1353
|
Основание Троице-Сергиева
монастыря св. Сергием, сыном ростовского боярина Кирилла.
Преставление митрополита
Феогноста.
Епископ владимирский Алексий
отправляется в Константинополь получить посвящение в
митрополиты.
|
1354
|
Особым соборным актом Киев
утверждается в качестве первого седалища Русской митрополии.
Алексий получает от патриарха
Филофея посвящение в митрополиты.
|
1354-1355
|
Создание самостоятельной
Литовской митрополии при патриархе Константинопольском Филофее.
Посвящение Романа в
митрополиты Волыно-Литовские. Роман заявляет притязания на Киев, отданный св.
Алексию, как преемнику митрополита Всея Руси Феогноста.
|
1355
|
Определение
константинопольского патриаршего Синода, утверждавшее перенесение митрополии из
Киева во Владимир.
|
1356
|
Митрополит Алексий второй раз
едет в Константинополь для окончательного разрешения вопроса о Киеве, на который
претендует митрополит Роман. Киев остается в подчинении Московской
митрополии.
Основан Спасо-Андроников
монастырь в Москве.
|
1357
|
Митрополит Алексий во время
посещения Орды получает новый ярлык, подтверждающий права Русской Церкви и
духовенства.
|
1361
|
Смерть Волыно-Литовского
митрополита Романа. Преемник Романа не назначен, однако Волыно-Литовская
митрополия остается автономной.
|
1365
около
|
Основан московский Чудов
Алексеевский монастырь.
|
1371
|
Патриарх Филофей поставляет
Антония митрополитом для русских владений (Галич и часть Волыни) польской
короны.
|
1371-1375 гг.
|
Первые сведения о
псковско-новгородской секте стригольников. Три вождя секты утоплены в реке
Волхов.
|
1373
|
Патриарх Филофей отправляет
своего посланника иеромонаха Киприана, разобраться с ситуацией в Литве и на
Руси.
|
1374
около
|
Киприан отправляется к
патриарху Филофею с просьбой поставить митрополита на литовские русские
владения.
|
1375
|
Киприан поставлен
митрополитом Киевским и Всея Руси.
|
1376
около
|
Прп. Сергий вводит
общежительный устав в Троицкой обители; начало возрождения киновии на
Руси.
|
1378
|
Киприан предпринимает
неудачную попытку утвердиться в Москве.
Преставление митрополита
Алексия. Великий князь Дмитрий Иванович не принял митрополита Киприана и послал
своего духовника Михаила (Митяя) за посвящением в
митрополиты.
|
1379
|
Преставление Митяя по пути в
Константинополь.
Основан Новый Симонов
Монастырь в честь Успения Святой Богородицы.
|
1380
|
Патриарх Нил дает посвящение
архимандриту Переяславского Горицкого монастыря Пимену в митрополиты. Киев вновь
отдан в юрисдикцию русской митрополии (Киприан оставлен митрополитом Малой Руси
и Литвы).
Установление дня памяти
павших на Куликовом поле за веру и отечество (Димитриевская суббота перед 26
октября).
|
1381
|
Дмитрий Донской вызывает в
Москву митрополита Киприана.
Митрополит Пимен схвачен и
отправлен в заточение в Чухлому.
|
1382
|
Дмитрий Донской вновь удаляет
Киприана из Москвы после посланий патриарха Нила и возвращает в Москву
Пимена.
|
1383
|
Дионисий получает от
Константинопольского патриарха Нила две увещевательные грамоты против
еретиков-стригольников, обращенные ко всему населению Пскова и
Новгорода.
Дионисий Суздальский
отправляется к патриарху по велению великого князя внести ясность в
обстоятельства поставления Пимена митрополитом.
|
1384
|
На обратном пути в Москву
Дионисий заезжает в Киев, где по приказу Киприана его хватают и сажают в
заключение.
Патриаршьи послы в Москве
лишают Пимена сана. Пимен бежит в Константинополь за
аппеляцией.
|
1385
|
Преставление в заключении
Дионисия Суздальского.
