Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки


  Цикл лекций по Ветхому Завету протоиерея Николая Соколова

Л Е К Ц И Я  27

 

У нас остались не разобранными последние исторические книги. Тема будет такая: Библейские книги времен эллинизации Востока. Под эллинизацией Востока принимаем проникновение в 4-м веке до Р.Х. в страны Египет, Персию, Палестину греческой религии и культуры. Это процесс, который затрагивает самое сокровенное в жизни многих народов обширного региона, не мог пройти незаметным.

Народы Востока по-разному реагировали на проникновение в их среду чуждого ей религиозного культа. Не избежали этого влияния и иудеи. Если судить по уже пройденым книгам, такие ситуации имели место, когда иудеи были взаимосвязанны с другими народами.

Языческие культы Древнего Востока: Египта, Персии, Индии, Вавилона основывались на натурализме. Их культы отличались пышными обрядами. Так религиозные воззрения египтян развивались из-за того, что их воззрения, их жизнь была - разлитие Нила. В Вавилоне и Ассириии олицетворяли силы природы: Ваала, как производителя, Анад и Астарту, как сменение времен года, плодоносное начало. Культовая сторона служения этим богам сопровождалась бесстыдными оргиями. Молоху в жертву приносили детей, а служение Астарте и Анад приводили к разврату.

Понятно, что такая религия не могла возвысить душу человека и поэтому для многим мыслящих и прогрессивных людей того времени, языческий культ оставался всегда жалким суеверием, а подчас, предметом насмешек и издевательсв. И вот наступает эпоха эллинизации, которая начинается с прихода Александра Македонского. Этот период характеризуется тем, что Восток имел возможность познакомиться с культами Древней Греции и Эллады.

Религиозная жизнь греческого народа стояла на более высоком уровне. В противоположность народам Востока, греки поклоняясь своим божествам, идеализировали окружающую природу и человека. Их божествами были упорядоченные силы природы, которые влияли на их духовную и нацинальную жизнь. Грекам был чужд грубый материализм Востока с его разгулом страстей, а были близки такие понятия, как справедливость, долг, ответственность. Грек искал разумные силы в природе, от которых он находился в зависимости. Он пришел к мысли, что нравственные отношения человека управляются вечными законами, против которых нельзя прегрешить, чтобы это прошло безнаказанно или безболезненно.

Если верховный бог Ваал был олицетворением начала жизни, то для греков, например, Зевс был хранителем справедливости, закона, возмездия, которое следовало за преступлением. Важным элементом греческой религии было то, что боги изображались в человеческом облике и это заставляло греков с особым уважением относиться к своему телу.

Восточные религии также иногда изображали стилизованого человека, но насколько это было далеко от понятия греческого красоты тела, это можно проследить на современных произведениях некоторых наших скульпторов. (Анад изображала сладострастную богиню, она же была в Эфесе Артемидой Эфесской. Она изображена отталкивающе страшною.) Постепенно в Греции сформировался культ человеческого тела. Обнаженное тело принимается как эталон красоты. В этом отношении олимпийские игры (их начало 776 год до Р.Х.) полностью отражали восприятие греков, которое формировалось полностью при активном участии таких школ, как школа софистов, Платона и Аристотеля.

Наряду с философскими школами, где греки учились логически мыслить и красноречиво говорить, повсеместно были распространены такие учебные заведения, как гимнасии. "Гимнос" происходит от слова "обнаженный". Там люди занимались закалкой своего тела и различными физическими и гимнастическими упражнениями. Религиозное почитание тела человека не смогло спасти греческую культуру от страшного упадка нравственности в своем обществе. Там нравственность была очень низка.

Упоминаемый в 1 книге Маккавейской Александр Македонский, был сыном своего времени, который был воспитан на вышеупомянутых традициях. Учителем его был одно время Аристотель. В течение 12 лет, Алексадр сделался властителем Сирии, Палестины, Египта, основал Александрию, покорил Персию, дошел до Индии, после чего умер в Вавилоне в 323 году. После его смерти мир был разделен на несколько регионов, которые подчинялись его сатрапам-наместникам.

В Иудее тоже активно насаждались греческие обычаи, устраивались такие же гимнастически школы. Среди евреев появилась либеральная партия, которая поддалась греческим соблазнам и приняла языческий культ - отменила обрезание. Обрезанные же всячески скрывали принадлежность закону Моисея. Эта борьба иудеев за веру отцов, национальную самобытность имеет отражение в Маккавейских книгах.

В то же время эллиизация Востока имела и свои положительные черты. Это прежде всего, проникновение греческой культуры, которая во многом способстовала распространению евангельской проповеди. Греческий язык был всеобщим языком. Основанная в 332 году Александрия стала научным центром всего Средиземноморья. Здесь при Птолемее I Сотере образовалась огромная библиотека, которая насчитывала более 700 тысяч книг

- свитков, огромное количество по тому времени. А при Птолемее Филадельфе было переведено Священное Писание 70-ти толковников. Это событие сейчас датируют 285-270 годами до

Р.Х., точнее трудно сказать.

