Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки


В целом смысл этих слов такой: все народы призываются к благам Христовым, но это не механическое призвание, нужно ответное действие со стороны людей. Здесь и откроются помышления сердец. Речь Симеона шире и полнее речи Захарии в отношении ко Христу.

36 стих. "Анна" (евр. "благодать"). Она названа пророчицей. Некоторые считают, что она была женой пророка. Скорее всего, Анна была воспитательницей девочек, которых отдавали в храм на воспитание. Асирово колено – мирное, богатое, кроткое племя. Анна также жила надеждой на приход Мессии.

39-40 стихи. Прямо из Иерусалиме семейство возвращается в Назарет у Лк. Но тогда когда же было поклонение волхвов, бегство в Египет? Скорее всего, Лк., как историк, дает не буквальное историческое заключение, а дает общую историческую картину. Такой исторический прием допустим. Лк. счел эти моменты не достаточно важными и перешел к главному. В 40 стихе так же дается общий взгляд на детство Христа.

Один иудейский старец говорил: "Бог сотворил мир для того, чтобы совершалось обрезание" (Талмуд). В Библии не говорится подробностей об этом обряде. "В момент обрезания на обрезанного сходит ангел Иеговы и остается на нем до смерти. Кровь от обрезания как бы привлекает его к обрезанному" – так считали еврейские старцы. Девочек не обрезывали. Девочки приобщались к обществу израильскому только после своей свадьбы. Еврейская девушка принимает ангела Иеговы в момент потери девства. Поэтому еврейские дети – дети Божии.

Поклонение волхвов (Мф. 2,1-12). Это событие говорит о том, что и язычники приобщаются к принятию Мессии. Волхвы – это лучшие представители языч. мира. Многие историки (Тацит, Светоний, Флавий) говорили о всемирном ожидании Мессии из Иудеи.

Что такое звезда волхвов:

1. В XIX-XX вв. заговорили о естественной звезде. Были обнаружены и расшифрованы китайские и индийские астрономические таблицы, в которых говорится о том, что звезда, похожая но рождественскую, светила с декабря 749 г. по февраль 750 года от основания Рима.

2. В 1925 году были расшифрованы сипарские(?) астроноические таблицы (Вавилон) – Юпитер и Сатурн соединились в созвездии Рыб. Возможно, рождественская звезда и есть это соединение. Адорбане (иудей) зафиксировал это явление в 1463 году. В 1603 г. астроном Кеплер так же наблюдал это явление. Он рассчитал, что в 747-748 годах от основания Рима это явление было видно в Иудее.

3. Возможно, это комета Галилея.

Древние отцы считали, что звезда – это разумная духовная сила, Ангел, который показывал путь волхвам. Волхвы – чародеи, вызыватели мертвых, маги и т.д. В Мидии была каста, которая состояла из священников и занималась научной деятельностью. Подобные люди были и в Персии (они наблюдали за звездами и гадали по звездам). "Маг" – (на персидском языке) – "Великий", "Магнус". В Вавилоне маги – это мудрецы, халдеи. Даниил основал организацию магов, мудрецов. Пс. 71,10-11 – Слова, из которых сочли, что волхвы были царями. Скорее всего, они совмещали функции астронома, вождя и гадателя. Имена волхвов:

Мелхиор – золото, старец.

Гаспар – ладан, молодой человек.

Валтасар – смирна, средних лет.

"Пришли с востока" – в оригинале "восток" стоит в множ. числе, т.е. пришли из разных стран, от всего Востока. Это Аравия, Персия, Индия, Вавилон (Халдея, Месопотамия), даже Египет. Чаще всего востоком называли Аравию и Персию. В Персии был обычай приносить подарки новорожденным царям.

Когда точно пришли волхвы? Есть разные т.зр. Или к 2-летнему Христу (время путешествия со дня появления звезды до прихода в Вифлеем), или к 40-му дню.

Волхвы пришли в Иерусалим, как в столицу. Они очень утвердительно спрашивали о родившемся Царе. Этот вопрос произвел не только сильное, но и удручающее впечатление на иудеев и особенно на Ирода.

Мф. 2,3: "Ирод встревожился" – это понятно, потому что Ирод незаконно занял трон. "Иерусалим встревожился" – это или преувеличение, или боязнь реакции Ирода на это известие.

4 стих. Или по приказу собирают весь Синедрион, или это часть образованных книжников.

5-6 стихи. Пророчество о месте рождения Мессии в книге пророка Михея. Речь идет о Вифлееме. Вифлеем (дословно "дом хлеба" – "Бэт-Ле,хем"). Вифлеем – очень плодородная земля. У Михея сказано, что Христос произойдет из Вифлеема, но не сказано, что будет жить там.

9-10 стихи. Путешествие из Иерусалима в Вифлеем. "Звезда шла" – м.б. оптический обман. Ты идешь – и звезда идет, ты остановился – и звезда остановилась. Хотя, учитывая, что волхвы и до этого немало со звездами общались, это маловероятно. Может быть, до Иерусалима их вела естественная звезда, а от Иерусалима до Вифлеема – уже сверхъестественная, о которой говорил Златоуст.

11 стих. Поклонились – это значит пали ниц. Золото, ладан, смирна – это дары-символы.

12 стих. Иная дорога – это южная дорога, которая огибает Мертвое море и потом уходит на Восток.

Бегство в Египет по Мф. Многие считают, что египетский плен иудеев был прообразом пребывания Христа в Египте. Возможно, это прообраз обращения язычников. Иудеи смотрели на Египет косо. Это страна магов и колдовства. Это было действительное бегство, носившее срочный характер. От Иудеи до Египта самое короткое расстояние составляло около 120 км. Предание говорит, что Иосиф взял с собой своего сына. Иллиополь, Метори,я, Мемфис – города, претендующие на местопребывание Христа. Время пребывания – не более 2 лет. Пророчество Осии непосредственно относилось к пребыванию иудеев в Египте.

16-17 стихи. Избиение младенцев. Это страшное явление, но обычное для правления тиранов на Востоке. Ирод убил своих друзей, любимую жену и трех своих сыновей. Флавий молчит, но молчит потому, что, во-первых, не хочет выставлять Ирода на посмешище римлянам. Однако, Флавий пишет: "Матери подняли крик об убиении многих". Возможно, это и есть вифлеемское избиение.

Иерем. 31,15. Иеремия говорит о том, в каком состоянии находился иудейский народ перед пленом вавилонским. "Рама" – буквально значит "возвышенное место". Таких Рам было не менее пяти. Здесь же идет речь о Раме недалеко от Иерусалима, севернее его – Рама пророка Иеремии. Паломникам до сих пор показывают гробницу Рахили. Рахиль – евр. "овца". До сих пор бесплодные иудейские женщины молятся у гробницы Рахили. Предание говорит о 14 тысячах убиенных младенцев. Это были первые мученики за Христа.

18-23 стихи. Возвращение в Назарет. Ирод умер в марте-апреле 750 года от основания Рима. Перед смертью Ирод издал указ об избиении самых знатных людей в Палестине.

21-22 стихи. Иосиф хотел вернуться в Вифлеем, т.к. дом Давидов был там, и Христу подобало воспитываться в Вифлееме. Но трон занял сын Ирода Архелай. Иосиф Флавий говорит, что Архелай царствовал. Возможно, это царствование до получения дальнейших указаний из Рима. В этот период произошло небольшое восстание против Архелая в Иерусалиме. Было убито около 3.000 человек. Наверное, Иосиф, узнав об этом, решил поселиться в Галилее.