Новгородцы на вече
постановляют не являться на суд в Москву к митрополиту и не давать ему месячного
суда в Новгороде.
|
1386
|
Литовский князь Ягайло
сочетается браком с польской королевой Ядвигой. В Литовском княжестве вводится
католичество в качестве государственной религии.
По просьбе Новгородского
владыки святитель Стефан составляет "Мерило Праведное", полемический трактат
против стригольников.
|
1387
конец - начало 1388
|
Митрополитом всея Руси
утвержден Киприан.
|
1389
|
Новопреставленный патриарх
Константинопольский Антоний вновь подтверждает низложение митрополита Пимена.
Преставление Пимена в Халкидоне.
|
1389
около
|
Обращение зырян и пермяков в
христианскую веру Св. Стефаном.
|
1390
|
Прибытие в Москву митрополита
Киприана.
|
1392
|
После поездки в Новгород и
отказа новгородцев в суде митрополит Киприан накладывает церковное отлучение на
всех новгородцев во главе с архиепископом.
Преставление прп. игумена
Сергия, Радонежского и всея России чудотворца (25
сентября).
|
1392-1406
|
Попытки митрополита Киприана
воссоединить Галичину с митрополией Всея Руси и восстановить единство Русской
митрополии.
|
1394
|
Константинопольский патриарх
издает два послания к новгородцам, подтверждающие их отлучение. Новгородцы,
однако, и в последующее время отказывают митрополиту в месячном
суде.
|
1395
|
Тимур двигается на Москву, но
26 августа в день Сретения иконы Владимирской Богоматери, незадолго до этого
перенесенной митрополитом из Владимира в Москву, неожиданно поворачивает
обратно. В память этого события Василий II закладывает в Москве Сретенский
монастырь.
|
1396
|
Поездка митрополита Киприана
в Литву. Ягайло обсуждает с Киприаном возможность православно-католической унии.
Переговоры по этому вопросу с Константинополем.
|
1397
|
Преподобный Кирилл
Белозерский основывает мужской монастырь в честь Успения Пресвятой
Богородицы.
|
1404
|
Грамота Василия II
митрополиту Киприану, освобождающая "церковных людей" от княжьего
суда.
|
1406
|
Преставление митрополита
Киприана. На его место присылается из Греции Фотий.
|
1407
|
Преставление великой княгини
св. Евдокии, супруги Дмитрия Донского и заложение Вознесенского монастыря, где
она была впоследствии погребена.
|
1408
|
Поставление Фотия
митрополитом Всея Руси. При митрополичьей кафедре завершена работа над
общерусским летописным сводом (Троицкая летопись).
|
1409-1413
|
Фотий проводит комплекс мер,
направленных на укрепление экономико-хозяйственной организации
митрополии.
|
1413
|
Городельский декрет,
запрещавший допускать православных на высшие государственные и общественные
должности в Литве.
Явление Колочской иконы
Божией Матери (9.07.).
|
1414
|
Витовт собирает литовских
епископов и предлагает им ходатайствовать перед патриархом о поставлении для
Литвы особого митрополита. Витовт захватывает в свое владение города и вотчины
митрополичьей кафедры.
Осенью Витовт собирает
церковный Собор, избирающий Григория Цамблака кандидатом в митрополиты
Литовские. Григорий едет в Константинополь для поставления. Патриарх лишает
Григория сана и предает отлучению за церковную смуту.
|
1415
|
По настоянию Витовта Григорий
Цамблак поставлен митрополитом Литовским без благословения патриарха. Патриарх
Евфимий предает Григория Цамблака низвержению и проклятию.
|
1416
|
Первое послание Фотия
псковичам против стригольников.
|
1418
|
Преподобный Епифаний
Премудрый создает житие Сергия Радонежского (ранее им же написано житие Стефана
Пермского).
|
1419
|
Григорий Цамблак добровольно
удаляется с митрополичьей кафедры и становится схимником Нямецкого монастыря.
Русская митрополия воссоединяется под управлением Фотия.
|
1420
|
Послание митрополита Фотия
против стригольников.
|
1422
|
Обретение мощей Св. Сергия,
игумена Троицкого.
|
1427
|
Второе и третье послания
Фотия псковичам против стригольников.