Кратко о Маккавейских книгах. В греческой, славянской и русской Библии имеются 3 Маккавейские книги - 1-я, 2-я и 3-я. Содержание 3 книги Маккавейской не имеет ничего общего ни с эпохой ни с лицами маккавейского времени. 3-ей Маккавейской книгой она называется просто условно, потому что она располагается после 1-й и 2-й Маккавейских книг. В католической Библи она является апокрифической.

Название книги имеют от имени семейства Маккавеев, или Асмонеев, подвиги которого описываются в 1-й и 2-й книгах. Отец этого семейства Маттафия имел пятерых сыновей: Иоанна, Симона, Иуду, Елеазара и Ионафана. Из них Иуда первым прославился подвигами в неравной борьбе против ига Селевкидов, за что получил прозвание Маккавея, что обозначает "молот". Это название перешло как ко всем его братьям, так и ко всей династии, которая продолжалась почти до времен пришествия Христа Спасителя.

Позднее Маккавеями стали называть иудеев, которые подвергались гонениям, как члены древней иудейской церкви. В частности, Маккавеями называем семь братьев-мучеников (2 Мак.7) и других, которые прославились в церкви древних времен. В кодексах древнего перевода греческих толковников содержится неодинаковое число книг, называемых Маккавейскими. Александрийский кодекс дает 4 книги, которые датируются 5-м веком. Синайский кодекс - 4-й век, только 1 книга, а в Ватиканском их вообще нет. Разные кодексы и разное количество книг.

В греческой Библии книги Маккавейские помещаются в разделе исторических книг и после книг Товита и Иудифи. В славянской и русской Библии, так же как и в Вульгате они занимают предпоследнее место среди ветхозаветных книг.

1 книга Маккавейская. Книга разделяется на несколько частей, повествует о борьбе Маккавеев против Антиоха IV Епифана и его преемников в перид времени, обнимающих 41 год. Это примерно 175-134 годы до Р.Х. Книга делится на 4 части. 1 и 2 главы описывают эпоху эллиизации Иудеи и говорится о походах Александра Македонского и того, что за этим последовало - восстание Маттафии. С 3 главы по 9-ю - подвиги Иуды Маккавея, его героическая борьба против языческого владычества. С 9-й главы 23 стиха по 12 главу - это подвиги Ионафана Маккавея, его брата и с 13 по 16 главу - это подвиги Симона Маккавея.

По свидетельству блаж. Иеронима и Оригена, 1 Маккавейская книга в оригинале была написана на еврейском языке, но до нашего времени она не сохранилась, а только на греческом, латинском и сирийском языках. Время происхождения книг можно определить по стихам 1 Мак.16, 23 и 24, которые содержат замечание о правлении Иоанна Гиркана. Это годы 135-105 до Р.Х. Не говорится о его смерти, следовательно книга была написана ренее 105-го года до Р.Х. Писателем книги безусловно был палестинский еврей, который о своей личности не оставил воспоминаний. Он подражал методу написания древних хроник, описывал исторические события, но своей главной целью считал их религиозную интерпретацию.

Бедствия своего народа, которые постигли иудейский народ, он целиком относил за счет греховности народа, когда народ отходил от Бога, а победы объяснял помощью Божией. Автор книг был человек, ревнующий о Боге, в полной мере сознающий, что борьба между языческими влияниями и обычаями Израиля ведется за то, чтобы восторжествовало истинное богопочитание. Поэтому он выступает, как противник всякой эллинизации, восхищается теми людьми, которые отдают свою жизнь за закон, за Храм и отвоевавшие религиозную свободу. Он своего рода летописец борьбы, который описывает то, как народ Божий очищался перед пришествием в мир Мессии.

1 и 2 глава говорит о том, что после завоевания Александра Македонского и разделения монархии сразу приходит гонение Антиоха Епифана. Описывается история иудеев в годы 324 по 176, т.е. в период подчинения Птолемеям, а десятилетие подчинения Селевкидам опускается. Автор начинает повествование с религиозно нравственной характеристики иудеев накануне восстания. Согласно этому описанию, религиозное общество, многие иудеи приняли нравы и обычаи эллинизма. В Иерусалиме образовалось греческое училище и многие оставили обряд обрезания. Когда воцарился Антиох Епифан, он решил совсем уничтожить все негреческие религии, в том числе иудейскую религию своей монархией.

