Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки


 

Тема 2. Разработка темы; топика.

 

Теоретический материал.

 

Главными требованиями к публичному высказыванию являются: предмет­ность, обоснованность, последовательность, содержательность, уместность.

à       Предметным является высказывание, в котором раскрывается существен­ные свойства  или стороны предмета.

à       Обоснованным является высказывание, истинность и приемлемость поло­жений которого подтверждаются приведенными фактами или достаточными и необходимыми доводами.

à       Последовательным является высказывание, смысловые части которого со­держательно связаны и логически совместимы, то есть не противоречат друг другу.

à       Содержательным  является высказывание, в котором со­общаются сведения или данные, значимые по существу проблемы и ценные для аудитории.

à       Уместным является высказывание, содержание и форма которого соответ­ствуют проблеме, обстоятельствам и принятым в обществе нормам и правилам выражения мысли.

Явления действительности, как и наши идеи, существуют не по отдельности, но взаимосвязаны; равным образом область существующих или существовав­ших в прошлом вещей и событий определяет возможные в будущем события или ситуации.

Изобретающая мысль стремится установить связи вещей и рас­сматривает возможное как подобное существующему. При этом слова, которые мы используем как инструмент и опору мысли, “служат к обозначению не сущно­стей, а особенных свойств”[1] характеризующих обозначаемое. Поэтому правиль­ная мысль движется не от имени к вещи, но от вещи к мысли и слову.

Примышление; топы как источники изобретения. В риторике разработка темы обозначается термином примышление. Примышление состоит в том, что мысль, составляющая тему, а также ее части в виде отдельных понятий развертываются установлением отношений с новыми, связанными с ними по смыслу понятиями.

Св. Ва­силий Великий следующим образом определяет понятие примышления:

 

“...примышлением ... называется подробнейшее и точнейшее обдумывание представленного, которое сле­дует за первым чувственным представлением; почему в общем употреблении называ­ется оно размышлением (epilogismos), хотя и не собственно. Например, у всякого есть простое представление о хлебном зерне, по которому узнаем видимое нами. Но при тщательном исследовании сего зерна входит в рассмотрение многое, и даются зерну различные именования, обозначающие представляемое. Ибо одно и то же зерно назы­ваем то плодом, то семенем, то еще пищею - плодом как цель предшествовавшего зем­леделия, семенем как начало будущего, пищею как нечто пригодное к приращению тела у вкушающего. Каждое из сих сказуемых  и по примышлению умопредставляется, и не исчезает вместе с гортанным звуком, но представления сии укореняются в душе по­мыслившего. Одним словом, обо всем, что познается чувством и в подлежащем ка­жется чем-то простым, но по умозрению принимает различные понятия, говорится, что оно умопредставляемо по примышлению”.[2]

Тема может разрабатываться интенсивно (мысль развивается вглубь) или экстенсивно (мысль развивается вширь).

При интенсивной разработке темы  раскрывается ее потенциальный смысл (как в приведеннм примере), а высказывание приобретает качества предметности, обоснованности и последовательности. При экстенсивной разработке темы содержание высказы­вания дополняется и обогащается новой информацией - фактами и данными, которые ритор извлекает из внешних источников, поэтому высказывание при­обретает качества содержательности и уместности. В реальной практике редки случаи чистых форм примышления, обыкновенно изобретение соединяет их в той или иной пропорции.

Рассмотрим два примера: для первого из них характерно в основном интенсивное примышление, для второго - экстенсивное, но результат получается практически  тождественным.

“Церковь Православная потому так себя называет, что она признает себя и проповедует самым совершенным на земле выражением Христовой истины, причем истину она понимает не в смысле только известных теоретических положений о Боге, мире и человеке (которые можно повторять и одним языком), а в смысле истинной, возрожденной жизни. Для этой жизни вероучительные определения, конечно служат посылками (не философскими только, но и практическими; недаром все вероучение Церкви так  часто повторяется в молитвословиях и песнопениях), но  усвояется она только переживанием, обучением, привычкой, одним словом, живым деятельным общением с Церковью. В силу этого самосознания Церковь должна отличаться исключительностью, не терпеть в себе никакого компромисса, так или иначе грозящего чистоте и неповрежденности ее духовного достояния. Она отвергает из себя еретиков, искажающих самое существо ее жизни; раскольников, отторгающихся от церковного общения из-за каких-нибудь недогматических причин (другими словами, предпочитающих свои личные, партийные или национальные пожелания церковной жизни, не чувствующих неразумности этого предпочтения) тяжких, нераскаянных грешников, практически отрицающих ее жизнь. Но и ко всем согрешающим отношение Церкви отнюдь не есть какая-нибудь уступка или безразличие: Церковь только ждет их обращения и надеется на него  и потому пока не произносит своего окончательного приговора; в случае же нераскаяннности и эти малые и обыкновенные грехи удаляют человека от Церкви. Достаточно вспомнить, что и о ракаявшемся обыкновенном грешнике его духовник на исповеди молится: “... примири и соедини его святей Твоей Церкви”[3].

В основе статьи святейшего Патриарха Сергия,  в то время епископа Ямбургского и ректора Петербургской Духовной Академии, лежит положение о Церкви, ключевые понятия которого выражены связанными грамматически и по смыслу словами признает себя, проповедует и истина.

 Понятие истины разделяется на истину теоретическую и истину практическую, которые проявляются в вероучении и жизни и связаны как посылки и следствия, через отношение вероучения и молитвословий, а в деятельности соотносятся через усвоение, которое раскрывается через понятие общения с Церковью, в свою очередь, развернутое в последовательность: переживание, обучение, привычка.

Понятие признания себя  и проповеди раскрывается и объединяется с предшествующей смысловой конструкцией через понятие самосознания, которое как следствие энтимемы приводит к понятию исключительности, противопоставленной компромиссу и предполагающей неповрежденность духовного достояния. Как противоположное неповрежденности дается разделение на еретиков, раскольников и грешников. Последние разделяются на тяжких нераскаянных и обыкновенных.

Ключевые слова текста, то есть те слова, которые образуют его смысловой каркас и создают единство мысли, взаимосвязаны таким образом, что значения более общих ключевых слов подчиняют себе значения менее общих, поэтому весь текст по смыслу сводится к двум или трем понятиям, которые в свою очередь сводятся к понятию Церкви.

В нижеследующем отрывке из статьи И.В. Киреевского “О характере про­свещения Европы” можно видеть пример экстенсивного примышления:

 “Таким обра­зом, подчинив веру логическим выводам рассудка, Западная Церковь еще в IX веке по­ложила внутри себя неминуемое семя реформации, которая поставила ту же Церковь перед судом того же логического разума, ею самою возвышенного под общим созна­нием Церкви Вселенской; и тогда еще мыслящий человек мог уже увидеть Лютера из-за папы Николая I, как, по словам римских католиков, мыслящий человек XVI века мог из-за Лютера предвидеть Штрауса*3 

Для обоснования положения о том, что в римском богословии “односторонняя рассудочность отрывается от других сил духа и думает достигнуть истины наружною связностью понятий”, И.В. Киреевский при­влекает и толкует факты истории западного христианства и западной филосо­фии, не вытекающие по смыслу из ключевых слов: вера и рассудок. Фактические данные, которые приводит И.В. Киреевский, образуют экстенсивное, внешнее расширение содержания текста.

Понятие топа. Важнейшим инструментом примышления  - источником изобретения - явля­ется место или топ.

 

Топ представляет собой положение, которое  рассматривается как правильное или истинное и является основанием аргументации.

