Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки


Введение

 

Риторика - одна из самых древних филологических наук. Она сложилась в IV веке до Р.Х. в Греции как теория ораторского искусства, но главным содержанием риторики уже в то время была теория аргументации в практической общественной деятельности - судебной, политической и так называемой показательной. Создатель риторики великий греческий философ и ученый Аристотель (384-322 г. до Р.Х.) определил эту науку как “способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета” [1] .

Проблемы, которые решала риторика, по замыслу Аристотеля, состояли в том, как построить для широкого круга не осведомленных в науке и философии людей аргументы, которые сделали бы для общества нравственные принципы, на которых должна основываться общественная жизнь, более убедительными, чем эгоистические и материально-практические соображения:

“Риторика полезна, потому что истина и справедливость по своей природе сильнее своих противоположностей, а если решения поставляются не должным образом, то истина и справедливость необходимо побеждаются своими противоположгностями, что достойно порицания” [2] .

Аристотель включил риторику в систему логических наук, то есть наук о слове: аналитика, наука о построении научного доказательства; диалектика - науки о принципах обсуждения и решения научных, философских и практических проблем, которые возникают в ходе деятельности человека; поэтика - наука о художественной речи. Эта система наук о слове как инструменте познания и творчества была в последующие столетия античной культуры дополнена грамматикой - наукой об общих принципах построения осмысленной членораздельной речи. Так сложилась система античного образования, которая существует с некоторыми изменениями и в наше время.

Все знание подразделялось на три области: физику, знание о природе в самом широком смысле - о космосе как объективной независимой от человека и внутренне организованой реальности; этику - знание об общественных установлениях и деятельности человека, создающего свой человеческий мир культуры; логику - знание об инструменте познания и деятельности - слове.

Понятно, что в основе образования лежат именно логические науки, поскольку прежде всего должен быть освоен метод познания мира, на основе которого возможно всякое правильное познание реальности, а практическая деятельность в свою очередь основана на знании о слове и на понимании общих законов бытия.

Сами же логические науки, или органон, как их называли в Античности и Средневековье, включали в себя грамматику - науку об общих правилах построения осмысленной речи, к которой прилегала поэтика как наука о наиболее совершенных образцах выражения мысли, которые достигаются в художественном слове - своего рода словесной игре, ибо играя мы обучаемся серьезным вещам; диалектику - науку о приемах обсуждения и решения проблем и о технике научного доказательства; риторику - науку о решении проблем практического характера, которые предполагают убеждение. Эти три науки и составляли тривиум - учение о трех путях познания.

В этом качестве одной из основных образовательных наук риторика была заимствована римлянами и существенно усовершенствована в сочинениях знаменитого римского филолога Марка Терренция Варрона (116-27 гг. до Р.Х.), государственного деятеля, юриста и философа великого римского оратора Марка Туллия Цицерона (106-43г. до Р.Х.) и в особенности первого профессора римской риторики, создателя педагогической теории Марка Фабия Квинтилиана (35-100 гг. Х.Э.). После работ Квинтилиана, а позже византийских и римских ученых Гермогена Тарсийского (160-225 г.), Аффония Антиохийского ( IV в.), Либания (314-393 г.), бл. Августина (354-430 г.), Присциана (6 в.) и ряда других авторов риторика сложилась как устойчивая система научных понятий и в таком виде существовала вплоть до середины XIX  века.

Особенность византийской и западноевропейской средневековой риторики  состоит в том, что главным ее предметом становятся богословская полемика и проповедь, в особенности катехизическая. А это означало, что риторика стала заниматься в основном не ораторской речью, которая произносится один раз перед аудиторией, собравшейся для рассмотрения отдельной проблемы, но гомилетической речью, которая представляет собой последовательный ряд поучений, которые произносятся перед постояной аудиторией и задача которых состоит в духовно-нравственном просвещении и обучении. При этом гомилетика существует как в устной форме проповеди, так и в письменной форме, например катехизиса, что существенно изменяет саму технику речи.  

Единственным, но очень существенным новшеством стало в XVII-XVIII веках понимание риторики как науки об аргументации в письменной речи по преимуществу.

Первая русская риторика, так называемая риторика архиепископа Макария [3] , появилась, очевидно, в Москве в первой четверти XVII века (датировка рукописи 1620 год) или несколько раньше. Она представляет собой свободный перевод риторики Филиппа Меланхтона (1497-1560), профессора греческого языка и теологии, одного из ближайших сотрудников Мартина Лютера (1483-1546).

Риторика Меланхтона, наряду с его сочинением по герменвтике, была одним из самых важных источников протестантизма: герменевтика и логика обеспечивали на основе хорошего знания древнееврейского и греческого языков индивидуальное толкование текста Св. Писания, а риторика представляла инструментарий аргументации выводов, которые получались из этого толкования, для полемики с римо-католиками. Как известно, этот инструментарий принес большой успех лютеранам и стал основой гуманистического образования в германских школах, семинариях и университетах.

К этому времени мы имели в качестве руководства по диалектике “Философские главы” св. Иоанна Дамаскина, перевод которых неоднократно поновлялся в течение XVI и XVII веков, а также ряд грамматических сочинений, но примерно тогда же  выходит знаменитая “Грамматика” Мелетия Смотрицкого (1618-1619, до его отпадения в униатство в 1627 году), которая обычно рассматривается как первая наша школьная грамматика. Перевод именно “Риторики” Меланхтона и принятие ее в качестве руководства были неслучайеым явлением: борьба с римской экспансией требовала серьезного образования и учебных руководств соответсвующей ориентации. Так была заложена содержательная основа первого русского тривиума, в результате чего стало возможным систематическое школьное образование.

Следующим важным этапом развития русской риторики стали грамматические и риторические сочинения М.В. Ломоносова (1711-1765), которые, естественно, опирались на уже довольно значительный опыт латинских по преимуществу риторических руководств XVII - первой половины XVIII века. В 1739 году выходят “Письмо о правилах российского стихотворства”, в 1748 году - “Краткое руководство к красноречию”, в 1757 году - “Российская грамматика”, около 1758 написано “Предисловие о пользе книг церковных”. Очевидно, М.В. Ломоносов написал, или, по крайней мере, собирался написать и логику, что было бы завершением единой системы тривиума [4] . Такая логика на русском языке была составлена и издана в 1758 году преподавателем Славяно-греко-латинской академии архимандритом Макарием Петровичем.

Главная особенность филологических работ М.В. Ломоносова в том, что он сознательно и целенаправленно формировал норму русского литературного языка, отличного от церковнославянского, ориентируя эту норму на язык науки, деловой прозы - документа,  историчекой прозы, классической художественной литературы, показательной духовной, академической и политичексой оратории.

Именно в этих видах словесности М. В. Ломоносов сочинял свои произведения, которые он представил как нормативные образцы русской литературной речи: примеры в филологических трудах М.В. Ломоносов дает почти исключительно из собственных сочинений, или переводов классических авторов, или специально создает искусственные образцы (периодов, фигур речи). Филологические труды М.В. Ломоносова оказали значительное влияние на русскую словесность.