Возвращаясь из похода на Египет, он занял Иерусалим и разграбил все сокровища храма. Это 170-й год до Р.Х. А через год один из его начальников вновь осаждает Иерусалим, берет его штурмом и вновь предает грабежу и насилию. Иерусалим запустел, Храм был осквернен. Затем вышел указ Антиоха о введении единой греческой религии у всех, подвластных ему народов. Многие из иудеев, предав закон Моисея, приняли эти языческие обычаи, а надзиратели начали повсеместно возводить алтари греческим богам.

Наконец, в 15-й день месяца хаслева в 168 году был осквернен жертвенник Иерусалимского храма и сам храм в честь живого Бога Иеговы был обращен в капище Зевса Олимпийского. Все эти постройки - великолепны, большие амфитеатры, шикарнейшие бани, площади с колоннадами и анфиладами. Когда видишь пергамский алтарь, поражаешься великолепию белого мрамора, хотя все это в полу-руинном состоянии и воздвигается из небытия, их вид поражает.

Иудеи имели только свой Иерусалимский храм и вокруг них была эта обстановка древнего Востока. К ним приходит эта культура: новый культ - прекрасный человек, в нем гармония, начиная от лучезарных камней, до неба. И элины предложили поклоняться своим культам, потому что этому поклонялись их предки и весь цивилизованный мир. А если иудеи этого не понимают, то они просто варвары. Таким образом, многие не устояли.

В это время в городе Модин, небольшом городе к северо-востоку от Иерусалима на защиту истинной религии востает священник Маттафия вместе со своими сыновьями. Когда в Модин явились царские полномочные с целью понуждать город к идолопоклонству, по их приказанию был воздвигнут жертвенник Зевсу. Маттафия отказался от поедания примера языческого приношения, (т.е. они должны были есть свяное мясо, которое приносилось в жертву) и громко исповедовал свою религию, как повелевал закон (Втор.23). Он умертвил на месте иудея, который принес жертву Зевсу, затем убил царского посланника и разрушил жертвенник, чем подписал себе смертный приговор.

Обратившсь с воззванием к народу, Маттафия скрылся со своими сыновьями в горах вместе с другими патриотами, стали хасидеями, или по-современному, хасидами. Началась партизанская война, которая шла в защиту закона и восстановление национальных обычаев, которые были попраны эллинистами. После нескольких месяцев борьбы, священник Маттафия умирает и завещает своим сыновьям продолжить дело защиты закона, Симона назначает советником, а Иуду - главным военачальником.

Следующий раздел книги повествует о подвигах Иуды Маккавея. Именно он получил название Маккавея, или молота. Был храбрым воином, талантливым полководцем. В его планы входило не только восстановление закона, но по всей вероятности, также восстановление независимого государства, по крайней мере, на правах частичной автономии. Возглавляет борьбу против Селевкидов Иуда. Он одерживает ряд побед над полководцами Антиоха Епифана и Димитрия Сотера, сначала над войсками Апполония, военачальника в Иерусалиме, затем в Вефороне над многочисленными войсками Сирона.

После этих неудач Антиох IV поручил подавление востания своему наместнику Лисию, который направил в Иудею 47 тысяч войск под предводительством трех полководцев: Птолемея, Никанора и Горгия. Вскоре передовой отряд этого войска, который возглавлял Горгий, потерпел полное поражение в районе Еммаума. Такая же участь постигла армию Лисия, которая насчтитывала 65 тысяч человек в сражении при Ефроне в 164 году. После этого сражения и отправления Лисия в Антиохию, Иуда занял Иерусалим. Храм был очищен, обновлен и заново освящен. После трехлетней мерзости запустения в нем снова стали совершать богослужения. Это одно из пророчеств, которое говорит о том, что Антихрист будет три года попирать святыни христиан, после которого придет новое очищение.

В память обновления храма был установлен новый восьмидневный праздник 20-го хаслева 164 года. Продолжая очищать страну, Иуда вместе со своими единомышленниками воевал против идумеев, которые были отчасти их родственниками и приняли эллинистов, аммонитян и других народностей и довольно успешно. После смерти Антиоха IV Епифана в Вавилоне в 164 году Лисий провозгласил царем его сына Антиоха V Евпатора. Годы правления 164-152, а Иуда, поставивший своей целью изгнание неприятеля, осадил неприступную крепость Давидову, находящуюся в руках врагов. Это крепость - Сионская цитадель.

На помощь осажденным поспешил новый царь и Лисий, который прихватил с собой 120 тысяч войска и 23 слона. В битве погиб один из Маккавеев - Елеазар. Существует знаменитая иллюстрация Гюстава Доре - "Битва Елеазара", он там стоит под слоном, пронзая его брюхо копьем. Слон на него падает, Елеазар совершает героический поступок. Иуда был разбит в этом бою и вынужден был отступить и укрыться в храме. Неожиданно пришло спасение. Антиох V, услышав о намерении Филиппа воцариться в Антиохии, предложил иудеям мир и религиозную свободу.

