Семинарская и святоотеческая библиотеки |
Глава первая. Изобретение.Изобретением называется создание содержания высказывания. Создать содержание высказывания значит ясно и четко определить: что, кому, с какой целью, каким образом, в какой форме, при каких обстоятельствах надлежит сообщить и о чем следует умолчать. Изобретение
является важнейшей частью риторики. Приступить к публичной речи, не
обдумав
предварительно ее содержание, значит в лучшем случае пустословить, но
обычно
безответственные, бессодержательные и бесцельные высказывания влекут за
собой
отрицательные последствия. И чем совершеннее по форме оказываются такие
необдуманные речи, тем больший вред они наносят. Изобретение
включает: (1) анализ
проблемной ситуации, определение предмета речи и создание темы
высказывания; (2)
развертывание темы,
нахождение, отбор и согласование аргументов. Тема 1. Анализ проблемной ситуации, нахождение и
формулировка темы.
Теоретический
материал. Цель риторического высказывания - решение проблемы, значимой для аудитории. Ритор не выдумывает проблемы, но разрешает реальные жизненные задачи. Чтобы принятое решение было правильным и действенным, вносимые ритором предложения должны быть обоснованы, поняты, оценены и сознательно приняты аудиторией, а не навязаны ей. Поэтому положения, которые содержатся в риторическом высказывании, подлежат обсуждению. «Мы совещаемся, - указывает Аристотель, - относительно того, что, по-видимому, допускает возможность двоякого решения, потому что никто не совещается относительно тех вещей, которые не могут, не могли и в будущем не смогут быть иными, раз мы их понимаем как таковые, - не совещаемся потому, что это ни к чему не ведет»[1]. Проблемная
ситуация.
Проблемная
ситуация, с анализа которой начинается изобретение, включает: (1)
аудиторию;
(2) проблему и предмет речи, которые подлежат обсуждению; (3) самого
ритора с
его знаниями, способностями, опытом и риторической подготовкой. I. Аудитория. Аудитория
- совокупность лиц, к которым обращается ритор. Аудитория представляет
собой не
случайное стечение людей, но их объединение на основе общих целей и
интересов. Аудитория
развивается и изменяет свое состояние в ходе общения. Обсуждение
проблем
создает различие мнений и точек зрения, выделяя тем самым группировки
людей,
придерживающихся той или иной позиции. Объем
аудитории. В зависимости от объема и уместных средств общения
(устного,
письменного, печатного, электронного, компьютерных сетей) аудитории
подразделяются на сосредоточенные
ораторские
(малые, средние, большие) и рассредоточенные
- аудитории письменной и печатной речи, сложные образования с точки
зрения
содержания речи и соотношения видов и форм
словесности. Сосредоточенные аудитории. К малым относятся аудитории, в которых
возможен непосредственный диалог. Особенности работы в малых аудиториях
состоят
в том, что каждый участник общения легко включается в речь. Поэтому
малые
аудитории используются для продолженной речи - обучения, собеседований,
совещаний. Конкретные решения принимаются обыкновенно в малых
аудиториях.
Работа с малой аудиторией требует от ритора значительных усилий и
хорошей общей
подготовки, поскольку диалогическая речь содержит импровизацию. К средним относятся аудитории, в которых
ритор может использовать ораторский речевой регистр, создающий границу
между
ним и слушающими. Для ритора-оратора средняя аудитория наиболее
благоприятна,
потому что легко обозрима, не требует максимального использования
ресурсов
голоса и тем самым допускает маневр темпом и громкостью речи,
интонацией,
взглядом и жестом. Непосредственный диалог в средних аудиториях
затруднен,
поэтому для организации диалогической речи они членятся на группы по
несколько
человек. Средние
аудитории, как и малые, предпочтительны как для продолженных видов речи
-
преподавания, проповеди, политической пропаганды, в которых сочетаются
монолог
и диалог, так и для оратории, то есть однократной неповторяющейся речи.
Публичные выступления в средних аудиториях предполагают конкретную
подготовку. К большим относятся аудитории до нескольких сот и даже
тысяч человек.