Например: “Чего ищет наука в неизмеримом пространстве вселенной и в тайных хранилищах природы человеческой? - Истины. Ут­вердите, что нельзя найти ее, вы поразите науку смертельным ударом[4]. Это высказывание из речи святителя Филарета Дроздова представляет собой эпихейрему, в которой меньшая посылка выражена топом: цель науки -  истина, другой топ, который можно сформулировать следующим образом: наука существует как  целесообразная деятельность, составляет опущенную бульшую посылку, поэтому первый, как бы самоочевидный, вывод означает: наука существует, поскольку она ищет истину. Вторая часть эпихейремы доказывает уже невозможность существования науки, если не существует истины как ее цели.

Топы, как видно из примера, обычно опускаются в рассуждениях именно потому, что представляются общеизвестными, самоочевидными и не требующими обоснования.

Топ является ценностным суждением потому, что понятия,  которые его составляют (истина, жизнь, единство, уби­вать), оцениваются как положительные или отрицательные и принимаются в качестве цели или смысла человеческих помыслов и поступков.

Топы являются основа­нием аргументации: согласие принять доводы осно­вано на признании истинности или правильности топов -  принимаемых положений, к которым эти доводы приводятся.

Но на самом деле истинность или правильность топа, на основе которого строится аргумент, далеко не всегда  являются бесспорными. Поэтому при построении и при анализе аргументации важно понимать, какие именно общие места лежат в ее основании.

Общие и частные топы. Топика (система топов) организована иерархически: существуют общие места большей или меньшей значимости, при этом одни топы зависят от других.

 Рассмотрим пример.

“Коренным положением всякой истинной философии есть положение, что (1) бытие полное и независимое принадлежит одному Богу; (2)все другое, что ни существует, истинно существует только потому, что находится в какой-нибудь связи с Божественным.

Итак, первый и высший образ бытия есть бытие Божественного существа в самом себе. Но Божество не остается заключенным в себе самом. (3) Оно открывает себя в мире: с одной стороны, в мире физическом, с другой, в мире нравственном; в мире физическом без ведома и воли существ, в которых Оно открывает себя, в мире нравственном - при посредстве их сознания и воли. В мире нравственном мы встречаемся с понятием правды. (4)В мире нравственном Бог открывает Себя как существо бесконечно святое и праведное. (5)Существа нравственные сознают идею правды Божественной и (6)в своей воле осуществляют ее.

... Каждое нравственное конечное существо имеет различные способности: кроме способностей, относящихся непосредственно к действованию, (7) способности познания и (8) способности чувствования. Для каждого ряда этих способностей есть свое особенное совершенство, определяемое идеей Божественного в особенном ее приложении к каждому ряду. (9) Долг нравственного существа есть непрерывно развивать в себе и в других эти способности согласно с идеей Божественного и таким образом все выше и выше возводить их к совершенству. Чем полнее и совершеннее будет такое развитие, тем полнее, тем совершеннее нравственное существо будет проявлять и изображать собою Божественное”[5].

 Приведенное рассуждение К.А. Неволина вводит систему общих мест (топов),  лежащих в основании права. Курсивом под номерами выделены общие места (в тексте примера  подразумеваются положения: человек есть нравственное существо, человек есть конечное существо, которые также являются общими местами). Каждое из выделенных общих мест связано с другими таким образом, что положение (9) основано на положениях (7), (8); последние, в свою очередь, основаны на положении (6) и т.д. вплоть до положения (1), которое поэтому и занимает высшую позицию в иерархии общих мест.

Все приведенные общие места являются основанием топов права: общество есть союз нравственных существ; человек существует в обществе; верность человека обществу есть правда (Justitia)[6]. Последние являются частными местами (частными топами), поскольку значими в пределах юриспруденции и юридической аргументации.

Если мы стремимся найти, обосновать и оценить смысл художественного творчества, технического конструирования, политики, воспитания детей и вообще любого вида деятельности человека, а также конкретного поступка или произведения, то будем вынуждены обратиться к топам, относящимися к соответствующему виду деятельности, а при необходимости - и к более высоким.

Система общих мест не только иерархична, но и сложно организована: существуют топы различной степени общности, различного строения и назначения.

Общие топы представляют собой суждения,  значимые во всей культуре и приемлемые для любой аргументации, например, “целое важнее части”; “нормальный человек отвечает за свои поступки”; “закон обязателен для всех”; “гражданин обязан быть лояльным к законной власти”; “государственная власть ответственна за благосостояние общества” и т.д. Особенность общих топов состоит в том, что любой человек, публично отри­цающий их значимость, уже самим фактом такого отрицания исключает себя из общества и из культуры.

Среди этих общих топов выделяются, однако, общезначимые и специальные. Первые (целое больше части) относятся к любым суждениям, а вторые значимы только в ограниченной предметной области (закон должен быть справедливым).

Частные топы представляют собой суждения, принимаемые лишь отдельными группами людей. Так, по­ложение “знание выше успеха” является обязательным в академической среде, а положение “доказательство вины лежит на обвинителе” обязательно в судеб­ной практике. Всякий, кто публично обращается к аудитории ученых, юристов или поли­тиков, обязан учитывать частные топы и опираться на них  - в противном случае его аргументация будет отвергнута. 

Различие между общими и частными топами объективно и определяется не чьим-то мнением, пусть это будет даже мнение большинства, но смысловыми отношениями между топами и строением культуры.

Внешние и внутренние топы. Топ имеет сложное строение: в нем выделяются две основные части - именующая и формальная, которые обозначаются, со­ответственно, как топ внешний и топ внутренний.

  Так, в выражении “рассе­кать значит убивать” можно увидеть сочетание слов рассекать убивать, подлежащего и сказуемого ценностного сужде­ния, соединение которых является смысловой основой суждения - внеш­ним топом. Форма отношения между ними  означает - включается”: А Ì В является выражением  внутреннего топа, который называется “вид / род”, поскольку рассечение рассматривается как вид убиения.

Внутренний топ представляет собой ход мысли, один из приемов связывания слов и понятий. Число внутренних топов ограничено, и внутренние топы представляют собой своего рода алфавит отношений между понятиями и словами.

Разделение внутреннего и внешнего топов необходимо, так как внешний топ сохраняется независимо от способа истолкования отношений между его частями.

Так, в выражениях “рассекать, значит убивать”; “рассекать не значит убивать”; “где рассечение, там и умерщвление”; “когда рассекают, умерщвляют”; “рассечение подобно умерщвлению”; “рассечение хуже умерщвления” и т.п. внешний топ сохраняется, но изменяется форма отношения между подлежащим и сказуемым, то есть внутренний топ.

Разделение внутреннего и внешнего топов обеспечивает возможность обсуждения различных точек зрения при удержании общей системы ценностей в пределах одного мировоззрения или одной культуры. Действительно, возможна продуктивная дискуссия между теми, кто рассматривает, например, демократию как положительную цен­ность, и теми, кто ее рассматривает как сомнительную или отрицательную ценность, но успешная дискуссия между тем, кто придерживается демокра­тических взглядов, и тем, кто считает демократические взгляды особенно­стью психики своего собеседника, маловероятна.

Внутренние топы как источники изобретения. По содержанию и характеру использования внутренние топы подразделя­ются на:

-     описательные, которые используются в основном для установления, опре­деления и оценки фактов и для построения аргументов, связанных с фактиче­скими, предметными обстоятельствами аргументации;

-     модально-оценочные, которые используются для установления отношений между лицом и действием;

-     причинно-следственные, которые используются для установления связи явлений;

-     определительные, которые используются в основном для уста­новления отношений между понятиями и для построения определений;

-     сопоставитель­ные,  которые используются в основном для развития мысли.

 

(1)       Описательные (обстоятельственные) топы.