"Назореем наречется":

1. Фраза из книги, кот. до нас не дошла.

2. Возможно, взят образ из книги Судей (Самсон). Но Христос не был назореем в иудейском смысле.

3. Иудеи называли Христа "назорей", а галилеяне – "назарянин".

"Назарет" – "нецер" – отрасль, ветвь, кустарник. Ис. 11,1 – "отрасль из корня Иессеева". Некоторые считали, что иудеи с иронией называли жителей Назарета назореями. Назарет – это была небольшая деревня, рядом с которой проходил большой караванный путь из Египта на Восток.

9.    Отрок Иисус в храме Иерусалимском (Лк. 2,41-52)

Иисус знал Премудрость без образования. Она всегда была присуща Христу. По закону иудейскому мужчины приглашались 3 раза в Иерусалимский храм: на Пасху, на праздник Кущей, на день Очищения. Флавий говорил, что на Пасху приходило около 2 млн. человек.

42-45 стихи. Указан 12-летний возраст Христа. В это время иудеи становились сыновьями Закона. Девочки в этом возрасте уже выходили замуж. Мальчики первый раз посещали Иерусалимский Храм. Родители уже не так контролировали сына. Беспокойства Марии и Иосифа были законны. Если центр Иерусалима контролировался, то окраины его – место опасное. "На третий день": 1 день от Иерусалима, 1 день в Иерусалиме, 3-й день – обнаружение отрока.

Ответы Христа показали глубокое знание Закона. В ответе Христа звучит мысль о том, что у Него есть ещё миссия помимо послушания родителям. Другой перевод: "Мне надлежит пребывать в делах Отца Моего". Т.е. Христос уже осознал, что Он – Сын Божий. Вряд ли Иосиф и Мария до конца поняли Христа. Но Христос возвращается в Назарет и пребывает в повиновении там вплоть до Крещения. Христос не возгордился, не отверг попечение о Матери.

По мере укрепления физических сил Христа Его Божество постепенно проявлялось, раскрывалось в Нем. Любовь Бога была в Нем, в отличии от "Руки Господней" у Ин. Крестителя. Христос был не просто плотником, Он был ремесленником в широком смысле для села. Он знал, что такое зарабатывать на жизнь. Он исполнял Свой долг по отношению к дому и к Матери.

Цельс говорил: "Христос был в Египте, научился колдовству и магии". Талмуд говорит, что Бог отпустил 10 мер колдовства на весь мир, 9 из них получил Египет, а 1 меру разбросал на весь мир. Один раввин говорил, что Христос пришел из Египта с татуировками магических символов. Другие еретики говорят, что Христос был в Индии после Своего 12-летнего возраста.

Во времена Христа в Палестине было неплохое образование. Большую роль здесь играла семья.

В Евангелии 18 лет жизни Христа не освящены. Здесь много догадок:

1. Христос воспитывался у ессеев.

2. Был в Индии.

3. Был в Египте.

4. Был в Японии.

Некий русский журналист Нато,вич издал в Париже в 1894 году книгу "Неизвестная жизнь Иисуса Христа". Причиной её послужило то, что в 1887 году он посетил Индию (штат Кашмир) и был там в одном буддийском монастыре. Там монахи рассказали о неких свитках, повествующих о жизни святого Иссы (Ишва – санскр. "Верховный Бог"). Монахи перевели ему эти свитки. С этими свитками Натович вернулся в Европу и попытался попасть на прием к папе Римскому, чтобы поработать в ватиканской библиотеке. Папа запретил ему. Натович утверждал, что в библиотеке хранятся документы о юных годах Христа. Когда Христу было 13 лет, Он оставил Назарет и отправился в Индию один (есть и другие версии: Христос отправился в Индию вместе с Марией и ап. Фомой). Христос якобы дошел до Ганга (по дороге посетив Египет и Афины). В Индии Христос изучал веды, стал проповедником, проповедовал веды простому народу. Брахманам же это не понравилось, поэтому Христос оставил Индию и ушел в Гималаи (Непал). Живет там 5 лет. Потом Христос возвращается в Палестину через Персию (поклонники Зороастра плохо Его приняли). В Палестине Христа распинают. Он оживает и снова возвращается в Индию (штат Кашмир, г. Шринагара) с другим именем. Там Христос якобы заводит семью. В Шринагаре якобы есть даже могила Христа. В 1925 году Н.Рерих и его сын Юрий были в Индии в этом монастыре и читали эти свитки.

Но зачем было Христу идти на Восток?

1. Искал мудрецов (волхвов, которые приходили к Нему).

2. Искал 10 пропавших племен Израиля.

3. Бежал после покушения на Него фарисеев.

4. Ему понравилась индийская философия, она якобы была близка Ему.

5. Энергия Христа была близка энергиям йогов Индии.

Сравнительно недавно один югославский журналист говорил, что Христос после Палестинских событий уходит в Индию, там Его так же гонят, и Он уходит в Японию (г. Аого,ри), где также есть якобы Его могила.

10.    Иоанн Креститель и начало его проповеди

Иоанн Креститель (ИК) находился на рубеже двух Заветов. По духу Иоанн Креститель был представителем ВЗ. ИК должен вступить на служение в духе и силе Илии.

Время вступления на общественное служение. Мф.: "В то время" – это более связка, чем исторический факт. Лк. более точен в этом плане. Он указывает на палестинских правителей: 15-й год правления римского императора Тиберия. Август усыновляет Тиберия, когда тот был ещё ребенком. Август за 2 года до смерти назначает (764-765 г. от основания Рима) Тиберия соправителем Рима. Т.о. время выхода на служение – 779-780 г. Август умер в 767 году. Плюс 15 лет – 782 г. Очевиднее всего Лк. считал годы соправления Тиберия, и т.о. время выхода на служение – 779-780. Архелай был назначен этнархом (народоправителем) и правил 10 лет – 760-770 гг. Был низложен по просьбе иудеев. После этого были назначаемы римские прокураторы, т.е. люди подчиненные непосредственно императору, а не Сенату. Прокуратор правил Самарией, Иудеей и Идумеей. Прокуратор был подотчетен сирийскому правителю. Галилеей и Переей правил Ирод Антипа (он женился на Иродиаде). Христос назвал его лисицей. Ему удалось править 42 года. Филипп (третий сын) правил Итуреей, Трахонитидой и Ватанеей. Он тоже правил долго и хорошо по мнению историков. Авилинея (столица Авила, рядом с Дамаском) – страна, кот. правил по Лк. некий Лисаний. Лк. называет Лисания тетрархом. В XVIII в. один англичанин нашел медаль того времени с надписью: "Четверовластник Лисаний". Валерий Градт (пятый прокуратор) снимает первосвященника Анну и ставит других первосвященников до тех пор, пока не ставит Иосифа Каиафу. Вероятно, прокуратор искал покорных первосвященников. Видимо, иудеи соглашались с Римом по праву силы, но признавали настоящего – Анну, которого они и уважали. В тот момент, когда первосвященническая власть пришла в упадок, пришел ИК. "Глагол Божий" – это призвание Бога.

Место начала проповеди ИК. Мк. говорит, что это пустыня. Мф. – пустыня иудейская. Лк. – все окрестности Иордана. Пустыня иудейская по Мф. – это место между Хевроном и Вифлеемом с одной стороны, и Мертвым морем с другой.