Преставление св. Кирилла,
основателя Белозерского монастыря, преподобного Никона, игумена Троицкого,
преподобного Павла Комельского и Ферапонта Белозерского. Все четверо причислены
церковью к лику святых.
|
1429
|
Начало Соловецкой обители,
основанной иноками св. Савватием и Зосимою с дозволения Ионы, архиепископа
Новгородского.
Четвертое послание
митрополита Фотия проитв стригольников. Более упоминаний о секте в летописях
нет.
|
1430
|
Преставление прп. Андрея
Рублева.
|
1431
|
Преставление митрополита
Фотия.
|
1432
|
В Москве Рязанский епископ
Иона нарекается в митрополиты: однако, он не едет в Константинополь за
посвящением.
Литовский князь Свидригайло
посылает в Константинополь ставиться в митрополиты смоленского епископа
Герасима.
|
1433
|
Герасим поставляется
митрополитом всея Руси в Константинополе.
|
1435
|
Митрополит Герасим сожжен в
Витебске по приказу Литовского князя Свидригайло по подозрению в политический
измене.
|
1436
|
Иона отправляется в
Константинополь за поставлением. Однако еще до его прибытия Патриарх поставляет
на русскую митрополию грека Исидора .
|
1437
|
Митрополит Исидор и Иона
прибывают в Москву. Митрополит Исидор посещает Новгород и восстанавливает
месячный суд.
|
1438-1445
|
Ферраро-Флорентийский Собор с
участием византийских иерархов и митрополита Киевского и всея Руси Исидора ,
принявший в 1439 г. унию с Западной Церковью.
|
1439
|
Исидор получает от папы сан
кардинала-пресвитера и звание легата от ребра апостольского для провинций Литвы,
Ливонии, всей России и Польши (Галичины) и отправляется на
Русь.
|
1441
|
После посещения Литвы и
западно-русских городов Исидор возвращается в Москву.
Послание святогорских иноков,
разъясняющее вероотступническую сущность Ферраро-Флорентийской унии.
Великий князь Василий
Васильевич объявляет Исидора еретиком и заключает в Чудов монастырь.
Собор русских архиереев
признал флорентийское определение противным Божественным правилам и преданиям.
Исидор бежит в Тверь, затем в Литву и оттуда в Рим.
|
1448
|
Собор русских епископов
поставляет митрополитом Киевским и Всея Руси ранее уже нареченного на этот пост
епископа Рязанского Иону. Положено начало фактической самостоятельности Русской
митрополии.
|
1450
|
Патриарх Константинопольский
Григорий (Мамма), сторонник унии, бежит.
|
1451
|
Император Константин
отрекается от Ферраро-Флорентийской унии и восстанавливает у себя
православие.
Литовский князь Казимир IV
присылает в Москву установительную грамоту на управление митрополитом Ионой
православными епархиями Литовского княжества.
|
1452
|
Император Константин,
теснимый осаждающими Константинополь турками, вновь начинает переговоры с папой
об унии.
|
1453
|
Константинополь взят
турками.
Падение Восточно-Римской
империи.
|
1454
|
Предоставление восточными
патриархами русским епископам права избирать и поставлять своего
митрополита.
Перенесение Сарайской кафедры
в Москву на Крутицкое подворье.
|
1455-1470
|
Обращение в христианство всей
зырянской Великой Перми свт. епископом Пермским Ионой.
|
1458
|
Папа Каллист III оставляет
Исидора с номинальной властью над епархиями Московской Руси.
Король Казимир под давлением
папы Каллиста III соглашается на выход литовских земель из-под юрисдикции
митрополита Ионы.
Каллист III назначает ученика
Исидора Григория (Болгарина) для фактического управления Литовско-русской
Церковью. Бывший патриарх Константинопольский Григорий (Мамма) посвящает его в
Риме в сан митрополита Русского.
Разделение Русской церкви на
Восточную (Московскую) и Западно-русскую (Киевскую, Литовскую) митрополии. В
составе Московской митрополии осталось 9 епархий: Московско-Владимирская,
Новгородская, Ростовская, Суздальская, Рязанская, Тверская, Сарайская,
Коломенская и Пермская.
|
1459
|
Собор великорусских епископов
в Москве, обещавших не отступать от Московской кафедры.
|
1461
|
3.2 От разделения митрополии
(1461 г.) до установления патриаршества (1589 г.).
|
1461
|
Преставление митрополита
Ионы.