В начале XIX  века русская риторика преживает эпоху расцвета. Среди довольно многочисленных руководств следует отметить в первую очередь риторические руководства по общей и частной риторике Н.Ф. Кошанского (1781-1931), филолога-классика, переводчика, преподавателя словесности в Царскосельском лицее. Н.Ф. Кошанскому принадлежат две замечательные работы: “Общая риторика” (1829) и “Частная риторика” (1832).

Особенностями риторических работ Н.Ф. Кошанского являются их ориентация на понимание и воспроизведение учеником классических образцов речи прошлого, которая давала весьма солидное образование в словесности; а также систематическая классификация и разработка  родов и видов словесности в “Частной риторике”, которая, связывая русский язык с классическими и церковнославянским, не только представляла систематическую картину культуры языка, но и предлагала приемы построения произведений. В результате выпускник русской средней школы того времени, гимназиии или  лицея, пользуясь образцами и рекомендациями, мог критически осмысливать и самостоятельно сочинять любые тексты от ораторской речи до делового документа. Учебники словесности Н.Ф, Кошанского, А.Ф. Мерзлякова, А.И. Галича, И.И. Давыдова и других авторов сформировали несколько поколений талантливых и образованных русских людей, которым мы обязаны расцветом национальной культуры в XIX веке.

В первой половине XIX века ряд писателей и литературных критиков, боровшихся против устоев христанской культуры, в России во главе с пресловутым В.Г. Белинским, начинают пропагандистскую кампанию против риторики, имевшей, впрочем, свои недостатки, которые были связаны с измененим характера общественно-языковой практики, и не успевшей должным образом отразить их. Эта пропагандистская кампания была связана с распространением романтизма как эстетического течения и обслуживающей романтизм философии Шеллинга и Гегеля. В сознании общества того времени главным видом словесности стала художественная литература, которая рассматривалась как единственная форма словесного творчества. В результате к концу XIX века риторика была исключена из системы образования, а ее место заняла литературная критика.

Последовавшие события XX века в России и во всех европейских странах остро поставили перед наукой и философией проблему аргументации и массовой, тоталитарной идеологии. Как получается, что миллионы “разумных” “нравственных” существ в самых образованных, цивилизованных или, казалось бы, духовно здоровых странах, не исключая изысканно образованных интеллектуалов, вдруг принимают дикие, нелепые идеи в качестве непререкаемых истин и руководства в жизни, более того, подчиняясь во имя этих “истин” тупым и невежественным демагогам, оказываются готовы истреблять целые народы? 

Одним из ответов на этот вопрос как? стала после Второй Мировой войны неориторика или теория аргументации. Интерес к риторике стал оживать по мере того, как становилось все более ясным, что тоталитарное сознание не есть специфическое свойство большевизма или национал-социализма, но общая закономерность всей современной демократической цивилизации и что только понимание технической кухни массовой информации дает человеку возможность хотя бы относительной независимости от тоталитарной пропаганды, неважно, строительства коммунизма или “общечеловеческих ценностей” демократического “открытого общества”.

Вот почему современная риторика не просто техническая дисциплина, обучающая умению строить убедительные высказывания. Современная риторика  - это в известной мере инструмент самозащиты от тоталитарного сознания. Поэтому она и несет в себе возврат к прошлому, к принципам христианской культуры, но с позиции современности, без учета требований и задач которой риторика превратилась бы в музейный экспонат, в упражнение для эрудитов.

Вместе с тем, если обратиться к сущности аргументации, к тому, как человек решает проблемы и изобретает идеи и аргументы, можно убедиться, что прогресс в этом отношении весьма сомнителен. Наше время использует те же приемы мысли, те же методы обоснования идей, даже ту же технику введения в заблуждение и воздействия на принятие решения, что и две тысячи лет назад, но на более примитивном уровне, хотя изменяются формы, стиль и совершенствуются инструменты словесного воздействия, потому что человек остается человеком на протяжении всей своей истории.

Вот почему опыт истории аргументации весьма поучителен: техника аргументации, выработанная средневековой схоластической логикой, была в XVIII-XIX веках с презрением отвергнута и забыта, и только ученые XX столетия не без удивления обнаружили, что многие принципиальные решения математической логики, к которым она пришла в результате значительных усилий, по существу воспроизводят идеи Михаила Псела, Жана Буридана или Альберта Саксонского [5] . То же происходит и с риторической аргументацией [6] .

Риторика - наука о целесообразном слове. Мы убеждаемся в том, что прежде отрицали, или в чем сомневались, о чем существуют различные мнения и что связано с возможностью принять различные  решения:

“Ведь если бы действие не находилось в нашей власти, то не говорилось бы, что оно совершается добровольно. И вообще, в нашей власти находится  то, за чем следует порицание или похвала и из-за чего бывают увещание (побуждение) и закон... В собственном же смысле в нашей власти находится все, относящееся к душе (t? jucik?), и то, относительно чего мы совещаемся. ... Разуму принадлежит, с одной стороны, созерцательная способность, а  с другой - практическая  (to praktik?n). Созерцательная способность есть та,  которая познает сущее, в каком состоянии оно находится, практическая же - та, которая обсуждает, та, которая определяет истинный смысл тому, что надо делать. И созерцательную способность называют умом, а практическую - разумом, а также первую - мудростью, а вторую - рассудительностью. А всякий совещающийся человек, поскольку в его власти находится выбор того, что следует сделать, совещается для того, чтобы избрать то, что будет предпочтено через обсуждение, и, избравши, привести в исполнение. Таким образом, совершенно необходимо, чтобы тот, кто обладает способностью совещания, был и господином действий. Ведь если он не господин действий, то напрасно имеет способность совещания. А если так, то по необходимости свободная воля соединена с разумом, потому что или человек не будет разумным, или будучи разумным, будет господином действий; а будучи господином действий, во всяком случае будет свободным” [7] .

Итак, обладая свободой воли и разумом, мы отвечаем за свои поступки, которые мы должны поэтому совершать, предварительно обдумав и обсудив решение и его духовные и  физические последствия. Поскольку мы живем и действуем в обществе, то и решения принимаем совместно. О совместных решениях мы и совещаемся друг с другом, а поскольку совещаемся мы лишь о том, о чем существуют различные мнения, то и убеждаем друг друга посредством разумных доводов, которые всегда выражаются словом. Но коль скоро свободной волей обладает каждый из нас, то решения мы принимаем совместно, чтобы в результате  достигнуть согласия.

Убедить значит обосновать предлагаемое решение таким образом, чтобы те, кто участвует в его обсуждении, согласились с предложенными доводами и присоединились к ним.

Наука риторика изучает те словесные приемы и формы убеждения, достижения согласия, которые учитывают свободную волю человека, его способность разумно оценить и обсудить предлагаемые доводы и самостоятельно принять решение. Именно в этом смысле риторика является теорией аргументации: “...всякая аргументация стремится к присоединению умов, и тем самым, предполагает наличие интеллектуального контакта” [8] . Но чтобы найти и привести доводы, доказывающие правильность выдвигаемых положений, нужно иметь эти положения, то есть найти решение проблемы.

Средством разумного убеждения является слово, и убедительность доводов зависит главным образом от того, какие слова и каким образом используются в целях убеждения.

