Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки


  Цикл лекций по Ветхому Завету протоиерея Николая Соколова

Л Е К Ц И Я  26

 

Книга Есфирь. В названии книги задействовано имя главного действующего лица этой книги Есфири, знаменитой иудеянки из колена Вениаминова, которая возвысилась из бедной среды до звания царицы Персидской. И в еврейской и в греческой Библиях название книги одинаковое.

В повествовании говорится о времени наиболее вероятном: 480-475 годы до Р.Х. Царь, который сделал Есфирь своей женой, вероятно, Ксеркс, потому что все повествование персидское восходит именно к нему. Те имена, которые упоминаются там - реальные персидские, а имя Артаксеркс - это сделан неправильный перевод. Писатель книги, по мнению большинства толковников - это Мардохей, воспитатель Есфири. Основание такого мнения служит указание в книге в 9 главе 22-32 стих:

"Написала также царица Есфирь, дочь Абихаила, и Мардохей Иудеянин, со всею настойчивостью, чтобы исполняли это новое письмо о Пуриме".

Пурим - это новый праздник. Они написали окружное письмо всем иудеям с объяснением и поводом учреждения этого праздника. Это событие и есть содержание книги Есфирь. Цель написания книги Есфирь - показать потомкам промысел Божий о церкви и о народе Своем, а на примерах Есфири и Мардохея показать, что вера и надежда на Бога может спасать от неминуемых опасностей.

Книгу можно разделить на три части. Первая часть - главы 1 и 2. В отдельных эпизодах и картинах излагаются обстоятельства возвышения бедной сироты иудеянки Есфири до звания царицы персидской. Вторая часть - это повествование о планах злого временщика Амана, о том, как он мечтал погубить иудеев и противодейственном плане Есфире о спасении единоплеменников. Аман очень был возмущен поведением Мардохея, который ему не кланялся и желая ему отомстить, уговорил царя Персидского произвести избиение всех иудеев, живущих в то время там. Третья часть - это падение Амана и всех врагов Иудеи.

Представим себе картину знаменитого художника Рубенса, Веласкеса или Рембрандта. Перед вами пир, который устраивает вельможа или царь восточный и за столом сидят три действующих лица. В центре сам царь Артаксеркс, рядом его супруга Есфирь и Аман. О чем они говорят и что выражает та или иная картина этого действия?

Есфирь из бедной семьи становится одной из любимейших жен царя и ее дядя воспитатель Мардохей благочестивый иудей отказывается кланяться временщику Аману, которому надо отдавать как бы божеские почести. Аман видя пренебрежение к своей персоне, возгорается лютой ненавистью на Мардохея и на его окружение, на всех его единоплеменников и решается всех уничтожить, о чем коварно дает такое сведение царю, добиваясь письма особого, чтобы повсеместно произошло уничтожение иудеев.

Однако, промыслом Божиим, по молитве Мардохея царь вспоминает о том, что некогда Мардохей оказал ему услугу в том, что раскрыл заговор и об этом ему читают ночью во время бессонница в летописях. Узнав о том, что этот человек реально существует, и что его в то время еще ничем не наградили, он зовет Амана и спрашивает о том, что бы тот сделал для человека, которого желал бы наградить?

Аман, думая, что речь идет о нем самом говорит, что он посадил бы его на самого дорогого коня, одел в самые лучшие одежды и первый вельможа водил бы под узцы его коня и прославлял его по всему городу. Артаксеркс и предложил сделать Аману то же самое для Мардохея. Так Господь часто смиряет. Аман в бессильной ярости берет Мардохея, своего лютого врага, которому желает смерти и которому потом воздвигает виселицу во дворе, чтобы его повесить, и водит его перед всем народом, оказывая ему великие почести.

Узнав о замысле Амана, бесстрашная Есфирь идет на смелый поступок - является на глаза царя и владыки. Это грозило ей смертью. Женщина на Востоке, если она появлялась на территории царской половины без зова, могла быть умерщвлена. Однако, Есфирь готовится к этой встрече и имеет благоволение в очах своего господина и мужа и приглашает его на пир на свою половину. Вместе с ним приглашен и Аман. На этом пиру она и раскрывает коварные замыслы Амана. Этот момент пира у Есфири, где присутствует сам владыка Артаксеркс (там сказано - Асур), Аман и Есфирь изображен у Рембрандта и у ряда других художников.

Заканчивается это тем, что та виселица, на которой должен быть повешен Мардохей, повешен сам Аман, а все иудеи были спасены, так как вовремя послали письма туда, где должны были произойти истребления. И в знак этого спасения по молитвам Есфири, был установлен праздник Пурим, который празднуется доныне во всем Израиле. В этот праздник читается книга Есфири.

Особенность этой книги в том, что она никогда не читается за богослужением в христианской церкви, а только в иудейской в праздник Пурим.