Собор русских епископов
посвящает в митрополиты Феодосия, архиепископа Ростовского, получившего
посредством особой грамоты благословение Ионы быть его преемником. Великий князь
самолично утверждает Феодосия в сане.
|
1461-1470
|
Борьба Пскова за отделение в
отдельную (от Новгородской) епархию.
|
1463
|
Открыты мощи св. князя Федора
Черниговского в Ярославле.
|
1464
|
Митрополит Феодосий оставляет
кафедру и удаляется в Чудов монастырь (преставился в Троицком Сергиевом
монастыре в 1475 г.).
Собор избирает Суздальского
епископа Филиппа (I-го) митрополитом Всея Руси.
|
1469
|
Константинопольский патриарх
Дионисий направляет в Москву грамоту, призывающую Ивана III и архиереев признать
Григория истинным митрополитом Всея Руси.
Иван III приказывает не
впускать в пределы Московские посланников как Дионисия, так и
Григория.
|
1470
|
В Новгород в свите брата
киевского князя Симеона Михаила Олельковича прибывает некий еврей Схария и
кладет начало новгородской секте жидовствующих.
Патриарх Дионисий I признает
Григория митрополитом Литовским и Всея Руси и отправляет в Москву и Новгород
своего посла с требованием принять Григория как законного
митрополита.
После смерти архиепископа
Ионы в Новгороде усиливаются сторонники отпадения в сторону Литовской униатской
митрополии.
|
1471
|
Великий князь Иван Васильевич
разбивает новгородцев. Однако церковно-политические волнения в Новгороде
продолжаются.
|
1472
|
Начата постройка нового
Успенского собора в Москве.
|
1473
|
Преставление митрополита
Филиппа I.
Церковный Собор избирает
митрополитом епископа Коломенского Геронтия.
Обретение мощей супруги
великого князя Симеона Гордого в Спасском Соборе.
|
1476
|
Константинопольский патриарх
Рафаил посвящает Спиридона (Сатану) на литовскую кафедру).
Церковный Собор в Москве,
постановивший не принимать на Московскую митрополию лиц, присланных из
Константинополя и из Рима.
|
1479
|
Основание прп. Иосифом
Волоцким монастыря в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Отстроен Аристотелем
Фиорованти и освящен митрополитом Геронтием собор Успения Пресвятой Богородицы в
Москве.
|
1480
|
Бескровная победа русских над
войском хана Ахмата благодаря заступничеству Пресвятой Богородицы через ее
Владимирскую икону.
Владыка Новгородский Феофил,
уличенный в сношениях с королем Казимиром, схвачен и заточен в Чудов монастырь.
Новгородцы окончательно теряют право избирать себе владык, и все последующие
архиепископы поставляются московскими митрополитами.
Вожди жидовствующих, Алексей
и Дионисий, прибывают в Москву и распространяют там ересь. Ересь тайно
утверждается в Новгороде и в Москве.
|
1487
|
Архиепископ Новгородский
Геннадий обнаруживает ересь жидовствующих.
|
1488
|
Собор о ереси жидовствующих.
Архиепископ Геннадий
искореняет ересь в Новгороде.
|
1489
|
Преставление митрополита
Геронтия.
|
1490
|
Второй Собор в Москве о ереси
жидовствующих.
Митрополитом поставляется
архимандрит Симоновского монастыря Зосима (по некоторым данным, тайный
последователь ереси жидовствующих или новгородских еретиков).
Собор в Москве против
иудейской ереси, вскрытой в Новгороде архиепископом
Геннадием.
|
1490-1499
|
Составление и переписка
первого полного кодекса Библии на славянском языке под руководством Геннадия,
архиепископа Новгородского.
|
1492
|
Собор в Москве, утвердивший
пасхалию (миротворный круг) на первые 20 лет восьмой тысячи от сотворения
мира.