Риторику можно определить как науку о целесообразном убеждающем слове.

Язык и словесность. Как и другие филологические науки, риторика строит свои выводы и правила на основе изучения произведений слова, но занимается она в основном такими произведениями, основное назначение которых состоит в обсуждении и решении проблем. Чтобы понять, как строится убедительная речь, следует представить себе, как вообще организована речь, как устроены, используются и связаны между собой различные виды произведений слова.

Язык есть связанная исторической и культурной преемственностью система членораздельных высказываний с помощью имен.

В языке различают систему словесных средств выражения мысли, или систему языка, и словесность - совокупность исторически сложившихся произведений слова.

Система языка. Язык человека удивительным образом приспособлен для выражения мысли. Человек является разумным, то есть словесным существом, созданным по образу и подобию Божию. Душа и тело каждого человека соединены в его неповторимой личности. В слове - инструменте  мысли и общения -  в первую очередь проявляется образ соединения разумной души и тела.

“Поскольку Творец даровал созданию Своему боговидную благодать, придав Своему образу подобие Своих собственных благ, то поэтому все блага, кроме ума и рассуждения, Он дал от Своих щедрот человеческой природе. Об уме же и рассуждении нельзя в точном смысле сказать, что дал, но что уделил, положив на образ украшение собственной Своей природы. Но так как ум есть вещь умопостигаемая и бестелесная, то дарованное было бы несообщающимся и несмешивающимся, если бы его движение не обнаруживалось бы через примышление. Ради того и потребовалось такое устройство органов, чтобы ум, наподобие смычка касаясь голосовых членов, мог изъяснять внутреннее движение образованием каких угодно звуков. И так же как опытный музыкант, если по болезни не имеет голоса, но желает показать свое искусство, чужим голосом мусикийствует, свирелями или лирою обнаруживая свое мастерство, так и человеческий ум, изобретатель всяческих мыслей, поскольку не может показать стремлений разумения душе, понимающей с помощью телесных чувств, тогда как будто искусный правитель, касаясь одушевленных этих органов, через их звуки явными делает сокровенные мысли. Музыка человеческого органа - это известным образом смешанная музыка свирели и лиры, словно поющих вместе друг с другом в одном совместном звучании” [9] .

Конкретные языки, которых насчитывается более пяти тысяч, обладают общими свойствами, свидетельствующими о единстве человеческого рода. Важнейшие свойства системы языка - номинативность, предикативность,  членораздельность, рекурсивность,  диалогичность.

Номинативность состоит в том, что основная единица языка, слово, обозначает или именует предмет, образ которого содержится в душе человека. Именование отличает язык человека от коммуникативных систем животных, которые в состоянии выражать те или иные чувства и подавать сигналы-команды. Слово, называя вещь, предмет мысли, связано с  ним сложным образом.

Во-первых, слово ассоциируется с представлением о предмете, причем связь эта условна и произвольна - в звуке слова как таковом нет ничего, что необходимо зависело бы от свойств обозначаемого предмета или представления о нем, и любое представление может быть в принципе обозначаться любым сочетанием звуков. Наши представления, в свою очередь, могут соответствовать реально существующим предметам, например стол, или несуществующим, вымышленным, например Илья Обломов; отдельным вещам, например город Афины или Аристотель или классам предметов, например стол или рыба, которые также могут быть реальными или мнимыми.

Во-вторых, слово, именует предмет определенным способом, выделяя в нем те или иные признаки или свойства. Так слово облако - *об-волоко содержит образ того, что облекает,  простирается вокруг, а слово туча, восходящая к общеславянскому *tфkja, содержит значение “греметь”, “стучать”. Слова-имена являются моделями обозначаемых ими предметов, так как само именование выделяет в обозначаемом предмете свойства или признаки, которые представляются существенными для его понимания и для действий со словом и обозначаемым им предметом. Тем самым слово содержит смысловой образ, в котором запечатлено отношение говорящего коллектива к обозначаемому. Поскольку предметы могут осмысливаться различным образом, в языке существует полисемия - многозначность слова, синонимия - обозначение одного или сходных предметов разными словами и омонимия - обозначение словами, одинаковыми по звучанию, различных предметов.

В-третьих, именование вычленяет в сознании объект действительности, делая его доступным разумению и опознаваемым. Когда мы называем некоторую вещь, даем имя человеку или кличку животному, то тем самым устанавливаем предмет именования как некий отдельный факт, представление о котором возникает всякий раз, как мы произносим слово. Поэтому картина мира во многом определяется для нас значениями слов языка и каждый язык  своеобразен как система имен.

Номинативность позволяет говорить о предметах, которые не существуют в поле нашего восприятия, о предметах мыслимых и воображаемых, строить абстрактные представления, создавать истинные, ложные и бессмысленные высказывания, а также позволяет заменять слова другими знаками, например письменными, и использовать слова для создания новых слов и несловесных знаков - изобразительных, музыкальных, математических и других.

Не существует языков, в которых не было бы имен.

Предикативность есть  свойство языка выражать и сообщать мысли. Мысль есть представление о связях предметов или образов, содержащее суждение.

В суждении  имеются субъект - то, о чем мы мыслим, предикат - то, что мы мыслим о субъекте, и связка - то, как мы мыслим отношение субъекта и предиката. Например, Иван гуляет значит: Иван (субъект мысли) есть (связка) гуляющий (предикат); пойдем гулять: мы (первое лицо единственного числа глагола) - субъект; гулять - предикат; повелительное наклонение глагола - связка, обозначающая желательность и побуждение.

 В языке отношения субъекта, предиката и связки выражаются в строе предложения. В предложении имеются подлежащее, обозначающее субъект мысли, и сказуемое, обозначающее предикат и связку (а в некоторых случаях и субъект - морозит, темно), а также другие, так называемые второстепенные, члены предложения, посредством которых выражаются сложные мысли, содержащие несколько связанных между собой суждений.

Предикативность в языке - очень сложное явление. Предикативность тесно связана с именованием: мысль отличается от смутного образа тем, что в ней выделены основные составляющие - субъект, предикат и связка. Их выделение предполагает именование - обозначение словом, устанавливающее связь представления с предметом и границы обозначаемого предмета или понятия. Но само установление имениневозможно без суждения о предмете: это есть туча, имя ему - Иван; да и в образе имени можно заметить скрытое суждение: облако - обволакивающее. Таким образом, именование основано на мысли-суждении, а суждение - на именовании.

Не существует языков, в которых не было бы предикативности.

Членораздельность. Речь является чередованием слов и пауз. Каждое слово может быть отделено говорящим от других, опознается слушающим и отождествляется с уже имеющемся в его сознании образом, в котором соединяются звучание и значение. На основе единства этих образов мы можем понимать слова и воспроизводить их в речи.

Но слова языка частично отождествляются и с другими словами и группируются в классы: слова облако, окно, стекло, мыло частично тождественны, поскольку все они оканчиваются на -о. Слова облако, облачный, облачность частично тождественны, поскольку все они содержат общую часть облак/ч-. Слово облак-о может выступать в формах облак-а, облак-у, облак-ом и т.д. точно так же, как слово окн-о. Это значит, что слова выделяют в себе одинаковые составные части с одинаковым значением, сочетание которых называется  грамматической формой и образует классы слов. Вместе с тем слова облако, окно и подобные как грамматические формы могут сочетаться в речи не с любым словом: можно сказать плывет облако, но нельзя сказать *облако давно или *облако плавая.

