Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки


  Цикл лекций по Ветхому Завету протоиерея Николая Соколова

Л Е К Ц И Я  20


 

Сегодня у нас одна из самых красивых и добрых книг Ветхого Завета - книга Руфи.

Эта книга в еврейской Библии принадлежит к Пятикнижию под названием "Магеллот", куда входят Песнь Песней, Руфи, Плач Иеремии, Экклезиаст и Есфирь. Книга Руфи читается на праздник жатвы. История, которая в ней описывается, происходила во времена судей Израиля, когда в стране царил голод. Она начинается так: "В те дни, когда управляли судьи, случился голод на земле. И пошел один человек из Вифлеема Иудейского со своею женою и двумя сыновьями своими жить на полях Моавитских".

Если мы откроем книгу Судей (6:3-5), то прочтем: "Когда посеет Израиль, придут Мадианитяне... и стоят у них шатрами... Ибо они приходили со скотом своим и с шатрами своими". То есть народы эти постоянно общались друг с другом, хотя у них были разные религии и духовные ценности. Однако голод вынуждал их идти в землю Моавитскую.

"Имя человека того Елимелех, имя жены его Ноеминь, а имена двух сынов его Махлон и Хилеон; они были Ефрафяне (потомки Ефрема; помните Ефрема и Манассию, которые жили в этом месте?) из Вифлеема Иудейского. И пришли они на поля Моавитские и остались там. И умер Елимелех, муж Ноемини, и осталась она с двумя сыновьями своими. Они взяли себе жен из Моавитянок, имя одной Орфа, а имя другой Руфь, и жили там около десяти лет. Но потом и оба (сына ее)... умерли, и осталась та женщина после обоих своих сыновей и после мужа своего".

Это время - время беспорядка, распада; именно на темном фоне общего духовного упадка выделяются светлые образы Руфи, ее родственницы Ноеминь и те особые отношения, которые возникли между ними. Это доказывает нам, что в Израиле сохранялась незримая ниточка духовной благодати и были люди, которые старались исполнить все предписания закона Моисеева, живя по совести.

Составитель книги неизвестен. Время действия - это время судей (1:1), но написана она скорее всего уже во времена царей, т.к. мы находим имя Давида. Значит, только тот, кто знал имя Давида, мог эту книгу написать (4:22).

Как Талмуд, так и многие толкователи считают составителем книги пророка Самуила. Этот рассказ - не легенда. Кому пришла бы в голову мысль сочинить эпизод из жизни Израиля, в котором нет восславления ни вельможи, ни царского дома, ни геройских поступков. Здесь описывается самая обычная простая жизнь иудейских крестьян, которые попали в тяжелое положение и с которыми происходят различные события, подобные тем, что могли происходить во многих семьях.

Можно предположить, что составителем этой книги был тот, кто склонен выбрать то, что миру кажется неразумным и слабым. Он как бы сказал миру: вот где истина - в простых, любящих, добрых сердцах.

Достоверность этой книги подтверждается ап. Матфеем, который упоминает Руфь, Вооза, Давида и Иессея (1:5). Эта книга по своей значимости - одна из самых важных с точки зрения на промыслительное действие Божие, проявления милосердия Божия по отношению не только к Израилю, но ко всем окружающим народам. Господь всех призывает к Себе, без исключения. Именно Он - Господь вдов и сирот. Историей двух бедных одиноких женщин начинается история дома Давидова, из которого впоследствии произойдет Мессия, Спаситель Израиля. Кроме того, Господь свидетельствует нам, что Он не связан кровью с определенной расой, что Его милосердие и всемогущество простираются на всех людей. Родословие Спасителя включает в себя и моавитян, что исключает узко племенной, если можно так выразиться, взгляд на Него. И это не случайно.

Книга состоит из трех разделов. Первый - это избрание веры, второй - пребывание в вере, третий - награждение веры. Все три раздела пронизаны мыслью о чистой доброй вере, а общее слово для всей книги - закон ужичества, или выкуп.

Ноеминь после смерти мужа решает вернуться в Вифлеем и дает возможность своим невесткам выбрать: либо идти с нею, либо вернуться к своим близким.