Однако, настроенный проэллинистически, первосвященник Менелай был увезен в Антиохию и там казнен, как виновник беспорядка. В 162 году в Антиохии воцарился, бежавший из Рима, сын Селевка IV Димитрий Сотер. ("Сотер" - в переводе "спаситель") вместо Антиоха V некий Алким из рода Ааронова, домогавшийся первосвященства. Он вошел в сговор с царем и получил от него первосвященнический пост и военную помощь, чтобы подавить сопротивление Иуды. После неудач Алкима Димитрий выставил против восставших крупные военные силы под руководством полководца Никанора. Но тот пал в битве при Вефароне, а войско его было истреблено.

После этого события Иуда фактически возглавляет страну и пытается сделать очень важный политический шаг - заключить союз с римлянами. Впервые мы видим, что посылается делегация (8 гл). Но к сожалению, в 160 году он пал смертью храбрых в битве с превосходящими силами военачальника Вакхида.

Следующий период книги - события после смерти Иуды Маккавея, когда борьбу против Селевкидов возглавил Ионафан Маккавей. В это время погибает старший брат Иоанн Маккавей и Ионафан с братом Симоном вновь возглавляют государство, которое им досталось. Они борятся против первосвященника Алкима, который с помощью войск сумел занять Иерусалимский храм. Алким вскоре умер, возможно после инсульта, а Вакхид потерпел поражение и вновь заключил мирный договор с Ионафаном.

Происходят постоянные междуусобные войны между иудеями, настроенными против эллинистов и теми, которые были вместе с ними. Была настоящая гражданская война и храм переходил из рук в руки. Мира не было очень долго. Началась борьба за Сирийский трон. Димитрий I и Александр Валлос считали Ионафана своим союзником и делали ему выгодные предложения. Ионафан предпочел Александра Валласа, последний разбил своего противника и стал царем, а Ионафана сделал первосвященником, сирийским князем, военачальником и гражданским правителем Иудеи. Это произошло примерно в 145 году. Во главе Иудеи становится первосвященник, он считался царем и гражданскими, и церковным.

Почти до падения Иерусалима власть такой и оставалась. Христа повели к Анне и Каиафе, Ирод был номинальным владыкой, потому что первосвященник был с этих времен авторитетом и его слово было законом. Когда Александр Валлас был разбит, царем стал Димитрий II Никанор и Ионафан осадил крепость Давидову в Иерусалиме, которая все еще находилась в руках сирийцев. Димитрий II не был достаточно сильным и искуссным военачальником, поэтому он осаду эту снял и присоединил к Иудее некоторые области Самарии и уменьшил подати.

Первосвященник Ионафан стал подерживать Димитрия II и даже давал ему свои войска, когда тому было совсем худо. Спасенный воинами Ионафана, Димитрий II не выполнил того, что обещал, а именно, вывести гарнизон сирийских войск из Иерусалима. Тогда Ионафан присоединился к его соперникам, к Трифону и юному Антиоху VI Епифану, который объявил себя царем. Используя волнения в империи Селевкидов, Ионафан завоевал многие города на приморской равнине и на юге Иудеи и усилил обороноспособность Иерусалима, отделив сирийский гарнизон от Иерусалима высокой стеной, которая оставалась очень долго.

В поиске союзников Ионафан возобновил мирные переговоры с Римом и Спартой. Это уверенное движение полной независимости было приостановлено предательством, захватом Ионафана союзным полководцем Трифоном, который был опекуном юного Александра Антиоха VI Епифана, который хотел стать во главе всего и боялся, что Ионафан будет его противником. Последним из живых остается Симон Маккавей.

Симон - последний брат, признается повсеместно вождем Израиля. Он вступает в борьбу с Трифоном, намереваясь захватить страну врасплох. Хитрый Трифон требует от Симона сто талантов серебра и двух сыновей Ионафана, обещая отпустить последнего. Симон, к сожалению, удовлетворяет эти требования (странная наивность). Однако, Трифон не исполняет своего обещания и не сумев завоевать Иудеи, предал смерти Ионафана и возвратился в свою страну. Он объявил себя царем вместо убитого Антиоха VI. Тогда Симон, используя благоприятные условия, так как была борьба за царский престол, входит в сношения с царем Дмитрием II Никанором. Он получает от него грамоту, в которой освобождает иудеев от дани царем Антиохии.

Симон стал единоличным правителем страны в 150 год эры Селевкидов или 143 год до Р.Х. Этот год стал годом новой эры у иудеев. В официальных документах стали так писать: "1-го года при Симоне, великом первосвященике (он стал первосвященником, когда был Ионафан), вожде и первосвященнике Иудеев." В этот же год Симон завоевал крупный город Газу и наконец-то изгнал из Сионской крепости языческий гарнизон сирийцев. На великом собрании священников народа и князей страны в мае 140 года Симон был избран первосвящеником, военым и гражданским правителем "на век, доколе восстанет Пророк верный" (1 Мак.14,41-42), т.е. до пришествия Мессии. Вольно или невольно они были пророками.