Новгородский архиепископ
Геннадий составляет пасхалию на первые 70 лет и рассылает ее с разъяснениями о
сути и исчислении пасхалии.
|
1493
около
|
Прп. Иосиф Волоколамский
приступил к написанию "Просветителя", сочинения, обличающего ересь жидовствующих
и ее приверженца митрополита Зосиму.
|
1494
|
Отречение от кафедры
митрополиты Зосимы. Зосима удаляется в Симонов монастырь.
|
1495
|
Митрополитом всея России
избран и наречен игумен Троице-Сергиева монастыря Симон.
|
1502-1511
|
Составление прп. Иосифом
Волоколамским краткой и пространной редакций
"Просветителя".
|
1503
|
Собор в Москве о вдовых
священниках, об отмене платы за поставление на священные степени и против ереси
жидовствующих. На Соборе присутствуют архиепископ Новгородский Геннадий и старцы
Нил Сорский, Иосиф Волоколамский и Паисий Ярославов.
К Москве переходит
Черниговско-Брянская епархия и временно упраздняется.
|
1504
|
Собор в Москве по вопросу,
могут ли монастыри владеть вотчинными владениями. Спор между прп. Нилом Сорским
(и другими белозерскими пустынниками) и прп. Иосифом Волоколамским
("нестяжатели" и "стяжатели"). Победила точка зрения "стяжателей".
Архиепископ Новгородский
Геннадий отрекается от управления епархией и удаляется в Чудов монастырь (где и
преставился в 1505 г.).
Собор в Москве против
жидовствующих. Еретики преданы церковному проклятию.
Последующие казни еретиков в
Москве и Новгороде. Ересь сохраняется, однако, в некоторых вологодских и
белозерских монастырях.
|
1505-1508
|
Перестройка Архангельского и
Благовещенского соборов Московского Кремля. Строительство колокольни Ивана
Великого.
|
1508
|
Преставление прп. Нила
Сорского.
Основание Троицкой
Александро-Свирской обители прп. Александром.
|
1509
|
Архиепископ Новгородский прп.
Серапион налагает запрещение и отлучение на прп. Иосифа Волоколамского, после
того как последний добивается перехода Волоколамского монастыря в ведение
великого князя.
Сведение прп. Серапиона с
кафедры решением Церковного Собора.
|
1511
|
Преставление митрополита
Симона.
Митрополитом поставляется
архимандрит Симонова монастыря Варлаам.
|
1514
|
Присоединение Смоленской
епархии из-под власти князей литовских к митрополии Московской.
Перенесение из Смоленска в
Москву чудотворной Смоленской иконы Пресвятой Богородицы
"Одигитрия".
|
1515
|
Митрополит Варлаам
рукополагает на Смоленскую кафедру чудовского архимандрита Иосифа вместо
епископа Варсонофия, сосланного великим князем Василием III в Каменный монастырь
за сношения с королем Сигизмундом после присоединения Смоленска к
России.
Преставление прп. Иосифа
Волоколамского.
|
1518
|
По приглашению великого князя
в Москву с Афона прибывает инок Максим Грек и поселяется в Чудовом
монастыре.
|
1519
|
Максим Грек с помощью русских
толмачей заканчивает перевод с греческого на славянский толкового Псалтыря. По
поручению митрополита он приступает к исправлению богослужебных
книг.
|
1520
|
Церковный Собор на
жидовствующих. Максим Грек пишет отцам Собора "Совет" для искоренения ереси.
Однако ересь жидовствующих в скрытой форме сохраняется и
впредь.
|
1521
|
Установление празднования (21
мая) Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в память избавления Москвы от
нашествия татар под предводительством Махмет Гирея.
Василий III смещает
митрополита Варлаама с митрополии и ссылает его в Каменный монастырь на
Кубенское озеро.
Митрополитом поставляется
игумен Волоколамского монастыря Даниил.
|
1523
|
Основание в Москве
Новодевичьего монастыря.
|
1525
|
Первый суд над Максимом
Греком "за вины против государя и России, за вины против духовенства и Русской
Церкви, за вины против православной веры".
В Москве состоялось подряд
несколько Соборов на Максима Грека и его единомышленников. Максим сослан в
Волоколамский монастырь и заключен в темницу.
|
1526-1542
|
Пребывание свт. архиепископа
Макария на Новгородской кафедре.