Иудеи имели обычай: после летних и осенних работ по уборке урожая они отправлялись к Иордану для духовных бесед с мудрыми людьми, жившими в пустынях, и для ритуальных омовений. В то время, когда иудеи пришли для омовения, ИК обратился к иудеям с проповедью. То, что "глагол Божий" был ИК в пустыне, указывает на возможную его связь с ессеями.

11.    Главный предмет проповеди ИК

Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное – это суть проповеди. То, что делал ИК, называется крещением покаяния. Евангелисты дают проповедь ИК очень сжато. Буквально "покаяние" – это "изменение", переворот в мыслях человека, в чувствах, в сердечных привязанностях. ИК призывал в противовес физического омовения в "Йом Киппур" к омовению внутреннему. "Во оставление грехов". Все толкователи говорят, что ИК говорил не о сиюминутном отпущении грехов, а об отпущении грядущем в лице Мессии.

Термин "покаяние" в то время для иудеев означал изменение мыслей о Мессии. Евреи ждали земного царя-Мессию. ИК же говорил о Царстве Небесном и его Царе – истинном Мессии.

Пророки ранее говорили о духовном царстве, Царстве Небесном. В целом древние толкователи считали, что Царство Небесное – это Царство Христово, границы которого нельзя определить. Это Церковь Христова. Земные же царства имеют свои четкие границы, имеют свое начало и конец.

Пророк Малахия назвал ИК Ангелом, вестником, шествующим пред лицем Христовым. Пророк Исаия назвал ИК гласом вопиющего. Голос – это звук, передающий идею Христову, слово Логоса.

ИК показал народу иудейскому своё место по отношению к Мессии и по отношению к самому себе. Проповедь ИК – "глас вопиющего". Это указание на крайнюю трудность понимания слов ИК со стороны иудеев. Они видели и не видели, слушали и не слышали. "Глас вопиющего в пустыне" – указание на отдаленность. Иудеи были далеки от слов ИК. Они были далеки от пути мира, справедливости и любви. В древности, когда какой-нибудь правитель отправлялся в путешествие, шла перед этим активная подготовка дороги: сравнивались неровности. "Всякая плоть" – значит всех людей, значит и язычников счел Бог достойными видеть свое спасение.

12.    Личная жизнь Иоанна Крестителя

 Об этом пишут Мф. и Мк. Они рисуют картину сурового аскета. Это видно по одежде и питанию. Почему Иоанн Креститель был в пустынях? Потому что не только проповедь, но и пример влияет на душу человека. "Одежда из верблюжьего волоса". По Библии – это знак либо скорби, либо аскезы, взятого на себя духовного подвига. "Акриды": 1. это саранча – пища бедных людей, живущих в пустыне; 2. или это вид кустарника, наподобие сирени. "Мед диких пчел" – по Афанасию Великому, это горьких сок медовых растений. Добыть его можно было только летом в июне. "Кожаный пояс" – по Библии только Илия носил подобный пояс. Возможно, здесь есть параллель. В целом еда скудная, которую даже невозможно было в любое время добыть. Жизнь и слова ИК действовали неотразимо на иудеев и на язычников (воины). Интересно, что омовение было только для иудеев, язычники не имели на это право.

"Погружать" – "крестить" – "баптизо". Чем отличается омовение ИК от омовений иудеев? Иудеи сами омывались, и делали это довольно часто. ИК же сам омывал людей и делал это один раз. У иудеев омовение имело оправдывающее значение, у ИК – приготовительное. В крещении ИК не доставало возрождающей силы Святаго Духа. Это крещение приравнивают к крещению учеников Христа до Его страданий. То, что делал ИК, что делали позже ученики Христа, приравнивают к оглашению. Т.о. то, что делал ИК – это приготовление. Христианское же крещение – это баня возрождения.

Мф. и Лк. указывают на наставления ИК фарисеям, саддукеям, сборщикам подати и др. Фарисеи были консерваторами до крайности, саддукеи – либералы до крайности. Евангелисты говорят, что обе партии равно далеко отстояли от Царства Небесного. Почему они пришли? Потому что они желали быть лидерами в народе. "Порождения ехидны". Ехидна – это красивая, но сильно ядовитая змея. В греч. мифологии ехидна – это полу-женщина, полузмея с прекрасным лицом и злой сущностью. В целом ИК назвал их "змеиным отродьем". Почему так грубо? Потому что они были горды своим происхождением от Авраама и считали это достаточным. ИК говорил, что им нужно было быть ещё и справедливыми и честными, а не только быть потомками Авраама. "Бог может из камней сих сделать детей Авраама" – это указание возможно на язычников или на людей, у которых камень в груди, а не сердце. Т.е. и фарисеям возможно переродиться.

Простые люди просили совета и наставления. ИК говорил о том, что нужно по сути немного: делись чем можешь, сострадай ближним. Для народа это было очень понятно быть милосердным.

Были и частности: сборщикам податей ИК говорит, чтобы они не брали лишнего, но только то, что положено по закону. Воинам говорил иное: иногда чтобы заработать воины клеветали и доносили на ближних. ИК говорил воинам, чтобы они не применяли своей силы во зло.

13.    Свидетельства ИК о Христе. Ин. 1,19-31

Об этом говорят все четыре Евангелиста. В целом проповедь ИК производила очень сильное впечатление на народ. Народ спрашивал "Кто же Он?" ИК отвечал: "Нет, я не Христос, я гораздо ниже Его". ИК говорил:

1. Я крещу водой. Мое крещение земное, оно является лишь знаком вашего раскаяния и вашей готовности к принятию Христа.

2. Я не достоин развязать ремень обуви у Идущего за мной. Раньше рабы снимали обувь у господ. Т.е. ИК проявил внешнее смирение, назвав себя недостойным быть рабом Христа.

3. Он будет крестить Духом Святым и огнем. Здесь наблюдается некая иерархия крещений: иудейское, ИК, Христово. Почему огнем?

А. Огонь, по Библии – это огонь наказания Бога. Т.е. это очищение подобно тому, как очищают металлы.

Б. Огонь геенский.

В. Это проницающая сила благодати.

Г. Это право Христа судить: пшеница – достойные люди, плевелы – недостойные. Сеятель подбрасывает пшеницу, и ветер уносил плевелы.

ИК указал на то, что Царство Божие силой берется. ИК открыл дверь в Царство Небесное – это его единственное чудо. Иосиф Флавий называл ИК святым человеком. ИК имел большую власть над народом. Ирод, боясь власти ИК, заключил его в темницу.

14.    Иоанн Креститель и община Кумрана

Евангелия ничего не говорят о секте ессеев, о кумранитах. Название происходит от названия деревни Кумран (западное побережье Мертвого моря). Случайно пастух забрел в одну из пещер Кумрана и обнаружил следы ессеев. Секта существовала до Р.Х . и погибла около 70 г. по Р.Х. Сведения о кумранитах находятся у Иосифа Флавия. Некоторые считают ИК ессеем. Есть некоторые сходства между ессеями и ИК. Есть и различия. Эти параллели могут быть и случайными.

1. Географическая близость. Глагол Божий по Лк к ИК был в пустыне. Это было определенное место в пустыне – оазис, где жили люди. Возможно, этим оазисом и был Кумран. Тем более евангелист Лк говорит, что "младенец был в пустыне". Ясно, что один младенец не может быть в пустыне.