"Вот, невестка твоя возвратилась к народу своему и к богам своим, - говорит Ноеминь Руфи, - возвратись и ты вслед за невесткою твоею". Но Руфь говорит: "Не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду; и где ты будешь жить, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог - моим Богом; и где ты умрешь, там я умру и погребена буду".

Руфь о Ноеминь возвращаются в Вифлеем. "И шли обе они, доколе не пришли в Вифлеем. Когда пришли они в Вифлеем, весь город пришел в движение от них, и говорили: это Ноеминь (прошло десять лет с тех пор, как Ноеминь ушла из Вифлеема). Она сказала им: не называйте меня Ноеминью ("приятная"), а называйте меня Марою ("горькая"), потому что Вседержитель послал мне великую горесть; я вышла отсюда с достатком, а возвратил меня Господь с пустыми руками; зачем называть меня Ноеминью, когда Господь заставил меня страдать, и Вседержитель послал мне несчастье?" Вспомним: это переплетается с книгой Иова (Иов 9:18). "И возвратилась Ноеминь, и с нею сноха ее Руфь Моавитянка, пришедшая с полей Моавитских, и пришли они в Вифлеем в начале жатвы ячменя".

У Ноемини был весьма знатный родственник по мужу - Вооз. Он пришел из Вифлеема и обратил внимание на Руфь - вероятно, в ней было то, чего не было в окружающих его соплеменниках. Он хвалит верность Руфи за то, что она не оставила Ноеминь: "Да воздаст Господь за это дело твое, и да будет тебе полная награда от Господа Бога Израилева, к Которому ты пришла, чтобы успокоиться под Его крылами!" Вооз имеет в виду, что Руфь пришла, движимая своим чистым добрым сердцем, что у нее нет каких-то корыстных интересов.

"Она сказала: да буду я в милости пред очами твоими, господин мой! Ты утешил меня и говорил по сердцу рабы твоей, между тем как я не стою ни одной из рабынь твоих" - такое мудрое слово говорит Руфь. "И сказал ей Вооз: время обеда; приди сюда и ешь хлеб и обмакивай кусок твой в уксус. И села она возле жнецов. Он подал ей хлеба; она ела, наелась, и еще осталось". ("Уксус" здесь означает нечто вроде соуса или супа.)

Это напоминает нам: "Опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня" (Мф.26:23).

Вооз дает своим слугам указание не возбранять Руфи собирать колоски. Руфь доверяется Ноемини, и та учит ее, как ей вести себя в отношении Вооза и его окружения. Ноеминь советует Руфи придти ночью к Воозу и лечь около его ног. Руфь так и делает.

"В полночь он содрогнулся, приподнялся, и вот, у ног его лежит женщина. И сказал (ей Вооз): кто ты? Она сказала: я Руфь, раба твоя, простри крыло твою на рабу твою, ибо ты родственник (иначе говоря, будь моим мужем)". Однако Вооз проявляет величие духа и сдержанность чувств, хотя Руфь, вероятно, ему нравится во всех отношениях. Внутренне он согласен с тем, что она предлагает ему себя, но в сердце его есть закон и пророки, поэтому он говорит: "Благословенна ты от Господа (Бога), дочь моя! это последнее твое доброе дело сделала ты еще лучше прежнего, что ты не пошла искать молодых людей, ни бедных ни богатых; итак, дочь моя, не бойся, я сделаю тебе все, что ты сказала; ибо у всех ворот народа моего знают, что ты женщина добродетельная; хотя и правда, что я родственник, но есть еще родственник ближе меня".

Великая тайна заключается в том, что если человек сам себя считает недостойным какого-то места, то Господь и ставит его именно на это место. Вспомним Моисея, который говорил: Господи, за что ты избираешь меня, ведь я косноязычен. Так и здесь: есть другие претенденты на Руфь, может быть, они сочтут возможным на ней жениться. "Переночуй эту ночь; завтра же, если он примет тебя, то хорошо, пусть примет".