Успешная миссионерская
деятельность в северных уездах, населенных финнами, где сохранялись остатки
языческого культа.
Макарий вводит общежительный
устав в новгородских монастырях и разделяет монастыри на мужские и
женские.
|
1531
|
Второй суд над Максимом
Греком. Он признан виновным в намеренном искажении при переводе святых книг и
сослан в Отрочь-монастырь.
В мае открывается новый Собор
для суда над старцем Вассианом Косым, обвиняемым в самовольном исправлении и
искажении Кормчей Книги, а также в еретических рассуждениях.
Вассиан осужден и сослан в
Волоколамский монастырь, где и скончался.
|
1532
|
Окончание строительства
церкви в честь Вознесения Господня в с. Коломенском.
|
1533
|
Преставление прп. Александра
Свирского.
Основание прп. Трифоном
Печенгского Кольского монастыря.
|
1539
|
Во время боярской смуты
митрополита Даниила свергают с престола, ссылают в Волоколамский монастырь и
заставляют отречься от митрополии.
Избран и поставлен
митрополитом игумен Троице-Сергиева монастыря Иоасаф
(Скрыпицин).
|
1542
|
Сторонники князя Ивана
Шуйского ссылают митрополита Иоасафа в Кириллов монастырь.
Митрополитом избран и
поставлен архиепископ Новгородский свт. Макарий.
|
1547
|
Преставление митрополита
Даниила в Иосифо-Волоцком монастыре.
Собор в Москве, установивший
для двенадцати святых праздники во всей отечественной Церкви и для девяти святых
праздники местные. По благословению Собора Иван IV обращается ко всем святителям
Русской земли с просьбой собрать сведения о новых русских
чудотворцах.
|
1549
|
Собор в Москве,
канонизировавший новых русских чудотворцев. Установлено чествование всех
известных русских святых, живших до первой половины XVI века (кроме тех,
чествование которых было установлено ранее).
|
1550
|
Преставление прп. Арсения
Комельского.
|
1551
|
После окончания Собора
Троицкий игумен Артемий и другие ходатайствуют перед Иваном Грозным за Максима
Грека, находившегося в заточении в Тверском Отрочь-монастыре. Максим Грек
переведен в Сергиеву Лавру, митрополит Макарий разрешает ему причастие Святых
Христовых тайн.
Стоглавый Собор в Москве,
подвергший пересмотру все стороны церковной жизни с целью исправления
существующих недостатков. Составлен ряд исправительных предписаний относительно
епархиального управления, епархиального суда, жизни высшего и низшего
духовенства, монашества и мирян. Узаконено заведение училищ и распространение
просвещения как в духовенстве, так и в народе. Подтверждено закрепление вотчин
за монастырями. Некоторые ошибки Стоглавого Собора были внесены в богослужебные
книги и сделались главными началами для последующего церковного
раскола.
Двуперстие для крестного
знамения утверждено в качестве догмата.
|
1552
|
Свт. Макарий заканчивает
составление "Великих Макариевских Четьих Миней", впервые собрав воедино всю
имеющуюся на Руси церковную литературу.
Также по его указаниям была
составлена "Сводная кормчая книга", объединяющая почти весь известный в Русской
Церкви канонический материал, и "Никоновская летопись".
|
1553
|
Устройство первой типографии
в Москве, выпустившей анонимные издания.
|
1553-1554
|
Церковный Собор в Москве
осуждает еретиков протестантского толка Матвея Башкина и его приспешников и
ссылает их в северные монастыри. Суд над белозерским иноком ересиархом Феодосием
Косым. Феодосий бежит в Литву, где развивает свое протестантствующее учение.
Игумен Троице-Сергиева монастыря Артемий, также подвергнутый суду по этому делу,
сослан в Соловки, откуда в дальнейшем бежит в Литву, где отстаивает православие
в полемике с Феодосием Косым.
Собор рассматривает записки,
составленные думным дьяком Иваном Висковатым, в которых он обвиняет в отходе от
канонов псковско-новгородских живописцев, вновь расписавших выгоревший в 1547 г.