Верхний предел больших аудиторий определяется обозримостью и
досягаемостью
голоса или усилителей звука при непосредственном контакте говорящего с
публикой. Возможности
ораторской речи в больших аудиториях ограничены, поскольку сильное
напряжение
голоса, как и использование электронной аппаратуры, стесняет маневр
громкостью
звука, темпом речи и интонацией, а видно ритора плохо. Диалогическая
речь и
сложная аргументация в больших аудиториях невозможны. Большие
аудитории слабо организованы и подвержены коллективной эмоции. Поэтому выступление перед ними
требует в основном
личной энергии, мощного голоса и умения сообщить в простой образной
форме то,
что публике хорошо известно и по поводу чего она готова выразить
всеобщее
мнение возгласами одобрения или порицания. Рассредоточенные аудитории. Рассредоточенные
аудитории представляют собой среду
общения, которая образуется в основном средствами печатной речи или
радиотелевизионной передачи информации. Для таких аудиторий характерны
получение сообщений поодиночке или малыми группами и иерархическая
организация,
создаваемая различными видами устной и письменной речи. Работа
с рассредоточенными аудиториями предполагает специальную сеть речевых
отношений
и разделение труда речедеятелей: для книгоиздания нужны автор,
издатель,
книготорговец, распространители и т. д. Кроме того, использование
письменной и
печатной речи возможно только в специально подготовленной и обученной
читательской среде. Письменная
и печатная речь всегда сопряжена с устной, а качества самой по себе
устной
публичной речи в условиях письменного общения изменяются, так как
возникает
необходимость в ее периодическом продолжении. Видами такой устной речи,
вводящей письменные произведения, являются педагогическая речь,
проповедь,
различные виды устной пропаганды. Поэтому
ритор, которому приходится работать с рассредоточенной аудиторией, а
следовательно, сочинять статьи, брошюры или книги, должен учитывать
степень ее
подготовленности и обученности. И вместе с тем писатель и журналист
должны
уметь читать публичные лекции, вести занятия, беседы, дискуссии. Массовая аудитория представляют собой
многомиллионную слабо организованную и неустойчивую среду общения,
которая
создается системой средств массовой информации. Границы массовой
аудитории
подвижны и могут совпадать с ареалом распространения национального,
межнационального
или мирового языка. Современная массовая аудитория расширяется в
мировых
масштабах и становится глобальной; при этом обнаруживается явная
тенденция ее
превращения в англоязычную с использованием других языков в качестве
своеобразных переводных эквивалентов английского. Массовая
аудитория охватывается информационными источниками разных уровней от
глобальных
в виде международных телерадиовещательных корпораций и информационных
сетей
(Интернет) до региональных и локальных в виде национальных и местных
телекомпаний, газет, информационных сетей, рекламных агентств и т.п. Особенность
аудитории массовой информации состоит в ее тоталитарности
- в стандартности реакций на информационные стимулы, в жесткой и
единообразной
системе мировоззренческих установок,
в
ограниченной способности понимания и самостоятельной оценки слова, в
минимальной интеллектуальной и нравственной подготовке, в отсутствии
индивидуального стиля. Это затрудняет аргументацию идей, выходящих за
рамки
материального потребления и примитивных развлечений. В
наше время любая аудитория находится под влиянием средств массовой
информации,
и ритору приходится обращать внимание на проявления стереотипов
массового
тоталитарного сознания не только в аудитории, но и в себе самом. Культурное состояние аудитории. Существенное значение для оценки проблемной ситуации имеет отношение аудитории к культуре[2]. Культурой являются не все
продукты,
создаваемые человеком, но только уникальные хранимые обществом
произведения,
образцы или нормы, на основе которых организуется деятельность в
обществе и
накапливается опыт, передаваемый от поколения к поколению. Культуру принято подразделять на духовную[3], материальную и физическую. К
духовной культуре относится совокупность идей и знаний, которыми
владеет
общество. К
материальной культуре относится совокупность объектов утилитарного
назначения -
здания, сооружения, пути сообщения, технические устройства и инвентарь,
оружие,
одежда, породы животных и растений, сельскохозяйственные угодья,
обработанные
или специально выделенные фрагменты природной среды, которые
сохраняются как
образцы для создания подобных в ходе практической деятельности. К
физической культуре относятся развиваемые в ходе специальной подготовки
и
обучения свойства организма человека, которые обеспечивают его
продуктивную
деятельность. В
основе культуры лежит язык, универсальная знаковая система, потому что
все
знаки, в том числе и знаки самого языка, назначаются посредством слов.
Язык в
равной степени относится к духовной, физической и материальной культуре
- как
система имен, как речемыслительная деятельность
и как совокупность произведений слова. Любое произведение
или факт
природы может быть понято, осмыслено и описано исключительно
посредством слова.
Но и сам язык развивается по мере развития культуры - как инструмент
познания и
организации деятельности людей. Вслед
за (1) языком в основании культуры находятся следующие семиотические
системы,
без которых не может функционировать человеческое общество: (2) общие
знаковые
системы - средства счета, обряды, игры; (3) гадания, знамения, приметы,
(4)
музыка, танец, изображения и орнамент; (5) утварь, костюм, архитектура;
(6)
меры, ориентиры, команды. Культура
существует и развивается в условиях жизни конкретного общества, потому
что
накопление опыта может происходить при условии сохранения традиции в
образовании и преемственности деятельности от поколения к поколению[4].
Основные разделения
культуры по характеру общественных группировок суть: культура общества,
культура народа, культура края, культура профессии (сословия), культура
анклава, культура землячества, культура поколения, культура
маргинальной группы
(криминального сообщества) или антикультура. Общенациональная культура.
Культуросозидающая деятельность происходит в пределах общенациональной
культуры
и состоит (1) в культурном творчестве, например в научной,
художественной,
технической сферах; (2) в отборе культурных фактов из совокупности
различного
рода произведений, который является задачей специалистов в области
культуры, а также
в поиске, реставрации и истолковании остатков жизни прошлых эпох; (3) в
передаче культуры новым поколениям, в ее обобщении и систематизации
посредством
специальных институций - системы образования, нормирования по образцам
различных сфер жизнедеятельности общества (например, создания
технических
стандартов), так называемой культурно-просветительской деятельности и
т.д.; (4)
в охране культуры, куда входят научные исследования культуры,
реставрационная
деятельность, законодательство, правовая и физическая защита культуры. Созидательная
деятельность возможна только на основе культурных образцов, поэтому
разрушение
фактов культуры или их игнорирование является вандализмом и должно
рассматриваться как наказуемый антиобщественный поступок. Это относится
ко всем
сферам культуры духовной, материальной и физической. Так, деятельность
различного рода деструктивных сект, отрицающих и разрушающих
религиозную
традицию, использование не по назначению культовых сооружений и
предметов,
антирелигиозная пропаганда суть проявления вандализма по отношению к
духовной
культуре общества.. Культура
объективна и исторична; ее состав, строение и содержание не зависят от
психологического состояния или мнений отдельных людей или общественных
групп.