2. Отец ИК прославлял Бога своим гимном говоря: "Благословен Господь Бог Израилев...". В уставе кумранитов есть фраза, несущая в себе ещё и грамматическое сходство. Возможно, Захария был знаком с уставом ессеев, с их идеями. Эти слова есть и в Библии.

3. Кумраниты ценили священников и левитов. Они называли себя сынами Садока Первосвященника, называли себя сынами света. С другой стороны, ИК являлся сыном иудейского священника. Есть древнее предание, которое говорит о том, что ИК скрыли в пустынях от Ирода. Кумраниты же вели безбрачный образ жизни и брали чужих детей на воспитание.

4. Пищей ИК были акриды и дикий мед. По документам это есть и основная пища кумранитов. Т.о. здесь возможна связь

5. Евангелисты приводят слова пророка Ис. Эти же слова были на вооружении у кумранитов, но если кумраниты готовили только себя к принятию Мессии, то ИК обратился ко всем. Базис один и тот же, но практическое применение слов Ис. совершенно разное.

6. Крещение кумранитов, ритуальные омовения были многочисленны: несколько раз в день. Кумраниты боялись оскверниться. ИК же совершал крещение единожды и сам над другими.

7. Готовя себя к принятию Мессии кумраниты говорили об очищении Духом Святым. ИК говорил так же о крещении Духом Святым.

8. Говоря о фразеологических сходствах можно сказать, что слова "порождения ехидны" есть и у кумранитов. Они употребляли эти слова по отношению к иудейскому народу. Но кумраниты не призывали к покаянию

9. Законные власти Иерусалима приходили к ИК и спрашивали "Кто он". ИК отвергся. Фарисеи удивились и спросили, Почему он крестит. Может быть присланные из Иерусалима интересовались больше кумранитами, которые жили очень замкнуто. У кумранитов Мессия должен был прийти в сопровождении Илии, пророка, Первосвященника и т.д. Отсюда вопрос фарисеев.

10. Кумраниты жили безбрачно. ИК также не был женат.

Т.о. в результате есть и сходства, есть различия. Мнения различаются. Одни считают ИК чистым ессеем, которого в детстве взяли и воспитали в пустыне. Там же, у ессеев, и был глагол Божий к ИК. Другая т.зр.: ИК не был кумранитом и даже не был с ними знаком. Третья т.зр.: ИК не был кумранитом в чистом виде, но возможно он не раз бывал на берегу Мертвого моря и был знаком с идеями кумранитов, хотя и не со всем был согласен. Т.о., хотя они и проповедовали в одно время и почти в одном месте, вопрос этот открыт. ИК был пророк и вдохновлялся Богом, а не идеями ессеев. Однако, почему он ничего о них не упоминает? Возможно, он просто их не знал или знал их, но был против их изолированности.

ИК был прообразом православного монашества.

Если ИК учил о том, что Мессия уже пришел, кумраниты же до самого своего конца ждали Мессию.

15.    Крещение Господне (Мк. 1,9-11; Лк. 3,21-22; Мф. 3,13-17)

Своей проповедью и крещением покаяния ИК возбуждает интерес иудеев к идее мессианства. Именно в то время, когда ИК крестил, приходил Иисус. Это было недалеко от Иерихона (от впадения Иордана в Мертвое море). Иисус пришел не поправить ИК, а креститься. Почему? Зачем безгрешному принимать крещение покаяния? Ведь это крещение к приготовления принятия Мессии. В Евангелии сказано, что Он пришел исполнить весь Закон. Т.о. Христос показал этим, что Он имеет одинаковую с нами природу, Он пришел исполнить всё, что назначено для человека. Он принял на Себя уничижение. Крещением Христос берет на Себя грехи мира, а на Голгофе Он уже приносит Себя в жертву за эти грехи. Епифаний Кипрский: "Иисус в начале не выделялся Своей Божественностью и принял на Себя всё, что положено человеку принять, т.е. и крещение тоже". Амвросий Медиоланский: "Христос этим дал водам способность очищать". Блж. Иероним: "Иисус крестился, потому что Сам другим повелевал делать то же". Св. Григорий Богослов: "Христос показал пример как для иудеев, так и для христиан. Апостольские правила называют крещение днем явления. Некоторые древние аскеты говорили, что так Христос учил побеждать свои страсти. Поздние богословы говорят, что Крещение – это торжественное посвящение Христа на Его мессианское служение.

Время и место крещения. Ни один из евангелистов не говорит об этом. Вопрос остается открытым. По Мф. "Тогда приходит Иисус... на Иордан". "Тогда" – это скорее всего означает "во время" проповеди ИК. У Мк. "В те дни". Более конкретно, откуда приходит Христос – из Назарета Галилейского. Эта конкретизация специально для римских христиан. Считают, что Крещение было примерно под конец деятельности ИК. Иоанн Богослов: "Видя Иоанн... и говорит: вот Агнец Божий". Именно тогда и крестился Иисус. По Лк. Иисус Христос крестился тогда, когда все шли к ИК. По преданию, зафиксированному Апостольскими Постановлениями и некоторыми учителями Церкви – Оригеном, Климентом Александрийским – Крещение было 6 января. По словам Оригена, книга Иезекииля 1,1 "в пятый день четвертого месяца отверзлись небеса". По иудейскому календарю 4-й месяц соответствует нашему январю. В целом принято считать, что Иисус Христос крестился спустя 4 месяца после начала деятельности ИК где-то в начале 780 года от основания Рима. ИК начал проповедь осенью 779 года.

Место Крещения. Когда ИК отвечал иудеям на вопрос, кто он (Ин. 1,28), это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил ИК. Вифавара – евр. "переправа". Это священное место для иудеев, место перехода и переноса ковчега. Именно туда приходили иудеи совершить ритуальное омовение. Сейчас недалеко от того места находятся монастырь ИК. Был построен ещё по указы царицы Елены.

Знакомство Мессии с ИК. Мф. 14 стих: "Иоанн удерживал Его, говоря: мне надобно креститься от Тебя". По Ин., ИК не знал Его, но для того пришел крестить, чтобы Он пришел: "Я не знал Его, но Пославший меня сказал: на Ком увидишь Духа Святого..." ИК не хотел крестить Иисуса Христа. Мог ли ИК знать об Иисусе до Крещения? Вероятно, должен был знать, но говорит, что не знал. Как это объяснить?

1. Он мог знать Мессию как человека, но не знал, что Он – Христос.

2. Знал, но это равнозначно незнанию. Пославший: "На Ком увидишь Духа...", т.е. Крещение должно было выявить Мессию.

3. Мф. 3,14-15 – эти же слова имеются в Евангелиях Мк. и Лк. Экзегеты говорят, что эти стихи когда-то стояли после 35 стиха, как это в Евангелии Иакова. По Иакову: "По просьбе Христа...".

4. ИК не знал Иисуса. Когда он родился, родители вскоре умерли. Кроме того, он жил в пустыне. И именно Промысел Божий устроил так, что они не знали друг друга, чтобы устранить подозрения. Но как же тогда Христос узнаётся Иоанном? По внушению Духом. По внешнему виду Христа. По слухам. Благодаря опытности и прозорливости ИК. ИК делает логический вывод: зачем Тебе креститься от меня? По Мф. 35 стих: "Нам надо исполнить волю". Чью? Бога Отца. Ин.Злат.: ИК, оставив всякие рассуждения, сначала крестил". "Правда":

1. Часть ВЗ-го закона. Т.о. "правда" – это правда ВЗ-го человека.

2. Новозаветная правда. ИК стоит на меже двух Заветов, но Христос – в НЗ.