Описательные топы в основном используются для изложения и обсуждения фактов. С точки зрения риторики фактом является не всякое событие, но лишь значимое деяние, данные о котором могут быть истинными или ложными и которое может быть оценено как хорошее или плохое.

Не имеет смысла обсуждать события, не зависящие от свободной воли человека, например, явления природы сами по себе - их можно только изучать; но имеет смысл обсуждать результаты изучения таким-то ученым или даже целой наукой таких-то явлений природы. Само слово факт происходит от латинского factum -  деяние, поступок, произведение. Именно в этом смысле Вселенная является фактом.

Факт  - осмысленное деяние лица или группы лиц, которое совершено в соответствии с замыслом в определенном месте, в определенное время, при определенных обстоятельствах, определенным образом и средствами, привело к качественно новому положению вещей и изменило ход последующей деятельности в определенном отношении. Св. Иоанн Дамаскин следующим образом представляет эти отношения факта к образующим его топам:

 “... так как то, что невольно, двояко: одно по причине насилия (вынужденное действие - А.В.), другое по причине неведения, то добро­вольное противоположно и тому и другому. Ибо добровольное есть то, что происходит ни по причине насилия, ни по причине неведения. По­этому добровольное есть то, чего начало, то есть причина находится в самом делающем, знающем все в отдельности, через посредство чего совершается действие и в чем оно заключается. А все в отдельности есть то, что у ораторов (т.е. в риторике - А.В.) называется об­стоятельственными членами (топами - А.В.), как например, кто? то есть тот, кто совершил; кого? то есть того, кто потерпел; что? то есть то са­мое, что сделано, быть может, совершил убийство; чем? то есть орудием; где? то есть в каком месте; когда? то есть в какое время; как? тот есть какой образ действия; почему? то есть по какой причине.

Должно знать, что некоторое занимает середину между добровольным и невольным; что хотя оно - неприятно и тягостно, мы принимаем ради избежания большего зла, как например, ради избежания кораблекрушения сбрасываем в море то, что находится на корабле .... Все это, конечно добровольно .... однако оно происходит, конечно, не по свободному выбору, потому что не вследствие совещания. Должно же, чтобы совет непременно предшествовал свободному выбору, как и сказано”[7].Сообщение о факте может быть в различной степени достоверным - частично истинным, частично ложным, а смысловые элементы факта могут оцениваться по отдельности и различным образом. Для ясного понимания и словесной формулировки факта необходимы его разложение на смысловые соста­вляющие,  рассмотрение и обсуждение каждой из них  и соединение в одно целое.

Описательные топы предста­вляют собой отношения между словами и понятиями, необходимые для полного представления, обсуждения и принятия, то есть установления факта. Только установление и точная формулировка факта дают основание для его последующей оценки: от того, как представлен факт, зависят наличие и характер ответственности за действие.

 

I. Действие - претерпевание.  Качественная определенность и значимость действия проявляется в том, как оно изменяет состояние объекта, на который направлено. Как значимые могут рассматриваться только такие действия, которые повлекли за собой определенные положительные или отрицательные последствия.

Действие может повлечь за собой непосредственное претерпевание и быть однородным с ним, как при физическом толчке, но может иметь спусковой эффект, как нажатие на гашетку пистолета или произнесенное слово, последствия которого - внутреннее изменение объекта, подвергшегося действию.

 

II. Предыдущее - последующее.  Посредством этого топа устанавли­вается отношение расположенных в последовательном порядке состояний объекта (например, молодости, зрелости и старости), действий (например, переговоров и заключения соглашения) или появления различных объектов (например, голосов птиц и восхода Солнца). При этом предыдущее не обязательно является причиной последующего.

Смысловой порядок отделяется от времени. Такое отвлеченное понимание топа “предыдущее-последующее” позволяет различным образом рассматривать отношения между предыдущим и последующим. Предыдущее действие или со­стояние может рассматриваться в отношении к последующему: (1) как более значимое; (2) как равноценное; (3) как менее значимое.

Св. Иоанн Дамаскин вслед за Аристотелем[8] и классической античной диа­лектикой устанавливает четыре основных способа толкования топа предыду­щее/последующее и пятый способ - понимание предыдущего/последующего как причины и следствия:

1.Понятия предыдущего и последующего связаны с идеей времени. В “Риторике” Ари­стотеля предыдущее - последующее рассматривается следующим образом:

 “... топ получается из данных времен, когда, например, говорил Ификрат[9] в своей речи против Гармодия[10]: “Если бы я прежде чем, сде­лать дело, попросил у вас статуи, вы бы мне дали ее? И вы не дадите ее, когда я сделал дело? Не обещайте же, когда имеете в виду что-нибудь, и не отнимайте, когда получили желаемое”.[11]

В “Топике” трактовка пре­дыдущего и последующего сходна:

“Рассмотрение, исходящее из следо­вания, двояко, ибо в следовании есть предшествующее и последующее; например, у учащегося незнание - предшествующее, а знание - последу­ющее. Большей же частью лучше то, что следует позже”[12].

2. Предыдущее и последующее как отношение антецедента и консеквента в логическом смысле: предыдущее рассматривается как логическое условие и возможность последующего[13].

 

“Предыдущее по природе, то есть то, что по­лагается вместе с другим, но не полагает другого, и что как устраняет другое, так и само устраняется им. Так, животное есть предыдущее в отношении че­ловека. В самом деле, если есть животное, то человека еще не будет; ибо че­ловек есть одно из животных. Наоборот, если нет человека, то животное бу­дет, так как и лошадь, и собака - животные. Равным образом, если есть чело­век, то непременно будет и животное, ибо человек есть животное”[14].

3. Предыдущее и последующее как линейный порядок, например букв в алфавите. В Священном Писании /Ин. 1:1-3/ и в творениях св. Отцов топ пре­дыдущее - последующее используется в абстрактном значении порядка, ко­торый может рассматриваться независимо не только от конкретного временного следования, но и от времени вообще. Эта мысль выражена еще неопла­тониками, но разработана Оригеном[15] и полностью развита великими Каппа­докийцами - св. Василием Великим, св. Григорием Богословом и св. Григо­рием Нисским.

 

“Поелику начало естественным образом предшествовало тому, что от начала, то повествующий о вещах, получивших бытие во времени, по необходимости всему предпоставил это выражение: в начале сотвори. Было нечто, как вероятно, и прежде сего мира, но сие хотя и постижимо для нашего разумения, однако же не введено в повествование как несо­ответствующее силам новообучаемых и младенцев разумом. Еще ранее бытия мира было некоторое состояние, приличное премирным силам, превысшее времени, вечное, присно продолжающееся. В нем-то Творец и Зиждитель всяческих совершил создания - мысленный свет, прилич­ный блаженству любящих Господа, разумные и невидимые природы и все украшение умосозерцаемых тварей, превосходящее наше разумение, так что нельзя изобрести для них и наименований... А когда уже стало нужно присоединить к существующему и сей мир - главным образом училище и место образования душ человеческих, а потом и вообще ме­стопребывание для всего подлежащего рождению и разрушению, тогда произведено сродное миру и находящимся в нем животным и растениям преемство времени, всегда поспешающее и протекающее и нигде не прерывающее своего течения”[16].

4. Предыдущее и последующее как иерархия. При этом приоритет может отдаваться как предыдущему, так и последующему. Исходя из представления о порядке как целесообразной последовательности воплощения замысла, св. Григорий Нисский обосновывает сотворение человека как завершающий этап творения. Последующее (человек) рассматривается как более значимое, чем предыдущее, а предыдущее - как предвосхищение последующего.