Слова разделяются на части и соединяются в словосочетания по определенным правилам или моделям. При этом для слов каждого класса характерно, что их грамматическая форма тесно связана с условиями сочетаемости: видеть облако, плыть облаком, думать об облаке, тень облака. Таким образом, слова языка образуют взаимосвязанные классы форм (облако, облака, одлаку) и моделей сочетаний этих форм; первые называются парадигмами, а вторые - синтагмами. Членораздельность есть свойство языка образовывать систему, в которой единицы-слова выделяют в себе общие составляющие и образуют классы, выступая сами в качестве составляющих словосочетаний и предложений.

Не существует языков, в которых не было бы грамматической формы - членораздельности и синтагматико-парадигматических классов слов.

Рекурсивность. Каждый раз как мы вступаем в разговор, мы создаем новые высказывания - число предложений, которые создает человек, бесконечно велико. Создаем мы и новые слова, хотя чаще изменяем в речи значения существующих слов. И тем не менее мы понимаем друг друга.

Взаимопонимание возможно потому, что новые предложения и словосочетания состоят из знакомых слов, новые слова состоят из одинаковых и знакомых частей - морфем или слогов, морфемы и слоги состоят из знакомых звуков.

В каждом языке имеется около сорока (от 20 до 80) гласных и согласных фонем (“звуков свирели и лиры”) - минимальных звуковых единиц языка, которые способны различать и составлять слова; в каждом языке имеется несколько сотен грамматических единиц (морфем или служебных слов),  которые обозначают грамматические классы слов или словосочетаний, и несколько десятков или сотен приемов образования новых слов. В каждом языке имеется, по крайней мере, несколько тысяч корней или первообразных слов, на основе которых создаются новые слова. В каждом языке имеется несколько десятков моделей словосочетаний и предложений.

Таким образом из немногих десятков фонем образуется практически бесконечное число предложений: язык является многоярусной системой знаков, каждый ярус которой образуют единицы, состоящие из единиц более низких ярусов и  составляющие единицы более высоких ярусов. Нижним ярусом системы языка является фонетический, поскольку фонема неразложима на составляющие, которые следовали бы друг за другом в линейном порядке. Верхним - является ярус предложения, поскольку за пределами предложения не обнаруживаются регулярные грамматические связи слов.

Не существует языков, в которых не было бы системы ярусов, организованных таким образом, что из небольшого числа минимальных звуковых единиц может быть создано практически неограниченное число сложных высказываний.

 Строение систем языков мира многоразлично, и языки группируются в науке в зависимости от типа их устройства, но примечательно, что можно придумать значительно больше приемов выражения грамматических значений, чем существует в действительности.

Все языки мира устроены по единому принципу и представляют собой закономерно различающиеся и закономерно сходные варианты единого языка человека.

Диалогичность. Диалог есть совместная и разделенная последовательностью реплик речь нескольких людей, в результате которой принимается общее решение.

Диалог связывает людей через слово, а само слово - связывает с замыслом и действием. В ходе диалога люди обмениваются репликами-высказываниями, которые частично воспроизводят и повторяют друг друга, и главное, располагаются в последовательном порядке так, что каждое последующее высказывание основывается на содержании предыдущего и в свою очередь привносит некоторое новое содержание.

 В любом языке имеются повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. На вопросительное предложение отвечают повествовательным или побудительным. На повествовательное - повествовательным, вопросительным или побудительным. На побудительное - действием, вопросительным или повествовательным. Такое строение предложений отражает диалогичность языка.

Не существует языков, в которых не было бы диалогической и монологической речи и необходимых для создания диалога восклицательных, повествовательных, вопросительных и побудительных предложений.

Общение людей непрерывно, и все человечество соединяется непрекращающейся цепью диалога. Диалогическое общение является основой общества, история которого и состоит из слов и действий; все отношения между людьми опосредованы словом.

Эти свойства языка человека представлены одинаковым образом во всех языках и в искусственных знаковых системах, которые создаются для специальных целей, как письмо, нотные записи, чертежи и карты, языки науки - математики, химии и т.д., игры и многое другое. Таких искусственных знаковых систем имеется несколько тысяч в каждой культуре, и все они представляют собой модели языка, в которых отображаются те или иные его свойства. Человек является единственным известным науке существом, способным создавать искусственные знаковые системы посредством моделирования языка.

 Ни одно биологическое сообщество не имеет языка, который обладал бы указанными выше свойствами, и ни один язык не проявляет эти свойства в большей или меньшей степени - все языки мира являются языками в одинаковой степени. Это значит, что языки могут научно сопоставляться только с языками. Возможно научное сопоставление свойств языка со свойствами коммуникативных систем животных, которое и указывает на принципиальное качественное отличие языка человека от знаковых образований, которые существуют в биологическом мире. Так называемые “естественные теории происхождения языка” являются домыслами и к науке не имеют прямого отношения. Поэтому любые версии происхождения языка выходят за пределы научного знания о языке.

Строение устной речи. Речь есть обмен высказываниями, которые создаются средствами языка.

По характеру отношений между создателем и получателем речь подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя речь представляет собой осуществление мышления в языковой форме. Внешняя речь представляет собой общение между различными людьми.

По форме речь подразделяется на диалогическую и монологическую. Если диалогическая речь создается путем обмена репликами, исходящими из различных источников, то монолог представляет собой завершенное высказывание, исходящее из одного источника. Поэтому можно сказать, что в диалогическую речь  входят отдельные монологи как развернутые и завершенные по смыслу реплики, а монологическая речь выделяет внутри себя смысловые части, которые ориентированы на внутреннюю ответную реакцию адресата. В условиях устной речи монолог имеет второстепенное значение и включается в диалог.

Посредством речи организуется совместная деятельность людей, составляющих общество, и виды этой деятельности соответствуют основным формам диалогической речи, которая тем самым подразделяется с точки зрения цели на:

1.    общий диалог, назначение которого состоит в сопровождении речью совместной жизнедеятельности;

2.    информационный диалог, назначение которого состоит в получении и сообщении новой информации;

3.    диалектический диалог, назначение которого состоит в систематизации полученной информации и в построении картины реальности;

4.    обучающий диалог, назначение которого состоит в формировании знаний, умений и навыков, необходимых для деятельности;

5.    соревновательный диалог, назначение которого состоит в распределении людей по их компетентности и пригодности к деятельности;

6.    совещательный диалог, назначение которого состоит в принятии решения;

7.    игровой диалог, назначение которого состоит в выработке форм выражения мысли в их отношении к типовым действиям и в согласовании действий с высказываниями - общая и конкретная тренировка;

8.    командный диалог, назначение которого в непосредственном управлениии действиями.

Перечисленные виды диалога образуют круговорот речи, поскольку они обеспечивают этапы рече-мыслительной деятельности - последовательное решение типовых задач и переход от решенных задач к последующим. Тем самым в ходе диалога происходит воспроизведение коллективных действий, накопление опыта и знаний в обществе  и выработка приемов мышления и выражения мысли в ее различных аспектах.

