Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки


Ораторика. Характерная особенность греческой культуры на всем протяжении ее истории от глубокой древности до нашего времени - поразительная склонность к публичному слову и внимание к стилю. Греческий язык был и остается исключительно совершенным инструментом мысли, и умение выразить мысль всегда особенно ценилось и культивировалось греками. Ораторское красноречие как особый, высший вид искусства возникает только в античной Греции, и ни одна другая древняя культура - ни египетская, ни аккадская, ни китайская, ни индийская - не уделяют столь пристального внимания ораторике, как греческая, и не дают таких высоких образцов содержательного и стилистического совершенства диалектики и искусства устного слова.

Как было отмечено выше, античное красноречие развивалось в трех основных формах: судебной, показательной (эпидейктической) и совещательной (политической) речи. Осмысление искусства публичного слова и теоретическая разработка приемов аргументации связана с именем софистов - профессиональных практиков и учителей публичного слова. Сама по себе риторика развивается задолго до Аристотеля, и «Риторика» Аристотеля, завершенная только в конце его жизни, очень удачно обобщает длительную традицию устной публичной аргументации и ее теории.

Одним из древнейших софистов, произведения которого дошли до нас, является Горгий (485-380 г. до Р.Х.), уроженец Сицилии, который во время посольства в Афины произвел на афинян сильное впечатление художественным оформлением своих речей. Горгий систематически применял риторические тропы и фигуры, которые с тех пор и называются горгиевыми, и ритмически организованную речь. Горгий прославился в основном показательными речами («Паламед», «Хвала Елене», «О павших в Пелопонесской войне»). Кроме того, он много занимался диалектическими вопросами теории познания - теорией аргументации и семантическими парадоксами.

Антифон (ок.480-410 г. До Р.Х.) был крупнейшим судебным и политическим оратором; ему принадлежит лучшая, по свидетельству древних, защитительная речь, не дошедшая до нас, которую он произнес в свою защиту. Но обстоятельства дела были столь очевидны (он обвинялся в заговоре и государственной измене), что сам Антифон и его товарищи были казнены. Антифон преподавал риторику, и ему принадлежит разработка учебных образцовых речей (тетралогий) по типичным делам и юридической топики с аргументацией на все основные топы. Кроме того, Антифон разработал теорию периода и принципы членения периода, что исключительно важно особенно для судебной речи, где каждая отдельная мысль должна быть выражена особенно четко и ясно, чтобы ее логико-смысловая структура легко воспроизводилась аудиторией [1] .

Крупнейшим судебным оратором и основателем теории судебной речи считается Лисий (ок.445-380 г. до Р.Х.). Сохранились 34 показательные и судебные речи Лисия. Лисий был профессиональным логографом: как метек (иностранец) он не имел права выступать в суде, и судебные речи Лисия составлены таким образом, что в них проявляются особенности стиля и аргументации, характерные для людей различного социального круга и уровня образования, судебные выступления которых он готовил. Особенности речей Лисия - ясный, простой и четкий стиль без лишних украшений, который и требуется в судебной ораторике, а также ясная композиция, которая является особой его заслугой: вступление, изложение, доказательство, заключение как четко выраженные последовательные формы, заложили основу техники аргументации в условиях состязательности.

Исократ (436-338 до Р.Х.) был одним из самых знаменитых практиков, теоретиков и преподавателей риторики в Афинах. Исократ, очевидно, впервые стал специально публиковать свои речи, в результате чего из ораторской прозы образуется политический памфлет. Собственное творчество Исократа, а также его учебные речи, относятся ко всем трем видам риторики, и до нас дошли многие его речи и упражнения, а также литературные письма, так что Исократу, очевидно, принадлежит и заслуга создания эпистолы как вида словесности (сохранились 21 речь и 9 писем). Он основал систему профессионального риторического образования, открыв школу, в которой будущие ораторы обучались в течение трех - четырех лет, а преподавание велось в форме семинарских занятий. Поэтому Исократ считается основателем педагогики и создателем систематического образования. Существенно, что будучи серьезным философом, Исократ, не без влияния Сократа, своего современника, включил в риторическую подготовку систематическое преподавание философии и решительно выступал, наряду с Сократом и Платоном, против софистики как обучения практической технике эристической аргументации. Исократ стремился вырабатывать у своих учеников индивидуальный стиль речи. Школа Исократа имела большой успех: из нее вышел целый ряд талантливых риторов, и философов.

      Демосфен (384-322) по праву считается одним из крупнейших государственных деятелей и политических ораторов конца классического периода. В отличие от Горгия, Антифона, Исократа, Платона, Аристотеля  Демосфен принадлежал к демократическому политическому направлению. Из шестидесяти одной речи Демосфена, которые сохранились, многие не принадлежат ему. В творчестве Демосфена синтезируется опыт ораторской прозы предшествующего времени, поэтому его речи, обладающие высоким стилистическим совершенством, традиционно рассматриваются как образцовые и включаются во все хрестоматии. В особенности популярны его «Филиппики» - политические речи, направленные против Филиппа Македонского, и искусное самопрославление в защитительной речи  «О венке».

Эллинистическая и римская риторика не внесли ничего принципиально нового в систему жанров ораторской прозы, хотя усовершенствовали стилистическую технику, аргументацию, в особенности в части судебного красноречия, а также риторическую теорию и преподавание риторики, расширив ее предметную область.

Философия занимает выдающееся место в истории прозаической литературы: уже в Античности, в особенности в эллинистический и римский, а впоследствии в византийский периоды философская словесность, выделяя из себя новые проблемы и разновидности произведений, чрезвычайно ветвится.  Из философского текста развивается богословская и собственно научная литература, в которых проявляются особые присущие им стилистические качества и специфическая техника аргументации. И эти виды литературы в свою очередь развиваюся в сложные системы разновидностей и жанров, перечленяя на рубеже Античности и Средневековья всю систему словесности.

От античной философии до нас дошли сравнительно немногие произведения - большая часть античных философских (как и научных) произведений утрачена и известна из цитат и критических замечаний, разбросанных в дошедших до нас древних и более новых произведениях и из популярных и критических изложений учений философов, например, у Диогена Лаэрция, Секста Эмпирика, Плутарха, христианских апологетов, Отцов Церкви. Но дошедшие до нас философские произведения классического периода греческой литературы - Платона, Аристотеля и Ксенофонта сохранились не случайно: они были и остаются, помимо фундаментальных идей, которые в них развиваются, высшими образцами стиля философской научной прозы, которым так или иначе следовали и следуют позднейшие авторы.