 

“И все богатство твари, на земле и в море, уже было приготовлено, но еще не было того, кому владеть этим. Ибо не появилось еще в мире существ это великое и досточестное существо, человек. Ведь не подобало начальствующему явиться раньше подначальных, но сперва приготовив царство, затем подобало принять царя. Потому Творец всего приготовил заранее как бы царский чертог будущему царю: им стала земля, и острова, и море, и небо, наподобие крыши утвержденное вокруг всего этого, и всякое богатство было принесено в эти чертоги”.[17]

5. К этим четырем аристотелевым трактовкам св. Иоанн Дамаскин добавляет возможную трактовку предыдущего как причины  и действия[18], которая будет рассмотрена ниже как отдельный топ.

 

IV. Место (положение). Посредством этого топа устанавливается пространственное отношение предмета мысли к смежным предметам и к действию. Действие может происходить в определенном физическом или смысловом пространстве и по смыслу ограничено местом, поэтому понятие места неразрывно связано с понятием границы между предметами мысли.

 

“Телесное место есть граница объемлющего, которою замыкается то, что объемлется, как например воздух объемлет, тело же объемлется. Но не весь объемлющий воздух есть место тела, которое объемлется, а граница объемлющего воздуха, прикасающаяся к объемлемому телу. И то, что объемлет, вовсе не находится в том, что объемлется.

Есть же и духовное место, где мысленно представляется и где находится духовная и бестелесная природа, где именно она пребывает и действует, и не телесным образом объемлется, но духовным образом. Ибо она не имеет внешнего вида для того, чтобы быть объятою телесным образом”[19].

 

Действительно, когда мы имеем в виду так называемые идеальные предметы, то определяем их место как относительное значение в иерархии: место теории множеств в современной математике означает положение теории множеств в иерархии математических наук и относительно сродных ей дисциплин. Топ места близок по значению топу порядка, но в отличие от него предполагает нелинейное отношение.

Топ места имеет большое значение, потому что с ним связана возможность описания. Когда мы описываем какой-нибудь предмет, то изображаем его место по отношению к смежным предметам, и взаимное положение его частей. Предмет простой, не имеющий составных частей, может быть описан только через отношение к соседним предметом, а если и такие соседние предметы не могут быть указаны, то описание делается невозможным.

 

V. Время. Посредством этого топа определяется отношение следования и изменения предметов, поскольку всякое движение происходит во времени. Существенным свойством времени являются необратимость и вместе с тем ритмичность, повторяемость:

“... время есть продолжение, спротяженное состоянию мира; им измеряется всякое движение. звезд ли, животных ли, или чего бы то ни было движущегося, поколику говорим - скорее, что в меньшее время проходит большее расстояние, и медленнее, что в большее время передвигается медленнее”[20].

 

VI. Состояние. Состоянием называется наличное в данный промежуток времени соотношение качеств или формы предмета, обусловленное его внутренними изменениями или воздействием внешних обстоятельств.

Топ состояния используется для обоснования значимости действия, которое приводит к тому или иному изменению или прекращает его, а также для оценки действия по характеру изменения. Если за основу принимается действие, то значимость действия переносится на состояние, если за основу принимается состояние, то на него переносится оценка действия.

 

VII. Внешние обстоятельства.  Внешними обстоятельствами называются события и обстановка, сопутствующие факту и совместимые с ним, но которые не являются причиной и действием. Внешние обстоятельства могут благоприятствовать или препятствовать действию и тем самым влиять на характер решения и усилия, необходимые для достижения цели.

 

(2)       Причинно-следственные топы.

 

Причиной называется явление с необходимостью вызывающее другое явление (следствие). Причинно-следственные отношения имеют исключительно важное значение в аргументации, поскольку представляются основой осмысления связи событий и фактов.

 

VII. Причина и следствие. Топ причины, как указывает Аристотель, “заключается в доказательстве, что что-нибудь есть, если есть его причина, и что чего-нибудь нет, если нет причины; ибо причина и то, чему она служит причиной, сосуществуют, и ничто не существует без причины”[21].

Причина может рассматриваться как конечная причина - цель, замысел, например стремление к власти - причина политической деятельности, и как действующая причина, например холодная погода как причина чтобы надеть пальто. В первом случае действие представляется вынужденным, а во втором - вытекающим из свободного решения и потому ответственным. Аристотель выделяет четыре вида причины, которые также различаются в творениях Отцов Церкви и в классических богословских сочинениях:

“Мы полагаем, - указывает Аристотель во “Второй аналитике”, - что знаем тогда, когда знаем причину. Причин же имеется четыре. Первая - суть бытия вещи; вторая - то, при наличии чего необходимо есть что-то другое; третья - первое двигавшее; четвертая - то, ради чего”[22].

 

 

VIII. Условие. Условие - обстоятельство или совокупность обстоятельств, без которых действие не может осуществиться или может не осуществиться. Топ условия  предполагает условное суждение (если .. то)  и несет значение потенциального отрицания в отличие от топа причины, предполагающего утвердительное суждение (потому что).

 

(3)       Модально-оценочные топы. 

Эта группа топов используется для оценки связи характера личности и деяния или позиции. Поскольку человека оценивают по поступкам и словам, содержание или образ действия дают основание характеристики личности и прогноза ее последующего поведения в различных ситуациях.

 

IX. Лицо - действие. Через отношение лица и действия определяются конкретные свойства лица и свойства действия, связанные с его значимостью и степенью ответственности деятеля. Личность человека не исчерпывается внешними действиями, человек имеет и свою внутреннюю историю - историю души. И тем не менее, лицо и действие соотносительны: поступок приобретает определенность в отношении к лицу, его совершившему, а личность проявляет себя не иначе как в словах и поступках. Св. Иоанн Дамаскин следующим образом определяет этот топ:

 

“Лицо есть то, что в своих действиях и свойствах обнаруживается ясным и определенным образом, отличным от способа обнаружения однородных существ. Например, Гавриил, беседуя с Пресвятой Богородицей, был одним из ангелов, но непосредственно беседовал с ней только он один, отличаясь от единосущных с ним ангелов присутствием в определенном месте и тем, что он беседовал. И Павел, когда он держал речь на лестнице, был одним из числа людей, но своими свойствами и действиями он выделяется из всех других людей”[23].

 

X. Образ действия. Этот топ дает характеристику действия в отношении к свойствам лица, его совершившего, выделяя ту сторону содержания действия, которая значима для последующей оценки (хорошо, плохо, правильно, неправильно и т.п.). Образ действия всегда конкретен и может иметь количественное и качественное определения: плыть быстро сажонками.

Образ действия как таковой может быть намеренным в различной степени и ненамеренным. Степень свободы при выборе образа действия определяет ответственность деятеля, поэтому она важна для установления основания действия.

 

XI. Цель и средство. Средство - прием, способ действия для достижения цели (например: радикальные средства), но также и инструмент, при помощи которого действие осуществляется (например: транспортные средства). Цель и средство являются характеристикой в первую очередь лица, совершающего действие, а через лицо и самого действия. Поэтому средства прямо связаны с основанием действия. Так, кухонный нож по образу действия может ничем не отличаться от кортика, но первый считается утварью, а второй - оружием.

Поскольку средства целесообразны, то их применение рассматривается как свободно избранное и намеренное, выбор средства предполагает оценку и ответственность, причем в отношении к цели: положение цель оправдывает средства  всегда обсуждается с нравственной точки зрения и ему противостоит положение достойные цели не могут достигаться недостойными средствами: характер средства свидетельствует о действительной цели.

 

(4)       Топы определения.

Как источники изобретения топы определения представляют собой ходы мысли, посредством которых конкретные данные приводятся к общим понятиям или нормам. Определить значит сделать понятным и обозримым - указать существенные черты определяемого предмета и отличить его от сходных предметов. Определение является важнейшим инструментом осмысления, поскольку определяемое  включается в упорядоченный ряд категорий, в составе которого оно приобретает смысл.