Утром Вооз поднимает Руфь очень рано, чтобы никто не подумал, что между ними что-то было, дает ей зерна и отпускает к Ноемини. Затем он разыскивает своего родственника и предлагает ему поступить по закону Моисееву - восстановить семя умершему. Однако тот сказал: "Не могу я взять ее себе, чтобы не расстроить своего удела. Прими ее ты, ибо я не могу принять". То есть у него какие-то свои планы, из-за которых он не мог взять Руфь в жены.

И был такой обычай в Израиле: при подтверждении дела "один снимал сапог свой и давал другому, (который принимал право родственника), и это было свидетельством у Израиля. И сказал тот родственник Воозу: купи себе. И сказал Вооз старейшинам и всему народу: вы теперь свидетели тому, что и покупаю у Ноемини все Елимелехово и все Хилеоново и Махлоново; также и Руфь Моавитянку, жену Махлонову, беру себе в жену, чтобы оставить имя умершему в уделе его, и чтобы не исчезло имя умершего между братьями его и у ворот местопребывания его: вы сегодня свидетели тому".

Мы видим здесь древнейший чин обручения и брака. "И взял Вооз Руфь, и она сделалась его женою. И вошел он к ней, и Господь дал ей беременность, и она родила сына". Благодать Божия помогает им в создании хорошей доброй семьи. Руфь ведь была замужем, о ней не сказано, были у нее дети или нет; скорее всего, что не было. А здесь Господь благословляет, и от этого брака рождается Овид - отец Иессея, отца Давидова.

Таким образом, Руфь входит в родословие царя Давида. Книга оканчивается так: "И вот род Фаресов (а Фарес родился, как вы помните, от нарушения закона ужичества, когда Иуда вошел к своей невестке Фамари; там закон нарушен - здесь он исполнен, и наступает духовное равновесие между двумя событиями в Иудее)".

Итак, какова символика книги? Ближайший родственник, который не может жениться на Руфи, - это указание на закон, который не может спасти грешника, даровать ему жизнь (ветхий закон). Сам Вооз, который готов выкупить Руфь, поскольку другой родственник не может это сделать, символизирует Христа (преломление хлеба), т.е. делает то, чего не может сделать закон: избавляет человека от греха проклятия и смерти. Руфь, не принадлежавшая к избранному народу, является прообразом нас

- христиан из язычников.

Есть в книге три женских образа: Орфа (образ мирской женщины, сердце которой принадлежит ее стране и ее богам; она символизирует человека, предпочитающего славу и богатство мира славе и богатству во Христе); Руфь (женщина, исполненная веры и любви, которая готова покинуть землю свою, чтобы услужить Богу Живому; она являет собой человека, который добровольно избирает Иисуса Христа: "Твой Бог будет моим Богом" и обретает больше того, что он отдал); Ноеминь (личность отпавшая и возвратившаяся, покинувшая на время землю своего Бога, чтобы жить во вражеской стране; она символизирует собою человека, который сворачивает с доброго пути, но после испытаний в земле Моавитской, в мире, снова возвращается к Богу).

Особая черта этой исторической книги: в ней нет ни капли пролитой крови. Почти во всех исторических книгах кровь льется рекой, кроме Песни Песней. Здесь же нет ни одного жесткого действия, все происходит в мире, согласии и любви.

Книги Царств

Перед эпохой книги Царств мы видим Израиль, представляющий собой уникальное для древнего мира явление. Этот единственный народ, который исповедует единобожие, отличается редким типом государственного устройства, получившего впоследствии название амфиктионии, т.е. добровольной равноправной конфедерации племен, имеющих своим центром общую святыню (Ковчег завета).

Была ли скиния в период судей? Возможно, была. Но многие исследователи ветхозаветного текста считают, что скиния, о которой мы читаем в Исходе, - это позднейшее явление, существовавшее в то время, когда во славе уже был храм Соломонов. Невозможно считать, что великая святыня, которая находилась в храме Соломоновом, была в небрежении в то время, когда Израиль ходил в пустыне. Скиния была, о ней говорили, но ее великолепие (золото, виссон и т.п.) трудно представить в услових пустыни. То есть великолепие это - принадлежность храма Соломонова, его блеска. Это одно из исследований последних времен, хотя для нас и не имеет особого значения, сколько там было золотых столбов и т.п. Для нас важно, как поклонялись Богу: был жертвенник, был кадильный алтарь, было семь хлебов предложения, семисвечник, были жертвы, святое святых. Священник остается священником независимо ни от чего, в том числе и от того, как он одет.