Всей культурой владеет все общество на протяжении всей своей истории.
Но каждый
человек и каждая социальная группировка определенным образом относится
к
культуре общества, так как используют часть общенациональной культуры.
Поэтому
аудитория может включать представителей различных общественных
группировок,
по-разному владеющих культурой и по-разному относящихся к ней. Религиозно-нравственные представления
аудитории определяют уровень и возможность решения большинства проблем,
стоящих
перед обществом. Способность разрешить проблему как конфликтную
ситуацию
предполагает готовность отказаться от собственных интересов в пользу
общественных. Так,
утверждение, что закон должен быть справедливым,
влечет за собой признание возможности
оказаться неправым при столкновении интересов. Но понятие
справедливости закона
основано на представлении о правде. Никакая
научная теория, сколь бы убедительно не выводила она альтруистическую
мораль из
необходимости сохранения биологического вида или динамической
устойчивости
общества, не может побудить конкретного человека отказаться от своего
личного
интереса в пользу другого. При всем многообразии этических,
юридических,
социальных теорий личное отношение человека к морали, праву,
собственности и
любым другим вопросам общественного бытия всецело зависит от его
религиозно-нравственного
состояния. Характер семейного воспитания определяется в первую очередь религиозно-культурной, этнической и профессионально-сословной принадлежноситью родительской семьи. Семья является очагом воспитания не только основных навыков владения физической, духовной и материальной культурой, но и общенационального самосознания - патриотизма: «Имея семейство, мы имеем все виды жизни общественной, какие могут существоать в роде человеческом»[5]. Физическая
и духовная культура закладываются в семейном воспитании как: -
построение
движений - прямохождения,
дифференциации движений рук; -
навык
ориентации в среде; -
навыки
гигиены; -
навыки
питания; -
владение
языком как системой слов-имен и
средством диалогической коммуникации и другими знаковыми системами -
голосом,
жестом, мимикой, пластикой тела как этикетными формами; -
оценочное
отношение к образу человека и
различение категорий людей - старших и младших, своих и чужих, равных и
неравных и основанной на этом отношении тип самосознания личности; -
пение,
музыка и танец; -
костюм
и семиотическая организация жилого и
вообще культурного пространства; -
игры
- основа поведенческих моделей; -
прогностические
знаки, меры, сигналы, команды,
календарь, обряд; -
письмо
и рисование. Круг
этих взаимосвязанных знаковых систем в их
духовно-нравственном осмыслении, стилистическом своеобразии и
выразительных
особенностях складывается в фольклорных и начальных
религиозно-учительных
формах словесности - характере разговоров, рассказов старших и чтения -
и
отражает культуру народа, но связан и с профессионально-сословной и
общенациональной культурой. Именно
на этой первоначальной основе воспитания зиждется
отношение человека к религии и к общенациональной культуре, в первую
очередь, к
школе и государственно-правовым институтам. Поэтому и проблемы, которые
вытекают из особенностей или недостатков семейного воспитания,
многочисленны и
распространяются практически на все
области общественной
жизни. Самой
трудной из них с точки зрения риторики представляется
проблема отношения к слову в этическом, содержательном и
эмоционально-волевом
отношениях. В
ходе семейного воспитания складывается органическая
естественная для человеческой природы система ценностей как иерархия
общих мест
(топов) культуры. Такая иерархия при полном и правильном семейном
воспитании
ориентирована на включение личности в систему духовных ценостей более
высоких,
чем индивидуальные интересы. Если же семейное
воспитание недостаточно, неправильно или даже вовсе отсутствует, то
центром
системы ценностей, как правило, оказывается собственное
«я» человека, под
устремления и потребности которого так или иначе подстраиваются все
остальные
ценности, состав которых определяется не культурой, а личным и
случайным
жизненным опытом. Между тем,
аргументация основана на системе общих мест культуры. Поэтому человек с
недостаточным
семейным воспитанием оказывается, как правило, не в состоянии
конструктивно
решать значимые для общества проблемы. Общее образование.
Образование включает два неразрывно связанные компонента - воспитание и
обучение. Главная
задача общеобразовательной школы - через воспитание и
обучение приобщить новые поколения к общенациональной культуре. Основным содержанием школьной программы является нормативное знание. Традиция классификации знаний в школьной дидактике сложилась еще в античности и имеет непреходящее значение.
Науки, фундаментальное знание Поскольку в основе культуры лежат нормы языка, национальная культура осваивается в основном через литературный язык и словесность, которые всегда составляли и составляют главный предмет обучения в школе. Нормы литературного языка подразделяются на общеязыковые и частные нормы видов и родов словесности. Владение
общими нормами национального литературного языка
является основой мышления и членораздельной речи, так как обеспечивеют
основу
правильной и устойчивой коммуникации, успешной деятельности в любой
сфере
жизни, систематическую картину мира.