В диалогической речи, как было отмечено выше, различаются повествовательные, вопросительные и побудительные реплики. Строение первых двух категорий реплик  определяет монологические формы речи.

Соотношение вопросительной и повествовательной реплик-предложений образует основную единицу диалогической речи вопросоответ, строение которого в его ответной монологической части представлет собой важнейшую для языка рече-мыслительную операцию формобразования, результатом которой оказывается сложение так называемых композиционно-речевых форм.

Вопросы бывают общими и частными.

-     Общим (или ли-вопрсом) называется такой вопрос, на который можно ответить да/нет, то есть создать утвердительное или отрицательное высказывание, которое называется экзистенциальным суждением: нечто есть, существует.

Частные вопросы подразделяются на что-вопросы, какой-вопросы, как-вопросы, почему-вопросы.

-     Ответом на вопрос что? (кто) - является указание действием или словом (Иван есть вот это), то есть называние вещи (это есть Иван), или определение, если смысл имени недостаточно ясен: Иван есть человек с седой бородой; птица есть крылатое пернатое существо.

-     Ответом на вопрос какой? является словесное изображение, характеристика предмета мысли, или описание: Иван таков-то и таков-то.

-     Ответом на вопрос каким образом (нечто произошло или происходит)? является сообщение о конкретном действиии: это произошло так-то и так-то, или повествование.

-     Ответом на вопрос почему? является установление причинно-следственной связи между событиями: это имеет место, потому что то является его причиной, или рассуждение.

-     Побудительные реплики развертываются в композиционно-речевую форму побуждения, просьбы.

Композиционно-речевые формы, которые развертываются из различных видов называния, - определение, описание, повествование, рассуждение, побуждение и сам вопросоответ, когда он становится единым развернутым произведением, лежат в основании строения родов и видов словесности, потому что высказывание, получившее определенную форму выражения и построения мысли, различенную с другими, становится произведением слова.

Диалогическая речь обеспечивает возможность культуры как накопления и систематизации социально значимого опыта людей.

Словесность. В ходе общения и совместной деятельности люди накапливают опыт и знания [10] . Общение есть обмен высказываниями - завершенными по содержанию и цели сообщениями.

Простое высказывание совпадает с предложением, но является законченной речью. Сложное высказывание может содержать множество предложений, связанных по смыслу и подчиненных общей задаче - выразить развернутую мысль, как например, ораторская речь или “Илиада” Гомера. Некоторые высказывания являются диалогическими, другие - монологическими. Последние создаются и исполняются одним речедеятелем (лицом или группой лиц) и не предполагают ответа в той форме, в какой они сделаны.

 Бульшая часть высказываний создается на случай. Но существуют высказывания, которые в силу различных причин - либо как совершенные по форме, либо как несущие ценную и общезначимую информацию, либо как уникальные - сохраняются и воспроизводятся. Поскольку такие высказывания относятся к культуре, а культура есть совокупность хранимых обществом произведений, мы и будем называть их произведениями слова. Словесность есть совокупность хранимых и воспроизводимых произведений слова.

 Произведение слова является результатом сложного умственного труда, который включает замысел, разработку мысли путем соединения замысла со словом и исполнение высказывания. Произведения слова создаются в определенном материале с помощью знакового инструментария, поэтому важным понятием теории словесности является фактура речи. Фактура речи представляет собой орудие речи в его отношении к материалу речи. Фактура речи может быть естественной и искусственной. Естественная фактура речи - организм человека, который в ходе обучения приспосабливается для создания, получения и понимания произведений слова. Искусственные фактуры речи - рукописное письмо, печать, электронные средства создания речи. Высказывания подразделяются по фактуре речи на устные, письменные, печатные и на продукты массовой коммуникации.

 Устная словесность. Устная речь противостоит всем остальным родам речи как естественное использование языка искусственному, поскольку и орудие и материал устной речи - человеческий организм и окружающая человека воздушная среда. Человек становится членом общества, обучаясь устной речи, которая наряду с прямохождением, умением владеть руками, пищевыми и гигиеническими навыками, ношением одежды и т.п. является основой включения личности в культуру [11] .

Но устная речь имеет свои особенности, главные из которых - мгновенное затухание и ограниченная досягаемость голоса. Эти свойства устной речи неизбежно ограничивают ее сложность и объем. Устная речь усваивается по мере произнесения и потому требует быстрой сообразительности и длительного внимания даже при относительно простом построении, а необходимость хранить информацию в условиях устного общения предполагает запоминание больших массивов устного текста, которые могут храниться только в памяти человека.

Диалог, молва и фольклор. Устная словесность существует в трех формах, которые обеспечивают единство и функционирование общества и развитие культуры. Диалог представляет собой обмен высказываниями, объединяющими людей в ходе подготовки действий и самих действий. Молва представляет собой сообщения значимой для общества текущей новой информации по цепочке и также объединяет речевой коллектив, поскольку постоянно поддерживает осведомленность его членов о действиях других и о текущих событиях. Фольклор представляет собой высказывания, содержащие постоянно значимую информацию, которые сохраняются и используются по мере надобности. Из форм устной словесности к культуре относится только фольклор, поскольку его в содержание входят обобщенный опыт, нормы поведения и правила создания и использования речи: диалога, молвы и самого фольклора. Этнос (народ) как культурная общность характеризуется  единой системой фольклора.

Письмо представляет собой искусственную видео-графическую семиотическую систему, знаки которой обозначают единицы естественного языка. Различаются два основные вида письма - идеографическое (иероглифическое) и фонетическое.

Знаки идеографического обозначают и воспроизводят строение и значение слова (или словосочетания). Иероглиф представляет собой обозначение слова (реже устойчивого словосочетания), в котором могут иметься две части - детерминатив и фонетик. Детерминативы обозначают смысловые классы, в которые входят слова: пространственно-временные отношения (верх, низ, единица, пара; вещества (земля, вода, дерево, металл и др.); элементы ландшафта (гора, река, граница и др.); растения; морских животных; птиц; пресмыкающихся; наземных животных; скот; человека и частей человечекого тела; продукты материальной культуры (постройки, дороги, суда, орудия и продукты труда, книги); абстрактные понятия; социальные отношения; божества. Фонетики передают строение слова как единого комплекса и его частей вплоть до отдельных слогов или звуков, поэтому фонетик в некоторых системах письма может быть сложным - один элемент фонетика может обозначать слово в целом, а другие элементы -отдельные его части (египетское письмо).

Знаки фонетического письма обозначают и воспроизводят только строение единиц языка (слов, словосочетаний, предложений) или фрагментов речи. Фонетическое письмо может быть слоговым (критское линейное письмо А и В XIV в. до Р.Х.) - передающим слоги; консонантическим или квазиалфавитным  - передающим согласные звуки (например, финикийское или древнееврейское письмо); собственно алфавитным или вокалическим - передающим согласные и гласные (например, греческое письмо); неосиллабическим - передающим слоги одинакового строения, различающиеся согласными, и гласные специальными подписными, надписными или строчными знаками (например, индийское письмо деванагари).