Платон (427-347 г. до Р.Х.). Произведения Платона описаны, в том числе и со стилистико-риторической точки зрения, в весьма обширной литературе [2] . Здесь следует обратить внимание на следующее. Дошедшие до нас произведения Платона («23 подлинных диалога; 11 в разной степени сомнительных диалогов; 8 неподлинных произведений, которые не входили в список произведений Платона даже в древности; 13 писем, многие из которых безусловно подлинные, и «Определения», единогласно всегда принимающиеся за неподлинные» [3] ) представляют собой в основном литературные диалоги, почти все участники которых были реальными лицами, современниками Платона. Хотя диалоги Платона группируются тематически и хронологически, каждый из них является отдельным (не всегда завершенным) произведением, посвященным определенной философской проблеме. Непревзойденный художественный стиль, драматургическое совершенство, реалистичность и психологическая правдивость даже поздних диалогов Платона и техника аргументации, которую используют спорящие персонажи, показывают, что диалоги представляют собой риторические произведения. Аргументация у Платона не принимает вида последовательной философской системы и строится топически, то есть на основе общих мест, которые лежат в основании каждой линии аргументации и часто обсуждаются, когда эти линии аргументации сталкиваются.

 Поэтому можно говорить о стилистическом направлении в истории философии, которое восходит к Платону, независимо от того, какие идеи высказывают мыслители, использовавшие платоновские принципы построения текста. Именно в этом смысле большая часть восточных христианских писателей - апологетов и Отцов Церкви - принадлежит именно этому диалектическому топическому направлению, но в историко-литературном смысле. Предпочтение диалектического, проблемного типа изложения и настороженное отношение к систематическому построению философии проявляется и у поздних православных авторов. Вот дивное суждение святителя Феофана Затворника: «Иной, может быть, пожалеет, что сборнику не дана какая-нибудь система. Об этом была мысль. Но спрошен был один из великих молитвенников, Святитель Божий теперь уже блаженной памяти, не лучше ли дать систему сборнику? Ответ получен такой: не идет к сему делу система. Система получается такими силами, которые находятся совсем в другой области, нежели в какой действует молитва. Потому это будет смешение не сродных стихий. Сборник составляется для назидания, а не для умствования. Ищущему же назидания не система нужна, а указание дела» [4] .

Аристотель(384-322 г. до Р.Х.) - ученик и последователь Платона, основатель систематической философии и систематической науки. Сохранившиеся произведения Аристотеля (около тридцати), некоторые из которых, как «Экономика», являются спорными, относятся практически ко всем разделам научного знания. Это видно из неполного перечня основных сочинений по разделам: логические - «Категории», «Об истолковании», «Топика», «О софистических опровержениях» и «Аналитики» первая и вторая, к ним примыкают «Риторика» и «Поэтика»; общефилософские - «Метафизика»; этические; «Большая этика», «Ефремова этика», «Никомахова этика», «Политика», «Экономика»; сестественнонаучные : «Физика», «О небе», «История животных», «О частях животных»; психологические: «О душе», «О жизни и смерти», «О памяти и воспоминании» и другие.  

Если Платон в своих диалогах обсуждает проблемы, то Аристотель в своих трактатах - рассматривает науки, изложение которых он строит систематически. Каждая наука представляет собой, по существу, развертывание содержания и объема понятия (физики, метафизики, топики). Принимая исходные определения, Аристотель развертывает их посредством сложных цепей умозаключений в полное и систематическое представление тщательно ограниченной области знания, снабженное иллюстративным материалом, обсуждением различных точек зрения, выводами. Аристотель в своем Ликее - школе, которую он создал в дополнение Платоновой Академии, вел систематическое преподавание наук, которое требует последовательного изложения материала.

Аристотель основал второе основное стилистическое направление философии, науке и богословия, которое и образовало в Средние века схоластику, то есть школьную дисциплину с ее «Суммами», «Бревиариями», ординарными и экстраординарными курсами, диссертациями и особой системой научного диспута. Научно-философский стиль Аристотеля имел многочисленных последователей, которые, случалось, были больше платониками, чем аристотеликами в идейном отношении, но стилистически сильно разнились с Академией. Аристотелевский стиль научного мышления оказал особенно сильное влияние на западную науку, богословие и право, хотя и Византия не обошлась без него [5] .

Таким образом сложились два направления научного изложения академическое и университетское. Динамичная, производящая (часто немыслимые) идеи Академия презирает ученый педантизм, но стремится решать отдельные проблемы и требует при этом выразительности, элегантности, украшенности, оригинальности стиля, эрудиции, при частом, правда, запинании претыкающегося на словах стремительного разума. Консервативный, скептический Университет требует систематического изложения науки, профессионального владения научной литературой предмета при правильном, чистом, ясном, точном, этичном, но безличном и скучноватом стиле [6] .

Классификация знаний. Античная философия, начиная с Платона и Аристотеля, содержит классификацию знаний, которые разделяются по предмету и по характеру изложения и аргументации проблем.

Вся область знания подразделяется на теоретическую и практическую. К теоретическому знанию относятся физика и логика как науки, в которых знание является выводным и, следовательно, полностью достоверным. При этом логика (аналитика) является наукой-инструментом, посредством которого достигается достоверное знание в физике. К практическому знанию относятся этика и политика, знание в которых имеет вероятностный характер. Методологические инструменты этих наук - диалектика и риторика.

Эта аристотелевская классификация знаний была систематизирована и дополнена стоиками, которые выделили, как было выше упомянуто физику, логику и этику и добавили к составу наук богословие как часть физики (т.е. гнаки о сущем). При этом логика и этика были развернуты стоиками особенно подробно.

Христианская наука поздней Античности и Средних веков принимает античную классификацию знаний: философия в целом как познание сущего подразделяется на теоретическую и практическую части. Теоретическая философия разделяется на богословие, физиологию и математику. В богословие включается знание о Боге, ангелах и о душах. Математика ключает арифметику, музыку, геометрию и астрономию как явления промежуточные между духовными  и материальными. Физиология изучает неживую и живую природу. Практическая философия разделяется на на этику (учение о человеке), экономику (учение о семье) и политику (учение о государстве).

   Эпистолография. Третьим родом словесности являются послания, которые отличаются от документа и сочинения и сходны с ними в том отношении, что послания, как документы, адресуются определенному лицу  или лицам, но, подобно сочинениям, не являются произведениями, обязательными для прочтения. В этой связи следует различать  настоящие послания и литературные, которые представляют собой жанр сочинений.

По характеру адресата и степени нормативности построения послания подразделяются на официальные и неофициальные. Во всех письмах выделяются элементы обязательные: адреса корреспондентов, дата, обращения и приветствия, благопожелания, подпись. Но официальные письма строятся по определенным схемам и в них выделяются так называемый формуляр и клаузула, то есть обязательные компоненты содержания и необязательные, относящиеся к особенностям конкретного предмета. В составе официальных писем выделяется особый разряд деловых писем, которые часто относятся к документам.

Неофициальные письма отличаются от всех других видов письменого слова свободой содержания, языка и композиции, поэтому классификации писем в значительной мере затруднены. Обычно такие классификации в письмовниках (специальных руководствах по переписке) отражают этическую и социальную структуру общества.