В
состав общеязыковых входят орфографические, орфоэпические,
морфологические и
словобразовательные, лексические, синтаксические и общие стилистические
нормы
(так называемая культура речи). Все вместе они составляют базовый
уровень
владения языком, без которого последующее образование невозможно. Владение
частными нормами словесности - научно-технической,
общественно-публицистической, документально-деловой, художественной
речью и
жанровыми нормами построения текстов позволяет освоить содержание
соответствующих предметов школьной программы и успешно продолжить
дальнейшее
обучение. На
основе языковой картины мира и культуры формируются
предметные знания в основных образовательных циклах: историческом,
обществоведческом, естественнонаучном, цикле практических и
художественных
искусств. Относительное значение этих циклов определено в творениях
Отцов Церкви:
«... из искусств одни называются творящими (poihtikai), другие состоящими в действовании (praktikai), то в умозрении (qeorrhtikai). Концом искусств, состоящих в умозрении, служит самое действие ума; а концом искусств, состоящих в действовании, самое движение тела, по прекращении которого ничего уже не осталось для зрителей: так пляска или игра на свирели не дают ничего в произведении, но действие сие ограничивается только само собою. А в искусствах творящих и по прекращении действия дело на виду: таковы искусства домостроительства, плотничества, кузнечества, ткачества и сим подобные. Хотя художника и нет налицо, однако же искусства сии сами собою достаточно показывают художнический ум, и ты можешь удивляться домостроителю, кузнецу, ткачу, смотря на его произведение. Посему и премудрый Моисей, желая показать, что мир есть художественное произведение, подлежаще созерцанию всякого, так что через него познается премудрость его Творца, не другое какое слово употребил, но сказал: в начале сотвори»[6]. Познавательное
и духовно-нравственное воспитательное значение
цикла наук и искусств состоит в следующем: теоретические знания
(математика,
механика, физика, биология и другие) в сочетании с творческими
искусствами
(риторикой, техникой, правом, экономикой, политикой) дают представление
о
строении мира и об устроении человека как подобия Божия; творческие
искуства в
сочетании с практическими (игры, спорт, трудовые навыки, информатика,
домоводство, военная подготовка) дают норму отношения человека к
обществу,
поскольку здесь развитие физической и умственой природы человека
соединяется с
этикой созидательной деятельности; теоретические науки в сочетании с
практическими
дают представление о месте человека в тварном мире, поскольку развитие
мышления, чувств и воли соединяется с телесным развитием. Однако
осмысление этой единой картины мира, общества и человека
возможно только через предмет Закона Божьего, который раскрывает
отношение
человека к Богу, ближнему и всей твари, но также содержит в себе основу
духовной, физической и материальной
культуры, из которых исторически развертывается светская
часть
общенациональной культуры. Таким
образом, связующим звеном системы школьного образования
являются предметы словесности с точки зрения обучения и Закона Божия -
с точки
зрениявоспитательной. Без этих скреп образование утрачивает общий смысл
и
системный характер и сводится к изучению отдельных, не связанных между
собой
предметов, которое в лучшем случае дает осведомленость и технические
навыки. Следует
подчеркнуть, что традиционная, даже советская, школа
сохраняет эту классическую, разработанную в эпоху формирования
христианской
культуры, внутреннюю форму школьного образования в самом строении
отдельных
учебных предметов и в содержании школьных курсов: исключение из системы
школьного знания Закона Божьего и словесности, безусловно, нарушило
единство
образовательной системы, но не смогло развалить ее до конца, хотя
постепенно
приводило к деградации образования. Современные
идеи «гуманитаризации» образования, в соответствии
с
которыми основы естественнонаучного знания сводятся к самым общим и
элементарным представлениям и объединяются с техникой в прагматических
целях,
подменяет мироздание идеей человеческого творчества как искусственной
техногенной среды, в которую помещается человек,
«творец» некоего виртуального
мира, как бы освобожденный и от принудительной силы реальности и от
общественной нормы поведения. Степень
усвоения аудиторией традиционной общеобразовательной
школьной программы определяет ее включенность в общенациональную
культуру и
потенциальную способность к активному и продуктивному участию в решении
всякого
рода проблем, возникающих в обществе. Владение общественными нормами
знания и
поведения является
основой
взаимопонимания и сотрудничества. Напротив, слабая школьная подготовка
и, как
следствие, отрицание культурной нормы приводят к нравственному
нигилизму и
маргинальности аудитории. Такое революционное
самосознание проявляется во всех слоях общества, поскольку сталкивает
людей,
подготовленных к позитивной деятельности, компетентных, с людьми
некомпетентными, но незаконно претендующими на равные с другими
материальные и
социальные блага, что и создает проблему компетентности общества и
вытекающие
из нее конфликтные ситуации. Возраст
аудитории
связан с отношениями старших и младших поколений в пределах культуры.
Младшие
поколения как собственной обладают лишь физической культурой и им
свойственно
стремление к ассимиляции духовной культуры через образование и к
присвоению
культуры материальной с одновременной тягой к собственному культурному
творчеству - созданию нового стиля и отрицанию стиля жизни старшего
поколения.