Древнейшие самостоятельно сложившиеся системы письма являются идеографическими; они возникли в Египте и в Месопотамии в конце третьего тысячелетия до Р.Х. и в Китае в середине второго тысячелетия до Р.Х. Все остальные системы письма, как идеографические, так и фонетические, являются в той или иной степени заимствованными от этих систем письма или образовались под их прямым или косвенным влиянием.

 Древнейшие силлабические системы письма - критские, так называемые линейные А и В, которые возникли в середине второго тысячелетия до Р.Х. на основе критского иероглифического письма и отображали неизвестный язык крито-микенской культуры (А) и архаичный древнегреческий язык (В).

Древнейшие консонантические алфавиты складываются в Передней Азии - в Святой Земле, на Синайском полуострове, на территории нынешнего сирийского побережья Средиземного моря  во второй половине второго тысячелетия до Р.Х., в период непосредственно предшествующий Исходу и последующий за ним, то есть в XIV- XII  веках. Это угаритское клинописное алфавитное письмо, синайское письмо, протобиблское письмо, несколько позже фиксируются хананейские (то есть финикийские) и арамейские письменные (эпиграфические) памятники. Очевидно, примерно в это же время алфавитом, близким к финикийско-арамейскому, были записаны первоначальные Книги Ветхого Завета.

Древнейшее алфавитное консонантическое письмо - греческое - возникает путем переработки одной из разновидностей финикийского алфавита в IX -VIII  веках до Р.Х. На основе греческого письма образуются и развиваются все системы письма европейских народов.

Древнейшее неосиллабическое письмо, системы кхарошти и брахми, возникло в связи с распространием буддизма в Северной Индии и прилегающих странах в IV-III  веках до Р.Х. на основе одного из восточных вариантов арамейского письма, и может быть, не без влияния греческого.

Среди ученых XIX  и значительной части XX веков существовало неверное мнение, что фонетическое письмо более совершенно, чем иероглифическое, а само развитие письма проходит стадии от идеографии к фонографии. Это мнение не соответствует научным фактам.

С одной стороны, иероглифические системы письма, как китайская и японская, являются чрезвычайно гибкими и мощными инструментами выражения языковых значений и располагают в этом смысле средствами, недоступными фонетическому письму. Будучи сложными системами письменных знаков, иероглифические системы письма вырабатывают, причем на ранних стадиях развития, системы фонетических знаков для записи иностранных слов или простых текстов (как древнегипетские звуковые знаки, фактически образующие алфавит, или японские каны). Иероглифические системы успешно используются в течение многих тысячелетий и довольно легко приспосабливаются к различного рода новым информационным технологиям в виде книгопечатания или компьютерной речи.

С другой стороны, по мере развития фонографического письма в нем вырабатываются многочисленные системы идеографических знаков (например, @, №,  $, %), а в ряде случаев и целые идеографические подсистемы, как средневековая греческая и латинская тахиграфия, которая первоначально была системой стенографической записи речи, а позже превратилась в особую систему иероглифических знаков. Это было связано со стремлением к сокращенной записи слов в текстах дорогих пергаментных книг и грамот. Подобного рода явления вторичных кодов легко можно наблюдать в любом компьютере.

Смена иероглифики фонографией объясняется тем, что любая иероглифическая система письма тесно приспособлена к конкретному языку и в особенности к культуре: если бы древние евреи использовали, например, для записи Ветхого Завета, египетское письмо, то им пришлось бы постоянно упоминать, изображать в тексте разнообразные египетские божества и обряды (ибисов, скарабеев, крокодилов, фараонов, аспидов и т.п.), а сами по себе ассоциации значений слов, задаваемые через иероглифические знаки, непрестанно обращали бы их к мыслительным образам египетской культуры, что решительно несовместимо с Заповедями. Это относится и к любой другой иерглифике. Вот почему образование фонетического письма происходит путем отбрасывания иероглифических знаков и обычно серьезного преобразования начертаний фонетических знаков: древнейшие семитские алфавиты повторяют состав египетских (или аккадских) звуковых или слоговых знаков, но начертания семитских букв вполне самостоятельны. Японское письмо (как и тангутское), которое первоначально было заимствованием китайского, дает дополнительное подтверждение этих оснований отказа от иероглифики семитскими народами: как всякая языческая политеистическая культура, японская культура допускает сосуществование любых богов и любых мировоззренческих представлений, поэтому существенных препятствий к заимствованию иероглифики ни у японцев, ни у тангутов не было. 

В систему письма входят.

1.    Алфавит в общем смысле - номенклатура основных письменных знаков - имен единиц языка, которые отображаются письмом: словарь простых иероглифов, буквенный алфавит и алфавитные правила именования единиц языка. Единица алфавита, например, буква б, представляет собой имя типичного звука языка, посредством которого устанавливается связь между начертанием и произношением, а сам по себе обозначенный буквой звук помещается в ряд других звуков, выделенных в алфавите. Алфавит является главным инструментом осмысления системы языка, потому что через систему знаков-имен основных единиц языка - слов, морфем, звуков - он позволяет вычленять и сопоставлять любые единицы языка - слова, словосочетания и предложения.

2.    Графика - система обязательных  безальтернативных правил комбинаций письменных знаков в тексте. Один и тот же звук, в принципе может обозначаться на письме различными способами: русское слова веселый, мед можно, используя правила алфавита, записать как, например, *весьолый, *мьод но сочетание букв *сьо запрещено и встречается только в иностранных словах; сочетание звуков [с`o]  в русских словах может обозначаться буквосочетаниями се, сё; транскрипционное написание “Либерасьон” (название французской газеты) указывает, что слово это не русское, и воспроизводит французское написание слова средствами русского алфавита. Правила графики необходимы для однозначного прочтения письменного текста.

3.    Каллиграфия - система норм начертания букв и буквосочетаний в рукописном тексте. Во всех развитых системах письма различаются три основные типа почерков, соответствующих русским уставу, полууставу, скорописи. Уставные или каллиграфические художественные почерки используются для записи наиболее важных текстов документов, церковных богослужебных книг, светских книг - текстов, которые используются в основном как образцы и в течение долгого времени; полууставные почерки используются для записи рабочих экземпляров документов и книг; скоропись или курсив используется для записи текущих документов и книг учебного содержания, предназначенных для личного использования. Развитие рукописного письма и образование в нем новых стилей происходит  в основном в полуставных типах письма, которые, развиваясь, выделяют из себя новые каалиграфические и скорописные варианты письма.

4.    Орфография - система альтернативных правил записи слов и словосочетаний. Так, упомянутые русские слова веселый и мед могли бы быть записаны как *виселой и *мет - сочетания букв, которые использованы в этих записях, допускаются русской графикой. Но по правилам русской орфографии слово веселый пишется через е, потому что проверяется словом весело,  а графическое окончание  -ый пишется таким образом, чтобы указать, что ударение в этом слове падает не на окончание (ср. голубой). Правила орфографии создают членораздельность письменнной речи и организуют письменные (графические) слова в систему, они необходимы для отождествления на письме словоформ одного слова и родственных слов, для выделения граматических формантов и основ слов, для различения омофонов и для указания на этимологию слов. Правила орфографии позволяют читать текст пословно, не проговаривая вслух или про себя читаемый текст и легко отождествляя значения родственных слов.