 

“Определение, - указывает св. Иоанн Дамаскин, - есть краткая речь, выражающая природу подлежащего, т.е. речь, обозначающая эту природу немногими словами. Например, человек есть животное разумное, смертное, способное к разумению и постижению”.[24]

 

Хорошее определение должно содержать только необходимую и достаточную информацию об определяемом предмете и быть обратимым: “...человек есть разумное смертное животное” и всякое разумное смертное животное есть человек и только человек” [25].

В риторике различаются собственно определения и изречения. Последние представляют собой фигуры речи, по форме подобные определениям, но не являющиеся определениями по существу, например: “Ученье свет, а не ученье тьма”; или: “Душа русского народа - певучая душа и высказывается в церковном пении; а все наше богослужение, по содержанию своему, есть не одна молитва словесная и не одна проповедь, но во всем составе своем есть благочестивое созерцание и сердечная песнь Богу”[26].

Посредством топов определения устанавливаются значения и отношения предметов и имен.

XII. Присущее и привходящее. Любой объект характеризуется множеством особенностей, совокупность которых лежит в основе нашего представления о нем. Но среди этих особенностей или черт выделяются существенные и несущественные. Существенные особенности предмета постоянны и сохраняются в различных его состояниях и отношениях к другим предметам. Некоторые из таких существенных особенностей являются общими для классов или групп однородных предметов, другие характеризуют отдельные группировки предметов внутри таких классов.

Присущими являются те особенности, которые отличаются постоянством при изменении состояния предмета и без которых существование предмета представляется невозможным. Привходящими являются переменные и необязательные особенности предмета.

Человек может обладать тем или иным цветом глаз, кожи, волос, голосом; он может быть мужчиной или женщиной, ребенком, юношей, стариком. Но ни одна из этих особенностей не характеризует человека как такового, ибо  люди отличаются от всех других  живых существ совокупностью черт - разумом, языком, телесностью. От животных люди отличаются разумом и языком, от ангелов - телесностью.

Вместе с тем все люди бывают либо мужчинами, либо женщинами; равно как либо младенцами, либо детьми, либо юношами и девушками, либо лицами среднего возраста, либо стариками. Чтобы разделить людей по полу или возрасту, нужно иметь представление об особенностях, присущих всем людям, а половые и возрастные признаки окажутся привходящими, так как любой человек, оставаясь разумным, может быть мужчиной, женщиной, ребенком, юношей и т.д.

Отношение присущего и привходящего является основой обобщения и абстракции. Обобщение требует отвлечения от несущественных для целей аргументации данных; упорядочения и группировки существенных. Топы, которые рассматриваются ниже, используются не сами по себе, но с учетом предварительной сортировки и классификации материала рассуждения.

Присущими являются субстанциальные свойства. Под субстанцией в античной философии понимается первая сущность, бытие вообще или наивысший род и в этом смысле субстанция противостоит природе, которая есть субстанция, проявляющаяся в своих существенных признаках и обладающая качественной определенностью, например, одушевленность, разумность и телесность человека[27].

 “... святые отцы, отказавшись от бесполезных словопрений, общее, о многих предметах высказываемое, т.е. низший вид называли субстанцией, природой и формой, например, ангела, человека, собаку и т.п. Равным образом, слова вид и форма имеют значение одинаковое со словом природа. Единичное же они назвали индивидом, лицом, ипостасью, например, Петра, Павла”[28].

Привходящее, акциденция, “есть то, что в предметах и бывает и отсутствует, не разрушая предмета. И снова: акциденция есть то, что может одному и тому же предмету как принадлежать, так и не принадлежать. Так человек может быть белым, а также высоким, умным, с приплюснутым носом”[29].

Если акциденция является характеристикой существующего предмета и как привходящее носит частный характер, то субстанция как присущее бытию конкретного предмета или совокупности предметов имеет общий и обязательный характер и в отдельных предметах проявляется наряду с привходящим. Поэтому “носителем” сущности является отдельный предмет, а класс мыслится при условии абстракции от частных особенностей входящих в него индивидуальных предметов. Человека вообще не существует - Адам был первым человеком, конкретным носителем всех существенных особенностей человеческого рода, но и частных черт, присущих только ему - Адаму и никому иному.

Общие, присущие особенности существуют объективно, но проявляются нераздельно с частными и привходящими и представлены в индивидах.

Так, каждый человек является в той же степени человеком, как и все остальные: не бывает человека в большей или меньшей степени. Поэтому человечество представлено конкретными людьми, каждый из которых является обладателем всех существенных, присущих человеку особенностей независимо от того, каким образом  и насколько эти черты проявляются в нем.

Акциденции подразделяются на отделимые и неотделимые. Отделимые акциденции представляют собой состояния или положения предмета (молодость, старость, болезнь, здоровое состояние). Неотделимые акциденции представляют собой особенности многих предметов (например, курносый нос, высокий рост).

 В языке это смысловое отношение выражается в наличии вопросов общих (есть ли? - можно ответить “да” или “нет”), и вопросов частных, которые подразделяются на субстанциальные (что есть это? что это такое? - можно ответить “это есть то”) и акцидентные (какое это? - можно ответить “это - такое”); субстанциальные же вопросы подразделяются на абстрактные (что есть это?) и конкретные (это что такое?).  Таким образом, субстанция, природа отвечает на вопрос, что есть предмет?  Акциденция отвечает на вопрос, каков предмет? Ипостась и индивид сочетают в себе присущее и привходящее и отвечают на вопрос,  это кто такой?  это что такое?

 

XIII. Признак. Признаки - наблюдаемые  проявления, которыми предметы отождествляются и отличаются друг от друга. Топ признака имеет особое значение: на основе признаков де­лаются заключения о свойствах, качествах, состоянии, сущности предмета  речи, строятся сравнения, сопоставления  и т.д.

Характеризующие признаки используются для  изображения предмета мысли как такового, его выделения, противопоставления, сравнения и оценки, и потому являются привходящими. Если, например, понижение культуры общества проявляется в развитии таких качеств, как себялюбие, пренебрежение к ближнему, безответственность, то это еще не значит, что сущность культуры сводится к образу поведения человека. Привходящим признакам противостоят присущие, то есть такие, на основании которых можно сделать вывод о природе, сущности предмета мысли.

 

XIV. Качество. Качества - особенности предмета, определяющие его цельность и строение и проявляющиеся с большей или меньшей интенсивностью.

Аристотель называет качеством (poia) “то, благодаря чему предметы назы­ваются такими-то (poioi)”[30]. Например, благочестие, от которого люди называ­ются благочестивыми. Качества могут быть постоянными, например доброде­тель, и привходящими, например здоровье, и проявляться в большей или мень­шей степени.

Качественная характеристика предмета имеет большое значение в аргумен­тации, поскольку посредством качественного представления создается образ предмета, который является сильным и трудноопровержимым доводом. Основ­ным инструментом такой характеристики являются обыкновенно качественные прилагательные или синонимичные им  слова и словосочетания.

 

XV. Свойство. Свойство - специфическая особенность предмета, неотъемлемая от его природы и одновременно присущая классу предметов. Рассматривая свойство в строгом смысле, св. Иоанн Дамаскин отмечает: “Свойство есть то, что принадлежит всему виду, одному этому виду и всегда”[31]. В отличие от качества, свойство не связано с количественной характеристи­кой предмета мысли, то есть не может проявляться в большем или меньшем объеме.

 

XVI. Отношение. Отношением называется такая связь между двумя или более предметами, при которой определенные особенности (признаки, качества, свойства) одних предметов предполагают наличие или, наоборот, отсутствие определенных особенностей других. Например, отношение мужа к жене предполагает наличие в том и в другой свойства быть супругом данного лица, наличие и отсутствие свойств мужеского и соответственно женского пола.