Старшие поколения стремятся к утверждению усвоенных ими ценностей и
знаний
путем передачи их младшим и к сохранению своего доминирующего положения
в
использовании материальной культуры. Интересы старшего и младшего
поколений
совпадают в области образования, но старшее поколение стремится
выделить в
образовании воспитательную сторону, а младшее - обучение. В
зависимости от строения духовно-нравственной морали эти
отношения между поколениями составляют историческую основу общественных
конфликтов, ибо связаны с отношением отцов и детей - с послушанием или
утверждением собственной воли. Они могут приводить к изменениям стиля
жизни
(так называемому прогрессу), к отрицанию собственной культуры и
культурным
заимствованиям (западничество), к миграциям, к нарушению стабильности
общества
вплоть до отрицания ценностей общества в целом (криминальность и
космополитизм)
и революций. Неоязыческая гуманистическая мораль, привнесенная эпохой
Возрождения и лежащая в основе протестантской этики, устанавливает
приоритет
молодости и преобладание младшего поколения над старшим как основу
индивидуализма и индивидуального стилетворчества, что и приводит
общество к
перманентной демократической революционности. Этнический
состав аудитории. Отдельный народ, этнос, в пределах
общества обладает собственной духовной и физической культурой, но не
материальной (нет таких материальных произведений - сооружений,
транспортных
средств, хранилищ, которые могли бы принадлежать бы только русским,
татарам или
дагестанцам как этническим образованиям). Духовная
и физическая культура народа исторически многослойна и
включает обязательные компоненты - связанные с этногенезом (то есть с
формированием народа как целого) семиотические системы, в совокупности
организующие его деятельность и составляющие основу культуры народа:
язык (как
основу всех остальных систем знаков), средства счета, обряды, игры,
приметы,
знамения, гадания, музыку, танец, изобразительное искусство и орнамент,
утварь,
костюм, архитектуру, меры, ориентиры, команды. Эти знаковые системы
складываются в дописьменной фольклорной культуре, развиваются на более
высоких
этапах развития культуры и в совокупности характеризуются общими
чертами стиля,
создающими специфический образ жизнедеятельности конкретного народа. Впоследствии,
если народ заимствует и осваивает письменную
культуру, он включается в один из культурно-письменных ареалов -
широких
культурных образований, в основе которых лежит религия и сложившаяся на
ее
основе письменность: греко-славянского, романо-германского,
арабо-персидского,
индийского, китайского (дальневосточного) и других. Письменная
культура преобразует содержание всей жизни
народа, которая
переосмысливается и
перестраивается под влиянием религии и школьного образования.
Историческое
развитие культуры народа происходит таким образом, что он входит
одновременно в
ряд письменно-культурных ареалов, заимствуя, развивая и включая в
состав своей
духовной и физической культуры многочисленные новые произведения,
культурные
институты и ценности, целые фрагменты культурной системы (например
науку,
философию, техническое творчество), которые ассимилируются и
преображаются
сложившейся культурой, но и, в свою очередь,
влияют на нее. С
этническим составом аудитории поэтому связаны два круга
проблем и культурных конфликтов - внутренние, вытекающие из конкретной
культурной истории
народа, и внешние,
вытекающие из отношения культуры данного
народа к общенациональной культуре. Нормы
фольклорной культуры, не исключая и семантики
устно-разговорного языка, носят явно выраженный этический характер,
причем
обыкновенно в своей исторической основе языческий, и стремятся
ассимилировать,
подчинить себе более высокие сферы культуры, хотя на самом деле в
иерархии
культурных ценностей находятся неизмеримо ниже, чем
духовно-нравственное учение
христианства и основанная на нем
научная, правовая, техническая, художественная письменная
культура. В
результате такого столкновения возникают религиозно-этнические
националистические идеологии,
своего
рода этно-культурные симуляции христианства, которые и проявляются в
ересях и
расколах. Формы их от арианства, монофизитства, римо-католичества до
русского
раскола и даже некоторых «самостоятельных религиозных
систем», образовавшихся в
первом тысячелетии, хорошо известны и описаны в истории Церкви. Но
опасность
рецидивов такой симуляции постоянна, она связана с
этническим самоутверждением и несет в себе
семя национально-религиозной исключительности и сепаратизма. С
другой стороны, отвержение культурной самобытности народа
влечет за собой прекращение творческой деятельности, культуросозидания,
что в
особенности отрицательно сказывается на духовно-религиозной жизни
народа и
приводит к его деградации. Примером могут служить действия коммунистов
в 20 -
30-е годы, когда космополитическая идеологическая программа
преследования христианства
включала в себя разрушение или систематическое искажение этнической
культуры
русских и других народов нашей страны от реформ языка, переописания
фольклора
(включая создание советского псевдофольклора), изменения календаря и
счета
времени, жилища,
костюма, обрядов, принципов
градостроительства и т.д. вплоть до разрушения национальных научных и
художественных школ, поскольку все эти формы русской культуры в ходе ее
органического развития в предшествующие эпохи были преобразованы
христианством
и составляли единую национальную христианскую культуру России. С
решением внутренних проблем культуры народа связаны внешние
проблемы жизни
этноса - его отношение к культуре
страны, к другим этносам, к культуре профессий, культуре поколений,
культуре
территорий в первую очередь в плане материальной культуры, поскольку
неправильная организация духовно-нравственной жизни народа всегда
означает
приоритет материальных прагматических ценностей над духовными. Главным
видом таких конфликтов оказывается националистическое
стремление присвоить народу (а на самом деле так называемой элите)
материальную
культуру и природные богатства территории, на которой живет или даже
жил прежде
(хотя бы в собственных преданиях) данный народ. Отсюда исходят и
побуждения
таких «лучших представителей коренной
национальности» к эксплуатации других
этнических, конфессиональных, профессиональных групп населения. При
этом чем
ниже уровень собственной наработанной культуры этноса, и стало быть,
его
собственный трудовой потециал, тем в более агрессивной и откровенно
языческой
форме проявляется эта националистическая идеология. Следует обратить
внимание,
что этнический сепаратизм приводит в первую очередь к пролетаризации и
вырождению того этноса, который его принимает. à
Место
происхождения и постоянного жительства как культурный признак
аудитории
связаны с отношением местной культуры к культуре общенациональной,
народа,
анклава, землячества и к индивидуальной культуре личности. Местная
культура включает
элементы духовной и
материальной культуры (хотя та и другая
в неполном составе и обычно разнородны в силу
многоэтничности и сложной
системы профессиональной деятельности в пределах практически любой
территориальной единицы), но не включает особой физической культуры,
которая
является составной частью культуры этнической и общенациональной. Развитие
региона определяется качеством населения - его отношением к духовной
культуре и
степенью владения профессиональными знаниями и навыками, то есть
культурой
профессий. Поэтому формирование инфраструктуры, благоприятствующей
развитию
духовной культуры в ее цельности составляет основу любой грамотной
програмы
регионального развития: востановление и строительство храмов,
организация
приходской жизни, внимание к семье и духовно-нравственному воспитанию
детей, к
общему и высшему, но в особенности специальному образованию, к профессиональной
ориентации и
профессиональной переподготовке населения, создание библиотек и
различного рода
информационных центров. Материальная инфраструктура
оживает и начинает
развиваться лишь при условии творческой активности и кооперации
населения,
объединенного местными условиями и интересами. В сильных, активных
регионах
России всегда заметны оживление церковно-приходской жизни и
сотрудничество
Церкви с университетами и школьными учителями. Конфликты,
возникающие между отдельными регионами и между регионом
и центром и развивающийся на их почве
региональный сепаратизм обычно связаны с некомпетентностью местной
власти, или с
нежеланием заниматься устроением
духовной культуры и организацией трудовой деятельностьи населения. Профессиональная
подготовка и сословная принадлежность. Профессиональный
состав и подготовка
населения определяют экономическое развитие страны и отдельной
территории.