5.    Пунктуация - система правил письменного оформления структуры предложения. Правила пунктуации необходимы для понимания и правильного прочтения вслух предложения. Пунктуационные правила образуют логико-грамматический каркас письменного высказывания и позволяют точно выражать на письме сложные мысли, которые с трудом могут быть выражены средствами устной речи. Пунктуация делает письменную речь основным инструментом создания и выражения абстрактной мысли.

Система письма с ее нормами и правилами лежит в основании письменной и устной литературной речи. Нормы письма - главное средство сохраннения единства и исторической преемственности литературного языка, а следовательно, единства и устойчивости культуры того общества, которое использует этот литературный язык.

 Письменность представляет собой систему норм построения, чтения, хранения и воспроизведения письменных текстов и совокупность письменных произведений.

Письменные произведения подразделяются на надписи и рукописи.

Надписи представляют собой тексты, назначение которых зависит от носителя информации. Надписи выполняются на различных предметах, которые не рассматриваются как специальные материалы письма, - на каменных или деревянных досках, металлических пластинах, монетах, медалях, сооружениях, предметах культа, утвари, оружии  и т.д. Содержание надписи указывает на предмет, на котором она сделана, например, дарственная надпись на книге, надгробная надпись, вывеска магазина, инструкция или предупреждение, написанные на упаковке продукта, девиз на оружии.  Наука эпиграфика изучает надписи на различного рода предметах, нумизматика изучает надписи на монетах, сфрагистика изучает надписи на медалях. 

Рукописи представляют собой тексты, назначение которых независимо от носителя информации. Рукописи обычно выполненняются специальными инструментами письма на писчем материале. Рукописи подразделяются на документы, сочинения и эпистолы. Документами занимается дипломатика, сочинениями и эпистолами - палеография.

Документы представляют собой произведения слова, назначение и содержание которых состоит в фиксации правовых отношений и норм и которые предполагают правоспособность и юридическую ответственность автора и получателя текста. Особенность документов состоит в необязательности создания, но в обязательности прочтения, а также в ограничении круга лиц, которые его используют.

Например, научное исследование, если оно предназначено для публикации, относится к разряду сочинений, но если доступ к нему ограничен, оно приобретает качество документа; закон публикуется открыто, но действие закона ограничено кругом граждан или лиц,  находящихся на территории государства. Это не просто формальное требование: научно-технические отчеты или кандидатские диссертации читаются и оцениваются иначе и по иным правилам, чем научные монографии: оппонент обязан в официальной рецензии сообщить определенные сведения о содержании диссертации и дать ее экспертную оценку по определенной формуле.

Создание, использование, воспроизведение и хранение документов (документооборот) осуществляется посредством специального института речи - канцелярии, которая вырабатывает общие и специальные нормы и правила работы с документом.

Документы подразделяются на четыре большие класса: акты, договоры, распорядительные документы, удостоверительные документы.

Акты - документы, устанавливающие и фиксирующие юридические факты: нормы права, действия или правовые состояния лиц. Например, законы и так называемые подзаконные акты: уставы, протоколы, следственные документы, документы,  определяющие имущественные права (завещание, дарственная запись).

Договоры - документы, устанавливающие и фиксирующие конкретные правовые (имущественные, брачные, родственные, политические и др.) отношения между правоспособными лицами, которые рассматриваются как стороны, вступающие в определенные отношения и принимающие на себя обязательства, связанные со взаимной ответственностью (контракт, протокол о намерениях, соглашение).

Административные документы представляют собой инструменты оперативного управления деятельностью. Сюда входят распоряжения  о действиях, направленные сверху вниз по административной иерархии (приказы, инструкции, резолюции), отчеты о выполнении действий, направленные снизу вверх по административной иерархии (рапорты, доклады, отчеты, сводки, докладные записки, заявления, прошения), информационные сообщения (информационное письмо, деловое письмо, уведомление, справка, расписание, оперативная карта, бизнес-план), направленные горизонтально по отношению к административной иерархии или безотносительно к ней.

Удостоверительные документы представляют собой официальные свидетельства о правовых состояниях и правомерных действиях лиц или организзаций (технический паспорт, пропуск, удостоверение на ношение оружия, агреман, верительная грамота, чек, вексель, доверенность, лицензия).

Личные документы представляют собой официальные свидетелсьтва о правовом статусе лиц (паспорт, удостверение личности, метрическое свидетельство, диплом о присуждении ученой степени).

Сочинения представляют собой произведения слова, назначение которых состоит в сообщении информации, предназначенной для любого заинтересованного лица без ограничения права доступа к тексту, поэтому создание и получение сочинений не рассматривается как обязательное.

В отличие от документов, которые различаются характером использования, сочинения, доступ к которым не ограничен правовыми нормами, различаются характером содержания.

Основное различие сочинений состоит в отношении содержания текста к реальности, поэтому в составе сочинений выделяются поэзия (которая в новое время развивается в художественную литературу) и проза. Поэзия, по Аристотелю, характеризуется наличием подражания - художественного вымысла [12] , проза же имеет реальное содержание. Иначе говоря, можно утверждать, что сообщения, которые содержатся в прозаических произведениях, истинны или ложны.

 В известном смысле к прозе относятся и документы, но сама по себе допустимость вымышленных сообщений, как и соединение в одном тексте вымышленных и реальных сообщений, существует в сочинениях и эпистолах и связана с необязательностью прочтения текста и с особенностями содержания тех и других.

Поэзия. Понятие подражания и связанного с ним художественного вымысла, которое характеризует поэзию в отличие от прозы, сложилось относительно поздно - на рубеже классического и эллинистичекого периодов истории греческой литературы (конец IV в. до Р.Х.). Более древнее отличие поэзии от прозы состоит в том, что поэтические произведения были стихотворными, в то время как прозаические строились в основном на основе периодической речи.

Поэзия, с какой бы точки зрения ее ни рассматривать, включает три рода произведений в зависимости от особенностей их строения - эпос, лирику и драму.

Произведение эпическое представляют собой художественное изображение событий, поэтому оно содержит сюжетное повествование и строится в монологической форме, например, греческая комическая поэма “Маргит”, повести, античные и средневековые романы, как “Роман о розе” Клопинеля и т.д. Лирическое произведение представляет собой монолог, в котором выражаются переживания лирического героя, а событийная сторона произведения, если она вообще представлена в нем, отступает на второй план, например, элегии Архилоха. Драматическое произведение представляет собой изображение развивающегося действия с точки зрения его внутреннего содержания, как коллизии, столкновения людей, поэтому оно строится в форме диалога и содержит сюжет [13] .

Древнейшая поэзия у всех народов предстает в виде произведений. в первую очередь религиозного содержания. Это относится не только к поэзии библейской, Псалтири, но и к поэзии греческой, эпические произведения которой, как “Илиада” и “Одиссея” или гимны Гомера, исполнявшиеся професссиональными декламаторами рапсодами на празднествах и играх, были элементами культа наряду с процессиями, танцами, жертвоприношениями; лирические жанры, как пеан - гимн (культовая хоровая песнь) Аполлону, дифирамб - гимн Дионису или эпиграмма - посвятительная стихотворная надпись-посвящение на надгробном памятнике, содержат обращение к божеству или его прославление и также представляли собой религиозную поэзию.