московский Благовещенский собор. Собор осуждает Висковатого и накладывает на
него трехлетнюю покаянную епитимью.
|
1555
|
Преставление митрополита
Иоасафа в Троице-Сергиевом монастыре.
Учреждение Казанской епархии.
Назначение ее первым архиепископом св. Гурия, игумена Селижаровского.
Заложение в Москве
Покровского собора (церковь Василия Блаженного).
|
1558
|
Обретение мощей епископа
Новгородского св. Луки (Жидяты) и епископа Новгородского св. Никиты и
перенесение их в Софийский собор.
|
1559
|
Мурза Чюрак от лица всех
черкесов просит Ивана Грозного крестить их в христианскую
веру.
|
1561
|
Соборный акт патриарха
Константинопольского Иоасафа II, дающий Ивану III право "быти и зватися царем
законно и благочестиво". Этим актом Константинополь фактически ликвидировал свои
прежние отлучения, наложенные на Русскую Церковь за поставление митрополита
Ионы.
Закончена работа над
"Степенной книгой", составленной по указанию митрополита
Макария.
|
1563
|
Иван Грозный берет Полоцк.
Полоцкая епархия присоединяется к Московской митрополии.
Преставление митрополита
Макария.
|
1564
|
Выходит в свет "Апостол",
первая печатная книга на Руси.
Постановление впредь русским
митрополитам носить белые клобуки с рясами и херувимами по примеру чудотворцев
Петра и Алексия и запечатывать грамоты красным воском.
Митрополитом избран инок
Чудова монастыря Афанасий.
|
1566
|
Митрополит Афанасий по
болезни добровольно оставляет свой престол и удаляется в Чудов
монастырь.
Митрополитом нарекается
Казанский архиепископ Герман. Однако еще до его поставления Иван III изгоняет
Германа из митрополичьих палат.
Митрополитом поставляется
свт. Филипп II, игумен Соловецкого монастыря.
|
1568
|
Митрополит Филипп во время
воскресных служб в Успенском соборе несколько раз открыто обличает Ивана III в
несправедливых жестокостях.
Специально созванный Собор
для суда над Филиппом. На суде лжесвидетельствовали игумен Соловецкого монастыря
Паисий и некоторые иноки, привезенные в Москву с Соловков царскими
послами.
Опричники хватают Филиппа,
служащего литургию в Успенском соборе. Иван III ссылает Филиппа в
Отрочь-монастырь.
Митрополитом поставляется
Троицкий архимандрит Кирилл IV.
Основание Троицкого монастыря
в Астрахани, в 1554 г. присоединенной к Московской Руси.
|
1569
|
Мученическая смерть свт.
Филиппа, задушенного в Отрочь-монастыре Малютой Скуратовым.
|
1570
|
Иван Грозный совершает
карательный поход против Новгорода, уличенного в сношении с польским королем.
Разграблены все новгородские монастыри и церкви, включая Софийский собор. Около
500 игуменов, иеромонахов, иеродиаконов и старцев из монастырей насмерть забиты
палицами. Архиепископ Пимен был подвергнут поруганию, лишет сана и заточен в
Веневский монастырь, где вскоре и скончался.
Открытие епископской кафедры
в Юрьеве Ливонском.
|
1572
|
Преставление митрополита
Кирилла IV. Иван Грозный собирает архиереев для избрания нового митрополита и
просит у них прощения за совершенные злодеяния. На царя накладывается трехлетняя
епитимья.
Собор избирает митрополитом
архиепископа Полоцкого Антония.
|
1573
|
Церковный Собор, ограничивший
возможности монастырей получать вотчины в дар.
|
1578
|
Стефан Баторий завоевывает
Полоцк, а Полоцкая епархия возвращается в состав Литовской митрополии. В Полоцке
основывается иезуитская школа, а все православные церкви и монастыри передаются
иезуитам.
|
1579
|
Явления в Казани чудотворной
Казанской иконы Пресвятой Богородицы.
|
1580
|
Церковный Собор, еще более
ограничивший права монастырей в отношении их вотчин.
|
1581
|
Преставление митрополита
Антония.