Существуют два основные разряда отношения: соотносительное в строгом смысле как  совместное наличие или отсутствие, которое предполагает невозможность одного члена отношения без другого: невозможно быть отцом без детей, а учителем - без учеников; и отношение в более общем смысле: можно мыслить знание без обучения. Соотносительному и отношению противостоит понятие отрешенного - предмета, не включенного в систему отношений.

Топ отношения широко используется для построения сравнений, аналогий и смысловых пропорций различного рода. Так, в “Слове о соблюдении доброго порядка в собеседовании” св. Григорий Богослов строит смысловую пропорцию: врач - больной, пастырь - паства,  учитель - ученики, голова - ноги и т.д., на основе которой устанавливает порядок богословствования [32].

 

 XVII. Общее и отдельное (род - вид, индивид). Топ является одним из самых важных для построения рассужде­ний и определений. Родом называется класс предметов, который содержит в себе другие классы. Видом называется класс предметов, который содержится в роде - бо­лее широком классе. Индивидом называется единичный класс предметов, который содержится в виде, не содержит в себе видов и характеризуется качествен­ной определенностью, неразложимостью и совокупностью акцидентных признаков вида, отличающих данный индивид от других.

 Вид связан с родом таким образом, что свойства или постоянные признаки рода обязательно содержатся в видах этого рода,  но не все свой­ства вида содержатся в роде.

Свойства рода (студенты) обязательно содержатся в видах (студенты семинарии). Поэтому можно сделать умозаключение, что если выпускники выс­ших учебных заведений получают высшее образование, то и студенты семина­рий получают высшее образование, или что если студенты такие-то учатся в се­минарии, то они получают высшее образование. Но свойства, присущие виду, не обязательно содержатся в роде. Нельзя сделать вывод, что если студенты семинарий изучают литургику, то и студенты университета изучают литургику.

Использование топа рода связано с топами признака, качества и свойства, поскольку объединение предметов в классы основано на группировке признаков и на их обобщенных качественных характеристиках, а отнесение таких классов к роду - на установлении и систематизации общих свойств предметов мысли или их  классов - видов.

Рассматривая понятие индивида, св. Иоанн Дамаскин указывает:

 

“Слово индивид употребляется в четырех значениях. Индивидом называется то, что не рассекается и не делится: точка, теперь (момент времени - А.В.), единица; подобные предметы называются неколичественными. Индивидом называется и то, что с трудом делится или рассыпается, например алмаз и подобное. Индивидом называется вид, не делящийся уже на другие виды, т.е. самый низший вид, например человек, лошадь и т.п. В собственном же смысле индивидом называется то, что, хотя и разделяется, однако после деления не сохраняет своего первоначального вида. Например, Петр делится на душу и тело. Но ни душа сама по себе не есть уже полный человек или полный Петр, ни тело. Философы говорят об индивиде в этом смысле, согласно которому он обозначает основывающуюся на субстанции ипостась”[33].

Таким образом, понятие индивид используется в специальных - научном и философском  (минимальная единица научной теории, минимальный вид, конечный таксон классификации) - и в общеязыковом значении.

 Понятие лица или личности было рассмотрено в разделе об обстоятельственных топах; значение этой категории, однако, столь велико, что ее следует выделить особо. А.Ф. Лосев следующим образом рассматривает понятие личности и его значение:

“Вся история тринитарного вопроса в течение первых четырех веков, как мы показали, сводится к борьбе античного и средневекового мировоззрений и дает огромное количество примеров самого разнообразного переплетения обоих этих мировоззрений. Чтобы не запутаться в бесконечных подробностях, мы выставляем один основной принцип, по которому происходит разделение указанных двух типов мировоззрения. Античность - это принцип вещи, тела, природы и, в конце концов, чувственно-материального космоса, в то время как христианство - этот принцип личности, общества, истории или, конкретнее говоря, сотворения космоса сверхкосмической личностью, общее грехопадение и первородный грех и спасение греховного мира при помощи опять-таки чисто личностного богочеловечества. Этим переплетением природы и личности как раз и наполнена  вся история тринитарного вопроса в первые четыре века новой эры.

Личность есть единственная и неповторимая единичность, предполагающая, с одной стороны, обязательное наличие таких же единичностей, от которых она чем-нибудь отличалась бы и без сравнения с которыми она не имела бы своей специфики, то есть не была бы чем-то неповторимым. А с другой стороны, эта единичность предполагает, что существует единичность вообще, то есть универсальная единичность, без сравнения с которой каждая отдельная личность не была бы вообще чем-нибудь единичным.

Кроме того, личность предполагает самосоотнесенность как с самой собой, так и  со всем другим, когда эта соотнесенность существует как предельная обобщенность всех своих отдельных функций и потому как самодовлеющая и притом фактическая (а не только идеально-смысловая) субстанция. Только в античности последним абсолютом является чувственно-материальный космос. Он вовсе не единственный, поскольку существуют и разные другие космосы, и он лишен неповторимости, поскольку он периодически повторяется бесконечное количество раз при переходе от хаоса к космосу и от космоса к хаосу. Личность предполагает другие личности, то есть невозможна без общества, сгустком которого она и является. В античности все возникающие друг за другом космосы не образуют никакого общества, членами которого они являлись бы, а потому их вечное возникновение вовсе не есть история”[34].

Таким образом, понятие личности возникает вместе с христианством (впервые оно сформулировано бл. Августином) и на понятии личности основывается все гуманитарное знание: возможность истории и исторического метода есть продукт христианской антропологии. 

 

XVIII. Целое и часть. Целым называется отдельный предмет, характеризующийся качественной определенностью и  самостоятельным  существованием. Частью называется отдельная, обладающая набором специфических призна­ков, составляющая целого, назначение (функция) которой дополняет функции других частей и различена с ними.

Целым может быть отдельное, но не общее - индивид и группа индивидов, например, кошка, стая кошек, но не вид “кошка”. Целое может обладать сложным строением и разлагаться на части, как животный организм, человеческая индивидуальность, общество, но может быть простым и не раз­лагаться на части, например, осколки разбитой вазы не будут ее час­тями, свойства души - воля, разум, память - также не будут ее частями.

Целые объекты могут рассматриваться двояким образом - как системы и как структуры. Живой организм как система состоит их конкретных органов - головы, туловища, рук, ног, желудка, печени и т.д. Как структура тот же организм представляет собой сложное объединение связанных систем - пищеварения, кровообращения, секреции, центральной и периферической нервной системы, связи и согласованная деятельность которых обеспечивают единство и функционирование организма. Системой называется совокупность взаимосвязанных частей целого. Структурой называется совокупность связей между самостоятельными функционально дополнительными составляющими, образующая целостность объекта и его тождественность  самому себе.

С другой стороны, понятие системы по наличию устойчивых внутренних связей противостоит понятию агломерата: общество - система,  толпа - агломерат. Это противопоставление имеет количественный характер, так как связи элементов объектов могут быть в неодинаковой степени интенсивными: компьютер, совокупность расположенных на письменном столе предметов, библиотека, геологический состав участка, поленница, куча песка представляют постепенный переход от системы к агломерату.

Системы по степени сложности и по характеру организации подразделяются на простые, сложные и сверхсложные, статические и динамические. Простая система (ножницы, авторучка) характеризуется тем, что каждая их часть не является в свою очередь системой, а состав частей не организован иерархически; сложные и особенно сверхсложные системы, как мозг человека, характеризуются сложностью составляющих, наличием иерархических связей и подсистем - управляющей и действующей. Статические системы, как стиральная машина, автомобиль, не изменяются в составе своих элементов; динамические системы, как промышленное предприятие, общественный институт, могут изменяться: в процессе деятельности состав элементов и структура динамических систем перестраивается, но при этом система сохраняет свою цельность. Сложные динамические системы называются иногда организмами в противоположность механизмам. Так, общество является организмом, а автомобиль - механизмом.