Поскольку культура профессий не входит в состав этнической культуры,
професиональные группировки многонациональны и культура профессии может
доминировать над этнической. Профессиональным
группам свойственно стремление к сословной
солидарности и кастовости, которое
возрастает с наукоемкостью профессии и ценностью профессионального
труда и
выражается в обособлении и внутренней иерархизации, в создании особой
профессиональной этики, в ограничении доступа извне к профессиональным
навыкам
и знаниям. Нормы
профессиональной этики связаны с особым характером труда и
с вознаграждением за труд, поэтому ценности профессиональной этики
часто
ориентированы на материалистическое понимание мира и человека, на
противопоставление своей профессиональной культуры общенациональной, на
пренебрежительное отношение к «дилетантам» и
представителям других
профессиональных групп. Эти
особенностях професссиональной этики и психологии
эксплуатируются экономическим и политическим учение марксизма, которое
противопоставляет пролетариям - в основном людям физического труда -
всех
остальных вплоть до отрицания этнической и национальной культуры, а в материальном
благососотянии видит конечные
ценности вплоть до воинствующего отвержения всякой духовной культуры. Грубый
экономический материализм, впрочем, не является
исключительным свойством антропологии и социальной философии марксизма - современный экономический,
политический и
культурный глобализм с его либерально-демократическими
общечеловеческими
ценностями не что иное, как развитие «научного
коммунизма» в новых условиях и
на новом «витке» истории, «прыжок
человечества из царства необходимости в
царство свободы». Идеи профессионализации и технологизации общества, подмена действительного содержания понятия личности набором технических навыков и производственно-потребительских функций (индивидуума или этноса) были сформулированы в советской конструктивистской философии еще 20-х годов: «В государствах, построенных на коммунистической идеологии, центром общественного управления было планирование профессиональной занятости и регулирование объемов и качества профессионального труда. Так строилась «Тектоника» Богданова, и это лежало в основе учебникоав политэкономии социализма (например, у Цаголова), где процветание общества зависело от баланса видов труда, эффективности производства и отвечающего этому распределения денег и покупательной способности населения. - пишет академик Ю.В. Рождественский и далее не без иронии замечает, - экономизм видел развитие общества как бессознательное развитие организма и тем отрицал мыслящую самоорганизацию общества, хотя, надо сказать, что уже у Маркса учение о прибавочной стоимости получило моральную оценку - основу революционных процессов»[7]. Следует,
однако, отменить, что экономический материализм как особенность
профессионально-классовой идеологии свойствен в основном лицам с низким и средним
уровнем
квалификации, с повышением уровня профессиональной культуры он уступает
место
иным взглядам, что и приводит к конфликтам внутри самих
профессиональных групп.
Действительно, пролетарская идеология 20-х и 30-х годов по мере роста и
усложнения культуры в целом и производственной культуры в частности
заменяется
иным взглядом на культуру, в соответствии с которымотражающим
стремление к развитию
профессионального творчества: « Каждый
из перечисленных пунктов соответствует одному из видов культуры, взятых
как
отношения общенациональной культуры к частным культурным традициям.
Конкретная
совокупность этих культурных признаков определяет характер
индивидуальной
культуры человека и является реальным снованием его мировоззрения. Однородность
и разнородность аудитории. Однородными являются аудитории,
объединенные на
основе общности мировоззрения; такая общность может быть
конфессиональной,
политической, профессиональной и т.п. Мировоззренческая общность
аудитории
предполагает обращение к значимым для нее идеям и ценностям, с которыми
связывается содержание речи. Например, при обращении к ученым или
студентам
естественно будет связать тему речи с наукой, а при обращении к юристам
- с
правом. Разнородными
являются аудитории, объединенные на основе интересов или общности
проблем. Для
разнородных аудиторий характерны отсутствие единого мировоззрения и
плюрализм
подходов к предлагаемым решениям. Основными общими ценностями таких
аудиторий
оказываются взаимная корректность поведения и терпимость, а также
признание
прагматических, материальных ценностей как универсальных. Преимущество
однородной аудитории состоит в том, что ее реакция на аргументацию
предсказуема,
а недостаток - в том, что убеждения и интересы аудитории могут
расходиться с
убеждениями ритора, и его аргументация будет восприниматься негативно и
отторгаться. Конвенциональность аудитории.