Античные, средневековые письма и письма нового времени, которые создавались в условиях, когда почта и канцелярия  были устроены относительно просто, разделяются на три разряда по характеру адресата в отношении к адресанту на письма к конкретному лицу и письма к группе лиц (например, послания императоров сенату), а в этикетном отношении - на письма к  высшим, к равным и к низшим по положению.

Письма к высшим и письма к низшим приближаются к документу: первые часто представляют собой прошения, доклады, отчеты (как письма Плиния младшего к императору Траяну), а письма к низшим содержат распоряжения и наставления (как письма Траяна к Плинию), более того, императорские эдикты и законы - новеллы, часто оформлялись в виде письма либо к конкретному лицу, например, ответственному чиновнику, либо группе лиц, например, императорские письма византийского периода Вселенскому Собору или группе архиереев.

Письма к равным (например, письма Платона и знаменитые своими литературными достоинствами письма близким Цицерона), напротив, тяготеют к сочинениям этического или даже развлекательного характера. Сборники таких писем, опубликованные их авторами, как письма Цицерона, превращаются не просто в литературные произведения, но становятся образцами стиля разговорной и художественной речи и оказывают сильное влияние на нормы и образ поведения, на нравственные отношения людей. Опубликованная личная переписка с друзьями и близкими в поздней Античности сложила своего рода культ дружбы.

Христианская письменная словесность. С распространением христианства в системе письменной словесности происходят очень существенные количественные и качественные изменения: развитая эллинистическая античная словесность с ее системой литературных форм постепенно перерастает в средневековую словесность, устройство которой отличается следующими особенностями.

-     Появляется и быстро развивается система христианской литературы и письменно-устной словесности, которая, воспроизводя основные литературные приемы и жанровые формы античной греко-латинской словесности, дублирует ее: тем самым образуются две развивающиеся параллельно, но взаимосвязанные линии словесности: духовная и светская.

-     Эта сдвоенная система словесности становится иерархической: в ней выделяются роды и виды произведений, которые рассматриваются как наиболее значимые, и роды и видя произведений, которые рассматриваются как наименее значимые, а часто едва терпимые или даже вовсе нетерпимые в христианской культуре, и между этими двумя противопоставленными иерархически группами текстов распределяеттся все разнообразие родов и видов произведений слова.

-     В первые века христианской эры происходит весьма радикальное изменение информационных технологий: бысто распространяется книга-кодекс, которая сначала использовалась в школе и в канцелярии, позже кодекс используется в богослужении и как форма молитвослова; постепенно кодекс вытесняет книгу-свиток. Появление кодекса позволяет рассматривать письменный текст как единое смысловое целое, легко выделять и сопоставлять его части и организовать весь текст оглавлением, комментарием, шрифтовым членением, легко строя постраничные глоссы. Кодекс хранится на полке и более прочен, чем свиток, он может состоять из нескольких тетрадей, которые могут читать и пререписывать одновременно несколько человек, что существенно ускоряет и уточняет воспроизведение и распространение текстов. Одновременно с распространением кодекса, c IV века утверждается минускульное четырехлинеечное письмо: появляются заглавные и строчные буквы, а сами по себе строчные буквы разделяются на буквы с верхними и нижними выносными частями (p, q, t, ?, x, z, m  и др.) и буквы, которые пишутся в две линейки (a, i, o, n, i, o, a, n и др.), что облегчает чтение текста и позволяет сокращать слова за счет гласных букв, читать текст не по буквам, а по словам, а следовательно, читая текст про себя, не артикулировать звуки. Начиная с VIII  века постепенно распространяется изобретенная в Китае бумага, которая как универсальный писчий материал вытесняет папирус, а потом и пергамен, очень существенно удешевляя книгу и облегчая ее переписку (письмо по пергамену требует специального навыка и большой аккуратности). Совершенствуются и инструменты письма: распространившееся преимущественно в северных странах гусиное перо позволяет делать нажим, различая власяные и жирные линии, что создает дополнительные различительные признаки и позволяет легче опознавать букву особенно в скорописных почерках.

-     Начиная со II века, народы, принимающие христианство, создают новые письменные языки: коптский (II-III в.), армянский (IV в.), готский (IV в.), грузинский (начало V в.), славянский (не позже IX в.); на западе латинское письмо используется для записи текстов на германских, кельтских и романских языках.

В результате путем многочисленных переводов образуются новые литургические, а на их основе и литературные языки, в которых полностью или частично воспроизводится греко-латинская христианская письменная словесность. Эта словесность, не утрачивая связи с греко-латинской античной культурой, у каждого народа сочетается с его фольклорной словесностью и начинает развивать местную письменную культуру. В результате возникают многочисленные национальные варианты христианской культуры. Эта мультипликация античной письменной словесности, распространяющейся на новые языки и народы, и означает начало новой эпохи становления и развития национальных культур - Средних веков. В зависимости от характера заимствования письма новые письменные языки строятся как переводные, как коптский, армянский, славянский и другие языки, образовавшиеся на основе греческой письменности, или транскрипционные, как многчисленные письменно-литературные языки стран Западной Европы, которые сложились на основе латинской письменности. Для этих языков характерно литературное двуязычие с латинским языком богослужения и высокой словесности и местным (немецким, французским и др.) вульгарным языком, на котором первоначально создавались произведения низких жанров.  

Духовная словесность складывается в первые пять веков христианской эры в следующих основных видах произведений слова, различенных функционально (то есть по назначению и характеру использования) и стилистически.

Строение и сложение духовной словесности отражает соотношение Священного Предания и Священного Писания, поскольку текст Священного Писания Нового Завета в своем составе складывается в формах проповеди, ее истолкования, посланий, повествовательных текстов, богослужебной речи и духовной поэзии, эпистолографии, полемики, пророческой речи, которая имеет особую семантику и строение. Но поскольку духовная словесность складывается в условиях конкретного общества и в составе существующих норм словесности, то это развитие и происходит под сильным влиянием поэтики, риторики, диалектики, и литературных прецедентов, которые выработались в греко-римском мире.

Тем самым духовная словесность включается в общую картину языковой культуры Античности, одновременно видоизменяя ее: воспроизведение культуры изменяет свой характер, так как в целях образования, документооборота и правовой деятельности, научного и философского познания, художественного творчества, развлечения отбираются, воспроизводятся и перерабатыватся (например, в виде компиляций) такие произведения, которые в наибольшей степени совместимы с христианским мировоззрением. Другие произведения, нехристианские, или даже антихристианские по содержанию (например, сочинения Лукиана, Порфирия, Ливания, логические и философские произведения неоплатоников или стоиков, произведения эллинистической любовной лирики и т.д.) в основном сохраняются и переписываются, но исключаются из оперативного фонда культуры и отходят в ее пассивный фонд, хотя материал их постоянно подпитывает культурное творчество - они выступают в качестве своего рода культурного фона, так как используются их фрагменты.