Они пророчествовали сами о себе. Т.е. как только жезл отошел от Иуды, потомки Маккавея перестали быть во главе государства, властителем стал идумеянин и пришел Спаситель. Антиох, которого прозвали Седет 138-129, сын Дмитрия II Никанора, признает полную независимость Иудеи, предоставив им право чеканить монету в своей стране.

Антиох VII, который предоставлял Симону претензии на города Иоппию и ..., но посланные войска были разбиты Иудой Симоновым (его сыновья были воинственны). В 135 году Симон коварно умерщвлен своим зятем Птолемеем, который пытался узурпировать власть и место Симона, как первосвященника, занимает его сын - знаменитый Иоанн Гиркан. Годы его правления 134-104 год до Р.Х.

Общий вывод об этих книгах прежде всего тот, что книги Маккавейские представляют нам несомненную ценность для изучения истории того времени. Это великолепная хронология, говорящая о том, что и как происходило. Важно так же, что автор в этой книге много цитирует официальных документов, которые больше нигде не сохранились. К более десяти документам можно отнестись с полным доверием. Книга изобилует описанием точности событий, местности, всех естественных мест, которые подтверждаются и раскопками и наличием тех городов. Хронология ведется по греческому летоисчислению. Исходная точка - 312 год до Р.Х. Но события, которые связываются с храмом, с иудейской историей датируются по иудео-вавилонскому календарю. Исходная точка - нисан (апрель) 311 год.

Есть многочисленные сведения о других народах, которые больше нигде не встречаются, кроме этой книги. Важно то, что упоминается об Александре Македонском, о делении монархии, т.е. то, что определяется реальностью. В книге почти не упоминаются имена Божии, что однако не умаляет ее религиозного характера и можно объяснить тем, что в духе книжников своего времени, в употребление термина "небо" подразумевалось имя Божие.

По мнению отцов и учителей церкви, 1 книга Маккавейская проникнута духом истинного благочестия. В ней очень много поучительного, того, чтобы нам понять, что нужно для исполнения закона, о том, как нужно защищать свою веру, свою независимость.

2 книга Маккавейская. Она является не продолжением первой, а повествует о частично паралельных событиях, которые происходили в 1 книге Маккавейской. Она так же охватывает более 15-летний период времени и расказывает о событиях макавейского времени, царствовании четырех царей: Селевка IV, Антиоха IV Епифана, Антиоха V Евпатра, Димитрия Сотера, начиная с попытки Елеадора ограбить Иерусалимский храм. Начало

- 176 год и оканчивается победой Иуды Маккавея над Никанором - 160 год. При этом 2 книга как бы дополняет сведения, которые были пропущены в 1 книге Маккавейской. Может быть она и была написана с целью дополнить то, что было пропущено.

Она делится на три части. Первая часть - введение. Вторая часть - с 3 по 7 главу, это описание внутреннего религиозного состояния иудеев и отдаление Антиоха Епифана. 8-15 главы, третья часть - описание подвигов Иуды Маккавея. Вторая часть - религиозно-нравственного состояния народа в период Антиоха Епифана, которая предшествовала восстанию Маккавеев.

Со времен благочестивого священника Онии III, это примерно 170 год до Р.Х. начинаются внутренние беспорядки и охлаждение

иудеев    к    вере   праотцев.   Это   было   обусловлено   и

распространением  эллинического  образования  и  деятельностью

недостойных  первосвященников,  которые фактически захватывали

верховную власть,  покупали ее у антиохийских царей. Так некий

Симон из колена Вениаминова, будучи попечителем храма, добивался, хотя и безуспешно власти в городе и враждовал против священника Онии III. Он возбудил Селевка IV Филопатра, предшественника Антиоха Епифана собрать будто бы несметные сокровища, котрые хранятся в Иерусалимском храме.

Но посланый Селевком Филопатром Илиодор был поражен в церкви чудесным всадником и спасся только благодаря священнику Онии. Это явление Ангела Божия, который поразил его. Кроме священника Онии, восстал брат его Иассон, который в начале царствования Антиоха Епифана, успел добиться первосвященства богатыми дарами царю. Иасон оказался отступником от веры отцов, он стал официально вводить среди иудеев языческое образование и обычаи. До этого вводилось только насильно, а он делал это официально.