3. Совокупность как ВЗ, так и НЗ.

4. Всё дело служения Христа.

Знамения, которые сопровождали Крещение. Мф. "После Крещения Он вышел из воды..." "Тотчас" – не было омовения грехов. Другие экзегеты: некоторое время они еще пребывали в воде. По Мк. "Он крестился во Иордане". По Лк. "По Крещении Христос молился" о том, чтобы Отец дал силу перенести путь. Знамения: Отверзлось небо, низшел Дух Святый и бал глас Отца. Есть рационалистические толкования: испортилась погода, откуда-то прилетел голубь и т.д. Аллегорическое толкование: духовные переживания Христа. По Оригену, это чувства Самого Христа. "Увидел Иоанн". Для духовных очей Иисуса Христа небо всегда было отверсто, но теперь Он созерцает телесными очами. Есть предания, что Крещение было ночью, и был свет. Св. Иустин Мученик говорил о возгоревшемся Иордане. По Лк. "отверзлось небо". Лк. не конкретизирует, что же видел Иисус Христос, значит, не только Сам Христос видел.

Сошествие Духа в виде голубя. Авторы не говорят, были ли со Христом Его ученики. "Голубь". Или это обыкновенный настоящий голубь, или символ, выражающий, Кто и как крестится. В то время голубь был символом невинной жизни, кротости и любви. Этот же голубь явился в день Пятидесятницы в виде разделенных языков. На Христа голубь сходил не разделившись. Т.о. обладал полнотой Духа. Бог помазал Христа Духом. В синагоге Христос говорит: "Дух Господень на Мне". С момента сошествия Духа Иисус – Мессия. На Апостолов Дух сходит частями, предуготавливая их к соответствующему служению.

У Мф. голос Отца: "Сей". У Мк. и Лк.: "Ты еси". Неясно, на каком языке был голос. Толкователи полагают, что "Сей" и "Ты еси" – это субъективное восприятие объективных явлений.

"Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение". Первая часть фразы – это синоним слову "Единородный". "Благоволение" – Ис. 42,1: "К отроку, к которому благоволит душа Моя". В целом, это говорит о любви Отца к Сыну.

Факт Крещения имел особое значение в жизни Христа и всего человечества, т.к. Христос принял на Себя все грехи людей. В этом событии, кроме того, открылась великая тайна троичности. "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа" – слова, говорящие об участии всей Троицы в возрождении человека. "Во имя" – это ВЗ-я традиция. В ВЗ призывать имя Бога означает довериться, верить и поклоняться Богу. В НЗ Христос говорит об открытии имени Бога ученикам, дабы они познали Бога. В кн. Деяний Апостолы, совершая чудеса, призывали имя Бога. В Крещении произносится имя Бога. Что значит креститься "во имя"? Термин "во имя" встречается и в торговле: "записать на имя" означает, что эта вещь принадлежит тому, на чье имя она записана, переведена. В магической области так же встречается термин "во имя". Имя произносилось у магов без перевода. Т.о. крещение "во имя" означает принадлежность, усыновление Богу как собственность для служения Ему. Это усыновление добровольное, носящее характер сотрудничества. В этом отличие от магической формулы. До сих пор восточные секты не переводят молитвы с санскрита. Это магия, а не мистика.

16.    Искушение Христа от диавола (Мф. 1,11; Лк. 4,1-13; Мк. 1,12-13)

1Ин. 3,8: "Иисус Христос пришел в мир разрушить дела диавола". Толкователи говорят, что жизнь ИХ была сплошной борьбой с князем мира сего. Мф. и Лк. подробно говорят об искушении, а Мк. – кратко. Лк. говорит, что искушение длилось 40 дней. Последовательность у Евангелистов искушений разная. Одни считают, что у Мф. последовательность хронологическая, у Лк. географическая. Насколько возможно искушать Богочеловека? Одни считают искушение мифом (это крайность), другие считают это сном Христа (маловероятно):

1. Христос не творит чудеса. Почему? Не твори чудес на благо самому себе.

2. Никогда ничего не предпринимай с надеждой на сверхъестественную помощь, если это поддерживает суеверие в людях.

3. Никогда не входил в общение с духом зла для своей личной пользы.

Некоторые считают эти искушения размышлением Христа над тем, каким путем ему идти: политическим или духовным. Это всё натяжки.

Древние отцы всегда считали, что эти искушения – реальные события. Вопрос о совмещении Божественного и человеческого был предметом споров многие столетия. Во Христе была полная гармония душевных и телесных сил. Сатана, по мнению др. отцов, мог приблизиться и искушать Его, но по словам Христа сатана "во Мне не имеет ничего". Но зло подходило к Нему, приближалось, но не перешло в действительность. Христос позволил сатане приблизиться к Себе. Смысл искушения был только под тем условием, если в искушении была возможность согласия воли Христа на эти искушения. Если отрицать эту возможность, то искушения – это фикция, самообман. Во Христе была свобода решения, но не больше. Христос был чужд греха: "Кто обличит Меня во грехе?" Христос и Сам прощал грехи. Христос будет судить в будущем. Проф. МДА Тареев: "Искушения Христа нужно рассматривать, чтобы понять их, зная особенности иудейского народа:

1. Большая привязанность иудеев к материальным благам.

2. Большая привязанность к символам и к обрядовым законам.

3. Иудеи страдали собственно национальной гордостью: богоизбранный народ. Мессия освободит их от римлян и покорит весь мир им.

Т.о. Мессия должен обладать сверхъестественной силой, должен питать чудесно народ, Мессия должен быть ревнителем Закона, Мессия будет всемирным царем. Христос Своими ответами отклоняет чаяния иудеев. Христос не творит чудес (камни), не подчеркивает Своей богоизбранности чудом (прыжок с крыла Храма). Народы земли (один больше, другой меньше) все проявляют эти свойства. И нам надо помнить об этом. Евангелисты говорят, что Христос удалился в пустыню по влечению духа. Не сказано какого. У Мф. "дух" стоит с большой буквы:

1. Дух злобы.

2. Дух Христа, Его желание.

3. Дух Божий.

Мф. и Лк. искусителя называют диаволом – "диаволос" – греч. "клеветник", у Мк. "Сатана" – евр. "противник". "В пустыню" – место между Иерусалимом и Иерихоном. В настоящее время гору искушений показывают возле Иерихона. 40 дней – в ВЗ и Илия постился 40 дней.

1-е искушение (хлебы). Диавол полагал, что выбрал самый благоприятный момент (пост). Явился в образе человека лицемерного, с улыбкой. "Если Ты Сын Божий". Что это? Или диавол хотел убедиться в Божестве Христа, или диавол хотел заставить Христа отказаться от Своего человечества, а значит от искупления. Втор. 8,3: "Не хлебом единым будет жив человек..." Т.е. человек живет не только одним физическим хлебом, но Словом Божиим. Человек – не животное. Христос не отделил Себя от человечества.

2-е искушение (падение с Храма). Что значит "взял Его"? По воздуху? Почему Христос допускает это? Это уничижение Христа. Иерусалим – святой город, но для сатаны нет ничего чистого. Второе искушение Евангелисты говорят, что диавол поставляет на крыле храма – это одно из боковых зданий, скорее всего, это восточный притвор Соломона. Он находится над Кедроном. Его высота около 150 метров. Там собирался обычно народ. В доказательство приводится Слово Божие. Христу не надо обращаться к Богу за помощью. Он Сам имеет средства для спасения. Диавол предлагает Ему показать чудо, это духовная гордость, тщеславие. "Не искушай Господа Бога Твоего". Эта фраза сказана иудеям в пустыне (Втор.), когда они требовали воды.

