Екатеринославская губернии).
Генеральная конгрегация
польских православных в Пинске выносит постановление о переходе под юрисдикцию
Константинопольского патриарха. Смута в Польше помешала осуществлению этого
проекта.
В результате второго раздела
Польши к России возвращаются оставшиеся русские земли: Волынь, Подолия и Минская
область. Образование Минской епархии.
По распоряжению Екатерины II
учреждается Полоцкая униатская архиепископия.
Раскольникам открыто
предоставляется свобода веры: отменяются двойное налогообложение, особые списки
и само название "раскольники". Разрешено выбирать раскольников на общественные
должности. Образуются большие раскольнические общины в
Москве.
|