Во времена книги Судей власть в Израиле принадлежала одному Богу. Израильтяне избирали особых людей (судей), которые помогали им в конфликтах с соседями, набегах вражеских племен. Однако со временем израильтяне стремятся быть похожими на другие народы и начинают требовать установления монархии. Около 1030 г. до Р.Х. последний из судей - пророк Самуил - после долгих колебаний помазывает на царство Саула. Однако будучи царем, Саул не исполняет возложенную на него миссию, поэтому Самуил, исполняя волю Божию, помазывает на царство юношу по имени Давид из колена Иудина.

После гибели Саула (1010 г.) Давид становится полноправным царем Израиля. Ему удается избавить страну от внешней военной угрозы. Давид переносит скинию в древний город Иерусалим, который становится с тех пор политическим и религиозным центром Израиля (кстати говоря, в эти дни Иерусалим празднует свое 3000-летие).

После смерти Давида при его сыне Соломоне (970-931 гг.) Израиль достигает наибольшего политического могущеста. К нему со всего мира несут дары, он заключает отношения со всеми известными странами, и Израиль становится империей, хотя и небольшой, к которой присоединяются многие государства Ближнего Востока.

Соломон возводит в Иерусалиме великолепный храм, который заменяет собою скинию (она находится отныне в особом помещении, именуемом Святая Святых). Но несмотря на культурный подъем, в правлении Соломона назревают явно негативные тенденции: увеличивается бремя налогов, народ нищает, хотя царство процветает. Распространяются иноземные культы, которые постепенно начинают вытеснять почитание истинного Бога. Это в конечном счете обораичвается утратой политического могущества, территориальным разделением и религиозно-нравственным упадком.

Это первая эпоха - эпоха ранней монархии - с 1060 до 931 г. (Саул, Давид, Соломон - каждый правил по 40 лет).

Вторая эпоха - эпоха разделенных царств (книги 3 и 4-я Царств, 2-я Паралипоменон, книги пророков Амоса, Осии, Исаии, Михея). После смерти Соломона вспыхивает мятеж под предводительством Иеровоама, в результате которого 10 колен Израилевых становятся самостоятельными - образуется государство Эфраим, или Ефрем, т.к. важнейшую его часть составляет удел колена Ефремова. Иначе оно называется Северным Израильским царством. Во главе этого царства встал Иеровоам.

Иудейское, или Южное царство, основу которого составляло колено Иудино, продолжает находиться под властью царей династии Давида. Отношения между разделенными царствами остаются очень напряженными.

Население северного царства находится под сильным политическим влиянием окружающих народов, особенно Финикии, которая пытиается подчинить Эфраим своему влиянию. Засилию языческих культов пытаются противостоять пророки, возвещающие волю Божию. С 9 века это две главные фигуры - пророки Илия и Елисей.

В Иудею также проникают политические культы, но в значительно меньшей мере. В 740 г. в Восточном Средиземноморье начинаетсмя экспансия Ассирии, которая достигает в то время наибольшей военной мощи. Как в Северном царстве, так и в Иудее пророки Амос, Осия, Исаия, Михей постоянно напоминают иудеям, что причина надвигающихся бедствий состоит в неверности народа своему Богу, в утрате истинной веры и нравственном развращении. Однако их предупреждения остаются без внимания либо имеют очень кратковременное действие.

В середине 700-х годов ассирийцы захватывают значительную часть Северного царства. После недолгого перемирия нашествие возобновляется, и в 721 г. после трехлетней осады происходит захват Ассирией столицы Северного царства Самарии. Северное царство прекращает свое существование навсегда. Часть населения депортируется во внутренние районы Ассирии с целью искусственной ассимиляции.