Краткое содержание и обозрение книг, которые мы называем неканоническими. К ним относятся 2 и 3 книги Ездры, книга Товита, книга Иудифь и три книги Маккавейские. Краткое содержание этих книг говорит нам о том, что происходило во времена священника Ездры. Писатель книги без сомнения конечно не Ездра, а более поздний иудей, по всей вероятности эллинист, так как книга написана на греческом языке, на еврейском ее нет. Он хотел дополнить повествование первой книги Ездры теми событиями, теми апокрифами, теми сведениями, которые он имел сам и восполнил по его мнению этот недостаток о некоторых делах Зоровавеля с некоторыми известиями, которые сохранилось в народе.

Название этой книги Ездры говорит о том, что именно эпоха Ездры освещается в этой книге. В 1 главе говорится о плене иудеев и о разрушении Иерусалимского храма халдеями, во 2-7-й содержится история возвращения, воссоздание храма при Кире и Дарии, а 8-9 главы говорят о внутреннем благоустройстве и о тех проблемах, которые встали перед возвратившимися иудеями. В книге много неточностей, много расхождений с определенными историческими и археологическими данными и поэтому она считается неканонической.

Книга Товита. Написания греческое и латинское показывают о том, что главным действующим лицом служит история Товита и его сына Товии. Первоначальный текст книги неизвестен, но по мнению бл. Иеронима, этот текст халдейский. Несомненно, что Товит и Товия не были писателями книги, но имели записи, которые и вошли в настоящую книгу. В доказательство можно привести следующее соображение. От 1 до 4 главы книги Товита, Товит говорит о себе в первом лице, в 13 главе излагается словами Товита его молитва, в 12 главе говорится, что Товиту и Товии архангел Рафаил велел записать случившееся с ними, что, конечно, и было исполнено.

Примечание в конце книги о смерти и летах Товии было внесено в книгу уже гораздо позже этого. Временем происхождения можно считать примерно 6-е столетие до Р.Х., потому что разрушение Ниневии случилось в 610 году, а до этого события Товия не дожил, значит это было раньше.

Краткое содержание этой книги говорит нам о том, что в первых четырех главах речь идет о Товите, его благочестивой, благоденственной жизни в стране пленения Ассирийского и о постигших его бедствиях в этой стране. Значит, это израильтяне, которые были уведены в Ассирию после разрушения и уничтожения царства Израильского в 622 году до Р.Х. В остальных десяти главах речь идет о сыне Товита Товии. Рассказывается о его далеком и трудном путешествии в Раги Мидийские за получением отцовского долга и таинственном спутнике, которым явился Ангел Рафаил, о женитьбе Товии в Ектабанах и получении долга и благополучном возвращении домой.

Для нас важно то, что эта книга особая, подчеркивает благочестивое отношение израильтян к супружеской жизни, чистые супружеские отношения между мужем и женой, освященные молитвой и присутствием Господа в лице Ангела-хранителя, который хранил Товию на пути. Этот момент внесен в наши Требники и когда мы молимся о путешествии, то вспоминаем этот случай из книги Товит.

"Якоже Товии иногда, посли Ангела Твоего, сохраняющего от всякого зла и обстояния, видимых и невидимых врагов...", то, что мы читаем в нашем православном чинопоследовании в путь идущим.

Следующая книга - книга Иудифь. Она содержит повествование о знаменитой иудеянке Иудифи. Текст книги первоначальный халдейский, а дошел до нас по-гречески. Время события указать очень трудно, по всей вероятности это время во время пленения колена Манасиина ассирийцами, т.е. около 680 года до Р.Х. Так как в это время показывается, что ассирийская монархия находится в самом цветущем состоянии. Так же говорится о недавно бывшем иудейском пленении. Разуметь пленение вавилонское еще в то время нельзя, потому что тогда ассирийской монархии уже не существовало, а пленения иудеев не было. Писатель книги неизвестен и неизвестность писателя является причиной ее неканонического достоинства. Некоторые считают писателем современника Иудифи первосвященника Елеакима, который написал историю Иудифи.

Цель написания этой книги показать потомкам промысел Божий на народе еврейском. Краткое содержание этой книги, что в первых трех главах повествуется о страшнейшем завоевании Олаферна, военачальника ассирийского. 4-7 главы говорят нам об осаде Ветилуи - нагорной крепости еврейской в колене Иссахаровом, которому грозило полное уничтожение. А в остальных главах повествуется о подвиге благочестивой вдовы Иудифи, которая отважилась для спасения осажденного города с верой в помощь Божию проникнуть в стан неприятельский, расположить к себе Олоферна и затем напоив его вином, отрубить ему голову. Известна картина: "Иудифь с головой Олоферна", автор Ботичелли. Иудифь с головой Олоферна, тем самым устрашая всех врагов израильского народа. Книга неканоническая, на богослужениях не употребляется.