 С появлением и развитием авторской литературы, начиная с VII-VI веков до Р.Х., формы греческой поэзии, сохраняясь в первоначальном значении, отчасти принимают “светский” характер в творчестве поэтов классического, как элегии, ямбы, басни Архилоха, хоровая лирика - оды (пеаны, парфении, эпиникии, просодии) Пиндара, монодическая лирика Алкея, и эллинистического, как эпиграммы и элегии Каллимаха, идиллии Феокрита, эпиграмы Мелеагра. В то же время развивается и авторская литература, написанная не стихами, а прозаической речью, как басни Эсопа. Это и дало основание для различения поэзии и прозы (логографии) с точки зрения содержания произведения.

Значительно позже, с развитием христианской духовной поэзии, те же греческие поэтические формы, как и связанные с ними музыкальные формы, упорядочиваются, усложняются и приобретают новое содержание [14] .

Вот почему к понятиям поэзии и прозы следует подходить с должным вниманием и осторожностью: псалмы царя Давида, как и духовные стихотворения св. Григория Богослова, являются поэзией в древнем смысле слова, поскольку они строятся в метрических и образных формах древнееврейской и древнегреческой поэтики соответственно, но с точки зрения аристотелева определения поэзии как подражания их следует относить к прозе.

Проза. В греческой словесности проза (за исключением документа, представленного в древнейших эпиграфических памятниках) возникает, как обычно считается, позже поэзии - прозаические памятники, дошедшие до нашего времени, относятся к V-VI  векам.

Античная теория класифицировала изящную прозу на историографию, ораторику (красноречие) и философию. Эти три вида прозы считались художественными и к ним предъявлялись требования хорошего слога, но кроме них существовали документ, специальная научная и техническая литература, например, медицинские сочинения Гиппократа (460-ок.370 г. до Р.Х.). В римскую эпоху к ним присоединяется право.

Историография открывается великим трудом “отца истории” Геродота (ок.484-425 до Р.Х.), который так и называется - “История” - то есть исследование, изыскание. Впоследствии этот памятник был разделен на девять книг по числу муз [15] . Главный предмет “Истории” Геродота греко-персидские войны (500-449 гг. до Р.Х.), которые были важнейшим этапом борьбы между Европой и Азией. Вокруг этого главного предмета развертывается изложение громадного этнографического, культурного и исторического материала.

Геродот, исследуя основания исторических деяний, стремится к осмыслению истории и к превращению ее в науку, а смысл истории видит в необходимости не просто передачи и сохраннения фактических сведений, но в поучении. Тем самым история приобретает высокое образовательное значение: материал “Истории” Геродота и стиль его исторического изложения оказали громадное влияние на всю последующую греческую историографию, включая церковную историю и экзегетику.

Другой вершиной греческой историографии была незаконченная “История пелопонесской войны” (431-404) Фукидида (460-396), в которой Фукидид принмал самое активное и непосредственное участие в качестве афинского военачальника: он был изнан из Афин после неудачного сражения со спартанцами при Амфиполе в 424 году.

В отличие от Геродота, стремившегося дать событиям рациональные обоснования, Фукидид под влиянием Гиппократа ищет в основе поступков людей вечные психологические мотивы, и не случайно Р. Коллингвуд, оценивая исторический метод и стиль Фукидида, говорит: “... у него больная совесть” [16] . С точки зрения литературной существенна такая особенность стиля Фукидида, как многочисленные фигуры заимословия, то есть обоснования поступков посредством искусственно созданных речей, которые историк вкладывает в уста реальных людей. С помощью заимословия Фукидид и дает внутренее обоснование поступков, выражение смысла событий с позиции реального лица. Этот прием получил широкое распространение в греческой литературе и впоследствии повлиял на характер изложения в христианской агиографии и гомилетике.

Среди многочисленных греческих и римских историков следует особенно выделить позднего греческого историка-биографа и писателя моралиста римского периода Плутарха (ок.46 г. - после 119 г. Х.Э.), автора многочисленных сочинений, самое известное из которых “Параллельные жизнеописания”. Попарно сопоставляя знаменитых греков и римлян, Плутарх устанавливает своего рода модель нравственных свойств человека и последовательности его деяний и в этой связи представляет типы исторических деятелей. При этом сам по себе человек в изображении Плутарха предстает статично, а его жизнь как последовательное проявления этих нравственных свойств [17] . Схема построения биографии, разработанная Плутархом (хотя он не был первым, кто ее создал), значительно повлияла на христианскую агиографию, передав ей общие места жизнеописания, по которым можно строить сопоставления историй человеческой жизни [18] .  

 



[1] Аристотель. Риторика.  - Античные риторики. М., 1978. С.19.

[2] Аристотель. Там же, с.17.

[3] Аннушкин В.А. Первая русская риторика. М., 1999.

[4] Гаврюшин Н.К. “Риторика” М.В. Ломоносова и “Логика” Макария Петровича. Памятники науки и техники. М., 1986, с.131-154.

[5] См. Стяжкин Н.И. Формирование математической логики. М., 1967.

[6] Vieweg Th. Topics and Law. A contribution to basic research in law. Frankfurt am Mein, Berlin, Bern etc: Peter Lang,  1993.

[7] Немезий Эмесский. О природе человека. М., “Канон”, 1998, с. 128, 131-132.

[8] Pйrйlman Ch., Olbrechts-Tytйca L. La nouvelle rhйthorique. T.1. P., 1958.

[9] Св. Грирорий Нисский. Об устроении человекаю СПб., 1995. С.26-27.

[10] Здесь и в дальнейщем строение словесности излагается в основном по книге: Рождественский Ю.В. Общая филология. М., 1996.

[11] Св. Григорий Нисский. Там же. С.21-26.

[12] Аристотель. Поэтика. Т.4, М., 1984, с. 646 и далее, с. 655: “...задача поэта говорить не о том, что было, а о том, что могло бы быть, будучи возможно в силу вероятности или необходимости” /1451а, 38 и далее/.

[13] Подробно см. Чернец Л.В., Хализев В.Е. Бройтман С.Н. и др. Введение в литературоведение. М., 1999.

[14] См., например,арх Филарет (Гумилевский) Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой церкви. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995, с.204-246.

[15] Музы, спутницы бога Аполлона, считались ответственными за основные виды умственной и художественной деятельности: Эрато - покровительница лирической поэзии, Эвтерпа - сопровождала флейтой лирические песни, Калиопа - занималась эпической поэзией, Клио - муза истории, Мельпомена - отвечала за трагедию, Полигимния - специализировалась в музыке и танце, Терпсихора - занималась исключительно танцами, Талия - вдохновляла комедиографов, Урания - предводительствовала астрономами.

[16] Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. М., 1980, с.30.

[17] Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография. М., 1973.

[18] Попова Т.В. Античная биография и византийская агиография. Античность и Византия. М.,1975, с.218-266.

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Вернуться на главную || Следующая