Следующая эпоха - конец Иудейского царства 4-я Царств, 2-я Паралипоменон, пророки Софония, Наум, Аввакум, Иеремия - с 1 по 39 главу, Иезекииль (721-586 гг.). Угроза ассирийского завоевания чудом минует Иудейское царство. Иудея остается единственной страной, где продолжает сохраняться религия откровения. Отсюда и название иудейской веры и иудаизма.

Однако несмотря на короткие периоды религиозного возрождения, в целом в Иудее продолжается нравственный и религиозный упадок. В политическом отношении Иудейское царство остается в роли религиозного буфера между двумя враждующими государствами - Ассирией и Египтом. Формальная самостоятельность Иудеи оборачивается постоянноЙ политической зависимостью от обоих государств.

Ослабление Ассирии во второй половине 7 века сопровождается возвышением Вавилонии и Мидии. К 606 г. Ассирия окончательно завоевана Вавилонией, которая продолжает экспансию на запад. Одновременно с возвышением Вавилона происходит новый подъем в движении пророков Иудеи: Софонии, Наума, Аввакума, Иеремии, Иезекииля. Они призывают народ Божий к обращению, к исправлению неправедной жизни, предупреждают о завоевании и обнадеживают тем, что спасется благословенный остаток Израиля.

Вавилонский царь Навуходоносор (605-562 гг.) начинает захват Иудеи и в 597 г. овладевает Иерусалимом. После неудачной попытки иудейского царя Седекии поднять восстание Иерусалим подвергается новой осаде и в 587 г. взят штурмом. Большая часть зданий Иерусалима разрушена, включая храм. В 586 г. начинается великое переселение Израиля в Вавилон. Седекию, ослепленного, ведут туда же.

Такова вкратце история книг Царств. На экзамене нужно рассказывать не отдельно о каждом царе, но дать сжатую характеристику эпохи.

Кратко о 1 и 2-й книгах Царств. В еврейской Библии они носят название книг пророка Самуила, а книги Царств составляют первоначально один большой исторический труд. В Септуагинте эти книги были разделены на 1, 2, 3 и 4-ю; в Вульгате они названы книгами Царей, а позднее они существуют в латинской Библии под двумя видами: 1 и 2-я называются книгами Самуила, а 3 и 4-я - книгами Царей. В русском переводе существуют четыре книги Царств.

Период времени, который охвачен в этих книгах - от Самуила до восстановления теократии при Давиде. Составители книги нигде не называются, однако должна быть основательная причина, чтобы приписать эти книги Самуилу. Возможно, он составил часть этих книг (это бесспорно); вторая часть не может принадлежать ему, т.к. он уже не жил в это время. Как Моисею приписываетя все Пятикнижие, так и здесь еврейская традиция приписывает Самуилу все книги Царств, хотя ясно, что он не мог их все написать. Его смерть упоминается в 1 Цар. 25.

О том, что Самуил писал эти книги, а также пророки Нафан и Гад, мы узнаем из книги 1 Паралипоменон, которая как бы продолжает эту эпоху. В то время также были писцы и секретари. Возможно, что пророки Нафан, Гад, Иеремия или Ездра продолжили то, что наметил в свое время Самуил.

Подлинность книг подтверждается рядом цитат, которые приводятся в Евангелии от Матфея, в Деяниях, Послании к Евреям и др. новозаветных книгах.

Главная тема книг Царств - верность Богу и наказание за отступление от этой веры. Обетование в верности остается нерушимым, несмотря на неверность духовных и политических вождей Израиля. В силу верности Своему обету Господь заменяет первосвященника Илию и царя Саула верным Ему священником Самуилом и царем Давидом.

1 Цар. состоит из следующих разделов:

1) история юности Самуила, гибель дома Илии, история Ковчега и судоуправление Самуила;

2) эту часть мы называем общим словом "Саул" (главы 8-15);

3) "Давид" (главы 16-31). Заканчивается этот раздел поражением и смертью Саула. Давид только вступает на политическую сцену, а главные действующие лица - Самуил и Саул.