 Отношение части к целому и целого к части достаточно сложны: часть подчинена целому и существует только в пределах целого.

Простое целое (ваза, душа) может существовать или мыслиться без частей и вне частей. Общество как сложное целое может существовать и мыслиться без конкретного гражданина, но быть гражданином без конкретного общества невозможно, как не бывает общества без граждан. Вместе с тем отдельный человек является частью, членом общества лишь в той мере, в какой он включен в деятельность общества как системы. Быть членом общества - непременное, но не единственное свойство человека. Главное свойство человека - быть образом и подобием Божием. Это важнейшее свойство человека определяет духовно-нравственные цели и содержание всей его деятельности. Поэтому полнота человеческого бытия предполагает включение человека в систему общественно-государственных отношений и в состав Церкви. При этом первое содержательно подчинено второму, как низшие функции подчиняются высшим.

 

XIX. Имя и вещь. Именем называется слово (или заменяющий его знак), обозначающее пред­мет в его качествах, свойствах или признаках: “Названия Петра и Павла, и вообще всех людей, различны, но сущность всех одна. Весьма во многом мы друг с другом одинаковы, а отличаемся один от другого теми только свойствами, которые усматриваются в каждом особо, почему названия служат обозначением не сущностей, а особенных свойств, характеризующих каждого”[35]. Посредством топа имени устанавливаются отношения между особенностями обозначаемого предмета и способом обозначения.

Отношение имени к обозначаемому предмету может рассматриваться трояким образом: с точки зрения создания имени; с точки зрения утверждения имени - включения в состав имен; с точки зрения использования имени.

Создание или назначение имени основано на следующих принципах:

– без имени вещь не существует как предмет мысли, действия с вещами возможны только при условии их именования;

– имя выделяет свойства и значимые признаки обозначаемой вещи и является ее смысловой моделью;

– имя может быть назначено различным образом и способ именования выражает замысел об именуемой вещи.

Когда родился человек, родители нарекают ему имя, без которого человек не может рассматриваться как общественное существо. Когда родители выбирают ребенку имя, например Павел, Сергий, то тем самым стремятся через это имя обозначить те особенные качества чада,  которые присущи человеку, носящему это имя, - святому апостолу Павлу или преподобному Сергию. Назначая ребенку имя, родители выбирают из ряда возможных имен  наиболее приемлемое и уместное. Поэтому создание или наречение имени представляет собой суждение об именуемом предмете. Имя, понимаемое в широком смысле не только как личное имя, но как именующее слово или словосочетание, например термин, не выражает сущности именуемой вещи, “есть некое орудие обучения и распределения сущностей”[36].

 Качество имени зависит как от проницательности, изобретательности, вкуса дающего имя, так и от частных обстоятельств. Поскольку же смысловых моделей одного и того же предмета и обстоятельств именования бывает множество, “то ложь говорит тот, кто умствует, будто из различия имен должно заключить и о различии сущности. Ибо не за именами следует природа вещей, а наоборот, имена изобретены уже после вещей”[37]. Действительно, слово подснежник может обозначать любой предмет, который находится под снегом; судить об именовании можно только зная значение имени: слово подснежник обозначает ранний цветок как находящийся под снегом, а не каким-то иным образом.

Утверждение имен основано на следующих принципах:

– имя является произвольным знаком, звуковая сторона имени не обусловлена его значением, поэтому имя должно включаться в систему существующих имен, сопоставляясь по значению и звучанию с другими словами языка и точно называя определенное содержание;

– имя является конвенциональным знаком, то есть по форме и значению должно быть уместным и приемлемым, поэтому оно должно включаться в традицию именования, то есть быть правильным;

– имя несет информацию об именуемом предмете и сосуществует с другими именами, поэтому оно должно быть новым.

Первое требование означает, что не рекомендуется утверждать имена, состав которых является экзотическим для данного языка, например несклоняемые имена в языке с падежной системой, или слишком длинные имена. Второе требование означает, что не рекомендуется утверждать имена, которые могут вызвать ассоциации с запрещенными словами или со словами с уничижительным значением, также не рекомендуется утверждать имена, не связанные с традицией данного общества. Третье правило означает, что имя должно выделять именуемый объект: так, не следует называть двух братьев одинаковыми именами.

Использование имен основано на следующих принципах:

-     имя должно быть членораздельным и различимым, поскольку оно используется наряду с другими словами, с которыми оно частично отождествляется и которым оно противопоставляется по значению и звучанию;

-     имя должно быть благозвучным и выразительным, поскольку звук имени выражает чувства говорящего, которые переносятся на именуемый предмет, и требует удобства произношения и восприятия;

-     имя должно быть продуктивным; поскольку имя включено в систему языка, его использование предполагает максимальную свободу сочетаемости и возможность создания на его основе новых слов.

Топ имени связывает именование предмета с самим предметом на основе указанных принципов.

 

ХХ.Тождество. Тождеством называется наличие у двух или нескольких предметов одинаковых признаков, качеств или свойств, на основании которых предметы могут рассматриваться как одинаковые или равнозначные.

Топ тождества используется при построения определений, поскольку правило определения предусматривает обратимость определяемого и определяющего, и в аргументации, устанавливающей равнозначность предметов мысли в определенном аспекте, но в противопожность другим, для чего разделяются тождественные и различительные свойства.

 

(5)       Сравнительные топы.

 Сравнением называется ход мысли, состоящий в установлении такого отно­шения между предметами, при котором обнаруживаются ото­ждествляющие и различающие их признаки,  качества и свойства.

 Операция сравнения предполагает, во-первых, основание сравнения, поскольку сравниваемые объекты должны обладать определенным подобием или сходством; во-вторых, оценку того, что сравнивается, поскольку сравнение производится с определенной целью, и одному из членов срав­нения отдается предпочтение.

Когда сравниваются объекты, то обнаруживаются их общие черты, которые абстрагируются (отвлекаются) от самих этих объектов и представляются в виде смысловых конструкций, приложимых к новому материалу, в результате чего устанавливаются общие закономерности. Так делаются обобщения, с помощью которых можно объяснять и предсказывать поведение изучаемых объектов в определенных условиях и строить их научную классификацию. Поэтому сравнение является главным инструментом создания нового знания.

 

XXI. Большее - меньшее (сравнение). Количественное сравнение (сравнение в собственном смысле) основано на однородности сравниваемых объектов, тождестве их природы и идентичности основных свойств. Поэтому сравнение предполагает использование признаков или качеств, которые наличествуют в предметах сравнения, но могут иметь различную степень интенсивности и поэтому могут рассматриваться как величины. Количество предполагает меру как норму сравнения. Сравниваются два типа объектов - непрерывные и дискретные (раздельные).

“Непрерывные величины определяют как такие величины, части которых связываются между собой в какой-либо общей границе. Если, например, имеется дерево двух локтей, т.е. имеющее два локтя, то в нем конец одного локтя и начало другого совпадают, ибо они соединены и связаны вместе и не могут быть отделены друг от друга. Раздельные же величины определяются как такие, части которых не соединяются в каком-либо общем пределе, как например, у десяти камней”[38].

Степень проявления сравниваемого качества в предметах может оцениваться положительно или отрицательно, тогда в первом случае лучшим будет большее, а во втором - меньшее. “Кто недостоин низшего звания, тот еще более недостоин высшего звания”[39]. “Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям церкви: да будет низвержен”[40]. В первом примере лучшим оказывается большее как высшее звание (например, консул лучше префекта); во втором примере лучшим оказывается меньшее.