I.     Литургическая словесность, образующая смысловой центр всей духовной словесности и культуры (поскольку помимо слова в нее входят все базовые семиотические системы: символы, прогностика, костюм, музыка, пластика, изображение, архитектура, календарь и др.), включающая в себя, по мере развития богослужения, тексты всех других видов духовной словесности и развивающаяся в письменных и устных формах бытования. В литургической поэтике, нормы которой фиксируются в различных богослужебных Уставах и в творениях св. Иоанна Дамаскина, отражаются не только греческая, но сирийская и, очевидно, египетская и другие поэтические и музыкальные системы.

II.  Священное Писание: Книги Ветхого и Нового Заветов.

III. Экзегетическая литература.

IV. Гомилетическая словесность, которая включает устные и письменные словесные жанры, как соответствующие античной ораторике, так и новые, связанные с духовным образованием - воспитанием и обучением, церковной проповедью и христианской миссией.

V.   Эпистолярная словесность, широко представленная в Книгах Нового Завета и развивающаяся в первые века христианства в разветвтленную систему словесных жанров.

VI. Апологетическая, и шире, полемическая словесность в письменных и устных формах, которая особенно интенсивно развивается в эпоху Вселенских Соборов.

VII. Учительная в тесном смысле словесность в виде сборников поучений и наставлений, например, «Лествица» св. Иоанна Лествичника.

VIII. Историко-церковня литература в двух своих важнейших разновидностях: агиографии и церковной истории.

IX. Богословская литература, которая строится на основе техники философской аргументации (Например, «О началах» Оригена), которая по мере развития включает в себя также и научные логико-семантические, филологические сочинения технического характера, как «Христианская наука», «Об учителе» бл. Августина, «Философские главы» св. Иоанна Дамаскина и др.

X.  Каноническая, то есть церковно-юридическая литература, которая, подобно богословской, использует приемы и нормы светской юридической техники, но видоизменяет их, влияя, в свою очередь на светскую юридическую литературу (например, на «Дигесты» Юстиниана).

Духовная словесность как в содержательном, так и в техническом отношении является принципиально новым этапом развития культуры языка: сложившаяся в дохристианской Античности совокупность родов и видов слова представляла собой, несмотря на весьма развитую филологическую науку, в достаточной степени аморфное образование сравнительно, например, с относительно хорошо и последовательно нормированной и истолкованной китайской литературой. Только после того, как сложились единые принципы и методы оценки произведения слова и иерархизации словесных жанров, начинается по-настоящему упорядоченное развитие европейских литератур.

Схема родов и видов письменной словесности. Сисстема родов и видов словесности в эпоху развитой письменности Средних веков предстает в следующем виде.


словесность

 

Устно-письменная

 

Письменная

 

письменность

 

фольклор

 

Духовная письменность

письменность

 

сфрагистика

 

литургика

 

Священное    Писание

 

гомилетика

 

нумизматика

 

экзегетика

 

послания

 

апологетика

 

учительная

словесность

 

историческая

 словесность

 

История

общая история

летопись

(хроника)

мемуары

анекдоты

альманахи

география

 

личные

документы

 

Моральная

 философия:

этика

экономика

политика

стратегия

 

 

Письма:

по предметам общежития

высшим

низшим

 

Развлекательная

литература:

эпос

лирика

драма

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Книгопечатание. Начало книгопечатания связывается с именем Иоганна Гутенберга (родился между 1394-99 гг. - 1468 г.), купца из города Майнца, который в 1440 году изобрел наборную форму и типографский сплав (гарт) и осуществил первые издания печатных книг: «Сивиллиной книги» (1440), так называемых 42-х  строчной Библии (1452-1455) и Майнцской Псалтири  (1457).

Изобретение книгопечатания означало возникновение новой информационной технологии, которая совершила переворот во всей системе письменой культуры. Книгопечатание сделало возможным:

-      во-первых, создание крупных книгохранилищ, и следовательно, накопление, концентрацию в книгохранилищах и предметную систематизацию знания;

-     во-вторых, стандартизацию норм письменной печатной речи, которая привела к формированию национальных литературных языков;

-     в-третьих, развитие массового общего и высшего образования как следствие удешевления и широкого тиражирования книг;

-     в-четвертых, возникновение во всех областях знания литературного авторства, которое было связано с авторской ответственностью за содержание текста произведения;

-     в-пятых, разделение труда в области интеллектуальной деятельности, поскольку труд автора, переписчика, книгоиздателя и книгопродавца сложились как особые взаимосвязанные формы профессиональной деятельности, и следовательно, дальнейшую профессионализацию и специализацию умственного труда;

-     в-шестых, качественное изменение книжного и рукописного письма как следствие создания в начале XVI  века Альбрехтом Дюрером (1471-1528), Лукой Пачоли (1445-1509) и Клодом Гарамоном (1499-1561) стандартного книжного шрифта, основанного на математическом расчете пропорций букв [7] ;

-     в-седьмых, существенное изменение всей системы словесности, которое привело к возникновению трех основных родов печатной литературы: научной, журнальной и художественной.

Литературное авторство, которое, разумеется, существовало и прежде, в Античности и в Средние века, до появления книгопечатания не могло сложиться в особый социально-культурный институт и получить юридическое оформление.

 В условиях рукописной речи переписчик был в большей или меньшей мере соавтором текста, который он воспроизводил: существенным представлялось содержание произведения, а не личность его создателя [8] . Поэтому средневековый текст развивался по мере переписки и в него постоянно вносились изменения от написаний отдельных слов до замены значительных фрагментов содержания. Это относилось к любому типу словесных произведений, но особенно болезненно сказывалось на текстах Священного Писания и богослужебных книг, искажения в которых, вносимые не всегда грамотными, хорошо понимавшими текст, да и не всегда добросовестными переписчиками, приводили зачастую к серьезным вероисповедным конфликтам.

Это положение вещей начинает меняться в западноевропейских странах с XII-XIII веков по мере развития университетского образования. Преподавание университетских курсов «по книгам», в особенности курсов богословского и юридического содержания в условиях постоянных богословских споров с частыми организационными выводами в виде предания суду инквизиции, предполагало создание преподавателями текстов курсов - «сумм» и «бревиариев», отражавших содержание чтений, а от студентов - точного воспроизведения сочинений, на основе которых читались университетские курсы, так как искажения в текстах особенно богословского содержания могло привести к очень серьезным последствиям. Поэтому в состав университетской копрорации в ряде университетских центров Европы были включены профессиональные переписчики, которые давали корпорации соответствующую присягу, а воспроизведение текстов контролировалось университетской цензурой. Студентам для переписки курса предоставлялся выверенный экземляр, то есть образцово переписанный текст, разделенный на тетради, и каждый студент переписывал по несколку раз одну и ту же тетрадь так, чтобы в общей сложности составлось достаточное количество учебных книг. Этим автор курса - доктор, то есть автор богословской системы - был в значительной мере огражден от случайных или намеренных искажений текста и от возможных обвинений в ереси, что, однако, случалось [9] .