Неизвестно, как бы стала развиваться духовная история Израиля, если бы не новое потрясение, которое всколыхнуло все колена израильские: появились претенденты на израильские земли

- филистимляне. При Самсоне они терпели поражение, а примерно около 1080 г. начали решительное наступление на восток, тесня кк израильские, так и хананейские племена. По свидетельствам других источников, филистимляне были одними из потомков исполинов, погибших в водах потопа.

Противостоять филистимлянам в Израиле было практически некому. Потомки Гедеона истребили друг друга в междоусобицах. Израильтяне предпринимают отчаянную попытку сохранить свою независимость и обращаются за помощью к хранителям Ковчега - левитам. До сих пор спорен вопрос о том, были ли все левиты потомками Левия или они принадлежали к разным коленам. Однако сам Илий и его сыновья были потомками Левия. Его сыновья Офни и Финеес носили имена типично египетские, а не израильские. Прославил это семейство священник Илий, который хранил Ковчег завета.

В критический момент левиты, желая вдохновить израильское войско, несут Ковчег завета перед собой, чтобы тем самым показать, что Бог с ними. Но первая же встреча с войсками филистимлян оказывается роковой - Ковчег становится их добычей. Филистимляне ликуют, думая, что пленили самого Бога евреев.

Престарелый Илий, в тревоге ожидавший известий с поля боя, был потрясен сообщением, которое принес ему воин, и скоропостижно умер. С этого времени господство филистимлян становится прочным и окончательным. По городам расставлены их гарнизоны, повсюду хозяйничают сборщики дани. Переживающий глубокий духовный кризис Израиль оказывается лишенным и политической независимости.

Мы не знаем, сколько продолжалось господство филистимлян. Библия говорит нам о том, что во главе духовной жизни Израиля встал великий судья и пророк Божий Самуил. Именно он явился основателем так называемой школы пророков. Впервые мы видим на религиозном фоне израильской жизни так называемых сынов пророческих (слово "наби" означает "вестник воли Божией"). Но если раньше ясновидцы и прорицатели выступали как одинокие посланники неба, то теперь они собираются в группы для Богослужения и изучения Писания, призывая народ к верности Богу Отцу.

Перед нами образ руководителя этой общины - пророка Божия Самуила. Он родился от женщины по имени Анна. Ее мужа звали Елкана. Это были благочестивые люди, приносившие жертву Богу. Анна была неплодна и очень огорчалась. Историю с Анной вы помните: она плакала, а Илий думал, что она пьяна, и обещал, что Господь исполнит ее прошение. Перед нами образец чистой, доброй молитвы. Через некоторое время Анна зачала и родила сына, которому дала имя Самуила что значит "испрошенный от Бога Саваофа"). По обету она посвятила этого младенца на служение Господу: "О сем дитяти молилась я, и исполнил мне Господь прошение мое, чего я просила у Него; и я отдаю его Господу на все дни жизни его, служить Господу. И поклонилась там Господу". Анна пришла в Силом и оставила Самуила там при Ковчеге. Почитайте знаменитую песнь Анны: "Возрадовалось сердце мое в Господе; вознесся рог мой в Боге моем; широко разверзлись уста мои на врагов моих, ибо я радуюсь о спасении Твоем" - явная перекличка с "Величит душа моя Господа..."

Отрок Самуил живет в Силоме, вокруг него течет жизнь других людей - священников, потомков Илия, занимающихся очень непригялдными вещами. Грех этих молодых людей перед Господом был так велик, что они отвращали от жертвоприношений Господу. "Когда кто приносил жертву, отрок священнический, во время варения мяса, приходил с вилкой в руке своей и опускал ее в котел, или в кастрюлю, или на сковороду, или в горшок, и что вынет вилка, то брал себе священник. Так поступали они со всеми Израильтянами, приходившими в Силом". Иными словами, обворовывали людей, а также совершали другие безнравственные поступки - например, вступали в интимные отношения с женщинами, приходившими для принесения жертвы.