3-е искушение по Мф (по Лк 2-е). Весьма высокая гора – неизвестно какая. Древнее предание – 40-дневная гора – греч. "кваранта,на" в Палестине. Это не очень высокая. РПЦ строила там храм. Есть др. предания: Хорив, Синай, Фавор, Ермон. "Показал все царства мира". Неизвестно, как это было. "Всё мне принадлежит". От кого получил эту власть диавол? И получил ли он эту власть на самом деле? Бог попустил его княжество, но только там, где его принимают, там, где с ним не борются. Там он и князь. Христос отвергает диавола словами из Втор. 6,13. Это слова Моисея к евреям, перед вступлением их на землю обетованную. Последователи Христа никогда не должны идти на компромисс со злом, никогда не договариваться с ним, но бороться со злом. "Ангелы приступили" – возможно, во время искушений ангелов не было со Христом.

Лк. говорит о том, что диавол отошел от Христа до времени. Диавол счел это время не благоприятным для себя. Возможно, диавол искушал Христа через Петра, когда тот пытался отвратить Учителя от Его крестного пути. Или на Голгофе, или в Гефсимании.

В Библии искушение значит:

1. Искушение человека диаволом, или когда люди целенаправленно искушают людей.

2. Когда люди искушают Бога требованием чудес.

3. Когда Бог поверяет Своих людей.

По мнению аскетов, грех развивается в 3-х направлениях:

1. Телесная похоть: стяжательство, похоть плоти.

2. Похоть очей: игрища, зрелища, чудеса, поражающие других людей.

3. Гордость житейская: когда человек духовно подавляет других людей.

Эти три искушения охватывают всю жизнь человека. Христос их всех разрушил.

17.    Внешняя сторона жизни Христа во время Его общественного служения

Лк. 8,1: Ходил по городам и селениям, проповедуя Царство Божие со Своими апостолами. Христос бывал в Иудее, Галилее, Самарии, Перее, Десятиградии, за пределами Палестины (Тир и Сидон – Финикия). Два города очень часто упоминаются: Иерусалим (центр Иудеи) и Капернаум (центр Галилеи).

Иерусалим в течение почти 1000 лет был столицей иудеев. Даже во время разделения царств Иерусалим был духовным центром для Израиля. Во времена Христа Иерусалим делился на 2 части: гора Сион и Храм (гора Мориа), был обнесен двумя стенами. Это была теократическая столица иудеев. Храм – это выражение единения иудеев, их веры во единаго Бога. В Иерусалиме заседал Синедрион. Во времена Христа в Иерусалиме было ок. 500 синагог. Там были самые лучшие синагоги.

Капернаум. Главный город Галилеи во времена Христа. Капернаум – евр. "деревня Наума". В ВЗ ничего не говорится о Капернауме. Этот город находился в хорошем месте, был очень красив. Во времена Христа в Капернауме жили греки, сирийцы, финикийцы. Рядом пролегал торговый путь из Дамаска в Малую Азию. Это водный путь. Капернаум был торговым городом. Возможно, поэтому Христос избрал его для проповеди: там было много и иудеев, и язычников. В 1905 году начали раскопки Капернаума. Там открыли великолепную синагогу. Там есть поющие камни.

Итак, было 2 центра деятельности Христа.

Христу было лет 30, когда Он вступил на общественное служение. Это иудейская традиция. Жизнь Христа делят на 3 периода:

1. До 30 лет.

2. От 30 лет до Входа в Иерусалим.

3. От Входа до Голгофы.

По синоптикам, время служения Христа – около 1 года. По Ин. 2,13; 5,1; 6,4; 12,1 можно заключить, что время общественного служения Христа – 3 года. В основном Христос проповедовал по субботам, когда иудеи собирались в синагогах.

18.    Внешняя сторона жизни Христа во время Его общественного служения. II часть

Протестанты иногда ставят вопрос о некоем распорядке дня Христа. Конечно, особого распорядка дня не было, Господь проповедовал по субботним и синагогальным дням, иногда проповедовал в будние дни, чаще всего ученикам. Возможно, Он истолковывал им Писания ВЗ. Иногда Господь уединялся для молитвы. Он молился и для Себя Самого, и ради других Молитва Христова имела и мессианское значение. Всё это есть в Евангелии, но оно не носило некоторого категорического значения распорядка дня.

Второй вопрос: материальная обеспеченность Христа и Его учеников. Был ли у Него дом? С одной стороны, Ему не было, где главу приклонить, с другой, были 2 дома, где часто бывал Господь: у тещи Петра в Капернауме (этот дом недавно открыли археологи), на стенах которого были нарисованы граффити – рисунки христианской тематики. Возможно, это и есть дом ап. Петра. Второй дом, где часто бывал Господь – дом Лазаря в Иудее. Что касается средств, то в этом отношении есть 2 точки зрения:

1. Т.к. Господь был признанным Учителем, путешествовал и проповедовал, то Он пользовался гостеприимством тех людей, у которых Он проповедовал. По Евангелию, они не голодали, но и не были богаты (им нечем было уплатить подать на храм). У Господа и учеников была общая касса для пожертвований. Богатые женщины: Сусанна, Иоанна, жена Хузы и т.д. вносили туда вклады. С другой стороны, у иудеев есть хороший закон: даже если ты известный раввин, ты должен сам зарабатывать своими руками на свой хлеб. Апостолы были воспитаны на этом законе. В Галилее Апостолы ловили рыбу.

Темы для самостоятельного изучения:

1. Избрание 4 апостолов: Петра, Иоанна, Иакова и Андрея (Мф. 4,18-22; Мк. 116-20; особенно Лк. 5,1-11).

2. Проповедь в назаретской синагоге (Лк. 4,16-30) и второе посещение Назарета (Мф. 13,53-58; Мк. 6,1-6).

3. Призвание Матфея (Мф. 9,9-17; Мк. 2,13-22; Лк. 5,27-39).

4. Срывание колосьев в субботу (Мф. 12,1-8; Мк. 2,23-28; Лк. 6,1-5).

5. Избрание 12-ти апостолов (Мф. 10,2-4; Мк. 3,13-19; Лк. 6,12-16).

6. Учение Христа о Своем равенстве Богу Отцу и о всеобщем воскресении и суде (Ин. 5,17-47).

7. Отправление Иоанна Крестителя ко Христу своих учеников и свидетельство Христа об Иоанне Крестителе (Ин. 1,2-19; Лк. 7,18-35).

8. Обличение нечестивых городов, открытие истины младенцам (Мф. 11,20-30; Лк. 10,13,16; 21-22).

9. Прощение грешницы в доме Симона фарисея (Лк. 7,36-50).

10. Ответ Христа искавшим от Него знамения (Мф. 12,38-45; Лк. 11,24-26, 29-32).

19.    Чудеса Иисуса Христа

Первое чудо – на браке в Кане Галилейской. Ин. 2,11. В этом чуде проявилась милосердная любовь Христа и Б.М. к людям, когда они находились в затруднении. Своим присутствием ИХ благословил брак человека и не исключил радость, которая бывает в браке. В третьих, ИХ явил Свою славу. Это способствовало укреплению веры учеников. Претворив воду в вино, Христос благословил земное веселие. А на Тайной Вечери, претворив вино в Кровь, Христос сделал людей участниками пира небесного.