Еще неканонические три книги Маккавейские. Название книг произошло от того, что повествуют о знаменитых братьях Маккавеях в тяжелый период владычества сирийского над Иудеей. Когда мы начинаем эти книги 1, 2 и 3-я, то должны помнить период времени, который охватывают эти книги. Книги Маккавейские начинаются с периода эллинизации времени Александра Македонского.

"После того, как Александр, сын Филиппа, Македонянин, который вышел из земли Кеттим, поразил Дария, царя Персидского и Мидийского, и воцарился вместо него прежде над Елладою, - он произвел много войн и овладел многими укрепленными местами, и убивал царей земли." (1 Мак.1,1-2)

Сейчас знаменитая гробница Александра Македонского находится в археологическом музее в Стамбуле. Она туда перевезена и восстановлена - очень величественный саркофаг из гранита и белого камня и мрамора, который украшен различными барельефами, которые повествуют о завоеваниях Александра Македонского, о его походах, его славных делах.

После завоевания Александром Македонским почти всей видимой вселенной, он разделил свою империю. Он удивительно рано скончался. Кто-то говорит, что он был отравлен, кто-то, что убит, кто-то говорит, что он погиб от своей нечестивой жизни. Но он скончался и его империя была разделена на три части: греческую, сирийскую и египетскую, где все его военачальники получили управление.

Книги Маккавейские повествуют о том периоде сирийского владычества над Иудеей. Были писатель или писатели книг - точно не известно. Писателем первой книги можно считать Иоанна Гиркана, сына Семена Маккавея или одного из его единоплеменников. Время происхождения этих книг - примерно сто лет до Р.Х. Первоначальный язык первой книги - сиро-халдейский. Писатель второй книги в точности тоже неизвестен. Первой книги он не видал, хотя события излагаемые почти одновременные, т.е. 1 и 2 книги параллельные, они пересекаются и одна дополняет другую.

Первоначальный язык второй книги это греческий. Жил этот писатель, скорее всего иудей-эллинист, в начале или середине первого столетия до Р.Х., т.к. рассказывает о событиях довольно отдаленных.

Третья книга древние латинские издания Библии приписывают первосвященнику Симеону II, который жил в период времени 233-177 годы до Р.Х. Но это предположение основывается только на современных Симеоном описываемых событий. Точно автор неизвестен.

Цель написания этих книг Маккавейских - продолжить историю дивного промысла Божия о народе еврейском после персидского владения и показать образцы веры и преданности законам отечественным избранным израильтянам.

Краткое описание 1 книги. Она повествует сначала о завоеваниях Александра Македонского, о том, что он царствовал 12 лет и умер и слуги его были владыками каждый в своем месте. И по смерти его возложили на себя венцы, и после смерти их сыновья их и после множества лет, сказано, умножили зло на земле.

"И вышел от них корень греха - Антиох Епифан, сын царя Антиоха, который был заложником в Риме, и воцарился в сто тридцать седьмом году царства Еллинского." (1 Мак.1,10)

Антиох Епифан вступает в Иерусалим и оскверняет его. После этого книга говорит нам о восстании священника Маттафии и о подвигах его сыновей, которые они предприняли, чтобы освободиться от этого нечестивого влияния.

"В те дни восстал Маттафия, сын Иоана, сына Симеонова, священник из сынов Иоарива из Иерусалима; жил он в Модиме. У него было пять сыновей: Иоанн, прозываемый Гаддис, Симон, называемый Фасси, Иуда, прозываемый Маккавей, Елеазар, прозываемый Аваран, Ионафан, прозываемый Апфус. ("Маккавей" - переводится "молот".) Видя богохульства, происходившие в Иудее и Иерусалиме, он сказал: горе мне! для чего родился я видеть разорение народа моего и разорение святого города и оставаться здесь, когда он предан в руки врагов и святилище в руки чужих?

Храм его сделался, как муж бесславный, драгоценные сосуды его унесены в плен, младенцы его избиты на улицах, юноши его пали от меча врага... И разодрал Маттафия и сыновья его одежды свои и облеклись во вретища, и горько плакали." (1 Мак.2, 1-14)

Та война, которую они возглавляли, является священной освободительной войной, которая была довольно продолжительной и об этом повествуется также во 2 книге времен Иуды Маккавея. 2 книга повествует о временах Иуды Маккавея. Здесь говорится о подвигах самого Иуды, о его поражениях, о тех особых моментах, которые были в его время.

Третья книга повествует о гонениях иудеев в Египте от царя Птолемея IV Филопатра, которые случились за 50 лет до Иуды Маккавея. Если говорить о хронологии, то эта книга должна быть первой, а она стоит третьей.