"И пришел человек Божий к Илию и сказал ему: так говорит Господь: не открылся ли я дому отца твоего, когда еще были они в Египте, в доме фараона?.. Для чего же вы попираете ногами жертвы Мои и хлебные приношения Мои, которые заповедал Я для жилища Моего... Посему так говорит Господь Бог Израилев: Я сказал тогда: "дом твой и дом отца твоего будут ходить пред лицем Моим вовек". Но теперь говорит Господь Господь: да не будет так, ибо Я прославлю прославляющих Меня..." (читайте до стиха 36).

Самуил возвещает судьбу дома Илия, которую открыл ему Господь, на что Илий говорит: "Он - Господь; что Ему угодно, то да сотворит". Престарелому Илию уже все равно, что будет. Здесь очень поучительный момент: от нечестия родителей страдают дети; в данном случае мы не видим, чтобы Илий был нечестивым, он был священником, но он допустил нечестие своих детей, т.е. не воспитал их как следует и смотрел сквозь пальцы на их беззаконие. У него не было сил или желания поставить своих сыновей на место, одернуть их. За это был наказан и он сам, и все его потомство. Потому что так сказал Господь Самуилу: "Вот, я сделаю дело в Израиле, о котором кто услышит, у того зазвенит в обоих ушах. В тот день я исполню над Илием все то, что Я говорил о доме его; Я начну и окончу; Я объявил ему, что Я накажу дом его на веки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их".

Дальше происходит событие, о котором мы уже говорили: Ковчег захвачен филистимлянами; узнав об этом, Илий падает с седалища навзничь у ворот, ломает себе хребет и умирает, "ибо он был стар и тяжел". "Был же он судьею Израиля сорок лет".

Филистимляне принесли Ковчег в город Азот и поставили в храм бога Дагона. "И встали Азотяне рано на другой день, и вот, Дагон лежит лицем своим к земле пред ковчегом Господним". Вы помните, что у филистимлян начинаются и другие несчастья: появились раны и наросты на теле, по их полям стали бегать мыши, все истребляя. Перст Божий карал их за то, что они взяли святыню Господню. Тогда они возвращают Ковчег, сделав по числу владетелей Филистимских пять наростов золотых и пять мышей золотых, "ибо казнь одна на всех вас и на владетелей ваших; итак сделайте изваняния наростов ваших и изваяния мышей ваших, опустошающих землю, и воздайте славу Богу Израилеву; может быть, Он облегчит руку Свою над вами... И сделали они так: и взяли двух первородивших коров и впрягли их в колесницу, а телят их удержали дома; и поставили ковчег Господа на колесницу и ящик с золотыми мышами и изваяниями наростов. И пошли коровы прямо на дорогу к Вефсамису..." - то есть Ковчег был возвращен израильтянам.

Здесь явное чудо. Коров, на которых не было ярма, впрягли в колесницу. Мы знаем, что такое необъезженный конь, вол или корова - они могут сделать все что угодно. Но здесь Сам Господь ведет их Своим Промыслом в стан израильский. И дикие животные приходят куда нужно.

"И пришли жители Кириаф-Иарима, и взяли ковчег Господа, и принесли его в дом Аминадава, на холм, а Елеазара, сына его, посвятили, чтобы он хранил ковчег Господа. С того дня, как остался ковчег в Кириаф-Иариме, прошло много времени, лет двадцать. И обратился весь дом Израилев ко Господу". После этого Самуил призывает весь дом Израилев к покаянию: "Удалите из среды себя богов иноземных и Астарт и расположите сердце ваше к Господу, и служите Ему одному, и Он избавит вас от руки Филистимлян. И удалили сыны Израилевы Ваалов и Астарт и стали служить одному Господу (...) И был Самуил судьею Израиля во все дни жизни своей: из года в год он ходил и обходил Вефиль, и Галгал и Массифу и судил Израиля во всех сих местах; потом возвращался в Раму; ибо там был дом его, и там судил он Израиля, и построил там жертвенник Господу" (1 Цар. 7).

Самуил являет собою судью не над одним коленом, а над всем племенем Израилевым. Он сумел своим авторитетом объединить Израиль и сделать его готовым к принятию монархии.