Конвенциональными являются аудитории, объединенные техническими
правилами речи, которые рассматриваются как обязательные или даже
универсальные. К конвенциональным аудиториям относится, например,
судебная
коллегия: существуют нормы доказательства и опровержения, на основе
которых суд
принимает решения, поэтому критика речи в суде исходит из общепринятых
представлений о том, что доказано или доказуемо. Следует отметить, что
юристы
или ученые, в особенности естествоиспытатели, бывают склонны
рассматривать
такие конвенциональные нормы юридической или научной аргументации как
универсальные и общеобязательные, что существенно осложняет задачи
ритора. Проблема высказывания. Проблемой
высказывания называется реальная трудность, противоречие, конфликт, в
разрешении которых заинтересована аудитория и к рассмотрению которых
обращается
ритор. Задача ритора состоит в том, чтобы усмотреть существующую
проблему,
выделить ее, оценить ее значение, но не в коем случае не создавать
проблему
там, где ее нет. Только недобросовестный человек изобретает проблемы. Проблема
бывает не обязательно практической - большая часть проблем, к которым
обращается ритор, являются духовно-нравственными, познавательными,
эстетическими или проблемами взаимопонимания. Более того, любая, даже
самая
практическая житейская проблема обязательно содержит в себе
духовно-нравственный смысл, найти и понять который необходимо. Проблема
является объектом риторического высказывания - отдельным фрагментом
реальности.
Существенной особенностью проблемы как объекта риторического
высказывания
является ее принципиальная разрешимость силами или, по крайней мере,
участием
аудитории, к которой обращается ритор. Аудитория должна быть
заинтересована в
проблеме, способна и готова к ее решению. Поэтому главная задача ритора
состоит
в том, чтобы сформулировать проблему, раскрыть ее значение, предложить
и
обосновать путь ее решения, побудить аудиторию к действию. Статус
проблемы. Статус представляет собой вопрос, исходя из
которого ритор строит
тему и развивает аргументацию. Если
проблема заключается в самом факте и рассматривается круг вопросов о
том, что
именно произошло, то мы имеем дело со статусом
установления (status coniecturalis)
- обсуждаем, устанавливаем и излагаем конкретный, протокольный факт.
Для
разработки темы в статусе установления в основном используются
описательные
топы. Если факты установлены, но спорным остается вопрос о том, что они собой представляют, к какой области реальности относятся, мы имеем дело со статусом определения (status finitionis). В статусе определения в основном используются определительные топы. Если установлены факты и определено, что они собой представляют, но спорным является смысл, квалификация факта - неясно, какое конкретно решение следует принять, то мы имеем дело со статусом оценки (status qualitatis). В статусе оценки в основном используются сопоставительные топы, потому что принимаемое решение всегда основывается на имеющемся опыте, с которым сопоставляется и из которого исходит предлагаемое решение. Если
проблемы обсуждаются непоследовательно и мысль перескакивает к новому
вопросу,
не разрешив поставленные прежде, то окончательное решение, если даже
оно будет
принято, окажется поверхностным и несовершенным. Очевидно, например, к
чему
может привести обсуждение вины человека, если не установлено, совершил
ли он в
действительности поступок, который ему приписывают. Но правило
последовательности мысли относится
к любой проблеме: о том, что в воспитании
самое трудное дело
- направление свободы
воли, можно говорить только в том случае, если не нужно
доказывать, что
свобода воли существует и что молодых людей нужно воспитывать. Если же
аудитория
сомневается в этом, то очевидно, что обсуждение темы придется начать с
вопросов
о необходимости воспитания (статус определения) или о наличии у
человека
свободы воли (статус установления). Предмет высказывания. Предмет - мысленное содержание речи,
суждение о котором
может быть истинным или ложным. Предмет
высказывания является той точкой зрения, той стороной, перспективой
(аспектом)
проблемы, которую ритор избирает для полного и обоснованного ее
раскрытия и
решения. Одной и той же проблеме могут соответствовать различные
предметы речи.
В данном случае предметом речи является «направление
свободы человеческой»,
но ритор мог избрать и иной предмет речи для решения стоявших перед его
аудиторией проблем. Для
определения предмета высказывания следует учитывать следующие
обстоятельства. Проблема
может иметь множество аспектов, например, социальный, политический,
профессиональный,
организационный и пр. Архиепископ
Амвросий в качестве предмета речи видит
духовно-нравственный аспект
проблемы образования и поэтому говорит о воспитании. Предмет речи определяется исходя из
особенностей аудитории и из тех идей, которые ей свойственны и
интересны. В то
время интеллигенция и особенно молодежь много рассуждала о свободе,
причем
свобода понималась в основном в примитивном социально-политическом
смысле. Это
понятие свободы и избирает архиепископ Амвросий, но придает ему иной -
христианский богословский и духовно-нравственный - смысл, опираясь на веру и характер
образования своей аудитории. Предмет
речи определяется таким образом, чтобы он мог быть значимым и
актуальным. Тема высказывания. Темой называется главная мысль высказывания, представляющая собой суждение и выраженная полным завершенным предложением: «В воспитании самое трудное дело - направление свободы человеческой». Всякая
разумная, грамотная, целесообразная речь, независимо от ее объема,
содержания,
формы, будь то ораторское выступление, историческое сочинение, научный
трактат,
художественное произведение, содержит одну и только одну тему, из
которой
развертывается все ее содержание. Например, тема
«Илиады» Гомера
- «Гнев, богиня, воспой Ахиллеса Пелеева
сына». В свою очередь, тема представляет собой высказывание,
речь, свернутую до
одного предложения и потому имеющая в качестве предмета речи одно
понятие или
образ, например, «гнев Ахилла». Чтобы убедиться в этом, достаточно рассмотреть отношение темы к смысловым частям текста. В предложениях, которые вводят смысловые части текста, содержится обозначение предмета речи (выделено жирным шрифтом) и его характеристика применительно к каждому новому повороту темы (выделено курсивом). Повороты
темы отражают последовательность действий, из которых каждое
последующее
основано на предыдущем: направление,
развитие, внимание, тщательное определение, утверждение, подкрепление.