Второе чудо – исцеление сына царедворца (Ин. 4,46-54). Это чудо было после возвращения из Иудеи в Галилею. Это исцеление коснулось не только тела сына царедворца, но и всех членов семьи: у них родилась вера. Из доверия у них родилась вера.

Третье чудо – чудесный улов рыбы (Лк. 5,1-11). Это пророческий символ будущей судьбы апостолов – миссионеров. Иногда это чудо называют чудом-притчей. Ап. Петр смутился от такого чуда. Это признак человеческой немощи. "Отныне будешь ловить человеков".

Исцеление тещи Симона Петра (Мф. 8,14-17; Мк. 1,29-30-34; Лк. 4,38-41). Это чудо указывает на то, что Петр был женат, имел дом в Капернауме. Жена Симона Петра, по преданию, сопутствовала мужу в проповеди. Лк., как врач, отметил, что горячка была сильной. Мк. добавляет, что этим чудом в этот день не закончились чудотворения. Вечером принесли больных.

Исцеление прокаженного в Галилее (Мф. 8,2-4; Мк. 1,40-45; Лк. 5,12-16. Скорее всего, это исключение: больной проказой был в городе. Слух о чудотворениях Христа и привел этого прокаженного в город. Указания о проказе есть в книге Левит. В христианские времена, когда возникала эпидемия проказы, строили приюты-лепрозории. Эта болезнь еще называется "лепрой" по названию микробов. Болезнь поражает внутренние органы, даже кости. Больной погибал от паралича сердца. Больной после заражения жил от 5 до 20 лет. В этом исцелении проявилась власть Христа как нового Адама, т.к. в ВЗ эта болезнь ассоциируется с темными силами.

Исцеление 10 прокаженных (Лк. 17,11-19). Христос отметил чувство благодарности, и это был самарянин! Это было удивительно. Христос говорит ему: "Встань!" С другой стороны, Христос осудил остальных, которые не вернулись воздать славу Богу. Проказу связывали с сильной греховностью.

Исцеление расслабленного в Капернауме (Мк. 2,1-12; Мф. 9,1-8; Лк. 5,17-26). Больного внесли через разобранную крышу и положили перед Христом. Христос прощает грехи больному по вере его друзей. Речь идет о соборной вере, о коллективной просьбе. На основании этого отрывка говорят о том, что болезнь – следствие греха.

Исцеление сухорукого (Мк. 3,1-8; Мф. 12,9-15; Лк. 6,6-11). "Суббота для человека, а не человек для субботы", – сказал ИХ. Здесь столкнулись 2 точки зрения: т.зр. Христа и т.зр. иудеев. Внешне Христос нарушает субботу. То, что Он делал в субботу, приводило в бешенство иудеев. Он это знал и продолжал делать Он также знал, что суббота – постановление Бога. Но Христос утверждал то, что иудеи исказили эту заповедь, можно делать добро в субботу, и Христос – Тот, Кто дал эту заповедь, Он – господин субботы. Но Христу не удалось убедить иудеев. Они, выйдя из синагоги, немедленно совещались с иродианами убить Христа.

Исцеление кровоточивой женщины и воскрешение дочери Иаира (Мф. 9,18-26; Мк. 5,22-43; Лк. 8,41-56). 2 чуда и одно повествование. Эта связь во времени, но можно усмотреть и внутреннюю связь: и у кровоточивой, и у Иаира была сильная вера. В обоих случаях видно милосердие Христа к женщине и всемогущество к умершей.

Исцеление слуги сотника в Капернауме (Мф. 8,5-13; Лк. 7,1-10). Христос приходит в Свой город. Сотник – начальник римского гарнизона, язычник. По Мф. сотник лично подходит ко Христу. По Лк. сотник говорит со Христом через иудейских старейшин. Трудно говорить, насколько веровал сотник ВЗ закону. Сотник – человек военный, который проводит сравнение между военной дисциплиной и духовным миром. Римские солдаты были дисциплинированы. Показана вера, основанная на смирении. Показана власть Христа как Бога, Которому подвластны духовные силы. Христос показал другим, что в сотнике вера настолько велика, что она превысила веру иудеев – богоизбранного народа.

Воскрешение сына Наинской вдовы (Лк. 7,11-18). Это было в Галилее. Христос сжалился. Считают, что Христос совершил чудо из чувства жалости. Смерть теряет свою силу. Христос этим приоткрывает двери рая.

Укрощение бури на море Галилейском Мф. 8,23-27; Мк. 4,35-41; Лк. 8,22-25). Здесь есть глубокий символический смысл. Буря на море – буря житейская, в которой происходит испытание веры. Так же здесь показана власть Христа над силами природы. Христос как бы восстанавливает власть человека. Своими чудесами Христос указывает путь власти над миром через очеловечивание природы, а не бегство от него и ненависть к нему.

Случаи исцеления бесноватых указывают на характерные признаки болезни: бесноватые никогда не признают себя больными и никогда не приходят сами к Нему, их приводят. По форме бесноватость бывает разной: буйное помешательство и непрестанные самоистязания, второй случай с лунатиком, когда болезнь его иногда оставляет, и третий случай, когда болезнь охватывает лишь некоторые органы. Это духовная болезнь, и медицинских средство от неё нет. Нет знака равенства между одержимыми и больными паранойей, но есть точки соприкосновения.

Исцеление бесноватого в Капернауме Мк. 1,21-28; Лк. 4,31-37. Это акт милосердия к человеку.

Исцеление двух бесноватых в стране Гадаринской или Гергесинской (Мф. 8,28-34; Мк. 5,1-20; Лк. 8,26-39). Здесь налицо раздвоенность личности. Устами больного говорит нечистый дух, который пытается овладеть и волей человека. Факты раздвоения личности часто встречаются в нашей жизни, чаще всего являясь душевной болезнью.

Исцеление бесноватого отрока (Мф. 17,14-21; Мк. 9,14-29; Лк. 9,37-42). Исцеление было в Галилее на другой день после Преображения. Ученики не могли изгнать беса по неверию. "Сей род изгоняется постом и молитвой". Лекарство от одержимости: вера, пост и молитва.

Заочное исцеление бесноватой дочери Сирофиникиянки или Хананеянки. Это исцеление было в Финикии. Женщина была язычница. Здесь так же, как и с сотником, Христос увидел смирение и веру в отличии от гордости и неверия иудеев. Сирофиникиянка согласилась быть на 2-м месте относительно иудеев.

Исцеление скорченной женщины, которую "связал сатана" (Лк. 13,10-17). Это была болезнь, которая деформировала весь хребет человека. Она имела духа немощи и была связана этим духом. Т.е. была некоторая духовная причина болезни. Исцеление произошло в субботу. Опять столкновение Христа и иудеев. Христос назвал их лицемерами, потому что они тоже нарушают субботу, когда им это выгодно.

Исцеление бесноватого немого (Мф. 9,32-34; Лк. 11,14-15). Беснование проявилось здесь прежде всего в немоте. Он не просит, сам не приходит, его приводят.

Исцеление слепого и немого бесноватого (Мф. 12,22-31). То, что его привели – это признак бесноватости.

Исцеление двух слепцов (Мф. 9,27-31). Эти слепые не видели Христа и верили, что Он – Мессия, назвав Его Сыном Давидовым, верили в Его чудотворную силу, они были настойчивы. Христос запретил им разглашать чудо, но они нарушили Его волю.