Митрополитом поставлен
архимандрит Хутынский Дионисий.
Собор, отменивший еще ряд
льгот монастырского землевладения.
|
1582
|
Вологодский епископ посылает
в незадолго до этого покоренное Ермаком Сибирское царство десять священников с
семействами.
Ливония отходит к полякам. Из
Ливонии выводятся все православные церкви, там восстанавливается латинская
вера.
|
1584
|
Собор, обязавший митрополита,
владык и монастыри платить со своих земель государственные подати и земские
сборы.
|
1586
|
В Москву приезжает патриарх
Антиохийский Иоаким. Борис Годунов предлагает Иоакиму поспоспешествовать перед
Константинопольским патриархом о благословении Московского
патриаршества.
Составление "Уложенной
Грамоты", закрепляющей конститутивные перемены в Русской Церкви: учреждение
четырех митрополий (Новгородская, Казанская, Ростовская, Крутицкая), шести
архиепископий (Вологодская, Суздальская, Нижегородская, Смоленская, Рязанская и
Тверская) и восьми епископий (Псковская, Ржевская, Устюжская, Белозерская,
Коломенская, Брянская, Дмитровская, Черниговская).
|
1587
|
Оклеветанные Борисом
Годуновым, митрополит Дионисий ссылается в Хутынский монастырь, а Крутицкий
владыка Варлаам в Антониевскую Новгородскую обитель. Место Дионисия занимает
Ростовский архиепископ Иов.
|
1588
|
Канонизация Василия
Блаженного.
По просьбе грузинского царя
Александра митрополит Иов направляет в Грузию, незадолго до того присоединенную
к России, миссию для исправления там православной веры.
|
1589
|
3.3 Период Московского
Патриаршества (от постановления патриарха Иова (1589 г.) до кончины патриарха
Адриана (1700 г.)).
|
1589
|
Патриарх Константинопольский
Иеремия 23 января поставляет Иова патриархом всея России, а 26 января посвящает
его в этот сан.
Начало Московского
патриаршества.
|
1590
|
По возвращении в
Константинополь патриарх Иеремия собирает Собор, в котором принимают участие все
Восточные патриархи (кроме Александрийского). Московское патриаршество
утверждается уложенной грамотой. Однако, из-за отсутствия согласия
Александрийского патриарха и некоторым другим причинам каноничность решения
Собора остается под вопросом.
|
1591
|
Патриарх Иов вводит
всероссийское прославление Иосифа Волоколамского, до той поры лишь местно
чтимого.
Прославление Донской иконы
Божией Матери (19.08.).
|
1592
|
Заложение Донского монастыря
в ознаменование победы над крымскими татарами.
|
1593
|
По инициативе митрополита
Казанского Ермогена царь Федор распоряжается провести точную перепись
новокрещенного населения. Все крещеные поселены в отдельных слободах, с
обязательным хождением в церкви и с наказаниями за отпадение от
христианства.
Собор в Константинополе,
собранный патриархом Мелетием, окончательно утверждает учреждение патриаршества
в России.
|
1598
|
Учреждение Корельской
епархии.
|
1602
|
Учреждение Астраханской
епископии.
|
1603
|
Окружная грамота патриарха
Иова, называющая Лжедмитрия отступником от православной веры и поборником
католичества.
|
1604
|
Лжедмитрий на собрании
польских магнатов клятвенно обязуется присоединить русский народ унионально к
Римской Церкви. Лжедмитрий тайно переходит в католичество.
|
1605
|
Освященный Собор
митрополитов, архиепископов и епископов торжественно встречает на Лобном месте
вступившего в Москву Лжедмитрия.
Бунтовщики Лжедмитрия грабят
патриарший двор в Москве и хватают патриарха Иова. Иов высылается в Старицкий
монастырь. По указанию Лжедмитрия на патриарший трон возводится Рязанский
архиепископ грек Игнатий.
|
1606
|
Убийство Лжедмитрия.
Свержение Игнатия с патриаршего престола и заточение его в Чудов монастырь.
Избрание патриархом
митрополита Казанского Ермогена.
Перенесение мощей св. блгв.
царевича Димитрия из Углича в Москву.
|