Иасон построил в Иерусалиме греческое училище, где стали получать образование юноши знатных иудейских фамилий, а так же устроил цирк, т.е. арену, куда стали ходить иудеи для времяпровождения и зрелищ. Между тем Менелай, брат Симона, который был послан первосвященником к Епифану, купил у царя первосвященство и изгнал Иасона из храма и из Иерусалима. После чего со своим братом Лисимахом обокрал храм и подкупил одного человека убить обличившего его первосвященника Онию III. Здесь - сплошное коварство, вероломство и борьба за обладание сокровищами и т.д.

В то время, как Антиох IV Епифан совершал поход на Египет, согласно описанию, "небесные знамения предвозвещали иудеям великие бедствия". В это время изгнанный первосвященник Иасон внезапно напал на Иерусалим и произвел им сильные кровопролития, потом был вынужден бежать. Антиох Епифан воспользовался волнением в Иудее и на обратном пути из Египта взял Иерусалим.

Три дня он разрешал своему войску грабить город. Было убито более 80 тысяч жителей, а 40 тысяч было уведено в плен. Город был разграблен и разрушен. После этого им насильно стали насаждать греческую культуру. А Иерусалимский храм был в это время обращен в капище Юпитера Олимпийского. Вторая святыня израильтян - гора Гаризим, где раньше стоял Ковчег завета, там был тоже построен храм, его тоже сделали храмом в честь Юпитера-странноприимца. Запрещено было и иудеям, и самарянам исполнять закон иудейский.

Кто царских повелений не исполнял, тех убивали. Так двух женщин, которые обрезали своих детей, свергли со стены, привязав к ним обрезанных младенцев. В другой день, в суботний, за то, что иудеи соблюдали субботу, они были во множестве сожжены. Их обматывали соломой и сжигали. 90-летний книжник Елеазар был замучен до смерти, так как не хотел вкусить идоложертвенное мясо - свинину. Эта книга повествует о смерти семи братьев мученников Маккавейский, которые в присутствии самого Епифана исповедывали истинное богопочитание и где сама мать говорила детям:

"Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий" (2 Мак.7,28)

Этот момент очень важный и нужный. Одна из центральных частей этой книги повествует о подвигах Иуды Маккавея. Первая книга говорит о них только вскользь, а здесь подробно говорится. С 8 главы описываются эти подвиги, что он одержал победу над Никанором, затем над рядом других полководцев. В память победы над Никанором был установлен праздник в 13-й день месяца абара. Праздник Есфири празднуется два дня: второй день в честь победы над Никанором. Два праздника соединяются в один.

Сам автор признает в этой книге в 15 главе в 39 ст., что он мешает вино с водой. Это выражение, по мнению Филарета Дроздова, означает произвольное обращение с книгами Иасона Кириянина, т.е. он брал кусочек отсюда, кусочек оттуда, чтобы хорошо читалось. Может быть это преувеличено. Если критически исследовать труда Димитрия Ростовского, знаменитого житийного автора, то он жития мучеников описывал по-своему. В очень многих житиях он развивает диалоги мученика и мучителя, затем подробно описыает мучения, как будто он был там и видел это.

Это не осуждение св.Димитрия, а дань эпохе, которую он описывал. Это сделано, чтобы сделать описание интересным. Многие благочестивые люди читали и будут читать их. Но нужно знать, что это писал человек, который отстоял на тысячу лет от тех событий, которые описывает. Он не мог был свидетелем, Господь Святым Духом открывал ему это, но тем не менее, все эти подробности - это чисто литературный прием.

Однако, эта книга не умаляет ее исторической ценности. В книге содержатся вполне достоверные исторические сведения. Описания многих событий, мучение братьев Маккавейских, старца Елеазара и т.д. Хронология ведется по эре Селевкидов - октябрь 312 года. С точки зрения нравственности - книга нравоучительная. В ней говорится о сотворении мира из ничего, о воскресении мертвых и о вере иудеев. Это 7, 14 глава, где говорится о загробном воздаянии. На этой книге основана молитва за умерших, за воинов.

Если мы не верим в будущую жизнь, то души умерших не могут молиться за живых. Так же в ней представлены примеры различных молитвословий умерших за живых и живых за умерших и выявляется значение мученических подвигов. Там содержатся примеры непоколебимой веры и надежда на Бога, так же наказания беззаконников таких, как Антиох Епифан, Менелай, Никанор.

3 книга Маккавейская. Содержание не имеет отношения ни к деяниям, ни к эпохе Маккавеев. Главная тема повествования - гонения на иудеев в Египте при Птолемее IV Филопатре (221-204 год до Р.Х.) В семи главах сначала описывается повод гонения, а затем само гонение и его благополучный исход. Вы знаете, что египетский царь Птолемей IV Филопатр после своей победы над сирийским царем Антиохом III в 217 году возвращается в Египет и по пути посещает разные города, где в местных капищах приносит благодарственные жертвы богам.