С появлением и распространением книгопечатания авторская отвественность еще более усиливается, хотя она частично перераспределяется между автором и издателем. Так постепенно складывается авторское право. Но ответственность за содержание текста и право на авторское вознаграждение оказываются различными в зависимости от характера содержания произведения: сочинение, в котором содержатся конкретные данные, философские или научные идеи, богословские мнения, предназначенные для ограниченного круга специалистов, предполагает иную авторскую отвественность, нежели, например, пасквиль или памфлет, направленные против конкретного лица или религиозной конгрегации, как некоторые произведения Джонатана Свифта, и совершенно иначе можно отнестись к произведениям, которые содержат явный вымысел, хотя бы и не без намеков на определенных людей или институты, как, скажем, сочинения Франсуа Рабле. В результате и складываются три типа авторства: научное, публицистическое и художественное, причем каждый тип авторов попадает в Бастилию или на костер за специфические провинности.  Одно дело весьма снисходительный церковный суд над Галилео Галилеем, а другое дело - суд над Джордано Бруно или охота всей королевской полиции за анонимным автором «Писем к провинциалу» - Блезом Паскалем.

Развитие литературы в условиях книгопечатания довольно быстро, уже в течение XVI-XVII  столетий, создает особые стилистические качества художественной литературы, научной литературы и публицистики, на основе которых и формируются важнейшие особенности национальных литературных языков: общие орфоэпические, орфографические, грамматические, лексические и стилистические нормы и частные нормы так называемых функциональных стилей: научно-технического, художественного, общественно-публицистического, документально-делового.

Научная литература. Стиль научной литературы как особой сферы профессионального словесного творчества, отражающей развитие научного знания, начинает складываться в XVI-XVII  веках.

Первоначально научная литература в странах Западной Европы создавалась на латинском языке, бывгшим вплоть до XIX века языком межнационального научного общения,  но постепенно вытеснвшимся новыми языками, на которых создавалась научная литература и велось научное образование, - французским, английским, немецким, а позже русским. Стиль научной литературы складывался в межнациональном научном общении, поэтому научное приемы научного изложения на новых языках выравнивались и подводились под стандарты латинского языка науки. Позже научная литература с переходом на новые языки усвоила стилистические принципы, позволявшие ясно и однозначно понимать и воспроизводить научную информацию на разных языках.

В XX  веке происходит еще большая стандартизация научного языка, связанная, с одной стороны, с тем, что крупные государства стимулировали развитие научного знания и давали заказы на научные исследования как прикладного, так и фундаментального характера, поэтому научное изложение в XX веке подвергается влиянию деловой документальной речи в научных отчетах, проектах, диссертациях и т.д. - произведениях, на основании которых осуществляется финансирование. С другой стороны, научная литература очень быстро растет и активно переводится, поэтому в первой половине XX века возникает научная информатика - особая область научной деятельности, предмет которой состоит в максимально сжатом представлении новой научной информации. Научно-информационная деятельность, в свою очередь, оказала влияние на стиль научного изложения, который стремится к тому, чтобы максимально облегчить работу научно-информационных органов и автоматизацию информационного поиска.

Стиль научной литературы характеризуется образом предмета. Образ предмета представляет собой совокупность стилистических особенностей лексики, синтаксиса, композиционных приемов построения произведения, которые характеризуют отношение авторов, включенных а определенную литературную традицию, к картине действительности, отраженной в их произведениях.

В основе стиля научной литературы лежат представления о ясности, точности, адекватности понимания текста и воспроизводимости его содержания. Поэтому к научному изложенмию предъявляются следующие общие требования:

«1. Запрещается создавать научный текст, не обозначив точно, к какой области знания относится данный текст.

2. Запрещается создавать научный текст без ясного указания на предшествующие исследования по данному предмету (цитирование). Это запрещение может быть ослаблено в том случае, если предмет рассматривается впервые.

3. Запрещается излагать свои мысли вне системы терминов и понятий, регулирующих правила пользования языком, т.е. вне правил лингвистики, логики и математики (так, например, запрещается водить грамматические и орфографические неологизмы, изменять значения слов в ходе изложения и т.п.)

4. Запрещается выходить, не оговорив этого специально, за пределы исходных посылок того или иного научного знания» [10]

Лексика научной литературы включает три класса слов или словосочетаний: общелитературную лексику, общенаучную лексику (слова и словосочетания, употребитеьные в научной речи и не имеющие специальных дефиниций в пределах данной науки, например, система, явление, иследование, объект), термины - слова или словосочетания, обозначающие понятия и предметы исследования данной науки и имеющие дефиниции в научном тексте или в специальных терминологиченских словарях. Термины, в свою очередь, подразделяются на номенклатурные, обозначающие предметы исследования, например, лошади (equidae), кошка домашняя (catus catus domesticus), и понятийные, обозначающие понятия, с которыми оперирует научное иследование, например, псевдоген, ферментная функция. Терминологические дефиниции строятся в соответствии с принципами абстракции в данной науке, в вся система терминов отражает картину научного предмета и состояние знаний в данной науке. Однако значения научных терминов не остаются неизменными, поскольку знание развивается, а научные понятия в различных научных школах толкуются неодинаково.

Научная литература Нового времени, в отличие от средневековой науки, членится по предметам знания. Научно-исследовательская методология требует высокой научной специализации и профессионализма, поэтому начиная с XVII  века складываются многочисленные науки и научные дисциплины, каждая из которых характеризуется своей литературой и наличием ряда научных школ, в рамках которых от поколения к поколению ученых передаются приемы и тематика научно-исследовательской работы и мировоззренческие представления. В XIX веке складывается разделение научного знания на гуманитарное и естественонаучное.

Обобщая исследования в области стиля научной литературы, академик Ю.В. Рождественский указывает, что образ предмета в научном изложении определяется характером научного знания и предстает в двух вариантах - гуманитарного и естественнонаучного знания.

 «Гуманитарные (общественные) науки

Естественные науки.

Мир не однороден

Мир однороден.

Значима историко-общественная локализация фактов культуры.

Значима пространственно-временная локализация вещей.

Анализ на практике не обратим в синтез; факт культуры не воспроизводим, уникален.

Анализ на практике обратим в синтез; факт природы в принципе не уникален.

 

Энергетические отношения не значимы.

Энергетические отношения значимы.

Вещь характеризуется своей общественной значимостью.

Вещь характеризуется своей физической сущностью; культурно-социальная значимость не существенна» [11] .