Исцеление больного водянкой (Лк. 14,1-6). Это чудо было на званном обеде. Некоторые толкователи сомневаются даже в искренности пригласившего Его фарисея. Возможно, это была провокация, т.к. они тщательно наблюдали за Христом. Водянка – ненормальное накопление жидкости в организме. Такие люди вызывают жалость. Тоже исцеление в субботу.

Исцеление глухого косноязычного (Мк. 7,32-37). Место – пределы Десятиградия. Больного привели. Есть мнение, что это был язычник. Христос исцелил языком жестов: Господь вложил в уста его руки, коснулся языка его и т.д. Это язык, понятный больному.

Исцеление двух слепых в Иерихоне (Мф. 20,29-34; Мк. 10,46-52; Лк. 18,35-43). Марк уточняет имя одного из этих больных – Вартимей, сын Тимеев (Тимофеев). Несмотря на слепоту, они настойчиво просят Его, исповедуя Его Сыном Давидовым. Отсюда, из Иерихона, начинается восхождение Христа в Иерусалим.

Исцеление больного при купальне Вифезда (Ин. 5,1-16). Во времена Христа этот источник был в пригороде Иерусалима. Сейчас его называют Силоам. Толкователи называют его больницей без врачей. Врачом был лишь Ангел, сходивший по временам в воду. "Не имею человека", – эта фраза характеризует 1. духовную слепоту; 2. знакомство как таковое играет немалую роль для больных. Этот человек объявил иудеям, хотя Христос его предупреждал. Следствием такого поступка стало то, что иудеи теперь искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу. Древнее апокрифическое предание говорит о том, что это был тот человек, который на допросе у первосвященника Анны ударил Христа по щеке. По этому преданию Христос ответил ему: "за это будешь жить вечно". Предание называет его Агасфер. В народе его наз. вечный жид.

Чудо насыщения 5 хлебами 5000 человек (Мф. 14,15-21; Мк. 6,35-44; Лк. 9,12-17; Ин. 6,5-14) и насыщение 4000 7-ю хлебами (Мф. 15,32-39; Мк. 8,1-10).

Особенности первого насыщения:

1. Было 5 хлебов и 2 рыбы.

2. Ученики подходят ко Христу.

3. Остаток – 12 корзин.

4. Место: пределы Вифсаиды.

5. Народ 1 день был со Христом.

Особенности второго насыщения:

1. Было 7 хлебов и несколько рыб.

2. Сам Христос подошел к ученикам.

3. Осталось 7 корзин.

4. Место: Десятиградие.

5. Народ был со Христом 3 дня.

Сам Христос сказал о 2-х насыщениях: Мф. 16,9-10; Мк. 8,19-20. Толкователи связывают это насыщение с таинством Евхаристии на том, что Христос взял хлебы, воззрел на небо, благословил, преломил и дал ученикам. Иоанн Богослов связывает второе насыщение с беседой Христа в Капернаумской синагоге о Хлебе Небесном. В одном случае Христос насыщает телесно (символ, прообраз), во втором – духовно (действительность).

Хождение по водам Галилейского моря (Мф. 14,24-34; Мк. 6,47-53; Ин. 6,16-21). Мф. наиболее подробен из всех Евангелистов в описании этого чуда. Смысл этого чуда многосторонен: 1. было проявлено милосердие Христа к Своим ученикам, 2. Христос показал Себя властителем мира (на время освободил тело Своё от законом земного мира), 3. это возможно всякому верующему человеку (Петр), 4. Христос показал, что, несмотря на Своё добровольное подчинение законам мира, Он показал, что "Царство его не от мира сего, 5. буря на море – это внутренняя жизнь человека (Петр).

Чудо со статиром во рту рыбы (Мф. 17,24-27). В это время собирали религиозный налог на Храм. Дидрахма – это серебряная монета =1/2 сикля (евр.). Сикль – ежегодный налог на Храм. Эта традиция установлена ещё Моисеем. Все иудеи платили. Сам вопрос говорит о том, что сборщики сомневались, заплатит ли Христос или нет. Те, кто не платил, исключались из общества Израиля, хотя сыны царя не платили. Эта история хорошо показывает, что по мысли Христа Его последователи связаны соблюдением платы налогов, чтобы никого не соблазнять. Итак, если Христос знал, что во рту первой рыбы будет статир, то Он всеведущ.

Исцеление слепорожденного (Ин. 9,1-41). По тексту получается, что этот человек рожден слепым по воле Божией, он включен в план Мессии. Этот человек – печать первородного греха Адама. Брение, взятое от земли, плюновение – символы, напоминающие творческий акт Бога о создании человека. Земля – материя, плюновение – жизнь, которая исходит от Христа. Вообще, чудеса по Иоанну составлены так, чтобы показать, что Христос обладал особой творческой силой (воскрешение Лазаря, например). Чудеса по Иоанну более впечатлительны, чем у других евангелистов.

Воскрешение Лазаря (Ин. 11,1-45). Христос сказал: "Эта болезнь не к смерти, а к славе Божией". Т.о. Лазарь также включен в божественный план Мессии. С одной стороны, по Иоанну, многие уверовали во Христа, другие пошли и сказали фарисеям. И фарисеи с этого дня решили убить и Христа, и Лазаря. В тропаре Лазаревой субботы сказано: "Общее воскресение прежде Твоей страсти предваряя...". Т.е. это воскрешение – прообраз всеобщего воскрешения. Это было знамение Его торжества над смертью. Относительно дальнейшей жизни Лазаря предание говорит, что он бежит от иудеев на остров Кипр. На Кипре он прожил 30 лет и был епископом Кипрской Церкви. Позже его мощи перевезли в КП.

Засохшая смоковница (Мф. 21,17-22; Мк. 11,12-14, 22-23). "Сколько чудес сотворил перед ними (иудеями), и они не веровали в Него" (Ин. 12,37). Иудеи – это и есть смоковница. Это загадка духа Израилева. Смоковница внешне зеленела, но плодов не было. Так же и иудеи. Это символика о судьбе еврейского народа. Так же это символ духовного бесплодия всего народа и человека.

Исцеление Малха (Лк. 22,49-51; Ин. 18,10-11). Это символ того, что духовную истину нельзя защищать насилием. Это последнее завещание Христа, каким путем идти: не политическим, не государственным, не войной.

20.    Учение Христа о Царстве Божием, выраженное в притчах

Сущность учения заключается в том, чтобы раскрыть понятие о ЦБ и об участи человека в нем. ЦБ ничего общего с царствами земными не имеет. Это не материальные богатства, не власть одного человека над другим. Область этого Царства – человеческие души. ЦБ безгранично, духовно и вечно. В ЦБ призываются все люди и никакие заслуги, образование, национальность не имеют веса. Но путь в ЦБ узок и не многие его избирают. Большинство идет широкой проторенной дорогой, конец которой – смерть. Чтобы встать на узкий путь, надо покаяться (греч. "meta,noia" – исправление образа мыслей), изменить образ жизни. ЦБ силой берется. Это духовная сила. То, что говорил Христос о Царстве, внешне было похоже на Царство Мессии, но в глубине Христос разошелся по этому вопросу с книжниками и фарисеями. Желая помочь своим современникам понять суть ЦБ, Христос использовал примеры из обычной жизни – притчи. В ВЗ в П. 77: "отверзу в притчах уста моя и изреку сокровенное от создания мира". Притча (слав.) – "

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Предыдущая || Вернуться на главную || Следующая