В Иерусалиме он упорно хочет войти в Святая святых. Хотя священник его предупреждает, протестует и народ против этого восстает. Тогда первосвященник Симон II обратился с пламенной молитвой к Господу о том, чтобы Сам Господь не попустил язычнику осквернить это святое место. И вот внезапно, когда Птолемей пытался это совершить, он затрясся, лишился всех сил и упал без чувств. Когда он после этого пришел в себя, то заподозрил, что здесь замешаны иудеи и, затаив злобу и ненависть на них, не повторив своей попытки, удадился в Египет.

Там в Египте, особенно в Александрии иудеи пользовались при трех Птоломеях большими льготными правами. Египет с давних пор был для иудеев их второй родиной. Не случайно и Христос бежал в Египет. Иудеи рассеяния имели большие поселения и пользовались там большими льготами. Однако, Птолемей IV решил лишить их не только льгот и преимуществ, но велел зачислить, как сказано, в рабское состояние. Во дворце вышел приказ о запрещении входить туда тем, кто не приносит жертвы богам.

Иудеям, которые были записаны в рабское состояние, выжигали на теле знак Диониса - плющевый лист. Так же было приказано непокорных убивать, тех же, кто принимал языческую веру, тех оствляли на свободе и возвращали определеные льготы. Им давалось право сирийского гражданина. Кто-то из иудеев изменял обычаям своей страны, но большинство остались верными закону Моисея. Всех в рабство не записали, они откупались деньгами. Они бежали из этого места туда, где их не преследовали. От клейма они спасались при помощи своих друзей, которые занимали высокое положение при дворе.

Они избегали рабства тем, что занимались торговлей и это позволяло быть им то там, то здесь в силу своих торговых сделок. Птолемей, узнав, что его указ не полностью исполняется, приходит в ярость и издает более грозный указ, который повелевает всем местным начальникам всех иудеев заковать в кандалы и доставить в Александрию, где их ожидает лютая казнь на ипподроме. Но это намерение Птолемея осталось без исполнения.

Ипподром был местом, где совершалась и казнь. Древний ипподром в Стамбуле, который идет от Св. Софии до Александрийской колонны, там в основном устраивались военные ристалища и игрища. Казнь была назначена необычная. Нужно было, чтобы их растоптали слоны. Однако, в день казни царь необычно долго спал и казнь был отложена до другого дня. На другой день он помешался в рассудке и когда встал утром, то не помнил, о чем он говорил вчера. Он даже разгневался на Ермона, который позволил себе напомнить об этом. Потом он стал гневаться на Ермона, что тот не исполнил его приказаний и на другое утро назначил день для казни, угрожая после этого всю Иудею сжечь и разрушить храм.

Наутро Птолемей со всей своей несчисленной свитой и все население Александрии было на ипподроме, где собрали иудеев, которые рыдали, посыпали голову пеплом и готовились к самой страшной участи. Только иерей Елеазар возносил пламеную молитву к Богу. Слонов, прежде чем выпустить, напоили вином, чтобы возбужденные слоны исполнили то, что было нужно. Однако, в тот момент, когда опьяненные и обезумевшие слоны были выпущены и пошли на иудеев, перед слонами явились два Ангела Божия. Они настолько устрашили этих животных, что они не смотря на свое опьянение не могли ничего иного сделать, как поворотиться назад и устремиться на тех, кто был сзади, т.е. на войско Птолемея и на наблюдающих казнь.

Птолемей узрел в этом действии руку небесного Вседержителя и вразумился. Он приказал отпустить иудеев и устроил для них громадное пиршество. Это событие послужило к тому, что иудеи прославили своего спасителя перед Богом и торжественно праздновали свое избавление три дня. На эти три дня в месяц епиаф, или по-иудейски аф (наш июль месяц), стали устраиваться трехдневные празднества в честь освобождения евреев. Отпуская иудеев по домам, Птолемей разослал начальникам областей новый указ, который повелевал уважать почитателей Иеговы и избегать оскорбления Бога Израилева.

Со своей стороны иудеи попросили у Птолемея разрешения наказать отступников от веры, которые преступили "ради чрева постановления Божественые, и никогда не будут иметь доброго расположения у царя". Содержание 3 книги Маккавеев говорит о том, что она была написана на греческом языке и является произведением эллиниста, т.е. грека, который жил в Египте. Время происхождения точно не известно, но несомненно, что написана раньше разрушения Иерусалимского Храма. Она датируется первым-вторым десятилетием по Рождестве Христова.

Последняя книга,которой заканчиваются исторические  книги

- это книга Ездры, (Лютер хотел, чтобы она исчезла). Эта книга неканоническая. 3 книга Ездры отсутствует в латинской Библии и Вульгата начинается 4-й книгой Ездры. Ее называют также Апокалипсисом Ездры. Древние книги сохраняются в древне-латинском тексте, с которых были сделаны славянские и русские переводы, т.е. не с греческого, ни с еврейского, а с древне-латинского.