Художественная литература. В Новое время, особенно с XVIII  века, в странах Европы наряду с высшим развивается общее образование и создается значительный и все возрастающий слой людей, профессиональная деятельность которых предполагает достаточно высокий уровень грамотности и соответствующие культурные навыки: чиновников, офицерства, помещиков, мелкой и средней буржуазии, инженеров, учителей, прислуги, позже квалифицированных фабричных рабочих; кроме того, постепенно развивается и женское образование, сначала домашнее, а потом и школьное.

Этот широкий круг людей, имеющих общие культурные представления и навыки, но недостаточно подготовленных для занятий богословием, наукой, философией, правом и другими видами слова, относящимися к высшим сферам культуры, в условиях возрастающей секуляризации общества, особенно в протестантских странах,  все больше нуждается в некоей духовной пище, так как рутинный характер умственного труда, скажем, мелкого чиновника, торговца, деревенского помещика не может удовлетоврить его культурных запросов. Художественная литература и оказывается той областью словесного творчества, которое призвано занимать досуг и обслуживать культурные потребности широких среднеобразованных  слоев общества.

В художественной литературе на первый план выступает экпрессивная функция языка в виде особой стилистической категории - образа автора [12] .

Действительно, сюжетика художественной литературы обычно вращается в кругу тем классической, средневековой и более новой словесности, которая изучается в школе, либо вокруг бытовых коллизий (реалистическое направление становится преобладающим в литературе по мере сокращения школьных программ словесности). Новые, необычные сюжеты редки в художественной литературе: чтобы быть читаемым, литератор должен использовать узнаваемые и ценимые читателем темы. Но литератор представляет эти сюжеты в необычном облачении местного колорита, или наоборот, близкой читателю бытовой обстановки и под приемлемым для него углом зрения. Так, Гете, воспроизводит в «Фаусте» общеизвестную легенду, а Л.Н. Толстой в «Анне Карениной» - банальную бытовую коллизию в великосветском обществе. При этом писатель пользуется средствами живого, обыденного языка своего времени и вкладывает в уста своих персонажей мысли, свойственные читателям, отчего читатель созерцает в произведении «самого себя», то есть собственные грехи и немощи, но в художественно облагороженном виде [13] .

Эта содержательная, идейная и языковая тривиальность является главной особенностью новой художественной литературы, отличающей ее от древней поэзии, которая, как Псалтирь, напротив, была источником идей для богословия, философии, права.

Второй особенностью художественной литературы является читательский интерес к личности литератора: «В сущности, когда мы читаем или созерцаем художественное произведение нового автора, основной вопрос, возникающий в нашей душе, всегда такой: «Ну-ка, что ты за человек? И чем отличаешься от всех людей, которых я знаю, и что можешь мне сказать нового о том, как надо смотреть на нашу жизнь?» [14] . Интерес этот возникает потому, что новым в художественном произведении является стиль, словесный образ выражения, а «стиль - это и есть сам человек» [15] . В отличие от духовной поэзии, художник Нового времени представляет в своих произведениях не личное отношение к предмету мысли, но вымышленный образ (как и другие элементы образной системы произведения), выражая его всей совокупностью наличных художественных средств: «Между литературной личностью автора и образом автора художественного произведения существуют отношения, сходные с отношениями актера и роли в пьесе. Это - «перевоплощения» из частного в общее, в «символ», из многозначного в индивидуальное, из единичного лица в обобщенное» [16] .

Публицистика. Стиль публицистики Нового времени складывается в XVI-XVII  веках на основе целого ряда разнородных жанровых форм, свойственных античной, средневековой и возрожденческой письменности, среди которых следует назвать гуманистическое письмо и инвективу, богословскую полемику, обличительную проповедь и судебную защитительную речь (plaidoirie), представлявшуюся адвокатом в письменной форме, но также гуманистические трактаты научного, философского или нравственного содержания на латыни и на новых языках, предназначавшиеся широкой публике.

Публицистика развивалась в форме отдельных сочинений (памфлетов, листовок, писем, печатных сборников проповедей) и в журналистике, то есть в периодических печатных изданиях.

Публицистические сочинения представляют собой произведения по самым различным вопросам, адресованные широкой публике, не имеющей специальной подготовки, и основная цель их состоит в создании и организации общественного мнения. Первыми произведениями такого рода были сочинения Франческо Петрарки (1304-1374) - основоположника европейского гуманизма: «Письма о делах повседневных» «О знаменитых людях», «Об уединенной жизни», «Старческие письма», инвективы против врачей, юристов, астрологов, университетских ученых и другие. Жанры панегирика, инвективы, сборника литературных писем, литературного диалога, популярного или комического трактата широко используются гуманистами, и в XV-XVI вырабатывается стиль популярной риторической прозы, мастерами которого были Эразм Роттердамский (1446-1536), Мартин Лютер (1483-1546), Жан Кальвин (1509-1564), Анри Этьен (1531-1598),  Блез Паскаль (1623-1662), Джон Мильтон (1608-1674), Джон Бениан (1628-1688), еп. Жак Боссюэ (1627-1704), Жан Любрюйер (1645-1696), Даниель Дефо (1660-1731) Джонатан Свифт (1667-1745), Франсуа Мари Вольтер (1694-1778) и др.  

Газеты как информационные издания появились в Венеции в XVI  веке вместе с первым информационным агентством и были рукописными, в начале XVII в Германии появляются печатные газеты, с 1631 года Теофраст Ренодо под покровительством кардинала Ришелье издает «Gasette de France» («Французскую газету»); первый периодический журнал появился во второй половине XVII  века (1665) - это был «Journal des Sзavants» («Журнал ученых»), издававшийся в Париже. У истоков научной журналистки стоит францисканский монах Марен Мерсенн (1588-1648), который с 1625 года собирал кружок парижских ученых и вел постоянную переписку с учеными разных стран. Так создался «незримый коллеж» европейских ученых, сообщавшихся непосредственно или через посредство Мерсенна. Первые научные журналы представляли собой периодически издававшиеся собрания писем на научные темы, содержавшие сообщения о полученных научных результатах или научную критику. Впоследствии появляются более или менее периодические альманахи, журналы общего содержания, а потом и специализированные тематические журналы.

Начиная с XVIII века журналистика как особая форма публицистики приобретает функции (1) периодического информирования о новостях, (2) научной, литературной и политической критики и (3) популяризации знания.

Массовая коммуникация. Современное состояние словесности связано с появлением в начале XX века и последущим развитием массовой коммуникации.

Массовая коммуникация является периодическим комплексным (включающим различные компоненты: радио, кино, телевидение, газету, рекламу) текстом (дискурсом), назначение которого состоит в распространении новой текущей общественно значимой информации и который непрерывно создается и распространяется с помощью современных технических средств на неограниченные рассредоточенные аудитории:

«Тексты массовой коммуникации отличаются от других видов текстов тем, что в них используются, систематизируются и сокращаются, перерабатываются и особым образом оформляются все другие виды текстов, которые считаются «первичными». В результате возникает новый вид текста со своими законами построения и оформления смысла» [17] .