Эти книги повествуют нам об особых заслугах братьев Маккавеев, о той вере, которую они проявили, о тех подвигах, которые проявили простые иудеи и даже свои жизни положили за истинное богопочитание. В частности, это мученичество Елеазара.

"Был некто Елеазар, из первых книжников, муж уже достигший старости, но весьма красивой наружности: его принуждали, раскрывая ему рот, есть свиное мясо. Предпочитая славную смерть опозоренной жизни, он добровольно пошел на мучения и плевал, как надлежало решившимся устоять против того, чего из любви к жизни не дозволено вкушать. Тогда приставленные к беззаконному жертвоприношению... убеждали его принести им самим приготовленные мяса, которые мог бы он употреблять, и притвориться, будто ест назначенные от царя жертвенные мяса, дабы через это избавиться от смерти." (2 Мак.6,18-22)

Однако, он отвергал все их притязания и пошел на мучения добровольно.

"Готовясь уже умереть под ударами, он восстенав произнес: Господу, имеющему совершенное ведение, известно, что я, имея возможность избавиться от смерти, принимаю бичуемым телом жестокие страдания, а душею охотно терплю по страху перед Ним. И так скончался он, оставив в смерти своей не только юношам, но и весьма многим из народа образец мужества и памятник добродетели." (2 Мак.6,30-31)

Елеазар - один из первых ветхозаветных мучеников за иудейскую веру.

Во второй книге Маккавейской в 7 главе говорится о мученичестве семи братьев Маккавейских.

"Случилось также, что были схвачены семь братьев с матерью и принуждаемы царем есть недозволенное свиное мясо, быв терзаемы бичами и жилами." (2 Мак.7,1)

Постепенно всех их поочереди пытали страшнейшими пытками: отрезали языки, сдирали кожу, отсекали члены тела на виду братьев и матери. И мать увещала их, говоря:" Господь Бог видит и по истине умилосердится над нами, как Моисей возвестил в своей песни перед лицем народа: "и над рабами Своими умилосердится". Будучи близок к смерти один из них так говорил: "Умирающему от людей вожделенно возлагать надежду на Бога, что Он опять оживит; для тебя же не будет воскресения в жизнь". (2 Мак.7,14)

Это еще раз подчеркивает то, что Израиль верил в загробную жизнь, во всеобщее воскресение и воздаяние по воскресении. И вот мать обращается к последнему:

"Наклонившись же к нему и посмеиваясь жестокому мучителю, она так говорила на отечественном языке: сын! сжалься надо мною, которая девять месяцев носила тебя во чреве, три года питала тебя молоком, вскормила и вырастила и воспитала тебя. Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю, и видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий. Не страшись этого убийцы, но будь достойным братьев твоих и прими смерть, чтобы я по милости Божией опять приобрела тебя с братьями твоими. Когда она еще продолжала говорить, юноша сказал: чего вы ожидаете? Я не слушаю повелений царя, а повинуюсь повелению закона...

Я же и братья мои, предаю душу и тело за отеческие законы, призывая Бога, чтобы Он скоро умилосердился над народом, и чтобы ты с муками и карами исповедал, что Он един есть Бог, и чтобы на мне и на братьях моих окончился гнев Всемогущего, праведно постигший весь род наш. Тогда разгневанный царь поступил с ним еще жесточе, нежели с прочими, негодуя на посмеяние. Так и этот окончил жизнь чистым, всецело положившись на Господа. После сыновей скончалась и мать." (2 Мак. 7, 27.37)

Мать, видела все пытки, которые потерпели ее сыновья, сердце ее не выдержало и она скончалась.

Затем говорится о священной войне под предводительством Иуды Маккавея, первом ее успехе, об окончании Антиоха Епифана, блезни, которую послал ему Господь и которой он был поражен и в конце говорится о битве Иуды Маккавея, о поражении идумеев и затем об убийстве самого Иуды Маккавея.

Третья книга Маккавейская относится к более раннему периоду и говорит нам о времени Птолемея IV Филопатра, о событиях, которые происходили в древнем Египте. Он решил уничтожить иудеев, напоив своих слонов. Говорится, как Господь отнимал у него память через глубокий сон и он забывал о том, что он хотел сделать. Там говорится о всеобщем молении иудеев и о том, что они молились от всего сердца и Господь услышал их молитву и избавил их от страшной смерти.

Явились два ангела и те слоны, которые должны были растоптать иудеев обернулись на их противников и полностью истребили тех жестоких гонителей, которые должны были уничтожить иудеев.

Заканчивается книга тем, что эти события будут освещены во все времена и "благословен Спаситель Израиля на вечные времена". Таким образом заканчиваются неканонические исторические книги, которые мы должны были в этом году изучить.

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Предыдущая лекция || Вернуться на главную || Следующая лекция