Как вы помните, первым царем поставлен Саул: "И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу в Раму, и сказали ему: вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов. И не понравилось слово сие Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы судил нас. И молился Самуил Господу. И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят о тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними (эти слова надо знать наизусть); как они поступали с того дня, в который я вывел их из Египта, и до сего дня, оставляли Меня и служили иным богам, так поступают они с тобою; итак послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними. И пересказал Самуил все слова Господа народу, просящему у него царя, и сказал: вот какие будут права царя, который будет царствовать над вами: сновей ваших он возьмет и приставит к колесницам своим..., дочерей ваших возьмет, чтобы они составляли масти..., и поля ваши и виноградные и масличные сады ваши лучшие возьмет, и отдаст слугам своим; и от посевов ваших и из виноградных садов ваших возьмет десятую часть..., и рабов ваших и рабынь ваших, и юношей ваших лучших, и ослов ваших возьмет... И восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам тогда. Но народ не согласился послушать голоса Самуила, и сказал: нет, пусть будет царь над нами, и мы будем как прочие народы: будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести войны наши" (1 Цар. 8).

Кто такой Саул? "Был некто из сынов Вениамина, имя его Кис, сын Авиила, сына Церона, сына Бехорафа, сына Афия, сына некоего Веиамитянина, человек знатный. У него был сын, имя его Саул, молодой и красивый, и не было никого из Израильтян красивее его; он от плеч своих был выше всего народа" (1 Цар. 9,1-3). Это краткая характеристика Саула. То есть первое, что отличает Саула, - это внешняя красота. Про Давида будет сказано совсем другое.

Саул пас ослиц у своего отца. Господь указывает Самуилу на Саула, и Самуил беседует с ним, чтобы выяснить, кто же перед ним, каково его состояние души. "И взял Самуил Саула и слугу его, и ввел их в комнату, и дал им первое место между званными, которых было около тридцати человек. ...И обедал Саул с Самуилом в тот день. ...Утром встали они так: когда взошла заря, Самуил воззвал к Саулу на кровлю и сказал: встань, я провожу тебя. И встал Саул, и вышли оба они из дома, он и Самуил. Когда подходили они к концу города, Самуил сказал Саулу: скажи слуге,чтобы он пошел впереди нас, - и он пошел вперед; - а ты остановись теперь, и я открою тебе, что сказал Бог. И взял Самуил сосуд с елеем и вылил на голову его, и поцеловал его, и сказал: вот, Господь помазывает тебя в правителя наследия Своего [в Израиле, и ты будешь царствовать над народом Господним и спасешь их от руки врагов их, окружающих их, и вот тебе знамение, что помазал тебя Господь в царя над наследием Своим]". Знамением было то, что нашлись ослицы, которых Саул искал. "Как скоро Саул обратился, чтоб идти от Самуила, Бог дал ему иное сердце, и сбылись все те знамения в тот же день. Когда пришли они к холму..., сошел на него Дух Божий, и он пророчествовал среди них. Все знавшие его вчера и третьего дня, увидев, что он с пророками пророчествует, говорили в народе друг другу: что это сталось с сыном Кисовым? неужели и Саул во пророках? И отвечал один из бывших там и сказал: а у тех кто отец? Посему вошло в пословицу: "неужели и Саул во пророках"? И перестал он пророчествовать, и пошел на высоту".

Господь зримо почил на Сауле, и благодать, которая его коснулась, проявилась внешне. Этим начинается царствование Саула - сначала славное, а затем, к сожалению, пришедшее в полное расстройство, потому что Саул отошел от истинного Богопочитания. Было два момента: он самолично вознес жертву и преслушался слов Самуила. И Дух Господень отошел от него, а господствовать им стала темная сила. Видимо, те нравственные инстинкты, которые царили в его роде (колено Вениаминово), проявлялись в нем в полной мере. Саул в самом прямом смысле понимал, что занимает свой пост вне благодатной помощи Божией. Но он был царь и обязан был вести народ. Но его подозрительность, мнительность, его нечестие все больше отдаляли его от народа и от Самуила.

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Предыдущая лекция || Вернуться на главную || Следующая лекция