Массовая коммуникация подразделяется на две сферы - массовую информацию и информатику [18] . Информатические тексты в целом содержат полную систематизацию фактов культуры. Информационный поиск и работа со специальной информацией находятся вне предалов риторики. Что же касается таких общих информационных систем, как Интернет, то тексты их изучены в филологии недостаточно. Массовая информация удовлетворяет общие интересы, информатика - индивидуальные. Это значит, что в массовой информации текст (выпуск газеты, суточная программа телевидения) составляется в целом виде отправителем (редакцией) и предстает как одинаковый для всех получателей; в информатике поиск информации из предлагаемого отправителем состава сообщений осуществляется получателем.

Массовая информация с филологической точки зрения характеризуется следующими свойствами.

-     Коллективным авторством и технологичностью текста. В массовой информации, по существу, нет индивидуального авторства, так как всякий текст создается и обрабатывается несколькими лицами (журналистом, редактором, оператором, режиссером и т. д.) и помещается в окружении других текстов, так что структура выпуска определяет содержание каждого материала. Технология создания текстов массовой информации основана на выводах психологической и социологической науки и предполагает максимальную эффективность воздействия сообщений на получателя.

-     Единой системой идеологического воздействия. Разные органы массовой информации воспроизводят содержание сообщений, причем каждый ориентирует информацию на запросы своей аудитории, поэтому вся система массовой инофрмации создает определенную картину действительности, варьируясь в допускаемых управляющими инстанциями пределах. Массовая информация живет за счет рекламы и спонсорства, либо числится на государственном бюджете. Эффективность средств массовой информации, и стало быть, их финансирование, определяется объемом и составом аудитории. Чтобы не утратить аудиторию, каждый источник массовой информации вынужден сообщать примерно то же содержание, что и другие, отклоняясь лишь в незначительных пределах, потому что в противном случае его сообщения будут восприниматься как не соответствующие общей картине реальности и недостоверные: для получателя массовой информации достоверно то, что многократно повторяется различными источниками. Если идеологические установки источника массовой информации явно несовместимы с общей идеологией всей системы, такой источник немедлено начинает компрометироваться всеми остальными: для получателя массовой информации правильно мнение большинства.

-     Невозможностью критического анализа. Получатель сообщений выступает как максимально широкая рассредоточенная аудитория, а отправитель индидуализирован как авторитетаная организация. Сам по себе выпуск массовой инофрмации предстает перед получателем как совокупность независимых материалов, которые не образуют связного текста на уровне восприятия непрофессионального получателя; на самом же деле материалы любого органа и любого выпуска массовой коммуникациии, как и всей системы в целом, объединены системой ключевых слов и категорий с положительным и отрицательным значением (так называемого символического зонтика), а сами по себе собщения или отдельные высказывания получают истолкование через систему намеков и ассоциаций. Поэтому сообщения массовой информации не могут быть критикованы получателем в пределах данной системы массовой информации.

-     Принудительностью содержания. Получение текста массовой информации не обязательно, но массовая информация охватывает все общество, создавая молву и общественное мнение, поэтому все общество в целом как бы погружено в содержание массовой инофрмации и на деле ее сообщения оказываются принудительными.

-     Подавлением аудитории. Массовая информация не предполагает диалога с получателем, который не может ответить на телевизионное сообщение телевизионным сообщением, получатеь утрачивает индивидуальность, ибо воздействие текста носит статистический характер и формирует так называемое общественное мнение.

-     Внекультурностью. Получатель массовой информации не хранит ее, сами по себе тексты выпуской уничтожаются и отправителем, который хранит лишь отдельные фрагменты выпусков. Текст массовой информации является «однократным и невоспроизводимым». Поэтому массовая информация не является элементом культуры.

-      Массовая информация характеризуется совокупным образом ритора, который создает у получателя иллюзию отсутствия идеологии, объективности информации:

«Новейшая американская риторика сводит действия ритора к трем основным задачам: выбору темы, выбору речевых средств и выбору альтернативы, предлагаемой слушающему.

Отрицается «пропаганда», под которой фактически понимаются основные категории риторики Аристотеля, обозначающие позицию ритора в обсуждаемом вопросе.

Выбор темы определяется «искренностью» личности ритора, выбор речевых средств - только доступностью понимания аудитории. Что же касается выбора альтернативных положений, то сама способность аудитории выносить суждения, естественно, присущая всякому слушающему, проявляется лишь в выборе одной из сторон предложенной альтернативы. Тем сммым, под предлогом удобства подачи объективного содержания, аудитории навязывается сама альтернатива, избранная ритором, исходя из его «личной искренности», не управляемой никакой философией и никакой конкретной моралью. Риторика выводится из-под контроля философии, сама философия объявляется разновидностью риторики.

Нетрудно видеть, что в условиях постоянно меняющегося содержания текста масовой инофрмации эти принципы должны привести к возможности манипуляции общественным мнением, так как массовая информация отделяется от ключевых вопросов идеологии» [19] .

Предмет риторики. Во всем этом многообразии видов и родов словесности, составляющих культуру языка и текущую общественно-языковую практику, риторика изучает определенный аспект словесного творчества - аргументацию, связанную с принятием решения.

Было бы неправильным ограничить предмет риторики какими-либо конкретными разрядами словесных произведений - только ораторской речью, проповедью или публицистикой, хотя риторика изучает по преимуществу произведения именно такого рода. Аргументация, как она определена выше, содержится и в научных, и в философских, и даже в художественных произведениях, в особенности таких, где художественные фрагменты перемежаются с историческим повествованием или рассуждением автора, как например, в «Войне и мире» Л.Н. Толстого. Реальное строение произведения часто бывает очень сложным, и далеко не всякое произведение можно однозначно отнести к тому или иному классификационному разряду.

Риторика изучает любые произведения слова, в которых содержится аргументация. Особенность риторики состоит в том, что изучение произведений слова является для нее не самодовлеющей целью, но средством.

Большинство наук о слове, как теория литературы, стилистика, палеография, история языка, сравнительно-историческая грамматика, теоретическая грамматика и другие, ограничивают свой предмет фактами языка - они исследуют продукты речевой деятельности.

Предмет риторики - произведение слова, которое еще не создано, но которое предстоит создать. Риторика стремится ответить на вопрос: как создать конкретное высказывание в определенным образом заданных условиях? Понятно, что опыт создания произведений совершенно необходим для целей риторики, и риторика изучает аргументацию в различных условиях и в различных формах ее словесного воплощения. Но главная цель риторики не знание как таковое, а искусство, умение. Таким образом,

риторика - наука об искусстве целесообразного слова.