Она представляет собой расширенное описание еврейского Апокалипсиса, который содержится в главах с 3 по 14 с христианскими добавлениями, глав 1 и 2 и эпилогом - 15 и 16 главой, которые во многих восточных изданиях отсутствуют.

Краткое содержание 3 книги Ездры. 1 и 2 главы содержат две обличительные речи, в которых иудеи обвиняются в неблагодарности Богу и в упорстве во грехах за то, что Бог рассеял их среди язычников, но не навечно, ибо спасение возможно для них. Те, которые обращаются к Спасителю, призывающего всех в Царствие Божие, получают ... от Самого Сына Божия. Это говорит уже о том, что писал христианин. (3 Езд.7,33-48)

Главы 3 и 16 оригинальный текст, в котором описаны видения самого Ездры. Первое видение. Ездра просит у Господа объяснения бедствий Сиона, грех которого не больше греха его угнетателя Вавилона. И через Ангела Божия получает ответ, что пути Божии неисповедимы для духа человека. А человек сей, исполненный неправдами и немощью, не может понять того, что обещано праведным в будущие времена.

Второе видение Ездры - 5 и 6 глава. Начинается с подробного описания вопроса: "Почему Бог предал другим народам Иерусалим и избранный народ?" Ответ тот же самый: Это непостижимо для понимания человека. Далее идет речь о том, что всякое творение имеет свое окончание и всему приходит конец.

Третье видение книги Ездры. Ездра задает вопрос: "Почему Израиль не обладает землей обетованной?" И получает ответ, что он наследует ее в будущем веке. Далее Ездра познает печальную истину, что в будущем веке спасутся только немногие люди, т.к. большинство из них, хотя и создания Божии, но являются грешниками, а грешники сами отвечают за себя и свои поступки. Ездра должен быть доволен тем, что он принадлежит к блаженным.

Четвертое видение, это глава 9 и 10. Это образ скорбящей жены и затем из ... града Ездра созерцает бедственное положение Иерусалима, его будущее восстановление. Пятое видение. Он видит поднимающееся с моря двенадцатикрылый трехглавый орел, который погибает перед выбегающим из леса львом. Орел - это символ мирового царства языческого. Лев - символ Месии, который разрушает языческое царство.

Шестое видение. Ездра созерцает человека, который выходит со стороны моря, который огненным дыханием своих уст побеждает устремившегося на него множества и переживает в себе множество другое, мирное. Это символ Мессии, который избавит мир и победит все языческие силы. Он призывает себе множество мирное, т.е. раз мирное множество, то Он ни чему не враг.

Седьмое видение и последнее. Возвещается о близкой смерти Ездры. В связи с этим он получает установление восстановить при падении этого города Священное Писание, необходимое для наставления людей. Исполненный духа премудрости, Ездра при помощи пяти писцов востанавливает 94 книги, из которых 24 канонические и предназначены для обнародования, а прочие 70 - апокалиптические, которые должы храниться в тайне и быть доступными только мудрым. 24 книги до нас дошли, а многие были утеряны, сожжены. Дошли такая, как эта. Может быть некоторые ожидают своего часа в раскопках типа Кумранских и других.

В эпилоге этой книги Ездре говорится о будущих страданиях грешников и содержится призыв к мужеству в предстоящих бедствиях. Основная часть книги представляет собой иудейский Апокалипсис, которая написана раньше пролога и эпилога. В ней неоднократно говорится об опустошении, разрушении и сожжении Иерусалима. Эта книга могла быть написана уже после разрушения Навуходоносора в 587-586 году. Эта книга явно перекликается с Апокалипсисом Иоанна Богослова. Здесь много похожих терминов, выражений. Может быть Иоанн Богослов, читая эту книгу и составлял свой Апокалипсис.

Анализ текста показывает, что еврейский отдел книги отражает ветхозаветный иудейские понятия и верования, а о Мессии пишет, как о земном владыке Иудеи. Ему совершенно чужд образ Мессии, как страждущего Христа и смерть Мессии отождествляет кончину мира. Окончание и вступление говорит о том, что возможно окончательную обработку этой книги сделал иудей, который стал христианином. Он дополнил эту книгу вступлением и заключением.

Явление Мессии - факт совершившийся и поэтому блага Мессии не земные, а вечно духовные (2 гл.). Так же там явно христианское влияние, говорится о том, что Господь попечитель евреев и о их отвержении говорится в евангельских выражениях. Можно сравнить с Мф.23. Окончательный вид книга получила в христианское время и внесена в канон гораздо позже в конце 1, начале 2 века по Р.Х.

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Предыдущая лекция || Вернуться на главную || Следующая лекция