Далее содержание текста развертывается из понятия идеала, связанного с
необходимостью подкрепления воли. В воспитании самое трудное дело - направление свободы человеческой. 1)
... какие же
условия находятся в ваших собственных
руках для правильного развития
вашей
свободы, от которого зависит ваше будущее - на Земле и в Вечности? 2)
Во-первых,
требуется с вашей стороны должное внимание и
уважение к самой свободе
вашей как неоценимому дару Божию, которым на Земле обладает один
человек и
которым нельзя злоупотреблять безнаказанно. 3)
Итак, второе
условие правильного направления нашей
свободы есть тщательное определение,
- согласно ли принимаемое нами решение с волею Божией. 4)
Но кроме познания
воли Божией о нас, для утверждения
нашей свободы непременно
требуется исполнение Заповедей Божиих как уроков и упражнений для нашей
воли. 5)
Наконец, ищите подкрепления
воли и свободы вашей в выяснении для себя и постоянном
сознании идеала как истинного человека вообще, так и истинно
полезного
деятеля на том поприще жизни, какое для себя избираете. 6)
Мы верим, что в
вашем сознании постепенно выясняется и в вас
воплощается идеал не
только истинно хорошего человека, но и доброго служителя Церкви, к чему
вы
предназначаетесь. Требования к теме. Правильно
сформулированная тема отвечает следующим основным требованиям. 1.
Тема представляет
собой по возможности простое,
завершенное, полное, двусоставное предложение. 2.
Тема должна быть
краткой и легко воспроизводимой. Поэтому предложение, содержащее тему,
распространяется умеренно. 3.
Тема должна быть
понятной как аудитории, так и самому
ритору. Поэтому при формулировке темы следует избегать необычных слов,
специальных терминов или слов с неопределенным значением. 4.
Тема должна быть
приемлемой для аудитории. Поэтому при
ее формулировке следует избегать резких, оскорбительных и
нелитературных слов и
оборотов. 5.
Тема должна быть
интересной и актуальной. Поэтому
ритор, формулируя тему, стремится привлечь к ней внимание и интерес
аудитории. 6. Формулировка темы должна быть проблемной. Очевидные и бесспорные суждения тривиальны. [1] Аристотель. Риторика. - Античные риторики. М., 1978. С. 21. [2] Здесь и в дальнейшем изложение вопросов культуры и культурных конфликтов ведется на основе работ: Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение. М., 1996; Рождественский Ю.В. Принципы современной риторики. М., 1999. [3] Понятие «духовной культуры», принятое в культуроведении, восходит к идеям немецкого филолога, философа и государственного деятеля Вильгельма фон Гумбольдта (1767-1835), который под духовной культурой понимал религиозно-нравственные представления, философское осмысление которых приводит к совершенствованию личности человека и общественной жизни (В. Гумбольдт. Идеи к опыту, определяющему границы деятельности государства. - Язык и философия культуры. М., 1985. С. 62-76), и к идеям французского филолога и философа Антуана Дестю де Траси (1754 -1836), который, основываясь на эмпирической философии Д. Локка, в работе «Элементы идеологии» (1801-1815) описал систему слов, означающих мировоззренческие представления западноевропейской культуры, являющиеся основой организации французского общества того времени; совокупность таких представлений была им обозначена термином «идеология». Впоследствии идеи В. Гумбольдта и А. Дестю де Траси развивались в работах целого ряда ученых и философов XIX и XX веков (В. Вундт, К. Шпенглер, Б.Кроче, К. Фосслер, Л. Шпитцер, Г. Шухардт, Н.С. Трубецкой, Л. Вайсгербер, М. Элиаде и другие), использовавших преимущественно термин «духовная культура» и понимавших под ним систему мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или даже человечеству в целом. Пользоваться термином «духовная культура» следует с осторожностью, учитывая опасность подмены действительно духовного содержания христианской культуры системой идеологем, свойственных тому или иному культурному образованию или эпохе. В этом значении более точным был бы термин «идеология» или «идеологическая культура», который, впрочем, имеет свои недостатки, так как слово идеология имеет отрицательное оценочное значение. [4] Поскольку культура существует и развивается в пределах определенной исторической общности, понятие «общечеловеческой культуры» является фикцией. [5] Неволин К.А. Там же, с.56. [6] Св. Василий Великий. беседы на Шестоднев. Творения. Часть1, М., 1845. С. 11-12. [7] Рождественский Ю.В. Принципы современной риторики. М., 1999. С.32. |
|