Поэтому риторика представляет собой скорее филологическую инженерию, чем фундаментальную науку. Риторика исходит из выводов всех филологических наук и учитывает данные нефилологического знания о слове - философии, логики, социологии, психологии, этнографии, но как всякое техническое знание, не стремится уложить эти выводы и соображения в единую аксиоматическую систему, а использует их по мере необходимости для своих целей.

Вместе с тем, сама структура риторики как дисциплины - ее понятийная система и состав разделов - не зависит от произволения или вкуса автора того или иного руководства, но вполне объективна и самостоятельна в отношении к другим наукам о слове, отражает реальную норму культуры слова, сложившуюся в ходе общественно-языковой практики, открывается научным исследованием и соответствует строгим критериям научности. 

Строение риторики. Риторика включает два основных раздела, которые называются общей риторикой и частной риторикой.

Общая риторика изучает принципы и приемы построения целесообразного словесного произведения. Частная риторика изучает особенности построения словесных произведений в различных родах и видах словесности.

Строение общей риторики отражает ход создания ритором высказывания от замысла к воплощению в тексте словесного произведения. Общая риторика содержит (1) учение о риторе; (2) учение об аргументации, то есть об отношении аргументов к аудитории, к которой они обращены и которая принимает решение об их приемлемости; (3) учение о риторическом построении, то есть о словесном произведении в ходе его создания ритором. В учебном изложении риторическое построение обыкновенно поглощает учение о риторе и теорию аргументации. Это делается, чтобы не осложнять и без того трудоемкий и требующий систематической творческой работы процесс обучения.

Риторическое построение представляет собой учение о так называемом «внутреннем слове», или «внутреннем высказывании - l?goqndi?yetoq». Высказывание рассматривается на уровне общего замысла (семантики), на уровне словесной конструкции (синтактики) и на уровне словесного воплощения (прагматики - отношения слова как выразительного средства к получателю речи) [20] , что и проявляется в классическом разделении общей риторики на изобретение (инвенцию), расположение (диспозицию) и выражение (элокуцию).

Частная риторика содержит учение о конкретных родах и видах словесности. Специально в частной риторике изучаются те виды слова, которыми должен активно владеть всякий образованный человек: (1) письма по предметам общежития и литературные; (2) документы и деловая корреспонденция; (3) диалоги, в основном литературные, но дающие представление о правилах построения и ведения дискуссии; (4) повествовательная (историческа) проза; (5) ораторская проза в виде политической, судебной, академической, проповеднической (духовной) речи; (6) научно-философская проза [21] .  

Изучение риторики. Главная цель изучения риторики практическая - владение искусством целесообразного слова. Искусство слова - самое нужное, но и самое сложное из всех искусств, поэтому изучение его требует серьезного труда: не существует легких путей к трудным целям.

Освоение риторики невозможно без свободного владения литературным языком, без систематического гуманитарного образования - знания истории, философии, литературы, основ права: в противном случае риторика превращается в пустословие.

Чтобы действительно научиться строить письменную и устную публичную речь, необходимо: (1) понимать, как устроена аргументация, то есть знать теорию; (2) читать и разбирать произведения классических образцовых авторов, чтобы развить в себе умение понимать произведение слова; (3) упражняться в построении различного рода устных и письменных текстов, то есть усвоить навыки самостоятельной творческой работы со словом; наконец, (4) говорить и писать публично в реальных обстоятельствах общественной жизни.

Первые три задачи решаются в учебном курсе риторики, а четвертая, главная задача, - в ходе профессиональной деятельности ритора. Ритор учится всю жизнь, но нужно знать, чему учиться, и уметь учиться. Учебный курс риторики всего лишь основа компетентности проповедника, преподавателя, философа, юриста, государственного деятеля, публициста, писателя - действительное искусство слова рождается только в практике публичной аргументации.

 



[1] Лучшая рукопись, содержащая произведения гречесих ораторов, в том числе и Антифона, сохранялись на Афоне, откуда их вывез Ласкарис; они были изданы Альдом Мануцием в 1513 году..

[2] Достаточно указать предисловие и комментарии А.Ф. Лосева к трехтомному собранию сочинений Платона (М., «Мысль», 1968-1972), где исчерпывающим образом разобраны композиция, стиль и техника аргументации Платона, а также соответсвующий том «Истории античной эстетики».

[3] Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона. Платон. Собр. соч. в 3-х томах. Том 1. М., 1968, с.50.

[4] Святитель Феофан Затворник. Святые Отцы о молитве и трезвении. М., 1997, с. 6.

[5] Подробное историко-сравнительное описание топического и аксиоматического мышления в западном правоведении, философии и отчасти богословии содержится в упомянутой выше статье Томаса Фивега, как и в первой части «Теории аргументации» Х. Перельмана.

[6] Примечательно, что в западноевропейской культуре при каждой ее перестройке, например, в эпоху Возрождения, появляется грек, а потом и руссский, со своим стилем Академии. А в Византии, а потом и в России, каждый раз, как от произведения идей нужно перейти к упорядоченной умственнной жизни, появляется более или менее латинизирующий философский субъект вроде М.М. Сперанского, В.С. Соловьева или В. И. Вернадского. При этом европеец теряется и сердится от греко-славянской непоследовательности (на самом деле, последовательности, которую он не понимает, не владея топической техникой), а русский совершенно не может понять почти мистического (а иной раз и прямо мистического) восторга француза или немца от логического развертывания системы (в которую наивно включаются еще и Высшие силы), иронизирует и скучает.

 

[7] Большаков М.В., Гречихо Г.В., Шицгал А.Г. Книжный шрифт. М., 1964.

[8] Лихачев Д.С. Текстология. М., 1983, с.43-49.

[9] Романова В.Л. Рукописная книга и готическое письмо во Франции в XII-XIVв. М., 1975; Киселева Л.И. Западноевропейская книга XIV-XV вв. Л., 1985.

[10] Рождественский Ю.В. Общая филология. М., 1996, с. 217

[11] Рождественский Ю.В. Там же, с. 222.

[12] Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. М., 1961.

[13] Чернышевский Н.Г. Эстетическое отнеошение искусства к действительности. М., 1958, с.152-153.

[14] Толстой Л.Н.

[15] Leclerc de Buffon G.-L. Discours sur le style. (1753) Oevres, t. 1, P., 1893, p.12.

[16] Рождественский Ю.В. Там же, с.232.

[17] Рождественский Ю.В. Там же, с.239.

[18] Описание характеристик информатических текстов содержится в «Общей филологии» Ю.В. Рождественского (с.250-261); в дальнейшем изложении они специальноне рассматриваются.

[19] Рождественский Ю.В. Там же, с. 245.

[20] Эти семиотические термины, введенные Чарльзом Пирсом, и  основаны на соответствующих категориях риторики.

[21] Кошанский Н.Ф. Частная риторика. СПб., 1832.

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Предыдущая || Вернуться на главную || Следующая