 

XXII. Подобие.  Подобие есть сходство объектов, обладающих одинаковыми свойствами, качествами, признаками или образом действия. На топе подобия основаны сопоставления. При сопоставлении учитываются не количественные характеристики, но только наличие или отсутствие тех или иных особенностей, поэтому сопоставляться могут не только однородные, но и разнородные объекты.

Из примера видно, что топ подобия предполагает не одномерное сравнение большего с меньшим, а многомерное; подобие двух сопоставляемых объектов не переходит на третий подобный одному из них - человек подобен Богу, а лев подобен человеку, но отсюда нельзя вывести заключения, будто лев подобен Богу.

 

XXIII. Противное. Противопоставлением называется сравнение или сопоставление объектов по свойствам, признакам или качествам, которые выступают как взаимно отрицающие или несовместимые, или самих таких взаимоотрицающих особенностей.

Члены противопоставления могут обладать каждый своими особенностями: Иван - брюнет, а Петр - блондин, качества природные и привходящие; у одного из них может наличествовать особенность, отсутствующая у другого: кротость и свирепость, разум и отсутствие разума; противопоставляемое качество может присутствовать в различной степени: одни животные более свирепы, другие - менее свирепы.

 

XXIV. Правило справедливости.  Правило справедливости устанавливает, что качественно равнозначные (подобные и равные) категории должны оцениваться одинаково, неравнозначные категории (подобные, но не равные) должны оцениваться в меру их количественного различия, несравнимые категории должны рассматриваться исходя из различных норм. Краткая юридическая формулировка правила справедливости - “каждому свое”: “Правосудие есть неизменная и постоянная воля предоставлять каждому его право”[41].

 

XXV. Обратимость. Если два лица подобны, то есть относятся к качественно однородным категориям, то оценка действия каждого из них в отношении другого предполагает такую же оценку аналогичного ответного действия. Если Петр правомерно требует от Ивана возвращения долга, то и Иван может правомерно потребовать от Петра возвращения долга.

Сравнению по топу обратимости подлежат как категории и лица (если, скажем, Иван утверждает, что ему за обоюдную драку с Петром полагается меньшее наказание как несовершеннолетнему), так и сами действия, равнозначность которых может обсуждаться, так как не всегда оказывается одинаковой (например, Иван требует от Петра возвращения долга, а Иван утверждает, что ущерб, нанесенный его имуществу по вине Петра, компенсирует долг).

 

XXVI. Транзитивность. Если два деятеля подобны в каком-либо отношении, то действие одного из них, будучи направлено  на другого, оценивается таким же образом, как аналогичное действие любого из них, направленное на третье лицо. Если хорошо, что Петр благотворит Ивану, то хорошо, если Иван благотворит Василию, и хорошо, если Петр благотворит Василию.

На основе топа транзитивности строятся модели и антимодели поведения. Модель есть образец правильного решения или действия в определенной ситуации. Антимодель есть образец неправильного действия, который, однако, содержит указание на характер противоположного, то есть правильного действия. 

 

 

 



[1]  Св. Василий Великий. Там же, с.65

[1] Св. Василий Великий. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския. Часть III. Репринт. М., 1993, с.23

[2] Св. Василий Великий. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския. Часть III. Репринт. М., 1993, с.23

[3] Епископ Сергий (Страгородский) К вопросу о веротерпимости. Слова и речи. С.-Пб.,1905, с.36-37.

3 Киреевский И.В. О характере просвещения Европы. Полн. собр. соч. в двух томах. Т. I.  М., 1911, с.190

 

[5] Неволин К.А. Энциклопедия законоведения. СПб., 1997 (1839). С. 34 - 37.

[6] Неволин К.А. Там же, с.37-41.

[7] Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Москва - Ростов-на-Дону, изд-во “Приазовский край”, 1992  (репр. С-Пб. 1895), с.104 - 105.

[8] Аристотель. Категории. Сочинения в 4-х томах. Т. 2. М., 1978. С. 86-87.

[9] Ификрат - афинский военачальник первой половины IV в. до Р.Х. Снабдив легковооруженных воинов длинными мечами и ударными копьями, одержал победы над спартанскими гоплитами (тяжеловооруженными  воинами).

[10] Гармодий - сообщник афинского тираноубийцы Аристогитона. В 514 г. Гармодий и Аристогитон напали на тиранов Гиппарха и Гиппия, убив Гиппарха, после чего Гармодий был изрублен телохранителями тирана; Аристогитон пытался бежать, но был пойман и казнен. В Афинах они считались героями и потомки их пользовались особым почетом.

[11] Аристотель. Риторика.  В кн.: “Античные риторики” . М., 1978, с. 113

[12] Аристотель. Топика. Соч. в 4-х томах. Т. 2,. М., 1978, с.397.

[13] В логике высказываний отношение импликации является ложным само по себе только в случае ложности консеквента; действительно, утверждение “если животное, то человек” (А®В) будет ложным только в случае, если ложно В, а в остальных случаях - истинным. Так, истинным будет суждение: “Если Солнце вращается вокруг Земли, то происходит смена дня и ночи” независимо от того, что вокруг чего вращается в астрономическом смысле.

[14] Св. Иоанн Дамаскин Диалектика, или философские главы, с.97.

[15] См. проф. Спасский А. А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. Сергиев Посад, 1914, с. 89 и далее.

[16] Св. Василий Великий. Беседы на Шестоднев. Творения. Часть I. М., 1845, с. 7-8.

[17] Св. Григорий Нисский. Об устроении человека. С.-Пб., “Аxioma”, 1996 с.12-13.

[18] Св. Иоанн Дамаскин. Цит. соч., с.97.

[19] Св. Иоанн Дамаскин. Цит. соч. с.36-37.

[20] Св. Василий Великий.  Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия. Творения. Часть 3. С. 51.

[21] Аристотель. Риторика. С.118.

[22] Аристотель. Вторая аналитика. Соч. в 4-х томах. Т.2. М., 1978, с.328.

[23] Св. Иоанн Дамаскин. Философские главы. С. 79.

[24] Св. Иоанн Дамаскин. Диалектика, или философские главы. М., 1999, с.51.

[25] Св. Иоанн Дамаскин. Там же, с. 52.

[26] Победоносцев К.П. Сочинения СПб. “Наука”, 1996, с.207.

[27]  Аристотель. Метафизика. Соч. Т.1, М.,  1976, с.149-150.

[28] Св. Иоанн Дамаскин. Там же, с72.

[29] Св. Иоанн Дамаскин. Философские главы. С 62-63.

[30]Аристотель. Категории.  Сочинения. Т.2. М., “Мысль”, 1978, с.72

[31] Св. Иоанн Дамаскин. Цит. соч. С.64.

[32]  Св. Григорий Богослов. Там же, с. 463-481.

[33] Св. Иоанн Дамаскин. Цит. соч. С.61-62.

[34] Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Кн. 1. М., “Искусство”, 1992. С. 62-63.

[35] Св. Василий Великий. Там же. С. 65.

[36] Платон. Кратил. Сочинения в 4-х томах. Т.1, М., “Мысль”,  1968. С. 422.

[37] Св. Василий Великий. Там же. С. 66.

[38] Св. Иоанн Дамаскин. Цит. соч. , с 84.

[39] Дигесты Юстиниана. М., “Наука”, 1984. С. 42.

[40]  Правила Православной Церкви. Т. 1. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1996. С. 114.

[41] Дигесты Юстиниана, с.25.

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Предыдущая || Вернуться на главную || Следующая